РАБОТА НЯНИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ЗПР

Определение уровня готовности и характера взаимодействия родителей с детьми с ЗПР

Экспериментальной базой исследования явились МОУ СОШ №72 и № 10, в которых функционировали 6 классов коррекционно-развивающего обучения, где обучались 67 учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Цель эксперимента – проанализировать социальное положение семей, особенности детско-родительских отношений, определить уровень готовности родителей к взаимодействию с ребенком ЗПР, выявить потребность родителей в педагогической помощи, разработать и апробировать программу помощи для родителей, сделать соответствующие выводы.

Опытно-экспериментальная работа включала следующие методы исследования: анализ психолого-медико-педагогической документации; анкетирование родителей; беседу с родителями, учителями; анализ анкет; метод монографических характеристик; наблюдение за детьми; изучение контингента детей; метод статистического анализа;

При анализе психолого-медико-педагогической документации нас интересовали следующие данные: наличие родителей в семье детей с ЗПР; возраст родителей; диагноз детей.

Предложенные анкеты содержали вопросы, выявляющие социальный статус родителей (образование, профессия, наличие рабо ты, материальное положение); ? уровень помощи, оказанной родителям; ? уровень готовности родителей к взаимодействию с ребенком ЗПР. Анкетирование проводилось анонимно.

Социальное положение родителей.

В результате проведенного исследования получены данные, позволяющие сформировать общее представление о семьях, в которых живут дети с задержкой психического развития.

В эксперименте принимали участие 67 родителей, в том числе 65 матерей, имеющих детей младшего школьного возраста, с задержкой психического развития.

По данным эксперимента 45% – имеют одного родителя, 55% – обоих родителей. Образовательный уровень родителей снижен от средних показателей по школе. Только 8% из них имеют высшее образование, 55% – начальное или среднее профессиональное, 21% – среднее (полное) общее, 16% – основное общее образование.

Материальный уровень семей низкий: 21% из опрошенных родителей нигде не работают, из них 10% не имеют никакого источника дохода; 18% зарабатывают от 500 до ЮООрублей; 27%- оті000 до2000р.; 35%- от 2000 до 3000р.; 10%-от3000до3500р.

По результатам опроса активно занимаются воспитанием детей: 11% -бабушки; 95%- матери; 21%- отцы (см. приложение 1).

Изучение контингента детей. Вслед за К. С. Лебединской (62,34), мы выделяем 4 группы детей с ЗПР:

1 группа детей с ЗПР конституционального происхождения. В эту группу входят дети с задержкой в эмоциональной сфере, с преобладанием эмоциональных реакции в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности.

При такой задержке инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторки. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью эмоций, преобладанием эмоциональных реакций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них иногда возникают трудности, связанные как с малой направленностью на длительную интеллектуальную деятельность (на занятиях они предпочитают играть), так и неумением подчиняться правилам дисциплины.

Такой ученик обращает на себя внимание с первых дней пребывания в школе. Он переполнен любопытством ко всему происходящему вокруг, быстро находит друзей и покровителей, которые опекают, защищают «маленького», пользуется всеобщей любовью из-за уживчивого, веселого нрава

К такому ребенку удивительно точно подходит определение «солнечный», т.к. основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются, практически не оставляя следа. Вместе с тем отмечается поверхность эмоциональных реакций. Например, – пишет Артемьева Т. П.,- мальчик с папой идет по обледенелому тротуару. Папа, поскользнувшись, падает, сильно ударившись головой, не может подняться. Сын при этом не испытывает жалости, сострадания, а весело смеется: уж очень комично выглядел папа при падении.

Что значит коррекционный детский сад?

Что такое коррекционный детский сад? Это дошкольное учреждение, где для ребенка с определенными особенностями развития созданы все необходимые условия для коррекции, преодоления данных недостатков и дефектов. Именно такие условия обеспечены для обучения развития дошкольников в нашем гатчинском детском саду «Планета Детства».

Проблема не является неразрешимой. В большинстве случаев при оказании ребенку своевременной коррекционной помощи в возрасте 2-4 лет она полностью преодолевается к началу школьного обучения. Нашу «Планету Детства» в полной мере можно назвать коррекционным частным детским садом, поскольку здесь эта задача системно и комплексно решается нашими специалистами — опытнейшим логопедом-дефектологом, психологом, музыкальным и другими педагогами.

Что нельзя делать при работе с детьми с ЗПР?

Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми

Не концентрировать внимание на недостатках ребенка. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям

Кто работает с детьми с ЗПР?

Кто же такой дефектолог и чем он может помочь ребенку с ЗПР? В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.

Что такое задержка психоречевого развития?

P> Задержка речевого развития – это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. О задержке говорят, если в 2 года малыш почти не произносит слов, а в 3 года у него не сформирована связная речь. Задержку речевого развития у детей лечат детский невролог, логопед, дефектолог, медицинский психолог.

Поставили диагноз ЗПР, что делать?

Не следует винить себя и близких в испорченной наследственности. Лучшее, что можно сделать – обратиться за помощью к специалистам. Специальные психологи, неврологи, дефектологи, логопеды помогут подобрать необходимые коррекционные программы, которые нужно выполнять продолжительно и непрерывно. В случае несоблюдения предписаний, отказа от дальнейшего обследования по системе, назначенной врачами, приводит к усилению симптомов, вплоть до развития умственной отсталости.

Чувство стыда за «неполноценное» дитя, особенно если есть другие, нормально развивающиеся дети, формирует у ребенка чувство неполноценности, социальной дезадаптации и негативного отношения к себе.

Если негативные чувства и эмоции преобладают над желанием помочь ребенку, посоветуйтесь с врачом. Диагноз ЗПР – не приговор, он легко поддается коррекции при систематическом выполнении реабилитационных мероприятий и по достижении младшего школьного возраста ребенок догоняет сверстников в развитии. Но лучше всего отдать ребенка в школу в возрасте 8, а не 7 лет. То, что ребенок будет старше остальных одноклассников на 1 год – не страшно, зато он будет готов к обучению в школе эмоционально и умственно.

Очень важно не надеяться, что «само пройдет», «заговорит», «в садике подтянется», а действовать самим и сообща с врачом исправлять признаки ЗПР. Это трудоёмкий процесс, требующий участия всех близких и более взрослых детей (если есть старшие братья и сестры)

Все усилия, приложенные к коррекции ЗПР, окупятся с лихвой. Если мероприятий по коррекции недостаточно, то дополнительно врачами назначается медикаментозное лечение.

Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку с ЗПР?

Роль семьи несет самую важную функцию в успешности лечения. Несколько полезных правил для всей семьи в воспитании:

Поборите желание делать все за ребенка: собирать его в детский сад/школу, одевать, застегивать пуговицы и прочие вещи, которые он может сделать сам. Учите самостоятельности, начиная от простых навыков самообслуживания, заканчивая заданиями по дому

Не делайте за него все, помогайте развивать самостоятельность, задавая вопросы: «Что нужно взять с собой завтра в садик/школу», «Куда нужно складывать одежду?» Тем самым внимание активизируется, и постепенно будет формироваться желание делать все самому. Главное в процессе воспитания – это именно ваше терпение.
Не стоит требовать слишком много

Учитывайте особенности диагноза. Не перегружайте заданиями, работой, с которой справляются не отстающие в развитии дети в его возрасте. Завышенными требованиями можно лишь снизить работоспособность и отбить всякое желание делать что-либо в дальнейшем. Время выполнения заданий определит психолог. Обычно это зависит от возраста и степени тяжести диагноза. В среднем задания для умственной нагрузки длятся 10-12 минут. Затем следует сделать перерыв на 20 минут. Поиграйте в подвижную игру, перекусите, сделайте гимнастику. Продолжите коррекционно-развивающую работу еще 8 минут. В день этого достаточно. В течение дня включите в режим ребенка игры-терапии: манипуляции с песком, пальчиковые игры. Это обязательно. Если ребенок не выдерживает даже 5 минут занятия, добавьте перерывы с физкультурными минутками, но выполните все 10 минут каждого занятия.
Подбадривайте, хвалите за хорошее поведение, празднуйте маленькие победы (научились вырезать из бумаги – сходите в кино или займитесь другим любимым развлечением). Ребенок должен верить в свои силы, испытывать интерес от собственных достижений. Желание делать что-либо самостоятельно, развивая активность, будут формироваться поначалу только на легком и увлекательном материале.
Общайтесь, помогайте изучать окружающий мир. На прогулке, по дороге из сада/школы, везде вне дома и учебной обстановки, просите называть форму, размер, цвет объекта – машины, дома, крыши. Обращайте внимание на погоду, попросите описать ее.
Запаситесь терпением. Кстати, ребенку оно тоже понадобится. Если уж вы сами срываетесь, не в силах ждать, пока он застегнет куртку, вымоет кружку, соберет игрушки, приготовит себе бутерброд, чего ждать от него?

Сейчас созданы специальные группы в детских садах (государственных и частных), в школах работают классы коррекции. Групповые занятия по 10-12 человек эффективны. Там дети учатся по специальным программам и получают помощь от дефектолога, психолога, логопеда. Такая работа дает возможность полностью купировать диагноз.

Функция специалистов, их работа будет не так важна (а лучше вообще сказать, малоэффективна), если родители оставляют всю работу по коррекции педагогам.

Ребенок ЗПР в детском саду в обычной группе

Изначально нам дали место в обычном саду прямо во дворе, около нашего дома. Я обрадовалась и тешила себя мыслью, что Аня обязательно освоится в группе и скоро подтянется за обычными ребятишками и в речи, и в поведении, и даже в своих умелках по самообслуживанию. Как же я была разочарована, когда пришла к заведующей и посетила группу, в которую мы получили путевку…

Детей по списку 35 человек, регулярно посещают ДОУ 20-22 ребенка

Учитывая то, что у Ани СДВГ и ее вниманием сложно завладеть даже при индивидуальном взаимодействии, я сразу поняла, что в данных условиях она будет «залипать» в свой мирок где-то в уголке или же, напротив, под общую шумиху начнет скакать без остановки, не вникая в суть происходящего. Какой ребенок будет приходить домой вечером?

Заведующая честно сказала, что персонал не умеет работать с такими детьми. Они не могут создать под нее индивидуальную программу, а общую она по своей возрастной категории, увы, пока не тянет. Такой разрыв с другими детьми негативно скажется на ее психическом состоянии. К тому же, дети быстро поймут ее инаковатость и могут обижать. Она не умеет постоять за себя, потому что агрессия ей хоть и свойственна, но направляет она ее в пространство или на себя, а не на живого человека. Скорее всего, Аня стала бы изгоем, над неумелостью которой все потешались изо дня в день.

Касаемо программы обучения – здесь тоже есть нюансы. Раньше ребенка с отставанием в развитии можно было поместить в младшую возрастную группу. Сейчас это запрещено, и время от времени ходят комиссии из Комитета Образования с проверками. Такой вариант был сразу исключен. На момент поступления в д/с  Ане было 5 лет. Программа для ее ровесников предполагала совершенно другой уровень развития и темп активности на занятиях. Она бы не выдержала такой ритм, хотя уже умела читать и считать. Но на тот момент совершенно неразвитая мелкая моторика не позволила бы ей проходить многие уроки по лепке, рисованию, оригами и т.д

Да и внимание, которое дефектно по всем параметрам, выбило бы ее из общего режима. Не забываем, что поведение у ЗПРок инфантильное, а восприятие окружающей действительности слишком однобоко и плоско

Она бы попросту потерялась.

Речевые проблемы тоже наложили свой отпечаток. В 5 дети вовсю говорят сложными предложениями, Аня же с трудом формировала простое высказывание, так как ОНР – это многостороннее нарушение речевого развития. Обычный логопед в обычном саду не умеет работать со сложными патологиями. Ей нужен был логопед-дефектолог, который правит фонетическую, фонематическую, лексическую и грамматическую стороны речи в целом. Думаю, я не ошиблась, предположив, что Аня будет только нервничать, агрессировать и замыкаться в собственных эмоциях, если попадет в подобные условия на целый день.

Есть и еще один существенный минус для ребенка ЗПР в обычном саду – отношение других родителей. Если ваш малыш сильно отличается от нормотипичных, проявляет негативные аспекты поведения, часто дерется, показывает плохой пример, родители будут показывать недовольство вам, писать жалобы на имя заведующей и даже требовать вашего перевода в другой сад. Думаю, такая нервотрепка не нужна ни вам, ни ребенку. Моральный прессинг от большинства все равно подрывает вашу уверенность, независимо от того, что сегодня программа любого ДОУ нацелена на толерантную и популярную ныне инклюзию.

Имейте в виду, что многие воспитатели не смогут даже нормально накормить особенного ребенка, если у него пока не выработаны навыки самообслуживания и нет речи. Они боятся таких детей, их реакций, потребностей, потому что не обучены общению с ними. Один ваш ребенок будет отвлекать ее от толпы из 20-30 человек, соответственно, кроме внутреннего раздражения ваш малыш ничего не получит, по крайней мере, это отношения 80-90% обычных воспитателей и нянь. Мы можем требовать, ругаться, доказывать, но факт останется фактом – ребенку некомфортно там, где его не понимают и сторонятся или, того хуже, унижают и игнорируют.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий