Бальный этикет

Общий этикет

1. Без перчаток на бал появляться нельзя. Если вы замечаете, что они часто рвутся, то берите с собой вторую пару, ну или оставайтесь в порванных, но ни в коем случае не с голыми руками. Голые руки потеют.
2. Будьте вежливыми и предупредительными, внимательными и галантными. И ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Иное невежливо.
3. Если познакомились с кем-то в хорошие для этого человека времена, то забыть о нём в плохие — невежливо. Поэтому, здоровайтесь со всеми знакомыми. Зато о делах можно и не говорить…
4. Если дама подходит к сидящим, то кавалеры встают и не садятся до тех пор, пока дама не отходит или не садится.
5. В зал семья входит по старшинству: отец с матерью, замужние сёстры, девицы.
6. Перед дамой открывают двери, её пропускают вперёд всегда. Младшие пропускают старших вперёд.
7. Прежде чем иметь дело с незнакомым человеком, он должен быть вам представлен общим знакомым.

При прибытии на бал с опозданием сначала нужно приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми (последних можно приветствовать кивком головы).
На танцы можно приглашать заранее (в том числе и на балу). Однако на бал учтиво приезжать, обещав заранее не более трех танцев.
Главный в танцевальном зале — распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале.

Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером.
Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.
Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно. Кроме того, дамам следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу — это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи.
Громкий смех, шумная ссора, грубые слова, нескромные взгляды, в общем, все, что расходится с законами красоты, должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к кавалеру должно быть всегда размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать кавалерам, пригласившим их на танец, — признание, достойное любого внимания.
Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и соблюдать приличия; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других — предметом, достойным жалости.

Бальный этикет 19 века

Доброжелательность, внимательность, галантность, вежливость, учтивость и предупредительность – вот главные составляющие бального этикета девятнадцатого века. К балу готовились серьёзно. Хозяева тратились на оформление зала и угощение для гостей. Гости – на наряды и выезды.

Дресс-код был строгим и должен был соблюдаться неукоснительно. У мужчин – фрачная пара с белыми перчатками. У женщин – модное бальное платье с букетиком цветов, обнажённые плечи, а также длинные, в тон платья, перчатки, веер и бальная книжечка с перечнем танцев, напротив которых заносилась фамилия кавалера, с которым дама согласилась танцевать.

На балах XIX века запрещалось быть мрачным, выражать неудовольствие, танцевать с одним партнёром или вообще не танцевать. Дамы не должны были выглядеть нескромно и ревновать. Мужчина обязан был быть хорошим танцором и исполнять все желания дамы.

Бал – не просто развлечение. Это прекрасная возможность для интересного отдыха, для знакомства и общения, для наслаждения музыкой и танцами. А бальный этикет поднимает бал на ступень красивых и благородных праздников. Стать участником бала может каждый. Для этого надо только любить танцевать, быть интересным собеседником и уважать людей и созданные ими правила бального этикета.

Общие правила поведения на балу

Сегодняшние правила приличия на российских балах – реконструкция бальных правил девятнадцатого века. Современное отличие первых от вторых заключается лишь в отключении сотового телефона.

Улыбка – визитная карточка каждого гостя. Улыбкой и добрыми словами приветствуются распорядители бала. Мужчина пожимает руку хорошо знакомым людям, кланяется дамам и малознакомым. Его спутница дарит поклон всем. Приветствия совершают, не поворачиваясь спиной к залу.

У входа не задерживаются во избежание ненужного скопления людей, спокойно проходят в зал, осматривая его убранство и негромко разговаривая. Дамы могут занять свободные места на стоящих вдоль стен скамьях, мужчины – собраться небольшими компаниями.

Нельзя ни в начале, ни во время бального вечера:

  • искать опору у стен, колонн, дверей,
  • прятать в карманах руки,
  • громко разговаривать, выяснять отношения, скандалить,
  • принимать пищу и курить там, где танцуют,
  • не танцевать.

Все женщины на балу – это дамы, все мужчины – кавалеры. Кавалер постоянно заботится о даме, помогая ей снять пальто, подавая выбранные ею напитки и закуски, ограждая от толчков во время танца. В даме ценится скромность, умение вести беседу, доброжелательность и душевное равновесие.

Жеманство и кокетство на балу не поощряется. В старину считалось, что таким образом женщины выставляют себя на посмешище, вызывая жалость за убогость своего поведения.

Ведёт программу бала его ведущий или распорядитель, чьи указания не оспариваются и выполняются всеми гостями. Он следит за регламентом бала, объявляет (если есть в программе) о начале концерта, об условиях лотереи, о перерыве на ужин. Распорядитель контролирует танцевальную активность всех гостей, поэтому может попросить кого-нибудь из кавалеров пригласить на танец засидевшуюся даму.

Современные балы

Современный бал – красивая и элегантная альтернатива дискотекам и ночным клубам. Бал – это всегда торжество, всегда праздник. Посвящённый какой-нибудь дате, событию, теме, он готовится не один день. Рассчитывается количество участников, оформляется помещение, разрабатывается танцевальная программа, проводятся специальные занятия по обучению танцам и правилам поведения на балу.

60 тысяч роз используют ежегодно для декорирования Венского бала.Танцоры, открывающие бал, проходят через кастинг. Репетиции с участниками бала под живой оркестр длятся несколько часов.

  • Пушкинские балы в Санкт-Петербурге,
  • Кремлёвский Церемониальный бал в Москве,
  • бал работающей молодёжи в Новосибирске,
  • офицерский Севастопольский бал,
  • балы выпускников по всей стране –

всё свидетельствует о том, что балы становятся востребованными событиями в культурной жизни страны.

Категории балов

Все современные балы можно разделить на три категории:

  1. Исторические балы, цель которых – воссоздание атмосферы конкретной эпохи. Всё подчинено главной цели: убранство зала и прилегающих помещений, бальные платья дам и фраки кавалеров, старинные танцы и манеры.
  2. Ролевые балы, для которых в рамках игрового антуража шьются костюмы, подбирается макияж, аксессуары для сходства с персонажем (ролью) книги, кинофильма, игры.
  3. Общественные балы, которых год от года становится всё больше. Они могут быть:
  • благотворительными;
  • статусными (балы золотых медалистов, студентов, охотников);
  • праздничными (Рождественские, к городскому событию);
  • тематическими (лесной, осенний, латино-американских танцев);
  • семейными (бал Шереметьевых, династии Кузнецовых);
  • детскими.

Балы бывают открытыми и закрытыми. На первый можно купить билет. Закрытый бал предназначен для тех, кто получил специальное приглашение.

Дресс-код – бальные платья

В приглашении или анонсе всегда оговаривается форма одежды – дресс-код. Он устанавливается исходя из категории, к которой относится бал. Для исторических и ролевых балов шьются наряды, соответствующие указанной эпохе или роли.

На общественных балах для мужчин приемлемы и чёрный фрак, и тёмных оттенков смокинг. Непременные атрибуты:

  • белый галстук-бабочка,
  • чёрные туфли,
  • перчатки.

Бальные платья женщин – длиной в пол, из струящейся ткани любого цвета. Но белые оттенки предпочтительней для молодой особы, впервые принимающей участие в торжествах. Современное бальное платье – союз грации, элегантности, моды. Юбка – свободная, не мешающая танцевать, без разрезов. Скромное декольте, оголённые руки. Волосы, убранные в причёску. Обязательные аксессуары и элементы одежды:

  • драгоценные ювелирные украшения,
  • туфли с закрытым носом и на каблучке,
  • длинные, выше локтя, перчатки,
  • чулки,
  • маленькая сумочка.

Приглашение на танец (ангажемент)

Танцевать приглашает (ангажирует) только мужчина, поклонившись и задав даме вопрос: «Вы разрешите пригласить вас на танец?». Если дама согласна, она наклоняет головку и говорит слова одобрения («хорошо», «я рада», «с превеликим удовольствием» и т.п.)

Отказать в танце дама может в следующих случаях:

  1. Обещала танец другому.
  2. Кавалер снял перчатки .
  3. Устала, хочет отдохнуть.
  4. Уже танцевала с ним трижды.

По правилам этикета первый танец мужчина танцует с той, с кем пришёл на бал. Далее он имеет право один раз станцевать с любой девушкой, два раза – со знакомой, три – с подругой, большее количество танцев – только с невестой или женой.

По существовавшим ранее правилам, мужчина, пригласивший на танец девицу более трёх раз, обязан был, как благородный человек, на ней жениться.

Если же кавалер танцевал с замужней дамой, четвёртый и последующий танцы портили её репутацию навсегда.

Правила поведения во время танца

Кавалер подаёт даме правую руку, дама вкладывает в неё пальчики левой и пара занимает место среди танцоров.

Танец начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы.

Во время танца дама находится по левую руку партнёра.

Пара смотрит друг на друга, а не под ноги.

Кавалер подстраивается под шаги дамы, а не наоборот.

Во время танца партнёры не прижимаются друг к другу, но и не отдаляются слишком сильно.

Серьёзных разговоров не ведут, но шутка или комплимент уместны.

Если пара сбивается с ритма, она смещается к середине, предоставляя вести танец более опытным танцорам.

Между танцующими парами должно быть не менее метра. Если места не хватает, параллельно первой образуется вторая линия танцоров.

Когда танец закончится, кавалер поклоном благодарит даму за танец и провожает туда, куда она попросит. Прежде, чем отойти, обязательно благодарит поклоном ещё раз.

И в старину не хватало кавалеров.

Поэтому в правилах звучали призывы: не задерживать возле себя мужчин, дать возможность для общения с ними и другим дамам.

Этикет для дам

Девица должна являться на бал в сопровождении своей матери или какой-либо другой почтенной дамы, которая служит ей как бы руководительницей на светском пути. Допустимо являться и с отцом, но лучше — под женским руководством.
Молодая дама не должна являться на бал без мужа или, в его отсутствие, без подруги и её мужа.

Будьте скромны, благовоспитанны, умейте поддержать светскую беседу остроумными замечаниями и вопросами. Сохраняйте ровное и доброжелательное настроение. Улыбайтесь, даже если вам ооочень плохо!

Назначение веера — навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. Молодые, очень живые дамы должны еще заметить себе, что не годится терять цветы из волос или с платья и куски самого платья и его отделки. Это всегда указывает на несдержанные, резкие движения и недостаток аккуратности и скромности.

Приглашение на танец можно отклонить, только если:
* танец уже обещан;
* дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;
* дама хочет пропустить танец — не танцевать, а отдохнуть;
* приглашающий кавалер без перчаток.
В любом другом случае дама обязана принять приглашение. Если дама отказала, не назвав причины, предполагается, что она пропускает танец.

Приглашение на танец
1. НИКОГДА НЕ ПРИГЛАШАЙТЕ КАВАЛЕРА САМОСТОЯТЕЛЬНО!
2. Если вас пригласил кавалер на танец заранее, то вы должны поблагодарить реверансом и запомнить танец. Лучше записать в бальную книжечку, а не полагаться на девичью память.
3. Если вы приглашены на танец, который будет совсем скоро, то не удаляйтесь от бальной залы, чтобы кавалер не бегал и вас не искал.
4. Если вы отказали в танце одному кавалеру, и не по причине того, что уже приглашены, то вы не имеете права танцевать этот танец с другим. Это кокетство самого дурного тона.
5. Если вас приглашают сразу два кавалера на один танец, то лучше отказаться от танца, сославшись на усталость.
6. Если вы случайно обещали двум кавалерам один танец, то опять же сошлитесь на усталость и откажитесь его танцевать.
7. Если вы обещали танец, но забыли про это, то вы обязаны пообещать пострадавшему кавалеру любой другой танец на его усмотрение.
8. Неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой или очень близким родственником, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд

Впрочем, даже если это брат или отец, всё равно как-то странно смотрится… Если вы замечаете, что один кавалер приглашает вас слишком часто, то поблагодарите и откажитесь с некоторой холодностью или деликатно посоветуйте ему обратить внимание на других дам.
Иначе ждите сплетен

Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале.

Во время танца
1. После реверанса кавалеру, коснитесь предложенной руки только пальчиками. Не надо на нее опираться всем весом.
2. На все поклоны кавалера отвечайте реверансами.
3. Смотрите на кавалера, поддерживайте светский разговор.
4. Старайтесь сгладить или не заметить ошибок партнера, не падайте в обморок, если сами ошиблись.

После танца
1. Сделайте реверанс, положите пальчики на предложенную руку, скажите, куда вас отвести. На нужном месте поблагодарите кавалера. На все его вопросы отвечайте вежливо, но не задерживайте подле себя надолго. Не лишайте других дам кавалеров.
2. Не давайте кавалеру на сохранение веер или платок, потому что это может служить доказательством, что вы приглашаете его остаться рядом с собой, а это признак дурного тона.

Хвалиться количеством приглашений невежливо.

http://milady-elana.diary.ru/p40893098.htmhttp://trianon-studio.ru/razd/school__/3/9.htmhttp://www.alveare.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=17&Itemid=

Надо бы про разъезд с бала ещё добавить.

Классификация балов

Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности. Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России. Карл Борж. Придворный бал в Николаевском зале Зимнего дворцаНо светская молодежь предпочитала посещать московские – гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек. Такие балы предоставляли возможность веселиться от души. Бал – настоящая находка Для юных франтов и для дам; Его с восторгом ждет красотка, Он праздник пасмурным отцам. Чтоб дочка куколкой оделась, Хлопочет опытная мать, А чтоб она не засиделась, Везет ее потанцевать. (Ф.Кони) Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых. Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», – писал Пушкин. Владимир Первунинский. Под звуки вальсаОбщественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов – семейные. Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А.Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею. Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя. Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.

Скоро бал

Приглашения на бал посылаются, по крайней мере, дней за десять до бала, и должны быть приняты или отвергнуты в первые два дня по получении. Как это пересчитывать на время игры, пока неизвестно.

Не забудьте, на балу поят прохладительными напитками и даже немного кормят. И это должно быть. Пусть кавалеры таскают дамам напитки и угощения

На бал нужно являться изящно одетыми и обязательно в перчатках. Запасайтесь перчатками, уважаемые дворяне и состоятельные горожане!
Ещё советую готовить симпатичные записные книжки, потому что помнить, какие танцы свободны, с кем сколько танцевала ты, и сколько вон та девушка (- Уже пятый танец с каким-то красавчиком! Они что, уже помолвлены? — Что ты! Это же её брат, второй, который в армии служит, вчера приехал… ах!), в голове точно не удержится. А ещё надо писать записочки…

Неприлично являться на бал в глубоком трауре, но в конце траура — допустимо. Снять траур для того, чтобы явиться на бал, а на следующий день вновь облечься в траур было бы крайне предосудительно.

Очень советую не только знать «свою» часть правил этикета этого раздела, но и хотя бы отчасти, представлять «противоположную». Потому что получаются вполне предсказуемые несколькоходовки… и возможность поймать на невыполнении обязательного действия, если что-то не так.

Если вы новичок

Подготовка к балу начинается за несколько месяцев. Его организаторы проводят предварительное обучение новичков танцевальному этикету и танцам, предусмотренным программой бала. Изучаются манеры, правила поведения, основные танцевальные фигуры и схемы . Искусством исторических и современных бальных танцев можно овладеть на специальных курсах или в бальных студиях и школах. Однако настоящим знатоком бальных движений можно стать только на практике.

Воспитанные гости бала не позволят себе заметить неточности в исполнении танцев или огрехи в поведении дебютантов. Воспитанные новички, начинающие бальную практику, не позволят себе быть помехой гостям бала, наблюдая за ними, перенимая манеры, и танцуя с удовольствием в середине или в последних рядах танцующих.

История балов

В России балы начали устраивать по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Не сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. И танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. Широкие юбки и высокие каблуки исключали быстрые танцевальные шаги, однако позволяли принимать различные позы, образуя изящные картинки. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев.Ассамблея при Петре I. 1858. ХЛЕБОВСКИЙ Станислав. Холст, масло.

Осваивалось танцевальное искусство медленно. Читаем у А. Пушкина в повести “Арап Петра Великого”: “Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее”.

Петр следил за проведением ассамблей. Нарушителей правил Петр заставлял в виде наказания выпивать одним махом “Кубок большого орла”. Порядок, заведенный на ассамблеях, отличался от европейского бального этикета, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучились к новым обычаям, светскому общению, вежливым манерам.Дементий Шмаринов. Иллюстрация к роману «Петр I» А.Н.Толстого.

После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. Вместо шашек и шахмат играли в карты. Мастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались по особым случаям.

Кроме императорской семьи на балах присутствовали придворные чины, дипломаты, знатные иностранцы, чиновники высших четырех классов согласно “Табеля о рангах”. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры – по два человека от каждого полка, офицеры приглашались как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и дочерьми.Владимир Первунинский – Светский раут

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий