Адаптивная технология обучения

Содержание

Слайд 1

Максимова Елена Васильевна, учитель биологии, представитель Творческой группы №1

Слайд 2

Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой-профессором Института иностранных языков им. Тореза

Слайд 3

   1.   Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:      – управлению самостоятельной работой всех учащихся;      – работе с отдельными школьниками — индивидуально;      – осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;      – максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.

Слайд 4

Сущность технологии заключается в том, что на уроке учитель… – управляет самостоятельной работой всех учащихся; – работает с каждым учеником индивидуально; – вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу; – учитывает индивидуальные особенностей каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение; например: более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее. 

Слайд 5

Принцип научности и доступности обучения
Принцип системности и связи теории с практикой
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя
Принцип наглядности
Принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности

Слайд 6

     в  обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности
в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания
в формировании интеллекта школьника;
в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся

Слайд 7

1.Обучить самостоятельной работе и самоконтролю;
2. Сформировать умения самостоятельно добывать знания;
3. Адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. 

Слайд 8

1. Изменение структуры урока
  2. Процесс обучения можно представить тремя этапами
Объяснение нового учебного материала( учитель обучает всех учащихся)
Индивидуальная работа с учащимися на фоне самостоятельно занимающегося класс
самостоятельная работа учащихся
3. Самостоятельная работа в группах:
Статических
Динамических
Вариационных

Слайд 9
использование многоуровневых заданий по объему и степени сложности.
Ученик имеет право самостоятельного выбора задания.
В адаптивной технологии самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной

Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий

Слайд 10

Словесные
Беседа, объяснение, рассказ, лекция, сообщениеи рефераты учащегося
Наглядные
Демонстрация опыта, натуральных объектов ,пособий
Практические
Распознавание и определение объекта, наблюдение, эксперимент, решение задач различного уровня сложности

Слайд 11

логические
Постановка проблемы
Выявление признаков по сходству и различию
Сравнения, выводы, обобщения
организационные
Запись и ответ по плану
Работа индивидуальная, групповая
Демонстрация живых объектов, пособий
Выполнение работы по заданиям
Технические
Использование различного оборудования ,Средств и материалов

Слайд 12
Используемые в адаптивной технологии Средства обучения
Учебно-лабораторное оборудование
Учебно- наглядные пособия
Технические средства обучения
Организационно-педагогические средства

Слайд 13

Простые формы обучения
Лекция
Беседа
Консультация
Зачет
Диспут
Составные формы обучения
Урок
конференция

Слайд 14

Индивидуальное обучение
Индивидуально- групповой способ
Групповой способ
Коллективный способ

Слайд 15

Монолог
Диалог
Многоканальная обратная связь
Учитель-ученик
Учитель –коллектив учащихся

Слайд 16

Слайд 17
Благодарю за внимание!

Посмотреть все слайды

За что критикуют адаптивное обучение

Хотя в мире есть уже около десятка EdTech-компаний, которые предлагают свои услуги по адаптации обучения или адаптированные курсы, адаптивное обучение пока так и не стало повсеместным.

Назовём две ключевые причины.

Адаптивное обучение стоит дорого.

Подобные системы требуют значительных вложений — и лишь немногие образовательные учреждения могут позволить их себе. Это подтверждают и представители EdTech.

«Создание собственной системы адаптивного обучения обойдётся в сумму от 100 миллионов рублей, поэтому сегодня вряд ли это под силу рядовому вузу или школе. Единственный путь, который мы видим, — это сотрудничество, симбиоз учебного заведения с IT-компанией, имеющей опыт успешной разработки подобных систем», — объяснил генеральный директор ENBISYS.

Правда, представители компании отметили, что у образовательных учреждений есть и менее затратные опции — там, например, предлагают создавать адаптивные курсы на уже существующей технической базе, а потом продавать их другим учебным заведениям.

От учебных заведений и преподавателей требуется немало усилий на адаптацию.

Адаптивное обучение пока не может существовать в вакууме — для администрации учебного заведения, педагогического коллектива и преподавателей это всё ещё значительный вызов. Им, во-первых, приходится разрабатывать учебный контент (а это, с учётом технологии, непросто), а во‑вторых — менять привычный подход к работе.

Например, с этим столкнулись в Техническом университете Колорадо при внедрении адаптивного обучения на нескольких курсах. В задачи преподавателей входил мониторинг прогресса студентов, постоянная обратная связь (её надо было дать студентам в течение максимум двух дней), личное обсуждение с учащимися и перенос оценок в отдельную систему.

Предсказуемо, что немало преподавателей если и не совсем в штыки воспринимают прогресс, то относятся к технологическим новинкам с большой долей скепсиса. Это касается, конечно, не только зарубежных специалистов, но и российских. Так, в совместном исследовании НИУ ВШЭ и «Яндекса» утверждается, что педагоги не очень-то стремятся к использованию цифровых инструментов.

Тем не менее и исследователи, и представители бизнеса соглашаются с тем, что за адаптивным обучением будущее. Другой вопрос, что наступит оно, видимо, не так уж скоро.

Как устроено адаптивное обучение

Строится адаптивное обучение по модели адаптации, которая учитывает, что и как нужно изменить под конкретного студента. Для этого есть два основных источника данных:

  • Модель предметной области — сюда относятся данные об изучаемом предмете: темы, проекты, ссылки и так далее. Система позволяет связать разные элементы дисциплины и построить переход между ними.
  • Модель студента — то есть текущие знания ученика, информация о том, как он учится (какие ошибки делает, с какой скоростью выполняет задания и так далее), его характеристики (например, предпочтения и степень мотивации).

При этом объекты адаптации могут быть разными. Например, компания Pearsons приводит такую классификацию:

Контент.

Система, которая адаптирует контент, базируется на ответах учеников. Если допущена ошибка, то она даёт подсказки либо разбивает какой-то навык на небольшие блоки. Проще говоря, меняет темп обучения.

Так, после неправильного ответа студент получает конкретную помощь: это может быть напоминание («не забудь, что X зависит от Y»), обратная связь («кажется, ты забыл, что…»), дополнительные материалы (тексты, видео, пошаговые инструкции). В некоторых случаях система предлагает обратиться к преподавателю. А вот самым сложным механизмом для адаптированного контента считается скаффолдинг.

Тестирование.

В зависимости от ответа ученика система предлагает вопросы разной сложности — например, если человек верно ответил на вопрос, следующий будут уже сложнее. А если допустил ошибки — проще.

Исследователи Pearsons разделяют тестирование на «практическое» (тесты идут после небольшого блока информации) и «уровневое» (тест предлагается после определённого модуля или нескольких блоков — то есть стоит особняком).

Порядок представления материалов.

Эта система считается самой сложной из трёх. Пока студент взаимодействует с учебным материалом, она собирает информацию о нём — например, ответы на вопросы, число попыток и так далее. Эти данные анализируются, а затем система предлагает учащемуся нужный именно ему контент.

Максимально упрощённый пример будет выглядеть так: ученик пропустил объяснение какой-то темы из-за болезни. Через год началось изучение другой темы, которая основывается на пропущенной им. Адаптивная система, которая меняет последовательность учебных материалов, определит пробел в знаниях и предложит сначала изучить пропущенную тему.

Одна система может использовать разные объекты адаптации. Так, американский сервис Knowre для изучения математики предлагает и адаптированный контент (то есть видео и инструкции в помощь учащимся), и адаптированную последовательность, поскольку анализирует действия пользователя и предлагает нужную ему практику.

Кроме того, для каждого уровня образования характерны свои объекты адаптации. Так, в школах предпочитают адаптацию контента, а в университетах — скорее адаптацию порядка предоставления учебных материалов.

Когда стоит применять адаптивное обучение

Чтобы ни говорили эксперты о плюсах адаптивного обучения, оно подходит далеко не всем и не всегда. Давайте разберёмся, в каких случаях технология сработает, а в каких от неё лучше отказаться:

Адаптивное обучение подходитЛучше поискать другую технологию
Обучаемый только начинает изучать предметную область или знает её на среднем уровне.Если студент хочет сам заниматься целеполаганием, искать материалы, делать свои ошибки и получать результаты.
Хочет быстро получить конкретные знания по предмету.Высокий уровень самоконтроля и навыки тайм-менеджмента.
Низкий уровень самоконтроля, нужен чёткий график и поддержка.Знания, которые составляют предметную область, часто меняются. Например, курсы валют или ставки по кредитам в банковской сфере.
Предметная область стабильная и не предполагает быстрых изменений. 
У вуза или компании много студентов, которых нужно обучить. 

Зачем нужно адаптивное обучение и где его используют

У адаптивного обучения есть множество преимуществ. С одной стороны, оно подстраивается под уровень знаний, скорость и персональные предпочтения учащегося, то есть терпеливо «ведёт» его по пути обучения в индивидуальном темпе. Проще говоря, такое обучение становится персонализированным и сулит успех в освоении той или иной дисциплины.

С другой стороны, такая система становится помощником для преподавателей, а также экономит им время на проверку заданий, избавляет от необходимости «усреднять» программу под класс или группу.


Фото: fizkes / Shutterstock

Не система, а просто мечта, правда? Почему же тогда она не используется в наш технологичный век повсеместно?

Дело в том, что с внедрением адаптивного обучения не всё так просто.

Где можно использовать адаптивное обучение

Обычно системы адаптивного обучения используют в точных или естественных науках. Объясняется это просто: успехи и результаты студентов там значительно проще измерить. А вот гуманитарные дисциплины «вписать» в такую систему труднее, хотя и не невозможно.

«Кандидатом для адаптивного обучения может стать любой предмет, который можно представить в формате микроконтента и оценить при помощи объективных вопросов. Системы адаптивного обучения хорошо подходят для вводных курсов в определённую область знаний, поскольку их цель — формирование базы для освоения предмета», — сказал Skillbox Media Дмитрий Бубнов, директор компании ENBISYS — разработчика отечественной платформы адаптивного обучения Plario.

Есть и ещё одна особенность систем адаптивного обучения: они не подходят для тех предметов, где нужны физические навыки. Простой пример, который приводят специалисты ENBISYS, — такая система не научит студентов медвуза делать уколы. А вот вводный курс по биологии освоить поможет. Впрочем, это недостаток любого дистанционного обучения.

Проще говоря, адаптивное обучение подходит для теоретической части программы.

Примеры использования систем адаптивного обучения

В мире существует немало примеров внедрения систем адаптивного обучения. Считается, что самые активные страны — участницы этого процесса — США, Австралия и Великобритания.

В России адаптивные системы тоже внедряют. Например, системы адаптивного обучения или их элементы уже есть в Skysmart и «Яндекс.Практикуме». Постепенно к процессу внедрения адаптивного обучения присоединяются и вузы.

Так, подобную технологию разработали и апробировали для курса «Общая химия» в МИСиС. Процесс строился по модели «перевёрнутый класс», когда основной теоретический материал студенты осваивают самостоятельно, а аудиторные часы предполагают общение с преподавателем и более глубокое погружение в предмет.

В результате удалось не только повысить успеваемость студентов, но ещё и «выровнять» их уровень знаний, отметили в вузе. Более того, студенты, по словам разработчиков, начали проявлять живой интерес к дисциплине, хотя раньше химия их не привлекала.

Одна из самых известных российских разработок — платформа Plario, созданная совместно с Томским государственным университетом. Принцип платформы разработчики формулируют так: искусственный интеллект определяет начальный уровень знаний студента, а затем сам выравнивает его до необходимого среднего уровня. Делает он это с помощью индивидуального трека для каждого пользователя.

«Система автоматически проверяет задания, так что преподавателю остаётся следить за прогрессом и объяснять студентам самые трудные и непонятные места, которые легко можно выявить по статистике, предоставляемой системой. Так преподаватель освобождается от рутинной работы и получает больше времени для научной и творческой работы с талантливыми студентами», — объяснил Дмитрий Бубнов.

Изначально Plario создавалась как тренажёр по математическим дисциплинам, а образовательный контент для платформы разрабатывали специалисты ТГУ по ими же созданной методике. Причина выбора предмета — слишком разнородные знания студентов на старте.

Разработчики считают, что с восполнением пробелов платформа успешно справляется. Её эффективность оценивают ещё и с точки зрения скорости освоения материала — сообщают, что при использовании платформы скорость увеличивается на 25%.

Особенности современной профессиональной подготовки студентов педагогического вуза

Проблема качества образования, и в особенности педагогического, актуальна для каждой страны. Эта проблема имеет методологический характер. Методология современного образования как система знаний “об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, верно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогическую деятельность в условиях развивающегося общества” адаптируется к изменяющимся сложным социокультурным процессам. Динамика этих процессов обусловлена переориентацией общества в сфере его теоретико-практической деятельности.

Неподготовленность общества к комплексному нестандартному решению проблем и задач различного класса на базе бурно развивающихся современных технических средств и новых информационных технологий является основой для имеющихся противоречий между потребностями практики и возможностями людей. В поисках путей преодоления этого противоречия общество обращается к образовательному процессу, видя в нем способ качественного изменения ситуации и защиты личности перед лицом противоречий. Защитная функция образования может быть реализована в том случае, если уровень образованности каждого члена общества обеспечит возможность развития его способностей решать жизненно и профессионально важные проблемы. Идея проблемности человеческого бытия и идея способности индивида к постановке и решению проблем выступает в качестве методологической. Она существенно меняет взгляд на образование, ведет к глубоким изменениям в структурных компонентах образовательного процесса и к появлению новой парадигмы образования.

Формирование новой образовательной парадигмы в России приходится на период 1990 – 1994 г.г. В это время разработаны важнейшие направления реформы высшей школы, которые базируются на философском осмыслении и обобщении исторического опыта развития системы образования как в нашей стране, так и за рубежом. В работе выделены и систематизированы этапы развития отечественной философии образования:

1. Идеологическое освещение школьного и профессионального обучения (40 – 50 годы).

2. рационализаторский подход (50 – 60 годы).

3. Кибернетический подход (60 – е годы).

4. Проблемный подход (70 – е годы).

5. Диалогическая и культурологическая парадигмы (80 – е годы).

6. Экологический подход (80 – 90 годы).

В 90-е годы педагоги обратились к новой педагогике – педагогике личности. В работе “Философия образования и образовательная политики” (1993 г.) В.Д. Шадриков отмечает, что “новая педагогика требует принятия ребенка как уникального явления, раскрытия его сущности не для понимания, а для признания равным в своей уникальности” . В полной мере это относится и к профессиональной педагогике, которая исследует процессы образования и воспитания взрослых, в том числе и в высшей школе. Сегодня в высшей школе происходит поиск путей перехода к новой образовательной парадигме. Она исходит из того, что специалист XXI века – это всесторонне образованный, нестандартно мыслящий и способный принимать оригинальные решения человек. Он обладает широким кругозором и целостными знаниями как в области естественно – научных, так и гуманитарных дисциплин; психологически подготовлен к организации межличностных отношений на основе толерантности и плюрализма; способен к рефлексии, а на ее базе к объективной самооценке с последующей самодостройкой и саморазвитием. Специалист нового века – это профессионал, подготовленный к конструктивной работе по избранной специальности с способный мобильно и компетентно реагировать на меняющиеся и возрастающие потребности общества. Подготовка специалиста с отмеченными качествами возлагается на высшую школу, перед которой поставлены принципиально новые цели -достижение нового уровня образованности отдельной личности и общества в целом. Они согласуются с международными ориентирами в области образования. Их можно выделить по материалам доклада Международной комиссии по образованию для XXI века “Образовавние: сокрытое сокровище”, представленном в ЮНЕСКО. В нем отмечается, что образовательный идеал XXI века радикально отличается от классического идеала, основанного на энциклопедичности знаний. Для нового образовательного потенциала характерны следующие принципы: учиться познавать, учиться делать, учиться жить вместе, учиться жить. Содержательное осмысление этих принципов позволяет выделить ряд отличительных характеристик современного образования. К ним отнесем следующие:

Примеры адаптивного обучения из повседневной жизни

Вот пример «адаптивного обучения», которое вообще не связано с компьютерами. Представьте себе, что вы хотите научиться печь хлеб, поэтому вы просите свою маму научить вас. Она знает, как выпекать хлеб: как смешивать ингредиенты, как месить, как долго давать тесту подниматься, как его выпекать. Она также знает, что вы склонны выбрасывать ингредиенты бессистемно, например, пачкаете руки, чтобы научиться, и легко можете все испортить, например, не добавляя муку во время замеса, чтобы тесто прилипло к столешнице. Но она ваша мама, поэтому она терпелива. Она позволяет вам ошибаться и разбираться в вещах, и всегда вмешивается, когда это необходимо, чтобы спасти положение, поэтому вы не бросаете комок теста, который должен быть вашим хлебом, через всю комнату в расстройстве. И она может ответить на многие ваши вопросы, например, сколько соли добавить в муку, когда вы смешиваете, и что означает «расстойка дрожжей», поэтому вы набираетесь опыта по ходу дела.

Короче говоря, ваша мама адаптирует учебную среду только для вас, так что вы научитесь печь буханку хлеба довольно быстро – конечно, быстрее, чем если бы она заставила вас смотреть обучающий ролик YouTube. Она делает это, используя свои знания о вас и о предмете исследования. Ее подход может быть другим для вашего старшего брата, более терпеливого брата, который также имеет больше опыта выпечки: ваше обучение адаптировано только под вас и вашу уникальную ситуацию в тот момент  вашей жизни.

Сравните вышесказанное с ориентацией директора на родителей в начале учебного года.

Родители приходят в аудиторию с разными интересами. У некоторых уже есть дети, обучавшиеся раньше в школе, и они просто хотят услышать, что изменилось. Другие делают это впервые и для них вся информация новая, они воспринимают ее с большим энтузиазмом. У некоторых есть конкретные вопросы, которые они хотят задать о своем ребенке и уходе, который им будет предоставлен; другие ищут общую ориентацию на школьную политику и процедуры, а некоторые там только потому, что их супруг или ребенок настаивали на этом. Все они занимают свои места, и директор начинает показывать слайды и говорить о классах, учителях, политике и процедурах, предоставляя всем одну и ту же информацию.

Каков результат такого обучения? Некоторым это быстро наскучит, потому что они уже знают (или думают, что знают), о чем идет речь. Другие будут сбиты с толку, потому что информация не связана с их пониманием. Некоторые цепляются за несколько кусочков информации и упускают остальное; другие дремлют.  Никто не учится так хорошо, как они могли бы, если бы был применен индивидуальный подход.

Онлайн-тренинг больше напоминает школьную встречу, чем обучение ребенка выпекать хлеб. И многое из этого предписано заранее: учащиеся должны просмотреть каждое видео и взаимодействовать с определенным компонентом, чтобы завершить курс. Поэтому каждый должен потратить, скажем, 30 или 40 минут, независимо от того, скучно ли ему, или что у него уже есть эти знания. Это не только ужасно неэффективно, но и может породить сильную неприязнь к обучению со стороны ученика, который может неохотно участвовать в любом будущем обучении без принуждения к этому.

В отличие от этого универсального подхода, представьте себе курс электронного обучения, который динамически адаптируется к пониманию, навыкам и интересам отдельного учащегося. В таком курсе каждый человек получает только необходимые инструкции и ничего лишнего, что не нужно. Тот, кто требует больше объяснений, больше контекста или больше практики, получает это, в то время как тот, кто с этим уже знаком, может пропустить мимо ушей. Обучение идет ровно столько, сколько необходимо каждому, чтобы освоить содержание, не давая никому того, что не нужно.

Звучит ли это как учебная утопия, недостижимый идеал? На самом деле, существует множество способов достижения этой цели, некоторые технологические, другие, включающие в себя учебный дизайн, или сочетание того и другого. Чтобы увидеть это, мы привели пример обучения выпечки хлеба мамой.

3.1 Выбор системы управления обучением и средств для реализации адаптивной технологии обучения

Наиболее популярными системами электронного обучения являются системы управления обучением (Learning Management System). К основным критериям выбора LMS, можно отнести следующие :

· функциональность. Обозначает наличие в системе набора функций различного уровня, таких как форумы, чаты, анализ активности обучаемых, управление курсами и обучаемыми, а также другие;

· надежность. Этот параметр характеризует удобство администрирования и простоту обновления контента на базе существующих шаблонов. Удобство управление и защита от внешних воздействий существенно влияют на отношение пользователей к системе и эффективности ее использования;

· стабильность. Означает степень устойчивости работы системы по отношению к различным режимам работы и степени активности пользователей;

· стоимость. Складывается из стоимости самой системы а также из затрат на ее внедрение, разработку курсов и сопровождение;

· наличие или отсутствие ограничений по количеству лицензий на слушателей (обучаемых);

· наличие средств разработки контента. Встроенный редактор учебного контента не только облегчает разработку курсов, но и позволяет интегрировать в едином представлении образовательные материалы различного назначения;

· поддержка SCORM. Стандарт SCORM является международной основой обмена электронными курсами и отсутствие в системе его поддержки снижает мобильность и не позволяет создавать переносимые курсы;

· система проверки знаний. Позволяет в режиме онлайн оценить знания обучаемых. Обычно такая система включает в себя тесты, задания и контроль активности обучаемых на форумах;

· удобство использования. При выборе новой системы необходимо обеспечить удобство ее использования. Это важный параметр, поскольку потенциальные обучаемые никогда не станут использовать технологию, которая кажется громоздкой или создает трудности при навигации. Технология обучения должна быть интуитивно понятной. В учебном курсе должно быть просто найти меню помощи, должно быть легко переходить от одного раздела к другому.

· модульность. В современных системах электронного обучения курс может представлять собой набор микромодулей или блоков учебного материала, которые могут быть использованы в других курсах.

· обеспечение доступа. Обучаемые не должны иметь препятствий для доступа к учебной программе, связанных их расположением во времени и пространстве, а также с возможными факторами, ограничивающими возможности обучаемых.

Согласно , для реализации адаптивной технологии обучения наиболее приемлемой является LMS Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателей, так и для обучаемых.

Moodle – система управления курсами, также известная как виртуальная обучающая среда. Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для электронного обучения . Важным преимуществом данной системы является то, что она распространяется в открытом исходном коде, а также позволяет адаптировать ее под специфику задач, которые должны быть решены с ее помощью, т.е. позволяет на ее основе сгенерировать собственную систему с требуемыми функциональными возможностями:

– определять уровень знаний обучаемого;

– адаптировать учебный материал под конкретного обучаемого.

При разработке адаптивной технологии обучения используются такие средства как:

– HTML (HyperText Markup Language) – язык создания гипертекстовых документов в среде Интернет. HTML является основным инструментом для разработки компонентов.

– JS (JavaScript) – прототипно-ориентированный сценарный язык программирования. Предназначен для реализации такого компонента как тесты.

– XML (eXtensible Markup Language) – это способ разметки документов, предназначенный для формирования в документах какой-либо структуры и определения отношений между различными элементами этой структуры.

– CSS (Cascading Style Sheets) – формальный язык описания внешнего вида документа, написанного с использованием языка разметки. Преимущественно используется как средство описания, оформления внешнего вида HTML-страниц.

– Notepad++ – свободный текстовый редактор с открытым исходным кодом с подсветкой синтаксиса большого количества языков программирования и разметки.

Требования со стороны обучаемого. Для максимального усвоения знаний и навыков будущей деятельности обучаемых, и разрабатывается адаптивная технология обучения (АТО). Согласно [5], требования со стороны обучаемого можно разделить на три группы:

– психолого-педагогические;

– инженерно-психологические

– медицинские.

Психолого-педагогические определяют эффективность учебного процесса. При этом:

1. АТО должна адаптироваться к физиологическим и психологическим особенностям обучаемого (память, темперамент, реакция, физическое и умственное развитие, возраст, зрение, слух).

2. АТО должна быть основана на деятельностном подходе в формировании психики, эрудиции и нравственных качеств.

3. АТО должна обеспечить постоянную и положительную мотивацию деятельности обучаемого.

4. АТО должна использовать комбинированные приемы обучения, которые развивают и используют как абстрактно-логическое, так и образно-эмоциональное мышление, интуицию обучаемого.

5. АТО должна впитывать в себя последние достижения в области педагогических наук.

Инженерно-психологические требования определяют интерфейс между обучаемым и компьютером. Здесь требования будут следующими:

1. Простота работы.

2. Дружелюбность интерфейса.

3. Приспособление к требованиям конкретного обучаемого, (например, настройка цвета и шрифта, возможности увеличения шрифта).

4. Организация комфортного интерфейса.

Медицинские требования определяют факторы АТО, которые влияют на здоровье обучаемого. Эти требования определяют влияние компьютера на обучаемого. Прежде всего, это касается зрения, психики и нервной системы.

Требования со стороны преподавателя. Преподаватель непосредственно организует обучение предмета с помощью готовой АТО. Запускает при необходимости программу, наблюдает за ходом работы учащегося, приходит на помощь, при возникновении трудностей. Регистрирует текущие успехи обучаемого. Основные требования со стороны преподавателя следующие:

1. Обеспечение различных форм организации работы.

2. Обеспечение различных видов связи преподавателя с обучаемыми.

3. Различные формы накопления опыта (протоколирование процесса обучения; статический анализ).

4. Возможность внесения изменений в АТО.

Требования разработчиков. В процессе разработки АТО выделяются 3 основные составляющие: психолого-педагогическая, организационно-экономическая и техническая. Психолого-педагогическая составляющая обеспечивает педагогические цели и методы достижения их в разрабатываемой АТО. Организационно-экономическая составляющая обеспечивает реализацию и тиражирование данной АТО при заданных финансовых, трудовых и временных ограничениях. Техническая составляющая собственно реализует АТО в виде программного, информационного и иных обеспечениях.

Важным требованием для АТО является возможность подключения компьютера в сеть Интернет

Также стоит отметить немаловажное свойство – интероперабельность. О нем так же говориться в

Требования со стороны общества. В целом общество выдвигает ряд требований к разрабатываемой АТО. Это, прежде всего требования соблюдения безопасности использования знаний. Т.е. знания, полученные с помощью данной АТО, не должны использоваться во вред людям и природе. Другим важным требованием является повышение культурного уровня обучаемого. Т.е. обучаемый должен получать не только чистые знания по данной конкретной теме, но и выдающиеся примеры приобретения или применения этих знаний.

Найдено научных статей по теме — 15

Система адаптивного довузовского обучения

Рыжкова М.Н.

Рассматриваются основные принципы построения информационных систем на примере системы адаптивного обучения для довузовского образования.

Адаптивная система обучения в начальной школе

Москалец Екатерина Романовна

В статье рассматриваются особенности использования адаптивной системы обучения на начальной ступени образования, раскрываются задачи, характерные для начальной школы, сравниваются традиционная и адаптивная системы обучения.

Адаптивная система обучения в электронной среде

Шершнева Виктория Анатольевна, Вайнштейн Юлия Владимировна, Кочеткова Татьяна Олеговна

Работа посвящена построению адаптивной системы обучения в электронной среде. Сформулированы принципы, заложенные в концепцию проектирования такой системы.

Разработка структуры адаптивной системы обучения

Власенко А. А.

В статье рассмотрены проблемы проектирования структуры адаптивной системы обучения. Приведена структура адаптивной системы, основанной на итерационном подходе к образовательному процессу.

Среда адаптивного обучения проектированию веб-систем

Поликаров Евгений Анатольевич

В работе рассмотрено проектирование среды обучения для формирования навыков/умений обучаемого, в сфере разработки веб-систем.

Адаптивные технологии индивидуально-ориентированной системы обучения

Карпец Ирина Викторовна

Автор рассматривает способ построения индивидуально-ориентированной системы обучения на основе применения адаптивных технологий обучения.

Моделирование адаптивных систем обучения на основе качественных тестов

Бурмистрова Алла Сергеевна

Одним из основных принципов организации обучающей системы является адаптивность системы к уровням и особенностям развития обучающихся.

Модель обучения в условиях использования адаптивных методических систем

Долинер Л. И.

В статье рассматривается технология построения адаптивных методических систем (АМС) и предлагается методология построения модели обучения в условиях использования подобных систем в условиях информатизации образования.

Реализация теории адаптивных процессов в системе профессионального обучения

Николаенко Александр Викторович

В статье представлен сравнительный анализ адаптивных процессов в организме человека в условиях физиологического и психологического стрессов.

Реализация адаптивной технологии обучения в информационной обучающей системе

Денисова И. Ю., Баканова М. В.

В статье определены способы реализации адаптивной технологии обучения в информационных обучающих системах. Описан прототип информационной обучающей системы, разработанный с учетом принципов адаптивного обучения.

Система адаптивного обучения студентов при изучении дисциплины «Анатомия человека»

Шкловчик Ольга Владиславовна, Машак Александр Николаевич, Слабожанина Валентина Алексеевна, Чвыркова Олеся Александровна, Хорошевская Яна Александровна, Елясин Павел Александрович, Голубева Ирина Александровна, Аристова Елена Серафимовна

На кафедре анатомии человека была разработана и внедрена в практику шкала оценки уровня самостоятельной работы по всем формам аудиторной и внеаудиторной деятельности студента, основанной на принципах адаптивного обучения.

Адаптивная методическая модель как системообразующая составляющая процесса обучения

Птущенко Елена Борисовна

В работе предпринята попытка сформулировать концепцию адаптивных методических систем, позволяющую обеспечить реальный учебный процесс отработанными технологиями, обосновывается возможность ее реализации лишь в условиях информатиза

Повышение эффективности адаптивного тестирования в системах дистанционного обучения

Давыдова Надежда Дмитриевна

в данной статье рассматриваются подходы к тестированию в системах дистанционного обучения. Предлагается методика, позволяющая с помощью оценки информационных характеристик улучшить адаптационные свойства тестов

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий