Английский язык для детей дошкольного возраста

Ошибки в изучении иностранных языков

На сегодняшний день существует много способов выучить иностранный язык для нас, взрослых. Но такие «взрослые» методики не помогут нашим детям освоить второй язык, особенно, если они плохо знают свой родной. Многие школы и детские сады соревнуются, кто раньше и в какой форме они преподают иностранный язык и сколько дополнительных языков они могут предложить. Но родители, отдавая своих детей в школу (или даже детский сад), в которой учат два иностранных языка с первого класса, совершают огромную ошибку.

Во-первых, установлено, что до 7 лет у детей ведущим является правое полушарие головного мозга, поэтому логическое мышление еще слабо развито. Все это мешает проводить с ребенком какие-либо занятия, связанные с анализом данных и построением логических и смысловых связей. Поэтому дошкольникам не подходит способ изучения иностранного языка по тому принципу, по которому иностранный язык учат взрослые (грамматические конструкции и т.п.) Если преподаватель пытается учить ребенка именно так, то он просто дилетант и наносит вред ребенку.

Несомненно, изучение иностранного языка помогает детям развиваться всесторонне, но делать это нужно правильно. Дети до 9 лет способны воспринимать иностранный язык также, как он осваивает свой родной язык — естественным способом. Надо лишь создать для него подходящие условия: например, поместить его в соответствующую языковую среду. После определенного привыкания иностранный язык может стать для него родным. Ведь если дети разных национальностей играют вместе, они находят способ объяснить, чего хотят — жестами, мимикой, — и замечательно друг друга понимают. В раннем возрасте дети способны освоить фразы, на которых общаются иноязычные дети и быстрей понять их.

В таких ситуациях дети часто становятся двуязычными, то есть имеют два родных языка. Можно привести массу примеров, когда дома с родителями ребенок говорит по-русски, а когда находится в английском детском саду свободно общается на английском (не в саду, где учат английский, а в том где все говорят только по-английски). Другой случай — у ребенка есть няня или гувернантка — носитель английского языка. Или: у него есть бабушки, дедушки или другие родственники, одни из которых знают только английский, а другие только русский

Важно, чтобы ребенок понимал: с этими людьми можно говорить только на английском, чтобы что-нибудь от них добиться, а с этими — только на русском. У него не должно быть выбора! Тогда он будет двуязычным

Очень часто родители, особенно из обеспеченных семей, совершают большую ошибку, отдавая детей в английские школы. У таких детей, как правило, родной язык не освоен достаточно хорошо и остается на очень примитивном уровне, и вряд ли он улучшится со временем.

Еще существует довольно «глупый» способ изучения иностранного языка — простое заучивание считалок, песенок, или обычных слов. Не поняв смысл такой песенки или считалки, ребенок просто не поймет и не запомнит ее. Или еще так: «По-английски «кошка» будет «cat», ну-ка скажи «cat». Молодец!». Для ребенка это просто бессмыслица, которая нужна лишь для удовлетворения тщеславия родителей. Ребенок, конечно, запомнит, как будет «кошка» на другом языке, но вот составить предложение и понять его смысл — никогда!

Другое дело, если малыш будет смотреть англоязычные передачи, мультфильмы или слушать песенки и читать книги на английском, он сможет понять смысл предложения, перевести его, а впоследствии еще и сам построить предложение — тогда, несомненно, он получит пользу от иностранного языка.

Часто используется вариант игрового общения — театральный. Подбираются куклы, а детям ставится условие, что куклы знают только английский язык, поэтому говорить с ними и говорить за них можно только на этом языке. Перед постановкой взрослый рассказывает детям на иностранном языке историю, которую должны сыграть дети

При этом большое внимание уделяется диалогам персонажей. После чего разыгрывается рассказанный сюжет

Поощряйте детей импровизировать и менять его по ходу игры.

Английский язык малышам в 3-4 годика

Многие родители хотят, чтобы ребенок заговорил на английском как можно скорее. Но стратегия «чем раньше, тем лучше» в данном случае не работает. Опытные педагоги советуют начинать обучать ребенка новому языку не раньше, чем у него сформируется родная речь.

Именно поэтому нельзя однозначно ответить на вопрос: с какого возраста начинать учить английский? Ведь способность хотя бы немного изъясняться на родном языке у всех развивается по-разному.

С чего начать

В 3-4 года дети знают название некоторых предметов и могут считать до 10. В этот момент можно подключать второй язык. Начать стоит самостоятельно дома, так как курсы не всегда имеют смысл, тем более дома в привычной обстановке ребенок не будет теряться и будет чувствовать себя спокойнее.

Даже если мама и папа не владеют английским – это не проблема, так как существует множество материалов с аудио и видео сопровождением. К тому же, помощь ребенку – хороший повод начать изучать английский самому.

Детей 3-4 лет сложно заинтересовать учебой, поэтому занятия должны быть непринужденными, желательно в игровой форме. Для этого прекрасно подойдут песенки, чтение сказок, и игры.

Песенки

Песенки, так же как и стихи запоминаются легче, поэтому заучивать их долго не придется. Зато сколько пользы: тренируется память и произношение, ребенок увлечен, и запоминает новые слова.

Даже если малыш не будет вникать в значение слов, он будет учиться воспринимать иностранную речь на слух и в подсознании обязательно отложатся отдельные фразы и слова.

Как правило, есть и специальные детские песни, чтобы учить алфавит, числа, базовую лексику или выражения.

  • ABC Song
  • Numbers Song 
  • Colours 

Сказки

В таком возрасте детки еще не умеют читать, но это не значит, что нужно отказываться от сказок на иностранном языке. Книги такого жанра всегда сопровождаются иллюстрациями, которые заинтересуют ребенка. В ходе чтения можно показывать на отдельные картинки, и называть предметы и персонажей, которые изображены на них.

По возможности используйте аудиозаписи с озвучкой текста. Еще один вариант – сказки в формате видео. Преимущества в том, что они короче, чем простые мультфильмы, и быстро не наскучат.

Рапунцель на английском

ВИДЕОФАЙЛ (https://www.youtube.com/watch?v=kyFHAY45NS0)

Золушка

ВИДЕОФАЙЛ (https://www.youtube.com/watch?v=V6OvAQj2buo)

Румпельштицкин

ВИДЕОФАЙЛ (https://www.youtube.com/watch?v=YJEytkS33AU)

Игры

Сейчас даже дети легко управляются с гаджетами – сматфонами и планшетами. И для того, чтобы время, проведенное за играми, принесло пользу, установите приложения на английском языке или используйте англоязычные сайты (https://learnenglishkids.britishcouncil.org/fun-games).

Для активных детей, которые не могут усидеть на месте, подойдут подвижные игры на английском.

«Simon says».

Ведущий говорит: «Simon says… stand up» (jump, sit down, touch your lips). Участники должны выполнять только те команды, перед которыми прозвучала вступительная фраза «Simon says». Если участник выполняет команду без это фразы, он выбывает из игры.

Confusion

Ведущий называет одну часть тела, одновременно касаясь другой. Например, произносит Lips (губы), а указывает на ухо. Игроки должны касаться той части тела, которую показывает ведущий. Таким же образом можно изучать действия – игроки должны выполнять озвученные команды, а не совершенное действие (ведущий сказал Sit down – сесть – а сам прыгнул, игроки же должны повторять действия ведущего).

Минусы

Но, безусловно, существует и оборотная сторона. Критики утверждают,
что двуязычное обучение в детском саду может привести к чрезмерным нагрузкам на
ребенка.

В обычном детском саду, в возрасте от трех до пяти лет,
многие дети пока должным образом не говорят даже на родном языке. А если параллельно
добавить изучение второго языка, то это может сбить с толку и дезориентировать
маленького ученика.

Поэтому ребенок сначала должен освоить свой родной язык, и
только тогда есть смысл добавить к изучению другой язык.

Противники преподавания английского языка в детском саду также считают, что есть более важные аспекты, которым необходимо обучать детей в первую очередь

Например, более важно тренировать чувства детей и эмоциональные навыки, а также развивать двигательную активность

Плюсы

Вероятно, наиболее важным преимуществом изучения английского языка в детском саду является то, что способность учиться в столь молодом возрасте считается наиболее оптимальной. Все дело в том, что дети изучают иностранный язык не так, как взрослые. Они используют менее четкие стратегии, так как изучение больше идет на подсознательном уровне. 

Существует общее предположение, что дети учат иностранные языки быстрее и легче, чем взрослые. Считается, что причиной этого является критическая фаза (Critical Period) — временное окно, в котором иностранный язык может быть приобретен особенно эффективно. Большинство последователей этой теории предполагают, что она заканчивается примерно в начале полового созревания. Некоторые ученые даже считают, что этот этап заканчивается в раннем детстве. Считается, что вероятность когда-либо достичь высот в освоении нового языка снижается уже с шести лет. И по истечении этого времени уже невозможно быстро выучить иностранный язык.

До шести лет дети очень быстро «впитывают» любой иностранный
язык. А в детском саду преподаватели стараются интегрировать язык в
повседневную жизнь и использовать только самые распространенные и простые
выражения. Это дает прекрасную базу и облегчает «вхождение в язык».

Таким образом, появляется определенная естественность, которая, к примеру, не дается в строго регламентированных языковых курсах. Лингвистические исследования показали, что у детей есть явное преимущество, когда дело доходит до приобретения правильного произношения. 

Поскольку английский считается глобальным языком, многие родители хотят, чтобы их ребенок как можно лучше овладел им, и в дальнейшем обладал большими преимуществами по сравнению с другими детьми как в школе, так и в дальнейшей взрослой жизни.

Двуязычные дети умнее

Являются ли дети, которые с самого начала овладели двумя языками, более умными, чем другие? Совсем не обязательно. Но было показано, что двуязычные дети в следующих областях обладают более сильными навыками по сравнению с одноязычными сверстниками:

Коммуникативная чувствительность

Воображение

Креативность

Так что раннее обучение детей английскому — разумное решение!

Обучение дошкольников английскому языку: советы

Школьные программы достаточно объемные и сложные, поэтому родители стараются подготовить дочь или сына к школе, облегчить нагрузку в первые годы учебы. Дошкольники – это возрастная группа детей 4-7 семи лет. В этот период, по мнению детских психологов и педагогов, можно отправить ребенка в специализированный класс по изучению английского, найти надежную онлайн-школу либо начать занятия в домашних условиях. Последний вариант наиболее предпочтительный, так как не требует вложения денег и доступен каждому у кого есть интернет. Чтобы самостоятельные занятия родителей и детей проходили наиболее эффективно, следуют простым советам специалистов:

  • составляют план обучения – в ежедневный ритм включают время на занятие;
  • сохраняют формат игры на занятиях, чтобы у ребенка сформировалось позитивное отношение к урокам;
  • не забывают поощрять малыша – похвалой, положительным удивлением, улыбкой – открыто радуются успехам и небольшим продвижениям в изучении предмета;
  • применяют разные игры – угадывание слов, картинок, предметов; повторение слов с ритмичным шагом, хлопаньем в ладоши, наклоном головы. Чем больше разнообразных техник, тем интереснее занятия и выше вовлеченность в процесс обучения;
  • вместе с малышом разучивают и поют песни. Это помогает запомнить четверостишия и на прогулке повторить с ребенком забавные фразы;
  • разнообразия в занятиях достигают путем привлечения домашних питомцев, родственников, друзей; задействуют игрушки, предметы обихода, быта; подбирают примеры из окружающей природы, среды;
  • привлекают интерактивные форматы подачи материала на онлайн-сервисах;
  • фиксируют результаты в тетради или на доске, дают положительную оценку;
  • придумывают приз в виде вырезанного из бумаги солнышка, звездочки, кораблика. В качестве поощрения можно использовать конфеты, небольшие игрушки;
  • просмотр мультфильма на английском всей семьей – отличная традиция, чтобы поддержать будущего интеллектуала и полиглота;
  • с первых занятий придают значение интонации, произношению;
  • при покупке карточек выбирают красочные картинки, которые интересно рассматривать и легче запомнить;
  • в поездке или на прогулке играют игру «Я вижу»: «I see …» вместо многоточия называют все, что видят вокруг себя – дома, автобусы, машины, деревья, кусты, облака, солнце, скамейки, людей;
  • первые занятия не превышают больше часа, в который входит просмотр мультипликационного фильма и разучивание песен. Чтобы повысить заинтересованность ребенка в обучении, мультфильм или сказку смотрят в конце (как бонус к уроку).

Начало самостоятельных шагов в обучении, регулярность зависят от сознательности и серьезности подхода родителей. Если сложно начать работу в домашних условиях, можно прочесть мотивационные книги известных педагогов, психологов, психиатров. Следуя советам специалистов, известным методикам преподавания английского языка для малышей и дошкольников, родители смогут помочь выучить английский язык ребенку, подготовить его к школе. И первые шаги первоклассника в школьной жизни окажутся простыми и легкими.

Возрастные периоды

Первый год жизни. Конечно, ребенок такого возраста не будет посещать языковую школу и даже заниматься с репетитором. В этот период малыш познает окружающий мир, учится узнавать родителей. Поэтому первое знакомство может осуществляться посредством прослушивания песен на английском. К положительным сторонам относят: повышенная восприимчивость малыша к информации любого рода; потребность в копировании навыков родителей; восприятие на интуитивном уровне; одновременное познание двух языков. Также стоит учитывать аргументы «против» столь раннего знакомства: родители, не знающие правил, могут усугубить дальнейшее изучение языка; есть мнение, что в столь раннем возрасте детки не готовы к знакомству с английским.
Детки от полутора до двух лет. Занятие, как правило, проводятся в присутствии кого-то из родителей

Важно учитывать желания самого ребеночка. Положительный момент при таком изучении в том, что именно в этом возрасте мозговые центры направлены на освоение языка

Отрицательный — наличие риска, что неправильно организованный процесс обучения может сформировать негативный фон касательно изучения английского.
От трех до пяти лет. Многие специалисты сходятся на мнении, что данный период является наиболее оптимальным. Попутно с изучением английского можно заниматься развитием мелкой моторики, а также усидчивость и воображение ребенка. К положительным моментам относят: наличие сформированных навыков в изучении русского языка; наличие достаточной степени восприятия неизвестной информации; малыш уже умеет находить параллель между собой и остальными детками, анализировать собственные поступки. К отрицательным моментам относят: если обучение проходит не в игровой форме, у ребенка может быстро потеряться интерес; при отсутствии правильной мотивации, малыш не станет выполнять задания, не исключено формирование негативного отношения к английскому. Важно учитывать, что в возрасте трех лет у малыша наблюдается возрастной кризис и дополнительная нагрузка может негативно на нем сказаться.
От пяти до семи лет. В данный период у малыша стремительно обогащается знание родительского языка, детки практикуют общение с ровесниками. Поэтому в данном возрасте лучшим вариантом являются групповые занятия
Внимание малыша становится более концентрированным, он может на протяжении 20 минут заниматься делом, которое не слишком его интересует. Однако, это не означает, что занятия не должны быть интересными, их также рекомендуется проводить в форме игры
К положительным моментам относят: хорошее владение основным языком, поэтому ребенку проще изучать дополнительный; имеется развитая самоорганизация. Аргументы «против»: не исключено возникновение стресса, так как малыш начинает ходить в школу.

Теперь Вам известно, что можно учить английский еще с ранних лет. Однако, стоит учитывать, насколько эффективными будут ранние занятия и какой вред они могут нанести

Помните о том, что в современном мире очень важно знать иностранные языки, особенно английский. Поэтому стоит знакомить ребенка с этим языком, но делать это тогда, когда он будет готов

Какой формат изучения выбрать?

В тот момент, когда вы определились с языком и возрастом для изучения, остается решить только одно – какой формат изучения выбрать для иностранного языка.

1. Домашнее обучение

Если вы хотите, чтобы ребёнок не ходил ни на какие дополнительные занятия, где он будет целенаправленно учить язык, можно выбрать домашний формат. Это обучение в иностранной атмосфере, когда вы говорите дома на английском, создавая билингвальную  в среду. Это всегда хороший способ для усвоения языка. Также вы можете постепенно передавать собственные знания языка своему ребёнку, занимаясь с ним самостоятельно. Главное, чтобы он не воспринимал занятия как что-то серьезное и скучное. Выбирайте игровые форматы, смотрите мультики, слушайте сказки на английском. Можно покупать иностранные книжки для изучения языка и русские учебники, в которых информация будет подаваться интересно.

2. Изучение языка на курсах

Начиная с трёх лет, ребёнка можно отправить на специальные курсы изучения иностранного языка. Это может быть обучение в детском саду, если в вашей группе есть такая опция, либо отдельные занятия. Главное, что нужно учесть при таком подходе, это то, что ребёнок должен иметь внутреннюю мотивацию, которая будет постоянно поддерживаться извне

Для этого важно выбрать курсы, на которых будут грамотные преподаватели, которые смогут подстроиться не только под возраст ребёнка, но и под его характер, особенности. Они подберут программу, по которой будет интересно изучать язык, и ребенок будет ходить на занятия как на праздник

Такие занятия, как правило, бывают групповыми, и тут есть вероятность, что ученику будет отводить не так много времени, как на индивидуальных уроках.

3. Индивидуальное обучение

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок получал максимум знаний, можно отдать его на индивидуальные занятия. Это может быть как репетитор, которых приходит к вам домой или ведет занятия онлайн, так и курсы, на которых преподают персонально

Когда ребёнок занимается с учителем один на один, ему проще сконцентрироваться, сосредоточить свое внимание на занятиях. Однако также следует учесть, насколько социализирован ваш ребёнок, и насколько он готов заниматься с чужими взрослыми человеком

Возможно, в этом случае ему понадобится период адаптации.

С какого возраста нужно учить английский язык ребенку?

дошкольном возрасте

Наибольшие споры идут по поводу того, с какого возраста начинать учить ребенка другому языку или языков?

В этом существует несколько мнений, однако основными являются две полярные теории. Согласно первой, приступать к изучению английского языка можно только тогда, когда ребенок более-менее освоила родной. То есть она не просто разговаривает, но полностью понимает и мыслит на родном языке, у нее практически нет ошибок в произношении. Если говорить о возрасте, то это около 5 лет.

Согласно другой теории, чем раньше начать занятия по английскому языку, тем лучше будут результаты. Раннее обучение иностранному языку позволит даже предотвратить возникновение акцента в произношении. Я принадлежу к специалистам, которые разделяют именно эту мысль, поскольку практика это подтверждает.

Не означает ли это, что ребенка уже с раннего возраста слишком нагружают?

Ни в коем случае. Если к занятиям подходить правильно (через игру, давать малышу интересные задания), то перегрузки не будет. Напротив, ребенок вырастет с большей жаждой познания. Она будет хотеть знать, видеть и познавать. Поэтому чем раньше есть возможность приступить к ознакомлению с иностранным языком, тем лучше. Можно и с полугодовалого возраста.

Как могут выглядеть такие занятия?

Желательно просто вводить в жизнь ребенка иностранный язык и делать это интересно. Например, включайте детские песенки на иностранном языке, специальные учебные детские программы, мультфильмы и тому подобное. Вы увидите, что дети заинтересуется, так услышит что-то новое

И не важно, что сначала она ничего не поймет. Главное – ребенок будет слышать и воспринимать иностранный язык

Кроме того мама может говорить ребенку иностранном языке название игрушек и окружающих предметов, давать на английском или другом языке команды: «подойди», «принеси…», «нарисуй…», «подай мне вещь определенного цвета». Если ребенок с раннего возраста будет слышать иностранный язык, то подсознательно привыкнет к мысли, что это часть жизни, а не что-то, что нужно изучить и запомнить.

У родителей, возможно, и хотели бы попробовать, возникает страх, что в детской головке будет каша из родных и иностранных слов.

Да только кажется. На самом деле дети очень умные и хитрые. Они в детстве прежде всего используют слова, которые являются более легкими (короче, с которыми нет проблем при произношении) или теми, что сразу пришли в голову. Это самый простой путь. Бывает, что ребенку просто понравилась определенная команда или слова. Это создает иллюзию, что у ребенка только они засели в голове. На самом деле, на физиологическом уровне в голове малышей каждый язык укладывается будто в отдельную «ящик». А когда происходит накопление слов и опыта, когда ребенок более сознательно относится к коммуникации, то она уже сознательно может открыть ту или иную «ящик».

Таким образом, в действительности слова из разных языков не смешиваются

Однако родителям важно подкреплять навыки их использования. Это может быть, например, человек в семье, общается с ребенком на определенном языке

Тогда ребенок для себя различает: с папой или бабушкой я говорю, скажем, на английском языке, а с мамой – на украинском. Это поможет поставить ограничения между языками. Ребенок быстрее перестанет смешивать слова из разных языков.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий