Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука С

При артикуляции звука [ с ]

  1. Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
  2. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
  3. Зубы сближены или сомкнуты
  4. Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  5. Голосовые складки разомкнуты.
  6. Звук с глухой.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для развития напора воздуха.

1) Набираем в лёгкие воздух, с силой начинаем дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Ощущаем резко бьющуюся холодную струю, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторяем упражнение.

2) Высовываем язык, чтобы он спокойно, не напрягая лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и слегка нажимаем для образования канавки. Губы округляем, но не напрягаем. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдуваем воздух, раздувая щёки. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторяем упражнение.

3) Проделываем предыдущее упражнение без использования палочки.
Упражнение для губ. Растягиваем губы в улыбку до предела и удерживаем их в напряжённом положении какое-то время. Зубы смыкаем. Повторять упражнение.

Как правильно научить ребенка произносить звук «Ц»

Если в речи уже присутствуют звуки «С» и «Т», можно смело приступать к постановке «Ц». Используйте слухо-зрительный прием, который заключается в прослушивании изучаемого звука в слогах и сопоставлении с другими согласными (палец — лес, ац — ас, цветы цветут — свет светит).

Изучаем букву «Ц»: попросить ребенка повторить предложенные слова (птенец, цветок, заяц, кузнец, синица, цех, гонец), словосочетания (цокот копыт, народный танец, смелый боец, отец поцарапал палец, певец вышел на сцену, в конце пути).

Как только у ребенка получилось произнести звук «Ц», следующим шагом является автоматизация. Чистоговорки, забавные стихотворения и потешки — это лучшие помощники логопеда в таком процессе.

Ец-ец-ец — прискакал гонец.

Ец-ец-ец — в гнезде сидит птенец.

Ца-ца-ца — стоит Маша у крыльца.

Ца-ца-ца — у веревки два конца.

Цо-цо-цо — на руке блестит кольцо.

Цо-цо-цо — у Кати милое лицо.

Цы-цы-цы — на огороде огурцы.

Цы-цы-цы — за детьми пришли отцы.

Цу-цу-цу — это платье вам к лицу.

Цу-цу-цу — я споймала курицу.

Мы по азбуке шагали,

Сейчас учим букву Ц,

Это звук стоит в начале,

В середине и в конце.

Слоги с буквой Ц изображенные на карточках для игрового обучения.

Два эффективных логопедических упражнения

Логопеды применяют два самых популярных упражнения для того, чтобы поставить правильное произношение. Их нужно делать после того, как выполнена артикуляционная гимнастика для свистящих звуков, которая указана выше.

Первым является такое упражнение, которое помогает поставить произношение. Для этого необходимо вспомнить вместе с ребенком звук, который издает насос для надувания мячика или резинового матраса. Затем малышу нужно попытаться воспроизвести что-то похожее.

Для этого необходимо взять в руки зеркало, сделать широкую улыбку, челюсти плотно сомкнуть, сделать выдох, и начать дуть, произнося звук, напоминающий свист насоса.

Второе упражнение применяется, когда у детей наблюдаются выраженные дефекты при воспроизведении звука «Ц», «З», «С». Например, когда ребенок заменяет эту букву на другую либо слишком смягчает произношение в словах, где это не требуется. Это упражнение позволит подкорректировать потоки воздуха и правильно установить язык.

Выполнять упражнение следует таким образом:

  • Широкий язык расположить за нижней челюстью, положить на него первую фалангу указательного пальца (лучше использовать ватную палочку).
  • Закрыть рот, прикусив немного палец зубами (палочку).
  • Губы растянуть в улыбке, чтобы зубы показывались до клыков.
  • Напрячь язык, края его поднять с двух сторон и тянуть к уголкам губ.
  • Зафиксировав такое положение, нужно попробовать просвистеть, делая сильный и глубокий выдох.

Также следует отработать полученный звук «С» совместно с гласными в составе слогов. Сначала должен идти гласный звук, а потом «С». Для этого нужно сначала воспроизвести гласный звук, а затем положить палец в рот и сделать упражнение, описанное выше.

Способы постановки звука С и Сь

Карточка назначения логопеда содержит множество методов обучения после подготовительного этапа. Основные из них:

Путем подражания. Один из самых простых способов выступить на сцене. Взрослый и ребенок стоят перед зеркалом. Родитель или специалист показывает ребенку, как расположены органы речевой системы при воспроизведении фонемы. После кроха просят повторить. Вот как можно выполнять совместные упражнения.
Механический метод. Выполните с зондом. Кроха просят растянуть губы в улыбке. Кончик языка касается нижней челюсти. После ребенка просят подуть. Воздух должен поступать к кончику органа. Во время выпуска воздушной струи центр язычка слегка прижимается щупом, образуя канавку. Инструмент продвигается в пределах 2 см, после чего он прижимается и перемещается с различной силой на орган во время выпуска воздуха. Кроме того, специалист определяет, в какой позиции слышен звук «С». Результат закрепляется регулярными тренировками. Затем зонд постепенно удаляют, автоматизируя изолированное произношение.
Высказывание из фонем «Т» и «Т». Рот малыша приоткрыт. Зубы не сомкнуты. Ребенок издает звук «Т» на выдохе. Вы услышите «Шшшш». После малышу предлагают растянуть губы трубочкой и на выдохе продолжать играть «Т». Вы услышите свисток «С». Звук «S» произносится аналогично мягкому «T».

Производство фирмы «Ш». Ребенка просят сказать «Ш». Но язык надо выталкивать вперед. Получается неправильный звук «С»

После занятий ребенок поймет, как правильно произносить фонемы.
Постановка из «Фа» При игре на «Фа» важно следить за тем, чтобы воздух выходил из губ.

Вы можете выбрать один из способов или применить несколько одновременно.

Постановка звука Сь

Когда проигрывается этот звук, обнажаются зубы. Они ближе друг к другу, но не замкнуты. Язычок подчеркнут на нижней части десны. Орган находится под напряжением. Струя воздуха направляется на передние резцы.

Постановка выполняется с использованием звука «C». Кроху просят произнести твердый звук в сочетании с гласными, дающими смягчение («ИСИ»). В этом случае фонема «Я» должна воспроизводиться как можно выше в высокой тональности с акцентом и в быстром темпе.

Какие способы существуют при сигматизме

Настройка звуков «s», «z» и «c» в сигматизме осуществляется несколькими способами. Их выбирают исходя из характера отклонения. Сигматизм — это искажение произношения звука «с». Характер происхождения патологии определяется в кабинете логопеда. Возможные причины сигматизма включают:

  • неврит;
  • отклонения восприятия;
  • аномальное развитие челюстно-лицевого аппарата;
  • недавно выпавшие молочные зубы;
  • нарушения образного мышления.

Чаще всего исправляют воспроизведение звука с помощью упражнений, но в некоторых случаях может потребоваться механический метод воздействия. Комплекс артикуляционных упражнений в каждом индивидуальном случае будет разным.

Межзубный сигматизм

Отклонение характеризуется неправильным положением языка между зубами. Он упирается в края верхних или нижних резцов, что является препятствием для прохождения воздушного потока. «C» в этом случае заменяется на «t». Основной причиной такого нарушения считается неправильное построение разговорной речи родителей с ребенком. Вероятность межзубного шума снижается при необходимом взаимодействии ребенка и взрослых.

Для правильного произношения свистков прибегают к имитации. В этом случае ребенок пытается повторить за взрослым. Если этот метод не дает результата, постановку проводят механическим способом.

Боковой сигматизм

Нарушение речи при боковом сигматизме сопровождается недостаточной активностью мышечной ткани по бокам языка. Кончик органа при попытке произнести звук упирается в область альвеол. Речь становится полностью размытой. Наладить произношение звука помогает серия специальных упражнений. Среди наиболее эффективных:

  • чередование надувания и втягивания щек;
  • максимальное раскрытие и закрытие челюсти, пока язык находится в задней части рта;
  • длительная имитация жевания с закрытым ртом;
  • вращение языка в предзубной области при приоткрытой пасти;
  • аспирация струи воздуха через трубку, полученную от языка.

Носовой сигматизм

Носовой сигматизм развивается из-за неполного закрытия задней стенки глотки мягким верхним небом. Это происходит при поражении нервной системы или при появлении трещин на небе. Упражнение, связанное с излучением звука «ф», помогает справиться с этой формой отклонения. Ребенку следует поместить самую широкую часть языка между нижней губой и верхними резцами. С этой позиции произносится звук «ф». Между тем, язык следует постепенно удалять с зубов.

Призубный парасигматизм

Одна из причин паразигматизма прорезывания зубов — неправильное прикусывание зубов. Для формулировки речи в этом случае практикуются логопедические упражнения

Особое внимание уделяется тактильным ощущениям ребенка и правильному расположению органов сочленения. Первоначально выполняется мягкая настройка «sm»

Работаем над дыханием. Для этих целей малыш подносит руку ко рту и направляет на нее струю воздуха, предварительно сделав глубокий вдох. Если вы можете сказать «с», вам не нужно завершать урок. Необходимо закрепить результат, периодически повторяя упражнения.

Упражнения и чистоговорки на постановку и закрепление С и СЬ

Звук лучше всего ставить от звука при условии, что с этим звуком у ребенка все в порядке. В качестве подготовки к работе над можно отработать артикуляцию , т. к. положение очень близкое.

Проартикулируйте с ребенком долгий с переходом в слова: и-збушка, и-люшка, и-грушка и т. п

Уделите внимание точной артикуляции.
Вы называете слово в единственном числе, ребенок – во множественном: горшок-горшки, кулёк-кульки, станок-станки, конёк-коньки и т. п. Последняя «и» проговаривается тщательно.
Поработайте с картинками, на которых изображены предметы на «и»: ириска, Индия, индюк и т

п. Вы показываете, ребенок называет.

Последняя «и» проговаривается тщательно.
Поработайте с картинками, на которых изображены предметы на «и»: ириска, Индия, индюк и т. п. Вы показываете, ребенок называет.

Теперь вы готовы перейти непосредственно к постановке произношения. Постановка звука может быть начата с выработки правильного воздушного потока, который должен проходить посередине языка. Попросите ребенка слегка высунуть язычок и несильно подуть на него. Если во время этого упражнения постепенно растягивать в улыбку углы губ и отодвигать язычок глубже в рот, можно услышать слабый звук .

Второй способ – от звука . Ребенок улыбается и произносит долгий , следите за правильной артикуляцией. Теперь из этого положения попросите ребенка подуть, направляя струю воздуха вниз на кончик языка

Важно, чтобы язык находился за нижними зубами. Если ребенку трудно закрепить язык в правильном положении, помогите ему механически, используя логопедический шпатель или небольшую деревянную палочку. Ваша задача – продавить небольшой желобок по центру языка для струи воздуха

Ваша задача – продавить небольшой желобок по центру языка для струи воздуха.

Когда звук получен, отработайте его еще несколько раз в артикуляционном упражнении и переходите к отработке в слогах. Т. к. мы ставили от , закрепляем его тоже в связке с , как со вспомогательным звуком. Сначала в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и т. д. Когда ребенок почувствует себя более уверенно, вспомогательный звук убираем.

Чистоговорки на звук С

Са-са-са, сколько сена и овса

Са-са-са, у Оксаны есть коса

Су-су-су, сыро осенью в лесу

Су-су-су, маме сумку я несу

Со-со-со, села сойка на песок

Со-со-со, укатилось колесо

Сы-сы-сы, сто полосок у осы

Сы-сы-сы, есть лисёнок у лисы

Ас-ас-ас, дядя Вася любит квас

Ас-ас-ас, скоро в школу в первый класс

Ус-ус-ус, суслик спрятался под куст

Ус-ус-ус, бусы носит карапуз

Ос-ос-ос, у лисёнка рыжий хвост

Ос-ос-ос, в конуре сидит барбос

Ыс-ыс-ыс, наша киса ловит крыс

Ыс-ыс-ыс, села муха на карниз

Постановка от мягкого в форме чистоговорок

Си-си-си, мяч скорее принеси

Си-си-си, тесто сдобное меси

Ся-ся-ся, мы поймали карася

Ся-ся-ся, есть лосята у лося

Сю-сю-сю, в гости мы идем к гусю

Сю-сю-сю, грустно в речке карасю

Сё-сё-сё, жил в Японии Басё

Сё-сё-сё, скоро я узнаю всё

Се-се-се, свистнул селезень лисе

Се-се-се, сойка спряталась в овсе

Ись-ись-ись, на разминку становись

Ись-ись-ись, ветки две переплелись

Ясь-ясь-ясь, рыбка мелкая карась

Ясь-ясь-ясь, дело делай, не ленясь

Юсь-юсь-юсь, ничего я не боюсь

Юсь-юсь-юсь, позовите – отзовусь

Ёсь-ёсь-ёсь, дело нужное не брось

Ёсь-ёсь-ёсь, не надейся на авось

Есь-есь-есь, алфавит я знаю весь

Закрепление (автоматизация) произношения звука «С»

На этом этапе используются стандартные логопедические игры и упражнения. Перед началом занятия проводится артикуляционная гимнастика, направленная на стимуляцию подвижности речевых органов. Хорошим подспорьем для постановки правильного произношения звука «с» будут скороговорки, загадки, рассказы, слова в которых содержат эту букву в разных позициях – в начале слова, в середине в конце.

Читаем скороговорки

Начинаем заучивание скороговорок с простых и коротеньких:

У лисички в миске – рис и сосиски.

Порассуждайте вместе с ребёнком, едят ли на самом деле лисички «рис и сосиски»?. Если нет, то что они едят на самом деле?

Спит сова и спят совята,

Сыч уснул, а с ним сычата.

Спит весь лес, уснули сойки

На сосне у старой ёлки.

Проговорите скороговорку-загадку вместе с ребёнком несколько раз, постепенно увеличивая темп. Проанализируйте её содержание, найдите неточность, которую допустил автор. Элементы рассуждений и анализа на логопедических занятиях способствуют не только постановке правильной артикуляции, но и развитию речи ребёнка.

Читаем тексты

Гуси паслись недалеко от леса, в котором росли высокие осины и сосны. В этом лесу жили совы и лисы. Лиса проголодалась, захотела поймать сову, а сова взяла и улетела. Вышла лиса из лесу, видит, гуси пасутся. Стала думать лиса, как ей поймать гуся и съесть. Схватила одного, а он вырвался и улетел, и вслед за ним все гусиное стадо улетело.

Прочитайте несколько раз текст вместе с ребёнком, добейтесь чёткой артикуляции «С». Затем попросите ответить на вопросы:

Кто жил в лесу? Почему лиса не смогла поймать сову? Где паслись гуси? Удалось ли лисе поймать гуся?

Задача родителей на данном этапе – осуществить правильную постановку звука «С» и вовремя отследить возможные проблемы. Тогда в дальнейшем ребёнку будет гораздо проще освоить произношение таких шипящих звуков, как «Ш», «Щ» «Ч».

Преподаватель, специалист детского развивающего центраДружинина Елена

Правильная артикуляция звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Звук С:

  • губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
  • передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
  • язык находится в положении «горка»;
  • боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты ( С – глухой звук).

Звук З

Артикуляция звука З такая же, как звука С. Единственное отличие то, что звук З звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Сь:

  • средняя часть спинки языка больше приподнята вверх;
  • желобок разрушается;
  • передняя часть спинки языка более выгнута.

Звук Зь

Артикуляция звука Зь такая же, как звука Сь. Единственное отличие то, что звук Зь звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Ц:

  • губы слегка напряжены и растянуты;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка прижат к нижним резцам;
  • в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба;
  • во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом;
  • средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

Замены звука [с] и работа по их преодолению.

Помимо искажения и отсутствия в речи, звук может также заменяться при произношении другими звуками. Наиболее часто встречаются замены — ( ребенок говорит “щанки» вместо «санки», «мащка» вместо «маска» и т.п.); — (“товок” вместо “совок”, “отень” вместо “осень”); — (“фтул” вместо “стул”, “нофок” вместо “носок”). Причиной подобных дефектов произношения очень часто является нарушение фонематического восприятия или даже незначительное снижение физического слуха

Не устраненные в дошкольном возрасте, они могут потом зафиксироваться и на письме, поэтому очень важно их своевременно исправить.

Замена звука звуком в логопедии называется призубным парасигматизмом.

Причиной данного нарушения, помимо снижения слуха, может являтся также дефект прикуса.

В момент произнесения звука органы речи занимают положение, характерное для звука : кончик языка поднят вверх и упирается в верхние передние зубы, желобок посередине языка не образуется; воздушная струя, выходящая изо рта, прерывистая, толчкообразная.

В процессе постановки правильного звука обязательно проводится работа по развитию фонематического восприятия, в ходе которой вырабатывается умение сопоставлять и различать звуки и в устной речи и на письме. Кроме того, с помощью специальных упражнений необходимо выработать длительную непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка, а также умение удерживать язык широким, распластанным и перемещать его из позиции «за верхними зубами» в позицию «за нижними зубами».

Опорными звуками для являются в этом случае звуки и .

Замена звуком носит название губно-зубного сигматизма. Причиной данного нарушения также может являтся дефект прикуса, так называемый верхний открытый прикус или прогнатия, когда верхние зубы сильно выступают над нижними. В момент произнесения звука верхние зубы образуют с нижней губой узкую щель, через которую выходит широкая, рассеянная струя воздуха, в результате чего слышится звук

Язык в артикуляции не участвует, находясь в глубине рта.
Во время работы по преодолению губно-зубного сигматизма важно выработать умение сопоставлять и различать звуки и в устной и письменной речи. Для придания органам речи нужной артикуляционной позиции применяются комплексы упражнений для губ (отрабатываются умение удерживать губы в широкой улыбке, открывая верхние и нижние резцы, а также движения нижней губы вверх-вниз) и для языка (здесь важно научитьося удерживать широкий кончик языка за нижними зубами). Опорным звуком для постановки служит звук

Иногда целесообразно использовать механическую помощь, придерживая пальцем подбородок непосредственно под нижней губой. Механическую помощь можно также использовать при автоматизации звука, но только на начальном этапе.

Опорным звуком для постановки служит звук . Иногда целесообразно использовать механическую помощь, придерживая пальцем подбородок непосредственно под нижней губой. Механическую помощь можно также использовать при автоматизации звука, но только на начальном этапе.

Шипящим парасигматизмом называют замену звука звуком («щ»). Такое нарушение может возникать при прогении (дефект прикуса, при котором нижние резцы выступают вперед), а также, как уже говорилось, вследствие нарушения фонематического восприятия или снижения физического слуха. В момент произнесения звука губы слегка вытягиваются вперед и округляются, широкий язык упирается в нижние десны. Желобок посередине языка не образуется, вследствие чего выдыхаемый воздух выходит изо рта рассеянной струей, теплой на ощупь.

Во время подготовительного этапа работы над правильным призношением звука ребенок учится различать звуки и в устной речи и на письме, а также, с помощью комплекса упражнений, удерживать широкий язык за нижними зубами и формировать узкую направленную струю воздуха, идущую посередине языка.

Опорным звуком для постановки при шипящем парасигматизме является звук . Ребенку предлагается призносить его, зажав широкий кончик языка между зубами. Постепенно язык переводится в зазубное положение, правильный звук автоматизируется и вводится в речь.

Внимание! Во всех случаях парасигматизма обязательно требуется работа по дифференциации смешиваемых звуков. Желаем удачи!. Желаем удачи!

Желаем удачи!

Откуда берется проблема и когда ее устранять?

Основной причиной, препятствующей правильному произношению звука , является малая подвижность органов речи: челюстей, губ, языка. Это может быть вызвано тем, что ребенок мало говорит (с ним мало говорят), артикуляционный аппарат не натренирован. Возможно, проблема связана с повышенным тонусом артикуляционных мышц или спазмом челюстных (причина тут чаще всего психологическая, например сильный испуг, или неврологическая – нарушение работы отделов головного мозга), неправильным прикусом, дефектами речевого аппарата («волчья пасть», «заячья губа»).

Если необходимости в хирургической или ортопедической коррекции нет, помочь подготовить необходимые мышцы к правильному произношению звука может артикуляционная гимнастика.

В логопедии принято начинать занятия по постановке звука не ранее 4 лет. Во-первых, до этого возраста малыш вполне естественно не выговаривает много звуков из-за физиологического несовершенства речевого аппарата, которое со временем компенсируется. Во-вторых, к этому возрасту у детей обычно формируется фонетическое восприятие, без которого научить ребенка произношению нужного звука не получится. Ребенок должен на слух отличать в речи все звуки языка. А в-третьих, после 4 лет наступает самый благоприятный в плане обучаемости возраст. Но при этом артикуляционной гимнастикой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста (с 1,5 лет или даже с года), даже до появления полноценной активной речи. При этом не нужно ожидать от малыша четкого выполнения всех заданий. Начиная с простых упражнений, в форме игры или сказки тренируйте вместе губы и язычок.

Упражнения по автоматизации

Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.

Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.

Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги — Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные — Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна — Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.

Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.

Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно

Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен — логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.

Второй способ

Этот способ применяется в том случае, если у ребёнка наблюдаются ярко выраженные дефекты в произношении «С». Это может быть шепелявость, замена звука «С» на другие звуки («ф» и «в», «д» и «т»). К дефектам также относится излишнее смягчение «с» («сюп», «сябака» вместо «суп» и «собака») там, где это не требуется.

Перед началом постановки свистящего «с» этим способом проводится артикуляционная гимнастика, включающая упражнения на развитие речевого дыхания и подвижность кончика языка. Можно воспользоваться упражнениями из предыдущего раздела.

Так как, выполняя это задание, ребёнок будет использовать свой указательный палец, то перед уроком ему нужно чисто вымыть руки и подстричь ногти.

«Свисток»

Производим механическую постановку звука «С»:

Шаг 1. Широкий расслабленный язык лежит за нижними зубами. На него ребёнок кладёт первую фалангу указательного пальца.

Шаг 2. Ротик закрывается, пальчик слегка прикусывается зубками. «Свисток» (палец) оказывается во рту. Предлагаем ребёнку широко улыбнуться, при этом пальчик остаётся во рту, зубы по-прежнему сжаты. Передние зубки в улыбке должны быть отрыты до клыков.

Шаг 3. Тело языка напрягаются, его края поднимаются с двух сторон прикушенного языка и тянутся к уголкам рта.

Шаг 4. Сохраняя это положение речевого аппарата, ребёнок «свистит» в свисток, то есть делает сильный, глубокий выдох.

Полученный «с-с-с» сначала необходимо отработать в обратных слогах, то есть слогах, которые на него заканчиваются: ас, ос, ус, эс.

Делается это следующим образом: ребёнок начинает произносить гласный звук, затем кладёт палец в ротик и выполняет упражнение «Свисток». На следующем этапе отрабатывается произношение односложных слов, заканчивающихся на «С»: пёс, нос, тёс, лес. В дальнейшем необходимость использовать пальчик отпадает, как только рефлекторно закрепляется правильная постановка органов речевого аппарата при произнесении звука «с» на вдохе и выдохе.

Рекомендации для занятий

Артикуляционная гимнастика для постановки звука имеет своей целью выработать правильные движения и необходимые положения речевого аппарата, чтобы звук произносился верно.

При выполнении упражнений следует помнить о следующих правилах:

  • Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно. Только так можно достичь формирования навыков произношения звуков и их закрепления.
  • Оптимальным временем для занятий считается 2 раза ежедневно, уделяя всего лишь 5–10 минут.
  • Делать упражнения необходимо последовательно, сначала выполнять простые, а потом сменять их более сложными.
  • Гимнастика должна выполняться медленно, четко и плавно.
  • Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя демонстрировать ему свое огорчение.
  • Если малыш делает упражнение неточно, без особого желания, то желательно прекратить занятие, потому что ребенок устал.
  • Обязательно необходимо хвалить свое чадо за его старание, всегда вселять надежду в то, что у него все получится.

Если выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука регулярно и правильно, то звук «С» будет постепенно вырабатываться. Перед тем как начинать делать ее дома, следует посоветоваться с логопедом, возможно он порекомендует еще какие-нибудь действенные методы.

Подготовительные упражнения

Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.

Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С или Сь, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.

Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения — повторять всё то же самое, но уже без палочки.

Чтоб верно произносить звук С, необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук С правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.

Откуда берется проблема и когда ее устранять?

Основной причиной, препятствующей правильному произношению звука , является малая подвижность органов речи: челюстей, губ, языка. Это может быть вызвано тем, что ребенок мало говорит (с ним мало говорят), артикуляционный аппарат не натренирован. Возможно, проблема связана с повышенным тонусом артикуляционных мышц или спазмом челюстных (причина тут чаще всего психологическая, например сильный испуг, или неврологическая – нарушение работы отделов головного мозга), неправильным прикусом, дефектами речевого аппарата («волчья пасть», «заячья губа»).

Если необходимости в хирургической или ортопедической коррекции нет, помочь подготовить необходимые мышцы к правильному произношению звука может артикуляционная гимнастика.

В логопедии принято начинать занятия по постановке звука не ранее 4 лет. Во-первых, до этого возраста малыш вполне естественно не выговаривает много звуков из-за физиологического несовершенства речевого аппарата, которое со временем компенсируется. Во-вторых, к этому возрасту у детей обычно формируется фонетическое восприятие, без которого научить ребенка произношению нужного звука не получится. Ребенок должен на слух отличать в речи все звуки языка. А в-третьих, после 4 лет наступает самый благоприятный в плане обучаемости возраст. Но при этом артикуляционной гимнастикой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста (с 1,5 лет или даже с года), даже до появления полноценной активной речи. При этом не нужно ожидать от малыша четкого выполнения всех заданий. Начиная с простых упражнений, в форме игры или сказки тренируйте вместе губы и язычок.

Упражнения для построения правильной артикуляции

Важность артикуляционной гимнастики доказана научными исследованиями. Быстрое освоение ребенком воспроизведения любого звука зависит от натренированности органов речи. Такие приемы подходят неговорящим детям и старшей группе лиц после перенесенной болезни (инсульт)

Для каждой буквы характерны свои упражнения

Такие приемы подходят неговорящим детям и старшей группе лиц после перенесенной болезни (инсульт). Для каждой буквы характерны свои упражнения.

Основные тренировочные занятия по подготовке перед постановкой звука «К» и «Кь»:

  • блинчик. Хорошо открывают ротовую полость. Расслабленный язычок кладут на нижнюю губу. Далее чередуют улыбку с угрюмым выражением лица. Язычок неподвижен.
  • горка. Кроху просят широко открыть ротик. Язычок выгнуть, чтобы образовать горку. Кончиком органа сделать упор в нижние резцы. Задержать положение на 10 секунд;
  • массаж. Занятие для расслабления мышц. Слегка открыть ротик. Язычок перемещать по нижней губе. Понемногу покусывать его зубками;
  • ветер с горки дул. Для выполнения в работу включается дыхательная система. Ребенок обучается прогонять воздушную струю по языку. Малыш открывает рот и выполняет языком упражнение горка. Далее нужно сделать глубокий вдох. После постепенно выдыхать, делая акцент на положении середины и корня языка. Они должны перекрывать ход воздуха к носовой полости. Получается кряхтящий звук. Так можно выработать произношение фонемы «К»;
  • язычок – силач. Малышу предлагают поиграть в игру, в которой язык будет оказывать сопротивление постороннему предмету. Для упражнения подойдет чистая чайная ложка. Взрослый подносит ее к кончику язычка. Крохе нужно стараться вытолкнуть предмет из ротовой полости. Ротик хорошо открыт.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Детальную технологию и очередность проведения упражнений подскажет логопед с индивидуальным учетом способностей ребенка.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Секреты успешного освоения упражнений:

  1. Занятия проводят 2-3 раза в день. Длительность выполнения до 5 минут.
  2. Все движения органов речи повторяют 3-4 раза.
  3. Постепенное увеличение нагрузки на речевой аппарат. Сначала проводить статистические виды упражнений (15- 20 секунд удерживать положение). После переходить на динамические, повышая двигательную активность органов.
  4. Задания проводить в игровой форме.
  5. Применять зеркало для наглядности.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий