Как научить своего ребенка хорошо писать сочинения?

Действуем последовательно

Сочинение – это не просто письменная работа. Она всегда структурирована. Нельзя написать «как на душу легло», чтобы получилась работа, соответствующая критериям высокой оценки. Сочинение может быть очень глубоким и содержательным, но при этом учитель оценит его невысоким баллом, потому что написано оно, например, не точно по теме, или она раскрыта не полностью, или ребенок в процессе написания «ушел влево» – сам себя увел рассуждениями в дебри вопроса, который рассматривать не требовалось, но при этом упустил суть…

Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.

Что должен уметь учащийся, чтобы написать «правильное» сочинение?

  • Строго следовать теме.
  • Выделять ее границы.
  • Выбирать идею.
  • Составлять план работы.
  • Подбирать материалы к сочинению.
  • Соблюдать структуру плана.
  • Писать вступление и заключение.
  • Работать с черновиком.

Для получения хорошей оценки важно также, чтобы написана работа была с соблюдением норм русской современной грамматики, лексики, пунктуации, синтаксиса. То есть не содержала совсем или имела минимум незначительных ошибок

Поэтому так важно не только собрать все «ингредиенты» в нужном порядке, но и уметь внимательно переписать начисто, проверить написанное. Здесь уже нужны знания правил русского языка.

Рекомендации родителям

Не разрешайте ребёнку писать сразу в чистовик — так у вас не будет возможности проверить и направить мысль в нужное русло

Работа родителей с ребёнком на предмет тренировки навыка писать сочинение должна строиться на основании возраста вашего школьника. Но всё же есть и общие для любого класса советы:

обязательно донесите до сознания своего малыша то, что он должен внимательно записать не только тему сочинения, но и выслушать рекомендации учителя относительно требований к написанному (особенно это касается жанра работы, ведь очень часто ученик получает низкую оценку из-за того, что вместо повествования сделал описание или в описании перешёл на рассуждение);
ни в коем случае не поддавайтесь соблазну сделать работу вместо ребёнка (это его творчество, там не должно быть чужих мыслей, даже если это идеи мамы или папы!), проявите терпение, если малыш долго настраивается или несколько раз перефразирует;
используйте черновик (написание сочинения – творческий процесс, поэтому возможны ошибки, которые ребёнок захочет исправить в процессе письма или по окончании);
стимулируйте мыслительную активность ребёнка (если вашему ученику трудно сосредоточиться на какой-то теме, натолкните на какие-то сопутствующие детали, например, если нужно написать о том, как прошло его лето, напомните о самом сильном летнем впечатлении, например, походе в заброшенную пещеру);
избегайте плагиата (очень важно, чтобы ребёнок учился излагать свои мысли, даже если кто-то уже удачно высказался на эту тему, к тому же, списывая чужие тексты, школьник никогда не научится мыслить самостоятельно).

Видео с юмором: Проблемы при выборе темы для творческого задания

https://www.youtube.com/watch?v=mOw79sKo9_kVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Когда пишешь сочинение… (https://www.youtube.com/watch?v=mOw79sKo9_k)

Как научить ребенка писать изложение?

Изложение является одним из видов письменной работы, которая отражает восприятие и осмысление текста ребенком и последующего его изложение. Как правило, изложение бывает повествовательно, описательного и рассудительного характера. В текстах обычно наблюдается сочетание нескольких типов, поэтому ребенка следует учить всему сразу. В школьной программе изложение занимает промежуточное состояние между диктантом и сочинением, и нередко школьникам оно дается с трудом. Причин тому может быть несколько, начиная от скромного словарного запаса ребенка и его невнимательность, заканчивая плохой памятью и непоседливостью.

Советы о том, как ребенку научиться писать хорошие изложения:

Для того чтобы ребенок научился писать хорошее изложение необходимо подготавливать его по нескольким дисциплинам.

1.

В частности, необходимо развить его память, научить его кратко фиксировать содержание и расширить его словарный запас. Чтобы улучшить память ребенка, вам следует начать с ним учить небольшие стихотворения и чаще просить его пересказывать тексты. При этом пересказ текста базируется в основном на хорошем знании материала и частом чтении. То есть вам следует научить ребенка читать осмысленно и пересказывать суть.

2.

Чтобы научить ребенка писать изложение и кратко фиксировать содержание произведения, вам необходимо показать ему, что любой текст можно разбить на смысловые блоки, суть которых кратко записывается в нескольких словах. Так, хорошо помогает упражнение на кратковременную память. Вам необходимо прочитать ему отрывок, который вы далее вместе с ним разобьете на несколько смысловых блоков. Потом вы должны будете по одному разу зачитать эти блоки, при этом после каждого из них дайте ему несколько минут, чтобы он смог в нескольких словах зафиксировать смысл, то есть выделить суть блоков.

3.

В результате проделанной работы ближе подойдете к решению вопроса о том, как научить ребенка писать изложение, если попросите с помощью его записей воспроизвести текст. Такая тренировка позволит ему выделять в тексте самое существенное и научиться пересказывать, что для письменного изложения является половиной успеха. Также не забывайте работать над его словарным запасом, а именно стимулировать частое чтение книг, соответствующих его уровню развития, на различные темы.

Теперь вы знаете, как научить ребенка писать изложение.

Этап 1. Работаем над темой сочинения

Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание учеников. Часто бывает, что попадается изумительное сочинение, грамотное, развернутое

Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе “Евгений Онегин”»

А ученик описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, “вздоха”.  А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя

Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание”» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема “Любовная лирика Н. Некрасова” — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.

В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

  • Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева “Отцы и дети”. Какие темы сочинений могут быть предложены? “Образ Базарова в романе”, “Конфликт отцов и детей”, “Любовь в романе”, “Композиционный особенности романа” и т.д.
  • При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.
  • Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, темы “Жизненный путь Печорина”, ключевое слово — “путь”, т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии событий в жизни героя. Или “Чтение — вот лучшее учение”. Ключевые слова — “чтение”, “учение”. Значит, в  сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
  • Прием “Редактор”. Раздайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть названа тема, раскрытая в данном сочинении.

Следуем теме

Далее будут изложены приемы, с помощью которых учащихся обучают навыкам написания сочинений педагоги в школах. Но их с успехом можно применять и дома, если у ребенка возникают те или иные трудности.

Главная ошибка большинства школьников – неумение отличить широкую тему от узкой.

Педагоги для решения этой задачи применяют следующие приемы:

  • После изучения произведения просят детей предложить возможные темы. Например, в романе Тургенева «Отцы и дети» это может быть тема любви, конфликта поколений, образ главного героя, особенности композиции и т.д. Главное, чтобы темы предлагали учащиеся.
  • Теперь нужно определиться, узкая тема или широкая. Детям предлагают разобрать тему по словам и выделить из них ключевые понятия (подчеркнуть, выделить цветом, обвести). Например, тема «Жизненный путь Евгения Онегина»: ключевым словом будет «путь». То есть нужна хронология жизненных событий героя. А тема «Чтение – лучшее учение» предполагает объяснение взаимосвязи этих двух понятий.
  • Учащимся раздают уже готовые сочинения, которые написаны не по теме. Необходимо определить, почему они не соответствуют теме, какой она должна быть в конкретном случае.

Как составить план и подобрать материалы?

Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.

Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.

Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.

Умение составлять план в соответствии с темой также вырабатывается практически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.

Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.

Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.

Что может служить источником материалов?

  • Литературные произведения.
  • Другие книги.
  • Личный опыт.
  • Критические статьи.
  • Статьи, отзывы в интернете.

Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:

  • Составление таблицы, в которой расписываются основные вопросы и подбираются материалы для ответов на них.
  • Кластер. Это подбор ключевых фраз, слов и понятий, о которых в конкретной работе будет идти речь, с постепенным дополнением более конкретизированными характеристиками.
  • Работа с вопросами. Эффективна в начальной школе в качестве помощи детям. Учителя предлагают учащимся опорные вопросы по теме, ответив на которые последовательно, они смогут написать сочинение.
  • Дневник памяти. Этот прием хорош для детей, сталкивающихся со страхом чистого листа (боязнь начинать работу, неуверенность). Если ребенок выбрал идею, составил план, ему вроде все понятно, но при этом он никак не может начать работу, полезно просто выписать на черновик все, что приходит в голову по данной теме: ассоциации, примеры, цитаты, слова, мысли, события… Дальше нужно будет все это систематизировать, оформлять, но лист-то уже не чистый, страх ушел!

Как составить план и подобрать материалы?

Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.

Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.

Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.

Умение составлять план в соответствии с темой также вырабатывается практически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.

Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.

Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.

Что может служить источником материалов?

  • Литературные произведения.
  • Другие книги.
  • Личный опыт.
  • Критические статьи.
  • Статьи, отзывы в интернете.

Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:

  • Составление таблицы, в которой расписываются основные вопросы и подбираются материалы для ответов на них.
  • Кластер. Это подбор ключевых фраз, слов и понятий, о которых в конкретной работе будет идти речь, с постепенным дополнением более конкретизированными характеристиками.
  • Работа с вопросами. Эффективна в начальной школе в качестве помощи детям. Учителя предлагают учащимся опорные вопросы по теме, ответив на которые последовательно, они смогут написать сочинение.
  • Дневник памяти. Этот прием хорош для детей, сталкивающихся со страхом чистого листа (боязнь начинать работу, неуверенность). Если ребенок выбрал идею, составил план, ему вроде все понятно, но при этом он никак не может начать работу, полезно просто выписать на черновик все, что приходит в голову по данной теме: ассоциации, примеры, цитаты, слова, мысли, события… Дальше нужно будет все это систематизировать, оформлять, но лист-то уже не чистый, страх ушел!

5 шагов для любого текста

Вот алгоритм, который подойдет практически для любого текста.

Шаг 1. Сформулируйте тему и цель текста. Ничегошеньки больше не делайте, пока нет ясности с этим. О чем конкретно будет текст? Для кого он? Чего вы хотите достичь с его помощью?

Шаг 2. Перед тем как писать текст, вспомните или найдите яркие факты, интересные подробности по теме. Без интересных деталей текст будет пустым и безжизненным. Есть ли у вас примеры, личный опыт, кейсы, наблюдения по теме? Запишите их заранее, тезисно. Потом они помогут сделать текст убедительнее.

Шаг 3. Составьте план поста вот из этих элементов.

— Вступление. Обычно короткий абзац (здесь можно использовать какой-то цепляющий факт — для привлечения внимания).
— Основная часть. Это основной блок текста (продумайте, как раскроете тему, сформулируйте и обоснуйте ключевую мысль).
— Заключение. Обычно короткий абзац (здесь будет вывод — какой? — и призыв читателя к действию).

Шаг 4. Теперь напишите текст. Обычно после проработки пунктов 1, 2 и 3 особых сложностей с этим уже не возникает. Вначале новый алгоритм покажется более трудоемким, чем написание текста «как придется». Но с ним тексты на самом деле получаются быстрее и интереснее.

Именно эта последовательность действий помогает, когда в голове много мыслей, но непонятно, как их все выстроить в текст

Четкое понимание цели текста важно, чтобы пост был эффективен. План текста, который вы делаете в первую очередь, помогает сумбур в голове превратить в стройное повествование на бумаге

Подборка фактов делает пост цепляющим.

Этап 1. Работаем над темой сочинения

Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание учеников. Часто бывает, что попадается изумительное сочинение, грамотное, развернутое. Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по теме

Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе «Евгений Онегин»»

Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе «Евгений Онегин»»

А ученик описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, «вздоха».  А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя

Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема «Любовная лирика Н. Некрасова» — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.

В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

  • Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева «Отцы и дети». Какие темы сочинений могут быть предложены? «Образ Базарова в романе», «Конфликт отцов и детей», «Любовь в романе», «Композиционный особенности романа» и т.д.
  • При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.
  • Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, темы «Жизненный путь Печорина», ключевое слово — «путь», т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии событий в жизни героя. Или «Чтение — вот лучшее учение». Ключевые слова — «чтение», «учение». Значит, в  сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
  • Прием «Редактор». Раздайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть названа тема, раскрытая в данном сочинении.

Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ

Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории. 

<<Перелинковка>>

Отличия сочинения от эссе и изложения

Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания. 

Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.

Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом. 

С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию. 

<<Форма семейного образования>>

Действуем последовательно

Сочинение – это не просто письменная работа. Она всегда структурирована. Нельзя написать «как на душу легло», чтобы получилась работа, соответствующая критериям высокой оценки. Сочинение может быть очень глубоким и содержательным, но при этом учитель оценит его невысоким баллом, потому что написано оно, например, не точно по теме, или она раскрыта не полностью, или ребенок в процессе написания «ушел влево» – сам себя увел рассуждениями в дебри вопроса, который рассматривать не требовалось, но при этом упустил суть…

Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.

Что должен уметь учащийся, чтобы написать «правильное» сочинение?

  • Строго следовать теме.
  • Выделять ее границы.
  • Выбирать идею.
  • Составлять план работы.
  • Подбирать материалы к сочинению.
  • Соблюдать структуру плана.
  • Писать вступление и заключение.
  • Работать с черновиком.

Для получения хорошей оценки важно также, чтобы написана работа была с соблюдением норм русской современной грамматики, лексики, пунктуации, синтаксиса. То есть не содержала совсем или имела минимум незначительных ошибок. Поэтому так важно не только собрать все «ингредиенты» в нужном порядке, но и уметь внимательно переписать начисто, проверить написанное

Здесь уже нужны знания правил русского языка

Поэтому так важно не только собрать все «ингредиенты» в нужном порядке, но и уметь внимательно переписать начисто, проверить написанное. Здесь уже нужны знания правил русского языка

Как научить детей правилам написания эссе: 6 подходов

« Вы любите писать сочинения

Если вы когда-нибудь зададите этот вопрос ребенку, велика вероятность, что ответом будет сильное «нет», за которым последует решительное покачивание головой. Большинство детей с готовностью предпочтут любимое шоу или игру Nickelodeon написанию эссе. К счастью для них, есть отличный способ справиться с этим с помощью BestCustomWriting.

Однако есть способы научить вашего ребенка писать сочинения, не превращая это занятие в зануду.

Начните с основных правил сложный процесс. Таким образом, прежде чем вы начнете учить своего ребенка создавать формы абзацев и схемы, рекомендуется сначала начать с основных правил. Вам нужно сначала убедиться, что ваш ребенок имеет базовое понимание правил орфографии и грамматики, прежде чем погрузиться в сложные правила письма.

Если ваш ребенок все еще испытывает затруднения с правописанием или пунктуацией, пытаться научить его писать абзац — все равно, что заставлять ребенка бегать. Это закончится только слезами.

Научите их основам орфографии, грамматики и пунктуации, и как только они усвоят эти понятия, вы сможете вводить более сложные правила.

Поощряйте их много читать

Чтение — отличный способ для детей освоить новый словарный запас и узнать, как строятся предложения и сочинения.

Однако есть вероятность, что ваш ребенок не заинтересуется чтением сочинений или сборников рассказов. Итак, как вы мотивируете их читать? Для начала вы можете составить регулярное расписание чтения вслух, которое не будет мешать их игре. Затем поищите различные забавные материалы для чтения, такие как детские журналы, графические романы или книги с практическими рекомендациями. Убедитесь, что материал не выходит за рамки способностей вашего ребенка к чтению. Таким образом, им будет веселее читать, и они легко поймут, что читают.

Поощряйте постоянную практику

« Практика делает совершенным » 

Хотя эта фраза кажется устаревшей, она по-прежнему актуальна, особенно когда речь идет о написании эссе. Если вы пытаетесь научить своего ребенка писать сочинение, постоянная практика поможет ускорить процесс.

Практика — это то, откуда придет настоящее улучшение, и по мере практики они будут становиться все ближе и ближе к тому, чего вы хотите.

Однако не пытайтесь навязывать им тренировочные занятия. Вместо этого используйте нежное воспитание, чтобы поощрять их практиковать и вознаграждать их, когда они это делают.

Помогите им написать план 

Даже опытным авторам эссе часто трудно поддерживать логическую последовательность от начала до конца. Тем не менее, вашему ребенку определенно будет легче писать сочинение, если у него будет схема, которой он будет следовать.

Объясните, что такое вступительный и заключительный абзацы, и научите их их писать. Если возможно, наметьте несколько полезных моментов, которые они могли бы использовать для каждого абзаца. Таким образом, они узнают, как разработать каждый пункт, чтобы создать звездное эссе.

Проводите веселые мозговые штурмы

Хотите, чтобы ваш ребенок научился писать сочинения для детских журналов? Вы можете добавить сеансы мозгового штурма в свой обучающий арсенал.

Написание эссе может быть довольно сложной задачей для детей, и хорошая сессия мозгового штурма — это то, что им нужно, чтобы освоиться. Сядьте вместе с ребенком и попросите его поделиться своими идеями, а также предложите свои.

Составьте список всех общих идей и помогите им составить план. Таким образом, они научатся искусству критического мышления для написания эссе.

Технология ремней безопасности

Конечно, технологии имеют плохую репутацию из-за того, что они отвлекают детей и влияют на их оценки. Тем не менее, это может быть полезным инструментом для улучшения навыков письма вашего ребенка и превращения его в Эрнеста Хемингуэя в четвертом классе.

Например, вы можете использовать онлайн-инструменты для корректуры, такие как Grammarly, чтобы просмотреть сочинение вашего ребенка и отшлифовать его.

Советы профессиональных педагогов

Оценивая сочинения школьника, педагог определяет уровень владения литературным языком, широту кругозора, умение дать объективную оценку событиям, сделать собственные выводы. Техника обучения этому зависит от возраста:

  • Воспитанников младших классов следует учить в игровой форме. Можно договориться писать предложения по очереди, вместе обсуждать каждое из них. Со временем ребенку будет легче проявлять свои мысли, фантазировать. Он сможет писать интересные, легкие и структурированные тексты.
  • Помощь старшеклассникам заключается в обсуждении деталей работы со взрослыми. Можно проговорить, каким будет вступление, основной текст и заключение, выслушать идеи друг друга, найти компромисс. Старшие школьники могут самостоятельно анализировать свои работы, оценивать их стиль, вносить коррективы.

Правила написания

Родители должны понимать, что при написании сочинения, заданного на разную тематику или разного жанра, план действий будет отличаться. Рассмотрим это на примере двух видов работы.

  1. Описание по картине:
  • рассмотрите все изображение целиком, отметьте цветовую палитру и сюжет,
  • выясните, кто является автором произведения, когда оно было написано и какую идею несло,
  • составить план написания сочинения,
  • запишите вступление, а также основную часть, в которой укажите, что присутствует на переднем, а что на заднем плане, сделайте акцент на цветовой палитре,
  • заключение должно представлять собой описание возможных чувств художника при написании данного полотна.
  1. Работа по произведению:
  • внимательно читайте текст,
  • определяйте второстепенных и главных персонажей, которым делайте словесную характеристику,
  • выбирайте цитаты, которые имеют особое значение,
  • ищите, есть ли отзывы критиков по данному тексту,
  • стройте план работы,
  • вкратце пишите наброски,
  • заполняйте материал, вставляя цитаты, пишите вывод.

Читайте и о том, как правильно писать диктанты и изложения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий