По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СХЕМЫ по АНАЛИЗУ (САМОАНАЛИЗУ), ОЦЕНКЕ ЗАНЯТИЙ и др.
Вашему вниманию предлагаю несколько видов схем анализа и самоанализа занятий в дошкольном учреждении. А также вы познакомитесь с правилами посещения занятий и мероприятий, организацией и проведением з…
Самоанализ к занятию” Советский город спорта”
Основной целью моего занятия было донести до детей мысль о том, что в нашем городе Советский много спортивных сооружений, что в них можно заниматься разными видами спорта, укреплять здоровье и с…
1. Игра: “К нам пришла кукла Катя”.
· Познакомить детей с предметами трёх цветов;
· Способствовать двигательной активности;
· Заинтересовать детей игровой ситуацией;
· Активизировать речь детей.
Материал: Кукла, одетая в одежду, состоящую из трёх цветов (красный, синий, желтый), мячи трёх цветов.
Ход игры:
Воспитатель вносит новую куклу.
Воспитатель: “Дети познакомьтесь это кукла Катя. Посмотрите, какой у неё бантик, он красный. Смотрите, какое у неё платье, оно синее и красивые желтые туфельки. Дети, а каким цветом у Маши платье?” (Синее). Правильно, а бант, каким цветом? (Красный). Молодцы, а туфельки каким цветом? (Желтые). Правильно, желтые. Ребята, кукла принесла с собой корзинку, что в ней? Давайте посмотрим!. (Мячи!). Молодцы, посмотрите они разного цвета: красные, синее, желтые. А теперь мы можем поиграть с мячами.
Игра “Мой веселый, звонкий мяч”.
Самоанализ проведения игры:
В игре принимали участие 10 детей. Они радостно отозвались на предложение поиграть. Игровые действия выполняли активно, соблюдая правила и проявляя положительные эмоции.
Я полагаю, что поставленные задачи были решены мною полностью, потому что дети любят игры с куклами. Игра проведена мною самостоятельно.
При проведении игры я чувствовала, что радость, потому что установила с детьми эмоциональный контакт.
2. Игра: “Что тут спрятано?”.
Задача: Развить память, мышление, внимание и речь. Материал: игрушечные котенок, мышонок и щенок, 3 красивых платка
Материал: игрушечные котенок, мышонок и щенок, 3 красивых платка.
Ход игры:
Перед детьми на столе выставляются игрушечные котенок, мышонок и щенок. дошкольный режимный игра прогулочный
Воспитатель: “Дети, посмотрите кто пришел к нам в гости. Кто это? (котенок, мышонок, щенок). Молодцы! А как они говорят? (мяу-мяу, пи-пи-пи, гав-гав). Молодцы? А сейчас наши гости спрячутся от вас”
Воспитатель накрывает каждую игрушку красивым платком.
Воспитатель: “Кто спрятался под первым платком? (котенок). Правильно, а кто спрятался здесь? (мышонок) Молодцы!. Кто же спрятался здесь? (щенок). Умнички!”.
Можно усложнить процесс. Накрыть игрушки и поменять их местами.
Самоанализ проведения игры:
В игре принимали участие 11 детей. Они радостно отозвались на предложение поиграть. Игровые действия выполняли активно, соблюдая правила и проявляя положительные эмоции.
Я полагаю, что поставленные задачи были решены мною полностью, потому что дети любят игры с игрушечными животными, а игра прятки им знакома и доставляем удовольствие. После проведения игры дети самостоятельно играли в нее, накрывая различные предметы платками или иными материалом. Игра проведена мною самостоятельно.
При проведении игры я чувствовала удовлетворение, от того как дети думают, мыслят и радуются результату.
Приёмы
Для проведения дидактических игр, как и в любой другой образовательной деятельности, педагог пользуется тремя группами приёмов.
Словесные
Слово взрослого для детей 3–4 лет, активно осваивающих речь, играет ведущую роль. При этом малыши не только воспринимают смысловую составляющую речи педагога, но и формируют свой собственный коммуникативный образ, то есть пополняют словарный запас, формируют набор невербальных компонентов (мимики, жестов, манеры разговаривать). В дидактических играх применяется три вида словесных приёмов.
Речь педагога — модель для подражания для детей
Объяснение
Безусловно, самый важный приём в работе над обучающими забавами: педагог не только детально описывает все этапы игры, но и даёт рекомендации, указания по ходу.
Перед началом игры воспитатель описывает все игровые материалы
Загадки
Это мотивационный приём, использующийся перед началом игры. Часто загадками педагог делает переход от непосредственной учебной деятельности к игровой. Так, при изучении темы «Птицы» перед тем, как давать задание на поиск сходств и отличий между отдельными пернатыми, но после того, как воспитатель описал животных и дал прослушать издаваемые ими звуки, малышам предлагаются загадки о птицах. К примеру:
- Кто так заливисто поёт О том, что солнышко встаёт? (Петушок),
- Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь),
- Чёрный, темноты темней, Нету птиц, его умней. На высокой ели — вон он. Это — старый, мудрый… (Ворон).
Во второй младшей группе, в отличие от первой, где все загадки были с договорками, вводятся классические образцы, то есть когда ответы на загадки не рифмуются с четверостишиями.
Угадывать содержимое волшебного мешочка куда интереснее с помощью загадок
Короткие рассказы
Небольшие сюжеты, предваряющие игру — это самый удачный мотивационный приём. Причём история может не только напрямую касаться хода игры, но и опосредовано, когда сказочный герой (игрушка или изображение на картинке) в качестве благодарности за помощь в решении учебных задач предлагает поиграть в игру.
На своей практике я использую этот приём так: после того как дети помогли Незнайке назвать изображённых на картинках насекомых (птиц, зверей, растений), он приглашает сыграть в игру, в которой нужно соединить разных по форме жучков с подходящей тенью. Если говорить о сказках, в которые игры вплетены, то это может быть история о том, как Лунтик собирается выйти погулять зимой, но совершенно не понимает, какую одежду надеть. Задача детей — помочь сказочному другу.
Наглядные
Образно-зрительное восприятие у детей является ведущим, поэтому для полного понимания условий игры малышам нужно видеть:
- картинки, на которых изображены персонажи игры или играющие ребята,
- образец действий, то есть игру, от начала и до конца выполненную педагогом,
- эстетичные и удобные материалы для игры.
Практические
После того как воспитатель продемонстрировал все игровые действия, дети переходят к самой игре, что само по себе является практическим осмыслением деятельности. Кроме того, после игры малыши могут выполнять рисунки, аппликации по мотивам забавы.
Например, распределяя корм между лесными животными, я даю детям задание или нарисовать орешки для белочки, или приклеить их в виде аппликации.
Создание рисунков, аппликаций по мотивам игр — это практический способ закрепить материал
Суть понятия
Дидактические игры — это обучающие забавы, предполагающие организацию деятельности детей в условных ситуациях, где игровая задача имеет образовательно-воспитательное значение, то есть несёт в себе познавательную ценность. Эта цель реализуется не открыто, а опосредованно: через игровую задачу (например, помочь зайчику сосчитать морковку), правила («заяц» может брать только по одной морковки и класть её в корзину), игровые действия (в «хранилище» овощей участники «идут» по очереди).
Дидактические игры — это переход от игровой деятельности к учебной
Цели и задачи
Миссия обучающих игр заключается в:
- развитии познавательной активности (воображения, памяти, наблюдательности, скорости мышления),
- формировании понятия последовательности выполнения интеллектуальных операций (например, освоение счёта до 10),
- тренировке устойчивого и произвольного внимания,
- развитии речи,
- активизации желания взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
- стимулировании потребности ощущать себя частью коллектива,
- поощрении желания вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми,
- воспитании необходимости чувствовать себя частью коллектива.
Игровая деятельность учит детей сотрудничеству
Задачи, которые решаются с помощью дидактических игр во второй младшей группе, можно выделить такие:
- обучение сравнению и выбору предметов по одинаковым, похожим или полностью отличным признакам (например, разные овощи по сезону созревания, по внешнему виду, по расположению съедобной части растения по отношению к земле),
- отработка умения классифицировать предметы по виду или материалу изготовления (посуда по форме или по сырью, используемому в производстве — металл, глина, фарфор),
- развитие навыка определять предмет по одному основополагающему признаку или по нескольким (малыши описывают животное, а один ребёнок угадывает, о ком речь),
- тренировка внимания и памяти (например, малыши запоминают последовательность предметов или картинок, отворачиваются, а педагог меняет расположение или убирает один объект, дети должны описать изменения).
Дидактические игры приобщают малышей к проявлению самостоятельной познавательной активности
Авторов-создателей читайте внимательно!
Но это тоже дидактический метод обучения в игровой форме, требующий терпения и ненавязчивого подхода к детям. Чтобы получить видимые результаты, я перепробовала все возможные способы занятий для своих подопечных и, наконец, как говорится, свершилось! Мои малыши – просто умнички. Они без труда справляются с предложенными мной занятиями, чем радуют не только меня, но и заботливых родителей.
Нельзя сказать, что я справилась без помощников. Ведь помимо ежедневного графика, который воспитатели соблюдают вместе с детьми, довольно трудоемким процессом является планирование и подготовка предстоящих занятий. Поэтому специальные пособия и игровые наборы просто «палочка-выручалочка» педагога, как, впрочем, мам и пап, желающих заниматься дополнительным развитием дошкольников в домашних условиях.
В качестве хорошего примера для воспитанников младших групп можно привести наглядно-дидактический комплекс издательства ТД «Учитель-Канц», помогающий сенсорному развитию малышей в возрасте от 2-х до 3-х лет. Набор включает в себя 8 карт в формате А4, знакомящих ребенка с различными цветами, формами, размерами и даже свойствами некоторых предметов. Комплект также имеет электронное пособие для педагога, позволяющее реализовать требования ФГОС к примерно-образовательной программе.
Немалый вклад в обучающие процессы может сделать пособие О.С.Ушакова и Е.М.Струнина, содержащий 48 наглядных картинок, помогающих в развитии речи детям 3-4 лет. Для этой же возрастной категории подойдут наглядно-дидактический комплект «Календарь погоды», повествующий на 24 страницах о явлениях природы, мире животных и растений, летнем отдыхе, одежде и первой экспериментальной деятельности детей. Авторами пособия являются Н.Г.Демьянова, О.Г. Комисарова, И.В.Лисицкая, а также Л.Г.Руденькая.
Продолжая использование материалов для сенсорного развития ребят старших групп, можно отдать предпочтение комплекту Е.А.Кудрявцевой и М.А.Пермяковой, предлагающих познакомиться с формами, текстурой и цветами предметов на 24-х листах пособия.
И наконец, всем без исключения – обучающимся студентам педагогических ВУЗов, психологам, гувернерам, воспитателям и специалистам дошкольных учреждений обязательно понравится набор дидактических игр для детей от 3-х лет до 5-ти
В комплект входит 5 развивающих игр, разработанных О.А.Романович, Л.Н.Стефановой, Т.В.Селищевой, О.П.Зориной, Г.А.Савенковой, помогающих детям концентрировать внимание, улучшать память, восприятие, речь и мышление
Для улучшения качества занятий воспитатели могут ознакомиться и с другой картотекой игр, применяемых по ФГОС.
Этапы организации дидактических игр
Разработкой дидактических игр занимаются взрослые. В их задачу входит создать игровое пространство и процесс прохождения игры таким образом, чтобы она выполняла обучающую функцию, но при этом не воспринималась детьми, как учебный процесс, а была увлекательной, интересной, забавной, вызывала желание дальнейшего развития и принятия участия в игре.
Замечание 1
Чтобы руководить дидактической игрой, педагог должен обладать высоким профессионализмом и чувством такта. Игра должна отражать интересы и потребности детей, радовать их, помогать строить коммуникативные связи, развивать навыки дружбы и способствовать формированию здорового детского коллектива.
Руководство дидактической игрой проходит на основе выполнения следующих шагов:
Разработка программы прохождения игровой деятельности, ее содержание, целевое назначение и постановка дидактических задач. Сюда входит определение места и значимости игровой деятельности в программе учебно-воспитательной работы, обосновывается функциональная роль игры и строится система взаимодействия между игровым процессом, иной досуговой деятельностью и познавательными занятиями.
Создание проекта игры. На данном этапе осуществляется постановка игровой задачи, определяются игровые роли и игровые действия, прописываются правила прохождения игрового процесса и ожидаемые результаты игры.
Организация прохождения игрового процесса, его регулировании и координирование действий участников. Педагог должен обеспечить ролями всех участников игры, помочь им с пониманием и выполнением игровых правил, сформировать положительное отношение к игре и желание продолжать принимать участие в ней. Педагогу требуется следить за тем, как дети справляются со своими ролями, выполняют ли они правила игры, при необходимости корректировать деятельность детей, исправлять их ошибки
Особенно важно, по завершении игры заинтересовать детей к ее повторной организации.
Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Поскольку дидактическая игра нацелена на обучение детей дошкольного возраста, то она проводится в тот временной период, который в программе учебно-воспитательной работе отводится на учебные занятия. При этом, исключать занятия из программы не стоит. Нужно гармонично сочетать дидактические игры и познавательные уроки, чтобы ребенок не чувствовал себя полностью погруженным в процесс обучения. Дидактическая игра должна быть построена так, чтобы дети воспринимали ее, как отдых, развлечение.
Суть понятия
Дидактические игры — это обучающие забавы, предполагающие организацию деятельности детей в условных ситуациях, где игровая задача имеет образовательно-воспитательное значение, то есть несёт в себе познавательную ценность. Эта цель реализуется не открыто, а опосредованно: через игровую задачу (например, помочь зайчику сосчитать морковку), правила («заяц» может брать только по одной морковки и класть её в корзину), игровые действия (в «хранилище» овощей участники «идут» по очереди).
Дидактические игры — это переход от игровой деятельности к учебной
Цели и задачи
Миссия обучающих игр заключается в:
- развитии познавательной активности (воображения, памяти, наблюдательности, скорости мышления),
- формировании понятия последовательности выполнения интеллектуальных операций (например, освоение счёта до 10),
- тренировке устойчивого и произвольного внимания,
- развитии речи,
- активизации желания взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
- стимулировании потребности ощущать себя частью коллектива,
- поощрении желания вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми,
- воспитании необходимости чувствовать себя частью коллектива.
Игровая деятельность учит детей сотрудничеству
Задачи, которые решаются с помощью дидактических игр во второй младшей группе, можно выделить такие:
- обучение сравнению и выбору предметов по одинаковым, похожим или полностью отличным признакам (например, разные овощи по сезону созревания, по внешнему виду, по расположению съедобной части растения по отношению к земле),
- отработка умения классифицировать предметы по виду или материалу изготовления (посуда по форме или по сырью, используемому в производстве — металл, глина, фарфор),
- развитие навыка определять предмет по одному основополагающему признаку или по нескольким (малыши описывают животное, а один ребёнок угадывает, о ком речь),
- тренировка внимания и памяти (например, малыши запоминают последовательность предметов или картинок, отворачиваются, а педагог меняет расположение или убирает один объект, дети должны описать изменения).
Дидактические игры приобщают малышей к проявлению самостоятельной познавательной активности
«Малина для медвежат»
Цель игры:
формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
Ход игры.
Воспитатель говорит:
Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.
Психолого-педагогические требования к выбору дидактических игр
Все дидактические игры подбираются с учётом учебно-воспитательных задач программы, а также соответственно возрастным нормам относительно уровня знаний, умений и навыков малышей. Так, во второй младшей группе нет смысла проводить игру-лото с заданиями на элементарные арифметические операции, например, сложение-вычитание в пределах 15, так как дети ещё не владеют этим материалом. С другой стороны, задание подобрать карточку с цветом к картинке в таких же оттенках может быть слишком простым для 3–4-летних ребят (только если в начале учебного года в качестве повторения пройденного материала).
- Забавы должны соответствовать теме занятия. Так, если тема урока по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные», то нежелательно использовать игры, в которых действуют экзотические звери, иначе получится слишком большой объём материала для изучения.
- Любая игра должна иметь методическую основу использования, то есть иметь цели, задачи и определённый ход развития.
Такие разные, квадратные и красные, подвижные, веселые, давнишние и новые…
В качестве положительного примера, я также могу привести дидактические игры из своей картотеки.
- Ребятам младшего дошкольного возраста понравится игровая мозаика из цветной бумаги. Воспитатель предварительно вырезает разноцветные кружочки, треугольники, квадратики, из которых дети потом могут выложить домик, гусеницу, снеговика, солнышко, ёлочку. В общем-то, здесь следует полагаться на фантазию педагога и творческий подход к занятию дошкольника. Игра поможет ребенку выучить форму, цвет, размер, если фигуры разные и проявить свое творчество.
- Из вырезанных фигур или других, соответствующих по форме предметов можно предложить ребенку вставить недостающий элемент в заранее подготовленной картинке. К примеру, пригодятся самые обыкновенные крышечки от пластиковых бутылок разных цветов, подходящие к нарисованной машинке в виде колес. Машинки разных цветов требуют не только окончания композиции, но и выбор правильного — соответствующего ей цвета. Крышечки могут являться сердцевинами цветочков или их лепестками.
- Детей 1-й младшей группы просто необходимо знакомить с миром звуков. Как шумит ветер, капает дождик, хрустит снег, звенит колокольчик и т.д. В игре помогут красочные изображения и электронные записи. Ну а если дошкольники попытаются изобразить звуки сами, то занятие превратиться в увлекательную забавную игру.
- А вот артикуляционный аппарат старших дошкольников хорошо помогают развивать движения на примере животных. Ребенка можно попросить разинуть рот, как бегемот. Если занятие будет обставлено, как прием у врача, то кукла-доктор или любая другая игрушка, превратившаяся в Айболита, может проверить здоровье зубов. Детям для этого нужно показать свои зубки в широкой улыбке.
- Во время дидактических игр детей 2-й младшей группы можно продолжать выполнять мозаику, только для более сложной картинки. Например, сложить снежинку из множества полосочек разной длины. Нарядить нарисованную елочку фигурками из цветной бумаги, выложить Деда Мороза или Снегурочку.
Образовательная программа по ФГОС также включает познавательные игры для детей на прогулке. Самым элементарным примером можно назвать лепку снежной бабы и снеговика. Каждый снежный шарик имеет разный размер, и дети учатся выстраивать их в правильном порядке. Ну, а сам процесс оживления этого сказочного персонажа вызывает интерес и заставляет проявлять ребенка свои творческие способности.
Стоит отметить, что любое занятие можно превратить в увлекательное обучение дошкольника. Нужно лишь проявить немного фантазии и включить характерные элементы
Важно помнить об этом и родителям, ведь малыши с удовольствием перенимают мамины навыки в приготовлении пищи или папину работу инструментом. Так самая простая варка борща, может познакомить детей с овощами, их цветом, размером, текстурой, если выполнять приготовление в безопасных для ребенка условиях
А на сегодня я с вами прощаюсь и надеюсь, что мои советы обязательно помогут вам в развитии детей раннего дошкольного возраста! Подписывайтесь на новые статьи и делитесь с коллегами этой.
Цели и задачи
Обучающая задача, предоставленная в игровой форме, обладает преимуществом, т.к. в ситуации игры дошкольнику понятна необходимость приобретения новых способов действия и знаний.
На занятиях дошкольник выполняет задание взрослого, в то время как в игре решает свои собственные задачи. Игровые приемы на занятиях, где доминирует активность взрослого нельзя считать развивающей игрой.
Развивающие игры для детей дошкольного возраста весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру
Но все они направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная), внимание, умение находить закономерности и зависимости, ошибки или недостатки, умение систематизировать и классифицировать материал, воображение и пространственное представление, способность к комбинированию, способность предугадывать результаты своих действий
Цель детской игры имеет 2 аспекта:
- воспитательный. Это способы сотрудничества, отношение к другим людям и формы общения, которые надлежит привить детям;
- познавательный. То чему следует научить дошкольников, какие способы операции с предметами намереваемся им передать.
Главное в развивающих играх – последовательность всех этапов развития (принцип от простого к сложному). В каждой игре следует опираться на то, что уже умеют и любят делать дошкольники.
Например, детям 3-х лет нравится бегать и прыгать. Используя эти способности можно создавать новые игры, в основе которых будет новая последовательность этих движений, с постепенным усложнением. Важным моментом здесь является новое содержание и осмысление знакомых действий: бегать и прыгать в предлагаемой воображаемой ситуации – по пенькам, по кочкам, убегать от волка или лисицы.
Психолого-педагогические требования к выбору дидактических игр
- Все дидактические игры подбираются с учётом учебно-воспитательных задач программы, а также соответственно возрастным нормам относительно уровня знаний, умений и навыков малышей. Так, во второй младшей группе нет смысла проводить игру-лото с заданиями на элементарные арифметические операции, например, сложение-вычитание в пределах 15, так как дети ещё не владеют этим материалом. С другой стороны, задание подобрать карточку с цветом к картинке в таких же оттенках может быть слишком простым для 3–4-летних ребят (только если в начале учебного года в качестве повторения пройденного материала).
- Забавы должны соответствовать теме занятия. Так, если тема урока по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные», то нежелательно использовать игры, в которых действуют экзотические звери, иначе получится слишком большой объём материала для изучения.
- Любая игра должна иметь методическую основу использования, то есть иметь цели, задачи и определённый ход развития.
«Малина для медвежат»
Цель игры: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
Ход игры. Воспитатель говорит:
— Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.
Виды дидактических игр
Виды игр
Описание
Игры с предметами (игрушками)
Данный вид игры основан на взаимодействие детей с предметами. Таким образом дети учатся сравнивать предметы, устанавливать сходства и различия между ними, знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
Настольно-печатные игры
С помощью этих игр ребёнок знакомится с окружающим миром, миром животных и растений, эмоциональным миром и т.д. Настольно-печатные игры могут быть представлены в виде: «лото», «домино», «парных картинок»
С их помощью можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры
Словесные игры представляют собой эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Далее я предлагаю вам познакомиться с настольно-печатными играми, разработанными мной для работы с детьми дошкольного возраста.