Формы и методы эвристического обучения

Эвристические методы

Как говорилось ранее, эвристика представляет собой метод для поиска решений

При этом важно не забывать, что это довольно молодая наука, поэтому в ней могут встречаться недостаточно четкие формулировки

Мы не станем слишком глубоко влезать в дебри, а рассмотрим лишь самые популярные эвристические методы, которые можно употреблять на практике.

Мозговой штурм

При данном методе, решение задач происходит путем внедрения процедуры группового креативного мышления. Этот способ был открыт американским психологом А. Осборном.

По его мнению, в любом кругу людей есть индивиды, которые лучше генерируют мысли, но при этом им сложно анализировать свои идеи. И наоборот есть те, которым легко детально осмысливать то или иное чужое решение, но трудно вырабатывать его в своей голове.

Благодаря методу мозгового штурма, для решения поставленной задачи предлагается большое количество различных вариантов, как плохих, так и хороших. Затем, на базе критического подхода, все эти решения серьезно анализируются, после чего наиболее креативные и действенные воплощаются в жизнь.

Такую схему можно описать так:

отбор участников → определение проблемы → мозговой штурм → анализ материала

Несмотря на всю простоту метода, кроме призыва быть оригинальным и выйти за рамки стандартного мышления, точных методологических указаний на практике пока что нет.

Синектика

Образовался вследствие применения мозгового штурма на практике. Его создателем является профессор Д. Гордон. Суть метода заключается в том, что участники группы (синекторы) изначально проходят поэтапный отбор:

  • 1 этап – оценка знаний и опыта индивида;
  • 2 этап – творческий потенциал;
  • 3 этап – коммуникативные способности.

После того, как члены отбора прошли все этапы, они могут стать участниками синектического метода. Под этим подразумевается не высказывание идей в их законченном виде, а общая разработка того или иного варианта, на основе знаний и эмоционального опыта.

Благодаря такой коллективной работе могут родиться самые необычные креативные идеи. Отрицательной стороной такого метода является достаточно быстрое снижение продуктивности. Это связано с тем, что люди в группе привыкают друг к другу.

Многомерные матрицы или метод «морфологического ящика»

Впервые он был применен неким Бернсом, которому хотелось увеличить эффективность производства. Но усовершенствовать данный подход удалось физику из США Ф. Цвикки.

Суть метода состоит в том, что новое – это или другая комбинация известных составляющих старого, или комбинация известного с пока еще неизвестным. В этом случае речь идет не о методе проб и ошибок, а о целостном комплексе связей, которые возможно вычислить посредством матричного анализа проблематики.

Бесспорным преимуществом данного подхода к проблеме является потенциальная возможность открыть какое-нибудь новое и необычное решение.

Но в таком методе есть и очевидные недостатки: чем сложнее задача, тем больше вариантов будет представлено в матрице, из-за чего поиск оптимального решения значительно усложнится.

Инверсия

Посредством инверсии можно найти решения в оригинальных и противоположных направлениях. Основой идеи является диалектика Гегеля, когда любое явление познается с помощью использования противоположных процедур творческого мышления: логического и интуитивного, статики и динамики, анализа и синтеза.

Для применения этого эвристического метода, необходимы специализированные навыки, опыт и знания. Однако несмотря на подобные трудности, это дает возможность отыскать необычные и креативные решения.

Эвристика против «схоластики и зубристики» в российской педагогике

Великий русский педагог Константин Ушинский (1824–1871) тоже отстаивал точку зрения, что настоящее обучение — не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Сейчас это кажется естественным, но для традиционной российской школы XIX века идеи Ушинского были прорывными.

Сторонником эвристики был и основоположник отечественной педагогической психологии Пётр Каптерев (1849–1922). Он считал, что в народных школах необходимо применять эвристическую форму обучения — то есть в целом организовать процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся сами открывали и вырабатывали знания:

« говорит учителю: не сообщай детям общих по­нятий, общих правил, общих законов и формул догматически; заставляй их самих сравнивать предметы, находить между ними чер­ты сходные и различные и на основании найденного сходства и раз­личия группировать их в роды и виды, составлять о них понятия, опре­деление; заставляй их самих наблюдать связь и отношения между предметами и замеченные постоянные отношения между ними выра­жать в общих формулах и законах. Сам же не сообщай им этих фор­мул и законов, а только наблюдай за правильной выработкой их, руководи ими, чтобы они не сбились с прямого пути».

Нельзя не упомянуть и методику «Живое слово», которая появилась на страницах журнала «Филологические записки», основанного филологом и педагогом Алексеем Хованским. Сам Хованский, лингвист Антон Барсов и другие авторы публиковали в нём статьи о новом подходе к преподаванию русского языка — не через утомительное заучивание грамматических правил, а путём знакомства учеников с литературой, пробуждения в них интереса к тексту и языку. Самостоятельный анализ (с помощью учителя) языковых структур, идей и образов, объяснения и рассуждения противопоставлялись ​​«схоластике с зубристикой, обременяющими и подавляющими память учащихся, рассудок, сознание».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

3. Хуторской А.В., «Эвристическое обучения», М.: 1998

4. Кулюткин Ю.К., «Эвристические методы в структуре решений», М.: Педагогика, 1970

5. Журавлев В.И. Методология и методы педагогических исследований // Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

Кулюткин Ю.К., «Эвристические методы в структуре решений», М.: Педагогика, 1970

Хуторской А.В., «Эвристическое обучения», М.: 1998

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

История создания метода

Основателем эвристики принято считать древнегреческого философа Сократа. Он приводил своих учеников к знанию путём особых наводящих вопросов. Главный постулат Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». В дальнейшем принципы эвристического метода описывали в своих трудах античные учёные Папп и Архимед.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В средние века незаслуженно забытый эвристический метод был вновь открыт благодаря трудам Г. Галилея, Ф. Бэкона и Г. Лейбница. Более тщательно этот вопрос изложил математик из Чехии Больцано в своей книге «Наукоучение».

В педагогике принципы эвристического метода активно поддерживали и развивали Ж.-Ж Руссо и Л. Н. Толстой. Руссо выдвинул идею «естественного обучения», которое предполагало получение знания через личный опыт. Толстой, анализируя свой педагогический опыт в крестьянских школах, пришёл примерно к такому же выводу. Он подчёркивал также, что ребёнок должен быть свободен в выборе решения.

В XIX веке за использование эвристического метода в образовании выступали также П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, С. Т. Шацкий, Дж. Дьюи, А. Нилл, С. Френе и другие.

В науке XX века изучение эвристики тесно связано с появлением ЭВМ. Программист может задать машине некую модель желаемого и алгоритмы решения, а компьютер подбирает точный ответ. Появление вычислительной техники упростило и ускорило поиск правильного решения, но не изменило сущность и значение эвристики. В дальнейшем она прочно вошла в такие дисциплины как психодиагностика, статистика, экономика, менеджмент и другие.

Из чего состоит эвристический урок: примеры

К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим их особенности. Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Примеры таких заданий: — изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира; — дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы; — сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги); — составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник математических задач; — придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы; — изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту; — разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету.

Доклад на тему «Формы и методы эвристического обучения»

Формы и методы эвристического обучения

Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.

К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим их особенности.

Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Примеры таких заданий:

— изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;

— дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы;

— сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);

— составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник математических задач;

— придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; “оживить” буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;

— изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;

— разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету.

Эвристическое погружение— форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения. Погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну, в физическую теорию или географическое понятие. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций.

Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения. Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов обучения.

Метод “вживания”. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: “Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки — листья, ноги — корни…”. В моменты наилучшего “вживания” ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, если предварительно удается отождествить себя с объектом

Метод “Если бы…” Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук.

Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Формы обучения

Форма обучения — это способ взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Учителю или родителю стоит использовать разные формы обучения, комбинировать их для достижения лучших образовательных результатов. Например, олимпиада подойдёт для завершения темы и обобщения знаний, а погружение — для начальной работы. Так можно соединить две формы в работе над одной темой.

Эвристическое погружение 

В течение нескольких дней ученик познаёт природный, культурный или другой образовательный объект. Например, со всех сторон и областей рассматривают снегопад.

Эвристическая олимпиада 

Школьники создают творческие продукты небольшого объёма за короткие промежутки времени. Оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества при создании учениками продуктов.

Деловая игра

На занятии в игровой форме моделируется деятельность любой организации по решению реальной для неё проблемы.

Творческие работы 

Выполняются прямо на уроке или дома как элемент творчества в рамках изучаемой темы. 

Деятельность педагога

Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д. Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы. Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д. Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.

Эвристический метод обучения – это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

Виды эвристических методов

В эвристике выделяют несколько видов открытия нового.

Метод проб и ошибок

К промахам в процессе обучения выработалось негативное отношение как у ученика, так и учителя. Но метод проб и ошибок переворачивает представление о неудачах. Ошибка становится источником новых знаний, понимания того, как не надо делать. С помощью ошибок можно также обнаружить исключения из правил или новые истины, противопоставленные общепринятым. Оценивая ошибки, человек анализирует причины их появления, что приводит к глубинному пониманию происходящего.

Метод коллективного поиска

Нередко называют «мозговым штурмом». Особенность его в том, что к решению приходит не один человек, а группа. В ходе коллективного поиска каждый вносит свою лепту в поиск ответа. Критиковать или не принимать идеи в этой стадии нельзя. Множество идей систематизируются, а затем отбираются лучшие предложения.

Метод синектики

Синектика — это смешение разнородных элементов. Чтобы прийти к идеальному решению, на первом этапе выдвигаются идеи и предложения разного характера, порой даже противоречивого. Неприемлемые отбрасываются, и поиск продолжается. Прием синектики базируется на принципе аналогии. При этом аналогии могут быть разными — личными, словесными или обратными. Чаще всего этот способ направлен на разбор творческих задач, поэтому не предполагает решения слишком узких конкретных проблем. Требует большого мастерства от того, кто его использует.

Метод личной аналогии (эмпатии)

Аналогия — это поиск сходства между двумя объектами. Личная аналогия в эвристике позволяет поставить себя на место исследуемого объекта. Таким образом познание явления или предмета происходит изнутри. Меняется парадигма восприятия. Способ хорошо зарекомендовал себя в педагогике и психологии. При использовании эмпатии развивается воображение, стимулируются творческие способности человека.

Метод морфологического анализа/морфологического ящика/многомерных матриц

При использовании этого метода неизвестные компоненты складывают с известными, а потом оценивают получившееся. Таких комбинаций может быть много. Недостаток морфологического анализа в том, что из множества решений необходимо получить только одно верное, и поиск может затянуться.

Функциональный анализ

Переносит акцент исследования с содержания предмета или явления на его функции. Они могут быть полезными, нейтральными или вредными. Поиск иного применения уже привычных функций, может привести к оригинальным решениям.

Метод эвристических вопросов

Ключевые вопросы этого приема — кто? что? зачем? где? чем? как? когда? — помогают упорядочить информацию в ходе решения проблемы. Иногда эти вопросы позволяют посмотреть на предмет с непривычной стороны.

Метод свободных ассоциаций

Основой служит возможность слова вызывать разные ассоциации у членов группы, решающих проблему. Принцип может быть реализован только в коллективной работе. Источниками идей становятся метафоры и ассоциации. Образы, которые возникают в результате анализа изучаемого понятия, помогают найти необычные свойства или функции предмета. К ассоциативным относится и метод гирлянд случайностей. Суть его в том, что на изучаемый объект переносятся признаки случайно выбранных предметов. В результате получаются нестандартные комбинации, которые могут быть полезны исследователю.

Области применения методов эвристики

Применение эвристических приемов возможно в различных сферах человеческой деятельности. Назовем некоторые области применения эвристики.

  1. Педагогика. Эвристическое обучение направлено на самостоятельность ребёнка и активизацию творческого мышления. Как правило, оно строится на основе прогнозирования. Ученик выдвигает гипотезу и с помощью учителя и эвристических приёмов либо доказывает её, либо опровергает. В ходе эвристического обучения реализуется несколько принципов: личностное целеполагание, метапредметность, ситуативность, рефлексия.
  2. Криминалистика. Чтобы раскрыть преступление, следователь должен обработать большой объём информации. Эвристические методы могут быть направлены следователем на свою психическую деятельность, чтобы раз­рушить негативные стереотипы, профессиональный консерватизм в реше­нии следственных задач. Эвристические приемы уместны в ситуациях, когда следствие заходит в «тупик».
  3. Медицина. Врачи нередко вынуждены принимать решения, опираясь на свой опыт, выбирая из множества вариантов диагнозов соответствующий ситуации. В отдельных случаях врач может использовать метод проб и ошибок для постановки верного диагноза. Например, для определения степени тяжести заболевания доктор может направить пациента на полное обследование. В ходе него, врач может увидеть, какие показатели в норме, а какие нет. Метод мозгового штурма возможен на медицинских консилиумах, когда группа медиков коллективно решает, в каком направлении продолжить лечение. Эвристические приемы активно применяются в медицине в системах машинной диагностики и наблюдения за пациентом. Из множества данных о больном машина составляет наиболее вероятностное заключение о болезни. Машинная диагностика позволяет ставить диагноз более оперативно, но не исключает участия человека.

    Эвристика применима и в области психологии. Эвристические принципы позволяют по-новому взглянуть на проблему самому пациенту, например, с помощью метода эмпатии. Психологи часто используют ассоциативные методы, чтобы увидеть истинные масштабы проблемы подопечного.

  4. Менеджмент. В сфере управления руководителям нередко приходится сталкиваться с задачами, требующими творческого подхода. Поэтому эвристические способы довольно широко применяются в менеджменте. Как правило, это методы коллективного поиска решений: мозговой штурм, вживание, синектика, ассоциации. В популярных сегодня бизнес-тренингах часто обращаются к такому эвристическому приему как деловая игра. Это способствует развитию воображения, умению стратегически мыслить. Но слишком частое обращение к методам эвристики может привести к обратному эффекту: не все задачи бизнеса требуют творческого подхода, а слишком частые совещания могут подорвать авторитет руководителя и снизить работоспособность подчиненных.

Использование технологии эвристического обучения в современной школе

В современных школах использование эвристического метода обучения осуществляется во взаимосвязи с проблемным и развивающим обучением. Это объясняется тем, что данные методы обучения, несмотря на их специфичность и различие в приемах работы, направлены на личностно-ориентированное обучение.

Формами и методами эвристического обучения являются различные по тематике творческие занятия: конкурсы, факультативные занятия, индивидуальные занятия по самообразованию, внеклассная и внеурочная работа, олимпиады, интеллектуальные марафоны, творческие конкурсы и т.п.

Одной из наиболее популярных форм организации эвристического метода обучения является эвристическая беседа.

К приемам эвристического метода относятся: сочинения, поделки, художественные произведения собственного сочинения и т.д.

Мероприятия, организованные в рамках эвристического метода обучения, помогают учащимся реализовать себя, продемонстрировать свои знания и способности.

Технология эвристического обучения не только подводит учащихся к изучению материалов учебных предметов, но и способствует успешному обучению.

Замечание 1

Таким образом, одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения учебному предмету, является эвристический метод.

Лучшая мебель для прихожей в малогабаритной квартире: выбор компактных моделей

Малогабаритные квартиры – далеко не редкость. Прихожие в них как правило совсем маленькие, а некоторые просто миниатюрные. Зачастую такую прихожую сложно вместить даже самые необходимые предметы.

Мебель для прихожей в малогабаритной квартире всё же имеет разнообразные варианты:

  • Компактный функциональный шкаф-купе;
  • Подвесной гарнитур;
  • Модульная мебель.

Шкаф-купе достаточно популярен в маленьких коридорах, помимо функциональности он имеет различные варианты. Угловой шкаф будет идеальным при квадратной форме прихожей. Подвесной гарнитур подразумевает размещение всего необходимого на одной стене, имеет массу всяких полочек и компактную тумбу-лавку.

Понятие эвристики

Эвристика представляет собой специфическую научную отрасль, исследующую созидательную деятельность индивидов. Ввиду развития этой области знания на протяжении не менее двух тысячелетий существует комплексное представление о понятии «эвристика» как таковом.

1. Философский Энциклопедический словарь под эвристикой понимает искусство изобретения; руководство к тому, как методическим путём находить новое.

2. Философская Энциклопедия определяет эвристику как организацию процесса продуктивного творческого мышления (отсюда: эвристическая деятельность). В этом смысле эвристика понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческих задач (например, механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирования опровержений с помощью контрпримеров и пр.).

В соответствии с этим определением ключевой объект изучения науки эвристики — это творческая деятельность; предмет и проблематика исследования — задачи, связанные с моделями принятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества, структурирование описаний внешнего мира.

3. Новая философская Энциклопедия определяет эвристику как методологию научного исследования; методику обучения, основанную на открытии и догадке. Изучение эвристических методов демонстрирует определённое сходство исследовательских процедур и деятельности в той их части, которая связана с творческим обобщением наличного материала и выдвижением гипотез. (Детальное изучение эвристических приёмов в математике, к примеру, было предпринято Д. Пойей.)

4. Философская Энциклопедия (под ред. Константинова) совокупно представляет эвристику как: 1) момент открытия нового; 2) методы, используемые в процессе такого открытия (см. «эвристические методы»); 3) науку, изучающую творческую деятельность и 4) метод обучения (например, сократические беседы).

5. В современном понимании эвристика — это теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

6. В наиболее кратком виде эвристика определяется как «наука о том, как делать открытия». Это определение принадлежит известному математику Дьёрдю Пойе (книга «Математическое открытие»).

Детектирование аномального поведения

Этот метод тоже
прост и встроен во множество антивирусных
программных продуктов, но вот насчёт
единого имени для него разработчики
антивирусов договориться как-то не
удосужились. Поэтому для этого способа
обнаружения вредоносных программ можно
встретить самые разные названия, среди
которых — обнаружение аномалий,
детектирование потенциально вредоносных
действий и проактивная защита (правда,
последний термин некоторые производители
антивирусов понимают по-своему, но об
этом ниже).

Основывается этот
вид защиты, как и эвристический анализ,
на том, что поведение всех представителей
определённого класса вредителей имеет
общие черты. Только если эвристический
анализатор пытается угадать, что будет
делать подозрительная программа, ещё
до того, как она запущена, то детектор
аномалий запускает её в защищённой
среде (виртуальной машине, встроенной
в антивирус) и там уже наблюдает её в
действии. Причём иногда даже не надо
виртуальной машины для того, чтобы
оценить намерения вредоносного кода.

Этот метод имеет
схожие с эвристическим анализом плюсы
и минусы. То есть, с его помощью, конечно
же, можно отловить те вирусы, трояны и
шпионы, которые ещё не попали в сигнатурную
базу. С другой стороны, многие программы,
как я уже говорил, делают все «вирусные»
действия без какого-либо злого умысла.
И если пользователь видит, что антивирус
принял его любимую утилиту за какой-нибудь
злобный троян, то доверие к такому
продукту резко падает, что отражается
на прибылях разработчиков. Так что этот
метод работы применяется чаще не в
антивирусах, а брандмауэрах (файрволах),
которые имеют несколько иные задачи.
Но и в антивирусах детектирование
аномального поведения используется не
так уж редко, но, в основном, как
вспомогательный метод.

Что касается
проактивной защиты, то раскрученный в
СНГ российский разработчик антивирусного
ПО «Лаборатория Касперского»
понимает под этим не только детектирование
аномалий, но и дополнительную защиту в
виде подсчёта контрольных сумм файлов,
сравнение текущего состояние важных
ключей реестра с эталонным, и некоторые
другие подобные методы. Но, по сути,
основой проактивной защиты по Касперскому
всё равно остаётся именно обнаружение
потенциально вредоносного поведения
программ.

Современные
антивирусные программы всегда дополняют
один способ поиска вирусов другим.
Например, сигнатурные методы и
детектирование аномального поведения
в любом случае «живут» в симбиозе.

ПРАКТИКУМ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ»

Практическое
занятие 1 (лекция 39-40)

«Шифрование и
дешифровка текстов различными способами»

Криптография
дает возможность преобразовать исходную
информацию таким образом, что ее
восстановление возможно только при
знании ключа.

Некоторые
основные понятия и определения.

Алфавит
— законченное множество используемых
для кодирования информации символов.

Текст
— упорядоченный последовательность из
символов алфавита.

В качестве примеров
алфавитов, используемых в современных
ИС можно привести следующие:

  • алфавит Z33
    — 32 буквы русского алфавита и пробел;

  • алфавит Z256
    — символы, входящие в стандартные
    кодировки ASCII и КОИ-8;

  • бинарный алфавит
    — Z2
    = {0,1};

  • восьмеричный
    алфавит или шестнадцатеричный алфавит;

Шифрование
— процесс преобразования исходного
текста (который носит также название
открытого текста) в зашифрованный.

Дешифрование— обратный
шифрованию процесс. На основе ключа
зашифрованный текст преобразуется в
исходный.

Ключ
— информация, необходимая для
беспрепятственного шифрования и
дешифрования текстов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий