Принципы вальдорфской педагогики и специфика развития детей

История создания

Вальдорфская методика (или методика Штайнера) была создана  в 1919 году в Германии. Ее основоположники Рудольф Штайнер ( создал педагогику на основе антропософской науки) и Эмиль Мольт (экономически обосновал ее). Методику Штайнера иногда называют самой философской методикой раннего развития. В ее основе лежит антропософия – достаточно сложное философское направление. Именно это и является одним из камней преткновения в неприятии этой методики последователями православия и других религий. Однако, при подробном изучении этой методики можно отметить, что для раннего развития влияние антропософского учения минимально.

Игры и игрушки в вальдорфской школе

Вальдорфская система в детских садах позволяет особое внимание уделять играм детей. Содержание игр бывает разным: это и свободные, и ролевые игры. Как минимум два часа в день дети играют самостоятельно, так, как подсказывает им их фантазия

Это позволяет развивать их образное мышление, они выпускают наружу свою индивидуальность. Как правило, такие игры устраиваются в первой половине дня. Любимыми играми становятся интерактивные игры-розыгрыши определенного сценария. В таких спектаклях дети импровизируют, основываясь на знакомых сюжетах

Как минимум два часа в день дети играют самостоятельно, так, как подсказывает им их фантазия. Это позволяет развивать их образное мышление, они выпускают наружу свою индивидуальность. Как правило, такие игры устраиваются в первой половине дня. Любимыми играми становятся интерактивные игры-розыгрыши определенного сценария. В таких спектаклях дети импровизируют, основываясь на знакомых сюжетах.

Игрушки – это отдельный аспект воспитания. В вальдорфских школах нельзя встретить неестественных кукл, роботов, монстров, чудищ и других персонажей, любимых детьми. Главное условие для игрушек – они должны быть реалистичны. Дети с интересом увлеченно играют с поленьями, шишками, желудями, веточками, спилами, каштанами, кусочками коры и другими «игрушками» из леса. Естественные формы и материалы позволяют активнее включать воображение, представлять и воспринимать окружающий мир целостным и логичным.

Педагогика для всех

Для начала немного истории. Вальдорфской педагогике, не много не мало, восьмой десяток лет. Основал ее немецкий философ Рудольф Штайнер. В первой четверти двадцатого века он открыл школу для детей, родители которых работали на табачной фабрике Вальдорф Астория. Однако в его школу сразу же пришли ребятишки из самых разных социальных слоев. С самого начала педагогический метод Штайнера был ориентирован на личность ребенка, а не на его социальное происхождение.

Хотя Рудольф Штайнер был ученым-философом, его взгляды на воспитание детей были удивительно практичны. Именно он впервые в истории заявил, что детство – это уникальный период в развитии человека, к которому следует внимательно присматриваться, наблюдать, делать выводы. При этом в его педагогике нет специальных методических приемов, это жизнь с ребенком, наполненная особым смыслом.

Недостатки методики

  • Проблематично оценить успеваемость при занятиях по вальдорфской системе.
  • Перевод в другую школу осуществить проблематично. Согласитесь, ни один педагог или директор учебного заведения не может перевести характеристику в оценки.
  • Обучение занимает 12 лет. В то время как при традиционной системе, ученик может получить аттестат после 9 или 11 класс.
  • Если ваш малыш имеет аналитический склад ума, то для него занятия будут сплошным минусом, поскольку школа предназначена для гуманитариев.
  • Все вальдорфские школы платные.
  • Некоторые родители считают данную методику похожей на секту, поскольку ребенок оторван от реальности.
  • Учебников не существует, дети занимаются по своей рабочей тетради.

Минусы системы

Рассмотрим и отрицательные моменты данной педагогики. Прежде всего, подойдут такие учебные заведения не каждому ребенку, не всякой семье. Необходимо понимать, что обучение предполагает глубокую вовлеченность всей семьи в общественную жизнь школы, необходимость участия в мероприятиях.

Кроме того, к числу недостатков можно отнести следующее.

  • Вальдорфское образование носит гуманитарный, творческий характер. С таким едва ли удастся поступить в технический вуз. Однако из выпускников школы могут получиться хорошие актеры, дизайнеры, художники.
  • Перевод ученика в стандартное учебное заведение будет сопряжен с рядом трудностей. Для ребенка станет шоком появление оценок, домашних заданий и огромного потока информации.
  • Некоторые видят в системе черты секты, а тот факт, что основатель, Штайнер, увлекался оккультизмом, лишь укрепляет их веру.

Мнение Эксперта

Таня Охрименко, педагог-психолог: Вальдорфская педагогика может быть рассмотрена как отличная альтернатива стандартной школе. Поскольку в России такие школы вынуждены получать лицензии, то оценки там же ставят и все стандарты соблюдают. Как педагог, побывавший в подобной школе, могу сказать, что наиболее важным принципом обучения является освоение знаний, а не заучивание. Например, буквы дети учат ассоциируя её звук с каким-то явлением, протанцовывая её или даже вылепливая. То есть примерно так, как она была придумана. Дроби они проходят, разделяя на части самоприготовленные блины. Поэтому знания здесь отличаются своей глубиной.

Как мама могу заметить, что детей в этих школах действительно слышат и любят. Они редко ведут себя здесь неадекватно, потому что им просто не за чем это делать. Они полностью удовлетвлряют собственные эмоциональные потребности.

Но такая школа подходит не всем семьям. Вот детям, наверное всем. Но родители часто не готовы к такому подходу. Потому что в вальдорфской педагогике родитель включён в жизнь школы. Участвует в её праздниках, узнает вместе с ребёнком много нового, ходит в походы.

Существует мнение, несмотря на явные достоинства такого образования, что ребенок, получивший его, рискует стать «белой вороной» на фоне своих сверстников. Нравственное и творческое развитие детей действительно проводится на высшем уровне, они получают массу полезных практических навыков, но знаний математики, физики, химии, необходимых для поступления в престижные вузы, у них не окажется. Ребенок будет расти в атмосфере уважения, поэтому нет риска, что он станет закомплексованным аутсайдером, но и к реалиям современной жизни он окажется не вполне готов. Поэтому вопрос о нестандартных учебных заведениях до сих пор открыт и однозначного ответа на вопрос, доверять ли им своего малыш, все так же нет.

Особенности организации Вальдорфских школ и детских садов

Организация внутренней среды подчиняется основным принципам методики. Поэтому в ней нет места компьютерам, видеотехнике. Парты, шкафы, стулья, доска — все это делается из натуральной древесины. Необходимые для игр аксессуары и природные материалы складываются в плетеные корзины. Учебники выдают лишь старшеклассникам, приступающим к изучению академических дисциплин.

Примечание 6

Интересный факт — тетради в вальдорфских школах не имеют разлиновки. Они выглядят как простые блокноты формата А4 с пустыми желтоватыми страницами.

Много времени ученики проводят на улице, в теплицах, на небольших земельных участках при школе, где им дается возможность выращивать различные растения и заносить в тетради записи о сделанных наблюдениях.

В прямом доступе всегда есть поделочные материалы, краски, пластилин, музыкальные инструменты, глина, сделанные из натуральных материалов игрушки. Формы в такой школе быть не должно — дети ходят в том, в чем им удобно.

Примечание 7

Детские сады организуются по тому же принципу. Разница лишь в том, что занятия для дошкольников менее продолжительные: если в школе «главный урок» может длиться 1 час 20 минут, то в садиках он рассчитан на 15–20 минут.

Важный момент — внутришкольное управление. Если в обычной школе все решения принимаются директором, то здесь участие в равной степени принимают все сотрудники. А в определенных моментах дополнительно привлекаются ученики старших классов.

Плюсы и минусы вальдорфской школы

Любая образовательная система имеет свои плюсы и минусы. Идеальных нет, и вальдофская школа – не исключение. Основанная на антропософских идеях, вальдорфская школа даёт лишь общее образование. Дети в вальдорфской школе изучают не только внешний мир, но и свой внутренний душевный мир. Конечная и главная цель вальдорфского образования – воспитание свободной, высоконравственной, ответственной личности с хорошим воображением и отличной памятью.

Как вырастить гения по методике Шичида

Плюсы вальдорфской образовательной системы

в вальдорфской школе воспитывают прекрасных и добрых людей: дети учатся взаимовыручке, ответственности, доброжелательности
ученики могут учиться в своем темпе, на изучение предмета детям дается столько времени, сколько нужно
дети учатся без электронных гаджетов, даже дома родителей просят оградить учеников от телевизора и от компьютера
происходит гармоничное развитие личности
обучение позволяет выявить скрытые таланты у детей
большое внимание уделяется творческому развитию детей

Минусы вальдорфской образовательной системы

  • если в семье родители не приверженцы антропософских идей, то детям будет сложно адаптироваться к школьным правилам
  • в настоящей вальдорфской школе вы встретите очень много родителей и детей, которые живут принципами антропософии
  • учителя требуют от родителей проводить очень много времени с детьми – в классах и за пределами школы
  • дети всегда должны быть чем-то заняты, из-за этого ученики сильно устают, подвергаются стрессу
  • в вальдорфской школе детей не заставляют учиться писать (так как ученики учатся в своем темпе), поэтому многие дети не умеют писать, когда их ровесники из других школ уже овладели этим навыком
  • в вальдорфской школе детей не учат читать лет до 7-8, либо пока не появятся коренные зубы
  • в начале обучения дети с высоким интеллектуальным развитием и стремлением к академическим знаниям будут нуждаться в большЕй информации, чем могут дать учителя, тем самым, такое стремление может быть сведено на нет
  • так как в вальдорфской школе крепки идеи гуманизма, то ученики здесь воспитываются слишком миролюбивыми. Поэтому родителям, которые хотят видеть своих детей сильной строгой личностью, не подойдет такой метод обучения

Вальдорфская школа. Интересные факты

  • в вальдорфских школах нет этапов обучения, то есть нет первого, второго и так далее классов
  • ученики не используют учебные пособия
  • у учеников есть только одна тетрадка, в которую они записывают всю важную для себя информацию. Таким образом дети сами пишут свой учебник
  • предметы преподаются «эпохами», то есть, в течение нескольких недель (обычно 3 – 4 недели) ученику изучают один и тот же предмет

Достоинства и недостатки методики

Конечно же, такая уникальная педагогическая система расценивается специалистами неоднозначно. Так, можно выделить следующие преимущества вальдорфской школы:

  1. Тёплая, располагающая атмосфера, в которой детям очень комфортно.
  2. Нет страха перед плохой оценкой.
  3. Вальдорфские классы компактны, что даёт возможность педагогу уделить достаточно внимания каждому ученику.

  4. Занятия проводятся в увлекательной живой форме, что стимулирует интерес школьников.
  5. За счёт чередования интеллектуальных занятий с творчеством и ручным трудом ребёнок не переутомляется.
  6. Ученики учатся нестандартно мыслить, приучаются к самоконтролю, самодисциплине (а не просто действуют по указанию учителя).

  1. Поскольку в течение семи лет занятия ведёт один педагог, успехи учеников напрямую зависят от его профессионализма и личной одарённости.
  2. Позднее освоение основных (по меркам классической педагогики) предметов. Также ставится под сомнение отсутствие оценок, экзаменов.
  3. Многие родители и специалисты опасаются, что после такого обучения, где интеллектуальные предметы не выдвигаются на первый план, ребёнок попросту не поступит в вуз (особенно технического профиля). Также ему будет очень трудно учиться в обычной школе, если его туда переведут (в том числе из-за дисциплинарных требований).

  4. Конечно, игрушки, сделанные из природных материалов, это замечательно, но ребёнок должен заниматься и с более функциональными и полезными вещами, например, современными конструкторами.
  5. Обучаясь в атмосфере дружелюбия и отсутствия запретов, школьнику может быть сложно адаптироваться к реальной жизни, где окружающие не всегда к нему будут так доброжелательны.
  6. Некоторые психологи и педагоги считают учение Штайнера странным из-за его эзотерических акцентов (оно оперирует понятиями «эфирные», «астральные тела» и пр.), полагают, что оно может нести вред детской психике. Кто-то даже воспринимает вальдорфские школы как секты.

Основные принципы методики вальдорфской педагогики

Как уже было сказано, главный принцип вальдорфской методики — неопережение. Он реализуется в следующем: родители, учителя и система образования в целом не давят на ребенка, заставляя его опережать собственные возможности. Для того чтобы гармонично развиваться, учащемуся необходимо понимать, на что он способен. И все обучение направлено именно на постепенное раскрытие ребенком собственного потенциала. Это в свою очередь рождает следующие методы и принципы, которые позволяют добиться главной цели — развить гармоничную, знающую свои сильные стороны личность в ребенке.

  1. Культ детства. Ребенка не торопят с взрослением, дают ему как можно дольше насладиться радостями детской жизни.
  2. Комфортная обстановка. Школа делает упор на создание семейной атмосферы.
  3. Близость к природе. Ученики украшают класс природными материалами, самостоятельно делают игрушки, ухаживают за растениями и животными. То есть метод основан на приближении жизни ребенка к естественному миру.
  4. Метод погружения. Материалы по всем предметам изучаются едиными блоками в течение нескольких недель. Например, если по литературе проходятся сказки Пушкина, то на уроках русского языка в качестве примеров к какому-то правилу будут приводить цитаты из его произведений, а на уроках истории делается акцент на периоде времени, в котором жил поэт.
  5. Метод “душевной экономии”. На уроках изучается материал, который интересен ребенку в данный момент.
  6. Близость к народной культуре. Дети на занятиях погружаются в культурный контекст и в рамках него учатся взаимодействовать друг с другом.
  7. Чередование ритма обучения. У детей есть возможность и повеселиться, поактивничать, так и позаниматься спокойной деятельностью, при этом такие занятия чередуются.
  8. Вовлеченность семьи в процесс обучения. Семья и педагог согласно методам Вальдорфской школы — сотрудники, а не противники.
  9. “Особенные” предметы. Предмет с красивым названием “эвритмия” в общеобразовательной школе не встречается, а вот обучающиеся по системе Штайнера отлично знают что это — искусство художественного движения, то есть метод соединения танца и пантомимы.

Основа этой методики — личностно-ориентированные педагогические технологии, учет индивидуальных особенностей ребенка: его темперамента, характера, увлечений, сильных и слабых сторон и т.д.

Основные принципы методики вальдорфской педагогики

  • Культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет.
  • Группы в вальдорфской школе разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
  • Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствуют телевизор и компьютеры. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице. 
  • На занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. До пятого класса ребята занимаются в основном музыкой, рисованием, обсуждением историй. Это помогает развитию чувственной сферы. С пятого по восьмой класс акцент делается на творчество: дети ставят спектакли и перформансы, организуют фестивали — так они учатся абстрактно мыслить. Только в старших классах они приступают к академическим дисциплинам.
  • Метод погружения. Материал изучается «эпохами» — блоками по 3-4 недели.
  • Принцип «душевной экономии». Ученик обучается тому, чем он может овладеть на текущем этапе и к чему нет отторжения.
  • Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат детей общаться в социуме и договариваться. Активно используются игрушки из натуральных материалов упрощённой формы, сделанные своими руками. Это позволяет ребёнку фантазировать и создавать новые образы и сюжеты игры.
  • Ритм обучения меняется от смены деятельности: подвижная сменяет спокойную и наоборот.
  • Большая вовлечённость семьи в процесс обучения в вальдорфской школе. Совместные праздники и мероприятия, оформление помещений и изготовление игрушек.
  • Есть специальные предметы, например, эвритмия — сочетание танца и пантомимы под чтение стихотворений или музыку.

Общение преподавателя с учеником строится с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная, мыслительно-художественная).


‍Занятие в вальдорфской школеИсточник — mel.fm‍

‍Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания. 

Плюсы системы

  • Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для ребёнка.
  • Развитие различных творческих способностей.
  • Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.
  • Администрация и педагоги активно взаимодействуют с родителями, открыты для общения, посещения занятий.
  • Аккредитованные вальдорфские школы строят учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения, дети проходят аттестацию в 4, 9 и 11 классах, сдают ОГЭ, ЕГЭ.

Минусы системы

  • Жизнь в искусственной среде школы не адаптирует ребёнка к реальному миру.
  • Дети изучают эзотерические представления о мире.
  • Игры только с игрушками, сделанными из природных материалов.
  • Навязывание авторитета учителя.
  • Если ребёнок переходит в государственную школу, он сложно адаптируется к оценочному подходу.

Отношение к запретам и оценкам

Автор методики и его последователи очень негативно относятся к запретам, считая, что говорить ребенку «нет» можно только в самых крайних случаях:

  • если идея малыша опасна для него самого;
  • если задумка способна причинить вред другим детям;
  • когда воплощение идеи обернется материальными убытками для школы.

Исключительно в этих случаях педагог может ограничивать инициативу детей. При этом запрет должен быть категоричным и не терпящим возражения, это поможет ребенку усвоить, что сама жизнь строится на основе определенных законов, соблюдение которых является обязательным.

Отношение к оценкам аналогичное – они в уникальной школе не ставятся, чтобы в еще большей степени подчеркнуть равенство детей. Избавление от оценочной системы – способ, помогающий избавиться от элемента состязательности. Однако если ребенок по какой-то причине переводится в обычную школу, необходимые ему оценки будут выставлены.

Также не в почете и учебник, его использование ограничено и чаще всего происходит в старших классах.

Кому подойдет вальдорфская методика

1. Детям с богатым внутренним миром, которые:

  • способны долгое время заниматься одним и тем же делом;
  • умеют сосредотачиваться на деталях;
  • интересуются окружающими их предметами и любят взаимодействовать с ними;
  • с готовностью откликаются на любую инициативу взрослых;
  • покладисты и неконфликтны;
  • любят сказки и с удовольствием воображают себя героями придуманных историй.

Однако таким детям трудно переключаться, им требуется время для принятия решения. Их не слишком интересуют подвижные игры и силовое взаимодействие. Им бывает сложно постоять за себя и защитить свои границы. Они ранимы и не сразу открываются посторонним. Неудивительно, что в обычном детском саду, в большой группе сверстников им некомфортно. Они зажимаются и часто болеют.

2. Детям, которым:

Часто таких детей с предметным мышлением считают не очень умными, и родители переживают за их будущее. На самом же деле, этим малышам просто не подходит большинство современных общеобразовательных программ, предполагающих развитое абстрактно-логическое мышление и задающих сумасшедший темп освоения учебного материала. В вальдорфской школе с этим ребенком будут говорить на понятном ему языке конкретики. Вернуться в обычную общеобразовательную школу он может, например, на этапе средней или старшей школы, когда будет к этому готов.

3. Вальдорфская педагогика подходит детям, которые не вписываются в детские коллективы и систему жестких правил и оценок, обладая при этом выдающимися интеллектуальными способностями. Такие дети, по большому счету, вообще не очень нуждаются в школе. Знания они впитывают из книг и окружающего мира, а школа им нужна только для социализации.

Что же такое система Вальдорф?

В основе педагогической системы лежит целая философия, которую следует изучать спецаиально – что, кстати, и обязан сделать каждый, кто решит стать воспитателем в вальдорфском садике или учителем в школе

Сады и школы системы Вальдорф постоянно подчеркивают, что у них уделяется особое внимание образованию и личности воспитателя и учителя. Воспитатель – самая главная для ребенка личность, авторитет

От его поведения зависит вся атмосфера в садике или в классе.
Сами же сады системы Вальдорф работают по следующим педагогическим принципам:
• создание атмосферы, благоприятствующей развитию ребенка;
• воспитание через подражание и пример;
• культивирование многообразных форм игровой деятельности;
• создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
• организация здорового ритма жизни группы;
• занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)
Надо сказать, что для меня, как для матери, все это прозвучало чрезвычайно заманчиво, но поскольку у меня уже есть определенный опыт в нашей системе дошкольного образования, я решила не поддаваться, так сказать, волшебству красивых слов, а проверить, как же все эти принципы воплощаются в жизнь.
Вальдорфский садик разительно отличается от обычного израильского садика даже внешне. Совершенно иная эстетика, садик очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани. Нет практически ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комната освещается более ярко (это часть “ритма жизни”). В большинстве садиков нет (или очень мало) обычных игрушек, зато есть множество деревянной утвари, чурочек, перегородочек, одеял, платков – словом, все для того чтобы дети проявляли в играх фантазию. Есть куклы, но не пластмассовые, а из ткани, и без четких черт лица. Нет здесь и компьютера (хотя в старших классах школы “Хардуф” все дети изучают компьютеры), и магнитофона, и телевизора. Воспитатели сами поют детям и играют на музыкальных инструментах. В вальдорфском саду принят очень четкий режим дня (“тихое” время сменяет более “активное”) – чтение сказки чередуется с приготовлением завтрака, игра на улице с рукоделием. Сами “вальфдорцы” описывают эту систему с помощью понятий “вдох” и” выдох”: “Фаза «выдоха» – свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, – сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку”. Дети помогают готовить еду (обычно совершенно натуральную, основанную на крупах) и убирать. Они занимаются земледелием, сеят, жнут, выращивают овощи. Еще в садике приняты определенные ритуалы связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери-Земле. Для моего еврейского уха это прозвучало как чистейшей воды идолопоклонство, но в садике меня уверили, что “это не элементы язычества, а просто приближение, слияние с природой и ее элементами.” Я не нашла в саду и тех обычных для израильского садика моментов, которые призваны формировать ранее интеллектуальное развитие ребека: висящих на стене плакатов с буквами и цифрами, например. Зато дети там учатся рукоделию, там много внимания уделяется физическому развитию ребенка, его моторике. Даже гостям не позволено сидеть в садике “сложа руки” и смотреть на детей – это отвлекает малышей от игры. Взрослые, воспитатели и гости, постоянно заняты рукоделием, или каким-то другим спокойным делом, а дети стараются подражать взрослым, или играют между собой в разные ролевые игры.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий