Дидактические игры в средней группе детского сада

Дидактическая игра «Составь цепочку»

Ход игры: дети средней группы по словесному указанию воспитателя должны составить на доске цепочку из геометрических фигур.

Дидактическая игра «Дорисуй»

Цель: способствовать развитию у детей творческого воображения при создании образа знакомого предмета.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в художников и нарисовать картину, для чего используются нитки различных цветов. После дети рассказывают о своём рисунке.

Дидактическая игра «Что где стоит?»

Цель: учить детей определять расположение предметов по отношению к другим предметам, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку, а затем сказать, что находится слева, справа… от дерева, домика.

Дидактические игры «Разложи по порядку», «Найди соседей»

Цель: закрепить с детьми порядковый счёт в пределах 10, умение называть предшествующее и последующее число.

Ход игры: воспитатель предлагает детям выложить из ниток на доске цифры по порядку от 1 до 10, называя их при этом словом.

Усложнение: воспитатель предлагает детям выложить соседей цифр 3, 5, 7.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: учить детей видеть несоответствие изображённых на рисунке признаков знакомых объектов и называть их.

Ход игры: воспитатель показывает детям картинку и предлагает найти неточности: цыплёнок красного цвета клюёт морковку, медвежонок с ушами зайца.

Самодельные игры для детей в средней группе

Производители детских товаров предлагают всё более разнообразные игры и игрушки для раннего развития. Однако необязательно использовать только покупные дидактические материалы. Во многих случаях могут подойти самодельные игры и дополнения к купленным в магазине наборам.

Воспитатель не должен полностью брать на себя все хлопоты, связанные с изготовлением необходимых для игры элементов. Его задача — обозначить цель и донести её до родителей

В беседах следует особо подчеркивать важность их участия в жизни группы

Обратите внимание! Предметы, изготовленные мамиными или папиными руками, имеют большое значение для любого малыша, помогают его социализации среди сверстников

Изготовление дидактических игр своими руками

Родители могут изготовить элементы, приближающие детскую игру к реальности.

  • Сшить одежду и постельное бельё для кукольного уголка. Помочь в изготовлении масок для театрализованных занятий.
  • Чтобы поддерживать интерес к игрушкам, следует часть имеющихся в наличии игр убирать из зоны свободного доступа в ящички и коробки, обклеенные одинаковой самоклеящейся бумагой. Удобно пользоваться играми, в которых мелкие детали не смешаны между собой, а разложены по специально сшитым для них мешочкам. Родители с лёгкостью могут помочь красиво оформить тару для игрушек.
  • Уголок времён года — это важный дидактический материал, экспонаты для которого нельзя купить. Зато для использования отлично подходят природные материалы и рукотворные поделки.

Уголок времён года

Демонстрационный материал пригодится и для изучения краеведения. Воспитателю вряд ли удастся приобрести готовые к использованию наборы по темам «Мой город», «Моя республика» и т. д. Скорее всего, для таких занятий лучше всего подойдёт картотека, картинки для которой будут специально подобраны и распечатаны.

Познавательные игры для детей старшей группы

Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.

Игра «Сгруппируй по признаку»

Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

Для игры понадобится 15 – 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:

  • металлические;
  • деревянные;
  • круглые;
  • съедобные;
  • красные;
  • маленькие;
  • которые нужны для школы и т.д.

Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.

Игра «Что напутал Незнайка?»

Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».

Игра «Собери гусеницу»

Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.

Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.

Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.

Проведение игр для детей средней группы

Начиная со средней группы, ребёнок, посещающий детский сад, занимается деятельностью, направленной на его личностное развитие.

Занятие в детском саду

Наряду с заданиями по математике и развитию речи у ребят есть возможность научиться рисовать и лепить на творческих занятиях по изо

Важной особенностью проведения таких мероприятий должна быть частая смена деятельности, при которой дети имеют возможность чередовать малоподвижные интеллектуальные занятия с активными играми и физическими упражнениями

Важно помнить! Грамотно спланированный воспитательный процесс позволит избежать переутомления, не вызовет скуку и поможет достичь максимально высоких результатов

Пальчиковая техника рисования

Цели и задачи игровой деятельности в средней группе

Ребёнок 4-5 лет должен владеть определёнными навыками и понятиями. В этом возрасте основным видом деятельности является игра

Именно поэтому важно придерживаться игровой формы обучения, которая будет влиять на формирование качеств и умений, необходимых для развития внимания и мышления:

  • наличие активного словарного запаса;
  • способность выражать мысли при помощи связной речи;
  • умение различать и описывать предметы (форма, цвет, размер);
  • представление о цифрах и количестве;
  • стремление к сравнению и обобщению понятий или предметов;
  • укрепление способностей, направленных на концентрацию внимания;
  • развитие памяти.

Важный момент! Игровое занятие должно помочь закрепить изученное и одновременно служить импульсом, побуждающим ребят к познанию новых для них тем.

Дидактические игры по математике

Многочисленные дидактические игры представляют собой универсальный продукт, который формирует математические представления у малышей в возрасте от 5 лет. Игры, в которых присутствуют словесные элементы, обычно обретают образовательный характер. Наиболее популярными дидактическими играми по математике являются:

развлечения, которые способны развить умение сопоставлять количество и число (к примеру, «Чайный сервиз», «Помоги черепашке найти свой остров»);
занятия, которые помогают детям в усвоении геометрических фигур («Фигура домино», «Теремок», «Чудесный мешочек»);
пособия, которые учат опознанию времени (например, «Сначала и потом»);
упражнения, которые учат правильно определять направление (справа, слева);
пособия, которые ориентированы на внимание, умение внимательно рассматривать предметы«, находить сходство и различия («Найди отличия»).

Примеры самодельных дидактических занятий

Ход игры: Дети подбрасывают мяч и ловят его

Подготовка ко сну Игра –релаксация : «А теперь мы отдохнем и все дружненько заснем»

Создать благоприятный климат для сна, научить расслабляться, успокаивать перед сном

II половина дня Д/И «Мы проснулись – дружно потянулись»

Постепенный подъем детей

С/И «Ветеринарная лечебница»

Знакомить детей с профессией ветеринар.

Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли.

Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

Атрибуты к игре: животные- игрушки. Инструменты врача, карточки.

Настольно- печатная игра «Кем быть?»

Знакомить детей с различными профессиями

Д/и «Достроим дома»

Умение детей подбирать двери и крыши домов определенного размера.

Прогулка П/И «Сбей кеглю»

Развивать меткость, глазомер

Примеры самодельных дидактических игр по ФЭМП для средней группы

Чаще всего преподаватели применяют следующие дидактические игры по ФЭМП для детей в средней группе:

«Чайный сервиз». Воспитатель говорит детям, что кукла хочет попить чаю. Они должны подобрать чашку. Если кукол несколько, которым нужно налить чаю, тогда следует определить количество чашек.

«Теремок» — всеми известная сказка. В качестве героев, педагог выбирают не зверюшек, а геометрические фигуры. Персонажи данной сказки помогут детям хорошо запомнить сложные для их возраста фигуры — трапецию и овал.

Наглядные приемы присутствуют на каждом занятии по ФЭМП. Это:

  • демонстрация, например, представляет или рассказывает стих/сказку;
  • моделирование определенного предмета;
  • показ образца, например, ребенок подбирает ткань для куклы.

Картотека

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Сборник игр по гендерному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мальчишки и девчонки»

Подготовила сборник: воспитатель МБДОУ «Теремок» ЯНАО, г. Ноябрьск, Анастасова Валентина Владимировна

Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола.

Проведение игр по гендерному воспитанию в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.

В сборнике представлены игры для детей старшего дошкольного возраста.

«Найди правильно»

Цель: подобрать картинки с учетом интересов мальчиков и девочек.

Оборудование: несколько несложных сюжетных картинок.

Девочка — мальчик Вышивает — строит Плачет — копает Шьет — пилит

Варит — режет

Прыгает через скакалку — носит тяжести

Описание игры: на столе разложены картинки, детям дается задание — определить, что делают девочки, а что — мальчики.

«Кто что делает?»

Цель: закрепление знания детей о мужских и женских профессиях, развитие ценностного отношения к людям труда. Педагог просит детей дополнить предложения, выразив свое отношение к данной профессии.

Например, строитель строит дома;

писатель — ……… парикмахер — ……… милиционер — ……… архитектор — ………

стюардесса — ………

«Игры-состязания»

«Кто больше скажет красивых слов о маме, папе»

«Кто больше назовет мужских и женских (маминых и папиных) вещей»

«Кто больше назовет имен мальчиков (девочек)»

«Назови смелую профессию»

«Напиши словесный портрет девочки (мальчика)»

«Кто найдет больше сходства: в цветке — женщине; в мужчине-льве»

«Кто загадает больше загадок о женских (мужских) персонажах известных произведений»

«Кто лучше и красивее передаст характер героя (героини) известного произведения»

«Кто составит мини-рассказ о мальчике» (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам: существительным, прилагательным, сравнениям (например: веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь).

«Надень и попляши»

Цель — воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.

Все дети ходят по кругу, одна девочка (например, Маша) находится в центре и выполняет движения, соответствующие словам: По дорожке Маша шла, Маша тапочки нашла.

Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Маша, находясь внутри круга, — влево.

Маша тапки примеряла, Чуть надела — захромала. Стала Маша выбирать Кому тапочки отдать?

Диме тапки хороши,

На, надень и попляши. Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Маша и Дима свободно пляшут внутри круга. Затем Дима остается в кругу, а Маша идет к детям. В ходе игры девочки приглашают только мальчиков и наоборот.

«Голубка» (русская народная игра).

Играющие, становятся в круг. Один из играющих ребят выходит за круг со словами: «Кто идет?». Девочки, стоящие в кругу, отвечают:

— Голубка с пером. — Зачем идет? — За красоткой. — За какой?

— За беленькой.

После этого мальчик проходит за кругом и выбирает девочку.

Сказка наоборот».

Цель — формирование умения войти в образ героя противоположного пола, понять интересы и ценности героев противоположного пола.

Дети придумывают сказку с известными сказочными персонажами. Только мужских героев (Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас, Незнайка) изображают девочки, а женских героинь (Красная Шапочка, Крошечка — Хаврошечка, Золушка, Мальвина) — мальчики.

«Утка и утята».

Цель — создание у детей общности переживания, воспитание ценности за других, формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах.

Игровой материал: покрывало.

Ход игры. В игре участвуют мама-утка, маленькие утята (4—5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль берт на себя воспитатель). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и питается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить опасности. Она укрывает детей покрывалом так, чтобы все дети спрятались под ним. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. После этого мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.

Следующая >

Структура и временной план дидактической игры в средней группе

Обычно осенью после отпусков и долгих каникул занятия посвящаются повторению пройденного ранее материала. Ближе к зиме постепенно вводятся новые понятия и более сложные правила.

Надо знать! Малышу проще сориентироваться и понять новую тему, после того как он повторил ранее изученные.

Учебные и методические планы составляются в соответствии с ФГОС* с учётом возрастных особенностей. Это значит, что целевая задача раннего развития — обеспечить детский образовательный минимум, которым необходимо владеть малышу в каждом конкретном возрасте.

Развитие ребёнка — процесс сложный и многоступенчатый. Чем раньше начинаются образовательные занятия, тем больше шансов у педагогов и родителей без спешки и суеты подготовить подрастающего малыша к будущей школе. Правильно подобранные дидактические игры помогут добиться желаемых результатов и сохранить психическое и физическое здоровье ребят.

* ФЭМП — формирование элементарных математических понятий.

* ФГОС —федеральные государственные общеобразовательные стандарты.

Дидактические игры своими руками: «Помоги зверюшке найти путь»

Даже в игре, вроде бы в шутку, помогая животным, дети учатся доброте в жизни. Эта дидактическая игра не только развивает человеческие качества, но и учит счету, логике, памяти, правильному мышлению. Суть игры в том, чтобы по выложенной «дорожке» правильно разложить фигурки, следуя уже заданному алгоритму. Материал потребуется точно такой же, как и для предыдущей игры. Приступаем сразу к делу.

В нашем случае основой для создания игры послужат полноценные элементы коробки, поскольку они заведомо одинакового размера. Для создания стоит взять ровную плотную коробку (к сожалению, у нас такой не оказалось).

Конечно, оставлять поверхность картонных обрезков в исходном виде не нужно — обклеиваем их самоклеющейся ленты. У нас больше всего было черного цвета, поэтому это послужит дополнительным атрибутом для игры — зверюшки будут не просто искать путь, но и делать это в темноте. Задняя сторона каждого отрезка обклеена другим цветом (не хватило материала).

Следующим этапом из имеющейся бумаги с уже изображенными на ней зверятами мы вырезаем персонажей примерно одинакового размера. Из бумаги контрастного цвета прокладываем дорожки разными способами.

Из цветных отрезков самоклеющейся ленты вырезаем фигурки и приклеиваем первые несколько «шагов» сразу на нашу заготовку. Остальные фигурки создаем аналогично принципу с вырезанием одежды — их дошкольники будут накладывать на дорожку зверят самостоятельно.

Ну а для того, чтобы детали игры не потерялись, на задней стороне каждой из основ приклеим изготовленные вручную кармашки.

Наша вторая дидактическая игра для детского сада готова. Теперь воспитателю можно приступать к развитию малышей!

Дидактические игры по математике своими руками

Чтобы усилить познавательный интерес дошкольников, рекомендуется делать для игр яркий, разнообразный и увлекательный материал. Сделать своими руками математические игры несложно, вот несколько интересных примеров:

  1. Вырезанные из бумаги яблоки с разным количеством семечек — от 1 до 10. К ним дети прикрепляют карточки с соответствующим изображением цифр.
  2. Математические четки — шнурок с нанизанными бусинами. При решении арифметического примера ребенок сдвигает бусины: отсчитывает первое число, затем второе. А после складывает или вычитает, определяет получившееся количество бусин.
  3. Продолжи ряд. На бумажных полосках изображены разные изогнутые линии. В начале вдоль этих полосок приклеены геометрические фигурки в определенной последовательности. Задача ребенка — продолжить ряд, используя дополнительные фигуры из коробочки.
  4. Вылови рыбку. На бумажных ведерках изображены цифры от 1 до 10. На рыбках — арифметические примеры. Дошкольник решает пример, смотрит на каком ведерке изображен ответ, помещает туда рыбку.
  5. В картонных листах определенного цвета прорезано несколько разных геометрических отверстий. Также вырезаны геометрические фигуры, соответствующие этим отверстиям по форме и цвету листа. Игровая задача — правильно разложить фигуры по отверстиям.

Информационный портал для родителей и воспитателей

Тематические дидактические игры с математическим уклоном для средней группы детского сада своими руками.

Не только подарки, сделанные своими руками, считаются лучшими, но и игры для детей. Особенно если это развивающий дидактический материал, в который вложена теплота родителя или педагога. «Колдовать» над будущими изделиями может взяться любой желающий, а еще лучше привлечь к процессу маленьких мастеров и заодно развить их мелкую моторику рук. И так, рассмотрим дидактические игры своими руками для средней группы детского сада. Игр будет две — для них приведем подробный мастер-класс в картинках. Сюжеты тематические, поэтому развитие ребят будет происходить всесторонне: на воображение, смекалку, сноровку, память, понимание.

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Цель: учить детей средней группы составлять изображения знакомых предметов из геометрических фигур.

Ход игры: воспитатель предлагает детям по образцу выложить на доске знакомые им предметы (дом, машину, паровоз, ёлку, бабочку…) из геометрических фигур.

Усложнение: на последующем этапе образец убирается, а дети составляют картинку по словесному указанию воспитателя.

Дидактическая игра «Выложи дорожку для машины: широкую и узкую»

Ход дидактической игры: воспитатель предлагает детям построить для машины две дорожки: широкую (из квадратов) и узкую (из прямоугольников).

Дидактическая игра «На что похоже?»

Цель: учить детей видеть сходство геометрических фигур с реальными предметами и находить их в окружающей обстановке.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по группе и найти те предметы, которые по форме напоминают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапецию. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Дидактическая игра «Украсим салфетку»

Цель: учить детей средней группы ориентироваться в двухмерном пространстве, находить середину, верх, низ, левый и правый, верхний и нижний углы.

Ход игры: воспитатель предлагает детям украсить салфетку узором из геометрических фигур по образцу.

Усложнение: в старшем дошкольном возрасте образец убирается, а дети действуют по словесному указанию воспитателя, называя при этом место расположения фигур. В самостоятельном творчестве детей можно использовать элементы белорусского орнамента.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Цель: учить детей замечать изменения, произошедшие на картинке.

Ход игры: воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и запомнить все предметы на картинке. После дети закрывают глаза, а воспитатель убирает один предмет. Дети должны заметить изменения и назвать их.

Усложнение: воспитатель не только убирает один из предметов на картинке, но и меняет их месторасположение.

Типы занятий по математике для средних групп по методу ДОУ

Очень важно подобрать оптимальную форму и тип занятия. Ведь современные взгляды на дошкольную педагогику дают воспитателю большой простор для творчества, но в то же время требуют проявления креативности, новаторского подхода и нестандартного мышления

Многообразие игрового материала по ФЭМП является основанием для его классификации

Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков

Многообразие игрового материала по ФЭМП является основанием для его классификации. Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков.

Важно! В зависимости от вида предполагаемой деятельности можно выделить дидактические, подвижные и логические игры по ФЭМП

Дидактические игры

Классификация дидактических игр в детском саду

Грамотно подобранные игры помогают гармонично развивать детскую личность. Достичь наиболее высокого результата помогает система современных исследований, классифицирующая игры по следующим направлениям:

  • По численности. Количество непосредственных участников определяет, будет ли занятие групповым или индивидуальным.
  • По тематической области. Например, количество и форма предметов — математика, подбор прилагательных к заданному существительному — развитие речи и т. д.
  • По виду деятельности, используемой для достижения поставленных целей (интеллектуальная, трудовая, социальная, релаксационная).
  • Определив, на каком этапе образовательного процесса проходит занятие, можно подобрать наиболее эффективную для этой цели игру (изложение новой информации, закрепление изученного материала, контрольный срез, тестирование).
  • По выбору игрового формата (соревнования, вопрос-ответ, создание образов или исполнение ролей).

Очень важно! В зависимости от поставленных задач необходимо предоставлять достаточное количество времени, требуемое для их осуществления. Тема может ограничиваться одним занятием, а может потребовать многократного повторения в течение нескольких месяцев

Содержание и выбор материалов для игры

Для подготовки и проведения познавательного и интересного игрового занятия можно воспользоваться различными материалами, которые можно классифицировать на следующие группы:

настольная печатная полиграфия, в виде карточек для лото, наглядных картинок и настольных игр для сравнения и запоминания, а также пазлы или другие наборы; предназначенные для складывания мелких деталей в единое целое;
настенные типографские и самодельные пособия, являющиеся наглядным дополнением к изучаемой теме;
предметы и игрушки, иллюстрирующие занятие;
речь взрослого человека как пример для подражания и возможность привлечь детское внимание к происходящему действию или интересному предмету (часто на улице, во время прогулки — это единственный метод для изложения нового материала).

Речевое занятие

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий