Знаки препинания при однородных членах предложения: какой знак разделяет однородные члены?

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на мою рассылку. Я еще примерно полгода буду писать тексты о русском языке, рассылка позволит мне автоматически присылать вам ссылки на новые публикации. Так вы точно ничего не пропустите.

Рекомендую вам заглянуть в подборки с курсами по русскому. Собирал их лично я, там есть материалы для всех классов обучения, они помогают хорошо готовиться к экзаменам и ВПР. В основном, все платное, но я там еще даю хорошие справочники и пособия для скачивания.

  1. Подготовка к ВПР.
  2. Курсы ЕГЭ.
  3. Курсы ОГЭ.

Напишите, пожалуйста, комментарий к статье

Мне важно знать, сумел ли я вам объяснить, чем однородные члены отличаются от неоднородных, как правильно их выделять и характеризовать при синтаксическом разборе

И еще скажите про общий стиль статьи – тяжело она читается или лего. Запутано все или достаточно прозрачно. Критикуйте смело.

Спасибо.

Знаки препинания при однородных членах предложения

Пунктуация в таких контекстах зависит от того, каким способом связываются ОЧП – союзной или бессоюзной связью.

Запятая между однородными членами предложения

Между ОЧП запятая нужна, если они соединяются с помощью:

Тип соединенияПримерСхема
запятой (бессоюзное предложение)Я испытал в эти минуты страх, боль, ужас, разочарование.
одиночных противительных союзов: «а», «но», «однако» в значении «но», «да» в значении «но», «зато»Дима любил не учёбу, а спорт.
повторяющихся союзов: и… и… и, ни… ни… ни, ли… ли… ли, либо… либо… либо, не то… не то… не то и др.Дима любил и учёбу, и спорт, и развлечения.
У меня есть кошка и собака, черепаха и попугай.
двойных союзов: если не…, то; хотя…, но и; не только…, но и; не столько…, сколько; настолько…, насколько; не то что…, а и т.д.Дима любил не только учёбу, но и спорт.

Запятая не ставится

В некоторых случаях постановка пунктуационного знака некорректна. Запятая не нужна во фразеологических оборотах. Таких устойчивых конструкций можно привести много, их следует запомнить: и стар и млад, ни рыба ни мясо, ни шатко ни валко, ни жив ни мёртв, ни свет ни заря и др.

Например:

  • Избранник Ксении оказался ни рыба ни мясо – сразу не понять, что это за человек.
  • Дедушка Гриша стоял ни жив ни мёртв.

Чтобы не пропустить фразеологизм в предложении, необходимо помнить, что его смысл не определяется лексическим значением отдельно взятых слов. Значение такого словосочетания неделимо и целостно.

Запятая не требуется, если союз «и» присоединяет разные пары однородных членов:

Слава и Костя кричали и смеялись на уроках и переменах.

Знак не ставится между одиночными разделительными (либо, или) и присоединительными («и», «да» в значении «и») союзами:

  • Мама испечёт сегодня пирог или ватрушки.
  • В парке на дереве мы видели белку или дятла.
  • К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Тире

Другой пунктуационный знак – тире, ставится, если однородные члены стоят перед обобщающей лексемой:

  • Однако ни Валя, ни Яна – никто не хочет со мной дружить. Схема .
  • Деньги, недвижимость, знакомства – ничего мне этого не надо. Схема .

Если после однородных членов перед обобщающей лексемой стоят вводные слова или словосочетания («короче говоря», «словом», «одним словом» и др.), перед вводной фразой следует ставить тире, а после него – запятую:

Паша рассказывал о себе, о доме, об учёбе, об отношениях – короче говоря, обо всей своей жизни. Схема .

Двоеточие

Перед ОЧП может стоять обобщающая лексема, которая обозначает родовое понятие или обозначаются наречиями и местоимениями («всегда», «всё», «все», «повсюду», «вокруг» и т.д.). В свою очередь, однородные члены выражают видовое понятие. В этих случаях после обобщения необходимо ставить двоеточие.

Например:

  • Я устала заботиться обо всех: о муже, о ребёнке, о родственниках, об учениках и домашних питомцах.
  • В бабушкином палисаднике росли прекрасные цветы: бархатцы, амаранты, васильки, розы, бегонии и незабудки.
  • Марии нравятся все спортивные игры: волейбол, теннис, баскетбол и даже футбол.
  • В зоопарке громко кричали и рычали животные: тигры, львы, волки, обезьяны, медведи.

Если после обобщающей лексемы есть слова: а именно, например, как-то, то есть, то перед ними ставится запятая, а после них – двоеточие:

  • В нём мне не нравится многое, а именно: манера речи, черты лица, юмор и походка. Схема .
  • Я люблю читать русскую классику, например: Пушкина, Тургенева, Толстого, Достоевского, Бунина. Схема .

Если однородные члены, которые стоят после обобщающей лексемы, не заканчивают собой высказывание, то перед первым из них нужно поставить двоеточие, а после последнего – тире:

  • Повсюду: в горах, в пустыне, в лесу, в тайге – любит и страдает человек одинаково. .
  • Никто: ни знакомые, ни друзья – не станут мне дороже матери и отца. .

Отличие от других членов

Иногда возникают сложности с отличием очп от неоднородных определений и других частей предложения.

Неоднородные определения отвечают на вопросы: какой? какая? какие? какое? Означают свойства, характеризующие предмет с разных сторон. Предыдущее определение всегда относится не к одному основному слову, а к конструкции, состоящей в связке из этого слова и следующего определения. Примеры: В его доме был большой каменный подвал. В углу стоял массивный ореховый шкаф. В этих фразах «большой каменный» и «массивный ореховый» являются неоднородными определениями, указывающие размер и материал.

На фразеологизмы правила очп не распространяются. Эти устойчивые словосочетания с течением времени закрепились в русском языке, но чаще используются в устной речи. Пример: Он встал ни свет ни заря.

Не стоит путать однородные и осложнённые простым глаголом сказуемые. Во втором случае пунктуация не нужна, даже при отсутствии союзов. Пример: Я всё сделал, пойду отдохну.

Симметричные синтаксические конструкции — это более сложные речевые обороты, в которых сперва указывают нераспространённые однородные части, а затем эти же слова повторят по отдельности с пояснением, раскрытием их смысла. Пример: Погода тогда была сырой и туманной. Политическая атмосфера в стране с того времени была сырой из-за разочарований и туманной вследствие нерешительности.

В школьной программе подобные правила проходят на уроках русского языка в 4 классе школы. Использование очп в литературе позволяет передать читателям наиболее полную гамму эмоций, заложенных авторами. Однотипные члены достаточно просты в использовании, а если применить фантазию, то можно не только перечислять, но создавать выразительные смысловые конструкции, которые способны заставить чтеца плакать или смеяться, поверить в правдивость рассказа.

Определение в предложении

Между однотипными словами могут стоять соединительные, противительные и разделительные союзы. Бывают исключения, когда очп выражаются разными элементами речи, словосочетаниями, фразеологизмами или однотипными синтаксическими оборотами. Пример: Николай отвечал на занятиях (как?) уверенно, по делу, обдумав и взвесив каждое слово.

Чтобы найти очп, следует:

  • выделить основные и второстепенные части речевой конструкции,
  • узнать, какие слова во фразе дают ответ на один и тот же вопрос и соединены по смыслу с другим членом предложения,
  • сделать проверку на сочинительную или бессоюзную связь, чтобы выявить факт перечисления.

Пример: Девушка нарисовала цветок и бабочку. «Девушка нарисовала» — подлежащее и сказуемое. «Цветок и бабочку» — дополнения, отвечают на общий вопрос и относятся к слову «нарисовала», соединены сочинительным союзом «и».

Иногда в предложении могут присутствовать несколько связок однородных членов. Выражения подобного вида чащу используют в письменной речи. Пример: Я и он сегодня много говорили и смеялись. «Я и он» — однородные подлежащие, «разговаривали и шутили» — однородные сказуемые.

Очп могут иметь зависимые слова. Например, люди спасались от (каких?) водных масс и (какого?) сильного ветра. Или в выражении присутствует обобщающий термин, который отвечает на тот же вопрос и участвует в синтаксической связи совместно с однородными участниками предложения. Общее слово может находиться в любой части фразы, а не обязательно рядом с очп. Пример: На лугу, реке и в роще — тишина господствовала (где?) повсюду.

Какие члены предложения могут быть однородными

Выполнять функцию однородных могут главные и второстепенные члены синтаксической конструкции:

Осенний вечер напоминает мне о былом и уносит к воспоминаниям о тихих, нежных и тайных встречах.

Обычно однородные члены представлены одной и той же частью речи, но иногда они выражаются морфологически разнородными словами. Примеры:

  • Денис играл в футбол очень умело, с необыкновенным рвением. «Умело» – наречие, а «рвением» – существительное.
  • Приехала красивая девушка лет двадцати, пышущая молодостью и энергией, с длинными волосами и ногами. «Лет двадцати» – именное словосочетание в родительном падеже, «пышущая молодостью и энергией» – причастный оборот, «с длинными волосами и ногами» – сочетание двух существительных с зависимым прилагательным.

Анализируемые единицы могут иметь при себе зависимые лексемы. В этом случае их называют распространёнными:

  • Зима в произведениях автора довольно многообразна. В рассказах описываются радостные моменты: катание на горках, заканчивающиеся насквозь мокрыми носками и рукавицами; лепка снежной бабы, похожей на тётю Глашу; пение рождественских колядок, сопровождающееся счастливыми лицами односельчан.
  • Дети играли в прятки и смеялись.

Кроме того, ряд ОЧП не всегда один, их может быть два и более:

    • Настасья выросла и купила себе платья, туфли и украшения. В этом предложении однородные сказуемые «выросла» и «купила», а также три дополнения «платья», «туфли» и «украшения».
    • Луна светила и указывала на тропинки, поля и косогоры.В приведённом контексте есть однородные сказуемые «светила» и «указывала», а также три дополнения «тропинки», «поля» и «косогоры».

Балет и уроки рисования помогают мне полностью, на все сто процентов расслабиться. В этом контексте два ряда однородных членов:

  1. Первое предложение с двумя однородными подлежащими – «балет» и «уроки», которые связаны со сказуемым – «помогают расслабиться».
  2. Однородные обстоятельства образа действия «полностью», «на все сто процентов» зависят от сказуемого «помогают расслабиться» («как?») «полностью», «на все сто процентов».

Однородные члены предложения

Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, относящиеся к одному члену предложения и связанные между собой сочинительной связью. Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость.

Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.

Однородные члены могут быть распространёнными и нераспространёнными.

Распространенные имеют при себе зависимые слова. И подошёл он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.

В предложении может быть не один ряд однородных членов. Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.

Однородными членами предложения не являются:

  • повторяющиеся слова, произносимые с интонацией перечисления. Зимы ждала, ждала природа. Слова ждала, ждала  употребляются в предложениях для того, чтобы подчеркнуть множество предметов или длительность действия. Такие сочетания слов рассматриваются как один член предложения;
  • два глагола в одной форме, выступающие в роли единого сказуемого (при втором слове стоит частица не или так). Кричи не кричи, хочешь не хочешь, гулять так гулять.
  • устойчивые сочетания с двойными союзами и … и, ни … ни. Например: и так и сяк, ни взад ни вперёд, ни рыба ни мясо.
  • парные сочетания синонимического, антонимического или ассоциативного характера, например: шито-крыто, пошло-поехало, житьё-бытьё, любо-дорого, худо-бедно и т. п.; вопросы-ответы, купля-продажа, вверх-вниз, вперёд-назад и т. п.; хлеб-соль, (по) грибы-ягоды, (по) рукам-ногам, братья-сёстры, внуки-правнуки и т. п. Такие сочетания не разделятся запятой, а соединяются дефисом;
  • два глагола в одной форме, указывающие на движение и его цель или образующие смысловое целое. Идём себе разговариваем. Присядь отдохни.

Однородные члены связываются при помощи сочинительных союзов и интонации или только при помощи интонации.

Однородные члены предложения соединяются сочинительными союзами:

  • соединительными (и, да (= и), ни … ни):  А цветы белые да пышные;
  • разделительными (или, то … то, либо и др.): Он с подозрением посматривали то на хозяина, то на вожатого;
  • противительными (а, но, да (= но), однако и др.): Она говорила мало, но толково.

В предложении с повторяющимися союзами всегда на одну запятую меньше, чем однородных членов.

Однородные и неоднородные определения

Определения бывают однородными тогда, когда каждое из них относится к определяемому слову, т. е. когда они соединены между собой сочинительной связью и произносятся с перечислительной интонацией. Однородные определения характеризуют предмет или явление с одной и той же стороны (по цвету, материалу, свойствам и т. д.). Могучий, буйный, оглушительный ливень хлынул на степь.

Неоднородными определения бывают тогда, когда они характеризуют предмет с разных сторон. В этом случае между определениями нет сочинительной связи и они произносятся без перечислительной интонации. Скворцы служат образцом доброй трудолюбивой семейной жизни.

Таблица «Различение однородных и неоднородных определений»

В таблице представлены правила различения однородных (запятая между ними ставится) и неоднородных (запятая не ставится) определений.

Однородные члены предложения и обобщающие слова

При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Обобщающее слово стоит или перед однородными членами, или после них. В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — повсюду заливались цикады.

После обобщающего слова перед однородными членами могут быть слова как- то, а именно, например, которые указывают на идущее далее перечисление. Вся усадьба Чертопханова состояла из четырёх ветхих срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани.

После однородных членов перед обобщающим словом могут быть слова, имеющие значение итога (словом, одним словом). Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.

Таблица «Однородные члены предложения»

В таблице приведены правила постановки или отсутствия запятой при однородных членах, словник одиночных, повторяющихся и двойных союзов, которые необходимо опознавать в тексте для точного применения правила. Краткий словарик фразеологизмов, синонимичных, антонимичных, ассоциативных пар и другие синтаксические конструкции, похожие на однородные члены предложения, помогут не ошибиться в выявлении однородных членов.

Конспект урока «Однородные члены предложения». Следующая тема: «Обособленные члены предложения

Какими знаками надо выделять однородные члены

Их надо разделять запятыми. Смотрите: «Я читаю, пишу, считаю» – однородные сказуемые разделены запятыми. Аналогичная картина: «Они красивые, стройные», «Ко мне должны прийти Маша, Андрей, Саша».

Если однородных членов в вашем предложении два и между ними стоят союзы «и», «да», «или» (тоже в значении «и»), то запятую ставить на надо: «Они красивые и стройные», «Блин да пирог», «Иван да Наташка – больше никого нету…», «Пойдет Коля или Дима».

Если союзы соединяют слова попарно, то знаками разделяется каждая пара: «Львы и антилопы, гиены и буйволы, волки и овцы».

Но если однородных членов больше двух и они все произносятся с интонацией перечисления, то запятые ставятся после каждого. Не имеет значения, есть там союзы или нет: «Ко мне пришли Иван, и Мария, и Вика, и Николай».

Все остальные союзы роли не играют: «Быстро, но без перерывов», «Не давали ни воды, ни еды», «Выбирай: либо мы, либо они».

Пунктуация

Однородные элементы могут быть объединены в предложении союзной или бессоюзной связью. От наличия или отсутствия союза будет зависеть расстановка между ними знаков препинания. 

При бессоюзной связи однородные элементы всегда отделяются друг от друга запятыми. Однако если они сопровождаются зависимыми словами, запятая между элементом и таким словом не ставится. Например: 

  • Мы осмотрели мосты, улочки, замки этого города. 
  • Мы осмотрели старинные каменные мосты, узкие извилистые улочки, дышащие древностью замки этого города. 

В случае с союзной связью возможно несколько вариантов пунктуации. 

  1. Если слова связаны между собой одиночным разделительным или соединительным союзом, запятых не требуется. К примеру: «Я съел первое и второе», «Я хотел на десерт пирожное или торт». 
  2. Если связь образована с помощью одиночных противительных или уступительных союзов, перед этими союзами необходима запятая. Для примера: «Я съел первое, а второе не осилил», «Я пришел к ужину, хотя и опоздал немного». 
  3. Если однородные элементы связаны с помощью повторяющихся союзов, то перед вторым союзом и перед каждым следующим за ним необходимы запятые. Например: «Я съел и первое, и второе, и десерт, и компот». «Я хотел на десерт или пирожное, или торт, или чизкейк, или профитроли». 

Однородные элементы предложения могут быть дополнены обобщающим словом. В этом случае пунктуация в самом ряду элементов производится по правилам, описанным выше. Обобщающее слово отделяется от ряда двоеточием, если стоит перед ним, и тире – если стоит после него. 

  1. В меню было множество десертов: пирожные, торты, чизкейки, профитроли, вафли. 
  2. О новостях и о прошлом, о друзьях и незнакомцах, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах – обо всем мы переговорили за этот день. 
  3. Никто: ни родные, ни друзья, ни коллеги – не могли понять его печали. 

Про однородность определений

Существует небольшая проблема с определениями. В этой задаче есть небольшая проблема с предложением. однородными Если они означают одни и те же характеристики. Сравнить два предложения»Мы видели маленького пушистого зверька» и «На лугу были белые и красные цветы». Я прокомментирую их:

Мы увидели маленького и пушистого зверька – определения «маленький» и «пушистый» не однородные, У них разные характеристики: Размер и качество шерсти

Обратите внимание, что эти два слова зависят от слова «животное», отвечают на вопрос «какой», оба являются определениями, но в одно и то же время. не однородные.
На лугу были белые и алые цветы – тут уже однородностОни оба идентичны, потому что их характеристика одинакова — цвет

Кроме того, соблюдаются три условия: существительное (цветы), существительное вопрос (какие?) и один член предложения (определения).

Вот объяснение, почему. в предложении «Животное было маленьким, пушистым и очень забавным». Слова «маленький», «пушистый», «забавный». – однородные? Вы просто должны разделить их запятыми, как это сделал я.

Потому что они не являются определениями. Они являются предикатами. I was small, I was fluffy, I was funny — это составные предикаты с прилагательными.

Только вчера я опубликовал статью о составных именных предикатах — обязательно прочитайте ее, чтобы не путать с определениями.

Знаки препинания при однородных членах предложения

1. При однородных членах запятая СТАВИТСЯ:

Запятая ставитсяПримеры

Хороши были закаты в полнеба над лесными озёрами, тонкий дым облаков, холодные стебли лилий, треск костра, кряканье диких уток.

Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в нескольких местах.

Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы!

Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем вашим.

После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. (Безоблачная)

Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну.

2. При однородных членах запятая НЕ СТАВИТСЯ:

Запятая НЕ ставится:
Если однородные члены связаны одиночными соединительными или разделительными союзами и, либо, или, да (= и)

В окно виден широкий луг, речка и лес позади неё.

Внутри групп однородных членов, соединённых попарно

На бесконечном, на вольном просторе шум и движенье, грохот и гром.

В цельных выражениях с повторяющимися союзами и то и сё; ни то ни сё; ни свет ни заря; ни за что ни про что, ни рыба ни мясо и др.

Бегут говорливые дроги ни шатко ни валко, как встарь.

Между определениями, которые характеризуют предмет с разных сторон

Наступила быстрая южная весна. Река разлилась так мощно, что затопила левый низменный черниговский берег.

Кроме этого, запятая не ставится между однородными членами предложениями (или похожими на однородные) в следующих случаях:

  • между двумя глаголами, образующими смысловое единство: Ждет не дождётся Алёнушка братца;
  • между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель: Пойду принесу воды;
  • в парных сочетаниях слов, не являющихся однородными, но близких по значению, пишется дефис (это же правило распространяется и на парные сочетания слов с противоположным значением): И пошел Никита искать правду-истину. Зверь ходил по клетке вперёд-назад;
  • ставится тире, если однородные члены противопоставлены: Не ветер —ураган бушевал за окном.

4. При однородных членах ставится ДВОЕТОЧИЕ:

Двоеточие ставится:

После обобщающего слова перед однородными членами

Питаются бобры исключительно растительной пищей: болотными и луговыми растениями, водорослями, осокой, корою деревьев.

Перед однородными членами при отсутствии обобщающего слова в научной и деловой речиСобрание постановляет: а) отчёт утвердить; б) внести в решение соответствующие дополнения.
При перечислении, находящемся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно

Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах (Н. Гоголь).

5. При однородных членах ставится ТИРЕ:

Схема «Пунктуация в предложениях с обобщающими словами при однородных членах»

Конспект урока «Знаки препинания в простом осложнённом предложении».

Следующая тема: «Знаки препинания при обособленных определениях».

Что такое однородные члены предложения

Однородными членами учителя называют такие слова в предложениях, к которым ученики задают одинаковые вопросы. Также данные слова связаны по смыслу и разделяются интонационно, разделительными, соединительными или противительными союзами.

В 4 классе ученики знакомятся с однородными членами, представленными только 1 частью речи.

На празднике гостей встречали клоуны, фокусники, жонглеры и акробаты. В данном предложении однородные члены выражены именем существительным.

При дальнейшем изучении предмета школьники узнают, что однородными бывают слова, относящиеся к различным частям речи.

Данные трудности ребята из лагеря обошли с ловкостью (сущ.), даже, можно сказать, мастерски (нар.)

В предложении однородными бывают и главные, и второстепенные члены.

Марина за вечер приготовила уроки, прочитала любимую книгу и поиграла в шахматы с братом.

Брат и сестра ждали родителей, чтобы отправиться в парк аттракционов.

В водной глади отражалась красивая, бледно-желтая и немного мрачная луна.

За лесом, полем и рекой путешественники увидели дом одинокой старушки.

Начался дождь, и вокруг стало мрачно, серо и уныло.

Чтобы учителю было легко объяснить данную тему, используют графические схемы, в которых однородные члены обозначают знаком «О».

На елке сидели снегири, воробьи и вороны. Графическая схема выглядит следующим образом:

Бабушка завела кур и гусей. Схема выглядит так:

Портниха нашила и банты, и ленты, и камни, но хозяйка разочарована костюмом. Схема к данному предложению

Как отличить однородные члены от неоднородных

Если хотя бы одно условие из трех не выполняется – однородность пропадает. Разберем это трех элементарных примерах:

  1. По вечерам я читаю интересные книги. Однородных членов тут нет, потому что в данном высказывании вообще нет одинаковых членов предложения. По вечерам – обстоятельство времени, я – подлежащее, читаю – сказуемое, книги – дополнение, интересные – определение. То есть нет условия «одинаковые» члены предложения.
  2. Я читаю книги и смотрю фильмы. Книги и фильмы тут – не однородные, ибо они не подчиняются одному слову. Книги зависят от «читаю», а фильмы – от «смотрю»: Читаю (что?) книги, смотрю (что?) фильмы. А вот «читаю» и «смотрю» – как раз однородные сказуемые, потому что они подчиняются одному подлежащему, вопрос к ним задается один и тот же: я (что делаю?) смотрю, читаю.
  3. На рассвете над рекой появился туман. «На рассвете» и «над рекой» – не однородные обстоятельства, потому что они отвечают на разные вопросы: появился (когда?) утром, появился (где?) над рекой. Одно обстоятельство обозначает время, а другое место.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий