Дидактический материал своими руками для детского сада

Где применяются дидактические материалы

Использование пособий по развитию речи для дошкольников, сделанных своими руками, создает игровую основу в работе с ними, определяет сюжетную линию занятия. Ребенок, особенно в младшей и средней группе детского сада, мыслит конкретно, с помощью образов, а не абстрактных логических построений. Он может реагировать на получаемые задания от логопеда или воспитателя, будучи участником конкретной, пусть и выдуманной ситуации. Дидактические пособия каждый год служат фактической основой для их обучения.

Развитие речи по визуальным подсказкам

Когда ребенок учится выражать свои мысли, он должен следовать определенной схеме изложения мыслей. Для малыша, который почти не умеет сосредотачиваться на одном предмете, в его возрасте, это невозможно. Использование дидактических пособий в виде карточек-подсказок помогает построить линию рассказа. Для детей младшего возраста при этом речь идет о гораздо более простых вещах. Они просто должны называть предметы или кратко описывать действия с карточками-подсказками.

Логопед занимается с ребенком

Например, в дидактическом пособии «Замочки-молнии» ребенок должен выбрать среди лежащих на столе открытых цветных молний те, которые соответствуют заданию воспитателя и закрыть их. При этом ребенок описывает свой выбор, его причины и действия, которые он совершает.

В более старшем возрасте каждая визуальная подсказка может применяться вместе с наводящими вопросами воспитателя и быть поводом для связного рассказа. Это можно, например видеть в занятиях, посвященных профессиям.

Каждое описание своих действий, ответ на конкретный вопрос или краткий рассказ по визуальным подсказкам помогают ребенку лучше развить свои речевые навыки. Служат подготовительными упражнениями к взрослой жизни.

Учимся пересказывать

Развитие связной речи детей — это одно из важнейших умений, которому необходимо обучить ребенка. Без его освоения он не только не сможет должным образом интеллектуально развиваться, но и не сможет в полной мере социализироваться, не умея вести диалог или излагать свои мысли.

Пересказывая, малыш должен создать связный продолжительный рассказ. Однако ему для этого потребуются подсказки, которые могут быть получены во время дидактических игр и от воспитателя.

Важную роль в этом процессе играет развитие мелкой моторики.

Важно! Занимаясь пересказом, сможет укрепить свои речевые и интеллектуальные навыки, повысит уровень развития своей личности

Учимся мыслить

Речь человека тесно связана с мышлением. Также обстоит дело у ребенка. Общение не ограничивается изложением своих мыслей или описанием действий. Уровень владения речью в значительной части определяется степенью развития личности и мышления ребенка.

Дидактические пособия, сделанные своими руками для детского сада, могут быть использованы не только для рассказов, но и для повода задать малышу вопросы о причинно-следственной связи в окружающем его мире. Например, используя карточки, связанные с сюжетами сказок, можно задавать вопросы об обстоятельствах поступков героев, о причинах и последствиях их действий.

Можно соединять рассматриваемые занятия с изучением математики.

Кроме того, важна обучающая функция занятий по развитию речи. Например, если ребенку задаются вопросы об особенностях и полезных свойствах растений, изображенных на рисунках, то постепенно эти знания у ребенка будут закрепляться. Если будут задаваться дополнительные вопросы об этом материале, то знания ребенка станут более подробными и практичными.

Подготовка к обучению грамоте

Для этого необходимо учиться не только устной речи, но и изучать буквы и слова. Дети старшего дошкольного возраста с помощью воспитателя и родителей способны освоить азбуку и начальные навыки чтения.

Для этой цели может быть использовано дидактическое пособие по развитию речи своими руками для детского сада с карточками, на которых изображены буквы, слоги или слова.

Картинка 4 Речевой уголок

Мастерим игровые пособия для детей: мастер-класс

Игра «Цветочная поляна»

  • картонную коробку с невысокими бортиками, например, из-под конфет;
  • пластиковые бутылки;
  • цветной картон;
  • ножницы.
  • надел на крышки цветы такого же окраса;
  • поставил бы на эту импровизированную клумбу растения определённого цвета;
  • посчитал, сколько цветов и какого окраса получилось.

Игра «Прищепки»

Для поделок возьмите такие пластиковые прищепки, чтобы ребёнок мог легко их сжать и надеть на предмет.

  • картон;
  • цветную бумагу;
  • фломастеры;
  • прищепки разных окрасов;
  • ножницы.
  1. Воспользуйтесь шаблонами или нарисуйте на картоне фигурки: различных забавных зверюшек, солнца, облака, цветы, человечков.
  2. На картон наклейте цветную бумагу, нарисуйте черты персонажей при помощи фломастера.
  3. Положите прищепки в коробочку. Пусть ребенок достает их и накалывает: на солнце — лучи, на рыбу — плавники, на гусеницу — ножки, на тучу — дождик и так далее.

Игра «Покорми животных»

  • рыбу;
  • орехи;
  • морковь;
  • бананы;
  • траву;
  • зерно;
  • косточку;
  • желудь.
  • кошку;
  • белку;
  • зайца;
  • обезьяну;
  • корову;
  • мышь;
  • собаку;
  • свинью.

Настольные развивающие игры для компании

Самое настоящее веселье начинается тогда, когда в игре задействовано много людей. Еще лучше, если вся семья сначала придумывает и рисует игру, а потом опробует ее на практике.

ТОП лучших развлечений для детей

Домино

Эта игра тренирует внимание, а играть в нее можно бессчетное количество раз. Для создания базового комплекта нужно вырезать 28 картонных карточек, длина которых вдвое больше ширины

Каждую карточку разделите чертой пополам и разметьте точками, как в классическом домино.

Если вы делаете комплект для маленьких детей, вместо точек можно использовать картинки с животными, техникой, геометрическими фигурами, цветными блоками и т. д. Для набора из 28 карточек понадобится 7 разновидностей картинок, по 8 штук каждого вида. Чтобы ускорить работу, используйте наклейки или штампы.

  • Возраст детей: 3+
  • Количество игроков: 2-4
  • Среднее время игры: 10-15 минут

Монополия

Сколько ватманов было изрисовано и сколько нарезано «денег», когда «Монополию» нельзя было купить в магазине! Сейчас эту настолку выпускают во множестве вариантов, но почему бы не сделать свой, уникальный?

Из материалов понадобится большой лист бумаги размером хотя бы 50 × 50 см (подойдет также обратная сторона гладких обоев) – на нем вы разметите игровое поле. Также нужно вырезать и заполнить карточки покупки, карты «Шанс» и «Казна», нарисовать деньги, придумать обозначение объектов недвижимости (это могут быть картонные кружочки или пуговицы). Игральные кубики и фишки игроков можно позаимствовать из другого набора, нарисовать и склеить, купить в магазинах игр.

Такая подготовка занимает много времени, и трудиться над созданием игры может вся семья. Если вы не готовы потратить несколько дней на создание собственной «Монополии», распечатайте шаблон игрового поля, карточки и деньги – бесплатные образцы есть в интернете.

  • Возраст детей: 5+
  • Количество игроков: 2-6
  • Среднее время игры: 60-120 минут

Игра-ходилка

Вариаций настольных игр-ходилок очень много, а правила их понятны интуитивно – бросай кубик и делай столько шагов, сколько выпало. На игровом поле могут быть клетки-сюрпризы, с которых можно быстро продвинуться вперед, а можно и вернуться назад, можно получить подарок или лишиться чего-то ценного.

Самый простой вариант – игровое поле с дорожкой, состоящей из пронумерованных клеток. Он подойдет малышам, которые только осваивают цифры. Чем старше дети, тем больше сложностей можно предусмотреть: например, составить поле из отдельных квадратов, которые могут поворачиваться во время игры, или подтолкнуть игроков к переговорам, торговле и блефу.

  • Возраст детей: 4+
  • Количество игроков: 2-6
  • Среднее время игры: 10-30 минут

Подвижные игры на улице и в помещении для детей

  • картонные коробки;
  • цветную бумагу;
  • карандаш;
  • ножницы;
  • клей.

Если дома мало места, тогда нужно проводить такие подвижные игры на улице. Конечно, на детской площадке, где нет настоящих машин.

«Поймай шарик»

  • пластиковые бутылки;
  • цветную бумагу и клей или широкую изоленту;
  • веревку;
  • крышки от бутылок или маленькие шарики.
  1. Обрежьте бутылки примерно наполовину, вам нужна часть с горлышком. Чтобы ребёнок не поранился об острый срез, оклейте его цветной бумагой или изолентой.
  2. Привяжите один конец веревки на горлышко емкости, ко второму прикрепите шарик, вместо него можно использовать крышку от бутылки.
  3. Такая игра тренирует ловкость. Пусть ребёнок пытается загнать шарик внутрь емкости, подбрасывая его. Если играют несколько человек, побеждает тот, кому удалось это сделать большее число раз.

Игра «Удочка»

  • длинная веревка;
  • ножницы;
  • небольшой грузик.
  1. Отрежьте веревку нужного размера, привяжите на ее конец грузик. Один ребёнок становится водящим, другие встают напротив него полукругом.
  2. Водящий берет конец веревки без грузика в руку. При этом второй край с утяжелителем находится около ног детей.
  3. Ведущий будет крутиться вокруг своей оси, при этом веревка должна описать круг. Когда грузик станет подходить к ногам детей, все должны подпрыгнуть. Если кто-то не успел этого сделать, был задет данным предметом, сам становится ведущим.

Вместо веревки и утяжелителя можно взять обычные прыгалки нужной длины, использовать их в качестве удочки.

Игра «Светофор»

  1. Один человек будет исполнять роль Светофора. Он встает спиной к окружающим. Когда начинается игра, Светофор резко разворачивается к соревнующимся и произносит определенный цвет.
  2. Теперь, чтобы пройти на другую сторону, каждый участник должен держаться за имеющуюся у него вещь этого цвета.
  3. Если такого окраса на деталях одежды нет, тогда человек быстро пробегает на другую сторону. Если Светофору удалось в это время оставить его, значит, неудачливый бегун должен теперь занять место водящего.

Материалы для изготовления

Для создания развивающих игрушек в домашних условиях понадобятся самые разные материалы, которые, как правило, всегда найдутся под рукой. Это лоскутки ткани, ленты, змейки-молнии, пуговицы разных форм и размеров, мебельная фурнитура, фольга, пакеты, старые ненужные вещи.

Бумага

Из обычной и цветной бумаги можно сделать геометрические фигуры, игры-шнуровки, вкладыши для сортеров и др. Пригодятся и остатки разноцветной гофрированной бумаги.

Дерево

Из дерева выполняют замечательные варианты игрушек для развития ребенка, например, сортеры. С их помощью кроха в возрасте 1-2 лет изучает фигуры, формы предметов, цвета. Поэтому деревянные бруски, досочки станут незаменимыми помощниками в изготовлении игрушек для малыша.

Картон

Из кусков обычного и цветного картона можно сделать конструктор. Для этого вырезают из него разные фигуры и показывают малышу, какие картинки можно сложить. Чтобы смастерить развивающую игрушку, не обязательно покупать картон. Вполне подойдут подручные варианты – картон от коробок, на который наклеены страницы из ярких журналов.

Нитки

Остатки цветной пряжи станут лучшими помощниками маме в изготовлении развивающих бус, коврика, мяча или мягкого куба. Приветствуются не только разные цвета, но и отличающаяся толщина и фактура пряжи.

Носки

Старые носки получат вторую жизнь в новых игрушках для малыша. Из них можно сделать мягкую гусеницу, с разными наполнителями для каждого звена, или игрушку из носка на руку с забавной рожицей.

Помпоны

Для людей с креативным мышлением смастерить множество игрушек из помпонов – сущий пустяк. Из них получаются милые зайчики, лягушата, поросята, цыплята, снеговики. Перечислять можно до бесконечности. Главное – позволить себе фантазировать.

Ткань

Остатки ткани, которые найдутся в запасах у любой рукодельницы, станут незаменимым материалом для пошива развивающих игрушек. Подойдут лоскутки флиса, фетра, трикотажа, шелка, бязи. Сочетание материала разной фактуры в таких игрушках приветствуется.

«Паровозик»

Разработайте это наглядное дидактическое пособие своими руками для детского сада. Старшая группа малышей активно будет изучать его на своих занятиях. Находиться пособие должно на видном месте, чтобы дети в любой момент могли к нему подойти, рассмотреть, потрогать, поиграть. «Пассажиры» паровозика меняются каждую неделю. Все зависит от того, какую тему дети изучают. Это могут быть звери, овощи, фрукты, предметы, профессии и т. д.

Пособие позволит закрепить материал, развить любознательность малышей, обогатит их словарный запас, разнообразит игры, поможет развить мышление, будет незаменимым в тренировке памяти, логики.

Рассмотрим ход работы с дидактическим пособием на примере.

Сажаем в вагончики паровозика фрукты и один овощ

Задаем детям вопрос: «Что лишнее?»
Малыши должны назвать фрукты-«пассажиры» и обобщить их одним словом.
«Что исчезло?» Игра развивает внимание. Малыш отворачивается, воспитатель убирает один фрукт, ребенок называет его.
Ориентация в пространстве

Спрашиваем у ребенка, какой фрукт едет за грушей, а какой перед бананом, позади яблока, между апельсином и киви.
«Математика». Необходимо назвать «пассажира» второго вагона, последнего, первого. Посадить яблоко в пятый, а сливу в седьмой. Назвать, сколько всего вагонов.
Воспитатель описывает какой-либо фрукт, не называя его. Ребенок отгадывает. Потом наоборот.
«Какой сок можно сделать из яблока?» Учимся образовывать прилагательные.
Изучаем цвета. Воспитатель просит ребенка в вагончик посадить исключительно красные фрукты.

Советы по созданию самодельных игр

  1. Начинающим игрокам проще копировать существующие игры. Когда у вас накопится опыт, вы сможете менять внешний вид поля, добавлять задания и персонажей, придумывать новые сюжеты. Опытные любители настолок создают авторские игры.
  2. Готовые игры имеют расширения и дополнения. Их можно создавать и самостоятельно. Например, к популярной игре «Билет на поезд» нередко добавляют собственноручно нарисованные карты.
  3. Есть сайты, на которых можно скачать шаблоны настольных игр для детей бесплатно. Там предлагают и самые простые игры, и сложные – чтобы нарисовать их вручную, пришлось бы потратить не одну неделю. С распечатанными шаблонами вы сможете приступить к игре уже через полчаса.
  4. Используйте подручные материалы. Так, игровых персонажей легко собрать из конструктора или сложить из бумаги в технике оригами.

За настольными играми можно сидеть часами, но родители хорошо знают, что детям вскоре захочется побегать и попрыгать. Как только настанет это время, загляните в статью Кидпассажа о подвижных играх для детей. Вы узнаете о том, как ребенок может потратить энергию, не разнеся весь дом.

С чего начать?

Чтобы изготовить дидактическое пособие для ДОУ, в первую очередь, следует ознакомиться с требованиями ФГОС, рабочей программой детского сада, перспективным планом группы конкретной возрастной категории детей. Затем предлагаем организовать работу по изготовлению игры согласно следующему плану:

  1. Определить для какого возраста рассчитано пособие;
  2. Выделить образовательно-воспитательные цели игры;
  3. Отметить варианты применения (во время занятий, для самостоятельного использования детьми);
  4. Указать какие потребуются материалы для изготовления пособия;
  5. Сроки работы над созданием дидактического материала;
  6. Непосредственное изготовление игры.

Как применять самодельные дидактические пособия в ДОУ?

Изготовить дидактические пособия для детского сада – это только половина задачи

Важно правильно уметь применять такие игры в образовательно-воспитательном процессе

Итак, развивающие игры, изготовленные собственноручно, можно использовать как на занятиях, так и во время самостоятельных игр детей. То есть такая деятельность может быть запланированной или спонтанной, например, во время непогоды. Если дидактические игры применяют во время занятия, то такая работа должна иметь четкую цель и задачи. Игровая деятельность во время образовательной работы способствует мотивации детей к познанию, закреплению учебного материала, является способом формирования практических навыков и умений дошкольников.

Если же дидактические материалы применяются в работе во время досуга малышей, то в таком случае важно правильно организовать детей, объяснить правила игры, руководить процессом. Это необходимо для того, чтобы деятельность была целенаправленной и принесла образовательные результаты

Дидактические материалы для развития сенсорики

Не секрет, что младшие дошкольники и дети ясельного возраста воспринимают предметы зрительно и тактильно

То есть для малышей очень важно, чтобы вещь была яркой, внешне привлекательной для них. Благодаря тактильным ощущениям дети учатся понимать свойства предметов (например, твердый или мягкий), качества материалов (пушистый, скользкий, ровный)

Такая игра развивает мелкую моторику. Как же самостоятельно изготовить сенсорное дидактическое пособие для дошкольников?

Предлагаем игру «Волшебные шкатулки». Для того чтобы создать такое пособие понадобится несколько небольших картонных коробочек и различные виды круп. Дети выбирают понравившуюся шкатулку. Малышам предлагается рассмотреть, потрогать содержимое. Затем можно организовать такие игры:

  • «Найди все шкатулки с фасолью (горохом, гречкой)»;
  • «Угадай с закрытыми глазами»;
  • «Выбери только фасоль (горох, гречку)» (воспитатель предварительно перемешивает крупы);
  • «Рисуем пальчиком на крупе»;
  • «Пересыпь из одной емкости в другую».

Смастерив из пластиковой коробки и самоклеящейся пленки, например, Колобка, детей можно попросить «накормить» сказочного героя содержимым их шкатулки.

Пособия по развитию речи

Несложно изготовить дидактическое пособие по развитию речи. Это могут быть игры на определение звуков, схематическое построение предложений или даже составление связного рассказа. Такие материалы могут иметь как узкую цель, так и быть многофункциональными пособиями.

Например, можно изготовить «театрализованное поле». Что собой представляет такое дидактическое пособие? С помощью различных техник аппликации на картонное полотно наносятся декорации, которые могут быть использованы для театрализации разных сказок. Практичнее всего изобразить сказочный лес с домиком на опушке. А дальше — дело фантазии и творческого мастерства педагога. Тут можно вырезать окошки или прикрепить липучки, благодаря которым появится возможность подставлять в нужный момент повествования сказки персонажа. Также применяют крышки из-под пластиковых бутылок, на которых наносятся изображения героев произведения, а в нужный момент рассказа детям предлагается закрутить такую крышечку на театрализованном поле.

Младшая группа может таким способом закрепить содержание уже известных сказок, учиться характеризовать персонажей. Старшие дошкольники могут самостоятельно придумывать сюжет.

Дидактика – наука об обучении

Хороший выход из ситуации – развивающие игры. Психологи и педагоги еще в середине прошлого века установили, что наиболее прочно и устойчиво усваиваются навыки и знания, полученные в ходе увлекательной игры.

Кроме того, ребенка проще уговорить на повторение той же игры, чем на повторение тех же уроков. А повторение, как известно, мать учения.

Такие развивающие игры называются дидактическими. Дидактика – это наука, изучающая сам познавательный и обучающий процесс.

Дидактические игры можно пройти на развивающих занятиях или купить в специализированных магазинах – однако, если вы хотите интереснее провести время с вашими детьми, попробуйте сделать дидактические игры для детей своими руками. Вместе.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).

Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета

Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят:
модели,
макеты,
муляжи и др.

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:

    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.
  • Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

  • материал в картинках;

  • раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника);

  • демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).

Коллекция развивашек для развития мелкой моторики

1. Игра своими руками для детей из коробки и трубочек

Очень легко сделать своими руками за 10-20 минут.

Материалы: коробка из-под обуви и набор трубочек.

Сделайте отверстия на дне коробки и раскрасьте их разноцветными маркерами по цвету трубочек.

Готово! Развивашка для малышей готова! Ребенок будет с удовольствием играть каждый день по 20-40 минут в день, развивать мелкую моторику, запоминать цвета и знакомиться с новыми предметами.

2. Игра-развивашка для малышей 3-4 лет

Легко сделать своими руками.

Материалы: разноцветные крышки от бутылок и карточки.

Сделайте карточки с кружочками определенных цветов. Теперь на каждой карточке нужно разложить крышки по цвету. Если у вас 2 ребенка, играйте на время и обязательно поощряйте выигравшего и поддерживайте проигравшего малыша.

3. Развивашка для малышей 2-4 лет своими руками

Время на изготовление — 10-15 минут.

Материалы: цветная бумага, альбомные листы, клей, канцтовары.

Нарисуйте или наклейте кружочки разных цветов на бумажном листе. Сделайте полоски из бумаги разных цветов. Готово! Дети должны наклеить концы полосок в кружки, подходящие по цвету.

4. Игрушка Лабиринт для развития моторики

На листе А4 или картоне нарисуйте или наклете лабиринт. Раскрасьте. Теперь ребенок своими пальчиками должен дойти до конца лабиринта. Дети очень любят эту игру!

5. Игра для малышей из трубочек

Материалы: трубочки и основание от рулона туалетной бумаги.

На основании валика туалетной бумаги сделайте кружочки по размеру трубочек. Готово! Получается за 7-10 минут! Теперь малыш должен вставить трубочки от отверстия валика. Развиваем мелкую моторику и учим цвета.

5. Игра своими руками из прищепок и коробки

Сегодня строим домик из прищепок. Каждая стена должна быть определенного цвета. Ребенок должен прицепить прищепки по сторонам коробок определенных цветов. Развиваем внимательность, логику, мелкую моторику и хорошо проводим время!

6. Развивашки с палочками, повтори рисунок

Нарисуйте на бумаге образцы, что должен сложить ребенок из палочек. Игра развивает не только подвижность пальчиков, но и логическое мышление.

6. Игра настолка своими руками «Лабиринт»

Сделайте лабиринт из материала или бумаги, как показано на рисунке. Можете, кстати, нарисовать лабирит самостоятельно яркими красками или фломастерами. А теперь малыш должен провести через этот лабиринт шарик, мелкую игрушку, пуговку. Очень увлекательная развивашка на моторику, логику, мыслительный процесс.

8. Самодельная игра-развивашка из макарон-трубочек

Простая игра, когда не знаешь чем занять ребенка. Наклейте на листе крупные макароны и провденьте веревочку. Ребенок должен вдеть шнурок в макароны, чтобы получился красивый рисунок. Можете заранее нарисовать схему для малыша, по которой нужно вдевать шнурок. Эта игра веселая, займет малыша более, чем на 20 мин. Развивает логику, мелкую моторику, хватательный навык.

9. Развивашка на моторику пальчиков для малышей

Сделайте аппликацию божьей коровки или яблочка, как показано на рисунке. Наклейте к изображению пробки как на фото. Теперь малыш должен украсить фото, провдев шнурок в эти пробки-завитушки.

10. Игра-развивашка для детей 3, 4, 5 лет на изучение букв.

Сделайте обозначение букв на прищепказ и коробке, как показано на фото. А теперь ребенок будет искать соответсвие букв на коробке среди прищепок. Когда он найдет нужную букву, пусть он назовет ее. Вы также можете использовать эту развивашку на изучение слогов. Напишите на коробке слоги и малыш будет искать нужные буквы и читать слоги.

Моторика

Отличный вариант игр для развития моторики и пространственного мышления – всевозможные игры-шнуровки. Вам понадобится несколько кусков картона или пластика и яркие разноцветные шнурки.

Пластик удобнее – такую игрушку можно помыть. Если вы делаете дидактические игры для детского сада своими руками, есть смысл сразу делать их моющимися – дети есть дети.

У вас наверняка есть разноцветные крышки от давно потерянных пластиковых контейнеров – это отличный шанс пустить их в дело.

Сделать игру-шнуровку просто. Нужно просто вырезать по трафарету узнаваемые фигурки – например, яблоню и яблоки. Или красный гриб и белые точки. Или синее небо и белое облачко.

В деталях аккуратно проделываются отверстия для шнурков – и ребенок, продевая шнурки в дырочки, может сам повесить яблоки на яблоню или полить дождиком из тучки.

Такие дидактические игры хорошо работают в младшей группе детского сада. Интересное развлечение для малышей – а там и до завязывания настоящих шнурков недалеко.

Дидактические игры по развитию речи своими руками

С детьми средних и старших групп детского сада игры можно смастерить своими руками. Для создания подойдет подручный материал, а инструментарий есть в каждом доме и детском саду:

  • бумага (плотная);
  • цветные карандаши;
  • принтер (цветной);
  • клей;
  • ножницы;
  • журналы с картинками.

Набор «Бежит-бежит»

Дидактические игры по развитию речи для старшей группы

Набор картинок для активизации глагольного словаря «Бежит-лежит» предназначен для расширения словарного запаса и развития навыков правильного использования глаголов. 27 картинок делятся на 2 типа: парные изображают людей и животных, совершающих какое-либо одно действие, и непарные (людей, совершающих действия, характерные только для человека). Набор легко смастерить своими руками, используя вышеперечисленные инструменты и материалы.

Применяют и сказку с помощью игрушек. Ребенок учится вместе с персонажами любимых сказок.

Обратите внимание! Задачей игры является развитие творческого и ассоциативного мышления, памяти и расширение словарного запаса. Используют игрушки, сделанные своими руками

Детям дается задание сделать персонажа любимой сказки из бумаги или других материалов (ткань, глина). После того как игрушки готовы, дети выбирают себе один из персонажей и пересказывают своими словами его роль в сказке.

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы — это специальные картинки, где для определения конкретного слова или словосочетания, схематически изображается объект, ассоциирующийся с ним. Применяются для развития зрительной и слуховой памяти, ассоциативного мышления и связной речи. Преимущества использования:

  • Информация о словах привязывается к зрительным образам и звукам.
  • В мозг ребенка одновременно поступают несколько сигналов из разных источников: слух, зрительные, тактильные.
  • Сигналы объединяются, создавая в мозге сложные нейронные связи и единый образ, облегчая процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
  • Ребенку достаточно вспомнить один из элементов ассоциативного ряда, чтобы мозг воспроизвел цельный образ.

Обратите внимание! Изготовление мнемотаблиц не требует особых навыков и талантов. Достаточно подобрать слово или предложение и изображения, наглядно иллюстрирующие их

Эти изображения объединяются в один пошаговый слайд (склеиваются в правильной последовательности).

Пример мнемотаблицы

Обратите внимание! Игра «Расскажи сказку по картинкам», это яркий пример использования мнемотаблиц. Суть: детям показывают мнемотаблицы с иллюстрациями детских сказок, а малыши своими словами описывают происходящие действия

Карточки со сказками можно скачать в сети и распечатать.

Лучшие настольные игры для детей 6-7 лет

Популярны:

  • «Кармашки с сюрпризом». Цель: формирование и совершенствование тактильных ощущений и восприятия, закрепление умений узнавать предметы на ощупь и называть их вслух, развитие мелкой моторики рук и внимания в младших группах. Суть: в кармашках, которые легко сшить из обрезков ткани, прячут картинки с выпуклыми буквами и цифрами. Задача ребенка: достав из «кармашка» картинку, на ощупь точно определить и назвать букву или цифру, изображенную на ней.
  • Серия мнемотаблиц «Времена года». На таблицах изображены времена года, их можно подписать строчками из стихов. Дошкольники учат названия времен года, тренируют память и расширяют словарный запас.
  • «Найди лишнее в картинках (4-й лишний)» — игра по развитию речи в подготовительной группе своими руками. Цель: развитие логического мышления у дошкольников. На картинках изображены 4 объекта (животные, растения, предметы), один из которых явно не подходит для ассоциативного ряда. Задача ребенка: не только определить лишнее, но и логически объяснить, почему.

Обратите внимание! Таким образом, игровая деятельность оказывает ключевое влияние на развитие речи у дошкольников

Важно с детства тренировать малыша

Акула из прищепки и бумаги

Необходимые материалы:

  • прищепка;
  • цветная бумага;
  • клеевой пистолет;
  • зубочистка;
  • фломастер.

Ход работы:

  1. Вырезать из бумаги голубого цвета две детали: верхнюю часть акулы и нижнюю. На верхней нарисовать глазик.
  2. Из оранжевой бумаги вырезать маленькую рыбку. Такую, чтобы помещалась в рот акуле.
  3. От зубочистки отрезать небольшую палочку и к её верху приклеить оранжевую рыбку. А свободную часть палочки приклеить с края внутренней стороны нижней части акулы.
  4. Взять прищепку и приклеить к её концам голубые детали, чтобы получилась акула. Выйдет, что при раскрытии прищепки, акула начнёт открывать рот, а рыбка пробовать ускользнуть. Но при закрытии она снова будет съедена хищной рыбой.

Подвижные развивашки для детей 3-4, 5-6 лет

11. Подвижная развивашка «Разложи игрушки в круги»

Дети должны на время, кто быстрее разложить предметы по кружочкам на полу. Это могут быть круги, нарисованный или наклеенные из ленты овалы. Эти игры подойдут для проведения конкурсов на детском дне рождении.

12. Подвижная игра-развивашка «Следы»

Детям очень нравится подвижные игры, поэтому вы можете сделать- вырезать разноцветные следы и наложить их на полу или на земле на улице. Ребенок должен повторить то, что указано на следах. Веселая игра на развитие подвижности и мышления.

13. Подвижная разввашка «Закинь кольцо»

13. Подвижная игра-развивашка «Разложи предметы по цвету».

Подготовьте игру, как показано на рисунке. Теперь ребенок должен разложить предметы по разноцветным квадратам в соответствии с цветом. Интересная инра на изучение цветов.

14. Игра-развивашка с кубиком

Нарисуйте классики на полу или на земле. У каждого ребенка должна быть своя дорожка. Теперь бросайте кубик и по выпавшему на кубе фигуре, ребенок должен передвигаться по совей полосе.

«Геоконт»

Можно изготовить еще одно дидактическое пособие своими руками для детского сада. По математике задания можно выполнять с его помощью. Игра представляет собой поле (деревянное) с разноцветными гвоздиками, на которые натягиваются резинки.

Геоконт – это конструктор. На его поле с помощью разноцветных резинок можно делать различные геометрические фигуры, узоры симметричные и несимметричные. Игра развивает познавательные, сенсорные способности детей, память, речь, мелкую моторику, воображение, пространственное мышление, учит согласовывать действия, сравнивать, анализировать. В момент конструирования геометрических фигур у дошкольников задействуются тактильно-осязательный и сенсорный анализаторы, которые способствуют формированию понятия формы, упругости (резиночки растягиваются и возвращаются в исходное положение), погружаются в мир геометрии (узнают, что такое «луч», «прямая», «отрезок», «точка», «угол»).

Геоконт – полезное дидактическое пособие. Своими руками для детского сада для старшей группы его сделать вовсе не сложно. Однако и самым маленьким будет интересно и познавательно натягивать разноцветные резиночки на гвоздики.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий