Приветствие в исламе

Рукопожатие во время приветствия

Рукопожатие при приветствии – одобряемое дело, относящееся к нормам исламской этики и её благородных атрибутов. Рукопожатие – действие, выражающее любовь и уважение между братьями по вере; посредством него пропадает злоба, зависть и неприязнь среди мусульман.

О желательности рукопожатия при встрече, когда даёшь салям, существует множество хадисов. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Рукопожатие было довольно распространённым обычаем среди сподвижников Пророка (да будет доволен ими Аллах).

Величайший учёный имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) говорил, что все мусульманские учёные единогласно сошлись на том, что рукопожатие – это сунна.

Пожимать же руку посторонним женщинам запрещено. Один из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) гласит:

В другом хадисе сказано:

В заключение хочется отметить, что мусульмане, приветствуя единоверца в положенной форме, получают двойной саваб (благость Аллаха): один саваб – за то, что приветствуют, второй – за то, что создают условие другому человеку получить саваб, ответив ему тем же самым.

Да поможет нам Всевышний правильно приветствовать друг друга и окружит нас со всех сторон Своей милостью, ведя по прямому (истинному) пути!!!

По материалам: http://mahalla1.ru/

Особенности светского общества

В светском обществе следует вести себя тактично. Представления, знакомства должны быть короткими, а не переходить в рассказ о жизни.

Важно грамотно формулировать вопросы. Лучше спросить «Откуда вы родом?», чем «Откуда вы?»

Не нужно угадывать национальность гостя. Можно неосознанно оскорбить его (турка назвать греком, армянина — азербайджанцем).

Следует правильно вести себя за столом. Вначале нужно спросить, из каких ингредиентов приготовлено блюдо, после — узнать, как правильно его есть.

Чтобы поддержать светскую беседу, можно спросить, какие страны посетил гость

Важно правильно держать бокал. Можно хорошо проявить себя, если продемонстрировать знания о вине, чае, сортах кофе или расспросить гостей об их коллекциях

Когда разговор заходит о покупках, не следует упоминать адреса, торговые марки, цены. Достаточно спросить, доволен ли человек приобретением. Это правило также касается отдыха. Не надо упоминать гостиницы, категории номеров, стоимость поездки.

В высшем обществе не принято говорить о диетах, заболеваниях, здоровом образе жизни. Вопросы на эти темы покажутся бестактными. Нельзя хвастаться подарками перед гостями. Можно обсуждать искусство.

Взгляд человека, который задает вопросы, должен быть заинтересованным.

Чтобы хорошо проявить себя в светском обществе, надо соблюдать и другие правила:

  1. Держать осанку. Благодаря этому человек демонстрирует ощущение собственного достоинства.
  2. Быть сдержанным. Гримасы, громкий смех, размахивание руками недопустимы.
  3. Контролировать эмоции. Культурный гость не трогает волосы, воротник или затылок, когда ведет дискуссию.
  4. Следить за речью. Она должна быть чистой, внятной, без повышенных тонов, криков и грубых выражений. Не следует вести пустые разговоры, “подкалывать” собеседников, делать им замечания, плохо отзываться о тех, кто не присутствует на мероприятии. Лучше не отходить от заданной темы и быть не слишком разговорчивым.

В светском обществе люди уважают мнение других, даже если чем-то недовольны. Когда возникает сложная ситуация, нельзя переходить на личности. При разговоре не стоит отвлекаться, заниматься посторонними делами.

Следует знать меру в комплиментах. Воспитанный человек не скупится на лестные высказывания, но и не злоупотребляет ими. Искренний уместный комплимент всегда порадует собеседника. В высшем обществе никогда не срываются на окружающих, дамы не разводят сплетни и не плетут интриги.

Место рукопожатия в мусульманском этикете

Правила предписывают единоверцам после словесного приветствия обменяться рукопожатием. Таким образом вы устраните возможную неприязнь и избавитесь от грехов. В хадисах говорится: «Когда двое мусульманин встречаются и пожимают друг другу руки, их грехи обязательно прощаются им, еще до того, как они расстаются друг с другом». 

Сподвижники Пророка всегда пожимали друг другу руки – при встрече и при прощании. Вот что говорил Пророк Мухаммад: «Если два мусульманина, встретившись, пожмут друг другу руки, Аллах простит их еще до того, как они разойдутся». 

При рукопожатии человек помещает свою ладонь в ладонь единоверца. В хадисах приводят высказывание:

Поэтому для рукопожатия всегда протягивайте правую руку. 

Также сказано: «Знай, что при рукопожатии сунной является пожимать ее одной рукой, я имею в виду правую руку, обоюдное рукопожатие правой рукой, как при встрече, так и при принесении присяги». Это значит, что пожимать ладонь двумя руками, как это иногда происходит, неправильно.  

Сегодня не все мусульмане стремятся приветствовать друг друга так, как велел Всевышний. Однако этикет приветствия никогда не менялся. И если вы не хотите навлечь на себя немилость Аллаха, не забывайте о правилах и всегда говорите салам, кроме тех случаев, когда это запрещает этикет.

В исламе четко обозначены границы социальных отношений между людьми. Особую роль для мусульман играет этикет приветствия. Здороваться друг с другом необходимо по установленным правилам, это является великой милостью Всевышнего. 

Посланник Аллаха говорит об этом:

и далее:

Застольный этикет в Корее

В Республике чаще всего едят, сидя прямо на полу на специальных подушках. Для подачи блюд используются небольшие низкие столики, куда ставится посуда. Перед началом трапезы принято подавать гостям горячее мокрое полотенце, которым вытирают руки. Затем хозяин ставит блюда с едой, приправы.

К основным продуктам, которые употребляют корейцы, относят рис, чеснок, различные соусы, соевое молоко и масло, приправы. Национальным напитком является чай (чаще всего предпочитают женьшеневый).

Алкоголь в этом азиатском государстве пьют, но не так уж много. Предпочитают крепкие напитки или рисовое вино. Застольный этикет в Корее предписывает младшим наполнять рюмки старших. А вот самому наливать себе не стоит. Корейцы любят произносить тосты и при этом чокаться, а в некоторых регионах после употребления алкоголя принято петь национальные песни.

Существуют определенные правила, которые следует соблюдать во время застолья:

  • первыми еду начинают люди старшего возраста;
  • не стоит торопиться с едой, если старший человек все еще кушает, сбавьте скорость, чтобы завершить трапезу вместе;
  • в Корее едят палочками, а жидкие блюда – ложкой (практически во всех домах есть вилки, так что их можно попросить при необходимости). Но нельзя держать в руке несколько столовых приборов одновременно;
  • запрещено втыкать палочки в рис, это сулит несчастья;
  • косточки от мяса или фруктов нельзя класть в тарелку. Можно незаметно положить их в салфетку, чтобы потом выбросить;
  • не нужно тянуться к дальнему блюду. Попросите соседа передать вам тарелку, которая стоит далеко.

Если вы хотите чихнуть или вас застал приступ кашля, следует отвернуться в сторону и сделать это незаметно.

В Корее до сих пор сильны устои патриархата. Жены уважают мужей и во всем им подчиняются. Детей воспитывают так, чтобы они вели себя скромно и уважительно по отношению к людям старшего возраста. Европейцев нередко удивляет то, что корейцы любят смотреть, что делают окружающие. Перед заказом в ресторане они вполне могут поглядеть, что выбрали другие посетители, а в магазине взглянут на содержимое вашей тележки. Но постоянное сравнение себя с другими не мешает им быть приветливыми и помогать близким, если они в этом нуждаются.

Прочие правила

Первым должен начать есть старший человек. Если вы обедаете в компании и заканчиваете есть одновременно, нельзя вставать из-за стола раньше остальных. Кроме того, не стоит употреблять пищу на улице.

Не забывайте закрывать посуду на ночь, поскольку сказано: «Перед заходом солнца не пускайте детей на улицу, потому что в это время шайтаны заполняют все пространство. Спустя немного времени после захода солнца можете их выпускать. Закрой двери с упоминанием Имени Аллаха (Бисмиллях), погаси светильник с упоминанием Имени Аллаха, закрой сосуд с водой с упоминанием Имени Аллаха. (А если не найдешь, чем закрыть), положить что-нибудь (сверху). Тогда шайтан не сможет открыть закрытое».

Помните и другое правило, которое предписывает мусульманский этикет – нельзя мешать людям, употребляющим пищу. Не заходите в гости, если считаете, что в это время хозяева могут обедать. Если вы неумышленно застали их за трапезой и вас пригласили составить компанию, соглашайтесь только в том случае, когда уверены, что не помешаете. Не навязывайтесь, если думаете, что вас позвали из вежливости, лучше откажитесь.

Не забывайте вознести хвалу Всевышнему после трапезы. Скажите: «Воистину, Аллах доволен своим рабом, который ест пищу и восхваляет Его за это, пьет напиток и восхваляет Его за это».

Виды

Концепция харама была детально разработана поздними мусульманскими богословами, выделив его в два вида:

  1. харам зульми – совершая его, человек наносит вред не самому себе, а постороннему человеку или людям, и подобным примером харама является кража.
  2. харам гайри-зульми – совершая его, человек наносит вред самому себе, и примером того является употребление продуктов, которые подпадают под категорию недозволенных.

По канонам ислама, тот, кто совершит харам зульми и поклянется, что не будет совершать такого впредь, получит прощение Всевышнего Аллаха, если у него будет прощение человека, которому он причинил вред. А тот, кто совершил харам гайри-зульми, должен покаяться и заречься не совершать такого впредь, и тогда есть надежда для него на прощение Всевышнего Аллаха.

Также харам может подразделяться на следующие виды:

  • вид харам бизатихи включает в себя такие деяние или вещи, которые являются запретными по своей сути – это воровство, убийство или прелюбодеяние.
  • вид харам лигайрихи включает в себя вещи или деяния, которые способны привести к греху перед Аллахом. К такой категории относится запрет смотреть на участки тела женщины, являющиеся запретными, поскольку такое деяние способно привести к греховному деянию, каким является прелюбодеяние.

Формы выражения запрета

Харам в исламе или запрет имеет следующие формы или способы выражения:

  • о запрете может быть сказано дословно, как в Священном Коране: «Вам запрещено (есть) мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха…» (сура Аль-Анам (Скот), 145-й).
  • запрет может выражаться в отмене разрешенности, как в словах «Отныне и впредь тебе не дозволено», когда сказано о запрете отныне для мусульман большого количества жен.
  • запрет может выражаться в призыве воздержаться от совершения чего-либо.
  • непосредственное запрещения совершения каких-то действий, которые характеризуются как скверные и те, что внушает человеку шайтан.

Аяты Корана о действиях, подпадающий под харам

Приводится ряд аятов Корана, в тексте которых перечислены деяния харам:

  • в аяте 2:173 Священного Корана сказано о запрете есть мертвечину, свиное мясо, кровь, а также мясо тех животных, которые были умерщвлены без произнесения над ними имени Всевышнего Аллаха. Также в этом аяте сказано, что если у человека такая ситуация в жизни, что он был вынужден съесть что-то из того, что запрещает Аллах, то не будет на нем греха.
  • в аяте 5:3 Священного Корана сказано также о том, что запрещено есть, упоминается также мясо животных удавленных, забитых палками, умерших при падении, заколотых рогами, убитых хищниками «если только вы не заколете ее по предписаниям, – и то, что заколото на жертвенниках» (сура Аль-Маида | Трапеза, 3-й аят). Помимо пищевых запретов в этом аяте упомянуты и запрет на предсказывание будущего. И также упомянуто, что съеденное в вынужденной ситуации, а не по причине того, что человек склонен к совершению греха, может заслужить прощение Аллаха.
  • в аяте 5:90 Корана упомянуто, что запрещено употреблять опьяняющие напитки, совершать жертвоприношения или майсир на жертвенниках из камня, а также заниматься гаданиями на стрелах.
  • в аяте 6:145 Книги Аллаха также сказано все вышеупомянутое, и в этом аяте Всевышний Аллах призывает Пророка Мухаммеда ﷺ сказать это верующим.
  • в аяте 22:30 Священной Книги Аллаха указано, что мусульманам следует избегать скверны идолов и лживых речей.
  • в аятах 4:23-24 Священного Корана приведены запреты касательно семейной жизни и женитьбы мусульман: «Запретны вам в качестве жен ваши матери, дочери, сестры, тетки со стороны отца, тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, молочные матери, молочные сестры, матери ваших жен, падчерицы – ваши воспитанницы, с матерями которых вы сошлись…» (сура Ан-Ниса (Женщины), 23-й аят), а также указаны еще другие нюансы касательно женитьбы мусульманина.

По исламу, если действие или вещь подпадают под понятие харам, то разрешенным или халяль его считать нельзя, иначе это будет расценено как неверие и выведет мусульманина из ислама и отдалит его от Аллаха. Если человек совершает запретное деяние, то он приобретет грех перед Аллахом, а если человек будет избегать то, что запретно, и этим совершит угодное Аллаху деяние, то он получит прибыль и вознаграждение от Аллаха.

Этика приветствия

Желательно, чтобы слова приветствия были первыми словами при встрече, т.е. именно салямом следует начинать разговор. Приветствовать желательно громко, так, чтобы тот или те, кому обращено приветствие, отчётливо его услышали.

Если оба встретившихся поприветствуют друг друга, то каждому из них надо обязательно ответить на приветствие другого.

Салям желательно давать и членам своей семьи, приветствовать своих домочадцев каждый раз, когда заходишь в дом.

При входе в пустой дом, в котором никого нет, желательно говорить «ас-саляму ‘аляйна ва ‘аля ‘ибадилляхи-с-салихин» (мир и благополучие нам и праведным рабам Божьим).

Рекомендуется, чтобы младший первым приветствовал старшего, всадник – пешего, стоящий – сидящего, малая группа – большую.

Даже если не соблюсти эту желательность, т.е., например, старший поприветствует первым младшего, сунна считается осуществлённой и отвечать на такой салям обязательно, хотя и упускается достоинство рекомендуемого Шариатом порядка.

При повторной встрече мусульманам также следует приветствовать друг друга:

Салям можно и передавать третьему лицу – но даже на такой салям отвечать обязательно!

Тому, кому передали салям через третье лицо, желательно начать с приветствия тому, кто довёл до него салям, произнеся «ва ‘алейка ва ‘аляйхи-с-салям», что означает «да сохранит и тебя и его Всевышний от всего плохого».

Обязательно отвечать и на салям, дошедший посредством письма.

Салям не даётся не мусульманину в такой же форме, в какой мы должны приветствовать мусульман, так как «Салам» – это вид молитвы. Не мусульман приветствуют любым другим способом. Если же не мусульмане приветствует вас формой «Ассаламу алейкум», то достаточно ответить «уа ‘алейкум».

Кого нежелательно или запрещено приветствовать

Мужчине нежелательно приветствовать постороннюю (т.е. брак с которой по нормам Ислама ему не запрещён) женщину, за исключением престарелой или же с неприятной внешностью, не вызывающей дурных помыслов: приветствие их обеих не порицается.

В шафиитском мазхабе положение в отношении приветствия женщины немного отличается. Так, например, мужчине порицается приветствовать молодую женщину, если та одна. Ей же при таких обстоятельствах запрещено как приветствовать, так и отвечать на приветствие мужчины. А если женщина будет не одна, а в сопровождении других мужчин или женщин, то положение относительно её приветствия такое же, как и в отношении приветствия мужчины.

Что же касается близких родственниц, с которыми ему запрещено вступать в брак, то их желательно приветствовать так же, как и других своих домочадцев.

Нежелательно приветствовать находящегося в бане, нагого, того, кто занят чем-нибудь, что может ему помешать ответить на приветствие.

По мнению ханафитских и ханбалитских учёных салям нежелательно давать и читающему Кyр`ан вслух, тогда как в шафиитском и маликитском мазхабах вовсе нежелательно приветствовать читающего Кyр`ан, даже если он читает его про себя, а также того, кто поминает Всевышнего (читает зикр), молит Всевышнего, читает намаз, ест или пьёт.

Ещё порицается приветствовать изучающего и обучающего религиозным наукам, муэдзина во время оглашения призыва на молитву (азана и икамата), судье во время судебного процесса, лектору во время чтения лекции (проповеди).

В шафиитском мазхабе не порицается приветствовать всех вышеупомянутых, за исключением нечестивца (фасик), открыто совершающего грехи: его приветствовать грешно. С таким нечестивцем можно здороваться лишь в том случае, если при отсутствии приветствия существует реальная угроза здоровью или жизни. Порицается также приветствовать того, кто слушает проповедь.

Всем тем, кого было нежелательно приветствовать, не вменяется в обязанность отвечать на приветствие.

Порицается приветствовать того, кто занимается обучением или слушанием религиозных наук.

Относительно желательности и нежелательности приветствия употребляющего пищу в мазхабах есть расхождения. Так, согласно ханафитскому мазхабу, желательно приветствовать кушающего, если приветствующий и сам рассчитывает пообедать вместе с приветствуемым, в противном случае – нежелательно. Шафииты говорят, что давать салям обедающему можно, но отвечать на салям не вменяется в обязанность, если принимающий пищу не в состоянии ответить, например, из-за наличия еды в ротовой полости. Маликиты говорят, что не порицается приветствовать обедающего. В ханбалитском мазхабе учёные разошлись на два равнозначных мнения: порицается и не порицается.

Рукопожатие во время приветствия

Рукопожатие при приветствии – одобряемое дело, относящееся к нормам исламской этики и её благородных атрибутов. Рукопожатие – действие, выражающее любовь и уважение между братьями по вере; посредством него пропадает злоба, зависть и неприязнь среди мусульман.

О желательности рукопожатия при встрече, когда даёшь салям, существует множество хадисов. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Рукопожатие было довольно распространённым обычаем среди сподвижников Пророка (да будет доволен ими Аллах).

Величайший учёный имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) говорил, что все мусульманские учёные единогласно сошлись на том, что рукопожатие – это сунна.

Пожимать же руку посторонним женщинам запрещено. Один из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) гласит:

В другом хадисе сказано:

В заключение хочется отметить, что мусульмане, приветствуя единоверца в положенной форме, получают двойной саваб (благость Аллаха): один саваб – за то, что приветствуют, второй – за то, что создают условие другому человеку получить саваб, ответив ему тем же самым.

Да поможет нам Всевышний правильно приветствовать друг друга и окружит нас со всех сторон Своей милостью, ведя по прямому (истинному) пути!!!

По материалам: http://mahalla1.ru/

Как бороться с зевотой

Поскольку зевание, согласно мусульманским верованиям, от шайтана, с ним нужно бороться. В хадисах сказано:

А вот зевоту Всевышний не любит, поэтому нужно сдерживать себя, насколько хватит сил.

Вот что об этом говорит Пророк:

 Для этого попробуйте один из нескольких способов:

  • представьте, как стоите перед Каабой и молитесь. В это время за вами наблюдает Всевышний, поэтому вряд ли вы отважитесь зевать перед лицом Аллаха;
  • попросите Пророка защитить от шайтана и прочитайте суры. Скажите: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого (побиваемого) сатаны»;
  • другой способ – глубокий резкий вдох носом. Это насытит клетки кислородом, и зевать временно перехочется;
  • последний метод – самый радикальный. Используйте его в тех случаях, когда совсем нет сил бороться с зевотой. Вы можете зевать, но сделайте это, не открывая рта, а двигая только лишь челюстью. В этом случае шайтан не сможет забраться внутрь. 

Можно также умыться. На некоторое время это поможет. Но если зевота вызвана усталостью, все эти способы принесут лишь временное облегчение. Поэтому лучше всего просто выспаться. 

В ряде случаев зевота одолевает тех, кто привык плотно есть, мало двигаться и вообще является ленивым человеком. Чтобы впредь не возникали эти позывы, стоит избегать переедания и вести активный образ жизни. Это приветствует сам Всевышний. 

Во время молитвы вас не должны одолевать никакие прочие мысли, кроме самого намаза. Если вы будете полностью сосредоточены на обряде, желание зевнуть не возникнет.

Деловой этикет в Южной Корее

Вести переговоры с жителями Республики лучше всего на английском языке. Можно воспользоваться услугами переводчика с корейского. На начальной стадии заключения сделок (особенно крупных) корейцы предпочитают лично общаться с потенциальными партнерами. Деловой этикет в Корее предписывает выстраивать отношения при личных встречах, избегая телефонных переговоров или переписки. Если вы не хотите внезапного визита потенциального корейского партнера, лучше заранее обговорите личную встречу и не пытайтесь ее избежать.

Если вы еще не знакомы с руководителем компании, договоритесь о встрече через посредника. Будьте готовы к тому, что при общении корейцы будут выяснять всю вашу подноготную, вплоть до того, когда у вас родился первый ребенок. Считается, что лишь полная информация о человеке может привести к успешному завершению сделки.

Во время разговора деловой этикет Кореи предписывает не смотреть прямо в глаза собеседнику. Это расценивается как попытка оказания давления или даже угроза. При зевании или смехе прикрывайте рот рукой, поскольку открытый рот в Республике считается проявлением грубости.

В самом начале беседы руководитель делегации представляет всех сотрудников, которые прибыли на встречу. Заранее можно обговорить вопросы, которые будут обсуждаться. Деловой этикет в Корее предписывает дать возможность высказать свое мнение всем участникам переговоров. Не забудьте взять на встречу сувенир, который следует преподнести корейским коллегам.

Во время разговора не приближайтесь и не наклоняйтесь к собеседнику на расстояние меньше вытянутой руки, иначе это будет воспринято как вторжение в личное пространство.

Деловой этикет в Южной Корее предписывает местным жителям вести переговоры настойчиво и агрессивно. Корейцы всегда хотят получить результат, поэтому не будут долго ходить вокруг да около, а предпочтут сразу приступить к обсуждению условий сделки. Позицию они формируют четко, однако не будут пытаться доказать собеседнику его неправоту. Не следует употреблять такие словосочетания, как «нам нужно время для размышлений». Это будет воспринято так, будто вас абсолютно не устроили предложенные условия.

Общение с потенциальными партнерами необходимо выстраивать согласно их статусу. К старшим относитесь с максимальным уважением, соблюдайте иерархию. Если вы не проявите уважения, кореец может счесть это вашим нежеланием вести с ним переговоры.

Для встречи с партнерами следует надеть деловую одежду неяркого цвета. Женщинам следует предпочесть юбку, а не брюки. После завершения переговоров деловой этикет Кореи предписывает направить благодарственные письма всем участникам встречи.

Бедуинский кодекс чести и арабский этикет

Определяющее влияние на современную арабскую культуру и этикет оказали религиозные нормы Корана и бедуинского кодекса чести. Это касается не только быта мусульман, но и ведения бизнеса, общения, ведения трапезы. Еще до появления ислама существовало понятие «Муравва», определяющее обязательные достоинства мужчины, соблюдающего арабский этикет:

  • великодушие;
  • храбрость;
  • красноречие;
  • ответственность за свои слова;
  • щедрость;
  • умение дарить любовь.

Эти добродетели были освящены религией, но подверглись некоторым изменениям. Например, щедрость должна быть обдуманной – настоящий мусульманин приветливо встретит гостя, но не обязан ради него лишать семью последнего пропитания. Именно соблюдение золотой середины во всех добродетелях является важным для всех, кто чтит требования священных текстов

Изучая этикет арабских стран, учитывайте, что владение ораторским искусством ценится очень высоко, поэтому следует отказаться от осторожной и сдержанной линии поведения. Краткость и категоричность не сыграют вам на руку

Общие правила общения для мусульман

У мусульман особые отношения с единоверцами. Пророк Мухаммад сказал: «Где люди, которые полюбили друг друга ради Моего величия?! Сегодня они будут находиться в Моей тени, в день, когда нет другой тени, кроме Моей». Высшей степени единения невозможно достичь, если не соблюдать установленные правила общения.

Мусульманский этикет предписывает верующим скромность и кротость. Без этих качеств не предстать перед Всевышним. Сказано: «Тот, в ком есть хоть маленькая частица высокомерия, не войдет в Рай».

Желайте единоверцам того же, что хотели бы для себя. Ведите себя соответственно. Представьте, какое общение вам было бы неприятно, и не допускайте такого поведения. Запомните слова: «Не будет совершенной вера ни у кого из вас, пока он не пожелает брату по вере того, что желает и себе». Будьте справедливы к остальным больше, чем по отношению к себе.

Будьте готовы прийти на помощь к любому, вне зависимости от его деяний. Доброжелательность и милосердие – важные качества для истинно верующего. В хадисах говорится: «Аллах любит добродушного человека, с которым легко ладить». Только когда вы уверены, что вашу помощь обратят во зло, не нужно оказывать услугу.

Уважайте пожилых, а о тех, кто моложе, заботьтесь, ведь сказано: «Тот, кто неуважительно относится к старшим и немилосерден к младшим, не из нас». Старайтесь найти общие темы. Тех, кто выше вас по должности и почитаем верующими, уважайте вдвойне. Пророк Мухаммад говорил: «Когда к вам придет почитаемый в народе человек, отнеситесь к нему уважением». В случаях, когда высокопоставленные люди благосклонны к вам, используйте их великодушие, чтобы помогать нуждающимся.

А вот с теми, кто оговаривает людей, исламский этикет предписывает вести себя осторожно. Старайтесь ограничить общение с нехорошими людьми, но не ругайтесь с ними

Сказано в хадисах: «В Судный день перед Аллахом самым плохим человеком является тот, с которым люди, боясь его вреда, стараются обходиться по-хорошему».

Если у вас есть такая возможность, старайтесь мирить тех, кто ссорится. Пророк Мухаммад говорил: «Хотите, я скажу вам, что дороже намаза, поста и раздачи милостыни? «Да, скажи», – ответили сподвижники. Тогда он продолжил: «Это примирение людей. А разрыв отношений между ними, разлад сбривает религию».

Обязательно говорите салам и жмите друг другу руки. Наставляйте единоверцев, если они обратились за поддержкой. Сказано: «Тот, кто помог в нужде своему брату по вере, подобен человеку, который служил Всевышнему Аллаху всю жизнь», и также говорится: «Самое лучшее и одобряемое Аллахом деяние – это вселить радость в сердце верующего».

Во время беседы с другим человеком, помните следующие правила:

  • говорите так, чтобы вас было слышно всем, кто находится в помещении, но не очень громко, также следите за мимикой;
  • разговор должен начинать тот, кто старше, иначе это будет считаться проявлением неуважения;
  • не сквернословьте, говорите культурно;
  • не бойтесь признавать своих ошибок при разговоре;
  • к тем, кто старше вас, обращайтесь на «Вы».

Нельзя оставаться равнодушным, если с другим мусульманином происходит беда. Сделайте все, чтобы защитить его, ведь это – прямой путь в Рай: «Кто бы ни защитил мусульманина, эта защита станет ему в Судный день преградой между ним и огнем Ада».

Мусульманский этикет предписывает верующим просить милость Аллаха для чихнувшего и посещать людей, которым нездоровится. Обратитесь к Всевышнему, чтобы он помог выздороветь заболевшему.

Умершему мусульманину обязательно воздайте почести и проводите в последний путь, как это предписано в Коране. В хадисе сказано: «Кто бы ни сопровождал покойного мусульманина, тот получит вознаграждение, равное по величине горе Ухуд. Если он будет стоять рядом, пока не похоронят, то он получит вознаграждение, равное двум горам Ухуд».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий