Дошкольник и компьютер: функциональная готовность

Слайд 31Структура занятия с использованием компьютера в дошкольном образовательном учрежденииВ ДОУ компьютеры

чаще всего используются на развивающих занятиях. Занятие длится до 30 минут и состоит из трех последовательных частей:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯВ ней идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно-ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе. Подготовительная часть, как и заключительная, может проходить не в компьютерном зале, а в смежной с ним игровой или физкультурной комнате.

ОСНОВНАЯ Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способом «погружения» ребенка в компьютерную программу:1.Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов. 2.Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением. 3.Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного напряжения (физминутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

III Всероссийский дистанционный конкурс «Мастер мультимедийных технологий»

Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере

Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации сил. Нередки случаи, когда дети с трудом осваивают навыки общения с компьютером и управления им, некоторые наотрез отказываются учиться на нем работать.

Но и среди тех, кто, казалось бы, с охотой овладевает компьютером, возникает скрытая настороженность к этому техническому устройству. Скрытая настороженность к компьютерной деятельности может породить у ребенка неуверенность в своих силах, стойкое негативное отношение к компьютеру и даже страх перед ним. Подобная дезорганизация эмоциональной сферы ребенка будет отрицательно влиять на его интеллектуальное развитие и здоровье. Может быть, все дети делятся на способных и неспособных освоить компьютер? Вовсе нет! В чем же причина появления негативизма к работе на компьютере?

Оказывается, трудности, возникающие при общении ребенка с компьютером, в значительной мере связаны с особенностями адаптации (приспособления) его организма к новому виду деятельности. Эти особенности обусловлены спецификой развития детей данной возрастной группы. Для детей 5-6 лет характерна незавершенность морфологического (анатомического) и функционального развития всех их органов и систем, что определяет высокую чувствительность организма к любым воздействиям.

При нарушении границ выносливости к воздействующим факторам у ребенка очень легко возникают отклонения в состоянии здоровья, расстройства в функционировании различных физиологических систем. Это убедительно доказано исследованиями адаптации шестилетних детей к систематическому обучению в школе. У них на первых порах возникают различные невротические реакции, изменяется эмоциональное состояние, нарушается поведение. Дети становятся очень возбудимыми, на любое замечание реагируют неадекватно: плачут или ведут себя агрессивно.

Постепенно в процессе адаптации детский организм приспосабливается к новым условиям: ребенок более спокойно реагирует на предлагаемые ему нагрузки, овладевает навыками учебной деятельности, которые обеспечивают не только успешность учения, но и эмоциональное и психическое благополучие. Когда ребенок начинает общаться с компьютером, функциональные системы его организма тоже приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех функций, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности.

Какие же функции особенно значимы для общения ребенка с компьютером? Чтобы ответить на этот вопрос, следует внимательно понаблюдать за его поведением и действиями. На начальном этапе обучения дошкольники учатся работать с клавиатурой, быстро и точно нажимать нужные клавиши. При этом ребенок периодически переводит взор с экрана видеотерминала на клавиатуру и обратно. За 10 минут работы на компьютере ребенок обычно делает 80-100 таких движений. Но нередко приходится работать в более быстром темпе, навязанном программой. В этом случае дети испытывают затруднения в поиске нужной клавиши и допускают ошибки. Следовательно, значимыми для работы с клавиатурой будут подвижность нервных процессов, определяющих скорость действий и сформирован-ность двигательных функций. Ребенок рассматривает на экране видеотерминала предметы и объекты разной величины, переводит взор на клавиатуру и, отвлекаясь, фиксирует взор на более удаленных предметах. Следовательно, развитие его зрительной системы, испытывающей повышенную нагрузку, также особо значимо для работы на компьютере.

Занятия на компьютере связаны с решением постепенно усложняющихся пространственных и логических задач, требующих достаточно развитого абстрактного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, а также способности быстро мобилизовывать все свои знания и навыки. Отметим в дополнение к сказанному, что дошкольники работают с разными разработанными специалистами компьютерными программами. Работа с новой программой предполагает каждый раз иные пространственные двигательные реакции (координации) рук, связанные с управлением (нажатием на клавиши клавиатуры). Расположение «горячих» клавиш при смене программ меняется. При переходе на новую программу детям приходится запоминать предлагаемые правила управления и расположение клавиш. Следовательно, для успешной работы дошкольника на компьютере необходим и достаточный уровень развития кратковременной памяти. Чтобы ребенок успешно справлялся с работой на компьютере, следует прежде всего помочь ему развить нужные для этой деятельности психофизиологические функции.

Источник

2.6. Компьютерные игры, их характеристика. Методика организации компьютерных игр. Игровые программы для детей дошкольного возраста

Грамотное использование компьютера ставит ребенкаОсновная образовательная цель формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.

восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;
познавательная мотивация, произвольная память и внимание;
«знаковая функция сознания»;
произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание. введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.повышению творческих способностей детей.отвечающую запросам дошкольного образованияподготовке детей к компьютерной игреИногда содержание компьютерной игры требуетпрограммных задач и состава группы детей решаетМетодика организации компьютерных игрразнообразный детский опыт перевести в игрупредшествующая игре на компьютереЗадания для самостоятельной работы

введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.повышению творческих способностей детей.отвечающую запросам дошкольного образованияподготовке детей к компьютерной игреИногда содержание компьютерной игры требуетпрограммных задач и состава группы детей решаетМетодика организации компьютерных игрразнообразный детский опыт перевести в игрупредшествующая игре на компьютереЗадания для самостоятельной работы

  1. Изучите письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23–16 «Об информатизации системы дошкольного образования в России» (см. Приложение № 1) и письменно ответьте на вопросы:
  1. Какова цель использования НИТ в детском саду?
  2. Надо ли обучать дошкольников основам информатики?
  3. Когда были разработаны первые компьютерные программы для детей, с какой целью?
  4. Что было сделано Министерством образования РФ для безопасного использования компьютера в работе с детьми дошкольного возраста?
  5. Какие компьютерные программы и игры могут использоваться в ДОУ?
  1. Изучите программу обучения дошкольников работе на компьютере (см. Приложение № 2) и письменно ответьте на следующие вопросы:
  1. Надо ли специально знакомить детей с историей ЭВМ, с назначением ЭВМ, с устройством ЭВМ?
  2. Какую цель в развитии ребенка дошкольного возраста преследуют авторы данной программы? Какие задачи предусмотрены для реализации цели?
  3. Какие задания предлагают авторы программы по формированию начальных навыков работы на компьютере?
  4. Какова структура обучающих занятий с детьми дошкольного возраста?
  5. Какие педагогические условия предусматривает программа для эффективной и безопасной работы с детьми?
  6. Ваше отношение к использованию компьютера в ДОУ?
  1. Понаблюдайте и проанализируйте предпочтения в игровой деятельности дошкольников в группе ДОУ, где Вы проходите производственную практику.
Виды игр мальчики девочки
Режиссерские игры
Сюжетно-ролевые игры
Дидактические игры
Подвижные игры, спортивные игры
Компьютерные игры
Военные игры
Различные профессии
Театрализованные игры
  1. На основе наблюдений подготовьте аналитическую справку об игровых предпочтениях мальчиков и девочек в ДОУ.

            10          

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий