Предложения с тире между подлежащим и сказуемым

Случаи, когда тире между подлежащими и сказуемыми не ставится

Употребление этого знака препинания не требуется, если:

  1. Предложение по структуре простое, характеризуется неформальным стилем; необходимость постановки логического ударения для придания речи эмоциональной выразительности отсутствует.
  2. Подлежащее и сказуемое связано посредством сравнительных союзов как, словно, точно, будто и других.
  3. Главные члены предложения отделены друг от друга служебными частями речи, особенно часто встречающееся из них – вводное слово.
  4. Перед сказуемым есть отрицательная частица « не» . При этом оно может быть выражено существительным, причастием, наречием, числительным. Для предложений, содержащих слова « это» , « значит» , « вот» , имеющих сказуемое-инфинитив, данное правило не применяется.
  5. Сказуемому предшествует зависимый от него член предложения.
  6. Главные члены предложения сливаются в единый фразеологический оборот, ни одну часть которого нельзя откинуть.
  7. Применение обратного порядка слов, в результате чего подлежащее перемещается за сказуемое.

Следует учитывать, что иногда встречаются художественные тексты, не соответствующие правилам расстановки знаков препинания. Это может быть обусловлено 2 причинами:

  • автор использовал нормы пунктуации, принятые в его исторический период;
  • отступление от правил сделано осознанно, автор применил интонационное тире.

Примеры предложений без тире между подлежащим и сказуемым

Следующие примеры иллюстрируют правила, объясняющие отсутствие тире:

  1. Мы работники высшей категории.
  2. Рассказанная ею история словно сказка.
  3. Новгород, конечно, город крупный, но по-провинциальному тихий.
  4. Та женщина нам добрый друг.
  5. Грош цена твоим стараниям.
  6. Занимательный человек этот профессор!

Отдельно стоит разобрать примеры постановки знака в предложениях с частицей, придающей отрицательное значение сказуемому:

  1. Бедность не порок.
  2. Ломать – не строить. Знак пишут, несмотря на частицу, поскольку правая часть выражена инфинитивом.
  3. Твои доводы – это не аргумент. Частица игнорируется, потому что ей предшествует слово « это» .

§ 7. Интонационное тире

§ 7.1

Тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы подчеркнуть или уточнить смысловые отношения между членами предложения, когда другими знаками препинания или порядком слов нужный смысл не может быть выражен. Ср.:

Ходить — долго не мог (т. е. лишен был возможности передвигаться в течение длительного периода, например после тяжелой болезни). — Ходить долго — не мог (т. е. не мог заниматься длительной ходьбой);

В случае нужды — прошу (т. е. в случае нужды прошу обратиться ко мне). — В случае нужды прошу (т. е. обращаюсь с просьбой, когда испытываю нужду).

Такое тире называется интонационным, оно может отделять любую часть предложения: …Неостановимо, невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки! Всякая тарелка будет — мелкой, миска — плоской (Цв.); Пошли в клуб — почитать, поиграть в шашки, потанцевать — тире перед однородными обстоятельствами цели подчеркивает их связь со сказуемым (ср. также: Беру бинокль — наблюдать}; Все любили его — за присущее ему упорство, силу воли, за полнокровность всего его существа; К станции приближались пешеходы — с узлами, мешками, чемоданами — однородные члены предложения относятся к сказуемому и имеют значение дополнения, а при отсутствии тире могли бы быть восприняты как несогласованные определения к подлежащему: Я — что, это вы крупный специалист (ср.: Он что — не согласен на отъезд?).

§ 7.2

Интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения: И щуку бросили — в реку (Кр.); Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошёл — Швабрин (П.).

В особых конструкциях

Тире служит для обособления приложений, определений. Чаще – в конце предложения, но распространенные обособленные члены предложения выделяют и в середине.

Тире при обособлении приложений

Для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительный характер:

  • Старая доха – большой овчинный полушубок – крепко выручала меня в ту лютую стужу. (С.-М.)
  • Охотиться волку на крупных животных – на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов – нельзя без напарников. (Ч.А.)

Чтобы не путать постановку тире в ПП с приложениями и между главными членами, чтобы отличить эти конструкции, попробуйте убрать из предложения то, что стоит после тире. Если предложение потеряло смысл, то тире стоит между подлежащим и сказуемым:

  • Москвагородмоеймечты.
  • Москвагород моей мечтыманилас детства,обещаласказку.

Другие случаи постановки тире в ПП в таблице:

Выделение вводных конструкций Этот день – если вы не заметили – оказался на редкость неудачным.
Интонационное (неожиданность, контраст) Схватил сумку – и в кусты! А поезд – о ужас! – опоздал!
Соединительное Поезд «Красноярск – Владивосток». 15 – 20 шагов. События XIX – XX вв.
Внутренняя связь конструкции Матч «Динамо» – «Торпедо»

Материал к сочинению-рассуждению на тему «Зачем нужно тире?»

Обновление от 24.04.11 Этот материал поможет вам подготовиться к сочинению-рассуждению на тему «Зачем нужно тире?» 1. Что такое тире? Тире́ (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» встречается с начала 1820-х. 2.Функции тире:

Функция № 1 – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Тире разделяет:

а) подлежащее и сказуемое при отсутствии связки: Москва – столица России.

б) члены предложения при пропуске одного из членов предложения в неполном предложении: Мы поехали в театр, а он – домой. Всё лучшее — детям.

в) члены предложения для подчёркивания слов, стоящих в конце предложения, обычно обстоятельств: И опять побрёл по улице рикш – на этот раз к отелю. г) обобщающее слово и однородные члены предложения: Дома, дороги, лес – всё было покрыто снегом.

д) однородные члены и продолжение предложения, если перед ними стоит обобщающее слово: Всё: дома, дороги, лес – было покрыто снегом. е) части бессоюзного сложного предложения: Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

ж) прямую речь и слова автора: «Сколько времени будет длиться экзамен?» — поинтересовались ученики.

з) реплики диалога: — Не буди меня рано, — попросил сын свою мать.

Функция № 2 – ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Тире выделяет:

1. распространённые приложения, имеющие ярко выраженное уточнительное, поясняющее значение: По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. За лугами, за старицами – приютом щук и прочей рыбы – видна полоса песков.

2. вставные предложения: Булочники – их было четверо – держались в стороне от нас.

3. слова автора, находящиеся внутри прямой речи: — Именно то, что наиболее естественно, — заметил он, — менее всего подобает человеку.

Функция № 3 — СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ

С помощью тире оформляют смысловые отношения:

а) времени или условия (Лес рубят — щепки летят. Назвался груздем — полезай в кузов)

б) следствия, результата, вывода (Солнце дымное встаёт — будет день горячий)

в) противопоставления (Надо мне – бежать вперёд, вам – возвратиться назад. Знание законов не желательно – обязательно. Ввысь взлетает Сокол — жмётся Уж к земле)г) быструю смену событий или неожиданный результат действия (Сыр выпал — с ним была плутовка такова. Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак. Хотел всегда жить в городе — и вот кончаю жизнь в деревне)

д) сравнения (Молвит слово — соловей поёт)

Функция № 4 — ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ

Тире способно передавать и эмоциональную сторону речи. Оно разрывает интонационную плавность фразы и создающее тем самым эмоциональную напряженность и остроту.

Вот некоторые примеры из произведений М. Горького: Я имею бумаги… но — они никуда не годятся; Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень — и уснула; Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.

Все эти подчеркивания с помощью тире эмоциональной стороны речи, ее напряженности и динамичности, естественно, подчинены манере изложения и не регламентируются правилами.

ВЫВОД

Итак, диапазон употребления тире действительно широк:

во-первых, это фиксатор всевозможных «грамматических» пропусков, тире заполняет эти словесно пустые места;

во-вторых, тире может выполнять роль отграничителя и сигнализировать при этом о границе различных синтаксических конструкций;

во-третьих, при отсутствии союза тире способствует передаче на письме особых смысловых отношений, в устной речи эти значения передаются интонационными средствами;

в-четвёртых, служит цели создания эмоционально-экспрессивных качеств речи. Источник

Готовое сочинение по данной теме читайте ТУТ (образец 9). О том, КАК писать сочинение, читайте ЗДЕСЬ

Тире в зависимости от частей речи

Тире между грамматической основой ставится, если грамматическая основа выражена:

Двумя существительными в именительном падеже. Примеры:

Любовь – странное понятие.

Пылесос – удобная вещь.

Мужчина – кормилец семьи.

Двумя глаголами в неопределенной форме.

Книги не читать – делать себе только хуже.

Не уметь любить – не познать смысл жизни.

Не любить себя – проигрывать в каждой битве.

Двумя числительными.

Шестью шесть – тридцать шесть.

Четыре плюс четыре – восемь.

Дважды два – четыре.

Также тире между грамматической основой ставится, если она выражена следующими вариантами частей речи:

Существительное + инфинитив. Примеры:

Наша задача – решить проблему как можно быстрее.

Его долг – помогать нам, во что бы то ни стало.

Мое призвание – учить детей английскому.

Инфинитив + существительное

Решать проблемы – задача менеджера.

Покупать продукты – моя прямая обязанность.

Учиться на отлично – мой долг перед родителями.

Числительное + существительное.

Семь – нечетное число.

Три – счастливое число.

Тринадцать – несчастливое число.

Существительное + словосочетание с числительным.

Площадь комнаты – двадцать квадратных метров.

Угол треугольника – тридцать градусов.

Периметр квадрата – сорок сантиметров.

Тире ставится

Тире меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым, обо­зна­чен­ны­ми име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми, ста­вит­ся, если, во-первых, меж­ду ними про­пу­ще­на гла­голь­ная связ­ка «есть», «был», «будет», «будут» и пр. Если в имен­ном ска­зу­е­мом исполь­зу­ет­ся гла­голь­ная связ­ка, то этот раз­де­ли­тель­ный знак пре­пи­на­ния не ставится.

Во-вторых, глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния выра­жа­ют­ся сло­ва­ми сле­ду­ю­щих частей речи:

1. под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое явля­ют­ся име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме име­ни­тель­но­го падежа.

2. Подлежащее и имен­ная часть ска­зу­е­мо­го пред­став­ле­ны в виде коли­че­ствен­ных чис­ли­тель­ных, ком­би­на­ци­ей суще­стви­тель­но­го с чис­ли­тель­ным, чис­ли­тель­но­го и суще­стви­тель­но­го или количественно-именным соче­та­ни­ем чис­ли­тель­но­го с суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го падежа.

3. Подлежащее и ска­зу­е­мое выра­же­ны неопре­де­лен­ной фор­мой глагола.

4. Один из глав­ных чле­нов выра­жен суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, а дру­гой — неопре­де­лен­ной фор­мой глагола.

5. В про­стом пред­ло­же­нии перед ска­зу­е­мым упо­треб­ля­ют­ся части­цы «это», «вот», «зна­чит».

Отличаем рас­смот­рен­ные слу­чаи поста­нов­ки тире от ситу­а­ций, когда в пред­ло­же­нии при отсут­ствии глагола-связки перед имен­ным ска­зу­е­мым тире не ставится.

Главные члены — грамматическая основа предложения

Например, слова: гулять, я, в парке, люблю, осеннем — всем понятны, и каждое что-то обозначает. Но они существуют сами по себе и не несут никакой смысловой нагрузки. Если же эти слова выстроены в нужном порядке: я люблю гулять в осеннем парке — то получается законченная мысль, то есть предложение.

Каждое предложение строится по нескольким правилам:

  • слова должны быть обязательно согласованы между собой как по смыслу, так и грамматически;
  • в нем должны находиться основные слова или одно слово, вокруг которых группируются остальные;
  • члены предложения должны располагаться в таком порядке, чтобы информация была наиболее понятной;
  • не должны повторяться одни и те же слова.

Смысловым центром предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные единицы речи — это второстепенные члены предложения.

Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.

Способов выражения подлежащих существует множество, например:

  1. Существительное в именительном падеже единственного и множественного числа:
  1. Числительное:
  2. Местоимение:
    • Я учусь в школе.
    • Мы пошли в кинотеатр.
  3. Инфинитив:
  4. Прилагательное или причастие:
    • Взрослые вышли во двор.
    • Вошедший не закрыл за собой дверь.
  5. Наречие:
  6. Сочетания слов (географические названия, фразеологические обороты, количественно-именные сочетания или сочетания неопределенного местоимения с прилагательным, сочетания двух существительных с предлогом «с»).
    • Балтийское море является одним из самых больших водоемов в Северной Европе.
    • Бабье лето наступило совершенно неожиданно.
    • Тройка лошадей быстро пронеслась мимо нас.
    • Несколько мужчин сняли головные уборы.
    • Что-то страшное летало в темноте.
    • Мама с ребенком гуляли на детской площадке.

Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.

В чаще леса послышалось «ау». «Но» — противительный союз.

Чаще всего подлежащее поясняется другим главным членом — сказуемым. Оно говорит о том, что делает человек или предмет, или в каком состоянии он находится.

Сказуемое отвечает на вопросы:

Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?

Сказуемое чаще всего бывает глаголом:

Девочка нарисовала маму. Дети вышли на прогулку. Я посещаю музыкальную школу.

Но может выражаться и другими частями речи.

  1. Кратким прилагательным:
  2. Существительным:
  3. Числительным:
  4. Наречием:

Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.

Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):

  • Вышел месяц из тумана.
  • Дайте мне вон ту книгу.
  • Осенью я пойду в школу.

Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:

  • Вчера папа начал красить забор.
  • Поэты любят читать стихи перед своими поклонниками.

Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:

  • Ребенок был похож на папу.
  • Слово — серебро, молчание — золото.
  • Перед экзаменом я была спокойная, как никогда.

Как подчеркиваются главные члены предложения

Когда есть задание «Найти грамматическую основу», то можно выполнить следующий алгоритм:

  • прочесть предложение, уяснить его содержание;
  • найти подлежащее, задав вопрос: кто или что здесь главный (-ое);
  • задав от него вопрос: что делает? найти сказуемое;
  • подчеркнуть найденные члены предложения.

Запомнить, как именно подчеркивать предложения с подлежащим и сказуемым  совсем несложно: подлежащее — одной сплошной линией, сказуемое — двумя сплошными чертами.

Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым

Правила постановки тире зачастую определяются частями речи, которыми выражены в предложении подлежащее и сказуемое. Так, знак пишут, если:

  1. Главные члены представлены в форме существительных, отвечающих на падежные вопросы «кто?»,»что?». Обыкновенно фразы с ними носят характер определения, тождества, предложения имеют в своем составе одинаковые синтаксические конструкции.
  2. Оба члена – инфинитивы.
  3. Они оба – числительные.

Части речи подлежащего и сказуемого могут не совпадать. Тогда тире тоже игнорировать нельзя, но принципиальная схема таких предложений приобретает следующий вид:

  • существительное, к которому подходят падежные вопросы « кто?» , « что?» – глагол начальной формы;
  • инфинитив – существительное в именительном падеже;
  • числительное – существительное;
  • существительное – нерасчленимый оборот, куда входит числительное;
  • неизменяемый глагол в начальной форме – наречие с окончанием на « о» , если основу предложения разделяет интонационная пауза.

Иногда постановка тире зависит только от сказуемого. Если оно представлено в виде фразеологического оборота, знак опустить невозможно

Важно следить за тем, чтобы подлежащее не являлось частью данного оборота, т.к. такая конструкция пунктуационно не обособляется

Последний случай, когда нельзя убрать знак, – наличие в конструкции сказуемого слов-маркеров. К ним относятся «это», «значит», «вот».

Примеры предложений с тире между подлежащим и сказуемым

Правила употребления тире легче усвоить, сопоставляя теорию с наглядными примерами. Предложения, где главные его члены выражены одной и той же частью речи, имеют следующий вид:

  1. Зелень – ценный источник клетчатки, необходимой для нормального функционирования пищеварительной системы.
  2. Без дела жить – только небо коптить.
  3. Восемь на три – двадцать четыре.

В следующих предложениях подлежащее и сказуемое относятся к различным частям речи:

  1. Ваша задача – предоставить детям возможности для обучения.
  2. Высадить новые деревья взамен уничтоженных пожаром – наш моральный долг.
  3. Ноль – число, которое не относится ни к положительным, ни к отрицательным.
  4. Площадь застройки – двести десять квадратных метров.
  5. Как это здорово – увлеченно работать! Увлеченно работать – здорово!

Сказуемое и подлежащее иногда образуют, каждое по отдельности, сложные конструкции, словосочетания и фразеологические обороты:

  1. Амурский тигр – одно из редчайших животных планеты.
  2. Гости – как снег на голову.

Слова-маркеры сигнализируют о необходимости написать тире, невзирая на правила-исключения:

  1. Нас учили, что врать – это плохо.
  2. Взялся за дело – значит заканчивай.
  3. Развитие сельского хозяйства – вот первостепенная задача нашего региона.

Другие случаи употребления тире. Интонационное и соединительное тире

Тема употребления тире не ограничивается его размещением между подлежащим и сказуемым. Оно может служить логическим разделением предложений в любой его части. Все зависит от того, какую функцию выполняет знак.

Все случаи такого употребления тире можно разбить на 2 группы:

  • для обособления отдельных словесных групп – интонационное тире;
  • для смыслового объединения слов – соединительное тире.

Интонационное тире

Первый случай использования интонационного тире – необходимость уточнить суть повествования. При этом действует условие, что иными средствами (остальными знаками препинания, изменением порядка слов) поставленной цели не добиться:

  • Читать – долго не могла (т.е.возникали трудности с освоением чтения);
  • Читать долго – не могла (т.е. возможность читать в течение продолжительного времени отсутствовала).

Помимо этого, знак ставится, если нужно акцентировать внимание на неожиданности происходящего или выделить значимость слова или фразы:

  • Раздался стук – и все притихли;
  • Они отправились домой – все вместе.

Хотя обычно после существительного, выраженного местоимением, тире не употребляется, в отдельных случаях это возможно:

  1. Подчеркиваются качества субъекта: Мы – лучшие в своем деле.
  2. Изменяется структура предложения, местоимение переносится в его конец: Виной всему – я.
  3. Содержится противопоставление: Ты – душа компании, а он – полная противоположность.

Постановка интонационного тире зачастую вариативна. Необходимость его употребления следует из контекста, но обычно (за исключением, первого разобранного в разделе случая) остается на усмотрение автора.

Соединительное тире

Соединительное тире ставится обязательно. Его употребляют в предложениях с упоминанием пространственных, временных, количественных границ:

  • Новый квартал Дефанс замкнул историческую ось Парижа: Лувр – сад Тюильри – площадь Согласия – Елисейские поля – Площадь Звезды;
  • Показательные выступления фигуристки запланированы на ноябрь – декабрь следующего года;
  • Подготовьте короткое эссе на три – пять страниц.

Важно отметить: числительные в предложении должны иметь ограничивающее значение (« от…до…» ). Если между ними можно подставить союз « или» , тире не употребляется, вместо него пишется дефис

При этом если числительные обозначены цифрами, это правило не действует:

  • Работы хватит на неделю-две / на пять-шесть дней;
  • Работы хватит на 1 – 2 недели / на 5 – 6 дней.

Соединительное тире ставят между именами собственными, когда они входят в название учреждений, научных формул:

  • Расход цемента и воды для бетонной смеси рассчитывают по формуле Боломея – Скрамтаева;
  • Товарищеский матч «ЦСКА» Москва – «Персеполис» Иран состоится на неделе.

Последний вариант употребления знака – необходимость в конкретном случае обозначить внутреннюю связь различных по смыслу слов:

Лекция «Человек – Природа – Технологии» близится к завершению.

В каких случаях ставится тире в сложных предложениях

Этот символ встречается в бессоюзных предложениях.

В таких вариантах простые предложения соединяются знаком препинания:

  1. Противопоставление простых предложений:

Природа создает человек разрушает.

Здесь есть возможность заменить символ на союзы «а» или «но»,

Между предложениями есть значение времени или условие:

Честь потеряешь — другой не найдешь.

При добавлении «если» или «когда», символ убирается:

Если честь потеряешь, другой не найдешь.

Второе простое предложение имеет значение следствия:

Ударила молния — грянул гром по округе.

Знак заменить можно союзами «и», «так что» и другими.

Как доступно рассказать ребенку о главных членах предложения

Нам, взрослым людям кажется, что найти грамматическую основу предложения просто. Но ребенку, который еще только знакомится с правилами русского языка, порой бывает очень трудно понять, что такое сказуемые и подлежащие, и как их найти. Особенно, если вторые выражены не существительными, а первые — не глаголами. Еще одна сложность заключается в том, что в предложении может быть несколько имен существительных.

В начальной школе изучаются только простые предложения, поэтому доступно рассказать о главных членах сможет рассказать практически любой родитель. Разберем объяснение на примере предложения:

Спрашиваем ребенка: о ком говорится в этом предложении? Правильно, о зайце. Заяц — это какая часть речи? Да, имя существительное. Значит слово «заяц» — подлежащее, подчеркнем его одной линией.

Далее задаем вопрос «Заяц что делает?». Правильно, меняет. Меняет — это какая часть речи?Да, это глагол. Значит слово «меняет» — сказуемое; как подчеркивать сказуемое?  Правильно, двумя прямыми линиями. Значит грамматическая основа заданного предложения: Заяцменяет.

Мне нравится2Не нравится

Новые публикации

Второй конгресс Международного движения русофилов и Форум по многополярности пройдут в Москве 22.02.2024

26 и 27 февраля 2024 года в Москве состоится Второй конгресс Международного движения русофилов и Форум по многополярности, где соберутся около 350 представителей из 130 стран мира — Азии, Европы, Африки, Латинской и Северной Америки.

Фиджитал: в России зарождается нечто новое для мирового спорта 22.02.2024

Игры будущего, открытые в Казани президентами России и других стран, стали окончательным признанием возникшего в России нового вида спорта – фиджитал – на международном уровне. В соревнованиях участвуют атлеты и киберспортсмены из 107 стран. «Русский мир» рассказывает о правилах новой игры, её возникновении и перспективах развития.

Знай русский! Родина, Отчизна, Отечество… Всегда ли с прописной? 22.02.2024

Неверное использование прописных букв является одной из распространённых грамматических ошибок в русском языке. В преддверии значимого для нашей страны праздника и во избежание досадных промахов вспомним о правильном употреблении таких лексем, как родина, отчизна, отечество.

Молдавия и Россия: суверенитет и общие пути развития 21.02.2024

В Москве представили трёхтомную монографию «Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего». Авторы изложили историю российско-молдавских отношений с XIV века до настоящего времени, в то время как в самой Молдове любую связь страны и её народа с Россией предпочитают замалчивать.

Россия-АСЕАН: актуальные вопросы взаимодействия 21.02.2024

Медиагруппа «Россия сегодня» запустила цикл экспертных мероприятий, посвящённый обсуждению актуальных вопросов взаимодействия России со странами Глобального Юга. Проект реализуется медиагруппой в партнерстве с Фондом Горчакова и АНО «Центр содействия реализации гуманитарных и образовательных программ».

Всемирный фестиваль в Сочи – молодёжь мира за единым столом 20.02.2024

Уже совсем скоро, с 1 по 7 марта, в российском «Сириусе» пройдёт масштабное событие – Всемирный фестиваль молодёжи. Участниками фестиваля станут 20 тысяч молодых лидеров – 10 тысяч российских граждан, а также 10 тысяч иностранцев из более 180 стран мира.

Знай русский! Вслед за тем или вслед затем? 20.02.2024

«Выходные будут тёплыми, но вслед затем в регион вновь придёт похолодание», – информирует одно из сетевых электронных СМИ. Повлиять на прогнозы синоптиков вряд ли получится, но помочь журналистам вспомнить правила можно попытаться.

Как эффективно продвигать русский язык за рубежом и сохранить языковое многообразие в России? 19.02.2024

21 февраля во всём мире отмечается Международный день родного языка. Дата учреждена по инициативе ЮНЕСКО в 2000 году с целью сохранения языкового и культурного разнообразия и многоязычия. Для России этот праздник имеет особое значение. Наша страна стремится к сохранению и продвижению не только русского языка, являющегося государственным, но и языков малых народов России.

Наглядные примеры

В русском языке необходимо не только хорошо знать теорию грамматики и пунктуации, но и уметь применять эту информацию на практике. Для этого полезно ознакомиться с примерами, подтверждающими правила. Таблица с примерами и пояснениями:

Тире ставятТире не ставят
Подлежащим и сказуемым являются существительные или числительные в им. падеже при нулевой связке: «Следующая остановка — Станционная», «Расстояние между домами — пятьдесят метров»
  1. Не нулевая связка: «Сестра была молодой женщиной», «Мир есть счастье». 2. Присутствует союз, относящийся к сказуемому: «Облака точно вата», «Ель будто сказочная». 3. Частица «не» стоит перед сказуемым: «Счастье не навсегда». 4. В предложении используют вводное слово, союз, наречие: «Ольга, кажется, влюбилась», «Я тоже еду», «Михаил теперь хороший врач». 5. Сказуемому предшествует относящееся к нему дополнение: «Собака мне друг». 6. Сказуемое предваряет подлежащее: «Умная женщина Алина Николаевна». При написании неразложимого фразеологического оборота: «Одного поля ягоды»
Присутствие инфинитива в виде подлежащего и/или сказуемого: «Не слышать тебя — радость», «Моя обязанность — обеспечить тебя»Присутствие инфинитива в предложении, но при этом сказуемое находится перед подлежащим: «Какая радость дочь увидеть»
Сказуемое логически соединено с подлежащим при помощи слов это, это есть, значит, это значит: «Простить — это значит понять», «Топор — это инструмент»1. Если по схеме слово «значит» применяется как вводное (вместо него можно поставить слово «следовательно»): «Мы идем в школу, значит, мы ученики». 2. Слово «значит» используется, как глагол со значением: «Мамми на английском значит мама», «Если я много говорю, значит я нервничаю», «Ребенок в семье значит больше, чем кажется». Слово «это» является подлежащим местоимением: «Это неинтересно», «Это его сын»
Если подлежащее представляет собой инфинитив, а сказуемое — наречие, оканчивающееся на «о», при этом между обоими членами предложения существует интонационная пауза: «Это отлично — влюбиться»Сказуемое — наречие на «о», подлежащее инфинитив, но отличается тем, что между главными членами предложения нет интонационной паузы: «Пить вредно»
Подлежащее является личным местоимением, и оно интонационно подчеркивается, сказуемое — существительное в именительном падеже «Я — гражданка Российской Федерации!»Подлежащее является личным местоимением, сказуемое — существительное в именительном падеже: «Я неравнодушный человек»
Сказуемое выражено прилагательным, причастием, прилагательным-местоимением, но: · имеется интонационное выделение: «Глаза — собачьи!», «Вся река — наша!»; · присутствуют однородные сказуемые: «Уклад жизни армии — четкий, строгий, уставной»; присутствует структурный параллелизм частей: «День — теплый», «Луна — яркая», «Звезды — золотистые»Сказуемое — это прилагательное, причастие, прилагательное-местоимение: «Часы мои», «Луна круглая»

Для того чтобы научиться это делать, необходимо регулярно оттачивать грамматику, а в сложных случаях обращаться к специализированным справочникам с примерами, уроками, и обязательно выполнять упражнениями для закрепления полученных знаний.

Предложения, требующие тире

Тире — самый простой знак препинания, т. к. в большинстве случаев у него «авторское» применение. По правилам правописания оно требуется для интонационного или логического выделения части предложения, для создания стихотворного ритма. Поэтому каждый автор самостоятельно выбирает, в каком месте поставить этот знак, и решает, есть ли в нем необходимость.

В сложносочиненных предложениях подлежащее бывает выражено не только существительным, но и местоимением, глагольным инфинитивом, числительным, в редких случаях синтаксически неделимым сочетанием. В свою очередь, сказуемое может представлять собой и глагол, и числительное, и наречие, и инфинитив, и местоимение, а также другие части речи.

По школьной программе за 8 класс самым простым случаем для применения тире являются предложения, в которых используют составные именные сказуемые. В остальных случаях данный знак применяют:

  1. Если в тексте присутствуют слова «вот», «это», «значит». Перед этими словами тире обязательно. При этом место постановки знака структурно такое же, как в случаях, когда этих слов нет («Родить ребенка — это счастье»).
  2. Между существительным и местоимением. В подобных предложениях местоимение является подлежащим, а существительное в именительном падеже — сказуемым. Существует 4 разновидности таких предложений: тире требуется для выделения местоимения («Ты — балерина»); в предложениях, когда сначала идет сказуемое, потом подлежащее («Понравившийся вам поэт — он»); если в предложение присутствует противопоставление («Твоя сестра работает, а ты — бездельник»); в случае, когда несколько простых предложений с одинаковой структурой идут один за другим («Ты сегодня — умница, ты сегодня — красавица, ты сегодня — богиня»).
  3. В неполных предложениях. В данном случае употребление тире является эмоциональным, для интонационного выделения знаком, заменяющим отсутствующий член предложения («Завтра я еду в магазин, послезавтра — к стоматологу, а через три дня — в банк»).
  4. Для обозначения эмоций, определенного ритма (Я пойду — туда! Я там — нужен! Меня там — ждут!) Это и есть так называемая авторская расстановка знаков.
  5. Для пояснения. Двумя тире выделяют пояснение («Эта командировка — участие в выставке — оказалась крайне удачной»).
  6. При перечислениях («Все члены ее семьи — дочь, зять, сестра, дети — имели возможность получить образование»).
  7. После однородных членов предложения, но перед объединяющим словом («Слива, персик, нектарин — фрукты Южного региона страны»).
  8. В случае когда инфинитив становится второстепенным членом предложения при этом дополнительно являясь пояснением («Наконец, у семьи созрел план — сделать первый шаг и подать документы в суд»).
  9. Если в предложении присутствуют вставные конструкции с вопросительным/восклицательным знаком («Все хорошие жены — а как же по-другому? — должны уметь готовить»).
  10. В роли замены союзу в предложениях, где обе части противопоставлены друг другу («Мы сделали ей подарок — она даже не обрадовалась»).
  11. В бессоюзных предложениях, где в первой части выражается вывод или следствие («Пришел папа — и, как всегда, все исправил»).

Есть еще несколько ситуаций применения тире в написании текстов, например, в прямой речи. Но в основном это модификации и частные случаи вышеприведенных правил.

В каких выражениях применяется

Правило правописания со связующим знаком тире зависит от грамотного выделения основы – главных членов, которые на зависят от второстепенных. Тире может использоваться для соединения частей предложения в разных стилях речи.

Математические и тождественные понятия

В лаконичном речевом обороте, где описывается математическое действие с применением числительных, подлежащее и сказуемое разделяются знаком тире. Например: “Дважды два – четыре”;

В простых и точных фразах, содержащих тождественные понятия и определения. Могут быть (географические): “Лондон – столица Великобритании”; “Сава – приток Дуная” — это примеры предложений классических тождественных сочетаний.

Фольклор

Знак препинания тире часто применяется в кратких речевых оборотах народного творчества, носящих поучительный характер. Это лаконичные народные выражения — поговорки и пословицы с тире, правописание которых подчиняется правилам русской грамматики. Сказуемое обычно бывает выражено целой фразой, в которой заключен логический смысл предложения.

Примеры мудрого фольклорного творчества:

  • хочешь испытать друга – присмотрись к нему в гневе;
  • кот из дома – мыши в пляс;
  • с глаз долой – из сердца вон;
  • нет новостей – хорошая новость;
  • что глаз не видит – сердце не жалеет;
  • нашел друга – нашел сокровище.

Во всех перечисленных случаях задействовано правило, когда ставится тире между обеими частями оборота.

Тире между подлежащим и сказуемым

Образные рекламные ролики

Если попадется предложение, где сказуемое выражено именем существительным, то можно применить стандартное правило, использующее графический знак тире, обозначающий итоговый смысл. К примеру: “Альмагель – бальзам для желудка”, “Зубная паста Жемчуг – для всей семьи”. После знака тире следует сочетание, в котором сказуемое выражено существительным, объясняющим общий смысл “крылатого выражения”, убеждающего и мотивирующего на покупку.

Прием использования кратких, метких и образных фраз очень часто используется в популярных афоризмах и “цепляющих”рекламных текстах.

Как понять, когда пишется тире

Знак пишется еще в некоторых случаях:

В середине при уточнении:

Мой сосед — отставной офицер — очень любил компот со сливой.

В сложном предложении при разных смысловых частях:

Совершала ли она этот проступок — то не мне голову ломать.

В предложениях, где есть постановка «от…до»:

Рейс Москва — Санкт-Петербург.

Тире не требуется в таких случаях, как:

В предложении есть отрицательная частица, то перед не символ не нужен:

Расстояние дружбе не помеха.

Найдется сравнение (как, будто, если):

Лес словно океан.

Для пунктуации существует множество правил, и если понять их, то запомнить будет совсем не сложно!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий