Театральные инсценировки и драматизации сказок в старших группах

Формирование эстетического восприятия, представлений и вкуса детей старшего дошкольного возраста

Основой для возникновения эстетического восприятия служат образы осязаемых объектов: их цветовые, формообразующие, звуковые, обонятельные характеристики. В связи с этим требуется обширная база сенсорно-эмоциональных впечатлений, образов, которыми умеет оперировать дошкольник. Поскольку ребёнок старшей группы воспринимает красоту как сочетание «форма — содержание», то об эстетическом восприятии следует упоминать в случае эмоциональной окраски впечатления, неравнодушном отношении к нему. На основании этого можно предположить, что формирование эстетического вкуса у детей старшей группы проходит под влиянием окружающей среды и совместной деятельности со взрослыми. Происходит это потому, что подражательный принцип обучения ещё довольно силён в дошкольном возрасте, он хорошо просматривается в играх и общении со сверстниками.

Работая в русле формирования эстетических взглядов, взрослый приучает ребёнка ощущать неповторимость мира, бережно относиться к нему. Драматизация сказки в старшей группе позволит исподволь подвести участников к пониманию устройства мира: например, цветы, растущие на клумбе, призваны дарить радость всем, кто ими любуется, и поэтому для сохранения красоты не стоит их срывать. Таким образом, эстетический вкус формируется на примере повседневной жизни и посредством изучения, приобщения к образцам искусства.

Психологические особенности детей старшей группы детского сада

К пятилетнему возрасту ребенок уже многое знает и умеет. В этом возрасте достаточно хорошо развита память. Однако прочнее запоминаются наиболее интересные вещи, воспринятые на эмоциональном уровне. Старший дошкольник имеет четкое представление обо всех видах эмоций. У него формируются различные чувства: любопытство, чувство юмора, удивление, чувство прекрасного, гордости, дружбы и т.д.

Дети 5-6 лет проявляют творческую активность в разных сферах деятельности. Развитие фантазии и воображения часто выражается в сочинении веселых историй. При всем этом ребенок внимателен к любым замечаниям взрослого и старается действовать, руководствуясь его советами.

Природные особенности старшего дошкольника создают благоприятные условия для проведения успешных инсценировок.

Какой материал взять для игры-драматизации в старшей группе ДОУ

Развитие творческих способностей, вкуса и эстетики в детском саду должно происходить не только в период подготовки к утреннику. В каждом ДОУ есть картотека, где описаны различные игры – драматизации для обычного досуга.

Игры для старшей группы:

  1. Генеральная репетиция. Дети слушают непонятную радиозапись и пытаются расшифровать ее. Воспитатель задает вопросы, любят ли дети посещать театр, почему, и что им нравится. Затем все вместе распределяют роли и разыгрывают сказку. Задача каждого ребенка — выбрать костюмы для роли, нанести грим и прочитать скороговорку так, как это делают настоящие актеры.
  2. Пантомима. После того, как в детском саду прошла неделя чтения, воспитатель предлагает детям выбрать понравившегося персонажа и показать его так, чтобы все смогли угадать, кто это.

В картотеке может быть записано большое количество игр, воспитатель подбирает досуг в соответствии с индивидуальными особенностями детей, их желаниями и интересами.

Каждое занятие в детском саду — это не просто игра, но и важный элемент для воспитания ребенка. Дети учатся выражать свои мысли, показывать то, что задумали в голове и выступать на сцене. Все эти навыки им очень пригодятся в первом классе учебы в школе и в дальнейшей жизни.

Советы по реализации театрализованных игр

Для проведения занятия необходимо составить конспект, в котором будут прописаны все цели и задачи в соответствии с требованиями ФГОС. Также должен соблюдаться ряд условий для реализации театрализованной деятельности:

  1. Подойти серьезно к подбору литературных произведений. Их объем должен соответствовать возрасту, поэтому предпочтение отдается сказкам.
  2. Составить план по реализации произведения.
  3. С раннего возраста нужно приобщать детей к художественному слову (потешки, частушки).
  4. Речь взрослого должна быть интонационно окрашенной.
  5. С раннего возраста приучать детей к театрализованной деятельности (пальчиковый театр, разыгрывание сценок с игрушками).

Детям нравится не только слушать сказки, но и ощущать себя на месте героев. Конечно, не все хотят брать роль отрицательных персонажей. Поэтому педагог должен объяснить малышу, почему волка или лису играть так же интересно, как добрых героев. Театрализованные игры — это возможность не только скорректировать речевое развитие, но и сделать ребёнка коммуникабельным и познакомить его с миром театра.

Сущность детской игры

Взрослых в основном умиляет стремление детей стать активным участником окружающей жизни, особенно тогда, когда возможности ребёнка не позволяют ему сделать это в полной мере. Но именно окружение, условия, в которых находится дошкольник, влияют на выбор ребёнком тех или иных игр и форм поведения. Детская игра качественно отличается от игр, в которые играют взрослые, она является отражением деятельности, взаимоотношений значимых взрослых и обстановки, в которой находится маленький человек. Это своеобразная переработка и «примеривание на себя» определённых ситуаций, действий, эмоциональных реакций. Именно поэтому крайне редко игра не снабжается репликами, пояснениями и эмоциональными оценками происходящего. Независимо от того, один ли ребёнок или с кем-либо, он ведёт обстоятельную беседу с игрушками, воображаемыми участниками игры (при этом озвучивает и свои реплики, и реплики воображаемого персонажа). Симбиоз «образ — действие — слово» плавно подводит дошкольника к формированию следующего вида игры — драматизации сказки в старшей группе.

Так называемая «игра в театр» становится интереснее и разнообразнее в случае высокого уровня развития ребёнка и является самым доступным видом творчества, при помощи которого, развиваются мышление, воображение, самостоятельность, активность и эмпатийность.

Этапы подготовки драматизации сказки в старшей группе

Инсценирование сказок в старшей группе может осуществляться в следующих формах:

  • инсценировка речевых вставок, диалогов, реплик;
  • имитация игровой деятельности;
  • участие в настольном театре;
  • показ кукольного театра;
  • драматизация русских сказок на сцене.

Занятие по рисованию на тему «Подснежники» в детском саду

Вне зависимости от того, какой метод показа выбран, воспитатель и дети проходит предварительную подготовку и репетиции. Основные этапы подготовки:

  1. Дети посещают театральный уголок в саду, знакомятся со всеми участниками. Проводится игра «передай мяч и назови имя», вовлечение в творческий процесс.
  2. Примерка костюмов, которые имеются в мастерской садика. Игра «измени голос» или «изобрази другого человека». Театрализованный спектакль в детском саду не подразумевает грандиозного перевоплощения, но дети учатся понимать своего персонажа и примеряют на себя роль вместе с костюмом.
  3. Проводится пальчиковая гимнастика, возможно с использованием маленьких мягких кукол. Дети участвуют в показе театра теней, изображают героев из сказки «Репка» и «тянут репу» или показывают такие фигуры, как лебедь, волк, птица. Во время обучающего часа дети отгадывают загадки и вспоминают те загадки, которые знают сами.
  4. Отработка мимики и жестов. Самый простой способ — поиграть в «изобрази, что ты делал на выходных». Ребенок жестами показывает, как читал книгу или рисовал, смотрел мультики по телевизору.

В старшей группе можно усложнять задачу, например, подготовить сценарий на новый лад по сказке «Волк и семеро козлят», или «Муха-цокотуха», «Колобок».

Театральный кружок в ДОУ

Перед тем, как выходить на сцену, воспитатель с группой проводит 3-5 репетиций и смотрит, насколько быстро участники запоминают свои слова и действия. Среднее количество игроков — 12, все остальные участвуют в роли «зрителя» и активно хлопают, подпевают и сопереживают героям сказки. Если нужно увеличить количество участников, то можно поставить несколько внучек в сказке «Репка», девочки будут тянуть репку втроем или вчетвером.

Драматизация русской народной сказки в подготовительной группе

Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка». Подготовительная группа

Цель: Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников. Познакомить с основами актёрского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к театральной деятельности. Задачи: Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка; продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр), драмтеатр совершенствовать уме-ние рассказывать сказку по ролям; учить интонацией передавать настроение героя; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия; ввести в активный словарь детей «сказочную» лексику (лубяная, несу косу, сижу на печи). Материал: Макет ледяной и лубяной избушек, деревья в рост ребенка, кусты; костюмы (лиса, заяц, петух, медведь, собака, волк); пенек, солнышко, облако. Ход игры-драматизации

Ведущий: Дорогие гости! Посмотрите и послушайте сказку «Заюшкина избушка». Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца — лубяная. Пришла весна-краса. Под теплыми лучами весеннего солнышка избушка Лисы растаяла, а избушка Зайца стоит как ни в чем не бывало. Вот и побежала Лиса к соседу Лиса: Заинька-соседушка, пусти меня погреться. Пусти, родненький! Заяц: Заходи, Лисонька. Ведущий: Не успела Лиса войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца. Лиса: Уходи прочь, Косой! Чтобы духу твоего не было! Ведущий: Погнала Лиса Зайца. Сел он на пенек и заплакал. Идет мимо Со¬бака: «Ав-ав-ав! О чем, Заяц, плачешь?». Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла. Она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала. Собака: Не плачь, Заяц. Я ее выгоню! Ведущий: Пошла Собака к избушке и стала гнать Лису. Собака. Ав-ав-ав! Поди, Лиса, прочь. Ав-ав-ав! Лиса: Как выскочу, как вы¬прыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Ведущий: Испугалась Собака и в лес убежала. А Заяц по-прежнему сидит на пеньке и плачет. Идет мимо Волк. Волк:О чем, Заяц, плачешь? Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла — она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала. Волк: Не плачь, Заинька. Я ее выгоню! Заяц: Нет, не выгонишь. Собака гнала — не выгнала, и ты, Волк, не выгонишь. Волк: Нет, выгоню! Ведущий: Подошел Волк к избушке и стал гнать Лису. Волк: Поди, Лиса, вон! Ведущий:А Лиса Волка ничуть испугалась. Лиса: Как выскочу, как е прыгну, пойдут клочки по закоулочкам Ведущий: Испугался Волк и. убежал. Идет мимо Зайца Медведь. Медведь: О чем, Заяц плачешь? Заяц:Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и растаяла. Она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала. Медведь: Не плачь, Зайчик, я ее выгоню! Заяц: Нет, Медведь, не выгонишь. Собака гнала — не выгнала, Волк гнал – не выгнал, и ты, Медведь, не выгонишь. Медведь: Нет, вы-го-ню! Ведущий: Подошел Медведь к избушке и стал гнать Лису. Медведь:Поди вон, Лиса! Не-мед-лен-но! Ведущий: А Лиса не испугалась. Лиса: Как выскочу, как прыгну, пойдут клочки по закоулочкам. Ведущий: Испугался Медведь и убежал. Идет мимо Зайца Петух. Петух: Ку-ка-ре-ку! чем, Зайка, плачешь? Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и растаяла. Она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала. Петух: Я ее сейчас выгоню! Заяц: Нет. Не выгонишь. Собака гнала — не выгнала, Волк гнал — не выгнал. Медведь гнал — не выгнал, и ты, Петушок, не выгонишь. Петух: Нет, я выгоню! Я — храбрый Петух! Ку-ка-ре-ку! Ведущий: Подошел Петух к избе и стал гнать Лису. Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон. Лиса: Шубу надеваю… Петух:Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Ступай, Лиса Ведущий: Лиса испугалась и убежала. И стали Заяц и Петух жить поживать в Зайкиной избушке. Вот и сказке конец!

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Теневой театр своими руками


Фотоотчет со сказки «Аленький цветочек» Конспект театрализованного занятия во второй младшей группе Конспект совместной театрализованной деятельности в подготовительной группе по русской народной сказ

Сказка «По щучьему веленью» на новый лад. Сценарий по ролям для старших дошкольников

Театральная деятельность в детском саду

Ход занятия

I. Постановка задачи.

Воспитатель. Сегодня вы увидите две инсценировки. Хорошо подумайте, чему они нас учат, умейте сделать для себя вывод. Надо дать правильную оценку событиям и характеристикам героев. Итак, инсценировка первая.

Про Мышку-воришку и Кота-ротозея

(по мотивам сказки Г. Ладонщикова)

Действующие лица: ведущий, Мышка, Кот, Хозяйка.

Ведущий. Жила-была под полом Мышка. Потихоньку проделала она вход в кладовую, где хозяйка, к великой радости мышки, хранила продукты. Здесь она обнаружила мешок проса.

Мышка (потирает лапки).

В этом мешке

Просо лежит,

Серую мышку

Так и манит.

Проса к себе натаскаю,

Зимнего голода я не познаю.

Сыплет из дырочки, проделанной в мешке, в свой мешочек просо.

Мышка (приподнимает свой мешочек).

Ну, хватит пока,

Ноша моя и так тяжела.

Надо теперь обмануть кота,

Который у входа в норку лежит,

Сердечко мое стучит и дрожит.

Кот (настороженно). Слышу я шорох мышиный…

Мышка (выбегает из кладовки с просом, встречает взгляд Кота, храбрится).

Кот ты противный, Зачем здесь лежишь, Норку мою сторожишь?

Кот (хватает Мышку, злорадствует).

Ну, что? Попалась?

Довозилась, дошуршалась?

Кот готовится съесть Мышку. Мышка роняет мешочек с просом.

Кот.

Сейчас тебе придет конец,

Покой водворится у нас наконец!

Мышка (жалобно). Прости! Я случайно.

Кот (с раздражением).

Все время шумишь,

Спать не даешь мне,

Противная Мышь!

Мышка (умоляет Кота).

Не буду я больше шуршать,

Сладкий твой сон нарушать.

Кот (угрожающе). Сейчас тебе крышка!

Мышка (жалобно).

Не ешь, посмотри,

Я же очень худа.

Кот (злорадно).

То, что худа, –

Небольшая беда!

Мышка.

Съешь меня после,

Когда подрасту…

Кот.

Хватит пищать!

Я стою на посту,

А ты помешала мне

Службу нести.

Я должен тебя наказать!

Мышка (с отчаянием).

Отпусти!

Позволь мне хотя бы

Вернуть тебе просо,

Взятое мной

У тебя из-под носа.

В норке без пользы

Оно пропадет,

И от хозяйки

Тебе попадет.

Кот (соглашается).

Просо верни!

И верни побыстрей!

Кот отпускает Мышку.

Мышка.

В норку умчусь поскорей,

Выйду из норки, может, весной.

Кот (сердито).

Пропала плутовка,

Ушла и пропала,

В нору от меня убежала.

Входит Хозяйка.

Хозяйка (с гневом).

Ты, Кот-ротозей,

У норки лежишь,

Напрасно ее сторожишь.

Не буду тебя я любить,

Не стану тебя кормить.

Кот (умоляюще).

Хозяйка, меня не гони,

Ты лучше меня прости!

У норки буду нести караул,

Чтоб враг не прошел,

Не проскользнул.

Вопросы для общения с детьми:

– Что можно сказать о персонажах сказки?

– Каким был Кот?

– Как можно охарактеризовать Мышь?

– Права ли Хозяйка?

– Кто вам больше всего нравится? Почему?

Мышь и воробей

(по мотивам удмуртской сказки)

Действующие лица: Сказочник, Мышь, Воробей.

Сказочник. Жили-были на свете Мышь и Воробей. Никогда не ссорились, любую работу сообща выполняли.

Однажды нашли друзья на дороге три ржаных зернышка. Решили они поле засеять. Мышка землю пахала, Воробышек боронил.

Рожь уродилась славная! Мышь зубами сжала ее, а Воробей крылышками обмолотил.

Стали они делить урожай: одно зерно – Мышке, одно – Воробью, одно – Мышке, одно – Воробью. Делили, делили, а последнее зернышко лишним осталось.

Мышь. Это зерно мое, когда я пахала, нос и лапки до крови натрудила.

Воробей. Нет, это зерно мое. Когда я боронил, крылышки до крови избил.

Сказочник. Долго они спорили. Но вдруг Воробей зернышко склюнул и улетел прочь.

Воробей. Попробуй меня догнать, мое зернышко отнять.

Мышь (огорченно). Не буду я тебя догонять! Зачем мы затеяли спор?

Сказочник. Долго ждала Мышь Воробья. Свою долю в норку перетаскала.

Мышь. Подожду Воробышка. Пусть свою долю забирает. Надо нам помириться.

Сказочник. Не летит Воробей. Пришлось Мышке долю Воробья в свою норку перетаскать. Всю зиму не голодала. А Воробей остался ни с чем. На холоде дрожал-голодал.

Вопросы для общения с детьми:

– Кто вам больше понравился в этой сказке? Почему?

– Почему пострадал воробей?

– Сравните обе сказки.

– Кто в этих сказках побеждает? Почему?

– Чему учат эти сказки?

Драматизация как приобщение к эстетике

Дети, посещающие старшую группу детского сада, скоро станут школьниками, а приобщение к эстетике нужно начинать в раннем возрасте. Выбирая сказку, которую ребята будут инсценировать на утреннике, воспитатель проводит подготовительный этап. Перед тем, как выйти на сцену, дети должны:

  • прочитать сказку, обсудить ее и вовлечься в историю, понять смысл художественного произведения;
  • познакомиться с устройством театра и приобщиться к театрально-эстетической культуре, для этих целей подходит совместное изготовление декораций воспитателем и детьми;
  • развивать вербальные и невербальные навыки выразительности речи: интонация, мимика, жестикуляция, синтаксическая выразительность;
  • учиться перевоплощению. В процессе чтения и проигрывания сказки ребенок пытается передать характер персонажа, понять, почему он действует или говорит определенным образом;
  • познакомиться с искусством кукловедения;
  • декламировать текст с интересом и выражением.

Важно! Возможна ситуация, когда ребенок получает роль, но недоволен тем, что ему достался петух и хочет играть лисицу. Первое, что должен сделать воспитатель — оценить обстановку и объяснить, чем интересна роль, как можно выразить этого персонажа и вести себя на сцене

В подготовительной группе при подготовке инсценировок особое внимание занимает воспитательный элемент. Ребенок учится видеть и чувствовать прекрасное, а также создавать эстетику своими действиями

Дополнительная информация! Рекомендуется привлекать мам и пап к творческому процессу. Каждый родитель может приходить в сад и помогать в создании декораций и костюмов.

Декорации в детском саду

Для чего нужна драматизация сказки в детском саду

Трудно переоценить важность театрализованной деятельности в учреждении ДОУ. В процессе разучивания и показа постановки происходит воспитание ребенка, нравственное и физическое

В детский сад ребята приходят, чтобы влиться в социум, они должны учиться выступать на публике, запоминать текст, вовлекаться в игровой или трудовой процесс. Задача воспитателя — провести интересную игру, вставив в нее познавательный элемент и вызвать интерес у юных актеров. Драматизация сказки в подготовительной группе помогает показать детям, как можно и как нельзя вести себя в различных ситуациях.

Утренник в детском саду

Важно! Постановки в детском саду выполняются в соответствие с ФГОС, по одобренной программе. Можно выбрать всем известные сказки, такие, как «Муха-цокотуха» или «Красная шапочка» или проявить фантазию и устроить необычную постановку

Познакомить дошкольника с национальной культурой проще всего через русское народное творчество. В возрасте до 5 лет дети впитывают мудрость и красоту сказок как губка, все пропускают через себя, и впервые задумываются над тем, что такое хорошо и что такое плохо.

Другая, не мене важная цель — эстетическое воспитание. Инсценирование русских народных произведений позволяет:

воспитать нравственные идеалы и отзывчивость;
развить интерес к игровой и театральной деятельности, русскому народному творчеству;
развить музыкальные и актерские способности;
показать ребенку, как можно проявлять эмоции в мимике, жестах и движении;
рассказать о традициях русского народа, природе и обычаях;
обогатить речь дошкольника, использовать незнакомые слова, объяснить их смысл;
развить мышление, внимание и память у ребенка.

Дети из младшей группы могут подготовить сказку и сыграть ее по ролям. Для этого отлично подойдет новогодний или осенний утренник. Также можно подготовить сказку к празднику для мам и к осеннему празднику. В целом за год возможна подготовка 3-5 драматизаций.

Осенний праздник

Обратите внимание! Постановка не должна продолжиться дольше 15 минут. Дети, которые ходят в садик, еще не готовы к продолжительным выступлениям

Драматизация — это в первую очередь игра, а значит, воспитанники сада могут смеяться, танцевать и весело болтать друг с другом.

Значение драматизации в дошкольном образовании

Речевое развитие — важная составляющая, влияющая на гармоничное становление личности. Правильная речь — это не только основа успешного овладения грамотой, но и социализация в обществе. И театрализация сказок в средней группе — эффективный способ ее формирования.

Театрализованное выступление

У детей дошкольного возраста ведущий вид деятельности — игровой. Поэтому все знания, полученные ими в процессе игры, усваиваются эффективнее. Детей не нужно заставлять учиться: они сами с удовольствием будут включаться в такой образовательный процесс. Драматизация положительно сказывается на:

  • словарном запасе — происходит его обогащение и уточнение значения слов;
  • грамматическом строе речи, — взяв за образец художественную речь, дошкольник будет строить свои предложения правильно;
  • просодике — речь становится интонационно окрашенной, улучшается дикция, дети овладевают навыком управления высотой и силой голоса;
  • улучшается качество связной речи.

Важно! Драматизация сказки в средней группе помогает сформироваться «языковому чутью». В процессе постановки и выступления дети могут импровизировать, использовать в связной речи пословицы и поговорки

Все это способствует в дальнейшем успешному овладению языковыми нормами родного языка.

Постановка детских сказок положительно сказывается и на эмоционально-волевой сфере. Дети становятся менее зажатыми, перестают бояться публичных выступлений, легче идут на контакт. Драматизация учит ребят лучше понимать эмоции окружающих их людей

Особенно это важно для тех, у кого имеются речевые нарушения, потому что им трудно понимать эмоциональное состояние других людей

Еще одна из главных целей детской театрализованной деятельности – познакомить дошкольника с художественным стилем, особенностями народной культуры. Поэтому воспитатели чаще всего для постановки выбирают русские народные сказки или известные произведения детских писателей.

Занятие в детском саду

В дошкольной деятельности используют несколько видов драматизации:

  • игры, имитирующие повадки животных, людей или известных литературных героев;
  • диалог;
  • инсценировка известных произведений;
  • игры-импровизации, когда разыгрывают представления без подготовки.

Начинать знакомство с миром театра нужно с инсценирования простых сценок, постепенно переходя к более сложным, например, импровизации. Театральную деятельность можно реализовывать как в рамках группы, так и на уровне ДОУ на праздничных мероприятиях.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий