Цели и задачи высшего образования в XXI веке

Высшее образование в России — краткая формулировка

Высшее образование в нашей стране — это следующий уровень образования после средне-специального. Система высшего образования в РФ строится по международным признакам и состоит из 3-х уровней:

  • бакалавриата;
  • специалитета и магистратуры;
  • подготовки высших квалифицированных кадров.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить одно высшее образование бесплатно, при условии наличия бюджетных мест в учебном заведении и успешном прохождении конкурса или экзаменов при поступлении. Обучение в вузах нашей страны может осуществляться как на бюджетной, так и на коммерческой основе.

Основная цель

Целями высшего образования является:

  1. Подготовка высококвалифицированных работников во все сферы профессионально-общественной деятельности в государстве.
  2. Удовлетворение потребности человека в интеллектуальном и культурном развитии.
  3. Реализация права гражданина на приобретение профессиональной квалификации.

Признаки высшего образования

Высшему образованию в России присущи все признаки образования в развитых странах в XXI веке:

  1. Демократизация. Образовательная система общедоступна для всех граждан, позволяет получать образование непрерывно.
  2. Диверсификация. Образование имеет многовариантную форму по содержанию, методам, форме и срокам обучения.
  3. Интернационализация. Образовательная система предполагает обмен преподавателями и студентами, интернациональное признание дипломов об образовании.

Роль высшего образования

Происходящая в современном мире информатизация мирового сообщества – научный и реальный факт. Сильнее всего возрастание роли знаний и информации в развитии современного общества отразилось в концепции информатизации общества, становлении информационной цивилизации. Информация и знание превращаются в фундаментальный социальный фактор, лежащий в основе экономического развития. То, что знанию отводится ключевая позиция в экономическом становлении, оно становится основным источником стоимости в постиндустриальном и информационном обществе, радикально изменяя место образования в структуре общественного существования и существования таких ее сфер как экономика.

Получение новых знаний, умений и информации, а также потребность их перманентного обновления и развития превращается в фундаментальную характеристику работников постиндустриальной экономики.

Новый тип экономического развития, который утвердился в информационном обществе, вызывает необходимость изменения профессии на протяжении жизни, а также постоянного повышения своей квалификации.

Сфера образования значительно пересекается с экономической сферой в информационном пространстве. Образовательная деятельность превращается в важный компонент экономического развития. Личность в информационном обществе получает ряд новых возможностей для развития и самореализации, а также для использования этих возможностей. Чтобы реализовать это, в полной мере необходимо проводить активную деятельность по образованию граждан. Сфера образования в общественной структуре постиндустриального общества тесно связана со всеми элементами этой структуры, а также от общественной структуры зависит протекание общественного развития.

Социальная значимость образования во многом определяется следующими факторами:

  • понимание все увеличивающейся частью общества того, что высшее образование сегодня превращается в базовое, минимально необходимое для творческой деятельности, приносящей человеку максимум удовлетворения;
  • повышение ценности образования в глазах многих людей, необходимость базового образования для более успешного самообразования, обретения самоуважения и повышения самооценки, расширения круга человеческого общения посредством включения в круг людей с другим культурным менталитетом.

В последние десятилетие роль высшего образования значительно изменилась, оно стало доступнее широким массам, а количество обладателей дипломов неукоснительно возрастает, как возрастает и количество предложений о квалифицированной рабочей силе и ее избыток позволяет работодателям выбирать специалистов из огромной массы, то есть повышать требования к уровню подготовки специалиста.

Образование выступает важной составной частью системы воспроизводства рабочей силы. Высшее образование должно передать знания, умения и сформировать качества, позволяющие выпускникам изучить ряд профессиональных ситуаций и адаптироваться к неожиданным поворотам в процессе изменений технологических процессов, организации труда и структуры профессии

Высшее образование выполняет важнейшую социальную задачу: оно выступает в качестве средства осуществления социальной справедливости в обществе

Высшее образование должно передать знания, умения и сформировать качества, позволяющие выпускникам изучить ряд профессиональных ситуаций и адаптироваться к неожиданным поворотам в процессе изменений технологических процессов, организации труда и структуры профессии. Высшее образование выполняет важнейшую социальную задачу: оно выступает в качестве средства осуществления социальной справедливости в обществе.

Формированию и эффективному функционированию системы высшего образования отводится важная роль, так как оно выступает важнейшим условием социально-экономического развития страны, а также всестороннего развития личности, что является одним из основных направлений социальной политики.

Три уровня образования, характеристика

Современное высшее образование в РФ подразделяется на:

  • бакалавриат;
  • специалитет / магистратуру;
  • подготовку кадров высшей специализации.

Бакалавр

Бакалавр — это академическая степень, которая присваивается студенту вуза после получения и подтверждения им знаний по выбранной специальности. Поступить на бакалавриат могут:

  • одиннадцатиклассники — по результатам ЕГЭ на конкурсной основе;
  • выпускники ссузов, они поступают в вуз по внутренним экзаменам. 

Бакалавр после прохождения специальных испытаний может поступить на следующую ступень образования:

  • специалиста;
  • магистра. 

Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности. Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений. Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.

Магистр

Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз. В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре. Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.

Специалист

Это традиционный уровень для российского высшего образования, который, несмотря на Болонский процесс, существует в нашей стране до сих пор. Обучение на специалиста включает в себя базовое образование и специальную подготовку в рамках выбранной  специализации. 

Поступление в вуз на специалитет проходит, как правило, на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения:

  • 5 лет для очной формы обучения;
  • 6 лет для заочной. 

По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой. Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру. Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны. 

Как научить творчеству

Учить творчеству призвана креативная педагогика. К такой педагогике, ориентированной на творческую ориентацию, можно отнести программированное, интенсивное, проблемное обучение. Но здесь уместно сказать о степени креативности таких ориентаций, судить о ней можно по эффективности обучения, а она, несомненно, сейчас оставляет желать лучшего. Получается, что и степень креативности данных ориентаций невелика.

Несмотря на то, что в учебные планы нескольких вузов России ввели курсы с приставкой «творчество», которые включают эвристические методы, тактики и стратегии, желаемых результатов достигнуть не удалось. Причиной тому в какой-то мере послужил недостаток специалистов, способных обучать в области творчества. Главной проблемой стало добавление таких курсов в уже сложившуюся систему образования, в то время как она нуждается в изменении. В результате – курсы были отторгнуты самой системой образования. Творчество должно пронизывать всю жизнь человека и всю систему образования – вот ключ к успеху.

Особенности современного образования

Основные тенденции в развитии образования включают в себя множество понятий и особенностей, которые определяют эффективность действующего образовательного процесса

Среди ключевых направлений развития следует обратить особое внимание на такие:

Гуманизация. Это одна из основных тенденций развития образования, которая в последние годы активно совершенствуется и развивается
Именно здесь акцентировано внимание на формирование настоящей личности, которая будет заниматься ведением профессиональной деятельности

Важно ориентироваться не только на производственные процессы и общественные настроения, но также регулярно развивать личные способности в соответствии с действующими стандартными нормами и требованиями в рамках действующих стандартов
Основное внимание уделяется взаимодействию между субъектами деятельности. Применяются активные образовательные методологии, которые направлены на рефлексию и тщательный анализ всех особенностей

В результате подобного образовательного процесса получается достичь оптимального баланса между технической составляющей и гуманностью личности. Тенденции в развитии современного образования учитывают особенности создания нравственной культуры и интеллектуального развития личности в рамках всех стандартных требований. Только так получается достичь оптимального баланса, а также воспитать достойное новое поколение профессиональных специалистов.
Фундаментализация. Все полученные знания во время обучения в средних и высших учебных заведениях имеют свойство накапливаться. Эти знания являются вкладом в будущее развитие и персональный рост. Эти знания должны обязательно находить применение в современной трудовой деятельности, быть востребованными на рынке труда для того, чтобы достичь оптимальных показателей эффективности. Такой принцип возможен за счет обучения и получения требуемого квалификационного уровня. Особенности современной системы образования во многом учитывают повышение потенциала и творческого запаса высших и средних учебных заведений в рамках действующих стандартных норм и правил. Оптимальный подход позволяет полностью оптимизировать профессиональную деятельность специалистов в рамках стандартов, а также получить высококачественное обслуживание с минимальными затратами и усилиями.
Технологизация. Важно также уделить время технической и инженерной подготовке специалиста в рамках действующих стандартных норм и требований. От этого напрямую определяется эффективность применяемых знаний в соответствии со стандартными нормами и требованиями. Подобное требование касается профессионального и общего образования. Для образовательного процесса активно используются различные профессиональные методологии общего и профессионального образования, что позволяет оптимизировать процессы под индивидуальные задачи каждого.
Демократизация. Это одна из тенденций современного образования, которая учитывает множество особенностей и правил. Среди главных параметров следует обратить внимание на организацию учебной деятельности на активном сотрудничестве между преподавателем и учеником, а также использовании разнообразных образовательных систем и элементов для того, чтобы получить высококачественные знания в рамках стандартных требований. Для всех распределяются равные ресурсы, а также предоставляются потребности в рамках всех стандартных требований и потребностей каждого.
Компьютеризация. Это еще одно направление развития современного образования, которое позволяет использовать компьютерные методологии для того, чтобы повысить эффективность всех рабочих процессов. Усвоение знаний проводится с применением технологических средств и решений, которые позволяют максимально глубоко и качественно усвоить весь доступный материал, повысить мотивацию учеников, а также приобрести навыки постоянного развития интеллектуальных способностей для осуществления трудовой деятельности с минимальными затратами и усилиями в рамках действующих стандартных норм и требований.

Как видно, общие тенденции в развитии образования направлены на индивидуальные требования личности. Они учитывают индивидуальное развитие и формирование характеристик, которые будут характерны для выполнения конкретного спектра задач в рамках индивидуальных потребностей каждого.

Образование и высшее образование

Определение 1

Образование – это процесс и результат освоения определенной системы знаний, умений, убеждений и взглядов, то есть упорядочивание их совокупности на основании заранее заданных принципов и задач.

Образование человека проявляется результатами его деятельности, творческом развитии способностей, формами общения и поведения. Образованный человек всегда культурный, владеющий не только профессиональной компетентностью, но и многими другими формами культуры.

Определение 2

Высшее образование – это ступень профессионального образования, следующая за средним общим или средним специальным образованием.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Высшее образование в социуме выполняет две взаимосвязанных функции:

  • функция воспроизводства, направленная на воспроизводство культуры, общественного опыта и способов деятельности в новых поколениях людей;
  • функция развития, направленная на развитие человеческой личности и целостного общества.

Образование – это один их способов человека войти в мир культуры.

Образование – это средство социализации, становления и развития человека как личности.

Образование – это фактор, который воздействует на социальный статус личности, на процесс ее профессионализации и самоутверждения.

Образование – это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального прогресса.

Сегодня в мире объединяются усилия в области образования, направленные на решение не только локальных, но также глобальных человеческих проблем, таких как:

  • интерсоциальные проблемы – предполагают сдерживание распространения ядерного вооружения и предотвращение новой мировой войны, гармонизация экономических отношений развитых и отстающих стран, противостояние терроризму и пр.;
  • проблемы, которые порождены взаимодействием общества с природой – направлена на предотвращение деградации природы, обеспечение продовольствием стремительно возрастающего населения Земли и пр.;
  • проблемы взаимоотношений человека и общества – преодоление проблем в сфере здравоохранения, которые обусловлены экономическими, а также социокультурными факторами – наркоманией, алкоголизмом, стрессами и пр.; снижение возрастания числа людей с физическими и психическими проблемами, создающими угрозу для человеческого генофонда.

Причина всех названных выше проблем – в первую очередь, сам человек и его недостаточный уровень образования, а также его неразвитые способности ориентирования в современных реалиях.

Выбирать, чему верить

Обилие фейков заставляет людей с недоверием относиться к любой информации. По данным Statista, в 2018 году 52% опрошенных американцев считали, что новостные сайты регулярно публикуют фейки. Если человек не знает, как проверить достоверность данных, то автоматически перестает верить любым новостям. Из-за этого он может упустить действительно важные сведения.

Умение отличать настоящие новости от фейковых становится главной жизненной потребностью. Эпидемия коронавируса спровоцировала новую волну фейковых новостей, из-за которых люди ведут себя неосмотрительно, а иногда даже создают угрозу для своего здоровья и жизни. Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA) подготовила рекомендации, которые помогут отличить заслуживающие доверия новости от фейковых новостей. Вот что нужно сделать при факт-чекинге:

Проверить, на каком ресурсе опубликована новость и указал ли его автор.
Посмотреть на дату публикации (информация должна быть актуальной).
Ознакомиться с источниками, на которые ссылаются авторы.
Сосредотачивать внимание на тексте, а не на его заголовке (он часто призван лишь зацепить внимание, а не отразить суть).
Узнать мнения экспертов.
Проверить, не влияют ли ваши собственные ценности и убеждения на восприятие новости.

В первую очередь нам стоит доверять самим себе. Мы должны быть уверены в своих знаниях, в том, что можем вынести квалифицированное суждение по вопросу. Именно поэтому базу наших знаний и стоит регулярно пополнять и обновлять. Отказ от обучения – это отказ от знаний, а без них не получится объективно оценивать окружающий мир и поступающую информацию.

Обучение помогает нам наладить связь с собой и принимать лучшие решения. Но внутренние ощущения и высокий навык факт-чекинга – далеко не единственные плюсы образования сегодня. Если мы постоянно повышаем собственный уровень знаний, то можем рассчитывать на более высокую должность и на более высокую зарплату.

Улучшать карьерные перспективы

Наша жизнь превратилась в Зазеркалье: нам «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте», как писал Льюис Кэрролл. Специалист, который регулярно не обновляет свои знания, рискует не просто получать меньшую зарплату, но и остаться без работы.

Чтобы эффективно организовать свое обучение и получать от него лишь пользу и удовольствие, пройдите курс Lectera «Обучение как навык: инструмент развития и карьерного роста». Вы научитесь проводить критический анализ информации, сумеете внедрить концепцию непрерывного обучения в свою жизнь, сформируете свой стиль обучения и научитесь быстро осваивать любые навыки. Учиться станет гораздо приятнее и проще, а как мы уже сказали, сегодня все зависит от вашего навыка самообразования!

Многие известные миллионеры и миллиардеры, например Билл Гейтс, Марк Цукерберг и Илон Маск, придерживаются правила пяти часов, придуманного Майклом Симмонсом. Суть этого правила проста: как бы вы ни были заняты, всегда нужно выделять хотя бы час в день на то, чтобы узнать что-то новое.

Чтобы выкроить время в своем перегруженном расписании, миллиардеры выбирают самый удобный способ изучения нового: чтение. Однако многие специалисты, которые работают по найму, ищут не просто знания, а возможность подтвердить свои знания, например дипломом или сертификатом. Но не стоит забывать: больше всего современных работодателей интересуют практические навыки работников. Поэтому главное – это как можно раньше перейти к решению практических задач, а не получить сертификат.

Умение применять свои знания на практике необходимо для развития карьеры. Стоит не только поглощать новую информацию, но и тренироваться применять ее на практике, а также регулярно проводить самоанализ. Выделите специальное время на размышления. Можно начать с 15 минут в день. В это время стоит обдумать свой карьерный путь, перспективы, возможности и то, как их использовать.

В XXI веке невежественным человеком будет считаться тот, кто не умеет учиться. Современному человеку нужно учиться, чтобы не упустить лучшие карьерные возможности. Во-первых, можно оказаться недостаточно квалифицированным для престижной работы. Во-вторых, возможности для карьерного роста можно просто не разглядеть, если постоянно не изучать новое и не искать эти возможности. Образование в XXI веке – это must have для всех, кто рассчитывает на солидный доход и признание в обществе.

Есть ли жизнь без высшего образования?

Да, она есть и может стать вполне успешной. Но для этого все же придется приложить усилия и получить минимальные знания, пусть и не в вузе. Приведем специальности, где можно работать без высшего образования:

  • Рабочие специальности: строитель, разнорабочий, кухонный рабочий, водитель, курьер и т. д. Здесь нужны минимальные навыки и физическая выносливость. Чтобы стать профессионалом и хорошо зарабатывать, придется долго и изнурительно трудиться.
  • Сфера услуг: продавцы, кассиры, администраторы, менеджеры по продажам, специалисты кол-центров, промоутеры. В большинстве случаев, чтобы продвинуться дальше, все же понадобится высшее образование. Особенно если это работа в государственном учреждении. В некоторых частных компаниях возможен карьерный рост и без образования.
  • Творческие специальности: фотограф, дизайнер, художник, флорист, визажист и т. д. Здесь можно стать профессионалом и без высшего образования. Но для этого нужно иметь особенный талант и постоянно совершенствоваться. Ведь конкуренция очень большая, успешными становятся единицы.
  • Интеллектуальная работа и фриланс. Есть ряд специальностей, которые можно освоить самостоятельно: копирайтер, smm-менеджер, переводчик текстов и т. д. Для этого также нужны определенные способности и высокий уровень самоорганизованности.

Можно добиться успеха и без высшего образования, но получается это далеко не у всех

Как видите, в любом случае придется учиться. Диплом о высшем образовании не сможет гарантировать вам успешной жизни и высокой зарплаты. Все зависит от ваших устремлений и личных качеств. Но если вы придете в вуз за знаниями, а не корочкой, то высшее образование точно не будет для вас лишним.

Слайд 9Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. ВЕРБИЦКИЙ

выделил 6 тенденций в образовании:1 – осознание каждого уровня образования

как органической составной части системы непрерывного народного образования.2 – индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, 3 – переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся.4 – «психолого-дидактическая» – от жестко регламентированных контролирующих, алгоримизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым…».5,6 – тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий