Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» – «земля» и т. д.
Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» – животное, обитающие на земле; на слово «вода» – обитателя рек, морей, озер и океанов.
«Кто где живёт?»
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Оборудование: картинки с изображением животных и местами их обитания.
Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Польза-вред»
Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Ход игры:Первый вариант: «Польза – вред». (Тема: живая природа)
Дети должны встать в круг.Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы?», дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей.Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы?»
Второй вариант: «Нравится – не нравится» (Тема: не живая природа)
Третий вариант: «Хорошо – плохо». (Тема:времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.
Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим?» (волк стал хорошим – перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить).
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
«Что в корзинку мы берем»
Цель: закрепить знания о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу, научить различать плоды по месту их выращивания.
Оборудование: картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод и корзинок.
Ход игры: у одних детей – картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
«Дети – плоды» под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.
«Дети – корзинки» должны в обе руки набрать плодов.Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
«Грибная корзинка»
Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Оборудование: корзинка, картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки-отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.