Работа с ребёнком по теме второстепенных членов
Чтобы можно было провести с ребенком полноценную работу по теме второстепенных членов, необходимо создать своеобразный мини-урок, в рамках которого ребенок сможет без проблем определить назначение предмета, понять суть задачи. Условно, можно подразделить урок на несколько отдельных частей, последовательно совершаемых действий:
- Организационный момент, в рамках которого, ребенок выполняет действия, способные стать предпосылкой к последующему уроку. В частности, нужно попробовать записать число, название домашней работы. Обязательно стоит оставить строку для последующего написания названия темы, а уже в следующей строке необходимо будет проставить точку с красной строки.
- Провести словарную работу, в рамках которой потребуется повторить словарные слова, выполнить взаимную проверку. Также потребуется провести знакомство с новыми словами, установить, насколько есть понимание значения конкретных слов. Далее ребенку необходимо составить некоторое предложение, в рамках которого используются слова, опираясь на конкретную схему.
- Обязательно потребуется провести актуализацию знаний. В частности, можно подчеркнуть грамматическую основу, а после чего обязательно назвать, под каким конкретно номером следует подлежащее.
- Изучение и проработка нового материала. Для ребенка необходимо будет придумать нечто увлекательное, например, подготовить обычную сказку, на примере которой можно будет в дальнейшем задать конкретные вопросы, установить наличие и вид второстепенных элементов.
- В итоге обязательно необходимо составить домашнее задание, в полной мере проработать его. В частности, необходимо будет предоставить ребенку возможность продолжить предложения, а также установить второстепенные компоненты.
Как объяснить второстепенные члены предложения
Чтобы можно был объяснить ребенку второстепенные члены предложения, изначально, необходимо, в общем вспомнить, что такое речь. Она бывает, как устной, так и письменной.
Далее потребуется поговорить о том, что такое предложение, и о том, на какие части делится предложение. Также можно определить, на какие цели делится предложение, а также зафиксировать конкретные интонации.
Затем, на примере конкретных предложений обязательно стоит определить подлежащее, сказуемое. Только после этого ребенок может без проблем приступать к освоению материала, который содержит в себе информацию о второстепенных членах предложения.
В завершении необходимо будет просто нарисовать для ребенка обобщенную карту, на примере которой он сможет разобрать пример предложении и его второстепенных членов.
Порядок разбора предложения по членам
Стоит отметить, существует некоторый порядок разбора предложения по отдельным составным частям. Порядок выглядит следующим образом:
Предварительно важно внимательно прочитать само предложение, после чего корректно уяснить его общее содержание.
Как только предложение будет внимательно прочитано, обязательно необходимо выделить в нем подлежащее. В соответствии с общими правилами, оно будет обозначать либо предмет, либо объект, о котором имеется конкретная информация
Отвечает оно на вопросы «Кто?» или «Что?». Подчеркивается в предложении сплошной одинарной линией.
Далее потребуется таким же образом определить сказуемое. Оно обозначает именно то, что будет сказано о конкретном предмете. Также, чаще всего оно будет отвечать непосредственно на вопросы глаголов. Подчеркивается сказуемое сплошной двойной линией.
Далее будет необходимо найти некоторые слова, к которым будут проставлен вопросы, идущие от подлежащего. К примеру, они будут относиться непосредственно к нему и, зависеть от него же
Таким образом найдутся Определения.
После этого важно найти некоторые слова, к которым в речи проставляются вопросы, представленные от сказуемого
В частности, они относятся исключительно к нему, а также будут зависеть от него же
В этом качестве могут выступать Дополнения и Обстоятельства.
В заключение, потребуется обратить внимание на то, есть ли возможность от уже найденных второстепенных членов проставить вопросы к ещё не задействованным словам. Эти слова также могут исполнять роль второстепенных членов предложения, поэтому разбираем и их
Функции дополнения
Дополнение обозначает предмет, на который направлено конкретное действие; деятельность предмета, его характеристика. Выражается такими же частями речи, что и подлежащее: чаще всего это имя существительное или местоимение-существительное. На письме такой второстепенный член подчеркивается пунктирной линией. Отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?
Он рисует картины и мечтает о славе. Рисует (что?) картины; мечтает (о чем?) о славе. Может выражаться любой частью речи, которая возьмет на себя функцию имени существительного.В предложениях выражено:
- числительным: раздели восемь на два,
- фразеологической единицей: тебе рекомендовали не считать ворон,
- инфинитивом: мы решили собраться.
Все дополнения можно поделить на прямые и косвенные. Прямое — находится в винительном падеже и не имеет предлога (выбирать альбом), либо в родительном падеже при отрицательном глаголе (не смотреть на недостатки). Во всех остальных ситуациях дополнение является косвенным (говорить о любви, уважение к брату).
Если вам необходимо отыскать дополнение в предложение, проделайте следующие шаги:
- Малыши остались без сладкого
- Обозначьте главные члены. Подлежащее и сказуемое: малыши остались.
- Среди второстепенных — выберите существительное. Второстепенный член «без сладкого» выражен именем существительным.
- С помощью вопроса обозначьте их связь с главным. Остались (без чего?) без сладкого.
- Определите падеж, если он косвенный, то это дополнение. К косвенным падежам относятся все, кроме именительного. Существительное малыши стоит в родительном падеже. Является дополнением.
/ Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.
Например:
Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.
Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.
Определение
Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:
какой?
чей?
Определение может быть выражено разными частями речи: существительным, прилагательнымили местоимением. Подчеркивается волнистой линией.
Дополнение
Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:
кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чем?
Дополнение может быть выражено существительнымили местоимением. Подчеркивается пунктиром.
Примечание:
Имя существительное, в именительном падеже, в предложения является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.
Котята перевернули миску.
В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.
Пример дополнения:
Обстоятельство
Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:
По образу действия:
как?
каким образом?
По месту:
где?
куда?
откуда?
По времени:
когда?
как долго?
с каких пор?
до каких пор?
По причине:
почему?
отчего?
По цели:
зачем?
для чего?
Обстоятельство может быть выражено наречием, существительнымили местоимением. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).
Пример:
Разбор простого предложения
Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.
Пример:
Вечером шёл пушистый снег.
Снег – подлежащее, отвечает на вопрос «что?» выражено именем существительным в именительном падеже.
Снег(что делал?) – шёл– сказуемое, выражено глаголом.
Определяем группу подлежащего:
Снег (какой?) – пушистый– определение, выражено прилагательным.
Определяем группу сказуемого:
Снег шёл (когда?) – вечером – обстоятельство, выражено наречием.
http://beginnerschool.ru/gen_rules/gen_russ/vtorostepennyie-chlenyi-predlozheniya
StudFiles.ru
Примеры дополнений
- «Солнце осветило (что?) поляну». Дополнение выражено существительным в вин. п.
- «Марина вдруг увидела (кого?) его». Дополнение – местоимение в винительном падеже.
- «Дети остались без (чего?) игрушек». В качестве дополнения использовано существительное в род. п.
- «Мы узнали (кого?) Марфу по походке». Дополнением является существительное в род. п.
- «Ирина радовалась (чему?) морю, как дитя». В роли дополнения – существительное в дательном падеже.
- «Алексей отдал (кому?) мне рукопись» (выражено местоимением в дательном падеже).
- «Прошлым летом я увлекся (чем?) рисованием» (существительное в творительном падеже).
- «Иван стал (кем?) программистом» (существительное в творит. падеже).
- «Ребенок с увлечением рассказывал о (чем?) космосе» (существительное в предл. п.).
- «Не говори ему о (ком?) ней». В качестве дополнения употреблено местоимение в предложном падеже.
При разборе этот второстепенный член подчеркивают пунктирными черточками.
Таблица с вопросами и примерами
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Что такое дополнение
Дополнения находятся в зависимости от тех членов предложения, которые выражены причастиями, глаголами, деепричастиями: танцую с девушкой; танцующий с девушкой; танцуя с девушкой.
Иногда дополнение может проявлять зависимость от членов предложения, которые выражены отглагольными существительными, а также прилагательными.
Дополнение выражается теми же частями речи, что и подлежащее. То есть:
- существительным, а также местоимением без предлога, в форме косвенного падежа (мне не ведом страх; я со страхом распечатал письмо);
- инфинитивом (никто не просил ее говорить), числительным (поделите на десять);
- сочетание существительное + числительное в родительном падеже (хочу купить пять пар чулок);
- фразеологизмом (перестань бить баклуши!).
Выделяют два вида дополнений: прямые и косвенные.
ВИД | ХАРАКТЕРИСТИКА | ПРИМЕР |
Прямые | Находит выражение через форму винительного падежа без предлога. | «Дарю цветы», «благодарю маму», «зову сестру». |
Косвенные | К данному типу относятся формы всех остальных косвенных падежей, а также форма винительного падежа с предлогом. | «Подарил шесть яблок», «плавать брасом», «сражался за Отечество». |
Главной функцией дополнения является распространение, уточнение конструкции «подлежащее + сказуемое». Подчеркивать при разборе как _ _ _.
Выделяем запятыми
Но вернёмся к обособлению таких членов, как дополнения и обстоятельства. Русский язык устроен так, что они нечасто отделяются запятыми от основного предложения. Более того, можно говорить о том, что дополнения практически никогда не выделяются. В свою очередь, включает русский язык обособленные обстоятельства. Всего можно выделить три случая, когда этот член предложения выделяется запятыми:
Во-первых, если он выражен деепричастным оборотом (“Проехав две сотни километров, мы поняли всё”
) или одиночным деепричастием (“Поев, мальчик отправился в путь”
)
Но здесь важно отличать обычное деепричастие от деепричастия, напоминающего больше наречие образа действия (“Он читал лёжа”
), потому что в этом случае обособления не будет.
Во-вторых, если конструкцию «несмотря на» (это что-то вроде СПП уступки) можно заменить предлогом «вопреки», она не является деепричастным оборотом (“Несмотря на все трудности, мы добрались”
).
В-третьих, если есть сравнительные обороты со словами “как”, “будто”, “словно”, также похожие на наречия образа действия (“Облака, как ватные, низко плыли над землёй”
).. Не выделяется обстоятельство в русском языке:
Не выделяется обстоятельство в русском языке:
Если оно выражено фразеологизмом, который можно заменить наречием (“Бежал сломя голову”
, т. е. очень быстро).
В случае деепричастных оборотов – если они являются однородными членами предложения с необособленным обстоятельством (“Он рассказал всё откровенно и ничуть не смущаясь”
)
Здесь все зависит от смысла: если важно то, каким образом было совершено действие, т. е
нельзя отделить сказуемое от обстоятельства без нарушения логической связи, то никакого обособления не требуется (“Она сидела опустив голову”
).
Обстоятельства времени
Они характеризуют временной промежуток, в котором происходит действие. К ним задают вопросы «с каких пор, до какого времени, когда?».
- «Мы не виделись (с каких пор?) с прошлой зимы». Обстоятельство выражено словосочетанием прилагательного и существительного, которое пребывает в родительном падеже и имеет предлог: «с прошлой зимы».
- «Я вернусь (когда?) послезавтра». В качестве обстоятельства используется наречие «послезавтра».
- «Нам надо успеть пересечь границу (до какого времени?) до вечера». Обстоятельство времени выражено существительным в родит. падеже с предлогом: «до вечера».
Прямые и косвенные дополнения
В деревне — только определение. Дополнением быть не может, это не объект действия и не поясняет другой предмет. Название для этой деревни подобрали красивое, то «Для деревни» будет одновременно определять слово «название» и быть объектом действия. Значит, дополнение со значением определения. Дополнение — это объект, на который распространяется действие, оно «ДОПОЛНЯЕТ», распространяет действие (признак) и обычно выражается падежной формой.
Также: Дорога поднималась в гору (направление, обстоятельство). Также интересно сравнить: книга этого автора (чья, определение) и автор этой книги (чего, дополнение). Дополнение в синтаксисе российского языка — второй член предложения, воплощенный существительным либо местоимённым существительным. Куда? Откуда?и т.п)подчеркивается пунктир-точка дефиниция в синтаксисе российского языка — второй член предложения, обозначающий симптом предмета.
Главные
Подлежащее и сказуемое в предложении – это и есть главные его члены.
- Подлежащее означает предмет, который совершает действие. Вопросы, которые помогут обнаружить его при синтаксическом разборе – это “кто?” (если действие совершает одушевленный предмет) или “что?” (в случае, если в предложении говорится о явлении или неодушевленном предмете).
- Сказуемое чаще всего выражено глаголом и означает действие, которое совершает подлежащее. Вопросы для определения – “что делает, что сделает?”
Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности
. На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: “Настроение что делало?” Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее
(что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало
(подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности.
Обстоятельство
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство принадлежит к группе сказуемого и характеризует различные условия совершения действия или проявления признака предмета.
За мостом (где?) я поднялся (куда?) на взгорье, вошел (куда?) в город мощеной дорогой (И. Бунин).
Вопросы к обстоятельству
В зависимости от того, какой признак действия или другого признака обозначает обстоятельство, этот второстепенный член отвечает на вопросы:
- растут где? в поле,
- ведут куда? вдаль,
- тянет откуда? из подвала,
- случилось когда? утром,
- известно с каких пор? с давних пор,
- побледнел почему? от страха,
- вышел с какой целью? встретить,
- смеяться как? заразительно,
- смешной до какой степени? очень,
- гуляем несмотря на что? на проливной дождь,
- звоните при каком условии? в случае высокой температуры,
- свернулся подобно чему? колобком.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает условия совершения действия или степень проявления признака, поясняет слова со значением действия, состояния и признака и отвечает на вопросы: где? куда? когда? как? почему? зачем? с какой целью? несмотря на что? вопреки чему? при каком условии?
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами, например:
На реке (где?) еще было прохладно и тихо (И. Бунин).
Зимой (когда?) Балтика пустынна и угрюма (К. Паустовский).
Виды обстоятельств
В зависимости от значения обстоятельства делятся на следующие виды:
- обстоятельства места (пошел куда? в лес),
- обстоятельства времени (решим когда? сегодня),
- обстоятельства причины (ослабел почему? из-за болезни),
- обстоятельства образа действия (идти как? бесшумно),
- обстоятельство условия (при желании при каком условии? можно встретиться),
- обстоятельство цели (документ необходим с какой целью? для получения сертификата),
- обстоятельство сравнения (легкий, как пух, снег),
- обстоятельство меры и степени (быстрый в какой степени? очень),
- обстоятельства уступки (несмотря на головную боль).
Таблица «Виды обстоятельств»
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Способы выражения обстоятельств
Этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
- наречиями,
- существительными в форме косвенных падежей,
- неопределенной формой глагола (инфинитивом),
- деепричастиями и деепричастными оборотами,
Быстро (как?) поднималось и росло белое облако (откуда?) с востока (С. Аксаков).
Но стаи тетеревов вылетали (как?) с шумом из любимой рощи ( с какой целью?) искать ночлега (где?) на высоких и открытых местах… (А. Аксаков).
Военный, (как?) придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал (куда?) на крыльцо (И. Бунин).
Этот второстепенный член выражается также
- словосочетаниями,
- и сравнительными оборотами,
- предложно-именными конструкциями,
Примеры:
Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нём с неуважением (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня (А. П. Чехов).
Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Сказуемое и подлежащее – разница и отличие
Подлежащее и сказуемое впервые проходят на уроках русского языка в начальной школе. Объясняя отличия между этими членами предложения, учителя обычно опираются на поставленные к ним вопросы: кто, что/делает, сделает?
Однако впоследствии выясняется, что синтаксический разбор предложений не ограничивается постановкой вопроса для определения главных членов синтаксической конструкции. В чем же еще состоит различие между подлежащим и сказуемым? Придется смахнуть пыль со школьных знаний.
Определение подлежащего и сказуемого
Оба они являются главными членами предложения и его грамматической и лексической основой. Умение оперировать ими позволяет логично строить фразы и грамотно расставлять знаки препинания.
Подлежащее – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает предмет, отвечая на вопросы кто? что?
Сказуемое – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает признак предмета, который в конструкции выражается подлежащим.
Надо иметь в виду, что есть предложения, где грамматическая основа может состоять только из одного главного члена. Такие конструкции называют односоставными.
Сравнение
Приведем примеры простых конструкций-предложений, в которых нет ничего лишнего, и четко видно грамматические основы – подлежащее и сказуемое.
Вася шел. Коза бежала.
Тучи капали дождем.
Можно задавать простые определяющие вопросы: Вася, коза и тучи (кто?/что?) – подлежащие; шел, бежала, капали (что делал?/что делала? что делали?) – сказуемые.
В этом примере четко видно существующие между главными членами отличия – подлежащее выражено предметностью. Однако предметом может быть не только имя существительное, но и другие части речи в значении существительного – к примеру, они могут выражаться местоимением, числительным и даже прилагательным.
В лодке их сидело трое (числительное в роли подлежащего). Умный в гору не пойдет (умный – прилагательное в роли подлежащего).
Сказуемое выражает собой признак того предмета, которое в конструкции является подлежащим. Но признак, это ведь не только прямое действие. А что еще может быть? Перечислим:
- действие (на пороге стоял Василий Тёркин);
- состояние (Анна Пивоварова была счастлива);
- качество (Методы воспитания были стары, но весьма действенны);
- принадлежность (Эта усадьба – моя, и девки дворовые – мои);
- родовое понятие (В этой части Волга – еще не крупная река).
С точки зрения грамматики между подлежащим и сказуемым тоже есть своя определенная разница. Подлежащее – независимый участник грамматической конструкции. Употребляется в именительном падеже. Сказуемое в предложении находится в зависимости от подлежащего и всегда соотносится с ним по числу и роду.
Роль подлежащего могут брать на себя отдельные слова и словосочетания, и даже целые предложения. А вот в роли сказуемого могут быть не только глаголы, но также сочетания глагола с местоимением, наречием, существительным. Сказуемое также может быть представлено единичным существительным или другой частью речи.
Когда дано задание выполнить синтаксический разбор предложения/текста, то главные члены выделяются подчеркиваниями: одной чертой мы подчеркиваем подлежащее, двумя чертами – сказуемое
Таблица разницы между подлежащим и сказуемым
Подлежащее | Сказуемое |
Обозначение предмета | Обозначение признака предмета |
Самостоятельный член предложения, поставленный в именительном падеже | Зависимый от подлежащего член предложения и соотносится с ним в роде и числе |
Отвечает всего на два вопроса: кто? или что? | Что делает? – не единственный вопрос, который к нему можно поставить. А еще и такие: каков? что такое? что происходит? чей? и другие, зависящие от подлежащего |
При синтаксическом разборе подчеркивается одной чертой | При синтаксическом разборе предложения подчеркивается двумя чертами |
Дополнительные подсказки
Чтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга.
Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого – группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:
- от одного из главных;
- от одного из второстепенных.
В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным – сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным.
Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки.
Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение.
Второстепенные члены предложения
К второстепенным членам предложения относятся определение, дополнение, обстоятельство. Они могут зависеть не только друг от друга, но и от сказуемого и подлежащего.
Справка! Подлежащее и сказуемое выражают смысл предложения; второстепенные члены дополняют уже имеющуюся информацию. Синтаксическая единица без определений или обстоятельств существовать может, а без главного члена — нет.
Кошка спит на батарее.
Определить член предложения возможно по вопросам. У подлежащего это вопрос «кто?» или «что?» у сказуемого — «что делает?». Определение, дополнение и обстоятельство имеют свои вопросы, которые необходимо хорошо знать, чтобы уметь верно находить их в тексте.
Таблица главных (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения с вопросами.