Дополнение, определение, обстоятельство: таблица с вопросами

Работа с ребёнком по теме второстепенных членов

Чтобы можно было провести с ребенком полноценную работу по теме второстепенных членов, необходимо создать своеобразный мини-урок, в рамках которого ребенок сможет без проблем определить назначение предмета, понять суть задачи. Условно, можно подразделить урок на несколько отдельных частей, последовательно совершаемых действий:

  • Организационный момент, в рамках которого, ребенок выполняет действия, способные стать предпосылкой к последующему уроку. В частности, нужно попробовать записать число, название домашней работы. Обязательно стоит оставить строку для последующего написания названия темы, а уже в следующей строке необходимо будет проставить точку с красной строки.
  • Провести словарную работу, в рамках которой потребуется повторить словарные слова, выполнить взаимную проверку. Также потребуется провести знакомство с новыми словами, установить, насколько есть понимание значения конкретных слов. Далее ребенку необходимо составить некоторое предложение, в рамках которого используются слова, опираясь на конкретную схему.
  • Обязательно потребуется провести актуализацию знаний. В частности, можно подчеркнуть грамматическую основу, а после чего обязательно назвать, под каким конкретно номером следует подлежащее.
  • Изучение и проработка нового материала. Для ребенка необходимо будет придумать нечто увлекательное, например, подготовить обычную сказку, на примере которой можно будет в дальнейшем задать конкретные вопросы, установить наличие и вид второстепенных элементов.
  • В итоге обязательно необходимо составить домашнее задание, в полной мере проработать его. В частности, необходимо будет предоставить ребенку возможность продолжить предложения, а также установить второстепенные компоненты.

Как объяснить второстепенные члены предложения

Чтобы можно был объяснить ребенку второстепенные члены предложения, изначально, необходимо, в общем вспомнить, что такое речь. Она бывает, как устной, так и письменной.

Далее потребуется поговорить о том, что такое предложение, и о том, на какие части делится предложение. Также можно определить, на какие цели делится предложение, а также зафиксировать конкретные интонации.

Затем, на примере конкретных предложений обязательно стоит определить подлежащее, сказуемое. Только после этого ребенок может без проблем приступать к освоению материала, который содержит в себе информацию о второстепенных членах предложения.

В завершении необходимо будет просто нарисовать для ребенка обобщенную карту, на примере которой он сможет разобрать пример предложении и его второстепенных членов.

Порядок разбора предложения по членам

Стоит отметить, существует некоторый порядок разбора предложения по отдельным составным частям. Порядок выглядит следующим образом:

Предварительно важно внимательно прочитать само предложение, после чего корректно уяснить его общее содержание.
Как только предложение будет внимательно прочитано, обязательно необходимо выделить в нем подлежащее. В соответствии с общими правилами, оно будет обозначать либо предмет, либо объект, о котором имеется конкретная информация

Отвечает оно на вопросы «Кто?» или «Что?». Подчеркивается в предложении сплошной одинарной линией.
Далее потребуется таким же образом определить сказуемое. Оно обозначает именно то, что будет сказано о конкретном предмете. Также, чаще всего оно будет отвечать непосредственно на вопросы глаголов. Подчеркивается сказуемое сплошной двойной линией.
Далее будет необходимо найти некоторые слова, к которым будут проставлен вопросы, идущие от подлежащего. К примеру, они будут относиться непосредственно к нему и, зависеть от него же

Таким образом найдутся Определения.
После этого важно найти некоторые слова, к которым в речи проставляются вопросы, представленные от сказуемого

В частности, они относятся исключительно к нему, а также будут зависеть от него же
В этом качестве могут выступать Дополнения и Обстоятельства.
В заключение, потребуется обратить внимание на то, есть ли возможность от уже найденных второстепенных членов проставить вопросы к ещё не задействованным словам. Эти слова также могут исполнять роль второстепенных членов предложения, поэтому разбираем и их

Функции дополнения

Дополнение обозначает предмет, на который направлено конкретное действие; деятельность предмета, его характеристика. Выражается такими же частями речи, что и подлежащее: чаще всего это имя существительное или местоимение-существительное.  На письме такой второстепенный член подчеркивается пунктирной линией. Отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?

Он рисует картины и мечтает о славе. Рисует (что?) картины; мечтает (о чем?) о славе. Может выражаться любой частью речи, которая возьмет на себя функцию имени существительного.В предложениях выражено:

  • числительным: раздели восемь на два,
  • фразеологической единицей: тебе рекомендовали не считать ворон,
  • инфинитивом: мы решили собраться.

Все дополнения можно поделить на прямые и косвенные. Прямое — находится в винительном падеже и не имеет предлога (выбирать альбом), либо в родительном падеже при отрицательном глаголе (не смотреть на недостатки).  Во всех остальных ситуациях дополнение является косвенным (говорить о любви, уважение к брату).

Если вам необходимо отыскать дополнение в предложение, проделайте следующие шаги:

  • Малыши остались без сладкого
  • Обозначьте главные члены. Подлежащее и сказуемое: малыши остались.
  • Среди второстепенных — выберите существительное. Второстепенный член «без сладкого» выражен именем существительным.
  • С помощью вопроса обозначьте их связь с главным. Остались (без чего?) без сладкого.
  • Определите падеж, если он косвенный, то это дополнение. К косвенным падежам относятся все, кроме именительного. Существительное малыши стоит в родительном падеже. Является дополнением.

/ Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.

Например:

Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.

Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.

Определение

Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:

  • какой?

  • чей?

Определение может быть выражено разными частями речи: существительным, прилагательнымили местоимением. Подчеркивается волнистой линией.

Дополнение

Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:

  • кого? чего?

  • кому? чему?

  • кого? что?

  • кем? чем?

  • о ком? о чем?

Дополнение может быть выражено существительнымили местоимением. Подчеркивается пунктиром.

Примечание:

Имя существительное, в именительном падеже, в предложения является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.

Котята перевернули миску.

В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.

Пример дополнения:

Обстоятельство

Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:

По образу действия:

  • как?

  • каким образом?

По месту:

  • где?

  • куда?

  • откуда?

По времени:

  • когда?

  • как долго?

  • с каких пор?

  • до каких пор?

По причине:

  • почему?

  • отчего?

По цели:

  • зачем?

  • для чего?

Обстоятельство может быть выражено наречием, существительнымили местоимением. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

Пример:

Разбор простого предложения

  1. Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.

  2. Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.

  3. Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.

  4. Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.

Пример:

Вечером шёл пушистый снег.

Снег – подлежащее, отвечает на вопрос «что?» выражено именем существительным в именительном падеже.

Снег(что делал?) – шёл– сказуемое, выражено глаголом.

Определяем группу подлежащего:

Снег (какой?) – пушистый– определение, выражено прилагательным.

Определяем группу сказуемого:

Снег шёл (когда?) – вечером – обстоятельство, выражено наречием.

http://beginnerschool.ru/gen_rules/gen_russ/vtorostepennyie-chlenyi-predlozheniya

StudFiles.ru

Примеры дополнений

  • «Солнце осветило (что?) поляну». Дополнение выражено существительным в вин. п.
  • «Марина вдруг увидела (кого?) его». Дополнение – местоимение в винительном падеже.
  • «Дети остались без (чего?) игрушек». В качестве дополнения использовано существительное в род. п.
  • «Мы узнали (кого?) Марфу по походке». Дополнением является существительное в род. п.
  • «Ирина радовалась (чему?) морю, как дитя». В роли дополнения – существительное в дательном падеже.
  • «Алексей отдал (кому?) мне рукопись» (выражено местоимением в дательном падеже).
  • «Прошлым летом я увлекся (чем?) рисованием» (существительное в творительном падеже).
  • «Иван стал (кем?) программистом» (существительное в творит. падеже).
  • «Ребенок с увлечением рассказывал о (чем?) космосе» (существительное в предл. п.).
  • «Не говори ему о (ком?) ней». В качестве дополнения употреблено местоимение в предложном падеже.

При разборе этот второстепенный член подчеркивают пунктирными черточками.

Таблица с вопросами и примерами

НазваниеЧто обо­зна­ча­етВопросОт како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­ситСпособ выра­же­ния
ОпределениеПризнак пред­ме­таКакой? Чей?от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обстоятельстваСуществительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие
ДополнениеПредметКого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?от ска­зу­е­мо­гоСуществительное Местоимение Количественное числительное
ОбстоятельствоМесто, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д.Где? Когда? Как? Каким обра­зом? и др.от ска­зу­е­мо­гоНаречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие

Что такое дополнение

Дополнения находятся в зависимости от тех членов предложения, которые выражены причастиями, глаголами, деепричастиями: танцую с девушкой; танцующий с девушкой; танцуя с девушкой.

Иногда дополнение может проявлять зависимость от членов предложения, которые выражены отглагольными существительными, а также прилагательными.

Дополнение выражается теми же частями речи, что и подлежащее. То есть:

  • существительным, а также местоимением без предлога, в форме косвенного падежа (мне не ведом страх; я со страхом распечатал письмо);
  • инфинитивом (никто не просил ее говорить), числительным (поделите на десять);
  • сочетание существительное + числительное в родительном падеже (хочу купить пять пар чулок);
  • фразеологизмом (перестань бить баклуши!).

Выделяют два вида дополнений: прямые и косвенные.

ВИДХАРАКТЕРИСТИКАПРИМЕР
ПрямыеНаходит выражение через форму винительного падежа без предлога.«Дарю цветы», «благодарю маму», «зову сестру».
КосвенныеК данному типу относятся формы всех остальных косвенных падежей, а также форма винительного падежа с предлогом.«Подарил шесть яблок», «плавать брасом», «сражался за Отечество».

Главной функцией дополнения является распространение, уточнение конструкции «подлежащее + сказуемое». Подчеркивать при разборе как _ _ _. 

Выделяем запятыми

Но вернёмся к обособлению таких членов, как дополнения и обстоятельства. Русский язык устроен так, что они нечасто отделяются запятыми от основного предложения. Более того, можно говорить о том, что дополнения практически никогда не выделяются. В свою очередь, включает русский язык обособленные обстоятельства. Всего можно выделить три случая, когда этот член предложения выделяется запятыми:

Во-первых, если он выражен деепричастным оборотом (“Проехав две сотни километров, мы поняли всё”
) или одиночным деепричастием (“Поев, мальчик отправился в путь”
)

Но здесь важно отличать обычное деепричастие от деепричастия, напоминающего больше наречие образа действия (“Он читал лёжа”
), потому что в этом случае обособления не будет.
Во-вторых, если конструкцию «несмотря на» (это что-то вроде СПП уступки) можно заменить предлогом «вопреки», она не является деепричастным оборотом (“Несмотря на все трудности, мы добрались”
).
В-третьих, если есть сравнительные обороты со словами “как”, “будто”, “словно”, также похожие на наречия образа действия (“Облака, как ватные, низко плыли над землёй”
).. Не выделяется обстоятельство в русском языке:

Не выделяется обстоятельство в русском языке:

Если оно выражено фразеологизмом, который можно заменить наречием (“Бежал сломя голову”
, т. е. очень быстро).
В случае деепричастных оборотов – если они являются однородными членами предложения с необособленным обстоятельством (“Он рассказал всё откровенно и ничуть не смущаясь”
)

Здесь все зависит от смысла: если важно то, каким образом было совершено действие, т. е

нельзя отделить сказуемое от обстоятельства без нарушения логической связи, то никакого обособления не требуется (“Она сидела опустив голову”
).

Обстоятельства времени

Они характеризуют временной промежуток, в котором происходит действие. К ним задают вопросы «с каких пор, до какого времени, когда?».

  • «Мы не виделись (с каких пор?) с прошлой зимы». Обстоятельство выражено словосочетанием прилагательного и существительного, которое пребывает в родительном падеже и имеет предлог: «с прошлой зимы».
  • «Я вернусь (когда?) послезавтра». В качестве обстоятельства используется наречие «послезавтра».
  • «Нам надо успеть пересечь границу (до какого времени?) до вечера». Обстоятельство времени выражено существительным в родит. падеже с предлогом: «до вечера».

Прямые и косвенные дополнения

В деревне — только определение. Дополнением быть не может, это не объект действия и не поясняет другой предмет. Название для этой деревни подобрали красивое, то «Для деревни» будет одновременно определять слово «название» и быть объектом действия. Значит, дополнение со значением определения. Дополнение — это объект, на который распространяется действие, оно «ДОПОЛНЯЕТ», распространяет действие (признак) и обычно выражается падежной формой.

Также: Дорога поднималась в гору (направление, обстоятельство). Также интересно сравнить: книга этого автора (чья, определение) и автор этой книги (чего, дополнение). Дополнение в синтаксисе российского языка — второй член предложения, воплощенный существительным либо местоимённым существительным. Куда? Откуда?и т.п)подчеркивается пунктир-точка дефиниция в синтаксисе российского языка — второй член предложения, обозначающий симптом предмета.

Главные

Подлежащее и сказуемое в предложении – это и есть главные его члены.

  • Подлежащее означает предмет, который совершает действие. Вопросы, которые помогут обнаружить его при синтаксическом разборе – это “кто?” (если действие совершает одушевленный предмет) или “что?” (в случае, если в предложении говорится о явлении или неодушевленном предмете).
  • Сказуемое чаще всего выражено глаголом и означает действие, которое совершает подлежащее. Вопросы для определения – “что делает, что сделает?”

Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности
. На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: “Настроение что делало?” Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее
(что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало
(подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности.

Обстоятельство

Что такое обстоятельство?

Обстоятельство при­над­ле­жит к груп­пе ска­зу­е­мо­го и харак­те­ри­зу­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка пред­ме­та.

За мостом (где?) я под­нял­ся (куда?) на взго­рье, вошел (куда?) в город моще­ной доро­гой (И. Бунин).

Вопросы к обстоятельству

В зави­си­мо­сти от того, какой при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка обо­зна­ча­ет обсто­я­тель­ство, этот вто­ро­сте­пен­ный член отве­ча­ет на вопро­сы:

  • рас­тут где? в поле,
  • ведут куда? вдаль,
  • тянет отку­да? из под­ва­ла,
  • слу­чи­лось когда? утром,
  • извест­но с каких пор? с дав­них пор,
  • поблед­нел поче­му? от стра­ха,
  • вышел с какой целью? встре­тить,
  • сме­ять­ся как? зара­зи­тель­но,
  • смеш­ной до какой сте­пе­ни? очень,
  • гуля­ем несмот­ря на что? на про­лив­ной дождь,
  • зво­ни­те при каком усло­вии? в слу­чае высо­кой тем­пе­ра­ту­ры,
  • свер­нул­ся подоб­но чему? колоб­ком.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка, пояс­ня­ет сло­ва со зна­че­ни­ем дей­ствия, состо­я­ния и при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? когда? как? поче­му? зачем? с какой целью? несмот­ря на что? вопре­ки чему? при каком усло­вии?

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду её штри­ха­ми, напри­мер:

На реке (где?) еще было про­хлад­но и тихо (И. Бунин).

Зимой (когда?) Балтика пустын­на и угрю­ма (К. Паустовский).

Виды обстоятельств

В зави­си­мо­сти от зна­че­ния обсто­я­тель­ства делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • обсто­я­тель­ства места (пошел куда? в лес),
  • обсто­я­тель­ства вре­ме­ни (решим когда? сего­дня),
  • обсто­я­тель­ства при­чи­ны (осла­бел поче­му? из-за болез­ни),
  • обсто­я­тель­ства обра­за дей­ствия (идти как? бес­шум­но),
  • обсто­я­тель­ство усло­вия (при жела­нии при каком усло­вии? мож­но встре­тить­ся),
  • обсто­я­тель­ство цели (доку­мент необ­хо­дим с какой целью? для полу­че­ния сер­ти­фи­ка­та),
  • обсто­я­тель­ство срав­не­ния (лег­кий, как пух, снег),
  • обсто­я­тель­ство меры и сте­пе­ни (быст­рый в какой сте­пе­ни? очень),
  • обсто­я­тель­ства уступ­ки (несмот­ря на голов­ную боль).

Таблица «Виды обсто­я­тельств»

ВидыВопросыЧто обо­зна­ча­ютПримеры
1. МестаГде? Куда? Откуда?Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь дви­же­нияОн купил кни­гу в мага­зине.
2. ВремениКогда? Как дол­го? С каких (до каких) пор?ВремяВчера он купил кни­гу.
3. Образа дей­ствияКак? Каким обра­зом?Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совер­ше­нияОн дол­го выби­рал кни­гу.
4. ПричиныПочему? На каком осно­ва­нии?Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния дей­ствияИз-за спеш­ки он не купил кни­гу.
5. ЦелиЗачем? С какой целью?Цель совер­ше­ния дей­ствияОн купил кни­гу для учё­бы.
6. УсловияПри каком усло­вии?Условие совер­ше­ния дей­ствияПри жела­нии он мог купить эту кни­гу.
7. УступкиВопреки чему? Несмотря на что?Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствиеНесмотря на нехват­ку денег, он купил кни­гу.
8. Меры и сте­пе­ниНасколько? В какой сте­пе­ни?Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или дей­ствияОн купил слиш­ком доро­гую кни­гу.

Способы выражения обстоятельств

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • наре­чи­я­ми,
  • суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей,
  • неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла (инфи­ни­ти­вом),
  • дее­при­ча­сти­я­ми и дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми,

Быстро (как?) под­ни­ма­лось и рос­ло белое обла­ко (отку­да?) с восто­ка (С. Аксаков).

Но стаи тете­ре­вов выле­та­ли (как?) с шумом из люби­мой рощи ( с какой целью?) искать ноч­ле­га (где?) на высо­ких и откры­тых местах… (А. Аксаков).

Военный, (как?) при­дер­жи­вая рука­ми в зам­ше­вых пер­чат­ках полы шине­ли, взбе­жал (куда?) на крыль­цо (И. Бунин).

Этот вто­ро­сте­пен­ный член выра­жа­ет­ся так­же

  • сло­во­со­че­та­ни­я­ми,
  • и срав­ни­тель­ны­ми обо­ро­та­ми,
  • предложно-именными кон­струк­ци­я­ми,

Примеры:

Бабушка до сих пор любит его без памя­ти и сер­дит­ся, если гово­рят об нём с неува­же­ни­ем (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Однообразная трес­кот­ня уба­ю­ки­ва­ет, как колы­бель­ная пес­ня (А. П. Чехов).

Что-то на ред­кость фаль­ши­вое и неуве­рен­ное чув­ство­ва­лось бук­валь­но в каж­дой строч­ке этих ста­тей, несмот­ря на их гроз­ный и уве­рен­ный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Сказуемое и подлежащее – разница и отличие

Подлежащее и сказуемое впервые проходят на уроках русского языка в начальной школе. Объясняя отличия между этими членами предложения, учителя обычно опираются на поставленные к ним вопросы: кто, что/делает, сделает?

Однако впоследствии выясняется, что синтаксический разбор предложений не ограничивается постановкой вопроса для определения главных членов синтаксической конструкции. В чем же еще состоит различие между подлежащим и сказуемым? Придется смахнуть пыль со школьных знаний.

Определение подлежащего и сказуемого

Оба они являются главными членами предложения и его грамматической и лексической основой. Умение оперировать ими позволяет логично строить фразы и грамотно расставлять знаки препинания.

Подлежащее – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает предмет, отвечая на вопросы кто? что?

Сказуемое – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает признак предмета, который в конструкции выражается подлежащим.

Надо иметь в виду, что есть предложения, где грамматическая основа может состоять только из одного главного члена. Такие конструкции называют односоставными.

Сравнение

Приведем примеры простых конструкций-предложений, в которых нет ничего лишнего, и четко видно грамматические основы – подлежащее и сказуемое.

Вася шел. Коза бежала.

Тучи капали дождем.

Можно задавать простые определяющие вопросы: Вася, коза и тучи (кто?/что?) – подлежащие; шел, бежала, капали (что делал?/что делала? что делали?) – сказуемые.

В этом примере четко видно существующие между главными членами отличия – подлежащее выражено предметностью. Однако предметом может быть не только имя существительное, но и другие части речи в значении существительного – к примеру, они могут выражаться местоимением, числительным и даже прилагательным.

В лодке их сидело трое (числительное в роли подлежащего). Умный в гору не пойдет (умный – прилагательное в роли подлежащего).

Сказуемое выражает собой признак того предмета, которое в конструкции является подлежащим. Но признак, это ведь не только прямое действие. А что еще может быть? Перечислим:

  • действие (на пороге стоял Василий Тёркин);
  • состояние (Анна Пивоварова была счастлива);
  • качество (Методы воспитания были стары, но весьма действенны);
  • принадлежность (Эта усадьба – моя, и девки дворовые – мои);
  • родовое понятие (В этой части Волга – еще не крупная река).

С точки зрения грамматики между подлежащим и сказуемым тоже есть своя определенная разница. Подлежащее – независимый участник грамматической конструкции. Употребляется в именительном падеже. Сказуемое в предложении находится в зависимости от подлежащего и всегда соотносится с ним по числу и роду.

Роль подлежащего могут брать на себя отдельные слова и словосочетания, и даже целые предложения. А вот в роли сказуемого могут быть не только глаголы, но также сочетания глагола с местоимением, наречием, существительным. Сказуемое также может быть представлено единичным существительным или другой частью речи.

Когда дано задание выполнить синтаксический разбор предложения/текста, то главные члены выделяются подчеркиваниями: одной чертой мы подчеркиваем подлежащее, двумя чертами – сказуемое

Таблица разницы между подлежащим и сказуемым

ПодлежащееСказуемое
Обозначение предметаОбозначение признака предмета
Самостоятельный член предложения, поставленный в именительном падежеЗависимый от подлежащего член предложения и соотносится с ним в роде и числе
Отвечает всего на два вопроса: кто? или что?Что делает? – не единственный вопрос, который к нему можно поставить. А еще и такие: каков? что такое? что происходит? чей? и другие, зависящие от подлежащего
При синтаксическом разборе подчеркивается одной чертойПри синтаксическом разборе предложения подчеркивается двумя чертами

Дополнительные подсказки

Чтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга.

Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого – группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:

  • от одного из главных;
  • от одного из второстепенных.

В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным – сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным.

Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки.
Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение.

Второстепенные члены предложения

К второстепенным членам предложения относятся определение, дополнение, обстоятельство. Они могут зависеть не только друг от друга, но и от сказуемого и подлежащего.

Справка! Подлежащее и сказуемое выражают смысл предложения; второстепенные члены дополняют уже имеющуюся информацию. Синтаксическая единица без определений или обстоятельств существовать может, а без главного члена — нет.

Кошка спит на батарее.

Определить член предложения возможно по вопросам. У подлежащего это вопрос «кто?» или «что?» у сказуемого — «что делает?». Определение, дополнение и обстоятельство имеют свои вопросы, которые необходимо хорошо знать, чтобы уметь верно находить их в тексте.

Таблица главных (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения с вопросами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий