Этикет современной молодежи

Правила этикета звонков

Телефонным звонкам есть свое время, как собственно и делу. Воспитанный человек не позволит себе тревожить телефонным звонком своего друга раньше 8 часов утра и позже 10 вечера, за исключением, если этот звонок не оговорен с ним заранее.

  • Правила этикета диктуют, если мобильная связь во время разговора обрывается, то перезванивать нужно тому, кто вызывал первый раз
  • Если вы общаетесь по телефону с незнакомым человеком, обязательно обращайтесь к нему на «вы»
  • Позвонив по телефону, обязательно поздоровайтесь и представьтесь. В процессе общения используйте только безличные формы. Не этично обращаться к абоненту такими словами как «девушка», «молодой человек», «женщина»
  • Обязательно отвечайте на служебные звонки в течение первых трех сигналов. Если звонить будете вы, то не принято ждать звонка дольше шести гудков. Деловой разговор не может длиться более 5 минут
  • В том случае если вы предполагаете более длительный разговор, то обязательно спросите абонента, имеет ли он возможность уделить вам 20-30 минут, например
  • Если вы находитесь в ресторане, то уберите свой мобильный телефон в сумку или карман. Никогда не выкладывайте его на стол
  • Не культурно писать сообщения или «сидеть» в социальной сети во время общения с реальным собеседником
  • Никогда не отвечайте на звонки чужого телефона

Ценности

Если роль молодежи в современном обществе довольно ясна, то не всем ясно, что же еще требуется от подрастающего поколения. Сохранение и преумножение знаний? Конечно. Но все же главная задача – это сохранить общечеловеческие ценности. Что же к ним относится?

  • Человечность. В век автоматизированной техники люди должны сохранить то, что их отличает от машин. Для многих наших соотечественников не доходит, что человек должен оставаться чутким, душевным и понимающим. Во многих европейских странах от молодежи требуют того, чтобы они прятали свои эмоции и надевали маски-улыбки. В нашей стране это еще не распространено, но влияние Запада уже можно наблюдать в некоторых крупных городах. Люди должны сохранять человечность и свои эмоции. Молодежь должна быть отзывчивой, чуткой и понимающей.
  • Воспитанность. Говоря о роли молодежи в современном обществе и ценностях, которые необходимо сохранить, следует сказать о том, что со временем уходит в небытие. Воспитанность – это проявление уважения. Молодежь должна помогать людям старшего поколения и приходить на помощь друг другу. В последнее время забываются даже элементарные нормы воспитанности. Молодые люди не всегда уступают место в транспорте пожилым, а парни редко открывают двери перед девушками и женщинами.
  • Трудолюбие. В наши дни труд стал чем-то постыдным. Молодежь хочет зарабатывать деньги, не прилагая никаких усилий. В чести бизнесмены и предприниматели. Люди, которые раньше назывались спекулянтами, сегодня становятся образцами для подражания. Если молодой человек идет в инженеры, его друзья могут посмотреть на своего знакомого искоса. По мнению большинства, неразумно тратить большую часть своей жизни на изобретение чего-то несуществующего. Такая профессия сегодня не принесет призвания и не сулит больших гонораров. И это печально.
  • Честность. Кажется странным, но откровенность между людьми умирает. Сегодня молодежь хочет казаться лучше, чем она есть на самом деле. Человек не пытается как-то вырасти, но он пытается бросить пыль в глаза. Социальные сети пропагандируют скрытность. Люди вроде и живут открыто, но эта жизнь не настоящая, а показная.
  • Доброта. Такое простое и понятное всем качество кажется чуть ли не отталкивающим. Если один человек предложит другому помощь – в этом действии будет искаться подвох. Сложно представить, что в наше время можно получить бесплатную помощь, которая будет идти от чистого сердца.

История возникновения концепции «молодёжь»

Термин «молодёжь» относительно молодой. В традиционном обществе молодёжи как особой социальной группы не существовало, потому что включение в сферу труда начиналось в раннем детстве, и дети автоматически становились взрослыми, как только они начинали зарабатывать на жизнь. С развитием технологического общества возникает потребность во всё более квалифицированной рабочей силе, что приводит к массовому школьному обучению, т.е. задержке вступления молодых людей в сферу труда.

Понятие «молодёжь» начало активно использоваться только с XIX в. Представление о молодости изначально было амбивалентным занятости («молодёжь – это пьянство без вина»), а также служило для дистанцирования от группы людей, которая определялась как группа риска.

В службе защиты молодёжи 1880-х, например, этот термин относился к подросткам из рабочего класса в возрасте от 13 до 18 лет, который, как предполагалось, имел склонность к пренебрежению, преступности и восприимчивости к социалистическим идеям.

Только в самом начале XX в. в ходе молодёжного движения негативный оттенок этого термина (молодёжь как опасность и незрелость) приобрёл положительное содержание. В контексте националистических течений после Первой мировой войны возник политический молодёжный миф: молодёжь как двигатель истории (у кого есть молодежь, у того есть и будущее).

Юность и детство – это термины, которые со временем эволюционировали и должны рассматриваться в связи с соответствующей формой общества. Даже в XVII в. во многих классах и сопоставимых группах за пределами младенчества не было ни ярко выраженного детства в нашем понимании, ни юности. Однако в дворянстве, а затем в буржуазии развился образец юноши или девушки.

Таким образом, молодёжь как отдельный этап жизни является продуктом модернизации. Только в последней трети XIX в. молодёжь стала независимой группой со специфическими общими характеристиками. Молодёжь вскоре стала полноценным субъектом действий в политике.

В доиндустриальных аграрных обществах с недостаточным уровнем разделения труда необходимые навыки и компетенции передавались поколениями родителей. Из-за растущей индустриализации и механизации этого уже было недостаточно. Навыки и умения следовало в то время приобретать в школе, а затем в процессе профессионально-технического обучения. Это способствовало увеличению свободного времени для молодых людей, которое они использовали для развития собственной молодёжной культуры.

Первоначально тон здесь задавали молодые люди из среднего класса, которые нашли отличия от взрослой жизни в занятиях своими хобби, в молодёжных объединениях, в поездках и походах на природу и т. п.

«Молодёжь» как код динамизма, новаторства и воли к преодолению инкрустированных или отчуждённых форм культуры использовалась старшим поколением на ранних этапах. Молодёжь стала самостоятельной ценностью. До Первой мировой войны молодые профессионалы в возрасте от двадцати лет пытались выглядеть как можно более взрослыми, спокойными и опытными в своём внешнем виде, одежде и причёске. После войны и отхода от традиционного уклада жизни начались разочарования в привычной иерархии и социальных ролях. Молодёжь стала делать всё возможное для изменения ситуации

Из-за выдающейся важности молодёжи XX век называют «веком молодёжи»

Начиная с 1960-х годов, молодёжь превратилась в относительно независимую фазу жизни в результате расширения образования, изменения целей и стандартов жизни, повышения культурной автономии молодых людей, ориентации индустрий потребления и развлечений на молодёжь и др. С 1970-х годов всё больше представителей старшего поколения пытались имитировать молодёжную моду и образ жизни (спонтанность).

Этикет современного молодого человека

Этикет определяет собой правила поведения в обществе, однако в молодежной среде часто принято отрицать любые нормы. Подростки могут намеренно игнорировать хорошие манеры: грубить старшим, проявлять неуважение, громко разговаривать, использовать ненормативную лексику. Нередко это происходит из-за отсутствия базовых знаний по этикету, но чаще такое некорректное поведение связано с желанием выглядеть «крутым» в глазах сверстников.

Однако для современного молодого человека естественно поддержать друга в беде, сказать приятные слова близкому человеку. Хотя часто это происходит в свойственной подросткам и молодым людям грубоватой форме.

Особенность современного поколения заключается в том, что его можно назвать воспитанным «виртуальной реальностью». Из-за компьютеризации общества возникает среда, которая способствует формированию разрыва между технической подкованностью и мировоззренческой слабостью, некоторой культурной отсталостью. В результате постоянного нахождения в интернете, взаимодействия с виртуальной реальностью может утрачиваться интерес к человеческим ценностям: доброте, любви, вере, состраданию, взаимопониманию.

Проверьте свои знания прочитанной статьи

Однако важно понимать, что при общении со сверстниками подросток может вести себя так, как это принято в его кругу. Но в процессе взросления молодой человек перенимает нормы воинского, профессионального, делового этикета, которые жестко регламентированы и обязательны к исполнению

Социальный этикет в России

Русские не слишком приветствуют незнакомцев, которые стремятся вклиниться в их личное пространство. Если сравнивать их с общительными народами (латиноамериканцы, французы), где люди постоянно прикасаются к одежде друг друга или хлопают по плечу, то у жителей РФ это не принято. Русский человек спокойно отнесется, если такие жесты последуют от близкого родственника или друга, но не будет терпеть, если вы при первом знакомстве вздумаете слишком близко к нему находиться.

Большинство жителей испытывают потребность в личном пространстве, однако не настолько сильную, как, например, у англичан. Не нужно отходить от собеседника слишком далеко, просто старайтесь не наклоняться к нему очень близко.

Социальный этикет в России позволяет людям находиться ближе, если они идут куда-то или стоят в очереди. У европейцев такое поведение не принято, они стараются держать границы в любой ситуации.

У англоговорящих народов держаться за руку – жест достаточно нейтральный между мужчиной и женщиной. А вот в России молодые юноши и девушки берутся за руки, только если влюблены. Не принят этот жест между парнями, поскольку тогда окружающие могут решить, что они гомосексуалисты (и это схоже с европейским мышлением), а вот девушки, которые берутся за руки, могут таким образом демонстрировать свою дружбу (в Европе их бы сочли лицами нетрадиционной ориентации).

Если нужно пройти через толпу, русский человек будет прокладывать путь при помощи торса, например, выставляя вперед плечи. Иностранцы привыкли отталкивать людей при помощи рук, что в РФ считается признаком дурного тона.

Вы можете привлечь внимание жителя России, попытавшись поймать его взгляд. Этим особенности этикета в России отличаются, например, от арабских, где невежливо смотреть прямо в глаза человеку

Проблема морально-нравственных ценностей

В современном мире, где материальное
зачастую “поглощает” духовное, диктует 
свои законы, ложные теории о смысле
и образе жизни, трудно понять, что 
действительно ценно. Человечество
редко достигает истины иначе, как 
через крайности и заблуждения.
Сложилось социальное противоречие
между требуемыми от индивида обществом 
правилами поведения и невозможностью
выполнять их ввиду объективных 
причин, самим обществом.

Для молодежи ситуация осложняется 
тем фактом, что её жизненный опыт
еще достаточно мал чтобы сделать 
правильный выбор. С другой стороны,
характерной чертой большей части
“молодого” общества является неразвитость
критического мышления. Реклама, пресса,
телевидение, литература, кино, – нее 
в настоящее время провозглашает 
вполне определенный образ, стереотип 
современного молодого человека, которому
нужно “все и сразу”.

В условиях возрастания социальной
напряженности современного общества
личности становится объективно трудно
определить собственные ценностные
ориентиры. Молодежь тяготеет к коллективному 
общению. А в массе, как известно,
стираются индивидуальные достижения
отдельных людей, и исчезает их своеобразие.
При анонимности, и тем самым 
и безответственности масс, совершенно
исчезает чувство ответственности,
которое всегда индивида сдерживает.
Отсюда все возрастающая агрессивность 
среди современной молодежи, конфликтность.

В современном мире молодым людям 
поможет сделать правильный выбор 
семья. Проблемы семьи – проблемы общества.
Как известно одной из величайших
ценностей человека является любовь.
Познать это чувство, научиться 
любить своего ближнего как самого
себя можно только в семье.

Другим сдерживающим и направляющим
фактором в жизни человека является
вера. Однако, как правило, воспитательная
роль религии не достаточна в силу
особенностей исторического развития
некоторых типов общества.

Ощущение уверенности в себе,
а значит, в своей нравственной
позиции создает человеку любимая 
работа. Отсюда еще один фактор – возможность 
заниматься любимым делом. Проблема
профессионального самоопределения 
связана не только с трудностью выбора,
но и с тем, будет ли востребована
твоя специальность.

Проблема морального, нравственного 
выбора стояла перед мыслящим человеком 
всегда, и будет стоять всегда. Особенность 
современного этапа заключается 
в том, что разрушены те устои,
которые раньше помогали молодому человеку
сделать отнюдь не очевидный правильный
выбор. И на этом фронте сегодня в 
качестве главною борца остался 
только одно действующее лицо – семья.
Другим сдерживающим и направляющим фактором
в жизни человека является вера.

Основные проблемы молодёжи

Главные проблемы, которые сопровождают молодёжь, связаны прежде всего с социальным статусом, местом в структуре общества, нестабильностью и переходностью в социальной иерархии. Современные общественные процессы ещё больше усугубляют данную проблему.

На молодёжь огромное влияние имеют экономические факторы. Так, молодёжь в своём большинстве является малообеспеченной частью населения, находится на финансовом иждивении своих родителей, не имеет своего собственного жилья и постоянного дохода. Кроме того, молодые люди откладывают начало трудовой деятельности по причине необходимости получения образования. Вдобавок к этому, недостаток знаний и практического опыта лишает молодёжь возможности получения высокодоходных должностей на работе. Ещё у молодёжи уровень заработной платы значительно ниже средней зарплаты, а стипендия во время обучения тоже чрезвычайно мала.

Кроме того, эти экономические проблемы особенно сильно усугубляются в период кризисов. Феномен безработности также характерен и для молодёжной среды. В условиях кризиса молодым людям крайне сложно конкурировать с более старшими специалистами, добиваться финансовой самостоятельности.

Не менее серьёзными являются проблемы в духовно-культурной сфере. Сегодня ускоряется утрата нравственных ориентиров, отказ от традиционных ценностей и норм. В сознании молодёжи нивелируется значение свободы, труда, толерантности, а взамен «устаревшим» ценностям прибывает потребительское отношение к окружающему миру, непримиримость к чужому и др. При этом наблюдается быстрый рост криминализации молодёжи, социальных отклонений (алкоголизма, наркомании и др.).

Значительной проблемой в духовной сфере является проблема взаимоотношений «отцов и детей», конфликтов ценностей и моральных установок молодёжи и старшего поколения.

Если соблюдать те традиции и нормы, которые навязывает старшее поколение, то это будет способствовать устойчивости существующего порядка. Но необходимо учитывать, что традиционные ценности и нормы быстро устаревают и начинают играть дестабилизирующую роль. И наоборот, некоторые инновации могут приносить пользу обществу, а другие – разрушать его

По этой причине очень важно делать различие в том, какие ценности необходимо поддерживать, а от каких лучше всего отказаться

Особенности современных подростков

Тех, кто родился после 2000-го года, называют центениалами. Есть несколько аспектов, по которым детство нынешнего поколения кардинально отличается от предыдущих. 

Новый сленг современных подростков

«Особые» слова существовали в языке всегда. Подрастающее поколение старается зашифровать свой язык так, чтобы взрослым и «чужим» было непонятно. И это нормально, уверяют психологи. 

Вот примеры сленговых слов, популярных у нынешнего поколения подростков. Большинство из них появилось благодаря Сети: когда переписываешься, хочется упростить и сократить, чтобы потратить меньше времени. Но сленг не задержался в одном лишь интернете. Слова быстро перекочевали и в устную речь молодёжи.

Не стоит ругать подростков за такое поведение и за то, что они «коверкают» язык. Сленг — нормальное явление. Просто объясните подростку разницу между формальным и неформальным общением. Если в компании друзей сленговая фраза «го в магаз» прозвучит уместно и естественно, то сказать преподавателю «сорян» за несделанную домашку уже некорректно. 

Прогрессивность и толерантность

Общественные настроения и нормы меняются. Поэтому и традиционные модели воспитания подростков в наше время устаревают. 

Всё чаще можно встретить юношу или девушку, которые лет в пятнадцать уже задумываются о социальных проблемах, осознанном потреблении, антимилитаризме и гуманистических ценностях. Всё больше подростков ставят под сомнение актуальность традиционных гендерных ролей (женщина — «хранительница очага», мужчина — «добытчик»). 

Современное воспитание подростков должно включать в себя уроки толерантности и искоренение гендерных стереотипов. 

<<Форма демодоступа>>

Клиповое мышление подростков

Технологии, к которым есть доступ у подростка в современном мире, ещё лет двадцать назад казались фантастикой. 

Центениалы не знают, каким был мир без интернета. Они привыкли воспринимать потоки терабайтов пёстрой информации одновременно: видео, картинки, текст, анимация. 

За день через современного подростка проходит огромное количество ярких впечатлений. Он листает ленты новостей, смотрит истории в Instagram, слушает новости по телевизору за обедом, включает музыку в наушниках, когда едет в автобусе.

Это может иметь как положительные, так и негативные последствия. Из положительных можно выделить способность к многозадачности или ускорение реакции у современного подростка. О том, как уменьшить риски, мы расскажем далее в статье. 

Быстрый темп

Нынешние дети тратят минимальное время на решение какой-либо функциональной задачи. 

Под рукой всегда есть калькулятор, автокоррекция и Google. Любая информация находится мгновенно, ошибки исправляются моментально, а подсчёты в столбик канули в прошлое и используются разве что в начальной школе. Чтобы узнать, сколько тонн весит голубой кит, не нужно идти в библиотеку и листать энциклопедию. Google даст ответ за 0,65 секунды. 

Подростки привыкают к быстрому темпу. Им тяжелее писать большие сочинения от руки, читать объёмные параграфы в учебниках и долго следить за монотонными лекциями.

По наблюдениям психологов, ещё в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд. >

<<Блок перелинковки>>

Педагоги советуют внедрять в процесс образования интерактив, преподносить информацию кратко и по делу, чередовать форматы обучения

Лучший способ заставить современного подростка сфокусировать внимание — сделать так, чтобы ему было интересно. 

Формы социальных норм

Существует несколько классификаций, отражающих различные аспекты социальных норм.

‍По способу закрепления социальные нормы делятся на: 

  • устные (нормы обычаев и морали);
  • письменные (правовые и корпоративные нормы).

Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное. 

‍По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:

  • межличностные приняты между двумя людьми (пример — условный стук в дверь соседа);
  • групповые действуют в пределах социальной группы (пример — воинский устав);
  • национальные характерны для всего народа или нации (пример — празднование Дня благодарения американцами);
  • общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете (пример — регулярно мыться). 

 Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:

  • рекомендательные указывают на желательное поведение (например, рекомендуется уступать место в транспорте пенсионерам);
  • побуждающие стимулируют людей к исполнению правил (например, премия за добросовестный труд);
  • повелительные регулируют обязанности человека (например, полицейский обязан следить за порядком);
  • запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление (например, запрет на курение в общественных местах).

По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.

Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению. 

Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.

Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением. 

Формулы речевого этикета в молодежной среде

Формулы речевого этикета – это готовые выражения, слова и фразы, которые используются во время общения. Они делятся на 3 большие группы: помогающие правильно начать разговор, поддержать его и закончить. В устной речи подростков и молодых людей можно выделить следующие виды формул:

  • Для приветствия с любым собеседником используются слова: «Добрый день», «Здрасте», в неформальном кругу можно сказать «Привет» или «Хай». Если друг к другу обращаются мужчины, они могут использовать слово «Здорово». Приветствовать девушку таким образом не принято.
  • Чтобы завязать разговор, употребляются фразы «Как твое ничего?», «Как дела?», «Как сам?», «Как ты?».
  • На прощание принято говорить «Пока», «Давай», «Чао», «Ариведерчи», «До встречи».

Воспитание как способ приучения к порядку

Воспитание начинается с ознакомления с требованиями к конкретному человеку. В детском саду — режим дня. В школе — образовательный процесс. В зрелом возрасте — в трудовом коллективе. Если пропустить один из этапов, можно нарушить общий порядок социализации человека.

Первый опыт дисциплины — послушание старшим по возрасту, знание места для каждой вещи, соблюдение режима дня, умение слышать требования и выполнять поручения. Как все эти действия напоминают правила трудового распорядка во взрослом коллективе! Поэтому истина очень проста — без привития навыка к порядку в детстве сложно соблюдать дисциплину и принять эти правила в более зрелом возрасте.

Соблюдать трудовую дисциплину в школе означает выполнять требования к учащимся по форме, внешнему виду, поведению на уроках и во внеурочное время, к выполнению домашних заданий.

В систему школьного воспитания входят требования к освоению учебной дисциплины. В случае соответствия этим требованиям — объему и качеству знания по результатам освоения курса школьник получает сертификат, удостоверяющий соответствие интеллектуального уровня выпускника стандартам обучения.

Итог

Конечно, современный мир меняется, а с ним меняется и нынешнее, новое поколение. Есть в них много плюсов и минусов. Старшим всегда будет казаться, что они были другие. И это действительно так, но подстроиться под новые порядки непросто и молодежь старается.

Лучше или хуже современная молодежь сказать очень сложно. В них много хорошего, есть чему поучиться. Старшее поколение имеет больше опыта и мудрости. Поэтому по отношению к молодым должны стараться проявлять то самое терпение и терпимость, которого не хватает современным людям. Предназначение старших, прививать духовные и семейные традиции и как можно больше любви давать своим детям.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий