Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе детского сада

Организация исследовательской деятельности в подготовительной группе

Современные условия постоянного развития системы образования и непрекращающийся информативный поток диктуют свои правила к организации обучения детей в дошкольном возрасте. Предъявляемые требования подробно изложены в ФГОС, согласно которому функционирует исследовательская деятельность в подготовительной группе.

Детские исследования всегда нравятся малышам

Необходимость развития

В первых дней жизни малыш получает опыт путем исследований. Родители не всегда поощряют это любопытство, зачастую обучая ребенка тому, что сами считают важным.

Обратите внимание! Такой подход со временем отобьет потребность узнавать новое, и образовательный процесс превратиться в скучную рутину. Этого допускать нельзя

Поэтому необходимо не только самим участвовать в процессе, но и отдать чадо в ДОУ для всестороннего развития мыслительных способностей

Этого допускать нельзя. Поэтому необходимо не только самим участвовать в процессе, но и отдать чадо в ДОУ для всестороннего развития мыслительных способностей.

Цели и задачи

Стимулирование детей к изучению нового с обязательным поощрением и формирование соответствующего мышления является целью воспитателя.

Задачи:

  • Прививание навыков самодисциплины и самоорганизации.
  • Побуждение к осваиванию разнообразных методов поиска и оценивания информации.
  • Приучение к соблюдению распорядка дня, контролю заданий, развитие ответственности.
  • Полезное времяпрепровождение в виде игр, направленных на повышении концентрации, сообразительности, самостоятельности.
  • Совместная активность на прогулке.
  • Развитие мелкой моторики рук путем занятий творчеством.

Экспериментальные уроки должны быть в каждом саду

Требования по ФГОС, что это и нужно ли?

Все ДОУ обязаны следовать федеральному государственному образовательному стандарту, который включает в себя свод правил и НОД, необходимых для качественного функционирования подготовительной группы. Одним из основополагающих требований является развитие любознательности и активности ребенка.

Важно сформировать самостоятельный сбор и последующий анализ информации. Воспитателю следует проявлять внимательность и удовлетворять разумным ответом любой вопрос ребенка

Коллективные занятия эффективнее

Методика организации

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе может быть организована двумя способами:

  • Предмет изучения — сам ребенок.
  • Предмет изучения — действия воспитателя.

Методы, используемые в исследовании:

  • Наглядные — демонстрация фильмов, наблюдение, рассматривание картин и проектов, зачитывание конспектов.
  • Практические — экспериментальные опытные постановки, труд на открытом воздухе на природе, игры в космос, зиму, весну и т.д.
  • Словесные — беседа, опытнические рассказы из жизни, чтение.

Организация учебного процесса может быть представлена, как:

Коллективная — все дети сада или группы участвуют в исследовании

Важно, чтобы каждый участник вовремя усваивал новое, не отставая от других.
Индивидуальная — проводится исключительно с одним членом группы, который недопонял материала.
Подгрупповая — требуется, когда необходимо сделать вывод, основанный на сравнении нескольких результатов.

Возрастные особенности старших дошкольников

По мере роста ребенка, углубляются мыслительные процессы и способы изучения окружающего мира.

Если в младшем и среднем дошкольном возрасте экспериментирование является главным источником познания, то в старшем одного его уже недостаточно. Появляется наглядно-образное мышление, осознанность, воображение расширяется.

Благодаря новым навыкам, формируется логическое мышление, основанное на приобретенном опыте. Развивается способность предугадывать результат исходя из похожих ситуаций.

Заключительным пунктом является исследование заинтересовавшего объекта исходя из личной мотивации. То есть, наличие результата не представляет ценности, важен сам процесс.

Обратите внимание! Знание вышеперечисленных стадий необходимо учитывать при работе в группе со старшими дошкольниками

Ход НОД

1. Беседа воспитателя с детьми о времени года.

— Какое время года? — Как изменилось вокруг?

2. Мотивация

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Извините ,ребята, можно я отвечу .Возможно, что- то важное. (Телефонный звонок с просьбой ,помочь повару определить , в какой бутылочке масло.)

(Телефонный звонок с просьбой ,помочь повару определить , в какой бутылочке масло.)

— Ребята, мне позвонила наш повар , она просит помочь ей. Надо определить в какой бутылочке масло, а в какой вода .Совсем случайно она налила в 2 одинаковые непрозрачные бутылочки воду и масло. Пришло время варить обед , а она боится ошибиться и испортить еду. Поможем? Справимся ли мы ?

4. Дидактическая игра «Назови растение»

Дети встают в круг , каждому раздается картинка с растением. Воспитатель первый показывает, называет растение и масло, которое образуется. (Тыква, орех, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен, репей, хлопок, виноград, огурец .)

— Поместите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.

5. Исследовательская деятельность

— Будем проводить исследование. Необходимо надеть фартуки, занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования, мы будем приклеивать красные кружки, если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством .

Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель. (воспитатель на магнитную доску помещает картинки свойств воды)

Перейдем к исследованию .

6. Практическая деятельность

Дети подходят к столу . где проводится эксперимент.

В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.

  1. Дети нюхают воду.
  2. Пробуют на вкус.
  3. Кладут сахар и размешивают.
  4. Наливают немного воды в тарелочку.

После проведенных опытов. дети заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:

  1. Вода не имеет цвета? (Да – зеленый кружок)
  2. Вода прозрачная? (Да – зеленый кружок)
  3. Вода не имеет формы? (Да – зеленый кружок)
  4. Не имеет запаха? (Да – зеленый кружок)
  5. Не имеет вкуса? (Да – зеленый кружок)
  6. Растворитель? (Да – зеленый кружок)
  7. Можно мыть руки? (Да –зеленый кружок)

7. Физминутка

Две сестрицы — две руки Рубят, строят, роют, Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют.

Месят тесто две руки — Левая и правая, Воду моря и реки Загребают, плавая.

8. Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой

  • определить прозрачность;
  • имеет ли вещество цвет ;
  • есть ли запах;
  • растворяет ли сахар в нашем случае;
  • остается ли след на руках.

9. Вывод

— Читаем ,дети, что у нас получилось на листах.

В какой бутылочке вода? Почему?

Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам .

Сверяемся по контрольному листу воспитателя.

10. Работа с кругами Эйлера

В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.

Что общего? Какой признак поместим в пересечение ?

(посмотреть по листу)

11. Работа с микроскопом

— Все , что окружает нас имеет еще внутреннее строение , которое можно рассмотреть и увидеть только в микроскоп.

(микроскоп подключен к ноутбуку).

Помещается стеклышко с каплей воды, затем стеклышко с каплей масла.

— Чем отличаются изображения?

(капелька масла желтого цвета)

Мониторинг познавательного развития дошкольников

Подготовительный дошкольный год в детском саду прежде всего развивает социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества детей.

Первичный этап — это наблюдение за тем, как выполняет работу учреждение (детский сад). То есть выделяется деятельность по познавательному развитию воспитанников.

Обратите внимание! Познавательное развитие выступает одним из важных критериев общего развития дошкольника. Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с прогрессивными качественными и количественными изменениями таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение и мышление. Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с прогрессивными качественными и количественными изменениями таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение и мышление

Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с прогрессивными качественными и количественными изменениями таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение и мышление

Мониторинг дошкольников

Процесс познания сферы детей дошкольного возраста по ФГОС имеет особую актуальность, т. к. именно в дошкольном возрасте познавательный потенциал ребенка при благоприятных условиях развивается и становится фундаментом для развития высших психических функций.

Обратите внимание! Важнейшим условием познания всех сфер психики ребенка является развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Развитие познавательного интереса ФЭМП к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе. Развитие познавательного интереса ФЭМП к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе

Развитие познавательного интереса ФЭМП к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе.

Приемы в работе по познавательному развитию в подготовительной группе

Во все виды активности для реализации целей и задач познавательного развития в подготовительной группе включены обязательные компоненты. Согласно ФГОС они представляют собой специальную платформу, которая используется в учебно-воспитательном процессе.

Одними из наиболее значимых приемов для старших дошкольников считаются игры. Приемы бывают такими:

  • обучающие — развивают познавательные интересы, расширяют арсенал познавательных действий, знакомят детей с новой информацией и закрепляют пройденный материал;
  • театрализованные — способствуют познавательному развитию и развитию творческих способностей;
  • подвижного характера — способствуют физическому развитию, гармоничному росту и повышают эмоциональный тонус.

Важным аспектом в познавательном развитии являются практические способы взаимодействия. С их помощью дети учатся следить за общим порядком и тщательно подготавливать свое рабочее место.

С помощью моделирования дошкольники познают окружающий мир, получая наглядное представление об изучаемом материале. Благодаря такому подходу дети могут разобраться во всех нюансах. Например, если темой занятия являются времена года, то воспитанники по картинке должны определить, о чем идет речь.

Если, например, о зиме, то после того, как время года определено, дети должны рассказать об особенностях и нюансах, а также о животных и птицах, кто предпочитает зимовать, а кто улетает на юг. Если речь идет о весне или осени, то в таком случае дети должны не только определить время года, но и рассказать о весенних, осенних или летних особенностях.

Важно! Любой вид деятельности дошкольников обязательно должен сопровождаться наглядными приемами. Чаще всего познавательные занятия в подготовительной группе проводятся на примере животных, птиц, семьи, профессий, космоса, посуды или транспорта. Если темой являются животные, то воспитанникам предлагается определить, кто из них дикий, а кто домашний

Если темой являются животные, то воспитанникам предлагается определить, кто из них дикий, а кто домашний.

Метод моделирования

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий