Как научить ребенка самостоятельно завязывать шнурки?

В каком возрасте нужно учить детей завязывать шнурки?

Похвала и терпение

Иногда встречаются советы вспомнить, как сами обучались в детстве завязывать шнурки. Это даже не смешно. Это просто глупо. Почему? Потому что, как правило, дети учатся справляться со шнурками в возрасте от 3 до 5 лет. Некоторые и старше. Вспомните, много ли вы помните из той поры? Себя-то толком не запомнили, где уж там в памяти обучение?

Не забивайте голову всякой ерундой

Лучше обратите внимание вот на что:

  • Всегда хвалите кроху. Даже если узел не получился, а шнурок и вовсе запутался.
  • Не показывайте признаков своего недовольства.
  • Не вздумайте смеяться над пыхтящим ребенком.
  • Не приставайте, если чадо хворает или устало (не в настроении).

Очень часто родители проявляют нетерпение. К примеру, утром. Спешат, опаздывают, а отпрыск с упорством пытается самостоятельно завязать шнурки, проявляя «я сям!».

Не надо ругаться и поторапливать ребенка. Можно договориться, что сейчас вы завязываете шнурки ему, а вечером будет наоборот. Ведь потом вы сможете посвятить этому увлекательному занятию больше времени.

Совет. Для обучения выбирайте шнурки приличной длины. Неловкие пальчики крохи пока не смогут справиться с привычными для взрослых «огрызками». По мере практики можно будет постепенно укорачивать завязки.

Упражнения для мелкой моторики

Чтобы упрямые шнурки были подвластны маленьким пальчикам, нужны тренировки. Забавные упражнения не только укрепят мышцы, но и разовьют творческие способности, научат логически мыслить, улучшат координацию движений:

Соедини точки. В продаже есть много развивающих изданий, в которых изложена задача для малыша — обвести контур по точкам так, чтобы получилось изображение.

Мозаика. Умение выкладывать узор из мелких элементов в определенной последовательности — первый шаг к освоению азов математики.

Сортировка мелких предметов. В школах, обучающих детей по методу Марии Монтессори, активно используются прищепки, пуговицы, крупы и другая мелочь. На занятиях малыши нанизывают бусы, сортируют элементы по различным признакам, перекладывают их из одной чаши в другую.

Раскраски с наклейками. Задача малыша — не только раскрасить понравившуюся картинку, но и найти соответствующее изображение и аккуратно наклеить его на нужный фрагмент листа.

Пальчиковые игры. Два в одном: гимнастика для маленьких ручек и заучивание веселых стихотворений.

Рисование на песке, манке. Настоящий простор для творчества: можно учить буквы, цифры, рисовать тематические картинки или просто пересыпать теплый песок руками.

Конкретные приёмы обучения и способы завязать бантик (поэтапно)

Хотя существует большое количество способов шнуровки обуви, маленькому ребёнку целесообразно показать два основных:

Бантик, состоящий из двух петель

  1. Вначале шнурки завязываются в узел. Это просто: два конца складываются крестиком, один кончик продевается под другой, оба затягиваются.
  2. Возле узла формируются петли.
  3. Петли скрещиваются, верхняя загибается вниз и помещается в образовавшееся колечко.
  4. Петельки нужно потянуть в разные стороны — узелок стянется и получится бантик.

Метод завязывания бантиком для многих более прост, чем метод одной петли

Чтобы малышу было проще, нужно придумывать различные образы. Так, петли на шнурке сравниваются с ушками зайчика, крылышками бабочки.

Метод одной петли, или «бабушкин узел»

  1. Снова завязывается узел.
  2. Из конца одного шнура (возле узла) делается петля.
  3. Другим концом нужно обхватить вокруг эту петлю и завести вниз перекрещённую шнуровку.
  4. Просунуть «ушко» в дырочку и затянуть бантик.

Изначально делается одна петля, а не две

Важные нюансы

  1. Перед тем как шнуровать обувь, данные виды шнуровки ребёнку лучше освоить на матерчатых поясах, широкой тесёмке, атласной ленточке.
  2. Сами шнурки для тренировки нужно выбирать нескользкие, с твёрдыми наконечниками, не очень тонкие.
  3. На первых порах можно окрасить половину шнурка в другой цвет. Так малышу будет проще разобраться, например, какую петлю разместить сверху.
  4. Когда взрослый показывает ребёнку процесс шнурования, ему следует сесть сзади него, а не напротив. Иначе малышу будет сложно зеркально повторять движения, он может запутаться.
  5. Тренировка не должна быть слишком длительной, чтобы не утомлять ребёнка. Кроме того, не нужно «приставать» к карапузу с обучением непосредственно перед прогулкой — для этого нужно выбрать свободное время, когда не нужно никуда собираться.
  6. Пока малыш не освоил хорошо один метод завязывания, не стоит начинать другой.
  7. Если ребёнок левша, это нужно учитывать при обучении. В отличие от взрослого-правши, скорее всего, ему будет проще накладывать левую петлю на правую (например, при завязывании бантика из двух ушек). Поэтому не нужно переучивать ребёнка на своём примере — пусть делает так, как ему удобно.
  8. Процесс завязывания следует сопровождать прибаутками, забавными стихотворениями, тогда обучение будет проходить весело и непринуждённо. Вот один из вариантов:
    • Зайчик-душка, у него два ушка.
      Зайчик кустик обошёл,
      В норочку свою зашёл
      И морковку там нашёл!
    • Жили были червячки Бим и Бом. Однажды они пошли гулять. Взялись за ручки, идут, веселятся. Вот встретились им зайчики Тима и Тёма. Позвали они червячков в гости попить чаю.

Во время тренировки взрослому лучше сесть позади ребёнка, а не напротив

Четвертый способ – «ловим зайчика»

Есть еще один способ. Он более сложный, но зато крепче и надежнее держит обувь. Нужно сказать ребенку, что сейчас попробуете ловить вместе с ним зайчика. Сядьте рядом с ним, возьмите шнурок в руку и сделайте петельку из одного кончика шнурка. При этом скажите, что это зайчик, которого вы хотите поймать. Для этого нужно обмануть его вторым концом шнурка. Вытащите из середины эту готовую петельку и затяните крепкий узел. Малыш заинтересуется и попробует сделать также. Главное – нужно говорить одни и те же комментарии, чтобы он не запутался. Учитывая то, что малыш не сразу может затянуть крепкий узел, ему следует помочь. Немного тренировок и он уже сам сможет справляться с этими действиями с большей уверенностью.

Есть еще один вариант, основанный на примере зайчика. Для этого дайте ребенку такое объяснение: у зайчика есть два ушка (сделайте две петли из шнурков), он пошел обойти вокруг дерева (теперь  оберните одну из петель вокруг второй) и прыгнул в норку (протянуть петлю и затянуть ее в надежный узел). Возможно, именно такой метод запомнится малышу больше.

Творческий подход к проблеме

К возможным трудностям нужно готовиться с малых лет. Дети с хорошо развитой мелкой моторикой рук быстрее развиваются и проще получают новые навыки. Творческая деятельность, направленная на развитие моторики, является хорошим помощником на пути к формированию различных умений.

В младенческом возрасте родителям следует предлагать детям игрушки из разнообразных материалов. В 2 года они уже могут играть с пуговицами, камушками, бусинами, песком и другими материалами. Такие полезные развлечения должны проводиться только в присутствии взрослых

С раннего детства важно прививать малышу интерес к развивающим играм-шнуровкам, рисованию, лепке из глины и пластилина

Рисование с ребенком поможет привить привычку завязывать шнурки.

Привлечение внимания и обыгрывание обыденных ситуаций поможет придать им важности в детских глазах. Забавные стишки, поговорки, мультфильмы способствуют созданию позитивного настроя и снятию напряжения. К примеру, эпизод из любимого многими детьми мультсериала Спанч Боб «У тебя шнурки не завязаны» в смешной форме расскажет, как нужно поступать в таких случаях

К примеру, эпизод из любимого многими детьми мультсериала Спанч Боб «У тебя шнурки не завязаны» в смешной форме расскажет, как нужно поступать в таких случаях.

Пригодится и знание основ детской психологии. В процессе обучения завязывать шнурки нельзя давить и требовать скорейшего положительного результата. В такой обстановке может пропасть всяческий интерес к новому виду деятельности.

Как научить ребенка завязывать «бантик»

Если у малыша никак не получается справиться с маленькой шнуровкой на детском ботиночке, то лучше предложить ему взрослую обувь для обучения или игрушку, имитирующую шнуровку большего размера.

Обратите внимание! Для обучения отлично подойдёт даже детская шапка с завязками

Стихи о завязывании бантика «Зайчик-душка, у него два ушка…»

Этот стишок идеально подходит для начала обучения. Его можно применять совместно с игрой «Ушки на макушке». Малышу предлагается вообразить, что бантики шнуровки это ушки зайчика. Повторяя слова этого стихотворения, одновременно показывать малышу процесс завязывания.

Получившиеся бантики можно изменять по длине, представляя зайцев с разной длиной ушей. Это простейшее стихотворение отлично развивает воображение и помогает легче запомнить процесс.

Методика обучения завязывания бантика

Методик обучения завязывания бантика существует великое множество. Их можно изучить с ребёнком тогда, когда он в совершенстве освоит самый простой способ завязывания. Есть методики более сложные, которые подойдут детям постарше, есть более лёгкие, понятные и для малышей.

Бантик, самый простой узел

Каждый год можно учить более сложным и интересным методикам, и у ребёнка будет свой фирменный конек в завязывании шнурков:

  • Двушаговый узел.
  • Узел «Вокруг дерева». Является по сути классическим методом завязывания «бантиком» с совсем небольшими отличиями.
  • «Бирюзовая черепаха». Очень интересный способ завязывания. Начальные действия совпадают, но одну из петелек необходимо провести через среднее отверстие ещё один раз;
  • «Изгиб».
  • «Хирургический» узел. Встречается довольно часто, но не является самым удобным. В начале завязывается, как обычно, а потом один конец оборачивается вокруг узла ещё один раз.
  • «Двойной». Тоже один самых распространённых и простых способов. Завязывается самый обычный «бантик» с ушками подлиннее, из которых «бантик» делается ещё раз.
  • «Затяни петлю».

Ещё существуют рифовый узел, петля для Хэллоуина, мега узел, скрещенный и множество других.

Несмотря на всевозможные существующие игры, стихотворения и методики завязывания шнурков «бантиком», и какой бы самостоятельный ребёнок ни был, одному ему не освоить столь важный для жизни навык

Ему нужна помощь и внимание близкого человека, который подскажет и похвалит в нужный для него момент, поможет учиться

В каком возрасте начать обучение?

Лучше всего научить малыша самостоятельно завязывать шнурки к тому моменту, когда он пойдет в детский сад. Это нужно не только для того, чтобы облегчить работу воспитателей, но и для поднятия самооценки самого малыша. Обучившись минимально заботиться о себе, он станет гораздо увереннее в своих силах. Представьте, каково будет крохе, когда, собираясь на прогулку, он не сможет справиться со шнурками? Воспитателя может не оказаться рядом (или он может быть занят с другими малышами). Такая ситуация не несет ничего хорошего для ребенка в психологическом плане. Более того, малыш может отправиться на прогулку с незавязанными шнурками, споткнуться, упасть… Не легче ли привить ребенку полезный навык с самого начала?

Некоторые родители упрощают жизнь и себе, и малышу, покупая обувь на липучках. Это неплохой выход, но надолго ли? В школе ребенку в любом случае придется переодеться в обувь на шнуровке, так зачем оттягивать?

Оптимальный возраст для обучения ребенка завязыванию бантиков и узелков – 4-5 лет. Можно начинать и раньше – никакого вреда это не принесет, только пользу.

Как подготовить ребенка к самостоятельному завязыванию шнурков?

Психологи уверяют, что можно научить маленького ребенка чему угодно, если внести в процесс обучения элемент игры. Это относится и к премудростям шнурования. Детям школьного возраста можно пару раз объяснить, что от него требуется, и он повторит. К малышам нужен иной подход. Хотя случается, что даже заинтересованный в обучении кроха не может справиться с поставленной задачей, поскольку не готов физически или психологически

Чтобы не возникало подобных проблем, важно подготовить своего ребенка, следуя рекомендациям специалистов:

  1. Развивать мелкую моторику рук. Когда малыш научится сидеть, давать ему игрушки и предметы разных форм и размеров. Из подручных идеально подойдут мелкие пуговицы, мамины бусы, крупы, высушенные бобовые, элементы мозаики. Во время развивающих игр нельзя оставлять ребенка без присмотра.
  2. Использовать игрушки-тренажеры. Яркие приспособления со множеством отверстий и ленточек наверняка заинтересуют малыша. С их помощью маленький непоседа в игровой форме разовьет навыки шнуровки. Благо, что сейчас можно приобрести тренажер любой формы и расцветки. Если нет возможности купить готовую игрушку для шнурования, ее можно соорудить своими руками. Для этих целей подойдет картон, фанера или деревянная дощечка. Чтобы было интереснее, можно раскрасить развивающую игрушку яркими красками, нарисовать кроссовок, проделать в нем дырочки для шнурка. Если привлечь к созданию тренажера самого ребенка и попросить его раскрасить нарисованный мамой или папой башмачок, его восторгу не будет предела.
  3. Цветные шнурки. Ребенку гораздо интереснее воспринимать яркие сочные цвета. Можно подобрать веревочки, по цвету подходящие к нарисованному на тренажере башмачку и смешать их с другими. Задача ребенка – отыскать подходящие и зашнуровать ими ботиночек. Также можно раскрасить половины шнура в два разных цвета, чтобы малышу бело легче следить за расположением шнурков в процессе их завязывания.
  4. Чужая обувь. Ни для кого не секрет, что ребенку намного интереснее играть чужой игрушкой, пусть даже старой, чем своей. Это касается и одежды, и обуви, и украшениям. Особенно удовольствие для малышей – примерять обувь родителей, играть гигантскими шнурками. Если есть возможность, поощряйте его игры, ведь это дополнительная практика. Опытные мамы жалуются на якобы больную спину и просят малыша застегнуть босоножки, зашнуровать кроссовки.
  5. Шутки – стишки – прибаутки. По утверждению психологов, дети, родители которых комментируют свои действия при обучении, гораздо быстрее осваивают науку завязывания шнурков. Это чистая правда, ведь таким образом ребенок запоминает последовательность действий зрительно, на слух и, повторяя за родителями, механически. При этом не нужно использовать заумных слов или фраз. Лучше всего, придумать или отыскать в интернете простые детские четверостишия по теме – малыши их так любят!
  6. Тематические мультики. Сейчас появилось много развивающих мультиков для детей. Случается, что после просмотра очередной серии ребенок запоминает больше, чем после недельного занятия в детском саду. Например, серии про завязывания шнурков можно отыскать в сборнике «Барбоскиных» или «Губки Боба».

Для того, чтобы научить маленького ребенка завязывать шнурки самостоятельно, нужно немало времени и терпения. Не нужно подгонять малыша, если «наука» дается нелегко. Лучше оставить его в покое на какое-то время, а потом с новыми силами взяться за обучение. Поскольку все малыши мечтают поскорее вырасти, можно говорить, что умение шнуровать – это признак взрослости. Также можно поощрять маленького непоседу за каждый удачно завязанный бантик.

Мотивационные мультфильмы про шнурки: видео

Ребенку будет интересно посмотреть, как с проблемой завязывания шнурков справляются герои его любимых мультфильмов. Предложите малышу вместе посмотреть мультфильм, после чего закрепите навыки на практике.

Зная, как научить ребенка завязывать шнурки быстро и просто, родители приобщают ребёнка к новому, интересному для него занятию, которое, возможно, станет основой для его дальнейшего, собственного творчества. И даже если этого не случится, малыш сможет развить у себя такую важную способность, как мелкая моторика рук, которая имеет непосредственное отношение к головному мозгу, повышая уровень умственного развития

Кстати, она также существенно развивает память, воображение, умение мыслить логически, что так важно для человека

Когда начинать учить ребенка завязывать шнурки самостоятельно

То, как маленький ребёнок умеет шевелить пальчиками, говорит о том, развита или нет моторика его рук. Чтобы в 4-5 лет малыш без труда мог справиться со своими непослушными шнурками, развивать эту способность надо начинать в младенческом возрасте. Для этого родителям надо разрешать играть малышу с мелкими вещами, заинтересовывать лепкой из глины и пластилина, нанизыванием бусин, рисованием, сборкой деталей детского конструктора. Все эти занятия положительно влияют на подвижность пальцев. Разумеется, за малышом требуется постоянный присмотр, особенно, если он любитель засовывать в рот разные предметы. Зато папа с мамой, в процессе контроля, выяснят, кем является их чадо – левшой или правшой.

Любая работа руками подготавливает маленького человека к покорению множества высот, и одна из них – завязывание собственных шнурков. Это простое дело, но для малыша потребуется немало времени, пока он научится это делать. Но если пальчики его «бегают», можно надеяться, что ждать придётся недолго.

Уже в 3-4 года малыш вполне способен осилить такую задачу. Нормально, если ребёнок научился заботиться о себе ещё до школы. Конечно, в три года карапузу будет сложнее, чем в более позднем возрасте, но существует и положительный момент. Благодаря такому обучению:

  • Ребёнок лучше усваивает любую информацию;
  • У него улучшается память и концентрация внимания;
  • Стремительно развиваются умственные способности.

Поэтому не стоит облегчать жизнь малышу, покупая ему обувь на липучках. Когда придёт время ботинок и туфель, ему будет крайне сложно осилить науку завязывания обыкновенных шнурков. А для родителей это грозит лишней головной болью, потому, что в этот период у детей появляется и без этого много потребностей, обязанностей и проблем.

Если решили обучать трёхлетнего малыша, необязательно вручать ему папину кроссовку, можно сделать специальное пособие из картона и ярких шнурков, чтобы он, играя, учился их завязывать. Если потренировавшись, он отточит этот навык до автоматизма, ему нечего бояться за свою будущую обувь.

Возможно, малышу такое занятие покажется чересчур сложным, чтобы он не разочаровался в собственных силах, родители должны объяснить чаду, что делал он всё правильно, просто его ручки ещё не приспособлены для такой работы. Также родителям не стоит при малыше даже между собой обсуждать его неудачу – обычно это ведёт к отчуждению, чувству вины и другим психологическим проблемам. Дело в том, что каждую свою победу и промах ребёнок воспринимает очень эмоционально.

Как сделать процесс обучения завязыванию шнурков эффективным и интересным для ребенка

Чтобы знания усваивались легче, а ребёнка не покидало желание и дальше познавать незнакомые, но необходимые для жизни вещи, родители могут применить некоторые полезные советы:

Самое важное, чтобы желание учиться не проходило, именно для этого родителям нужно позаботиться о новой обувки для своего чада. Если до этого малыши больше ходили в ботинках с липучей застёжкой, то теперь новая обувь со шнуровкой должна стать для них символом взросления и особой ответственности

Заинтересовать их можно любой темой, относящейся к завязыванию узлов – приключениями моряков, не мыслящих своей жизни без вязания узлов. Для девочек привлекательным может стать рассказ о всевозможных способах применения шарфиков и косынок – чтобы повязать их стильно и модно, необходимо немалое умение.

Маленьких детишек можно начать тренировать на матерчатых поясках, широких тесёмочках, красочных ленточках – пусть сначала будут простые узелки и бантики, умение приходит при регулярных занятиях. Когда дело коснётся шнурков, отец или мама могут разместиться сзади ребёнка и, держа его ручки в своих руках, направлять движения. Однако наилучшим методом всё же является расположение рядом, и ребёнок имеет возможность синхронно копировать приёмы, глядя на руки родителей.

Следует учитывать некоторые факторы, которые непосредственно влияют на успешность занятий:

Не надо проводить обучение второпях – мамы или папы должны быть абсолютно свободны и полностью посвятить себя ребёнку;
Если предстоит прогулка, поход в кино или зоопарк, не надо заниматься с малышом тренировкой – его внимание будет невольно отвлечено мыслями об интересных встречах;
Маленькие дети быстро начинают чувствовать усталость, поэтому уроки должны быть короткими, но содержательными;
Изучение каждого узелка и способа шнуровки должно проходить последовательно. Пока ребёнок не освоил один метод, не стоит предлагать ему попробовать другой.

В каком возрасте начинать обучение

В процессе шнурования участвуют пальцы, а значит, необходим достаточный уровень развития тонкой моторики. Обычно дети осваивают это умение к 5 годам: девочки чуть раньше, мальчики – чуть позже. Однако всё индивидуально и зависит от того, занимались ли взрослые с малышом в раннем возрасте. Лепка, аппликации, рисование, пазлы, мозаики, матрёшка, конструкторы – все эти занятия бесценны для ловких пальчиков.

В раннем возрасте детям достаточно уметь застёгивать липучки на ботинках и сандалиях. Это устраивает всех: и малышу, и маму, и воспитателей в детском саду. Но затем застёжки на обуви становятся более сложными, а ребёнок более самостоятельным. Он уже сам должен завязывать шнурки на ботинках и кроссовках.

Не стоит откладывать обучение на потом, аргументируя это тем, что всему своё время. Во-первых, шнурование – отличное упражнение для совершенствования моторики. Во-вторых, в школе ребёнку не будут приходить на помощь воспитатели и мама, когда ему будет нужно зашнуровать кеды на физкультуре. А значит, о формировании полезного навыка следует подумать заранее.

Что поможет

Учиться новому иногда сложно, поэтому задача родителей – сделать этот процесс интересным и увлекательным.

Тренировки

Многие дети любят помогать своим родителям или младшим братьям и сестрам. Попросите малыша помочь завязать вам или кому-нибудь другому ботинки.

Также хорошо помогают в этом вопросе игрушки, имитирующие обувь или имеющие шнуровку.

С их помощью можно отработать умение завязывать узелки и делать бантики.

Дайте сыну или дочке время и возможность ошибаться и делать что-то неумело или долго. С каждым разом у него или нее будет получаться все лучше и лучше.

Проговаривание

В процессе поможет проговаривание всех действий родителем. Как нужно взять шнурки, что с ними делать, как затягивать.

Можно это делать как в формате простого объяснения, так и в виде стихотворения.

Например, можно выучить такое стихотворение и рассказывать его вместе с малышом во время завязывания шнурков:Этот формат заинтересует чадо и поможет ему запомнить правильную последовательность действий.

Мелкая моторика

Буквально с года можно приступать к развитию мелкой моторики рук – чем лучше она развита, тем быстрее и проще в дальнейшем будут получаться сложные движения, в том числе и шнуровка ботинок.

Трогайте разные поверхности: обои, плитку, ковер, шелковый отрез ткани или вязаные носки и т. п. Разрешите малышу поиграть с сухими крупами, бобовыми, перекладывать их из одной емкости в другую, пересыпать, трогать песок.

Также подойдут игры с руками и пальцами, различные потешки, известные всем с детства (та же «Сорока кашу варила»). Пример подобных занятий представлен в видео:

Предпосылки шнурования обуви

Навыки, влияющие на то, как дети учатся завязывать шнурки

От теории к практике

Советы папам и мамам

Заботливые родители должны понимать, что обучение детей любым навыкам требует кропотливой работы. Навык зашнуривания всегда представляет наибольшее напряжение для дошколят в силу недостаточной развитости мелкой моторики, неустойчивости психических процессов (внимания, памяти), преобладания процессов возбуждения над процессами торможения, других причин

Для успешного усвоения дошколятами этих умений и навыков родителям важно знать:

  • для закрепления действия нужны систематические тренировки, поэтому заниматься с дошкольником надо постоянно, не пропуская занятий;
  • поощрять малейший успех малыша, чтобы стимулировать дальнейшие действия;
  • проявлять терпение, не раздражаться, если у ребенка шнуровка не получается;
  • нельзя сравнивать дошкольника с другими детьми, никого не нужно приводить в пример, каждый малыш работает индивидуально;
  • похвалить, если карапуз придумал свой собственный метод завязывания шнурков, помочь на каком-то этапе;
  • использовать сензитивный (наилучший по времени) период обучения, не откладывать развития навыка «на потом»;
  • сразу учить правильному алгоритму действия, тем самым формируя у ребенка способность к последовательности деятельности, постепенному завершению процесса;
  • в комментариях к действию самому быть последовательным;
  • не надо настаивать на обучении, если ваше дитя психологически не готово к нему;
  • побуждать малыша к дополнительным занятиям на развитие мелкой моторики, предлагать развивающие занятия и игрушки, пальчиковые игры, пальчиковый театр, делать пальчиковую гимнастику;
  • хвалить за творчество, инициативу, помощь младшим ребятам.

Способы шнуровки

Независимо от выбранного способа, во время обучения нужно находиться позади малыша, держа руки так, чтобы он мог рассмотреть все этапы процесса завязывания. Зеркальный метод демонстрации лучше исключить, чтобы не запутать ребенка. Не нужно огорчаться, если ребенок сразу не сможет завязать бантик. Прежде всего, необходимо научить его различать «право» и «лево», делать петли из шнурков, связывать их в самый обыкновенный узел.

Существует немало способов быстрого завязывания шнурков, однако не следует сразу нагружать малыша лишней информацией. Для обучения подойдут наиболее распространенные и легкие для «непослушных» детских пальчиков варианты:

№ 1«Бабушкины узелки»

Большинство малышей в первую очередь осваивают именно этот способ завязывания шнурков. Для образования бантиков, завязывается простой узел. Затем два конца шнурка складываются «петельками», то есть вдвое, и еще раз связываются узелком. В итоге, без сложных манипуляций получается красивый, ровный бантик. Минусы: у детей с недостаточно развитой моторикой не получается складывать петли и связывать их; более того, «бабушкин узел» долго не держится.

№ 2 «Бантик»

На одном конце шнурка делается петелька, второй складывается вдвое и просовывается через ушко, но до конца не вытягивается. Таким образом, получается ровный бантик из веревочек.

После того, как малыш освоит эти нехитрые способы, можно обучить его более сложным техникам завязывания.

Учим завязывать шнурки

Прежде чем предлагать малышу попробовать завязать шнурок, необходимо объяснить ему, зачем это нужно, и заинтересовать его. Сделать это можно следующими способами.

  • Купите малышу новую обувь. Расхвалите обновку. «Какие красивые ботиночки!», «Как удобно в них будет ходить!». Заставьте ребенка поверить, что его обувь самая лучшая.
  • Покажите, как шнурок продевается в дырочку – малышам нравятся подобные развлечения. Вот увидите, малыш наверняка захочет сам зашнуровать ботинки.
  • Купите (или сделайте сами) специальную игрушку, которая имитирует шнуровку. Такая игрушка хороша тем, что предоставляет ребенку возможность наглядно и в укрупненном виде разобраться с завязыванием шнурков.

Малышу стало интересно? Тогда беритесь за обучение!

Техника завязывания шнурков

Сядьте рядом с крохой так, чтобы он видел ваши действия, но не располагайтесь напротив ребенка – такое положение зеркально отобразит все, что вы делаете, и запутает его.

Один ботинок дайте малышу, другой – возьмите себе. Не стоит пытаться учить кроху завязывать шнурки, надев обувь ему на ногу. Поначалу это будет не очень удобно.

Покажите малышу самый простой из всех возможных узлов: один конец формирует петельку, другой – обхватывает ее и «ныряет» вниз, под скрещенные шнурки.

Есть и второй способ: два кончика складываются в петельки, после чего петельки скрещиваются и одна обхватывает другую, затягивая узел.

Покажите малышу описанные выше манипуляции столько раз, сколько потребуется ему для запоминания. Не раздражайтесь, не выказывайте своего недовольства. Объясняйте все спокойным доброжелательным тоном в игровой форме.

Теперь пусть кроха попробует сам завязать шнурки. Конечно, с первого раза у него это не получится, но не отчаивайтесь. Хвалите малыша даже за неудачи и помните, что чем чаще ребенок будет практиковаться и пробовать завязать шнурки, тем быстрее научится это делать.

Для лучшего запоминания помогите малышу завязать шнурки – руководите его ручками, чтобы они запомнили последовательность движений.

Обучая ребенка завязыванию шнурков, помните, что любое грубое слово, нервный вздох, раздраженный взгляд могут отбить у малыша охоту учиться. Конечно, в конце концов он научится завязывать шнурки, но сделает это намного позже сверстников. Кроме того, неизвестно, захочется кроха в дальнейшим постигать новые знания и умения или сделается пассивным и нелюбопытным человеком.

Игрушки-шнуровки для обучения ребенка

Для обучения ребенка помимо вышеперечисленных стишков можно также использовать игрушки-шнуровки для тренировки мелкой моторики, которые легко можно купить в магазине. К примеру, такие:

Как сделать игрушку-шнуровку самостоятельно

Либо можно сделать такую игрушку-шнуровку самостоятельно, приобретя красивые шнурочки и вырезав основу из катона (можно привлечь к процессу создания игрушки ребенка — тогда он будет с большим удовольствием тренироваться-играться игрушкой, которую сделал сам).

Для изготовления такого ботинка нам понадобится:

  • шнурки
  • плотный кратон
  • ножницы
  • краски/фломастеры/карандаши — то, чем малыш будет раскрашивать кеды-шнуровку
  • дырокол или шило для изготовления дырочек для шнурков

Как сделать шнуровку:

  1. из картона вырезаем ботиночек
  2. отдаем ребенку, чтобы он раскрасил его красками/фломастерами или карандашами
  3. с помощью дырокола (к примеру, можно использовать такой фигурный дырокол, который мы использовали во время изготовления различных поделок) или шила делаем дырочки на ботинке, в которые продеваем шнурки.

Все тренажер готов.

Каким советам необходимо следовать?

  1. Займитесь подготовкой. Об этом упоминалось выше.
  2. Показывайте все на собственном примере. Для того чтобы ребенку было понятнее, завязывайте шнурки стоя позади ребенка, чтобы ваши руки были у него перед глазами. Так как в зеркальном положении вы только усложните ситуацию.
  3. Во время обучения находитесь с ребенком на уровне его глаз, то есть лучше сидя.
  4. Когда вы приступите к шнуркам на обуви, то не надевайте ее сразу. Тренируйтесь сначала, держа в руках.
  5. Не спешите. Не создавайте стрессовую ситуацию. Наберитесь терпения и будьте ласковы с ребенком.
  6. Постарайтесь заинтересовать ребенка. Пусть этот процесс не будет принудительным.
  7. Рассказывайте малышу о всем, что вы делаете.

Завязывание узла

Показать наглядно ребенку, как завязываются простейшие узлы, можно на примере элементарного макета. Лист картона, пара ярких веревочек или ленточек, маркер и дырокол помогут создать пособие по шнурованию. На листе изображаются стопы человека. На месте, куда будут продеваться завязки, располагаются два ряда отверстий, сделанных дыроколом. Малыш никогда не откажется от увлекательной возможности попасть в дырочки цветными, яркими шнурками. Весело, в непринужденной обстановке он с удовольствием займется полезным делом.

Начальный узел

Прежде чем научить ребенка самостоятельно завязывать шнурки, важно показать, как сделать простой начальный узел. Можно немного пофантазировать, сочинив малышу сказку. Например, такую: «Встретились как-то два червячка, Бим и Бом (взять шнурки разного цвета), и решили дружить

Бим сказал: «Пойдем со мной гулять» (обогнуть один шнурок вокруг другого). Бом ответил: «Конечно, пойдем!» (сделать петлю). И пошли червячки вместе (затянуть узел)»

Например, такую: «Встретились как-то два червячка, Бим и Бом (взять шнурки разного цвета), и решили дружить. Бим сказал: «Пойдем со мной гулять» (обогнуть один шнурок вокруг другого). Бом ответил: «Конечно, пойдем!» (сделать петлю). И пошли червячки вместе (затянуть узел)».

Лучше всего в процессе игры сесть позади ребенка, а перед ним положить приспособление для обучения шнурованию

Детская сказка или невероятная история о приключениях героев должны сопровождаться демонстрацией затягивания узла, а после — важно попросить малыша повторить все действия. Обычно дети на третий-четвертый раз уже запоминают последовательность, а дальше действуют практически самостоятельно

Одной петлей

Чтобы научить малыша завязывать узел одной петлей, также можно придумать забавный рассказ. Как вариант такой: «Мышонок Степа всегда был самым шустрым, а еще очень умным (из одного конца шнурка складывается петелька). Но вот как-то раз мышонок Митя решил его обхитрить: он оббежал вокруг Степы (другим свободным концом обводится петля) и первым финишировал (вытягивается вторая петля из середины). Степа не обиделся, ведь он был не только шустрым, но еще умным, поэтому решил дружить с Митей (создается узел)».

Бантик

Среди узлов самым интересным для освоения считается бантик. Он завязывается из двух петелек. В процессе изучения рассматриваемого способа следует хотя бы на начальном этапе дать ребенку возможность действовать самостоятельно, корректно, ненавязчиво подсказывая, если у него что-то не получается. Малыш с интересом сложит каждый конец шнурка вдвое и невероятно обрадуется, когда у него образуется петля. Затем взрослый сам, или все так же направляя ребенка, покажет, как петельки между собой скрещиваются: верхняя перегибается вниз, выводится на то же место с другой стороны второй петли. Малышу останется просто потянуть за два ушка из шнурков, и бантик готов.

В каком возрасте можно приступать к обучению?

В идеале об отработке навыка нужно позаботиться еще до того, как ребенок пойдет в детский сад. Если малыш сможет самостоятельно за собой ухаживать, то это облегчит труд воспитателей (хорошее отношение к ребенку обеспечено) и повысит его самооценку. Дополнительный плюс – снижение степени риска получения карапузом травмы. Воспитатель не всегда успевает завязывать развязавшиеся шнурки всем детям. А так, чадо само о себе позаботится и не упадет.

Получается, что приступать к обучению можно уже в 4-5 лет. Или даже раньше, если детские пальчики достаточно разработаны и обладают нужной силой. Сегодня существует немало игрушек и тренажеров в виде резинок и веревок, которые способствуют отработке необходимых навыков, не стоит отказываться от них в пользу менее функциональных и не столь полезных изделий.

Некоторые родители пытаются облегчить жизнь себе и малышу путем приобретения обуви на липучках. Данные варианты фиксации не отличаются такой надежностью, как шнурки, довольно быстро изнашиваются при регулярном использовании. В любом случае, ребенку однажды придется осваивать «нелегкую науку», и лучше сделать это как можно раньше.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий