Кому нужна «Гармония»?
Школьная программа «Гармония» предназначена для детей с «IQ в норме», но:
- имеющих развитое наглядное мышление;
- обладающих навыками логики;
- способных к быстрому старту;
- свободно переключающихся с одной задачи на другую;
- богатых словарным запасом и развитой памятью.
Если к моменту поступления в школу ваш ребёнок обладает такими характеристиками, то добро пожаловать в гармоничный мир, учиться в котором таким детям, скорее всего, будет интересно. Среди обучающихся по программе «Гармония» есть и те, которых не смущают ни «йожыки», ни их «ношки».
В этом случае вам остаётся лишь поддержать детскую инициативу и не быть «тормозящим фактором», время от времени читая специально написанные родителям в методичках весточки авторов с разъяснениями хитростей программы, помогающие избежать ошибок.
А давайте заглянем на открытый урок к третьеклассникам, которые как раз и идут по программе «Гармония». Смотрите видео.
На сегодня всё. Плюс ещё одна образовательная программа, разобранная по молекулам, в нашей копилке. Желаю вам успехов и гармоничного подхода к воспитанию детей.
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Начальная школа – период, когда закладываются основы знаний и навыков для дальнейшего обучения. Образовательный процесс, построенный по программе «Гармония», поможет научить детей любить учёбу и самостоятельно оценивать итоговые и промежуточные этапы работы.
Анализ комплекта учебников «Гармония» (под редакцией Н.Б. Истоминой)
В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В связи с этим в трех системах начального обучения интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов. В силу того, что учителю сложно смоделировать свой комплект учебников, были разработаны целостные модели образования, которые обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы.
Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов в этих моделях выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников. К целостным моделям относятся: модель «Начальная школа 21 века» (научный руководитель профессор Н.Ф.Виноградова), «Школа 2000…» -«Школа 2100» (научные руководители академик А.А.Леонтьев и Л.Г.Петерсон), «Гармония» (научные руководитель профессор Н.Б.Истомина), система Л.В.Занкова и система Д.Б.Эльконина – .В.Давыдова Особенности комплектов учебников, рекомендованных общеобразовательным учреждениям, участвующим в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Вестник образования, Май 10 ‘2002..
Учебно-методический комплект «Гармония» для четырехлетней начальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.
Входящие в комплект учебники, учебники-тетради и тетради с печатной основой являются результатом многолетнего научно-методического поиска путей совершенствования начального образования, который осуществлялся авторами комплекта: Н.Б. Истоминой, д. п. н., профессором; М.С. Соловейчик, к.п.н., профессором.; Н.С. Кузьменко, к. п. н., доцентом; О.В. Кубасовой, к.п.н., доцентом; О.Т. Поглазовой, к.п.н., ст. преподавателем; Н.М. Конышевой, д.п.н.
Первой особенностью комплекта «Гармония» является стремление преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.
Вторая особенность комплекта находит выражение в том, что в комплекте нашли методическое воплощение основные направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно-ориентированный подход к процессу обучения).
Хорошо известно, что успех любого учебника в значительной мере зависит от готовности учителя стать единомышленником автора и методически грамотно, а возможно и творчески реализовать заложенную в учебнике систему. В связи с этим третьей особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Ц.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, Н.М. Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.
Тщательная проработка концептуальных идей во всех учебниках комплекта «Гармония» и оснащение их методическими рекомендациями, разъясняющими учителю эти идеи, позволяет рассматривать комплект «Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. В этом заключается четвертая особенность учебно-методического комплекта «Гармония».
Методическое оснащение комплекта «Гармония» прошло экспериментальную проверку (в разных масштабах: на уровне дипломных исследовании, которыми руководили авторы комплектов, на уровне кандидатских и докторских исследований и на уровне массовой проверки в практике школ).
Учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы (автор Н.Б. Истомина) удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.
Суть образовательной программы для начальной школы
Чтобы понять, что представляет та или иная программа, необходимо хорошо ориентироваться в терминологическом поле.
Разберёмся с терминами
- «Школа России»;
- «Начальная школа XXI века»;
- «Школа 2100»;
- «Гармония»;
- «Перспективная начальная школа»;
- «Перспектива»;
- «Классическая начальная школа»;
- «Планета знаний».
Выбор образовательной программы для ребёнка – это ответственный шаг родителей
Включение образовательной программы «Гармония» в список официальных говорит о том, что она составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС и утверждена Минобрнауки РФ (в 2009 году).
Принципы «Гармонии»
- объединение традиций с инновациями, то есть традиционной и развивающей систем образовательного процесса в начальной школе;
- гуманизация обучения младших школьников, то есть процесс познания строится на принципах уважения к человеку вне зависимости от его возраста.
Если с первым принципом вопросов у заинтересовавшихся «Гармонией» не возникнет, то вот второй кажется слишком абстрактным. На самом деле, его суть сводится к тому, что субъекты учебного процесса (учитель, родители, администрация школы) должны создать условия для максимального комфорта ребёнка – объекта процесса образования. И эта задача не просто сопутствует другим, а поставлена во главу угла для обучения по программе «Гармония».
Как учителем оценивается работа детей?
Механизм оценки подразумевает ведение портфолио школьника, которое включает
- все работы ребёнка, которые он выполнил в учебное и внеурочное время (самостоятельно дома или на факультативах);
- диагностические результаты оценки учебной деятельности, проводимые в начале применения программы, в процессе работы, а также в конце (сюда относятся таблицы оценок, листы наблюдения за качеством обработки материала, данные работы психолога, социального педагога с конкретным учеником);
- характеристики для составления представления о внеурочной и досуговой деятельности ребёнка (составляются учителем, социальным педагогом на основании данных, полученных от ребёнка и его родителей).
Портфолио составляются учителем, наполняются и педагогом, и родителями (например, блок досуговой деятельности может включать работы, сделанные дома или во внешкольной деятельности, а также самим учеником – в 3–4 классах дети могут сами раскладывать написанные работы в нужные блоки, например). Хранятся портфолио в кабинете учителя. Это может быть одна объёмная папка для каждого ученика на весь период обучения, а может быть 4 папки на каждый учебный год, объединённые в одну большую.
Такой способ оценивания является динамическим, то есть постоянно поддающийся коррекции, но при этом дающий представление не только об успехах или неудачах образовательного процесса, но и характеризующий уровень развития личности в целом.
«Гармония» – это учебно-методический комплекс (УМК), в который входит 12 учебников, которые были составлены разными авторами.
Программа оснащена необходимой для работы методической базой
- Букварь;
- Русский язык;
- Математика;
- Французский язык;
- Литературное чтение;
- Технология;
- Окружающий мир;
- Информатика и ИКТ;
- Музыка;
- Изобразительное искусство;
- Основы духовно-нравственной культуры народов России;
- Физическая культура.
В комплект, кроме учебника, входят
- программа с детальным описанием целей, задач по предмету;
- тетради с печатной основой;
- методические рекомендации к каждому курсу;
- электронные материалы для учителя, учеников и родителей;
- рекомендации по оценке результативности полученных знаний.
Слайд 12Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных
в УМК? В чем она заключается?Задания в учебниках и в рабочих тетрадях расположены системно, то есть их последовательностью предусмотрена поэтапная отработка способов действий. Кроме того, в выполнении заданий прослеживается постепенный переход от совместной формы выполнения (с учителем и сверстниками) ко все более самостоятельной. К тому же непосредственно в начале обучения детям в учебниках предоставлена бо́льшая методическая помощь, чем впоследствии, что предполагает постепенное увеличение доли самостоятельности учащихся при выполнении заданий.Приведем пример, подтверждающий сказанное. (Литературное чтение)При обучении составлению плана сначала поэтапно отрабатываются отдельные действия, составляющие данный способ деятельности: выделение эпизодов (микротем), деление текста на части, озаглавливание эпизодов, текстов; затем учащиеся составляют план в опоре на памятку и только после такого системного обучения учебник предлагает задание «Составь план текста». Кроме того, предусмотрено такое требование системности, как переход от выполнения действий с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения, а именно, в данном случае: сначала обучающиеся выполняют задания в опоре на иллюстрации или группы иллюстраций, представляющие собой картинный план, затем следует этап перевода картинного плана в вербальную форму (например, 2 класс, ч. 3, с. 35, задание 2), после чего составление плана становится вербальным, без опоры на иллюстрации.
Недостатки программы
Как и в любой сфере образовательной деятельности, у «Гармонии» есть ряд недостатков:
желательна учебно-воспитательная подготовка ребёнка перед поступлением в класс (такие навыки, как работа в парах, решение простых математических заданий на сложение-вычитание в пределах 10, понимание различий между понятиями «звук»-«буква», помогут малышу в первые дни обучения по программе «Перспектива», а главное – ребёнок должен не бояться демонстрировать свои знания, иначе говоря, до поступления в «Гармонию» желательно посещение развивающих занятий);
расхождения между классическими приёмами традиционной системы образования и программой (так, например, на уроках математики дети начнут решать задачи лишь со второго класса, хотя выполнение контрольных и самостоятельных работ предполагается уже на первом году обучения, то есть малыши весь первый год решают примеры, что неблизко традиционным методикам, но вот понимание того, что есть контрольная/самостоятельная получают уже на первом году обучения – не такое уж и важное «опережение», по мнению многих методистов);
дополнительные задания «со звёздочкой», то есть повышенной трудности, не всегда рассматриваются на уроке, а ведь за счёт них и предполагается успешное развитие школьника – это существенный недостаток программы, по мнению методистов и родителей, которым волей-неволей приходится подключаться к выполнению подобных заданий дома (другими словами, малыш старается, решает, а учитель отмечает только сам факт «выпонил-не выполнил», так как «Гармония» на более подробную работу с такими заданиями не нацелена);
обилие теоретических заметок и недостаточное количество иллюстраций в учебниках делает УМК скучным – так считают некоторые родители (при этом такое оформление делает учебник универсальным для любого проявления методической смекалки педагога – он может придумывать свои сюжеты урока, подбирать актуальные для данного возраста иллюстрации и пр.), так что недостатком отсутствие яркости можно назвать лишь с позиции незнания той роли, которая отводится учителю в создании творческих уроков;
отсутствие последовательности в изложении некоторых материалов по предметам (например, по русскому);
возможные трудности у родителей, обучавшихся по классической программе, при оказании помощи в выполнении домашних заданий;
отсутствие преемственной программы в среднем звене (при этом сложность заключается не столько в содержательных моментах – тут как раз дети «тянут», сколько в способе рассуждений – решение проблемных заданий часто приходит в конфликт с привычным традиционным репродуктивным способом общения учителя-ученика – услышал – повторил, – то есть детям сложно приспособиться не к объёмам информации, а к способу её получения).
Особенности программы
Создатели УМК «Гармония» выделяют следующие цели своей программы:
- Развитие логики. Научить ребёнка анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению, нахождению аналогий, дедукции и индукции. На формирование этих навыков направлены курсы многих предметов — от математики до окружающего мира.
- Поощрение самостоятельности. Создать учебную среду, где ребёнку было бы интересно самому добывать информацию на уроке и дома. По замыслу авторов программы, одна из основных задач учителя — раскрепостить детей и привить им вкус к самостоятельному поиску ответов.
- Применение опыта. Научить ребёнка использовать для решения задач собственный опыт, а не только теоретические знания. Повторение пройденного не сводится к рутинной проверке знаний, а всегда служит фундаментом для освоения новой темы.
- Комфортное обучение. Сделать учебный процесс максимально дружественным для школьника. Например, в методике программы прямо прописано, что оценки не должны травмировать психику ученика. На уроках ребятам нередко предлагают оценить себя самостоятельно, и их оценка учитывается при аттестации.
- Нравственное воспитание. Привить детям духовно-нравственные ценности и сформировать эстетический вкус. За это в программе отвечают гуманитарные дисциплины: литературное чтение, музыка и изобразительное искусство.
- Оздоровление. Укрепить физическое здоровье школьников. Это относится не только к курсу физкультуры, но и к остальным дисциплинам: для снятия напряжения в середине урока проводятся физкультминутки.
Как и другие развивающие программы, «Гармония» уделяет большое внимание работе в малых группах. Учитель делит класс на команды, равномерно распределяя «слабых» и «сильных» учеников, и даёт им общее задание, в процессе выполнения которого каждая группа может прийти к собственному выводу
На уроках педагог регулярно предлагает ребятам поразмышлять, как можно применять полученные знания.
Главным показателем успеха в учебной программе «Гармония» является портфолио школьника. В него включают все работы, которые ребёнок сделал в ходе уроков, на дополнительных занятиях и в качестве самостоятельной работы. Также портфолио содержит промежуточные и итоговые результаты успеваемости: таблицы оценок, наблюдения учителя, школьного психолога и все сведения, характеризующие внеурочную деятельность ученика. Портфолио даёт педагогу и родителям ребёнка представление о его интересах, сильных и слабых сторонах и позволяет использовать эту информацию для поддержания учебной мотивации.
<<Форма демодоступа>>
Применение системы в младших классах
Построение урока с помощью образовательной программы «Гармония» выполняется с учётом следующих методических рекомендаций:
- в ходе занятия необходимо учитывать как внешнюю сторону урока (этапы для решения дидактических задач), так и внутреннюю его структуру (последовательность заданий, взаимосвязь между ними, характер деятельности детей);
- перед освоением нового материала ученикам нужно предлагать поисковые и творческие упражнения, подводящие их к постановке очередного задания;
- на уроке должно быть место совместной деятельности школьников и учителя, сверстников в группах или в парах;
- вариативность решений, предлагаемых на уроке, и определение верных путей к достижению поставленной задачи – обязательные условия проведения занятий по образовательной программе «Гармония»;
- школьникам нужно давать возможность находить взаимосвязь новых знаний с ранее изученным материалом;
- повторение материала должно носить не только контрольный характер, но и обучающий (при освоении очередной темы урока)
Оценивание результатов школьника должно отвечать таким требованиям:
- при выставлении отметок нужно стараться не травмировать психику детей, оберегать их от негативных эмоций;
- система оценок должна быть «привязана» к процессу получения знаний;
- критерии внешних и внутренних оценок не должны расходиться (первые выставляются вышестоящими службами, осуществляющими контроль образовательной деятельности в школе, а вторые – непосредственными участниками процесса обучения в лице учителей, учеников, школьной администрации);
- детям необходимо принимать участие в оценивании результатов своего труда.
Нюансы внедрения программы в первом классе связаны с проблемами, которые могут иметься у детей и их родителей.
Ребята, не умеющие формулировать мысли, боящиеся дискутировать и высказывать личное мнение, могут чувствовать себя не в своей тарелке. Задача учителя на первом году обучения – раскрепостить школьников, дать им возможность «почувствовать вкус» самостоятельного мышления и получения верного решения.
Групповые обсуждения на уроках – важная часть занятия, построенного по программе «Гармония»
Отношение родителей может стать «тормозящим» фактором, особенно если они сами обучались по традиционным схемам. Если взрослые высказывают свои отрицательные мнения об образовательной программе при детях, то это ещё больше осложняет ситуацию. Поэтому в учебниках системы «Гармония» помещены письма-обращения к родителям, предостерегающие от возможных ошибок и разъясняющие некоторые особенности программы.
Примерная структура занятия
Вот как может быть построен урок математики в 1 классе по теме «Целое и части»:
Учитель приветствует детей и предлагает (в качестве мотивации) обратить внимание на слайд, на котором мультипликационные персонажи рассказывают стихи с вопросами о готовности к уроку.
Затем педагог предлагает ребятам устный счёт, поделив школьников на группы (слабых и сильных учеников при этом нужно распределять по командам равномерно). Обучающиеся, считающие быстро, помогают отстающим, проявляя взаимовыручку.
Преподаватель мотивирует учеников на внимательное прослушивание нового материала, предлагая поразмышлять о том, что хорошего в новых знаниях и какие трудности процесс их получения может вызвать
Используя последующие слайды, педагог показывает, как можно из частей складывать целое, одновременно интересуясь, есть ли какие-либо знания у детей в этой области. Применяя наводящие вопросы, учитель подводит школьников к пониманию новой темы.
Для снятия физического и психического напряжения проводится физкультминутка.
Затем ученикам предлагается на практических примерах закрепить полученные новые знания (сложить целый апельсин из половинок фрукта, из нескольких частей составить звёздочку или грибок и так далее). Поделив первоклассников на пары, преподаватель помогает детям складывать фигуры, сравнивая части и целое и анализируя ответы друг друга.
Перейдя к работе в учебнике, школьники решают примеры на сложение.
Подводя итоги урока, ученики делятся впечатлениями о работе на занятии, трудностях, с которыми пришлось столкнуться при освоении нового материала. При этом учитель предлагает ребятам оценить коммуникативные действия каждого обучающегося: как помогали друг другу, понятно ли объясняли в группах задания и прочее.
Слайд 13Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных, личностных) освоения программы.Да Отражает
ли данный УМК интересы и потребности современного ребёнка? В чём это выражается? УМК «Гармония» отражает интересы и потребности современного ребёнка. Содержание программы имеет практическую направленность. Оно ориентировано на слияние обучения, воспитания и развития младших школьников в единый органический процесс. Одной из особенностей учебника М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» является коммуникативная направленность. Учебник построен как интересная книга, работая с которой ученик общается с авторами, одноклассниками, учителем, персонажами (дошкольником Антоном и мальчиком-иностранцем, который изучает русский язык), узнает при этом новое и делится своими знаниями со взрослыми дома. Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет оценить динамику личностных достижений учеников? Если да, то в чём это выражается? Да. Это выражается в наличии в учебниках различных типов заданий (разные по уровню сложности, для самостоятельной и групповой работы, репродуктивного и творческого характера)
Преимущества
На уроках по программе «Гармони» теория изучается неотрывно от практики
Методика не теряет своей популярности среди педагогов, детей и родителей за счёт таких моментов, как
весь процесс образования строится на решении проблемных ситуаций (например, для определения значения синонимов в тексте на уроке чтения во 2 классе дети получают задание после прочтения текста сказки – «Почему автор использует слова «сказал», «поведал», «рассказал», а не только «сказал»?»);
всеобъемлющая методическая база с дополнительными материалами, помогающая в учёбе, подготовке к урокам и в работе родителей с детьми дома (как правило, те, кто осваивает программу «Гармония» используют интернет-ресурсы; к слову, есть даже решебники по предметам);
усвоение знаний происходит неразрывно с личностным развитием малыша (современные дети отлично знакомы с компьютером ещё до поступления в школу, так что занятия в компьютерном классе, задания с поиском информации в интернете – привычные виды работы, которые в традиционной методике часто игнорируются и не всегда из-за объективных причин отсутствия материально-технической базы);
проверенные приёмы для реализации индивидуального и дифференцированного подходов (проще говоря, если ребёнок хорошо поёт, то не стоит стыдить его за напевание песенки во время выполнения задания по математике, кроме этого, когда дети работают в группе, не нужно напрягать более слабого участника сложными «ролями», пусть лучше останется статистом, не будет активно участвовать в обсуждении, но зато он аккуратнее других запишет полученный результат на доске) – этот принцип активно используется и в других методиках («Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Перспектива» и др.);
помощь в выстраивании гармоничных отношений между одноклассниками, учеником и учителем за счёт методически грамотно построенного дидактического процесса (так или иначе, любая педагогическая программа ставит перед собой эту задачу, а вот её решение во многом зависит не только от содержания программы, но и от личности педагога, что важно вне зависимости от выбранной программы).
Слайд 14Каким образом в данном УМК формируется самостоятельная деятельность?Для формирования самостоятельной деятельности
в данном УМК предусмотрен ряд различных заданий. Эти задания содержат учебники по русскому языку, математике, тетради на печатной основе, а также тетради с тестовыми заданиями по этим предметам. Каким образом в УМК формируются действия контроля?.УМК формируются действия контроля через отдельные задания, например, сверить слова со словарем, проверь товарища, взаимопроверка, самооценка работы.Элемент самоконтроля входит отдельным пунктом во многие памятки, имеющиеся в учебнике. Кроме того, регулярно встречаются в учебнике и в рабочей тетради такие упражнения, как: «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование), а также рекомендация использования методического приема «Чтение до первой ошибки». Учащиеся приобретают навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии), они регулярно включаются в контрольно-оценочную деятельность, на что направлены такие вопросы учебника: «Как ты думаешь…?», «Как ты оцениваешь поступок…?», «Согласен ли ты с мнением автора? Обоснуй свой ответ», «Как бы ты поступил на месте этого героя?»
Промежуточные выводы: кому подходит «Гармония»?
Программа «Гармония» особенно подойдёт активному ребёнку, способному быстро переключаться с одного вида деятельности на другой
Проанализировав плюсы и минусы обучения по этой методике, можно сделать следующие выводы о том, что «Гармония» подходит деткам, у которых
- интеллектуальное развитие на момент поступления в первый класс в норме или выше нормы;
- есть навыки построения логических связей;
- способность включаться и переключаться с одного вида деятельности на другой развита на высоком уровне (в связи с этим «Гармония» полезна для гиперактивных ребят, но при этом у них должны быть определённые понятия о дисциплине, то есть менять вид деятельности не «когда захочу», а когда учитель даст команду);
- хорошо развита память и богатый активный и пассивный словари (тогда у ребёнка не возникнет сложностей в формулировании аналитических связей между явлениями, определении классификации, составлении обобщений, например, при объяснении, что общего между рядом героев сказок или ответе на вопрос о наборе качеств настоящего героя).