Как выучить с ребёнком алфавит и буквы: методы без зубрёжки для малышей от 3 лет

Алфавит для детей 5 лет

По достижению пятилетнего возраста дети, как правило, уже начинают проявлять осознанный интерес к чтению. Они уже понимают, что буквы составляют слова, а слова – предложения. Поэтому в 5 лет ребенок уже в состоянии без посторонней помощи составлять буквы, рисовать их, лепить и т.д.

Лишь с этого возраста можно давать ребенку в руки электронные буквари – подобные предметы очень увлекают детей. Но подбирать такой букварь нужно грамотно – чтобы при нажатии на кнопки из динамика звучал именно звук буквы, а не ее название. Также можно начинать использовать специальные рабочие тетради (часто они так и называются «Изучаем буквы»), заниматься с которыми ребенок может сам либо с родителями.

Крайне важно, чтобы в 5 лет ребенок говорил связно и внятно. Исходя из этого, нужно как можно чаще просить его что-то рассказывать, к примеру, какую-то сказку или чем он сегодня был занят и т.п

Коврик с буквами

Большим подспорьем в изучении алфавита стоит непременно
считать различные плакаты и коврики с алфавитом. Нам больше всего зашел
музыкальный коврик, который подарила Наташина тетя. Причем подарила сразу два,
в разное время. И это было кстати, потому что первый канул в лету под тяжестью
испытания маленьким активным Пересветом.

Чем хорош такой коврик – каждая буква воспроизводится на слух, плюс в нем запрограммированы детские тесты, направленные на поиск букв и изображений предметов, начинающихся на определенную букву. И Пересвет, и Дема любят проводить время с этим ковриком, потому что, когда надоедают буквы, можно включить песенки и отвлечься от образовательного процесса.

Здесь мы почти не тратили своего времени, потому что дети с головой уходят в изучение букв в подобной игровой форме, а от родителя требуется лишь изредка выходить на авансцену, указывая на необходимый предмет, если ребенок долго не может его найти.

Когда нужно начинать учить

Малыш сразу после появления на свет начинает познавать мир, этот процесс проходит беспрерывно. В случае, когда происходит переизбыток информации, ученик становится капризным и раздражительным. Поэтому психологи советуют дозировать знания.

В возрасте до 3 лет все дети учатся обязательным вещам: ходить, сидеть, ползать, разговаривать и т.д. Если еще к этому добавить изучение алфавита, то мозг малыша может просто «закипеть».

Некоторые методики раннего развития советуют начинать знакомить детей с алфавитом уже с 6 месяцев. Но это оказывается бесполезной затеей, так как в таком возрасте малыш запоминает то, что ему рассказывают постоянно. Если на некоторое время сделать паузу, то он просто все забудет.

Педагоги считают оптимальным возрастом для обучения азбуки 6-7 лет. Именно в этот период дети начинают активно читать, считать и писать и сможет рационально применить все знания.

Методики изучения алфавита

Чаще всего такие разработки называются по фамилии автора. Если у вас появится желание познакомиться с ними поближе и использовать в своей практике, то найти их описание не составит труда – в интернете они все есть.

Методика Бахтиной

Изучение русского алфавита построено на создании зрительного образа или ассоциации. Проще говоря, нужно найти предмет, который похож на букву и при этом начинается с нее. Например, букву «Б» можно связать с бегемотом, у которого большой животик.

Методика Монтессори

Запоминание букв по этой схеме происходит при одновременной работе трех видов анализаторов: тактильных, зрительных и слуховых. То есть ребенок должен видеть букву, слышать ее звучание и держать ее в руках. При этом буквенные макеты рекомендуется делать шершавыми.

Методика Зайцева

Изучение начинается сразу со слогов, которые написаны на игровых кубиках. То есть можно сказать, что этап знакомства с отдельными буквами не является первым. Многие педагоги находят в этом как плюсы, так и минусы.

Методика Полякова

Основной идеей данной разработки является изучение буквенных знаков в созвучных парах. Например, «А – Я», «О — Ё». Сначала рассматриваются гласные, а затем согласные. Последние также рифмуются: «БА — БЯ». Все парные сочетания сведены для удобства в таблицу, а сами буквы нужно не проговаривать, а пропевать.

Азбука и алфавит

Алфавит – это упорядоченные графические изображения звуков (буквы). В каждом языке – свой алфавит. Алфавит, состоящий из 33 букв, существует с 1942 года. В период с 1918 по 1942 год он состоял из 32 знаков. Буква Ё считалась вариантом произношения Е. Порядок букв в современном алфавите своими корнями уходит к его создателям – Кириллу и Мефодию. Каждой букве соответствовал библейский символ.

Азбука – это книга для обучения грамоте. В ней каждая буква имеет смысл. Азбука для дошкольников обычно красочно оформлена. По ней дети только изучают буквы. В азбуке мало текстов для чтения.

Ещё одна книга по обучению грамоте – букварь. Он отличается от азбуки тем, что предназначен для изучения букв и для чтения.

Букварь и азбука очень похожи. Они почти идентичны по содержанию, за исключением некоторых тонкостей. В азбуке буквы расположены по порядку – от А до Я. В букваре даётся другая последовательность изучения букв. Изучение начинается с простых гласных.

Изучаем алфавит в 4 года

Занятия с четырехлетним малышом проводятся аналогично, как и для трехлетнего ребенка. Для изучения букв снова используются игры. Можно продолжить складывать буквы из предметов.

Родители обязательно должны включать новые игры. Это могут быть: «Волшебный мешочек», «Найди картинки». Первая игра: в мешочек складываются буквы, которые вырезают из картона. Малыш сует туда руку и, не глядя, определяет выбранную букву. Затем достает и проверяет, правильно ли он ее назвал.

Во второй игре используют набор картинок, с изображенными на них предметами и начинающихся на разные буквы. Выкладываются 3-4 картинки и определенная буква алфавита, и ребенок ищет изображенные предметы, начинающиеся на нее.

Звуковой метод шаг за шагом:

  1. Знакомство со звуками и буквами: ребенок учится выделять различные звуки в словах, узнает, что звуки бывают твердые и мягкие, гласные и согласные, глухие и звонкие и что у каждого звука есть свое обозначение — буква.

  2. Слияние звуков в слоги: ребенок складывает «м» и «а» в МА и т. д. Сначала идут слоги из двух звуков, затем из трех-четырех, в них появляется мягкий и твердый знак, подряд идут несколько согласных или гласных.

  3. Составление слов из слогов: ребенок складывает сначала короткие слова, а затем все более сложные, постепенно переходит к чтению предложений и текстов.

Преимущества метода: обилие пособий, родителям не нужно специальной подготовки, чтобы проводить занятия. Начинать целенаправленное обучение по этому методу лучше не раньше 4−5 лет, ведь ребенок должен понимать разницу между глухим и звонким, мягким и твердым звуками и т. д. Минусы звукового метода: научившись читать по слогам, ребенок довольно долго будет читать медленно, с ошибками. Воспринимая слово по частям, дети часто не понимают смысл прочитанного (поэтому обязательно нужно просить ребенка сказать слово целиком). Чем младше ребенок, тем больше времени уйдет на то, чтобы начать читать чисто.

Комментирует учитель-логопед Татьяна Куприянова: «Для обучения детей в раннем возраcте лучше выбрать логопедический букварь (авторов Жуковой, Новоторцевой). В них буквы изучаются в последовательности, которая зависит от простоты произнесения соответствующих звуков: сначала ребенок знакомится с обозначением тех звуков, которые он точно может произнести (простыми гласными: а, о, у и т. д.), а потом с более сложными. В школьных букварях порядок изучения букв зависит от частоты их употребления в русском языке, и для дошкольника он может представлять сложность».

Игра азбука алфавит для детей

Не уступают книжным изданиям электронные азбуки.

В интернете можно найти не одно приложение цель которого — обучить ребенка алфавиту.

Не смотря на схожесть тематики игры, каждое приложение уникальное, так как вмещает в себе разные функциональные возможности. В целом подобные игры включают несколько блоков, рассчитанных на разные возрастные категории. Задание в блоках разной сложности, что позволяет постепенно увеличивать нагрузку.

Цель игры:

  • научить ребенка произносить все буквы алфавита;
  • складывать буквы в слоги;
  • составлять слова;
  • чтение;
  • в зависимости от направленности приложения, игра может содержать различные функции: исправление ошибок в словах, добавление отсутствующей буквы, написание названия изображенного предмета и т.д.

Показывая ребенку букву, на экране обязательно появляется изображение, цель которого — продемонстрировать предметы, в написании которых данная буква используется.

Как научить ребенка алфавиту в 3-4 года

Если вы решили учить ребенка буквам в 3 года, помните, что ничего нельзя делать через силу, только игры, только занимательные упражнения и НИКАКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Эти рекомендации актуальны для любого возраста, ведь вы не хотите выработать нежелание учиться и ходить в школу в дальнейшем.

  • Не ждите, что ребенок сразу запомнит много букв. Не преследуйте цель выучить весь алфавит, на это потребуется время.
  • Два раза в неделю давайте ребенку новый материал, а в остальные дни повторяйте и закрепляйте пройденное.
  • С ребенком 3-4 лет достаточно заниматься 2-7 минут в день.
  • Учите гласные парами, так ребенку будет легче запомнить: А — Я, О — Ё, У- Ю, Ы — И, Э — Е.
  • Прежде, чем знакомить ребенка с согласными и приступать к обучению чтению, убедитесь, что знание всех гласных доведено до автоматизма.

Советы экспертов: как учить алфавиту

Родители постоянно ищут новые быстродействующие способы выучить алфавит с ребенком, но быстро не значит качественно.

Дополнительная информация! Для комфортного изучения, следует не забывать про особенности физиологии и психологии детей (возраст и особенности его мышления).

Малыш учится

Зачем учить ребенка алфавиту?

Алфавит — основа всех языков. Это строгое последовательное построение букв, которое является ключом ко всем документам и книгам.

Знание алфавита ничего не даст маленькому ребенку. Он может легко заучить его, но читать при этом не научится. Лучше оставить алфавит для начальной школы, где он нужен, а с малышом заучить буквы без строгой последовательности.

В каком возрасте дети должны уже знать все буквы?

Необходимый уровень развития мозга для чтения обычно сформировывается к 5 годам, реже к 4-5. Поэтому нет смысла пытаться заставить ребенка читать в более раннем возрасте. Лучше расширить кругозор, развить речь и произношение, научить правильно ставить вопросы и приучить давать ответы.

Учет возрастных особенностей при знакомстве с буквами

У маленьких детей доминирует наглядно-действенный тип мышления, а по достижению пяти лет, мозг начнет активно воспринимать знаковые изображения и абстрактную подачу информации.

Обратите внимание! До 4 лет малыш должен выучить базовые знания для комфортной дальнейшей жизни. Он акцентирует свое внимание социальной связи с миром, поэтому не рекомендуется нагружать его излишней и сложной информацией, доводя до слез

Изучение алфавита

Любые занятия с малышом, это увлекательная игра

Малыши не могут концентрироваться на одном занятии больше 10-15 минут, поэтому длительность стоит ограничивать, иначе внимание рассеивается, и ребенок перестает усваивать новую информацию. Стандартный академический урок не подходит малышам, поэтому стоит стараться преподносить любое обучение, как ненавязчивую игру, которая будет ему интересна

Лучше использовать разнообразные задания:

Стандартный академический урок не подходит малышам, поэтому стоит стараться преподносить любое обучение, как ненавязчивую игру, которая будет ему интересна. Лучше использовать разнообразные задания:

  • стихи;
  • песни;
  • скороговорки и загадки.

Обратите внимание! Это обеспечит ребенку погружение в процесс и облегчит восприятие новых знаний

Как хвалить ребенка за успех

Любые знания для детей разного возраста даются очень тяжело. Поэтому за любые победы или поражения необходимо выражать похвалу. Ни в коем случае нельзя злиться или наказывать ребенка, если у него что-то не получается. Помните, что правильная мотивация — это главный ключ к успеху.

Нужно помнить, что для каждого возраста есть оптимальная длительность урока (для детей от 2-3 лет не более 10 минут, для старших – не более 30 минут). Все занятия необходимо проводить регулярно и ни в коем случае не принуждать к этому ученика.

Каждые родители хотят, чтобы их малыш был самым лучшим и неповторимым. Очень часто они начинают проводить учебный процесс в раннем возрасте, это не всегда приносит положительные результаты. Для каждого возраста существуют свои методики обучения алфавиту.

Необходимо их придерживаться, а также обязательно следить за поведением своего малыша. При отсутствии желания не стоит навязывать уроки, нужно немного их отложить и через время приступить вновь. Каждый ребенок рано или поздно учится читать и писать. Задание родителей – правильно мотивировать и развивать этот процесс.

6 рекомендаций, как правильно учить с ребенком буквы

1. Не учите с ребенком буквы в алфавитном порядке

Есть буквы, которые детям особенно трудно читать в середине и в конце слова. Например: глухие «К, П, Т» и слоги с буквами «Б, Г, Д, Ц, Ч, Щ». Многие из этих букв находятся именно в начале алфавита.  Но ребенок должен усвоить не только произношение букв, но и научиться сливать звуки в слоги.

4. Первыми изучайте согласные «М, С, Х, Ш, Л, Н, Р»

Сразу изучайте согласные «М, С, Х, Ш, Л, Н, Р», потом – «К, П, Т». А затем уже – «В, З, Ж, Б, Г, Д» и остальные.

Они легко выделяются в начале и в конце слова. Но главное – из них просто составлять слоги. Возможность протяжного произношения этих звуков позволяет постепенно переключаться с одного способа артикуляции, на другой, с чтения согласного – на чтение гласного.

5. Не учите букву – учите звук!

Называйте звук, а не то, как произносится буква в алфавите. Например «П», а не «ПЭ», чтобы ребенок не делал ошибок и не читал «ПЭА-ПЭА» вместо «ПА-ПА».

6. Перед покупкой нового букваря хорошо его изучите

Картинки должны четкими, яркими, буквы – крупными.  Если на страницах вам попадаются непонятные, сложные задания – лучше не берите такую книгу.

В некоторых современных букварях нарушена последовательность изучения слогов разного уровня сложности, преждевременно вводятся трехбуквенные слоги и длинные слова, попадаются непонятные слоги, например «ШМА-ШМУ-ШРУ-ШРА-ШРО», даже взрослому  сложно представить, в каких словах они встречаются.

Хорошо будет, если вы найдете букварь с не алфавитным порядком изучения букв, а если не найдете, то вам помогут простые упражнения, о которых мы рассказываем дальше.

Не заставить, а заинтересовать!

Самый эффективный способ добиться желаемого результата от человека – мотивировать его. В отношении детей мотивация должна быть связана с интересом к обучению. А как проще всего заинтересовать кроху? Конечно же, через игру. Вот несколько способов учиться и играть одновременно:

  1. Обязательно купите дидактический материал – кубики, лото, домино, пазлы с буквами и картинками. Красочные игры всегда вызывают интерес у детей. А если у этой игры есть правила (например, в двойных пазлах нужно подобрать для картинки соответствующую букву), то заниматься будет вдвойне интереснее.
  2. Периодически разрешайте ребенку печатать на компьютере в World. Установите в настройках крупный шрифт и попросите малыша найти букву на клавиатуре. Красочное изображение на экране поможет лучше запомнить изученные знаки.
  3. Наверняка каждый родитель помнит, что когда-то в продаже был суп с буквами. Такой продукт можно и сегодня найти в магазинах. Почему бы не использовать его для обучения? Если позволяет время, можно испечь печенье в виде букв и устроить занимательное чаепитие.
  4. Если дома есть старые глянцевые журналы, их тоже можно использовать для занятий. Возьмите ножницы и вместе с ребенком займитесь вырезанием знакомых букв.
  5. Чтобы малышу было проще запоминать буквы, придумайте ассоциативный ряд. Например, Ж похожа на жука, Д – на домик, Щ – на щётку. Кстати, ассоциации полезны не только для памяти, но и для развития образного и логического мышления.
  6. А ещё в процессе обучения можно развивать моторику. Возьмите пуговицы, бусинки, камушки и складывайте из них слоги. Малышу нравится рисовать? Используйте пальчиковые краски и вместе с ребенком выводите буквы.
  7. Детям возраста 5-6 лет можно предложить распознавать буквы на слух. Суть игры проста: вы загадываете какую-то букву и произносите слово. Если в нём есть такая буква, ребёнок хлопает в ладоши. Только не загадывайте слишком длинные и сложные слова, иначе дошкольник может запутаться.

Есть ещё масса увлекательных игр, которые помогут выучить буквы.

Детские раскраски

Таких материалов для того, чтобы научить ребенка буквам предостаточно, и они разнообразны. Есть раскраски, где буквы надо закрашивать, есть те, где нужно соединять точки, чтобы получилась буква. Как правило, каждое упражнение сопровождается веселым стишком, чтобы быстрее и лучше запомнить пройденный материал. Словом, выбор за родителями.

Безусловно, карточки, магнитные азбуки — это методики и вспомогательные материалы, проверенные временем, но если хочется внести разнообразие в привычные занятия с ребенком, то на помощь придут альтернативные и веселые способы, как научить ребенка буквам.

Любой ответ на вопрос – в книге

Конечно же, сейчас есть интернет, в котором есть ответ на любой вопрос, есть ютуб, где вас научат делать что угодно и дадут мастер-класс. Однако, если вы хотите мотивировать ребенка к чтению, лучше завести правило искать ответы в книгах. Хотите завести щенка? Купите книгу о породах собак, их дрессировке. Дети идут в новую школу? Подыщите им литературу, где герой попадает в схожие условия. Постарайтесь показать детям, что чтение может помочь в любой жизненной ситуации – если ты грустишь или взволнован или просто хочет научиться чему-то новому. Подсуньте нужную книгу с записочкой, вроде “Кажется, ты скоро станешь старшей сестрой. Эта книга поможет тебе подготовиться к новой роли. С любовью, твоя Книжная Фея!”.

Советы экспертов: как учить алфавиту

Родители постоянно ищут новые быстродействующие способы выучить алфавит с ребенком, но быстро не значит качественно.

Дополнительная информация! Для комфортного изучения, следует не забывать про особенности физиологии и психологии детей (возраст и особенности его мышления).

Малыш учится

Зачем учить ребенка алфавиту?

Алфавит — основа всех языков. Это строгое последовательное построение букв, которое является ключом ко всем документам и книгам.

Знание алфавита ничего не даст маленькому ребенку. Он может легко заучить его, но читать при этом не научится. Лучше оставить алфавит для начальной школы, где он нужен, а с малышом заучить буквы без строгой последовательности.

В каком возрасте дети должны уже знать все буквы?

Необходимый уровень развития мозга для чтения обычно сформировывается к 5 годам, реже к 4-5. Поэтому нет смысла пытаться заставить ребенка читать в более раннем возрасте. Лучше расширить кругозор, развить речь и произношение, научить правильно ставить вопросы и приучить давать ответы.

Учет возрастных особенностей при знакомстве с буквами

У маленьких детей доминирует наглядно-действенный тип мышления, а по достижению пяти лет, мозг начнет активно воспринимать знаковые изображения и абстрактную подачу информации.

Обратите внимание! До 4 лет малыш должен выучить базовые знания для комфортной дальнейшей жизни. Он акцентирует свое внимание социальной связи с миром, поэтому не рекомендуется нагружать его излишней и сложной информацией, доводя до слез

Изучение алфавита

Любые занятия с малышом, это увлекательная игра

Малыши не могут концентрироваться на одном занятии больше 10-15 минут, поэтому длительность стоит ограничивать, иначе внимание рассеивается, и ребенок перестает усваивать новую информацию. Стандартный академический урок не подходит малышам, поэтому стоит стараться преподносить любое обучение, как ненавязчивую игру, которая будет ему интересна

Лучше использовать разнообразные задания:

Стандартный академический урок не подходит малышам, поэтому стоит стараться преподносить любое обучение, как ненавязчивую игру, которая будет ему интересна. Лучше использовать разнообразные задания:

  • стихи;
  • песни;
  • скороговорки и загадки.

Обратите внимание! Это обеспечит ребенку погружение в процесс и облегчит восприятие новых знаний

Дидактические игры для изучения алфавита

1. Волшебный круг

Потребуется:

– большой круг, по периметру которого наклеены картинки в алфавитном порядке;

– буквы из картона на прищепках.

Задача ребёнка – подобрать буквы к картинкам, прикрепив букву к нужному изображению.

*Более интересный и сложный вариант работы – подобрать загадки к каждой картинке.# Малыш должен сначала отгадать загадку, потом определить первую букву в слове-ответе, затем найти соответствующую картинку и букву. Чтобы интерес к игре не терялся, загадки можно менять.

2. Лото

Игра происходит как обычное лото, только вместо цифр – буквы. Ведущий достаёт из мешка буквы, играющие ищут у себя совпадения. Выигрывает тот, кто первый заполнит свою карточку.

3. Накорми игрушку

Потребуется любимая игрушка ребёнка и «еда». На карточках в форме яблок изображены буквы. Ребёнок берёт из кучки букв любую, если он её называет, игрушка «съедает» яблочко. Ещё занимательный вариант – наклеить изображение животного на коробку с крышкой (подойдёт коробка из-под хлопьев). На месте рта сделать аккуратную горизонтальную щель, куда будут попадать знакомые буквы. Чем больше малыш знает букв, тем больше «съест» животное яблок. Дошкольник будет стремиться запомнить побольше букв, чтобы не оставить голодным зверька или свою игрушку.

*Изучение алфавита можно превратить в увлекательные занятия, которые дошкольник будет с радостью ждать. Формирование положительной мотивации к обучению хорошо повлияет на успешность ребёнка в школе.# 

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Сейчас в текущем разделе «Буквы, алфавит» также читают

Как научить ребенка буквам: выбираем методику по душе

Если папа с мамой отнеслись очень ответственно к воспитанию ребенка в «добуквенный» период его развития, малыш непременно захочет научиться читать, когда достигнет 4 – 5 лет. Существует множество способов, которые подскажут, как научить ребенка буквам. Все что вам нужно – найти методику, которая сможет заинтересовать вашего малыша.

Как научить ребенка буквам: буквы-игрушки

Купите малышу магнитную азбуку. Буквы не должны быть слишком мелкими, также убедитесь, что магниты в них держатся достаточно крепко. Разрешите для начала ребенку поиграть с азбукой: пусть подержит буквы в руках, покажет вам, какая из них ему нравится больше, прикрепит магниты к доске.

1 – 2 буквы в 3 – 4 дня – оптимальная скорость обучения. Когда ребенок уже будет знать около трети алфавита, можно поиграть так: предложите маленькому ученику закрыть глаза и вложите ему в ладошку какую-нибудь букву. Пусть ребенок наощупь попробует догадаться, какую букву держит. Старайтесь сразу соотносить звуки со словами, которые начинаются с этой буквы: «к» — «кот», «колобок», «карлсон». Малышу будет легче запомнить буквы, если вы научите ассоциировать их с его любимыми сказочными героями.

Еще с буквами можно поиграть в прятки: в детской комнате положите магниты возле тех вещей, названия которых начинаются с этой буквы: «л» — лампа, «о» — окно, «к» — кровать. Предложите ребенку найти их.

Как научить ребенка буквам: съедобные буквы

Приготовив сладкое печенье в виде букв, вы доставите огромное удовольствие маленькому сладкоежке: можно и перекусить, и освежить в памяти недавно выученные буквы. Не забывайте, что ребенок познает окружающий мир через тактильные и вкусовые ощущения. Кстати, создание азбуки одним печеньем не ограничивается: сложить буквы можно из конфет, соломки или сухариков.

Как научить ребенка буквам: буквы «хенд мейд»

Буквы любой формы и цвета можно вылепить из пластилина, вырезать из цветного картона, а мастерицы могут сшить мягкую азбуку из ткани. Проявите фантазию и наделите каждую буковку индивидуальной чертой

Неважно, что это будет – глазки, ножки с ручками или разноцветные ленточки – главное, чтобы эти интересные детали понравились и запомнились вашему малышу!

Как научить ребенка буквам: уроки рисования

На плотном альбомном листе нарисуйте контуры буквы, которую вы с ребенком на данный момент учите. Предложите малышу раскрасить рисунок его любимым цветом: это можно сделать карандашами, акварелью или пальчиковыми красками. А если хотите сделать ваше занятие еще более плодотворным, вырежьте из цветной бумаги побольше одинаковых или разных геометрических фигурок. Вместе с ребенком сделайте аппликацию: заклейте пространство внутри буквы этими фигурами. В результате малыш выучит не только букву, но и фигуру.

Как научить ребенка буквам: домашняя песочница

Насыпьте в миску фигурные макароны и крупу разных видов: пшено, гречку, рис.  На картоне нарисуйте очертания изучаемой буквы, пространство внутри буквы покройте слоем клея ПВА. Вместе с малышом «закрасьте» букву крупой и макаронами. Это занятие стимулирует воображение и развивает мелкую моторику рук. В изучении алфавита крупу можно применять как полотно для графических упражнений: насыпьте манку или муку на поднос, а затем покажите ребенку, как интересно рисовать буквы и картинки пальцем.

Как научить ребенка буквам: в семейном кругу

Вы быстро поймете, как научить ребенка буквам, если объясните малышу связь между алфавитом и именами его родных людей. Расскажите ребенку, что у каждого человека есть «своя» буква: «м» — мама, «п» — папа, «и» — Иван. Заведите альбом с плотными листами на пружине, куда будете вклеивать фотографии родни. Туда же можно добавлять фото после совместных прогулок: в зоопарк или цирк, например («с» — слон, «к» — клоун).    Детское ассоциативное мышление тут же сложит образ и букву воедино – учить алфавит будет занимательно и просто.

Как научить ребенка буквам: учимся с героями мультфильмов

Чтобы разнообразить процесс обучения, отыщите в интернете обучающие мультфильмы, где учителями выступают любимые персонажи вашего малыша: Лунтик, тетушка Сова, Смешарики

Однако важно не увлекаться и не перекладывать обучение ребенка на плечи сказочных героев – только непосредственное мамино участие и заинтересованность помогут юному ученику полноценно освоить алфавит

Во время прогулки ребенок узнает и уверенно называет буквы, которые видит на вывесках, плакатах, рекламных тумбах? Можете считать себя асом в вопросе, как научить ребенка буквам! Вы справились!

Советы и рекомендации

Основные рекомендации заключаются в том, что обучение ребенка азбуке должно проходить в максимально естественной обстановке, без принуждения и насилия. Родитель должен быть тонким психологом, понимающим своего ребенка, его желания и возможности.

С ребенком в возрасте 5 лет не всегда легко договориться, но можно прибегнуть к игровой форме обучения, которая поможет освоить алфавит

Если ребенок отказывается изучать, то значит ему это не интересно, задачей родителей в таком случае становится убедить ребенка в важности знаний

При категорическом отказе ребенка изучать буквы, играть в специальные игры, стоит на некоторое время отступить и подождать, когда ребенок будет готов к процессу обучения.

Не нужно никогда сравнивать своих детей с другими, каждый ребенок индивидуален, особенный, имеет свои темпы развития, нередки случаи резкого скачка развития детей после длительного «застоя».

Какие методы изучения использовать?

Их существует немало. Тут все зависит от возраста, склонностей и особенностей самого ребенка. Разным деткам могут подойти разные варианты:

    • Обучающее видео с элементами занятий в сказочной школе, приключениями, мультиками, песенками, стихами. Кроме того, есть специальные обучающие компьютерные приложения.
    • Обучение через творчество. Изучаемую букву можно рисовать, раскрашивать, украшать, лепить, выкладывать из палочек, мозаики, конструктора или круп.
  • Приключения букв. Здесь все дело в воображаемом оживлении, олицетворении. Фонемы можно приобрести в виде магнитных букв, вылепить из соленого теста, сшить мягкие игрушки. Пусть они знакомятся, ходят друг к другу в гости, играют в прятки, спасают друг друга от злого Буквоежки и т. д.

  • Игрушка-помощник. Любимая игрушка ребенка может также помогать малышу: находить изученные буквы в букваре, показывать «неправильные» буквы, давая ему возможность назвать их правильно, прятать, спрашивать, что это за фонема, какие слова с нее начинаются, шкодить с буквами, вызывая у маленького ученика бурный восторг…
  • Использование любимых занятий малыша. Если ему нравится рисовать – рисуем изученное, лепить – лепим, играть в кукол – подключаем к игре кукол, нравятся машинки – катаем букварь или отдельные карточки, фигурки на машинке, нравятся прятки – прячем их и т. д.
  • Авторские методики. На сегодняшний день самыми популярными из них являются методики Монтессори, Домана, Зайцевых.

Нужные рекомендации

Важно не только пробудить интерес малыша к изучению азбуки, но и не отбить его при дальнейшем обучении. Для этого полезно придерживаться следующих правил:

  • Начинайте с простых гласных, так малышу будет легче. Сложные гласные, состоящие из двух звуков, оставьте напоследок.
  • Изучайте именно звуки, а не буквы. Иначе у ребенка в голове начнется путаница, и ему будет очень сложно научиться потом соединять их в слова.
  • Не учите звуки в алфавитном порядке. Ребенку будет легче сначала выучить более простые, встречающиеся в речи наиболее часто, и те, которые он произносит легко.
  • Не гонитесь за количеством изученного в единицу времени. У каждого ребенка своя скорость усвоения информации. Давайте ему необходимое время.
  • Занимайтесь понемногу – 10 минут ежедневно будет вполне достаточно. Но – ежедневно! Систематичность – залог успеха.
  • Не привязывайте занятия к определенному часу. Начинайте их, когда ребенок максимально на это настроен. Иначе он привыкнет к «режимному» обучению, а это может внести элемент «обязаловки» и вызвать ненависть к учебе. Особенно если началась она без особого энтузиазма с его стороны.
  • Внесите элемент приятного ожидания: каждое утро, проснувшись, ребенок может обнаруживать на своем столе, например, альбом с нарисованной буквой, которую собираетесь с ним изучить сегодня, или находить под подушкой соответствующую фигурку в «волшебном мешочке».
  • Не проверяйте знания малыша принудительно. Это должно происходить ненавязчиво: пусть находит знакомые фонемы на вывесках магазинов, коробках продуктов, этикетках, обложках книг…

И последний, пожалуй, самый важный пункт в обучении малышей: каждый из них – абсолютно индивидуален. Сравнивать деток между собой, стараться «подгонять» одних под других ни в коем случае нельзя. Даже если очень хочется «утереть нос» соседскому вундеркинду. У каждого ребенка свои темпы обучения, и пренебрегать ими нельзя, иначе выучить не получится не только звуки.

Как учить буквы – основные советы

Что касается моего личного опыта, то мы начали с дочкой знакомство с буквами примерно в 2,5 года. Никакими современными методиками я не пользовалась и даже не тратила время на их прочтение и освоение. И начиналось все очень ненавязчиво – с постепенного чтения азбуки. Не было никаких специальных уроков по 10-15 минут. Я использовала только вот эти вещи и приемы, которые рекомендую и вам:

Порядок освоения букв

Чаще всего встречаются рекомендации начинать изучение с гласных. А в последнюю очередь осваивать буквы, которые считаются трудными — «Щ», «Ц», «Ч» и им подобные. Можете следовать этому правилу, а можете и не следовать Что касается меня, то я не придерживалась такого принципа. Алфавит мы изучали с дочкой вразброс и первыми были как гласные, так и согласные. На финишную прямую были оставлены лишь «Ы», «Ь», «Ъ».

Произношение букв

Ребенку нужно называть звук, который дает буква, а не ее название согласно русского алфавита. То есть отрывистое «Б», а не «Бэ», короткое «М», а не «эМ». Правильно читать алфавит тоже необходимо, но это можно оставить «на потом» (ближе к 7 годам или уже в самой школе), когда ребенок будет учить алфавит строго по порядку.

Повторение

Не просто называйте букву ребенку, а просите ее повторить. Даже пропевайте звук вместе. Те буквенные знаки, с которыми ребенок уже познакомился, для закрепления можно находить где угодно. Например, идете по улице, видите вывеску «Аптека», спросите, какая буква первая. Купили печенье в виде алфавита, попросите ребенка найти знакомые буквы. Гуляете по зоопарку, спросите между прочим, с чего начинается слово «Павлин» на вывеске.

Постепенность

Ни в коем случае нельзя спешить с изучением алфавита, особенно если вы начали учить рано – с 2-х, 3-х или даже с 4-х лет. Излишний напор с вашей стороны может подавить интерес и стремление к изучению букв. И не забывайте хвалить своего ребенка! Полученный от вас комплимент – это стимул к движению вперед!

Переходите к знакомству и запоминанию следующей буквы только после того, как ребенок твердо запомнил все предыдущие. А чтение и складывание в слоги стоит начинать вообще только после того, как весь алфавит (пусть и не по порядку) ребенок знает, то есть может назвать каждую букву без запинки.

Умеренность

Не стоит перегружать детей подобными занятиями. Все-таки для дошкольников изучение алфавита не является первостепенной задачей

Если вы видите, что малыш через пять минут потерял интерес к освоению новой буквы, переключите его внимание на другое дело. А к алфавиту вернитесь в другой день

Учить буквы с ребенком придется не один месяц, поэтому не торопитесь.

Заключение

Мы подобрали для вас самые эффективные способы изучения букв русского алфавита в игровой форме. Применяя их, вы не только поможете ребенку освоить новые знания, но найдете с ним общий язык, интересно проведете время вместе, обеспечите ему полноценное и разноплановое развитие.

Игровые элементы в обучении очень важны для детей дошкольного возраста. Они развивают воображение, креативность, учат творческому мышлению, а самое главное – помогают не потерять интерес к учебе.

Наталья Соснина

Соавтор и методист обучающего приложения «Читания». С 2016 года совместно с мужем и детьми разрабатывают игру, чтобы сделать обучение чтению интересным и понятным. В основе приложения лежит методика складового чтения Н.А. Зайцева. Свободное время любит проводить с семьёй и путешествовать.

Подробнее о Наталье в VK, Instagram и YouTube-канале «Читания».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий