Как научить ребенка быстро читать ???? в 1 классе: упражнения по скорочтению для 6-7 лет

Фундамент быстрого чтения

У ребёнка необычайно сильна образная память. Для восприятия информации и активизации познавательной способности нужно развивать воображение школьника, так как яркие образы помогают лучше запомнить материал. Тренированное воображение – значительный шаг на пути к успешному обучению в школе.

Скорочтение развивает концентрацию внимания, организованность, что способствует длительному запоминанию и лучшему восприятию сути материала.

Скорость достигается благодаря умениям:

  • Распознавание слов без проговаривания.
  • Отказ от механического повторения.
  • Увеличение зрительного восприятия.
  • Концентрация внимания.
  • Сканирование читаемого текста.

НА ДЕТЯХ НЕ ЭКОНОМЯТ

10-летний Миша Данченко довольно крупный, рослый мальчишка. Любит кататься на коньках. Хочет быть летчиком или банкиром. Третий класс он закончил круглым отличником. Читает 230 слов в минуту – выше нормы для третьеклашки. В новом учебном году планку решил не опускать – начал его с одних пятерок. Мама Валентина до сих пор с удивлением вспоминает, как в первом классе, когда почти все ребята уже сносно читали, ее ребенок и двух слов связать не мог.

– Буквы знает, слоги складывает, а собрать из них слово – ступор какой-то, психологический барьер у него, – рассказывает она.

Решили отдать семилетнего тогда Мишу в домодедовскую школу скорочтения. И вот чудо: после второго занятия ребенок начал читать.

– Что за фокусы? – разводит руками Валентина. – Сын еще и почерк подтянул, полюбил арифметику, стал грамотно формулировать мысли.

– Ничего удивительного, – отвечает руководитель школы скорочтения и развития интеллекта в Реутове Мария Соколова. – В обычной школе дают объемы знаний, факты. А как их запоминать и правильно усваивать информацию, не рассказывают. Поэтому в наших школах с детьми не учат таблицу Менделеева и не зубрят правителей Древней Руси. Мы даем механизмы, чтобы дети сами запоминали информацию. Скорочтение – это не просто быстрое, а осознанное чтение, развитие всех блоков памяти: внимания, мышления.

Мама Миши Данченко не осуждает российскую систему образования и на школьного учителя не жалуется.

– В классе 32 человека, – говорит Валентина

– Разве всем в голову вобьешь информацию, проследишь, чтобы она усвоилась, уделишь внимание?. По ее мнению, отличником Миша стал только благодаря дополнительным занятиям в школе развития интеллекта, где вместе с ним в группе занимается еще 3–5 человек

Хоть 9000 руб. ежемесячно и бьют по семейному бюджету, но Валентина не устает повторять: «На детях не экономят»

По ее мнению, отличником Миша стал только благодаря дополнительным занятиям в школе развития интеллекта, где вместе с ним в группе занимается еще 3–5 человек. Хоть 9000 руб. ежемесячно и бьют по семейному бюджету, но Валентина не устает повторять: «На детях не экономят».

Формируем привычку читать книги с младенчества

В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):

Личный пример

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни

Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.

Яркие иллюстрации

Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.

Регулярное чтение

Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.

Возможность выбора

Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.

Ограничение просмотра TV

Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.

«Клиновидные таблицы»

Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.

Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

Нормативы скорости чтения для 1-4 класса (количество слов в минуту)

Интересный факт! По Книге рекордов Гиннесса за 1990 год самым быстрым чтецом в мире был объявлен Говард Берг (Howard Berg), который заявил о результате 25 000 сл/мин. Внешне такое чтение должно выглядеть как обычное перелистывание страниц. Но в достоверности этого рекорда еще в 1990-е годы возникли сомнения, и в итоге Говарду запретили рекламировать его курсы скорочтения.

Более реалистичные данные были получены Рональдом Карвером (Ronald Carver) — профессором Университета Миссури в Канзас-Сити, который исследовал быстрое чтение в 1980-х годах. Для испытаний он пригласил победителей профильных конкурсов, редакторов журналов и газет — словом, людей, которые умеют быстро работать с текстами. Но в итоге оказалось, что при понимании текста хотя бы на 75% никто из участников не смог преодолеть барьер 600 сл/мин. Да, этот результат намного выше среднего, но от рекорда он очень далек. Вероятно, примерно на такой показатель и стоит рассчитывать, осваивая технику скоростного чтения.

Причины плохой техники чтения

Чтобы расширить лексикон, читайте больше книжек, рассматривайте вместе картинки, проговаривайте кто/что на них изображено и что происходит.

Обсуждайте детские фильмы и мультфильмы, давайте оценку действиям героев, просите ребенка самому подумать и рассказать почему герой так поступил и правильно ли он сделал.

Проблемы с артикуляцией. Возможно, ребенку трудно выговаривать отдельные звуки, например, сочетания согласных.

Как помочь? Используйте скороговорки, небольшие стишки, присказки. Сначала стоит потренироваться произносить их медленно, затем увеличивать темп.

Займитесь артикуляционной гимнастикой обязательно тренируйтесь вместе с ребенком, показывайте пример. И все слова, которые выговаривать пока не получается обязательно записывайте и постоянно к ним возвращайтесь.

У ребенка рассеяно внимание. Он не сосредотачивается на тексте, отвлекается

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия напоминали игру. О многих игровых методиках вы можете узнать из материала как легко научить ребенка считать в уме.

Следующие упражнения помогают и лучше читать, и сосредоточиться. Читайте вместе с ребенком чаще, делайте это когда он спокоен, не перевозбудился; заинтересуйте его книгой, расскажите начало сказки и предложите прочитать вместе, что было дальше. Обязательно следите за своим произношением и расстановкой ударений!

Главное – маленький читатель должен сам захотеть почитать хоть немного.

После того, как вам удалось сосредоточить внимание на книге (спустя 2 или 3 закрепляющих занятия) попросите ребенка читать со включенной музыкой, сначала очень тихой и без слов. Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном

Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном.

Если ребенку совсем тяжело это дается, возможно вы упустили какой-то важный момент в развитии этого навыка, прочитайте как нужно учить читать по слогам.

Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения.

Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.

Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения.

Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке

Медлительность

Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.

Дислексия

Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.

Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.

Дизартрия

Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.

Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.

Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.

Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.

Книги по скорочтению для детей

Делимся списком литературы, которая поможет самостоятельно освоить скорочтение или научить этому полезному навыку своего ребенка:

1. «Скорочтение для детей 10-16 лет. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» Шамиль Ахмадуллин.

2. «200 текстов для обучения скорочтению. Тренажёр для автоматизации навыка» Гюзель Абдулова.

3. «Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее» Питер Камп.

4. «Скорочтение» Геннадий Быстров.

5. «Никиткины истории. Книга-тренажер для увеличения скорости чтения младших школьников» Рената Кирилина и Сергей Кирилин.

6. «Быстрое чтение за 10 дней» Эбби Маркс-Бил.

7. «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение» Гюзель Абдулова.

8. «Скорочтение» Андрей Андреев.

9. «Развитие мозга» Роджер Сайп.

10. «Книгоед. Курс скорочтения» Юрий Жданович.

Упражнения для детей

В этом разделе мы подобрали ТОП-5 упражнений для увеличения скорости чтения у детей. В отличие от просмотра текста по диагонали и других «взрослых» методик они подойдут даже для ребенка, который только-только научился читать. В данном случае наша цель — увеличить не столько скорость, сколько продуктивность чтения и способность сосредотачиваться на задаче.

Популярные упражнения:

1. «Следи за строкой»

Во время чтения ребенок должен вести пальцем или карандашом вдоль каждой строчки, отслеживая свой взгляд. Это помогает устранить возвратные движения глаз, не перескакивать со строки на строку и не возвращаться назад.

2. «Пройди лабиринт»

Дети любят решать головоломки, в которых нужно найти выход из запутанного лабиринта. Предложите ребенку пройти очередной такой лабиринт, отслеживая путь только глазами — без помощи рук. Это упражнение тренирует способность не отвлекаться от задачи, концентрируясь на ней длительное время.

3. Техника «Сбор урожая»

Эта методика скорочтения для детей была предложена Павлом Палагиным. Она помогает усвоить прочитанный материал и перевести его из оперативной памяти в долговременную. Суть техники: ребенок после прочтения каждого смыслового блока должен сделать паузу, отвернутся от текста и представить его в виде образов или схем. После этого он кратко рассказывает о прочитанном в 1-2 предложениях и продолжает дальше.

4. «Непослушная книжка»

В этом упражнении нужно читать тексты, которые находятся с разных сторон от читателя. Ребенку можно объяснить, что книжки тоже иногда шалят и не хотят лежать спокойно. Подобные методики часто используются в обучении скорочтению онлайн, но они также удобны и для домашнего использования.

5. «Отыщи слово»

Это одно из самых простых упражнений на внимательность и умение вычленять из текста нужную информацию. Ребенку нужно предложить игру: отыскать на странице книги определенное слово и посчитать, сколько раз оно упоминается.

Как научить ребенка читать бегло

Обучение быстрому чтению предполагает сразу несколько этапов, каждый из которых важен. Сначала нужно проработать первичные навыки работы с текстом, чтобы научить ребенка читать на скорость, так как именно это лежит в основе любых методик скорочтения. Чтобы ученик смог быстрее работать с текстом, нужно исправить самые распространенные недостатки, которые встречаются у детей чаще всего:

чтение по слогам. Нужно постепенно приучать малышей читать слова целиком, ведь послоговое чтение негативно сказывается на скорости воспроизведения и восприятия текстовой информации.
недостаточная концентрация во время чтения

Если школьники постоянно отвлекаются, то им сложно улавливать смысл произведения, поэтому нужно тренироваться сохранять внимание в процессе ознакомления с книгой. В противном случае ученик постоянно будет возвращаться к уже прочитанной части, так как потерял нить повествования

Это также будет существенно замедлять скорость чтения.
проговаривание слов про себя. Нужно стараться подавлять внутреннюю артикуляцию, иначе не удастся добиться такой скорости чтения, которая была бы быстрее скорости устной речи.

Когда период работы над ошибками пройден, можно переходить к изучению просмотрового чтения. На этом этапе нужно расширить угол зрения и научить ребенка читать текст не построчно, а целыми блоками. Для этого придется отказаться от привычки концентрироваться на какой-либо конкретной строке. Этот период является самым сложным

при обучении скорочтению, но именно он позволяет научиться усваивать целую страницу текста за несколько секунд.

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста

Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту

Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство

Визуализация

Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона

Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О»

Чаепитие к буквами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки — азбуку.

Магнитные развлечения

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

Как научить ребенка быстро читать: 5 эффективных упражнений

Современный человек должен усваивать информацию очень быстро: уже в школе дети сталкиваются с колоссальной нагрузкой в виде большого количества уроков, внешкольных занятий, домашней работы.

Сейчас всё больше набирают популярность курсы ментальной арифметики, мнемотехники и скорочтения. Однако многие навыки можно легко развить в домашних условиях. В данной статье мы поговорим о том, как научить читать быстро ребенка в 1 классе и не только.

Почему мы решили остановиться именно на обучении чтению? Во-первых, читать быстро и при этом внимательно – залог успеха в учебе и работе. Этому вопросу, кстати, посвящена наша статья. Во-вторых, дети часто не читают, так как этот процесс кажется им скучным и долгим. На самом деле, причина в низкой скорости, трудности понимания текста и запоминания деталей.

Обучение скорочтению позволяет решить все эти проблемы. А если вы еще и сможете подобрать интересные книги, то дети без сомнения проникнутся любовью к чудесному миру литературы.

Ниже описаны 5 простых, но эффективных упражнений, которые помогут повысить скорость чтения

Важно, что скорочтение – это способность не только пробегать текст глазами быстро, но и понимать всё прочитанное. Поэтому не усложняйте упражнения (в описании каждого из них вы найдёте соответствующие опции), пока не научитесь после быстрого прочтения пересказывать текст близко к исходному (мы рекомендуем начать с половины страницы)

Ключевые навыки для высокой скорости чтения

Некоторые навыки можно и нужно тренировать в любом возрасте — они будут полезны как ребенку, так и взрослому:

способность фокусировать внимание и не отвлекаться;
широкое поле обзора, развитое периферическое зрение;
умение структурировать информацию, выделять главное;
большой объем оперативной памяти;
высокая скорость мышления.

Занятия на развитие этих качеств можно проводить как параллельно с обучением скорочтению, так и отдельно. В младшем возрасте они подготовят ребенка к школе, а школьникам и взрослым помогут быстрее обрабатывать текстовый материал и лучше усваивать прочитанное.

Кроме того, практически все эти навыки тесно связаны друг с другом и развивая один из них, можно прокачать другие. Например, когда мы учимся структурировать информацию, параллельно мы его и запоминаем — так память становится лучше, а скорость мышления увеличивается.

Кто читает быстрее всех?

В контексте сегодняшней темы было бы весьма логично выяснить, кто же в мире читает быстрее всех? А вот тут все совсем неоднозначно. Притом, что единица измерения скорости чтения вполне очевидна, и любой текст можно измерить в количестве слов или знаков без пробелов, степень сложности различных текстов существенно отличается.

Понятно, что даже самый быстро читающий человек одолеет текст на знакомую ему тему быстрее, чем на неизвестную. Кроме того, скорочтение предполагает скорость без ущерба качеству понимания текста, а понять текст из чужой для вас области знания задача не из легких. Именно поэтому оказалось достаточно сложно прописать четкую процедуру фиксации рекорда.

Так,  «Книга рекордов Гиннеса», в конце концов, отказалась от идеи фиксировать рекорды скорочтения, хотя и успела объявить в 2013 году рекордсменом Говарда Стивена Берга из США, показавшего скорость чтения 25 тысяч слов в минуту. Желающие могут посмотреть интервью с победителем:

Тем не менее поиск стандартов скорочтения продолжился. В 2015 году Всемирная федерация психического спорта « Мемориад» установила правила для «Стандартов мировых рекордов по скорочтению», чтобы предотвратить разногласия и неоднозначные трактовки результатов подобных попыток [].

В частности, правилами установлено, что желающие «пойти на рекорд» должны читать «неопубликованный длинный новый текст, книгу или буклет, нигде ранее не встречавшийся». Текст для чтения выдается в печатном формате. По окончании чтения участник испытания должен ответить на вопросы по тексту, дабы выяснить, насколько он его понял.

Участники, чей уровень понимания прочитанного ниже 60%, дисквалифицируются, а оценка за такое «скорочтение» равна нулю. Результаты испытаний регулярно публикуются на официальном сайте Всемирной федерации психического спорта [].

Кроме того, интернет-издания регулярно делают тематические подборки, посвященные рекордам скорочтения, установленным в самых разных странах, местах и обстоятельствах . Так, Ирина Иваченко из Киева в свои 16 лет прочитала 163 333 слова за 1 минуту в присутствии группы журналистов. Предварительно она прошла подготовку по скорочтению в специализированном исследовательском центре.

В этом же центре был установлен неофициальный рекорд: Евгения Алексеенко, которой тоже было 16 лет, в присутствии двух десятков слушателей курсов прочитала 416 250 слов за минуту. Обе девушки смогли пересказать прочитанное достаточно подробно. Эти результаты были показаны в конце 80-х годов 20 века.

В России самой быстро читающей считается Светлана Архипова, школьница из Москвы. Она тоже проходила специальную подготовку по скорочтению, и ее результат составил 60 тысяч слов в минуту. В 1994 году этот результат был внесен в российскую Книгу рекордов Гиннеса. Как мы уже знаем, впоследствии «Книга рекордов Гиннеса» отказалась от идеи фиксировать рекорды скорочтения.

Не менее интересно и скорочтение под музыку. Наиболее ярким примером такого чтения можно считать рэп. Так, известный американский рэпер Эминем в 2020 году установил своеобразный рекорд скорочтения под музыку, прочитав за 30 секунд 229 слов . Этот результат был достигнут во время исполнения им известной композиции Godzilla.

Хотите попытаться приблизиться к этим результатам? Тогда дерзайте! Точнее, приступайте к тренировкам и работе над таким важным soft skill как скорочтение.

Игры

Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.

Учим буквы

Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.

Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.

Начать можно с таких:

Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.

Читай по первым буквам

Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.

Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.

Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.

Найди букву

Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.

В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.

Собири слова из букв

Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.

Читаем слоги

Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.

В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.

Настольные игры

Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.

Распечатайте для занятия такие ходилки:

Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.

Читаем вместе

Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась

Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас

Как освоить скорочтение в домашних условиях

Сейчас есть большое количество специализированных курсов, которые обучают этому навыку. Длительность программы может составлять 2-6 месяцев. Можно найти бесплатные курсы и в интернете, для этого есть специализированные сайты, на которых подробно выложены программы обучения.

Можно ли научиться скорочтению дома – вопрос очень сложный и во многом зависит от ребенка и его способностей. Учиться в реальных условиях для школьника будет проще, так как у детей в этом возрасте развить соревновательный признак. Многим детям заниматься легче под присмотром педагога, который может подсказать, направить и помочь в этом.

Разминка «2–3–5»

Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.

Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.

На последнем этапе упражнения по обучению скорочтению вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.

<<Форма демодоступа>>

Построение занятия

Чтобы ребенок научился быстро читать и понимать прочитанное, следует включать в ежедневные тренировки несколько типов упражнений.

Можно воспользоваться примерным планом урока.

  1. Разминочная часть. Ребенок читает вслух небольшой фрагмент текста (оптимальная длина – около ста слов), затем отвечает на вопросы родителя по его содержанию. Также в качестве разминки можно проговаривать скороговорки и чистоговорки, рекомендуется делать это двумя способами: шепотом и громко.
  2. Работа с таблицей Шульте или выполнение любого другого упражнения из блока на развитие бокового зрения.
  3. Работа с анаграммами или искаженным текстом, позволяющая улучшить память и развивать внимательность.
  4. Чтение перевернутого текста.

Данная структура является примерной, может быть видоизменена родителем в зависимости от того, какие с какими задачами ребенок справляется хуже.

Занятия по скорочтению помогут ребенку получить навыки, полезные для его дальнейшей жизни. Родителям предстоит выполнить непростые задачи: понять, когда школьник готов к началу регулярных тренировок, то есть читает осмысленно, а также помогать ему постепенно повышать скорость чтения, развивать память и мышление при помощи специальных упражнений.

Упражнение 1. «20 минут скорочтения»

На что направлено: снятие психологического барьера перед началом развития скорочтения.

В чём суть: Засекаем 3 минуты и читаем с комфортной скоростью. Обязательно сделайте в тексте пометку, где вы остановились. Далее читаем ещё 3 минуты, но уже в два раза быстрее, вновь делаем пометку. Затем ещё 3 минуты читаем в четыре раза быстрее: скользим глазами по строчкам, пытаясь выхватить слова (вероятно, на этом этапе пропадет понимание, но оно пока не нужно).

Далее тот же текст читаем ещё раз, но уже засекаем по 2: старайтесь каждый фрагмент «дочитывать» до нанесённых отметок. На 3 круге отводим себе уже по 1 минуте. Если сразу после упражнения измерить скорость чтения на любом тексте (читать с максимальной скоростью в течение одной минуты, а потом посчитать количество слов), то результат окажется очень радостным и вдохновляющим. Эффект кратковременный, поэтому сразу после этого упражнения следует переходить к следующим.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий