Этикет в 1 классе

Методическая разработка классного часа в 1 классе

Цели и задачи

— повторить правила поведения в школе.

Ход классного часа

Учитель. Послушайте стихотворение «Ку-ку» А. Барто и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Уже конец урока,

Уже десятый час.

Открылась дверь широко,

Вошел Сережа в класс.

Почему же,

Отчего же

Опоздал

На час

Сережа?

— Мы в трамвае ехали, собаку переехали, от испуга бледная, собака лает, бедная, и вокруг все бледные и все рыдают, бедные.

Но я рукою твердой беру иголок дюжину и пришиваю морду ей и хвост туда, где нужно.

Собака, оживая, встает из-под трамвая, встает из-под трамвая. — Привет, — говорит, — жива я.

Что случилось с Сережей? Какое школьное правило он нарушил? Правильно, он опоздал в школу. Запишите правило: «В школу нельзя опаздывать».

Обсуждение стихотворения А. Барто «Перемена»

Перемена, перемена!

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог,

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не смог?

Если он, то, несомненно,

С ним — бо-о-лыная перемена.

Не угонишься за Вовой!

Ой, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел!

Он поставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи —

Словом, сделал все, что мог!

Ну, а тут опять звонок…

Вова в класс плетется снова.

Бедный! Нет лица на нем.

— Ничего, — вздыхает Вова, —

На уроке отдохнем!

Вопросы для обсуждения:

— Что вы можете сказать о поведении Вовы?

— Какое школьное правило забыли дети?

— Чем можно заниматься во время перемены? (В перемену надо не бегать, а играть в подвижные игры, готовиться к следующему уроку.)

Игра «У медведя во бору»

Учитель. Давайте разучим игру. Дети встают в одну колонку и говорят такие слова:

У медведя во бору грибы, ягоды беру.

А медведь не спит, а медведь рычит.

Затем дети перебегают от одной стены к другой, а «медведь» их ловит.

Игра «Путаница»

Дети встают в круг и берутся за руки. Один ребенок — водящий. Он отворачивается. В это время остальные дети начинают запутываться, не отпуская рук. Водящий должен распутать детей.

Учитель. Как надо вести себя на перемене?

Подведение итогов

Дети обсуждают, как надо вести себя на перемене, повторяют правила поведения в школе, анализируют собственное поведение на уроках и на перемене.

Конспект классного часа о правилах общения со сверстниками, 1-2 класс

Игровой практикум по этикету для младших школьников «Добрый день! Здравствуйте!»

Цели и задачи занятия:

• познакомить ребят с правилами и приемами приветствия с ровесниками, старшими и младшими;

• воспитание этических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника.

Описание занятия (нетрадиционного урока, классного часа)

Обсуждение ситуации «Доброе утро, здравствуйте!»

Учитель:

Здравствуйте! Добрая ласковость слова

Стерлась на нет в ежедневном привете.

Здравствуйте! Это же — будьте здоровы,

Это же — дольше живите на свете.

(Е. Шевелева)

Добрый день, ребята! Сегодня мы вновь встречаемся с маркизом Этикетом. О чем он нам сегодня поведает?

Я хочу вам рассказать

Как приветствовать ребят.

Как здороваться с друзьями,

Может, знаете вы сами?

Но обычно говорят:

«Добрый день!

Рад видеть вас!»

Как приятно слышать такие слова любому из нас! От того, как поздоровается с вами встречный прохожий или знакомый, многое зависит в дальнейшем в вашем настроении.

Замечательный знаток русской речи Владимир Иванович Даль собрал немало приветствий, которые бытовали в прошлом:

• Жнецам, заканчивающим жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!»

• Молотильщикам также желали успешной работы: «По сто на день, по тысяче на неделю!»

• «Свеженько тебе!» — здоровались с девушкой, черпающей воду из реки или колодца.

• «Хлеб да соль!» или «Чай да сахар!» — говорили едящим или пьющим.

• «Гуси-лебеди летели!» — так приветствовали хозяев дома, если они белили потолок.

Вежливый человек должен был не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специальную для каждого случая этикетную форму.

Когда женщине, занятой дойкой, говорили: «Море под коровой!» — у нее наготове был ответ: «Река молока!»

Рыболова приветствовали: «Улов на рыбу!» «Наварка на ушицу!» — отвечал он.

Женщине, которая месила хлеб, желали: «Спорынья в квашню!» — «Сто рублей в мошну!» — отвечала она.

В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Например, у некоторых индийских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока он не приблизится к вам. У японцев для приветствия применяются три вида поклонов: самый низкий поклон сайкэрей, средний поклон — под углом 30 градусов, легкий — под углом 15 градусов. Австралийские аборигены, увидев друг друга, в знак приветствия начинают танцевать.

У каждого народа веками сложились свои обычаи приветствия, но главное — это пожелание добра и здравия своему знакомому или собеседнику при встрече.

В небытие теперь уходит часто

Извечный смысл давно знакомых слов:

Всегда ли мы, роняя слово «Здравствуй»,

И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?

Всегда ли помним, что самой любовью

Был побуждаем в древности народ,

Желая высшей благости — здоровья —

Всем, с кем судьба когда-нибудь сведет.

(Н. Веселовская)

Ситуативный практикум «Я спешу вас поприветствовать»

Учитель: Ребята, а теперь будьте повнимательнее, прослушайте небольшое стихотворение, поясните, какие приветственные фразы вы услышали, и объясните их значение.

Я спешу сказать вам — «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам — «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам — «Радости!

Удач, успехов и везенья!»,

Чтоб пожелать всем в зале

Прекраснейшего настроения.

Пусть песни, танцы, игры, шутки

К нам вмиг пожалуют сюда.

Итак, друзья, я начинаю —

Добрый день всем, господа!

Практикум «Аукцион приветствий»

Учитель предлагает ребятам:

• вспомнить и назвать все приветствия, которыми они пользуются в повседневной жизни. Пример: добрый день, привет, здравствуйте, салют и т. д.;

• вспомнить и назвать приветствия на различных языках. Пример: здоровеньки булы, гуд монинг и т. д.;

• вспомнить и показать знакомые им жестовые приветствия. Пример: рукопожатие, кивок головой и т. п.

Комментарии. В игровом аукционе победителем становится «автор» последнего ответа

Очень важно при проведении игрового аукциона держать хороший темп и ритм и не затягивать его по времени. Есть два основных правила аукциона

Первое — выигрывает последний. Второе — повторяться нельзя.

Подведение итогов. По завершении диалога с учениками учитель напоминает, что в обязательном порядке при встрече со знакомыми, особенно со старшими, они должны здороваться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий