Гиперактивный ребенок — что делать, как понять

Не путайте активность и гиперактивность

Бывает родители называют своих детей гиперактивными и думают, что это положительное понятие. Но в данном случае они путают активного малыша и гиперактивного. Такое поведение, как любознательность, тяга к новым знаниям, интерес ко всему новому – это хорошо.

А вот гиперактивность, которая чаще всего сопровождается нехваткой внимания, считается неврологическим расстройством. Наиболее ярко проявляется в период после 5 лет. Это негативно сказывается на развитии ребенка, он отстает от сверстников.

Гиперактивность проявляется в дошкольном возрасте. Чем раньше она будет выявлена, тем больше шансов на то, что до школы ребенок научится концентрироваться и обладать своими эмоциями. Каждый малыш по своему индивидуален, а понять какие способности заложены именно в вашем малыше, помогут методики, которые используются в современной психологии.

Для того чтобы понять своего ребенка, и определить его особенность, достаточно посетить консультацию психолога. Ведь пока ребенок не разговаривает, трудно определить, что-же на самом деле он умеет и на что способен. Даже самый обычный ребенок, при правильном подходе к воспитанию, может вырасти вундеркиндом.

Понаблюдайте за своим ребенком, сопоставьте его поведение с нижеизложенным:

  • неусидчивость
  • повышенную активность
  • беспокойство
  • невнимательность
  • агрессивность
  • эмоциональность
  • отсутствие концентрации
  • не умение дослушать до конца
  • непослушание
  • игнорирование
  • несдержанность
  • не контролирование эмоций

Заметив за ребенком что-либо из списка, стоит познакомиться по ближе, с квалифицированным психологом. Бесспорно, это еще не обозначает что у вашего малыша гиперактивность, но удостоверится наверняка, всё же стоит. Распознав в раннем возрасте, способности и наклонности ребенка, вы в дальнейшем будете знать, чем занимать его свободное время, чтобы это пошло ему на пользу.

Совет восьмой — контролируйте время

Дети с СДВГ совсем «не дружат» со временем. Это чувство у них развито очень плохо. Предупреждайте о том, что нужно закончить какое-то занятия немного заранее и несколько раз.

Фраза о том, что игру надо закончить до прихода с работы папы, не скажет ребенку ни о чем. В итоге, когда придется убирать игрушки, он окажется к этому не готов. То же с уроками, заданиями, сборами на прогулку или занятия. Предупредите более конкретно — за 10 минут, потом — за 3 минуты до того момента, когда действие действительно должно быть закончено.
С некоторыми детьми неплохо работает игра в таймеры. В определенное время таймер зазвонит. Только используйте систему театральных звонков — первый, второй и третий.

Каких детей называют гиперактивными?

Запись на прием к детскому
и подрастковому психологу

Узнать подробности Вы можете
по телефону (812) 640-38-55.

Гиперактивными обычно называют чрезмерно подвижных детей, которые не могут долго усидеть на одном месте и сконцентрироваться на каком-либо деле. Диагноз гиперактивность должен ставить врач (обычно это невролог или невропатолог) на основе специальных исследований, но есть некоторые признаки, которые могут заставить родителей насторожиться и обратиться за помощью к специалистам. Давайте рассмотрим их подробнее.

Дети с синдромом гиперактивности постоянно находятся в движении (прыгают, бегают, пытаются куда-нибудь залезть). Если же им приходится сидеть на одном месте: теребят что-либо в руках, вертятся, бесцельно двигают ногами, вскакивают с места и т. д. Они не могут тихо играть или чем-либо заниматься длительное время, постоянно отвлекаются, быстро бросают начатую игру или задание, не доводят дело до конца.

Чрезмерно активные дети обычно импульсивны, часто действуют, не задумываясь о последствиях своих поступков, они могут вскочить с места во время занятия, неожиданно влезть в разговор взрослых, выйти из игры в самый ее разгар.

Как правило, такие дети страдают нарушениями внимания, им сложно сконцентрировать и удерживать его на чем-либо, они рассеянны и не организованны. Часто забывают и теряют вещи.

У них слабо развиты движения пальцев и кистей рук, это выражается в том, что дети-дошкольники испытывают значительные сложности при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, собирании мозаик и мелких конструкторов, старшие дети, уже обучающиеся в школе, не могут аккуратно выполнять задания в тетрадях, тяжело овладевают навыками письма.

Пример: Даня, 7 лет.

Очень любит шумные игры: догонялки, жмурки. Когда играет со сверстниками, постоянно кричит, часто нарушает правила, ему быстрее других надоедает игра, и он выходит из нее, забыв предупредить об этом товарищей.

В общении, даже со взрослыми, часто перебивает, может не слушать ответов на вопросы, которые сам же задал. Так же внезапно, как начал, без видимых причин, может прекратить беседу.

Когда мама пытается заняться с ним спокойной игрой, например, собрать пазл, то Даня сначала соглашается и с удовольствием начинает выполнять задание, но по прошествии нескольких минут бросает начатое дел. Если мама настаивает чтобы он закончил начатое, сердится и начинает ломать и разбрасывать то, что уже собрано.

Выше описанные проявления поведения обусловлены специфическими свойствами нервной системы детей с гиперактивностью, преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения над процессами торможения и другими физиологическими особенностями. Такие дети не могут самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение, даже если очень хотят. После замечания ребенок может прекратить нежелательное поведение, но только на короткое время. Часто родители, не понимая причины неадекватного поведения ребенка, пытаются строго требовать, наказывать в случае невыполнения правил поведения, но эти меры не приводят к улучшению поведения ребенка

Поэтому важно понимать, какие проблемы, связанные с синдромом гиперактивности и нарушением внимания, могут испытывать дети.

Как обуздать «бурю»?

СДВГ поддается коррекции, требует помощи со стороны родителей, педагогов, психологов и врачей. Включает ряд методов, которые в совокупности дают прекрасные результаты:

Питание является неотъемлемым компонентом в коррекции поведения. Многие продукты могут спровоцировать активность головного мозга, тем самым усугубляя и без того непростую ситуацию. Так, например, фастфуды, газировка, сладкое и т.д. не только наносят урон весу, но и увеличивают возбудимость головного мозга. Наличие в продуктах различных консервантов, красителей также негативно сказывается на состоянии здоровья. Правильный рацион поможет улучшить не только физическое, но и психологическое состояние ребенка.
Говорим нет запретам. Чем больше запретов, тем больше нарастание импульсивности и негатива. Старайтесь отвлечь малыша, предлагая ему совершить другие действия. Например, если он прыгает на диване, не следует говорить – не прыгай. А предложите ему другие действие, к примеру – а сколько ты сможешь сложить кубиков вверх? или, а давай-ка поиграем в города и т.д. Тем самым вы отвлечете его от неправильного действия без применения запретных слов или наказаний.
Физические упражнения и спорт. Занятие спортом позволяет ребенку дисциплинировать себя, помогая стать более организованным. Повышает самооценку, исключает развитие комплексов.
Ограничение нахождения у компьютера, телефона, планшета, телевизора. Учеными давно доказано пагубное влияние на здоровье при длительном использовании гаджетов. Родители должны ограничивать это времяпровождение и увлекать малыша другими занятиями, например, чтение, рисование, лепка и т.д.
Прививаем дисциплину. Многие родители пытаются навязать дисциплину в армейском режиме, тем самым больше отдаляя ребенка от себя, особенно если он гиперактивен. В таком деле нужна мудрость и гибкость требований. Необходимо спокойно объяснить своему чаду, если он не выполнит вашу просьбу, тогда он лишится некоторых своих увлечений (катание на велосипеде, игр на компьютере, похода в кино и т.д.).
Создаем условия

Чтобы выполнить домашнее задание, ребенку необходима обстановка, не отвлекающая его внимание. Найдите в квартире уютное место без раздражающих факторов

Во время выполнения заданий, старайтесь делать перерывы, разрешайте ему подвигаться через каждые 20-25 минут.
Приучаем к порядку. Ребенок обязан понимать, что после игры все игрушки должны быть собраны. Те же требования и к одежде. Очень помогают в развитии навыков самоорганизация – цветовые маркировки, например, цветные стикеры позволят сориентироваться малышу, что должно находиться на каком месте. Можно обозначить цветовыми маркировками шкафы для тетрадей и книжек, для вещей, для игрушек и т.д. Детям старшего возраста не давайте более двух инструкций в день для выполнения. Лучше если они будут записаны на бумаге или доске. Например: полей цветы, вынеси мусор и т.д.
Атмосфера в семье. Конфликты и ссоры усугубляют состояние ребенка, поэтому взрослые должны понимать и учитывать этот факт. Поймите все семейные неприятности, он связывает с собой и порой делает ошибочные выводы. Задача взрослых оградить свое чадо от негативного воздействия выяснения отношений. Чаще проводите вместе время, устраивайте походы на природу, театр, кино и т.д. Совместное проведение свободного времени является лучшей терапией синдрома гиперактивности.
Сотрудничество со специалистами. Порой взрослые не могут самостоятельно справиться с ребенком, поэтому помощь со стороны, способствует лучшей психологической коррекции. Совместный тандем со специалистами дает прекрасные результаты. Педагоги и психологи играют важную роль в жизни чрезмерно активных детей.

Если гиперактивность связана, с какими-либо заболеваниями, врач подберет необходимое лечение, тем самым улучшит состояние здоровья ребенка. Лечебный массаж и гимнастика укрепят не только физический дух, но психологическое состояние.

В заключение хочется еще раз отметить, коррекция синдрома гиперактивности возможна, но только при правильном подходе и с помощью специалистов. Чем раньше отмечено отклонение, тем лучше результаты. Помните, самостоятельная терапия может привести к усугублению ситуации.

Совет второй — побольше движения.

Гиперактивному ребенку обязательно надо выплеснуть свою энергию. Создайте же для этого подходящие условия:

  1. Прогулки на свежем воздухе обязательны. Но не старайтесь заставить свое сокровище чинно прогуливаться «за ручку» в новых белых брючках. Пусть он бегает-прыгает-лазает и скатывается с горок. Вспомните дворовые игры из своего детства — и вам приятно окунуться в прошлое, и ребенок будет счастлив поиграть вместе.
  2. Спортивная секция — очень неплохой выход. И для здоровья полезно, и для психики, и для воспитания привычки слушаться старшего, выполнять упражнения в правильной последовательности. Обязательно учитывайте интересы и возможности ребенка. Если у него «совсем не получается» или его поведение вызывает конфликты с тренером, может быть, стоит поискать другое занятие. Очень часто тот факт, что в каком-то виде деятельности СДВГ-шка оказывается «на коне», стимулирует его на более сдержанное поведение.
  3. Дома тоже неплохо устраивать небольшие физкультминутки. Особенно если вы проводите какие-то развивающие занятия или выполняете школьную домашнюю работу. Усидчивость — не самая сильная сторона вашего ребенка, так что не стоит заставлять его долго корпеть над книжками. Позанимались — придумайте какую-нибудь игру, чтобы сбросить напряжение.
  4. Приобретите домашний спорткомплекс. На нем ребенок не только сможет выплескиваться свою активность, но и стане более ловким, что позволит ему уберечься от возможных травм из-за своей непоседливости.

Причины формирования

Наука до сих пор не может дать точного ответа на вопрос, как возникают те или иные психические расстройства. С синдромом дефицита внимания дело обстоит так же. Однако данных, собранных в ходе различных исследований, хватило для того, чтобы сделать некоторые предположения относительно причин развития СДВГ:

  • патология может развиваться под воздействием ряда биологических факторов. Прежде всего к ним относятся негативные процессы, развивающиеся на фоне органических поражений мозга и ЦНС. Достоверно известно, что синдром передается по наследству. Генные мутации приводят к сбою обменных процессов в головном мозге человека. Изменить работу нейромедиаторных систем также могут некоторые лекарства и химические вещества;
  • сказаться на работе головного мозга могут его органические поражения. Чаще всего к развитию синдрома приводят патологические процессы, происходящие во внутриутробном периоде. Если плод испытывал недостаток в кислороде (гипоксия) или беременность была отягощена другими факторами, то вероятность развития СДВГ у ребенка возрастает в несколько раз. В группу риска входят дети, рожденные слишком молодыми женщинами (до 20 лет) или роженицами старше 40 лет. Негативно сказывается употребление будущей мамой алкоголя, табакокурение и прием некоторых лекарственных препаратов;
  • семейные факторы также сказываются на психическом и психологическом здоровье ребенка. Спровоцировать развитие синдрома или усугубить состояние ребенка могут постоянные скандалы в семье, наличие родственников, страдающих алкоголизмом, криминальное окружение. Низкое социальное положение, сочетающееся с другим факторами, может стать причиной не только СДВГ, но и более серьезных проблем с психикой.

Есть ряд факторов, не оказывающих прямого влияния на развитие синдрома, но они могут усугубить ситуацию при наличии других предпосылок. Например, неблагоприятная окружающая среда может стать причиной того, что в детский организм попадут тяжелые металлы и их соединения. К второстепенным факторам можно отнести несбалансированное питание (недостаток витаминов и других полезных веществ).

Несмотря на то, что чаще в группу риска попадают дети из семей с низким социальным положением, синдром встречается в самых разных слоях общества. Согласно статистике, СДВГ встречается одинаково часто на всех континентах, среди представителей всех национальностей и рас. Но одна закономерность все же была выявлена: данному расстройству больше подвержены мальчики, чем девочки (3:1).

В КЛИНИКАХ «ПРЕЗИДЕНТ-МЕД» ВЫ МОЖЕТЕ

  • пройти обследование и лечение по более чем 30 медицинским специализациям, реабилитацию после инсультов, операций, травм,
  • сдать различные виды анализов (более 5000 видов анализов и лабораторных исследований),
  • пройти функциональную диагностику (УЗИ, эндоскопия: гастроскопия), ЭКГ, установка и расшифровка СМАД и Холтер-ЭКГ и другие,
  • пройти медицинскую комиссию за один день, пройти профосмотр (как для организаций, так и для частных лиц),
  • получить всевозможные справки – справки в ГИБДД и для допуска к занятиям спортом, для приобретения оружия, в санаторий, 
  • при наличии показаний – оформить лист временной нетрудоспособности,
  • оформить и получить другие виды медицинской документации,
  • сделать любые инъекции,
  • воспользоваться услугами хирургии одного дня или дневного стационара.

Совет седьмой — ищите пути «скорой помощи» своему ребенку

В ситуациях, когда гиперактивный ребенок не может себя контролировать, проявляет гнев, раздражение, явно переутомлен и капризен, ему не помогут ваши поучения и наставления

Необходимо искать способы переключить его внимание, отвлечь.
В каждой семье находятся свои подходы и способы, ищите тот, который подойдет вашему ребенку:

  • Неожиданная реакция (повторение действий ребенка, напевание песенки).
  • Объятия.
  • Демонстрация происходящего со стороны (повернуть ребенка к зеркалу или сфотографировать).
  • Переключение внимания (вместо того, чтобы запретить какое-то действие предложить другое — напр., «а ты умеешь прыгать через скакалку? Я могу 10 раз подряд, а ты?»)

Главное в этих подходах, чтобы они не вызывали раздражение. Ваша задача — поддерживать спокойное и ровное настроение. Предлагайте разное, что-то подходящее обязательно найдется.

Диагностика СДВГ

Что бы ни утверждали воспитатели в детском саду, учителя, другие родители или знакомые, точно дать оценку состоянию ребенка может только врач, а диагностировать синдром гиперактивности в сочетании или без нарушения внимания способен только невролог или детский психолог

Педагоги или другие общающиеся с ребенком люди могут лишь обратить внимание родителей на те или иные черты личности малыша, имеющиеся трудности при работе с ним и высказать предположение о необходимости получения консультации специалиста

При диагностике СДВГ врач должен исключить другие патологии нервной системы и нарушения развития. Поэтому нередко требуется консультации обоих узких специалистов – невролога и психолога. Это позволит точно дифференцировать СДВГ от:

  • последствий психологической травмы, тревожных расстройств;
  • расстройств аутического спектра (могут сочетаться с гиперактивностью);
  • определенных видов шизофрении, эпилепсии;
  • эндокринных патологий.

Поэтому диагноз не может быть поставлен на первой же консультации врача. Для этого, кроме подробной беседы с ребенком и его родителями, требуется понаблюдать за его поведением, а также провести нейропсихологическое тестирование. Для исключения других патологий назначаются:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • ЭЭГ;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭКГ и другие исследования.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей заложен в генах

Ученые нашли гены, «отвечающие» за развитие гиперактивности у ребенка, а также за присутствие синдрома дефицита внимания. Специалисты из медицинского университета имени Сеченова вместе со своими зарубежными коллегами решили изучить геномы малышей, у которых наблюдался синдром гиперактивности с дефицитом внимания. У детей и их родственников в результате обнаружились схожие особенности строения некоторых генов.

Комментарий эксперта:

Нарушения в генах, которые кодируют белок, могут стать причиной развития гиперактивности у ребенка, поскольку продукты этих генов принимают участие в трансляции сигналов его нервной системы. Нам удалось обнаружить ранее неизвестные формы генов, которые могут быть связаны с возникновением СДВГ. Результаты этих исследований могут быть полезны для диагностики этой патологии на генетическом уровне. И, возможно, помогут разработать методы лечения гиперактивности у детей. Смысл исследования заключался в том, чтобы проанализировать полный набор генов в семьях, где наблюдалась гиперактивность у ребенка. Таким образом были «отслежены» два гена — AAED1 и ATAD2. Изучив их, мы сделали вывод, что изменения в структуре генов могут воздействовать на возбудимость определенных отделов нервной системы. Что и приводит к гиперактивному поведению.

Совет шестой — не игнорируйте профессиональную помощь

Ждать, пока ребенок «перерастет» — не самая верная тактика в данной ситуации. Дело не только в том, что СДВГ может не «пройти» сам собой, ведь бывает, что у детей школьного возраста этот синдром только проявляется. Само по себе состояние не дает ребенку успешно общаться с окружающими, социализироваться, успешно учиться.
Проблемы с обучением всегда идут рука об руку с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. При полном отсутствии каких-либо проблем с интеллектом, ребенок не успевает в школе

Поэтому очень важно постараться как можно раньше скорректировать это состояние

Кто может помочь:

Невропатолог. Этот специалист диагностирует состояние ребенка и может назначить медикаментозное лечение.
Психолог — поможет наладить поведенческие проблемы, займется работой над развитием эмоционально-волевой сферы.
Дефектолог — профессионал, занимающийся коррекцией работы высшей психической деятельности

Занятия с этим специалистом помогут развить внимание, память, научиться выполнять последовательные задания и подготовиться к успешной учебе в школе.

Для того, чтобы добиться успеха, лучше всего совмещать лечение лекарственными препаратами и корректирующие занятия.

Лекарства для лечения СДВГ

Эффективным препаратом, специально разработанным для лечения СДВГ, является атомоксетина гидрохлорид. Основной механизм его действия связан с блокадой обратного захвата норадреналина, что сопровождается усилением синаптической передачи с участием норадреналина в разных структурах мозга. Атомоксетин оказывает благотворное влияние на характеристики поведения детей и подростков с СДВГ, его положительное действие обычно проявляется уже в начале лечения, однако эффект продолжает нарастать в течение месяца непрерывного приема препарата. Преимуществом атомоксетина является его эффективность в случаях сочетания СДВГ с деструктивным поведением, тревожными расстройствами, тиками, энурезом. Препарат имеет много побочных эффектов, поэтому прием строго под контролем врача.

Российскими специалистами при лечении СДВГ традиционно используются препараты ноотропного ряда (фенибут, семакс и др.).Ноотропные препараты оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей этой группы когнитивные функции (внимания, памяти, организации, программирования и контроля психической деятельности, речи, праксиса). Эти препараты положительно действуют на обменные процессы в ЦНС и способствуют созреванию тормозных и регуляторных систем мозга.

Еще одно направление лечения СДВГ заключается нейтрализации нейротоксических веществ, поступающих в организм ребенка с пищей и водой (свинец, пестициды, полигалогеналкилы, пищевые красители, консерванты). При этом в диету включают необходимые микронутриенты, способствующие снижению симптомов СДВГ: витамины и витаминоподобные вещества (омега-3 ПНЖК, фолаты, карнитин) и эссенциальные макро- и микроэлементы (магний, цинк, железо).

Среди микронутриентов с подтвержденным клиническим эффектом при СДВГ следует отметить препараты магния. Дефицит магния определяется у 70% детей с СДВГ.

Магний является важным элементом, участвующим в поддержании баланса процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Пиридоксин (витамин В6) участвует в обмене белков, углеводов, жирных кислот, синтезе нейромедиаторов и многих ферментов, оказывает нейро-, кардио-, гепатотропное, а также гемопоэтическое влияние, способствует пополнению энергетических ресурсов. В лечении СДВГ используются только органические соли магния, что связано с высокой биоусвояемостью органических солей и отсутствием побочных эффектов при их применении у детей. Применение пидолата магния с пиридоксином в растворе (ампульная форма препарата Магне В6 («Санофи-Авентис», Франция) разрешено с возраста 1 года, лактата (Магне 

Прогноз при СДВГ

Прогноз относительно благоприятен, у значительной части детей даже без лечения симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.

Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи и школы.
 

Гиперактивность ребенка: симптомы

Гиперактивность и дефицит внимания у детей (СДГВ) – вовсе не издержки воспитания, а патология, связанная с нервной системой, которую специалисты отмечают практически у трети современного детского населения. Обычно поведение гиперактивного ребенка проявляется в неумении сосредоточиться: он все время отвлекается, не может усидеть на одном месте, импульсивен в своих желаниях. Характеристику гиперактивного ребенка можно дополнить такими качествами как агрессия и склонность к зависимостям. Кроме того, именно у гиперактивных детей чаще возникают иные психические расстройства. Специалисты утверждают, что лишь 40% гиперактивных в детстве с возрастом «перерастают» свою патологию.

Конкретную причину появления гиперактивности у ребенка медицина пока не определила, но врачи все чаще склоняются к тому, что патология может возникать либо из-за влияния определенных генов, либо по причине присутствия ребенка в неблагоприятной среде (осложнения и стрессы во время беременности или родов, заболевания в неонатальном периоде).

Совет третий — используйте способы расслабления и успокаивания

Нервная система у гиперактивных детей довольно слабая. С чрезмерным возбуждением она не справляется. Ищите подходящие способы ее расслабления:

  1. Вода — великий лекарь для неустойчивой психики. Запишитесь в бассейн. Не обязательно посещать секцию, можно ходить просто поплавать и поиграть вместе с родителями. Дайте возможность ребенку дома играть с водой — с игрушками в ванне, корабликами в тазу.
  2. Занятия с песком, глиной, пластилином также успокаивают и приводят в порядок нервную систему. Пересыпание мелкого песка, лепка снимают напряжение, агрессию, развивают воображение. Если боитесь испачкать новый ковер, играть можно на кухне или в ванной. Купите детский кинетический песок (к нему часто прилагаются небольшая песочница или клеенчатый коврик).

Совет первый — режим

Уж сколько говорят про этот распорядок дня — как будто это панацея какая-то! Действительно, привычный режим очень важен для детей. А для гиперактивного ребенка — вдвойне.

Привычный уклад, сон, отдых, занятия и прогулка должны происходить в одно и то же время.

Постепенно организм ребенка сам станет настраиваться на нужный вид деятельности, а значит активному энерджайзеру будет значительно проще гасить возбуждение и справляться с переизбытком эмоций.

Введите в обиход семейные традиции и ритуалы. Например, утро может начинаться с одной и той же песенки на музыкальном центре, ласковых объятий под привычный стишок, вечером — в одно и то же время и в строгой последовательности начинаются гигиенические процедуры, стакан кефира, сказка перед сном.

Все новое и непривычное вызывает у ребенка перевозбуждение нервной системы. В ответ на это он ведет себя, по мнению взрослых, неадекватно — кричит, бегает, суетится. Не изменяйте правилам. Ритуал очень важен для детей с СДВГ. Если в ванну пора в 9 вечера, значит, так тому и быть, придется строить и ваши дела с учетом детского режима.

Основные симптомы

Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, очень плохо учатся. Им сложно концентрироваться на объяснении учителя и выполнении задания. Это связано не с прихотью или капризами. Усваивать информацию и концентрироваться на учебе они не могут вследствие недостатка биологически активных веществ в определенных отделах головного мозга.

СДВГ симптомы проявляются в поведении детей, оно заметно отличается от действий и поступков их здоровых сверстников:

  1. Невнимательность. Ребенок очень легко отвлекается, страдает забывчивостью. При выполнении заданий возникают сложности, он не организован, не выполняет инструкции. Во время объяснения нового материала или задания может сложиться впечатление, что ребенок не слушает взрослого. Большое количество ошибок обусловлено повышенной невнимательностью. Такие детки часто теряют свои вещи и школьные принадлежности.
  2. Гиперактивность. Для расстройства характерно постоянное нахождение в движении. Ребенок попросту не может усидеть на месте. Во время занятий в классе он может вставать с места в самое неподходящее для этого время. Ребенок кажется суетливым, нетерпеливым, чрезмерно общительным.
  3. Импульсивность. Желание достичь удовольствие у таких детей намного выше, они не в состоянии ждать своей очереди. Часто они выкрикивают с места, перебивают собеседника или учителя. Если такой ребенок чего-то хочет, то он будет требовать это сейчас же, уговорить его не получится.

Такие симптомы расстройства являются основными, но даже здоровые дети иногда могут быть невнимательны или слишком активны. Чтобы иметь возможность говорить о наличии данной патологии, необходимо провести тщательное исследование. Врач наблюдает маленького пациента в течение длительного времени, не меньше шести месяцев. Чтобы анализ поведения ребенка был полным и всесторонним, потребуется дать оценку его поведения в разных условиях.

Случай из практики

“Когда моему сыну Марку исполнился год, стала замечать за ним чрезмерно активное и непослушное поведение. Бывало убегал на улице, когда гуляли, когда кушал, бегал по комнате и невозможно было никакими силами его успокоить. В доме часто технику ломал, обе бабушки от него вешались и совсем не могли с ним справиться.

Я долго не могла понять, является ли такое поведение нормой. И решила обратиться к детскому психологу. После нескольких тестов, мне сказали, что сын гиперактивен и нуждается в корректировочном лечении. Мне надавали кучу советов и рекомендаций.

Сначала казалось, что и невозможно начать их выполнять. Но потом потихоньку я внедряла то 1 совет, то другой. И через некоторое время заметила, что сын стал спокойнее. Помогала спортивная секция футбола, где он мог вдоволь набегаться и выплеснуть избыток энергии. Также строгий распорядок дня и спокойные занятия перед сном.

Сейчас сын уже в первом классе. Ему еще немного сложно сидеть на уроках и слушать внимательно, но я предупредила учителя о нашей проблеме и она вошла в положение, также помогает ему, чем может. Если бы не подготовка психолога к школе, то наверное сын бы и вовсе не смог заниматься.”

Причины и симптомы СДВГ у детей

Причины СДВГ до конца не установлены. Расстройство может возникнуть вследствие воздействия одного или нескольких факторов:

  • Климатический или экологический фактор.
  • Отклонения течения беременности – заболевания матери, к примеру.
  • Иммунологическая несовместимость будущей матери и плода.
  • Нарушение сроков или процесса родоразрешения, в том числе родовые травмы у младенца, некомпетентная стимуляция родовой деятельности со стороны врачей, отравление наркозом.
  • Болезни ребенка в младенческом возрасте, сопровождающиеся сильным повышением температуры тела и приемом рецептурных препаратов.
  • Заболевания ребенка, которые могут негативно влиять питание мозга и мозговую деятельность, в том числе астма, сердечная недостаточность, диабет.

Ученые утверждают, что причины СДВГ – это на 80% генетические факторы. Склонность к возникновению синдрома может усилить или ослабить среда, в которой рождается и растет ребенок.

Симптомы СДВГ:

Неспособность концентрировать внимание.
Повышенная активность.
Болтливость или наоборот молчаливость.
Отвлеченность.
Неорганизованность.
Рассеянность.
Забывчивость.
Беспокойные или неконтролируемые движения, бесцельная двигательная активность.
Нетерпеливость.

Точно поставить диагноз СДВГ можно не ранее 12 лет (согласно руководству по классификации психических расстройств). Предположительно гиперактивный ребенок должен наблюдаться в разных ситуациях, условиях и обстановке (школа, дом). Обязательный критерий для постановки диагноза СДВГ – нарушение обучения, отставание от сверстников, нарушение социальных функций.

Особенности характера или отклонение?

Увидев непоседливого ребенка, который то и делает, что находится в движении, могут возникнуть сомнения относительно нормальности его поведения. Недоумение вызывает сверх подвижность ребенка и его невнимательность. Неужели этот малыш не устал? Откуда у него столько энергии? Как ему удается за несколько минут устроить погром в комнате?

Понятие гиперактивность появилось не так давно, в принципе, как и дефицит внимания. Ещё буквально несколько десятков лет назад мы не сталкивались с такими диагнозами и понятиями. Безусловно, в то время были дети, которые на фоне остальных казались менее усидчивыми или менее внимательными.

Но всё списывалось на то, что ребенок ещё маленький, и такое поведение с возрастом пройдет. Позже, замечая у подростков агрессивность, вспыльчивость, сверхмерную активность, такое поведение оправдывалось половым созреванием и переходным возрастом.

А встречаясь со взрослым человеком, который сверх импульсивен, не усидчив, эмоционален и много говорит, мы думаем что это такой тип характера или такое воспитание.

Еще недавно гиперактивность считалась лишь поведенческой особенностью. Но в последнее время было выяснено, что это психическое отклонение, которое не поддается простым методам воспитания, а требует комплексного подхода и наблюдения специалиста.

Поэтому следуйте советам психологов, а лучше обратиться на консультацию непосредственно.

Особенности лечения

Специалисты, осуществляющие лечение СДВГ у детей, должны в своей работе использовать биопсихосоциальный подход. То есть терапия должна быть комплексной и затрагивать разные аспекты. В нее включаются медикаментозные методы, психологическая и педагогическая помощь, дефектологическая и нейропсихологическая коррекция:

  • психологическая помощь. Психотерапевт используется различные методики воздействия на ребенка. Выбор конкретной техники зависит от особенностей протекания заболевания и наличия сопутствующих расстройств, а также от того, какой симптом ярче выражен. Наиболее успешными при решении такого рода проблем являются когнитивно-бихевиоральная психотерапия и психолого-педагогическая коррекция;
  • медикаментозная терапия в большинстве случаев вводится на начальных этапах лечения. Это позволяет уменьшить проявление некоторых симптомов и усилить эффективность психотерапевтических методов воздействия. Выбор препаратов должен осуществлять врач после тщательного обследования ребенка. При лечении пациентов дошкольного возраста рекомендуется придерживаться принципов монотерапии, то есть в ходе лечения принимать только один лекарственный препарат за курс;
  • социально-реабилитационное направление позволяет ребенку получить необходимую для адаптации в социуме помощь. Активная работа ведется с семьей. Как правило, дети с СДВГ растут в условиях гиперопеки и вседозволенности, но также к ним могут выдвигаться слишком много непосильных требований. Семейная терапия и обучение родителей позволяет значительно улучшить микроклимат в семье.

В ходе комплексного лечения СДВГ у детей удается заметно снизить степень выраженности симптомов патологии. Ребенок может повысить уровень своего социального функционирования и качество жизни.

По мере роста ребенка нарушения в обменных процессах мозга и нейромедиаторных системах приостанавливаются, а затем полностью компенсируются. В подростковом возрасте часть симптомов расстройства будет полностью отсутствовать, но основные могут сохраняться у взрослых на протяжении всей жизни. Чтобы сделать ее более качественной, необходимо своевременно обратиться к специалистам за психотерапевтической помощью.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий