Методика классификации
Есть несколько критериев классификации игр и разделения их на группы. Это дает возможность подобрать занятие, максимально подходящее под конкретные педагогические задачи.
Самостоятельное занятие
Подбор материалов для занятий
В зависимости от содержания занятия делятся на различные виды, направленные на совершенствование того или иного навыка у детей. В соответствии с этим используются различные материалы, такие как:
- игрушки;
- картинки;
- различные бытовые предметы;
- настольные игры, распечатать которые можно самостоятельно.
Роль воспитателя в организации игр
Исходя из типа занятия, уровня подготовки группы и их самостоятельности, влияние воспитателя на процесс может быть как основным, например, в качестве ведущего, так и второстепенным, когда он наблюдает со стороны и лишь при необходимости направляет действия в нужное русло.
Дидактические занятия как тема для самообразования педагога
Воспитатель детского дошкольного учреждения на протяжении всей профессиональной деятельности постоянно самосовершенствуется, отрабатывает и улучшает речь и методику взаимодействия с детьми и их родителями. И дидактические занятия в этом играют существенную роль, облегчая процесс обучения юных подопечных. Самообразование по этой теме возможно путем прочтения соответствующей литературы.
Не секрет, что наиболее удачной формой усвоения материала дошкольниками является дидактическая игра. Это достигается только при правильном оформлении, планировании и подаче материала педагогом, поэтому очень важным фактором является непрерывное саморазвитие воспитателя.
Значение дидактических игр в подготовительной группе детского сада
Обучающие (дидактические) игры в детском саду — это условные ситуации, организованные в игровой форме и имеющие познавательную ценность. При этом образовательная цель реализуется посредством игровых действий воспитанников. К примеру, чтобы помочь медвежонку стать школьником, ребята должны научить его считать, а для этого, по правилам игры, сначала «учителя» по очереди берут по одной вишенке, кладут её в корзинку, называя при этом порядковый номер лакомства и завершая каждый раз подсчётом общего количества ягод.
Дидактические игры учат дошкольников учиться
Цели и задачи дидактических игр
Целевыми направлениями организации и проведения дидактических игр являются:
- развитие воображения, наблюдательности, памяти, а также скорости мышления;
- отработка алгоритмов выполнения последовательности учебных действий (например, чтобы прочитать слово, потребуется разбить его на слоги, а для решения простых арифметических примеров на сложение и вычитание нужно сначала выполнить действия на счётных палочках);
- работа над развитием произвольного внимания, его концентрацией и переключаемостью;
- подготовка руки к письму;
- развитие речи;
- воспитание чувства сопричастности к коллективу, состоящему из сверстников и взрослых;
- поощрение инициативы в поиске нестандартных решений дидактических заданий.
Соревновательные дидактические игры развивают у старших дошкольников целеустремлённость и волю к победе
На реализацию этих целей направлено систематическое решение таких задач, как:
- развитие умения сравнивать объекты по разным признакам (например, по общей принадлежности — овощи, фрукты, по частным деталям — сезону созревания, месту произрастания и пр.);
- расширение словарного запаса, а также набора невербальных средств выразительности (мимики, жестов);
- отработка навыка классификации по внешним признакам (игрушки по форме, цвету), а также по назначению (тетради, ручки используются в учебной деятельности, а веники, лопаты — в трудовой);
- автоматизация умения определять объект по одному-двум основополагающим признакам (например, сумчатое животное, живущее в Австралии — кенгуру);
- тренировка навыка быстро запоминать последовательность, расположение предметов, указывать на лишний в ряду и объяснять свой выбор (к примеру, в игре «Третий лишний» дети определяют, что в ряду «дорожный знак, колпак волшебника, циферблат часов» лишним будет последнее, так как первые 2 треугольной формы).
В играх ребята учатся сравнивать, анализировать, объяснять
Психолого-педагогические требования к играм
Поскольку обучение — это первостепенный компонент цели образовательного учреждения, дидактические игры, благодаря разнообразию содержания и многообразию форм проведения, организуются на всех занятиях. При этом подготовка и проведение игр должны строиться на основании требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС):
- Игра должна соответствовать возрасту, уровню развития детей и учебно-воспитательным задачам занятия, на котором проводится. Например, выполнение простых арифметических операций на счётных палочках определено программой, но это должны быть примеры в одно действие, потому что более сложные арифметические операции дошкольникам будет выполнить сложно. С другой стороны, использование этого же материала для составления геометрических фигур — слишком простое задание для ребят 6–7 лет, приемлемое лишь в начале года в качестве повторения изученного материала.
- Любая игра должна быть методически оправданной, то есть иметь цели, задачи и чётко сформулированный порядок выполнения игровых действий.
Игра должна быть интересной детям 6–7 лет и соответствовать уровню их развития
Проведение игрового занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Очень интересны занятия в подготовительной группе, полностью построенные в игровой форме, — часто в виде сказки либо путешествия в вымышленную страну.
Мотивирующее начало
В игровом математическом занятии очень важно организовать увлекательное начало, которое заинтригует дошкольников и вызовет желание заниматься познавательной деятельностью. Цель педагога — удивить детей. Например, педагог показывает ребятам конверт, который прислала сама Королева Математика (конверт украшен геометрическими фигурами и цифрами)
Она сообщает, что в царство математики проник хулиган-двоечник и натворил много плохих дел: поломал геометрические фигуры, испортил узоры из счётных палочек, а задачки решил с ошибками. Королева просит ребят всё исправить и навести порядок
Например, педагог показывает ребятам конверт, который прислала сама Королева Математика (конверт украшен геометрическими фигурами и цифрами). Она сообщает, что в царство математики проник хулиган-двоечник и натворил много плохих дел: поломал геометрические фигуры, испортил узоры из счётных палочек, а задачки решил с ошибками. Королева просит ребят всё исправить и навести порядок.
Королева Математика просит ребят о помощи
Другой вариант мотивации — Незнайка сломал ключ от Цветочного города и теперь не может попасть туда. Чтобы найти новый ключ, ему нужно преодолеть ряд испытаний. Дошкольники помогают ему это сделать.
В начале занятия воспитатель может предложить детям отправиться в путешествие, но сначала необходимо проверить их знания: назвать время года, месяц и день недели. Ну а чтобы самолёт заработал, нужно включить кнопке на пульте управления: предлагается карточка с цифрами, на которой нужно последовательно обвести числа (например, число, которое на 1 меньше, чем 8 и т.д.).
Педагог может предложить дошкольникам превратиться в космонавтов. Вначале предлагается загадка про планету Земля, дети вспоминают названия и других планет. Дети выкладывают из геометрических фигур космический корабль, а воспитатель назначает специалистов — пилота, радиста, связиста и пр.
Проведение игрового занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Очень интересны занятия в подготовительной группе, полностью построенные в игровой форме, — часто в виде сказки либо путешествия в вымышленную страну.
Мотивирующее начало
В игровом математическом занятии очень важно организовать увлекательное начало, которое заинтригует дошкольников и вызовет желание заниматься познавательной деятельностью. Цель педагога — удивить детей. Например, педагог показывает ребятам конверт, который прислала сама Королева Математика (конверт украшен геометрическими фигурами и цифрами)
Она сообщает, что в царство математики проник хулиган-двоечник и натворил много плохих дел: поломал геометрические фигуры, испортил узоры из счётных палочек, а задачки решил с ошибками. Королева просит ребят всё исправить и навести порядок
Например, педагог показывает ребятам конверт, который прислала сама Королева Математика (конверт украшен геометрическими фигурами и цифрами). Она сообщает, что в царство математики проник хулиган-двоечник и натворил много плохих дел: поломал геометрические фигуры, испортил узоры из счётных палочек, а задачки решил с ошибками. Королева просит ребят всё исправить и навести порядок.
Королева Математика просит ребят о помощи
Другой вариант мотивации — Незнайка сломал ключ от Цветочного города и теперь не может попасть туда. Чтобы найти новый ключ, ему нужно преодолеть ряд испытаний. Дошкольники помогают ему это сделать.
В начале занятия воспитатель может предложить детям отправиться в путешествие, но сначала необходимо проверить их знания: назвать время года, месяц и день недели. Ну а чтобы самолёт заработал, нужно включить кнопке на пульте управления: предлагается карточка с цифрами, на которой нужно последовательно обвести числа (например, число, которое на 1 меньше, чем 8 и т.д.).
Педагог может предложить дошкольникам превратиться в космонавтов. Вначале предлагается загадка про планету Земля, дети вспоминают названия и других планет. Дети выкладывают из геометрических фигур космический корабль, а воспитатель назначает специалистов — пилота, радиста, связиста и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Опыт работы по реализации проекта “Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР”.
Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников
Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами.
Конспект проведения дидактической игры в старшей группе на МКДОУ “Д/С №17”
Развивающая словесно-дидактическая игра по образовательной области “Речевое развитие” для детей старшего дошкольного возраста , по составлению сложно подчиненных предложений “Рассказы барона Мюнхгаузена”.
Развивающая словесно-дидактическая игра по образовательной области “Речевое развитие” , для детей старшего дошкольного возраста “Заверши фразу”.
Конспект сюжетно-дидактической игры для старшей группы “Аптека”
Конспект сюжетно-дидактической игры для старшей группы “Аптека".
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Для детей старшей группы
Цель: создавать условия для проявления активности детей, обогащать игровой опыт детей
Образовательная: Учить подбирать противоположные по смыслу слова.
Развивающая: Формировать сосредоточенность внимания и быстроту ответа.
Воспитывающая : Воспитывать уважение друг к другу.
Ход игры:
Я хотела бы с вами поиграть в игру, а вы хотите?
Я буду называть вам слова, а вы должны назвать противоположные по смыслу. Ну что давайте, я начну, а вы продолжите:
Заключительная
Ребята, какие вы все молодцы!
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс профессиональной переподготовки
Сейчас обучается 2934 человека из 85 регионов
Проведение дидактических занятий
Педагогические занятия для детей старшей группы детского сада подразумевают приемы, которые можно разбить на три категории.
Словесные. Приоритетная цель развития речевого центра у детей старшей группы — образовать целостный запас слов и набор невербальных навыков.
Наглядные. Абстрактное мышление слабо сформировано у детей этого возраста. У них лидирует наглядно-образная модель восприятия. Задачей воспитателя является совмещение этих методов восприятия информации путем демонстрации зрительных образов.
Практические
Немаловажно, чтобы во время занятия ребенок творчески воплотил свое видение игры в различной форме художественной реализации: нарисовал объект игры; сделал аппликацию (этот метод очень удачно вписывается после игр с числами); смастерил поделку или слепил что-то из снега, если занятие проходит на улице зимой.
Использование квест-игр в образовании
Наиболее популярными сегодня являются квест-игры.
Квест – это слово, которое было заимствовано из английского языка. Оно означает то, что человек ищет что-либо. Например, это может быть предмет или какое-то приключение. Иногда квест переводится как рыцарский долг. Согласно мифологии и английской литературе изначально под понятием «квест» выражался один из методов построения сюжета.
Например, это могло быть путешествие героя произведения, которое сопровождалось различными трудностями, которые нужно было преодолевать.
Во время таких путешествий героям произведений встречались самые разнообразные трудности. По пути они встречали много самых разных персонажей. Одни персонажей оказывались хорошими помощниками. А другие – только мешали. Мотивом для выполнения квеста могла быть личная выгода или что-то еще.
Игры в виде квестов – это достаточно интересный инструмент, позволяющий воспитывать и развивать личность дошкольника. У ребенка формируется инициатива, как часть творческой личности. Также улучшается физическое здоровье, ребенок приобретает активную познавательную позицию. Это позволяет полностью реализовать требования Федерального стандарта дошкольного образования.
Квесты – это современные креативные игры, который обладают зажигательным характером. Дошкольники с удовольствием принимают в них участие.
Если рассматривать квест, как технологию игр, то обычно это своего рода путешествия, которые доступны детям дошкольного возраста.
Дидактические игры как тема по самообразованию воспитателя подготовительной группы
ФГОС установлено, что на протяжении всей своей профессиональной деятельности педагог занимается самообразованием, то есть повышением уровня знаний, умений и навыков, необходимых для взаимодействия с воспитанниками, родителями и коллегами. Дидактические игры в качестве вопроса по самообразованию педагога подготовительной группы представлены в рекомендованном ФГОС перечне методических вопросов и прямо, и опосредованно.
Примеры тем по самообразованию воспитателя подготовительной группы в данном направлении:
- Дидактическая игра как форма обучения детей старшего дошкольного возраста.
- Руководство игровой деятельностью детей подготовительной группы.
- Дидактические игры в обучении детей грамоте, основам математики.
- Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
- Игра как средство общения дошкольников.
- Игровая деятельность детей на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному детству.
- Развитие игровой деятельности у детей подготовительной группы.
- Развитие математических способностей старших дошкольников посредством дидактической игры.
- Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
- Преемственность дошкольного и начального образования.
- Формирование навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников посредством дидактических игр.
Все те новые методические приёмы, с которыми педагог сталкивается теоретически, нужно опробовать на практике
Как разрабатывается тема по самообразованию
Работа по самообразованию, будучи непрерывной, подразумевает ежегодную разработку новой темы. При этом обычно тематика носит сквозной характер и с каждым разом лишь немного видоизменяется. Рассмотрение дидактических игр в качестве основного или сопутствующего элемента темы по самообразованию так же, как и любая другая тема, требует выполнения определённого алгоритма работы:
- Освоение теории. Этот этап длится с августа по сентябрь и включает изучение литературы по проблеме, формулировку целей и задач работы, составление системы реализации теории на практике, а также прогноз конечного результата и формы отчёта.
- Практика, то есть проведение дидактических игр на занятиях с целью освещения того или иного аспекта работы с ними, а также коррекционные мероприятия, связанные с ошибками введения игр в учебно-воспитательный процесс.
- Этап подведения итогов. Оценка результатов может быть промежуточной, то есть в процессе работы, и финальной, которая проводится в апреле–мае. Итоговый отчёт обычно представлен презентациями, смонтированными видеороликами, фотоотчётами, а также печатными работами педагога, составлением самоанализа.
Наиболее продуктивной формой усвоения детьми программного содержания учебных дисциплин является дидактическая игра. Она даёт возможность ребятам не только получить знания, но и приобрести опыт социализации и коммуникации. Эти преимущества доступны только в том случае, если педагогом обучающая игра была тщательно спланирована, организована и проведена с привлечением подходящих материалов предметно-развивающей среды. А помочь воспитателю в теоретическом освоении этих вопросов может работа над темой по самообразованию, прямо или опосредованно связанная с дидактическими играми.
Функции дидактических игр
Обучение – сложный процесс. Однако если заниматься в игровой форме, у детей появляется заинтересованность. Психологи и педагоги выделяют такие функции игры:
Развлекательная. Ребёнок заинтересовывается, у него пробуждается интерес к занятию.
Коммуникативная функция – это норма поведения, которая усваивается детьми.
Самореализация. Ребёнок учится всему, что его окружает. Он с каждым днём всё больше реализовывается.
Терапевтическая. Дети учатся преодолевать трудности, находить компромиссы со сверстниками, слушать более опытных людей.
Диагностическая. Эта функция помогает воспитателям, психологам и родителям понять нормы и отклонения поведения.
Коррекционная. Ребёнок ежедневно меняется в лучшую сторону. Он учится работать над собой и видеть свои ошибки.
Социализация. Учит детей общаться в обществе.
Педагог А. Макаренко утверждал, что с помощью игр воспитывается воля, коллективизм и формируются практические навыки. Если детям интересно проводить время на занятиях, тогда они не устают, а поддерживается их трудоспособность.
«Кого больше? »
Цель игры: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 20.
«Нарисуй квадрат»
Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку
Материалы: тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши. Ход: Воспитатель загадывает детям загадку:
Четыре есть у нас угла,
Четыре стороны.
Все стороны равны у нас
И все углы равны. (квадрат)
Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»
Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют квадраты простым карандашом до конца строки. Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки. Дети заштриховывают квадраты разными цветами
«Решаем задачи бабушки Матрены»
Цель: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их набором и разменом.
Материалы: монеты достоинством 1,2,5,10 рублей
Ход: Воспитатель предлагает детям решить задачу бабушки Матрены: «У меня было 10 рублей. На базаре я купила бублик за два рубля. Сколько денег у меня должно остаться после покупки?»
Дидактическая игра «Рисуем дорожку к участку»
Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.
Материалы:
Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада).
Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:
– придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)
– положите треугольник посередине листа
– проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.
– положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)
Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.
– уточните дальнейшее направление движения до участка
– проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.
Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от детского сада до участка, используя пространственные понятия.
Воспитатель: Бабич Т.В.
Конспект по подготовке и руководству дидактической игрой в подготовительной к школе группе. Тема: «Что делают этим предметом?»
Организация: МАДОУ №1 «Сказка»
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Приморско-Ахтарск
Цель: Совершенствовать умения детей в подборе слов, указывающих на выполняемое предметом действие, и кто использует этот предмет.
Программные задачи:
Обучающие: закреплять умения детей соблюдать правила игры;
Развивающие: развитие любознательности и познавательной мотивации;
Воспитывающие: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: карточки с изображением предметов.
Развитие речи:
– пассивный словарь (3-4 слова) – жезл, регулировщик, кассовый аппарат, закройщик.
– активный словарь (5-6 слов) – професии, продавец, писатель, игра, ножницы, художник.
– развитие всех компонентов устной речи.
Предшествующая работа: прочтение стихотворения Владимир Орлов
«Кому что снится?»; рассматривание картин Страхов Андрей Александрович
«Врач», Джефферсон Дэвид Чалфант «Сапожник»; загадывание загадок.
Вводная часть:
Ребята я знаю, что вы уже собираете все в школу, а значит, вы должны знать много разных профессий. У меня для вас есть интересная игра, давайте её посмотрим и поиграем. Давайте рассмотрим каждую карточку. Но перед этим прослушайте правила игры.
Основная часть:
Слушайте внимательно правила я буду показывать вам по одной карточке с изображённым на ней предметам. А вы должны по очереди сказать мне, что это за предмет, что им делают, кто им пользуется. Только в такой последовательности. Перекрикивать друг друга нельзя, прежде чем ответить поднимаем руку. Первая карточка, кто сможет ответить? (что это?) – Кисточка – (что делают?) – Рисуют – (кто?) – Художники. Молодец Таня, ты правильно дала ответ. Оля, что изображено на второй карточке? (что это?) – Ножницы – (что делают?) – Режут – (кто?) – Закройщики, парикмахеры. Следующая карточка так кто поднял руку, Таня, ответь мне (что это?) – Ручка – (что делают?) – Пишут – (кто?) – Учителя, писатели. А ты уверена? Подумай ещё раз. Таня посмотри внимательно на следующую карточку, и скажи (что это?) – Жезл – (что делают?) – Регулируют – (кто?) – Регулировщик. Молодец, ты хорошо знаешь эту профессию. Оля (что это?) – Кассовый аппарат – (что делают?) – Считают – (кто?) – Продавцы.
И последняя карточка, (что это?) – Градусник – (что делают?) – Меряют температуру – (кто?) – Врач, медсестра. У тебя все правильно получилось Таня, ты ответила правильно.
Заключительная часть:
Ну что же, наша игра подошла к концу, нам необходимо все сложить, и мы поиграем с вами ещё следующий раз. Вы все сегодня хорошо постарались, внимательно следили за игрой, и верно отвечали на вопросы. Так же вызнаете разные профессии и предметы, которые используются. Надеюсь, дальше вы будете познавать все больше новых профессий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты и документы:
- Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.
Специальная литература (книги):
- Дыбина О.В. Рукотворный мира: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., дополн. ииспр. / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
Публикации в периодической печати:
- АжановаЕ.А.Ознакомление с трудом взрослых // «Детям о профессиях». – 2017 г. – № 1. – С. 49-52
Электронные ресурсы:
- Губанова Л.Ф. Ознакомление детей с профессиями взрослых как способ формирования позитивных установок к труду – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/oznakomlieniie-dietiei-s-profiessiiami-vzroslykh-kak-sposob-formirovaniia-poziti/ 2017.
Приложения:
file0.docx.. 27,9 КБ