Краткое знакомство с термином
Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справиться с самыми распространенными проблемами и избавят ребенка от многих сложностей в дальнейшей жизни.
Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы
Конечно, подобные коррекционные занятия проводятся специалистами в детском саду, но родителям не стоит перекладывать всю ответственность на логопедов – важно заниматься дома, чтобы закрепить результат. Тем более что игровая форма интересна малышам
Занятия по логоритмике – это игры или упражнения на подражание взрослому, сопровождаемые специально подобранной музыкой.
То есть ребенок слушает воспитателя или родителя, видит, что он делает, повторяет за ним сказанное и сделанное. Лучше всего маленькие дети реагируют на рифмованную речь, но это не обязательно: подойдут любые забавные, интересные истории.
Главное назначение логоритмики для детей – коррекция или развитие речевых навыков. С ее помощью можно избавить кроху от таких речевых проблем, как заикание, нарушение произношения, слишком медленная или слишком быстрая речь. При этом любая логопедическая игра развивает сразу несколько процессов.
Зачем читать малышу стишки?
Не все родители знают, зачем читать стихи крохам, которые еще не умеют разговаривать и понимают далеко не все из услышанного. Однако, психологи, логопеды и прочие специалисты работающие с детьми, в один голос утверждают, что такое занятие очень полезно для малышей, в том числе до года.
Приведем лишь несколько причин:
в стихах есть рифма, слушая которую, ребенок запоминает, как одни слова сочетаются с другими;
потешки обычно читаются ласковым и спокойным голосом — кроха начинает улыбаться и радоваться, поэтому это важно для психологического настроя в паре «мама и малыш»;
слушая выразительные стихи, ребенок учится понимать речь, он «ловит» различные голосовые интонации, то есть, развивает слух. В будущем это обязательно окажет положительное влияние на формирование речи малыша;
потешки могут сопровождать ежедневные процедуры по уходу за крохой, например, зарядку, массаж, приготовление ко сну или прочее
А это значит, что с помощью простых и незамысловатых стихов маме легче придерживаться режима и интереснее играть и совершать необходимые ритуалы.
Многие потешки пришли к нам из далеких времен — в них заключена мудрость народа и любовь мам к своим детям. Такие произведения принесут младенцу только пользу.
Стишок про сороку: 5 любимых детских потешек для игры с пальчиками
Кому из нас, когда мы были маленькими, родители или бабушки-дедушки не рассказывали потешку про сороку-белобоку? Но не все помнят ее слова. Вот вам пять вариантов текста потешки, какой из вашего детства?
Как играть: водим круговыми движениями указательным пальцем по раскрытой ладошке малыша, спрашиваем сороку, где она была. Затем, немного измененным голосом, отвечаем за нее и по очереди загибаем пальчики ребенка — «этому дала, этому дала»… В конце все пальчики, кроме мизинчика, оказываются зажаты. Мизинец остается стоять, ему «строго» грозим…
— Сорока – сорока, где была? — Далёко! Печку топила, кашу варила, Гостей созывала. Гости прилетели, На крылечко сели. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! Он по воду не ходил, Дрова не рубил, Печку не топил, Кашу не варил.
В этой версии «сороки-белобоки» голос менять не надо, движения остаются прежними (загибаем пальчики по очереди, кроме самого маленького):
Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он дров не носил, печку не топил!
Стишок про «Сороку» особенно любят годовалые дети, в этом возрасте они начинают сами водить указательным пальчиком по ладошке. К двум годам «сороку-сороку» внучата уже пытаются рассказать своим бабушкам и дедушкам, вызывая их восхищение и умиление.
Сорока-ворона Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Каши не едали! Всю свою кашу Сорока-ворона Деткам отдала. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: — Зачем дров не пилил! Зачем воду не носил!
«Простые» варианты потешки про сороку можно проигрывать с грудничками, начиная с 3-месячного возраста. В этот период они активно интересуются своими ручками, разглядывают их и пробуют «на вкус», а так же начинают раскрывать ладошку. Сначала легкое поглаживание ладони вызывают у малютки хватательный рефлекс, это нормально.
К годовалому возрасту короткие варианты «Сороки-сороки» можно дополнять новыми, более длинными. Если на знакомый стишок малыши реагируют радостным воплем и активным участием, то, услышав незнакомые слова, притихают и прислушиваются. Новые потешки вызывают такой же неподдельный интерес, как и новые сказки.
Сорока-ворона Кашку варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала, Чубчика надрала.(теребим мизинчик) Он мал, круп не драл, Воды не носил, Дров не рубил, Ему кашки нет. Пускай идёт по водичку! Тут пень, (трогаем за ладошку) Тут колода, (берем за запястье) Тут криничка, (дотрагиваемся до внутреннего сгиба локтя) А тут — холодная водичка! (щекочем подмышки)
Еще один стишок про сороку для игр с малышом от года и старше. Показываем ребенку новые движения ладошками, показываем их значение и учим повторять:
Сорока-белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Кашки не едали. Всю кашку деткам отдала: Этому — на ложечке, Этому — на поварешке, Этому — на ухвате, Этому — на лопате! Пальчику-мальчику не досталось. Пальчик-мальчик толчёт, мелет. По воду ходит, квашню творит. Вода на болоте, мука не молота. Квашенка на липе, мутовка на сосне. Взял коробичку, пошел по водичку. Тут ступил — тёпленько, Тут — горяченько, Тут пень, тут колода, Тут студёная вода, А тут ключики кипят-кипят!
Сорока-ворона: мультик для малышей
2–3-летним деткам можно показать короткий мультфильм с песенкой, они уже готовы не только слушать, но и смотреть «сороку-сороку»:
Легко запоминающиеся логопедические стишки для детей 5-6 лет
Логопедические стихи помогут развить речь более уверенно и четко
Звуки перестанут быть проблемой, на которую обращается все наше внимание. Используйте короткие четверостишия для закрепления навыков, полученных у специалиста
К Чебурашке в чашкуШлепнулась букашка,Добрый ЧебурашкаВытащил букашку,Положил букашкуСохнуть на бумажку.
Высохла букашка,Поднялась с бумажкиИ снова чебурахнуласьВ чашку к Чебурашке.
Для запуска речи у малыша чаще с ним разговаривайте. На любые темы, абсолютно на любые. Рассматривайте вместе картинки и проводите как можно больше времени с ним.
*******
Лунный свет голубойСпать ослу не давал,Сел осел на валунИ зевал и зевал…И случайно осел проглотил вдруг луну,Улыбнулся, вздохнул –И спокойно уснул.
*******
Сохраняйте статью в закладках и возвращайтесь к ней для того, чтобы улыбнуться и вспомнить о временах обучения.
Злые крысыГрызли крышу,Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежалиИ от страха там дрожали.Хрюша – поросенокХрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк!Хрюк да хрюк! Подавайте мне урюк!Поросенок Хрюша,До того, как покушать,Ты возьми-ка мыло,Да умой-ка рыло!
*******
*******
Рисуйте, лепите из пластилина и раскрашивайте раскраски как можно чаще. Это развивает мелкую моторику рук, которая напрямую связана с речью.
*******
Забрели к нам в детский садДесять маленьких цыплят.Завела их с улицыПестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,Это детский сад.Но не для цыплят!Автор стихов Т. Ляхович-
*******
Не понять никак нам Дашу,Ведь во рту у Даши каша.Но не гречка и не плов-Эта каша-то из слов!
*******
Очень важно не упустить момент в который, речь начнет формироваться с искажениями и вовремя обратиться к специалисту. *******
*******
Любит буква «Р» тигрёнка-С детства он её рычит.Любит буква «Р» рыбёшку-Лучше всех её… молчит.
*******
Букву «Р» наш поросёнокГромко хрюкает с пелёнок.Буду крепко с ним дружить-«Р» поможет мне учить.
*******
На уроки к логопедуАж вприпрыжку я бегу:Ведь учительнице строгойПоказать язык смогу!
*******
Депутату иль певцуБыть картавым не к лицу.Не давай хлеб пародистам,Говорить учись ты чисто.
*******
Мы расселись по порядку,Дружно делаем зарядку,Не ногами, не руками,А своими… язычками.
*******
Расчесывая волосы, рассказываем такие потешки:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.
***
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти,расти, коса,
Всему городу краса!
Дарики-дарики,
Злые комарики
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились —
Кусь!
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает, заботает!
Где же наши ручки?
– Где же наши ручки? А вот наши ручки!
Где же наши ножки? А вот наши ножки!
А вот это Светкин (Машин, Васин) нос.
Весь козюльками зарос.
Ну, а это что? Живот.
А вот это Светкин рот.
А вот это глазки, а вот это ушки.
А вот это щечки – толстые подушки.
Покажи мне язычок.
Пощекочем твой бочок.
Ладушки
Берут руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносят:
– Ладушки, ладушки,
Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Бражку.
Кашка вкусненька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили-поели,
Домой полетели,
На головку сети,
Ладушки запели!
С последними словами берут руки ребенка и кладут их ему на голову.
Потешки для самых маленьких с 0
Гуси, гуси!
Га, га, га!
Есть хотите?
Да, да, да!
Так летите же домой!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
2
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.
Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!
4
Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!
6
Баю, баюшки-баю
Не ложися на краю!
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
Да утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Ты, волчок, к нам не ходи,
Наших деток не буди!
Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчикам гулять!
Всюду ходит волк-волк!
Он зубами щелк-щелк!
8
Ходит козочка по лугу
Вокруг колышка по кругу.
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Хвостиком-то машет,
И поет, и пляшет.
Малых деток веселит,
Маму слушаться велит!
9
Тритатушки! Три-та-та!
Кошка встретила кота!
Котик кошку кличет,
Ходит и мурлычет.
Тритатушки! Три-та-та!
Вышла кошка за кота!
За Кота Котовича,
За Петра Петровича!
Кошка бросила кота,
Откусила полхвоста,
А коту обидно –
Полхвоста не видно.
Совка, совушка, сова,
Большая голова,
Черненькие ножки,
На ногах сапожки,
По лесу летала –
Мышку напугала.
По двору летала –
Кошку напугала.
Ты, сова, к нам не летай,
Нашу детку не пугай!
Угу-угу, угу-гу!
Я так больше не могу,
Успокойте в люлечке
Эту капризуличку!
Поехали, поехали
За шишками-орехами!
По кочкам, по кочкам,
По ягодкам, цветочкам,
Пенечкам и кусточкам,
Зелененьким листочкам
В ямку – бух!
А там петух! Заклюет, заклюет!
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками – язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница –
Мама не налюбуется.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.
Потянушки – потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!
20
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Потешки перед сном
Баю, баю, баю, бай
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули,
Нашу дочку не буди.
Темна ноченька, не спится,
Наша доченька боится.
Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Ай, люленьки да люленьки,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет:
(повторяем потешку)
Паучок-паучок
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
Для Катюши соткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождик грибной,
И про нас с тобой.
Хочешь по лесу во сне побродить?
Глазки попробуй закрыть.
За окошком вечер,
А на небе месяц…
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка – в дупле,
Собачка – в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.
Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!
Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка, радость моя!
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
Целый день играл Сережка,
Вам спасибо скажем, ножки.
Вам спасибо скажем, ручки.
С каждым днем вы все послушней.
Слушаются ножки нашего Сережку.
Особенности отработки шипящих звуков
Чтобы научить ребенка правильно произносить шипящие звуки, нужно сначала поставить свистящие. Если ребенок на четвертом году жизни научился произносить свистящие звуки, то с шипящими не должно быть проблем. Поставить их можно с помощью нескольких простых упражнений.
- «Непослушный язык». Ребенок высовывает кончик языка изо рта. Затем слегка шлепает по нему пальчиками, при этом произнося: «пя-пя-пя».
- «Вкусное варенье». Нижняя губа оттягивается книзу так, чтобы были видны зубы. А кончиком языка облизывается верхняя губа, как будто там очень сладко. При этом во время выполнения упражнения нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
- «Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напрячь язык и дотронуться до левой, потом до правой щеки. Как будто за щекой прячется конфетка.
Упражнения повторять не меньше 5 раз.
Обратите внимание! Постановка звуков родной речи для детей очень важна. Она поможет им не только идти на контакт со сверстниками, но и лучше осваивать дошкольную и школьную программу. В силах родителей помочь детям избежать трудностей в будущем и вовремя поставить правильно звуки
В силах родителей помочь детям избежать трудностей в будущем и вовремя поставить правильно звуки.
https://youtube.com/watch?v=JmVqNtNj704
Звучные и простые стихи для заучивания наизусть детям 3-4 лет по программе Васильевой
Детский сад для малыша (если он действительно хороший) становится вторым домом. Здесь ребятишки получают первый опыт взаимоотношений в коллективе, приобретают необходимые навыки, обзаводятся друзьями. Программа М. А. Васильевой пользуется популярностью среди родителей и воспитателей. Сущность ее в следующем: правильно организованное обучение приводит к гармоничному развитию ребенка. Программа включает элементы умственной, физической подготовки, привитие культурных навыков, приучение к труду. Мы включили в подборку несложные стихи для заучивания наизусть детьми 3-4 лет.
***Пять зелёных лягушатВ воду броситься спешат —Испугались цапли!А меня они смешат:Я же этой цаплиНе боюсь ни капли!Агния Барто «Лягушата»
***Купили в магазинеРезиновую Зину,Резиновую ЗинуВ корзинке принесли.Она была разиней,Резиновая Зина,Упала из корзины,Измазалась в грязи.Мы вымоем в бензинеРезиновую Зину,Мы вымоем в бензинеИ пальцем погрозим:Не будь такой разиней,Резиновая Зина,А то отправим ЗинуОбратно в магазин.Агния Барто «Резиновая Зина»
***Маленький бычок,Рыженький бочок,Ножками ступает,Головой мотает:— Где же стадо? Му-у-у!Ску-у-учно одному-у-у!Валентин Берестов «Скучно одному»
***Ходит Оленька, вздыхая.
— Что с тобою?
— Я плохая!
Я ногой толкнула кошку,На пол бросила картошку,Кашу манную не ела.
Быть хорошей надоело!..Не пора ли Оле спать,Чтоб опять хорошей стать!Зинаида Александрова «Плохая девочка»
***В лесу недолго до беды,Но заяц — не простак,Умей запутывать следы —Вот так!
Туда, сюда петляет след,Вперёд, назад и вбок.Где заяц был, там зайца нет.Прыг-скок!Валентин Берестов «Заячий след»
***В дверь вошло животное,До того голодное:Съело веник и метлу,Съело коврик на полу,
Занавеску на окнеИ картину на стене,Со стола слизнуло справкуИ опять пошло на травку.Валентин Берестов «Коза»
***Куд-куда? Куд-куда?Ну-ка, ну-ка все сюда!Ну-ка к маме под крыло!Куд-куда вас понесло?Валентин Берестов «Курица с цыплятами»
***Я — учёная Лисица,Медицинская сестрица.Уважаемый больной,Успокойтесь, вы — со мной!
Я с врачом детей лечуВ белом кабинете.Чтобы смело шли к врачуМаленькие дети!
Я весёлая Лисица,Медицинская сестрица.Разрешаю вам, больной,Поиграть чуть-чуть со мной!Валентин Берестов «Лисица-медсестрица»
***Что ни сутки,По минуткеДень длинней,Короче ночь.Потихоньку,ПолегонькуПрогоняем зимуПрочь!
***Петушки распетушились,Но подраться не решились,Если очень петушиться,Можно пёрышек лишиться.Если пёрышек лишиться,Нечем будет петушиться.
***День настал. И вдруг стемнело.Свет зажгли. Глядим в окно.Снег ложится белый-белый.Отчего же так темно?Валентин Берестов «Снегопад»
Логопедические стихи для заучивания — на закрепление звуков
Правильное развитие речи малыша в большинстве своем зависит от ваших отношений. Проводите вместе больше времени, читайте и рисуйте. Пойте песни и рассматривайте картинки. Да просто говорите с ним чаще. Таким образом у него будет вырабатываться правильные навыки взаимодействия с внешним миром, а речь сформируется исходя из этих условий.
Жеребенок
Я пришпорила коня,Чудо-жеребенка.Он с ладони у меняЕст овес и пшенку.
Спрячусь
Две клешни, еще клешня —Вышли крабы на меня!Спрячу нос в своем кашне,Не достать его клешне!
*******
Шмель
Шмель плашмя упал на травку,После шмякнулся в канавку.
Штопка
Вот шотландка – в клеткуМягонькая тряпочка.Шторку и салфеткуБудет штопать бабушка.
Дожди
Ты с прогулкой подожди —Пусть закончатся дожди!Может, добрый джинн придет,Лето теплое вернет…
Княжна
Видел в замке я княжну,И теперь я в поле жну.Потому что у княжныРучки белы и нежны,Не выносят жесткий жмых —Поработаю за них.
Для капусты
Мы обжарим таз капусты,Чтобы в супе было густо.А еще ошпарим жбанИ заквасим в нем кочан.
Чтение логопедических стихов развивает не только речь, но еще и мелкую моторику рук. Ребенку легче справляться с рисованием и лепкой.
*******
Лужи
Дождь умчался —Красота!Встали лужи на места:– Скоро брызги полетят —Мы сегодня ждем ребят!
Сапожки
А найдется пара ножекДля резиновых сапожек?Чтоб идти по луже,А не там, где суше!
Т. Шипошина
Фонетическая зарядка
Ся-сё-сю-си-се.Ась-ось-усь-ись-есь.Сле-сме-сте-спи-все-сле.Слю-сме-сте-сне-всю.Сти-сни-вси-сля-смя-спя.Вся-все-всех.
Пастушок
Я коня с утра пасу,Пусть гуляет по овсу!Приминает всю траву.Я цветов ему нарву!
Логопедические стихи из подборки помогут в правильном произношении шипящих звуков. В основном, главной проблемой в речи детей является буква «р» и шипящие звуки. Если будете делать все во время и обратитесь за помощью к специалистам, то велика вероятность благополучно пройти этот период жизни и поставить ребенку грамотную речь.
Чтение детских логопедических стишков развивает речь ребенка, а главное правильно ее формирует. Пока еще малый запас слов увеличивается и формируется выразительность в произношении.
Массаж ладошек и стоп с потешкой
Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём.
***
Птичка-птичка, (водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка (сделайте тот же круг, но уже с
помощью пощипывания или покалывания)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
***
Сидит белка на тележке, (круговыми движениями
гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому — (проглаживаем пальчики,
начиная с большого)
Заиньке усатому –
Лисичке-сестричке —
воробью — синичке
Кому в роток, (гладьте большим пальцем подушечки
стопы)
кому в зобок,
кому в лапочку»
***
(покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.
Мы устали
Нам ножки сегодня сказали:
«Мы так сегодня устали,
мы столько сегодня прыгали,
что больше совсем не хотим,
чтобы нами опять дрыгали.
Мы хотим полежать, отдохнуть,
чтобы завтра снова пуститься в путь».
И ручки сказали:
«Мы тоже очень устали,
мы одевали, кормили и мыли
и ещё рисовали.
Вы знаете, как мы устали?»
И каждый пальчик сказал:
«Я тоже устал!
Я тоже трудился, я помогал!
И ложку держать, и глаза умывать!
Дайте теперь нам поспать!»
И ушки вдруг зашептали:
«И мы тоже устали!
Мы целый день
всех внимательно слушали.
Мы столько узнали…
Мы были бы рады,
если б поспали!»
И глазки сказали:
«Ох, а мы как устали!
Так устали, что аж защипали!
Мы столько сегодня видели,
а теперь хотим мы поспать,
давайте нас закрывать!»
И ротик сказал и зазевал:
«Я тоже устал,
я жевал, я кусал и кричал.
Давайте скорей отдыхать,
чтобы завтра опять
«доброе утро» сказать!»
И язычок пролепетал:
«А сколько я рассказал,
почмокал, почавкал и прорычал,
я тоже очень устал!»
И только носик промолвил:
«А я не устал!
Вы все тихонько лежите,
отдыхайте и спите!
А я буду вас охранять
и спокойно дышать и дышать».
Потешки для зимней прогулки
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки –
Самокаточки.
***
Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.
***
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
***
Хорошеньким — хорошок.
Пригоженъким — пригожок.
Стройненьким — стройнячок,
А родненьким — родняшок.
***
Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.
***
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до
пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают
кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки)
А носику — сопунюшки, (показывают носик)
А в роток — говорок, (показывают ротик)
А в головку — разумок!
***
Тяги, тяги, потягушеньки,
На детя порастушеньки,
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая.
Расти, сынок,
словно крепкий дубок.
***
Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!
Потешки на коленках (по кочкам)
Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на
последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями.
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом… в яму!
Бух!
Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
В ямку бух!
Чики-чики-чикалочки
Едет Ваня на палочке,
Настенька в тележке
Щелкает орешки!
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в ямку!
Тюшка-тутушка.
Прыгала лягушка
На крутую горку,
Где живет Егорка
Бух! – покатилась!
С горки свалилась!
Упражнения
Вариантов упражнений для пальчиков существует очень много, они не обязательно являются частью законченной истории. Их можно подобрать не только по возрасту ребенка, но и разным темам. Например, овощи или домашние животные, перелетные птицы или транспорт. Вот несколько таких зарядок:
Одна из самых простых — это пальчиковая гимнастика про цветы:
Рост цветочек на полянке, (ставим руку на локоть)
Распускался спозаранку. (открываем пальчики на ладошке)
Днем стоял и красовался (наклоняем кисть в разные стороны)
Ну а на ночь закрывался (закрываем пальчики).
Собирали мы цветочки, (раскрытые ладошки складываем «чашечкой»)
Чтоб сплести их них веночки. (водим пальчиком по ладошке)
Получился вот какой, (складываем большой круг из пальцев)
Яркий, пышный и большой!(раскрываем все пальчики на ладошках, разводим их в стороны)
Очень простая и полезная пальчиковая гимнастика Деревья качаются:
Вот два дерева в лесочке (руки на локоть, пальчики открыты)
Наверху у них листочки (собрали пальчики, шевелим ладошками)
Ветер начал задувать (руки с раскрытыми пальчикам качаются)
И листочки обрывать. (ладошки «собрали» и медленно опустили на стол)
Малышам очень нравится пальчиковая гимнастика про апельсин, веселая и несложная:
Вот у Саши апельсин (сжимаем пальцы в кулачок)
Чистил он его один. (открываем пальчики по одному)
Сочный фрукт сам разломил, (изображаем обеими руками это действие)
И друзей всех угостил! (открываем ладошки перед собой).
Можно выполнять этот комплекс упражнений и под стихотворение «Мы делили апельсин», если ваш малыш уже немного подрос и хорошо знает этот мультфильм.
Для детей 3 лет может быть использована пальчиковая гимнастика про животных жарких стран или Крайнего Севера. Постепенно упражнения и стихи к ним становятся все сложнее и интереснее.
Очень популярна у педагогов пальчиковая гимнастика про засолку капусты:
Вот большой кочан капусты (изображаем руками большой шар)
Но без соли он не вкусный.
Будем мы его рубить (ставим ладошки на ребра и стучим ими по столу)
И солить-солить-солить (складываем пальцы вместе и имитируем посыпание солью)
Хорошенько все пожмем (активно сжимаем и разжимаем пальчики)
И морковочки натрем. (проводим сжатым кулачком по открытой ладошке)
Упражнение Ежик подойдет для тех ребят, кто уже хорошо освоил более простые варианты. Кстати, это хороший пример пальчиковой гимнастики для детей 3-4 лет, более старшего возраста.
Ходит ежик по полянке (пальчики одной руки «ходят» по ладошке другой)
Собирает не поганки, (качаем указательным пальцем перед собой)
А хорошие грибочки (делаем ножку и шляпку из кулачка и ладошки)
Все для сына и для дочки. (переплетаем пальцы обеих рук и поднимаем их)
Что это такое
Существует множество специальных упражнений для младших дошкольников, которые позволяют стимулировать речевые центры через мелкую моторику. Растирания, проглаживание, разминание пальчиков позитивно сказывается на том, насколько быстро и хорошо малыш заговорит. Детям до 2 лет такую зарядку помогает делает взрослый, массируя ручки и играя в специальные пальчиковые игры, а у ребят постарше уже получается запоминать и выполнять простые упражнения самостоятельно.
Большой плюс, что почти вся пальчиковая гимнастика для малышей существует в форме коротких забавных стишков, сказок с ритмичными повторами. Такой материал не только «подсказывает» очередность действий, но также создает позитивный настрой.