Для подросших деток
Занятия сюжетно-ролевые для деток от 3 до 4 лет уже более интересные и разнообразные. В этом возрасте крохи обладают знаниями об этом мире. Они способны вплетать в сюжет свой опыт, сюжеты сказок и мультиков, все это делать частью игры.
Вот несколько примеров сюжетно-ролевых забав для такого возраста:
У доктора
Игра увеличивает запас слов, развивает внимание, чуткость, понимание функций медицинских инструментов. Ребенок может быть врачом, игрушки – его пациентами
Пациенты жалуются на болезнь, доктор их слушает, ставит диагноз, назначает лечение. Для этого занятия нужен будет медицинский набор для детей . Прогулка. Цель – обучение малыша выбору подходящей одежды. Развитие мелкой моторики. Еще – запоминание названий предметов одежды и обуви. Сценарий прост – малыш готовит куклу к выходу на улицу, выбирает ей обувь, одежду, называя все предметы. Затем облачает игрушку. Кукле понадобятся костюмы, одежда для разных времен года. День рождения куклы. Ребенок учится расставлять посуду на столе, запоминает названия столовых приборов. Тренируется в навыках внимания, заботливости. Также – расширяет свой словарный запас. Сюжет таков: ребенок выбирает куклу именинницу. Затем готовит праздничный стол, расставляет приборы, отправляет игрушки в гости к имениннице. Можно придумать подарки. Магазин. Цель: ребенок изучает названия товаров, учится планировать покупки, классифицировать их. Расширяет свой запас слов. У него формируется коммуникативная культура. Дошкольник выбирает, кем ему быть – продавцом или покупателем. Затем, если он покупатель, он планирует покупки, идет в магазин, вежливо общается с продавцом.
Видео сюжетно-ролевой игры для детей поход в зоопарк:
Сюжетно-ролевые игры для детей — играем во врача видео
Ролевая игра в дошкольном возрасте – возрастные особенности
Сложно недооценить роль сюжетно ролевой игры в развитии ребенка. Это одновременно стимулирует и развитие интеллекта малыша, его логики и памяти, нахождения взаимосвязи между предметами и людьми. Одновременно происходит толчок в развитии творческого начала у ребенка и дается обильная пища его воображению. Так как ролевые игры детские предполагают несколько ролей и общение между персонажами, происходит общая социализация ребенка и активное развитие речи.
Начинает простая сюжетная игра переходить в игру ролевую примерно с двухлетнего возраста. Если вашему младшему ребенку уже исполнилось два года, то они вместе с первенцем могут создавать собственные сюжеты и с удовольствием играть вместе. В такой игре старший ребенок будет ведущим, а малыш – ведомым.
Если ваш первенец уже готовится к школе, а то и уже и стал учащимся начальных классов, его игры будут уже взрослее и станут более продуманными. Это уже целый воображаемый мир, а не просто сюжетно ролевая игра — старший возраст ребенка сопровождается еще и большим количеством жизненного опыта и багажом полученных знаний о мире.
С возрастом ребенка напрямую связана продолжительность игры. Например, в младший дошкольный возраст сюжетно ролевая игра довольно проста, предполагает совершение трех-четырех действий. Более старший возраст уже предполагает длительный сюжет, который может быть обыгран даже не за один день, иногда такая ролевая игра может длиться неделями, с последующим развитием событий.
Почему дети любят игры с перевоплощениями
Почему дети разных возрастов любят игры с перевоплощениями? Мальчики и девочки вживаются в выбранного персонажа, копируют манеры поведения и поступки, в целом, чувствуют себя другим человеком или сказочным героем.
Что так привлекает ребенка в перевоплощении? Психологи утверждают, что перевоплощение нравится детям потому, что они получают возможность самовыражения и проявления некоторых личностных качеств и чувств.
Ребенок, становясь кем-то другим, меняет голос и походку, совершает несвойственные для него поступки и пробует себя в чем-то новом. Лучше вживаться в образ помогает одежда и атрибуты. Неслучайно девочки любят примерять мамины наряды и обувь, а мальчики берут папины инструменты и аксессуары.
Например, они не думали, что малыш может проявлять инициативу, быть аккуратным, заботливым. Многие дети проявляют лидерские качества и организаторские способности во время игры, а в обычной жизни такого не бывает.
Возможно, именно ролевые игры раскрывают истинную сущность и характер малышей. Поэтому взрослым следует периодически наблюдать за мальчиками и девочками, играющими вместе.
Полноценная сюжетно-ролевая игра
Психолог Лев Выгодский предсказал, что способность детей до 5 лет задействовать воображаемую активность будет самым лучшим показателем будущей академической успеваемости в сравнении с любым другим видом деятельности, включая значения счета и речи.
Причиной этого является способность ребенка регулировать свое социальное поведение.
Дети, разыгрывающие воображаемые сцены, контролируют свои побуждения гораздо лучше, чем в неигровых ситуациях.
Главные составляющие это: планируемая игра, прямые инструкции по использованию роли и тип среды, где выполняются эти инструкции.
План игры
Прежде чем начать необходимо составить план игры, в котором будет описано какая деятельность ожидается в этот день. «Я собираюсь построить дом и быть главным строителем», «Я врач и ко мне приходят больные зверушки на прием» и т. д.
Практика притворства
Дети вступают в игру. Перед этим получают прямые, но не ограничивающие их инструкции о механизмах притворства. Давай как будто у меня заплакал малыш, а у тебя? Что будем делать? (игра в дочки-матери). Мишка пришел к врачу, потому что у него болит лапка, как будем лечить? Затем позволяем детям дать волю своему воображению. После игры с детьми можно обсуждатьновые навыки, знания и проблемы, которые возникли во время игры.
Одна большая игровая комната
Идеальное место — это просторная комната, где в свободном доступе у ребенка есть элементы конструктора, коробки, место для рукоделия, блоки для строительства, одежда для переодевания и т.д. В идеале много времени и пространства для взаимодействия с другими детьми. Комбинации игр в этом случае будут бесконечными. Эта теория больше подходит для садика.
Дидактические игры для дошкольников
Дидактические игры обязательно должны быть частью распорядка дня ребенка, который готовится к школе. Играя целенаправленно, организованно, он учится, получает новые знания, закрепляет и старается применять ранее полученные.
По сравнению с той дидактической игрой, которая была в раннем детстве, у дошкольников она обрастает новыми чертами:
процесс может продолжаться 20 минут, именно на столько ребенок 4-6 лет может концентрировать внимание
во время игры малыш должен задействовать свой словарный запас и пополнять его
в процессе обучения игрой родители уже могут выявить способности ребенка к определенному виду деятельности
игровая обучающая деятельность обязательно должна быть запланированной и последовательной
играя, ребенок развивает: восприятие органами чувств, временное и пространственное восприятие, память, воображение, усидчивость, образное и логическое мышление, моторику, прочее
в такой игре дошкольник становится любознательным
Как и ранее, дидактические игры у детей 4-6 лет бывают предметными, настольно-печаными и словесными.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Что из чего сделано»
Предметы для игры «Что из чего сделано».
Нужно: мешок, небольшие предметы из дерева, резины, пластика, металла, стекла, других материалов
Ход игры: Взрослый складывает в мешок игрушки и прочие предметы. Ребенок должен подойти к мешку, опустить в него руку, выбрать один предмет и охарактеризовать его по таким параметрам:
- размер
- форма
- теплый-холодный
- гладкий – шершавый
В итоге, малыш должен догадаться, что у него в руках и из какого материала оно сделано.
НАСТОЛЬНО — ПЕЧАТНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери куклу на прогулку»
Для дидактической игры «Собери куклу на прогулку».
Нужно: бумажная кукла, одежда для нее, картинки с изображением различных времен года
Ход игры: Перед малышом лежит бумажная кукла-одевайка и различная одежда для нее.
Взрослый предлагает ребенку карточку с тем или иным временем года и говорит: «На улице зима, идет снег. Собери куклу на прогулку!». Малыш должен выбрать ту одежду, которая подходит для зимней погоды. И так далее.
СЛОВЕСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Мастер-загадкин»
Такие карточки подходят для игры «Мастер — загадкин».
Нужно: изображения животных, игрушек, транспорта, фруктов, овощей, профессий, прочее
Ход игры: Перед малышом стопкой изображением вниз лежат каточки. Он должен переворачивать и пытаться придумать загадки об изображенных на них предметах. При этом он опирается на их свойства и характеристики, проводит ассоциации. Например:
- зима – холодно, снег, санки, Новый год
- яблоко – фрукт, сладкое, круглое, красное
- жираф – животное, с копытами, с длинной шеей
Ролевая игра как средство развития коммуникативных умений
Общение в игре спонтанное, школьникам приходится вырабатывать такую модель поведения, которая предполагает формирование следующих коммуникативных умений:
- готовность к сотрудничеству;
- толерантность;
- терпимость к чужому мнению;
- умение вести диалог;
- умение находить компромиссное решение.
В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни. Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях. Проигрывание ситуации несколько раз дает возможность школьникам поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести рефлексию деятельности.
Ролевые игры для детей младших групп (3-4 года)
Малыши раннего дошкольного возраста еще не совсем готовы к серьезным ролям вроде кондуктора, продавца в магазине, учителя и прочих сложных персонажей в играх. За то в своем возрасте они безумно любят новые эмоции. Для детей 3-4 лет можно тоже подобрать множество интересных сюжетно-ролевых игр, в которых подражание соседу, самому себе в отдельных ситуациях – основная задача. Игровые действия носят условный характер, роли чаще всего не называются. Ситуацию в игре ведет взрослый.
Получаем подарки
Цель игры: Научить детей испытывать благодарность. Ее лучше всего организовать во время очередного детского утренника, чтобы был повод получить презенты. Играть в сюжетно-ролевую игру могут даже детки с 2 лет.
Что будет необходимо: Разноцветные коробочки (столько, сколько играет детей), маленькие игрушки разной фактуры.
Воспитатель говорит с приподнятым настроением, что принес подарки для своих любимых ребят. Затем он называет каждого поименно, особо громко отмечая тех, кто «зевает» по сторонам. С каждой коробочкой, наполненной игрушкой, педагог подходит к детям и говорит: «(Имя), этот волшебный подарок для тебя!»
При этом делается небольшая пауза, чтобы дать возможность одариваемому сказать слова благодарности. Если «спасибо» не сказано, стоит поинтересоваться, что же нужно говорить, когда тебе дарят подарки. Если ребенок сам не может ответить на этот вопрос, то ему могут помочь другие члены группы или взрослые.
День рождения у куклы
Цель игры: Дать возможность ранним дошкольникам стать ближе к знаниям о столовом этикете, вежливости, внимательности. В ходе сюжетно-ролевой игры они осваивают новые понятия, касающиеся праздничного стола и сервировки.
Что потребуется: Другие куклы или игрушки, которые могли бы сойти за гостей именинницы, игрушечная посуда (тарелки, вилки, ложки, стаканы, салфетки, ножи), стол, стулья, скатерть для столика.
Поскольку ребята дошкольного возраста уже бывали в роли именинников не раз, они более-менее представляют, что происходит на данном мероприятии. Воспитатель торжественно объявляет, что у куклы сегодня день рождения, и она позвала на свой праздник гостей – именно им будут подражать воспитанники. Им дается возможность составить комплекты подарков, которые они хотели бы преподнести. Затем именинница просит собравшихся гостей помочь ей накрыть на стол. Все ребята должны принимать активное участие. После подготовки гости усаживаются за стол и пьют чай с тортиком. Ролевые игры для детей очень интересны и познавательны.
Постановка сказки
Цель игры: Развитие внимательности, памяти, желания работать в команде.
Что потребуется: Хотя бы очень приблизительный антураж. Например, если сказка будет о репке, то дедке можно вручить какую-то импровизированную палку в виде трости, бабке – повязать платок на голову.
Воспитатель дошкольного учреждения заранее предлагает малышам роли и читает уже известную сказку. Педагог на своем примере показывает, как правильно подражать тому или иному персонажу. Каждый ребенок составляет представление о ходе игры и легко втягивается, уже зная наперед сюжет. Сделав постановку сказки поверхностно для детей младшей группы, вы сможете качественно преподнести ее на каком-нибудь утреннике в следующем году.
Для самых маленьких
Сюжетно-ролевые игры для детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) максимально просты. Уже после года кроха готов к таким занятиям. До трех лет малыши еще не готовы играть вместе с другими детьми. Как правило, они сосредоточены на себе. И общаются только с самыми родными и близкими. Именно поэтому нет смысла собирать их в группы. Лучше, если взаимодействие будет только между малышом и родителем.
Мальчики могут быть водителями, строителями, малышки – хозяюшками, играть с посудкой, укачивать пупсов. Сюжеты, как правило, подсказывают мамы и папы.
Соответственно, наборы игрушек для той или иной деятельности родители должны купить заблаговременно.
Условия для развития сюжетно-ролевой игры
Итак, сюжетная игра – это важно и ценно. Из неё появляется следующая ступенька развития – ролевая игра. Ребёнок не просто возит кирпичи, он уже водитель, строитель… Из этих двух игр — сюжетной и ролевой, — вырастают все остальные: творческие, дидактические разного рода, игры с правилами
Всё-всё приходящее позже вырастает из них
Ребёнок не просто возит кирпичи, он уже водитель, строитель… Из этих двух игр — сюжетной и ролевой, — вырастают все остальные: творческие, дидактические разного рода, игры с правилами. Всё-всё приходящее позже вырастает из них.
Что нужно для развития и обогащения игры?
- Умелый партнёр. Сюжетная игра начинается после года ориентировочно. В этом возрасте партнёром должен быть взрослый. Иногда игру возлагают на старшего ребёнка, но он менее эффективен, особенно если разница в возрасте невелика. Ребёнок ориентирован на взрослого.
- Партнёр на равных после 3 лет. На играх со сверстниками строится умение жить в обществе. Умение взаимодействовать с окружением строится как раз в совместных сюжетных играх
Как придумать сюжет?
Многие взрослые не умеют придумывать сюжеты.
- Играйте в жизнь малыша. Что он делает в быту? Пусть игрушки делают то же.
- Анна Андреева советует брать сюжеты сказок. Обыгрывайте читаемое малышу. Этот приём развития сюжета раньше применяли в детских садах до подготовительной группы. Помнится, читали рассказ Жидкова «На льдине». Кто не знает, рассказ о спасении рыбаков, унесённых на льдине в море. А потом в рыбаков играли. Это называлось «обогащение сюжетно-ролевой игры». Но для малышни лучше начинать со сказок.
- Куда-то ходите, что-то наблюдаете? Обыгрывайте события жизни.
Повторимся: игра – не врождённое умение. Врождённым является желание играть. Появится ли из желания игра – это ещё вопрос. Сюжетно-ролевую игру надо стимулировать, создавая игровые ситуации. Иначе она так и останется в зачаточном состоянии и не станет широкой дорогой развития малыша. Игр будет мало. Они будут невероятно бедные, простые, короткие — эдакие чахленькие росточки.
Развития происходить не будет, потому что содержание игры не будет удовлетворять потребности малыша. Чтобы игра развивалась, нужна помощь. Мало дать игрушки, надо научить в них играть. Сайт Нестандартные дети желает радости совместного творчества.
Условия для сюжетно-ролевых игр в детском саду
Раздолье для ролевых игр дети находят в детских садах. Много детей в группе, где всегда найдутся желающие включиться в сюжет, воспитатели подсказывают новые увлекательные темы, наличие различных тематических атрибутов.
В старших группах игровой материал находится в специальных коробках по темам: «Магазин», «Семья», «Поликлиника», «Космос» и т.д. Куклы, мебель, костюмы, строительный материал, посуда располагаются в игровом уголке и доступны детям в любое время, свободное от обучающих занятий.
Педагог мягко руководит играми детей. Напрямую (организует их) или косвенно без непосредственного вмешательства (обогащая знания детей, обновляя игровые материалы). Нормы и правила, чувства и эмоции, которые необходимо соблюдать детям, играя, находятся в поле зрения воспитателя. Он непременно вовремя остановит конфликтные отношения, напомнит о правилах.
Невозможно преувеличить пользу сюжетно-ролевой игры для ребенка
Не столь важно, в каких условиях дети обыгрывают интересные им сюжеты – дома или в детских садах, – игра учит многому и формирует реальный опыт ребенка
Рекомендуем к прочтению:
Уровни развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.
Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду
В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5—6 человек.
Вышеперечисленные уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.
Исходя из концепции Н. Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице.
Возраст | Характер игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3-4 гола | Отдельные игровые действия, носящие условный характер | Роль осуществляется фактически, но не называется | Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый |
4-5 лет | Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер | Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль | Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию |
5-6 лет | Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей | Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры | Цепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых |
6-7 лет | Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна | Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала | Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми |
Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Н. В. Краснощекова
Ранее опубликовано: Что такое сюжетно-ролевая игра?Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников.
Какие игры понравятся деткам 3-4 лет
Малыши еще не могут придумать сложную постановку с логической цепочкой действий. У них слишком мало жизненных примеров, а еще крохи не умеют заниматься чем-то одним на протяжении длительного времени. Детки обычно показывают несложные действия, повторяя их за взрослыми.
Обычно малыши воспроизводят моменты из бытовой жизни: купают куклу, готовят для игрушек еду, возят пупсов в кукольных колясках, и т.д. Немного позже кроха выбирает какую-то определенную социальную роль, например, становится водителем и везет мишек на воображаемом автобусе в детский сад. Девочки любят превращаться в мам: носят пупсов на руках, укладывают их спать, расставляют игрушечную посуду на столике для завтрака.
К четырем годам игры становятся более разнообразными, интересными. Кроха сам выбирает понравившуюся роль и воспроизводит характерные действия. Какие игры будут интересны деткам 3-4 лет:
«Собираем куклу на прогулку». Малыш должен приготовить необходимую кукольную одежду для прогулки. Он называет каждый предмет гардероба, когда надевает на пупса
Важно, чтобы кроха правильно собрал куклу в зависимости от погоды. Можно задавать наводящие вопросы: «Какого цвета эта курточка? Что нарисовано на шапочке? Будем брать дождевик?». «Супермаркет»
Любимая игра деток 3-4 лет. Можно приобрести игрушечную кассу с пластмассовыми продуктами. В продаже имеются целые наборы для игры в магазин с прилавком, движущейся лентой, кассой, деньгами и даже банковскими картами. Но вполне можно обойтись самодельными нарисованными купюрами, корзинкой, набором пластиковых фруктов и овощей. Дети распределяют, кто будет продавец, а кто – покупатель. Далее «покупатель» выбирает понравившийся товар, складывает в корзинку, подходит к «продавцу». Тот «пробивает» каждую позицию, называет сумму, благодарит за покупку, помогает сложить продукты в пакет. «Визит к доктору». Ребенок перевоплощается в доктора: раскладывает игрушечные инструменты, надевает медицинскую шапочку и ждет посетителей. Он может лечить плюшевых мишек, кукол, маму, сестру или друга. Также можно приобрести набор ветеринара, в котором будут все необходимые инструменты и плюшевая собачкакотик. Маленький ветеринар сможет помочь пушистому другу вновь стать здоровым. «Идем в гости к кукле». Кукла Маша приглашает друзей на чаепитие. Ребенок берет других кукол, игрушечный торт и отправляется к Маше. Перед этим Маша накрывает на стол: расстилает скатерть, расставляет чашки, блюдца. Далее происходит процесс чаепития, где все вежливо общаются, а затем благодарят за гостеприимство.
Интересно: Развитие детей: 3 занимательных приёма от психолога П. Зыгмантовича
Забавы для дошкольников
Во что же можно поиграть дошкольникам 5-6 лет, чтобы был и сюжет, и роли? Здесь нужны забавы чуть сложнее! С последовательностью и взаимосвязанностью событий. С целостным сюжетом.
Исходя из названия игры, родители могут вместе с ребенком распланировать ход событий, придумать четкий сюжет. Определить, какое поведение будет у персонажей
Важно заранее подготовить аксессуары, костюмы. Декорациями могут служить подходящие картинки
Темы могут быть самыми разнообразными, вот их перечень, как пример: «цирк», «в кафе», «в библиотеке», «олимпиада», «школа», «аптека», «путешествие», «в самолете», «плавание на корабле», «Северный полюс», «ковбои» и так далее.
Анализ сюжетно-ролевой игры
С целью выявления эффективности организаторских способностей воспитателя в сюжетно-ролевых играх и корректировки плана дальнейшей деятельности педагог проводит анализ игры.
Протокол составляется по следующим критериям:
- Соответствие темы и содержания игры интересам воспитанников и уровню их игровых умений.
- Соответствие подготовительного этапа возрастной категории детей.
- Описание методов для руководства ходом игровой деятельности, их результативность.
- Какие задачи были реализованы в проведённой игре.
- Оценка деятельности воспитанников:
- средства воплощения ролей (использование костюмов, мимики, жестов, выразительность речи);
- использование атрибутов;
- коммуникативный аспект в игре (взаимодействие с партнёром, помощь, отсутствие конфликтных ситуаций).
- Завершение игры: логический финал игрового сюжета, эмоциональное состояние детей (признаки переутомления, приподнятое настроение, желание в будущем развить сюжет игры).
- Направление последующей работы воспитателя: корректировка/совершенствование методики проведения игры, какими средствами обогатить игровой опыт детей.
Грамотная организация игровой деятельности в детском саду способствует развитию личностных качеств воспитанников. В сюжетно-ролевых играх дети расширяют представления о взаимоотношениях взрослых, формируют первичные профессиональные компетенции, проникаются уважением к труду человека. Дети проявляют инициативность в разработке сюжетов на повседневные и фантастические темы, раскрывают творческий потенциал, перевоплощаясь в назначенную роль.
Что говорят мамы
Мария, мама четырехлетней Даши: «Дочка очень любит играть с куклами. Мы придумываем разные сюжеты: мама выходит на прогулку с ребенком, кормит малыша, купает, переодевает. Так трогательно смотреть, как Даша утром кормит пупса кашей, при этом усаживает его в игрушечный стульчик. Потом в коляске катает по улице, вечером купает в игрушечной ванночке с пеной, укутывает полотенцем. Я считаю, такие игры подготавливают деток к дальнейшей жизни, ведь когда-то Дашенька будет воспитывать собственного ребенка».
Ольга, мама пятилетнего Мирослава: «К сыну часто приходят в гости друзья, и они вместе играют в стройку: возводят здания из кубиков или конструктора. Часто играют в больницу, где кто-то из детей становится доктором, а остальные озвучивают игрушек, которые заболели и нуждаются в помощи.
Как родителям поддержать сюжетно-ролевые игры ребенка?
Роль родителей в процессе игры скорее закулисная. Вы можете направлять ребенка, подавать ему идеи, наблюдать игру со стороны.
Для формирования правильных социальных моделей поведения основная задача родителей – создать условия для комфортной игры. Проследите за тем, чтобы в помещении было достаточно места и ничего не мешало увлеченному погружению в игру.
Если деткам сложно распределить роли самостоятельно – помогите им в этом. Разумеется, если ваш ребенок играет один, вы можете предложить ему подключиться и разнообразить игру, взяв на себя какую-то роль.
Еще одна задача родителей – обеспечить правильные и безопасные декорации для игры: игрушки, ткани, книги, наборы инструментов и другие элементы, которые могут потребоваться детям
Обратите внимание на качественные материалы, которые вы используете для игр.
Виды сюжетно-ролевых игр:
1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.