6 способов, как правильно мотивировать ребенка

Резюме

Система мотивации ребёнка включает четыре вида: внутренняя и внешняя, положительная и отрицательная. Как правило, методы мотивации детей редко используются по отдельности. Применяйте то, что комфортно вам и ребёнку. Все дети разные, и нет универсальных рекомендаций.

Если чувствуете, что корни проблем с мотивацией у ребёнка лежат слишком глубоко и нет сил распутывать их самостоятельно, тьюторы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» придут на помощь. Задача тьютора — исследовать интересы ребёнка и создать индивидуальный образовательный маршрут. Вместе с тьютором дети формулируют цели, расставляют приоритеты и получают внутренний стимул к развитию.

Особенности мотивации подростков

Если ребёнок с удовольствием учился в начальных классах, а с переходом в среднюю школу его интерес к учёбе начал снижаться, это может происходить по многим причинам. Например, пропадал эффект новизны, появились новые увлечения и так далее. 

Младшеклассника мотивирует учиться сам процесс получения новых знаний — достаточно лишь сделать его увлекательным. Подростку же важнее доказать миру, что он уже не ребёнок, получить уважение сверстников и признание старших. 

Желание самореализации может стать хорошей основой мотивации подростков к учёбе. Объясните ему, что быть взрослым — значит брать на себя ответственность и принимать решения, а серьёзное отношение к учёбе будет лучшим способом доказать окружению свою состоятельность

Такая мотивация учебной деятельности, а также грамотная система поощрения и конструктивная критика позволят сформировать у подростка более зрелое отношение к учёбе, осознать важность самообразования и понять, зачем учёба необходима лично ему. 

<<Блок перелинковки>>

Подбираем учителей

Ключевым моментом является подбор педагога. Если есть возможность, заранее узнайте о квалифицированном учителе, который сможет мотивировать на учебу, давать хорошие знания и помогать в освоении нового материала.

Грамотный педагог проводит занятия в игровой форме. Ему видно, когда пропадает мотивация у детей. И ему хватит навыков и знаний, чтобы изменить ситуацию и дать мотивацию.

Мотивация к учебе не сразу может появиться. Родители должны набраться терпения, помогая воспитаннику обрести себя. Выстраивайте доверительные отношения между вами и ребенком. Нельзя бить, кричать, унижать детей. Применения насилия от взрослых может способствовать проявлению отклонений, задержке физического и нервно-психических расстройств. Будьте другом для своего малыша, а не надзирателем.

Как мотивировать подростка? Практические советы!

Шантаж не помощник

Не используйте шантаж. Вы как родитель должны четко уяснить, что методы шантажа дают обратный эффект. «Будут тройки, не получишь новый телефон». Телефон, конечно, хочется, вот только учеба начинает вызывать все больше отвращение, так как воспринимается как преграда между желаемым и реальностью. Общение с подростками – очень тонкая и деликатная тема.

Доверие ребенка

Завоевать доверие и уважение непросто, а еще проще его потерять. Если ребенок живет в постоянном страхе и слышит угрозы и шантаж, то вряд ли вы выстроите доверительные отношения. При наличии этой проблемы общения искореняйте ее как можно раньше. Общайтесь с ребенком, больше беседуйте об интересах, узнайте какие предметы вызывают радость, уточняйте и понимайте какие предметы не нравятся и почему. Не навязывайте своего мнения, слушайте

Ребенку важно видеть, что вы рядом с ним, на его стороне, а не против

Похвала

Ее любят все. Отмечайте достижения школьника, поощряйте их, хвалите. В начальных классах этого бывает достаточно, чтобы привить любовь к учебе. В любом возрасте любой человек оценит ласку и похвалу! Беспроигрышный вариант.

Хобби и интересы подростка

Каждый ребенок талантлив. Нет времени – отговорка. Несмотря на свою занятость уделяйте время увлечениям. Узнайте, что нравится вашего ребенку. К тому же часто увлечения подростка можно связать со школьными предметами, например, ваша дочь может любить книги (литература, русский, история), увлекается компьютером (информатика, английский), хорошо танцует (физкультура) и так далее. Сын много играет? Поговорите с ним о процессе создания игр? Какие знания могут быть необходимы для этого? Информатика, программирование, дизайн и так далее.

Дети – наше отражение

Лучшее воспитание – собственный пример. Глубоко убеждена, что если мама с папой работают и постоянно узнают новое, совершенствуются и внимательны к ребенку, то и он будет тянуться ко всему новому, проявлять интерес к учебе. Делитесь своими эмоциями и рассуждениями. Были на интересной конференции – поделитесь впечатлениями за семейным ужином. Получили новый проект – расскажите об этой, порадуйтесь всей семьей. Успех заразителен.

Знания повсюду

Отдать ребенка в школу и быть уверенным, что там его должны всему научить – это ошибка. Образование в России далеко от совершенства. Углубленное изучение, кружки по интересам, доступ к дополнительной литературе – обеспечьте ребенку возможности. Тратьте свое время на дополнительное образование школьника.

Самостоятельность

Очень полезное качество! От него же зависит ответственность и тесно связана безопасность. Общайтесь, рассказывайте подростку о необходимости быть ответственным. Будь то качественное выполнение домашних заданий без надзора родителей или поведение на переменах и по пути из школы домой. Стройте параллели между успешной учебой в школе и поступлением в ВУЗ.

Денежная мотивация

Отличный способ дать ребенку возможность проявить свои положительные качества и заработать дополнительные карманные деньги. Продумайте шкалу поощрения. При этом стоит ограничить спонтанные покупки «хотелок». Пусть ваш подросток сам своим трудом заработает на желаемую вещь.

«Труд сделает из тебя человека»

В запущенной ситуации тоже работает неплохо. Если лень главный спутник подростка, то воздействуйте на него трудом. Можно ограничить карманные деньги и позволить небольшие заработки, например, на время каникул. Низкооплачиваемая работа и график «на ногах» помогут понять все прелести низкоквалифицированного труда. А на контрасте можно беседовать о престижной работе в офисных центрах, прогуливаясь мимо них.

Выберите для себя подходящие рекомендации и попробуйте постепенно вводить их. Например, не стоит сразу прям приходить к подростку с расценками на учебу и предлагать деньги. Хвалите отдельные достижения, поощряйте их, постепенно предложите их систематизировать.

Как комфорт отбивает желание учиться

В родительских умах долгие годы живет идеал благополучного и развитого ребенка. Его растили в любви и оберегали от психических травм, помогали развивать разные способности, водили на концерт в ползунках, выбирали лучшую школу, нанимали репетиторов… ГВ по требованию и совместный сон плавно перетекают в английский язык с носителем и тренинги лидерских качеств. При этом психологи говорят, что в подростковом возрасте благополучные детки, с которыми слишком много занимались, нередко впадают в апатию и ничего не хотят. Точно так же как «золотая молодежь» часто имеет диагнозы «депрессия + различные зависимости».

И здесь еще раз хочется повторить максиму: только собственная активность дает устойчивое ощущение счастья и мотивацию к развитию. Родители порой так сильно хотят дать ребенку хороший старт, что нагружают его ответственностью и очень полезными занятиями, помогают выучить языки, освоить науки, побеждать в олимпиадах, рисовать и играть на музыкальных инструментах. Ребенок занят и пристроен к делу, он успешный и милый, но ему некогда продохнуть, поскучать, посмотреть по сторонам и Самому захотеть чего-то добиться или что-то освоить. Казалось бы, у человека есть все данные для триумфального вхождения во взрослую жизнь, он все умеет, – но не знает, чего хотеть, его глаза не горят, он движется по накатанной и не находит внутри себя стимулов к активным действиям и развитию.

Само собой, у любого подростка или взрослого человека есть все шансы прислушаться к себе, найти свою точку приложения сил, включить проактивность и счастливо двинуться вперед. Но дадим слово статистике: дети, которых слишком опекали и направляли, так же, как и дети, которыми слишком пренебрегали, – во взрослом возрасте более склонны к девиантному поведению, депрессиям и психическим нарушениям. В то же время дети, которым уделяли среднее количество внимания, во взрослом возрасте гораздо чаще остаются в границах нормы.

Как заставить ребенка учиться и делать уроки

Я читала автобиографию Нестеровой пару лет назад, и там было несколько страниц о том, как в средней школе она не делала уроки в принципе. То есть, в школе она училась, и все запоминала, а вот дома не делала ничего. Невольно я вспомнила и себя. Как скрещивала пальцы, лишь бы не проверяли домашнее задание, как получала двойки, как выкручивалась, но, все-таки, домашние задания не делала. Что это? Однозначно лень.

Если стоит вопрос: “Как заставить ребенка делать уроки?”, то ответ на него: “Очень просто.” Тут в ход идут принуждения, постоянная проверка и так далее. К сожалению, на своем горьком опыте скажу, что ничего кроме этого Вам не поможет. Нужно, чтобы ребенок хотел учиться. Потому что мотивация ребенка на учебу в школе – это ещё не все. Главное – желание. Нужно научить его быть самостоятельным, объяснить что и зачем нужно. Хорошо, если ребёнок пройдёт специальные курсы — научиться делать уроки и сможет сам выполнять домашние задания.

Научить учиться ребёнка проще и приятнее чем заставить!

Как заставить ребенка хорошо учиться?

Тяжело заставить учиться, а вдвойне тяжело – заставить учиться хорошо. В теории, абсолютно каждый человек может учиться, и даже учиться хорошо. На практике же, это не всегда так. Все зависит от нагрузки, качества подачи материала, количество времени, которое уходит на занятия. Нет одного правильного ответа на вопрос, о том, как помочь ребенку учиться хорошо. Помните, что не все талантливые и умные дети учатся хорошо, и не все отличники талантливы и умны.

Что делать?

  1. В первую очередь, выясняйте причины плохих оценок и постарайтесь избавиться от этой причины.
  2. Общайтесь с ребенком как с другом. Постарайтесь понять его и выясните для себя, зачем Вам, чтобы он учился только на “отлично”.
  3. Поинтересуйтесь, какие планы на будущее у Вашего ребенка и научите его ставить долгосрочные цели.

Как заинтересовать подростка?

Если заинтересовать ребенка 2-3 класса в учебе ещё легко, то мотивация к учебе подростков – штука посложнее.

Учтите, подросток знает, что ему нужно высшее образование, что он хочет хорошо сдать экзамены, чтобы потом работать. Но иногда бывает лень. Часто с толку сбивает количество предметов, которые нужно учить, при том что, как любят говорить подростки, “это мне в жизни не пригодится”. Это уже проблемы образовательной системы, но тем не менее.

Вопросы типа: “О чем ты вообще думаешь на уроках?”, – риторические.Вспоминайте, о чем думали вы в средней-старшей школе. Внушить подростку, что учиться надо, вообще очень тяжело. И сколько раз Вы бы не повторили, что без учебы не будет работы, без работы – денег, он будет так думать только если поймет это сам.

Несколько идей, чтобы мотивировать подростка к учебе:

Почитайте/посмотрите с подростком новости. Не заставляйте, просто предложите. Это должно быть что-то о его увлечениях. Позже обсудите это с ним.
Распечатайте или напишите цитаты для мотивации к учебе. Они могут быть как на русском, так и на английском, например. Наклейте их на видные места.
Подберите красивую канцелярию/тетради, чтобы пользование этими вещами ему было комфортно и приятно.
Не перехваливайте

Здесь следует вести себя очень осторожно. Кажется, что похвалить никогда не будет лишним, на самом же деле, Вы подскажете подростку, что он и так слишком хорош.. Так же проблема может быть связана с тем, что подростку сложно учиться

Тут тоже стоит не прибегать к насилию, а помочь. Можно пройти курсы для отличной учёбы, научить учиться, видеть цели,не бояться контрольных, быстро запоминать информацию. Потому что учиться правда бывает сложно !

Так же проблема может быть связана с тем, что подростку сложно учиться. Тут тоже стоит не прибегать к насилию, а помочь . Можно пройти курсы для отличной учёбы, научить учиться, видеть цели,не бояться контрольных, быстро запоминать информацию. Потому что учиться правда бывает сложно !

Резюме

Есть разные способы повысить мотивацию к учёбе, если ребёнку не нравится заниматься. Внутренняя мотивация, то есть искренний интерес и желание, эффективней внешней, когда школьник учится «из-под палки». Рекомендуем подбирать педагогов и стиль обучения под индивидуальные запросы ребёнка. Не забывайте показывать пример и помните, что оценки не главное.

Тьюторы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» помогают ребятам полюбить учиться. К этому специалисту можно обратиться, если потеряна мотивация к семейному обучению или в целом к получению образования. Тьютор найдёт скрытые желания и интересы, забытые увлечения и подскажет, как применить это в учёбе.

Не подменять внутреннюю мотивацию внешней

Нередко в том, что ребенок не хочет учиться, есть большая доля родительской вины. Ведь изначально все дети любознательны и обучаются с удовольствием. Потом же родители, желая вырастить гения начинают предлагать сделку. Например, сводить ребенка в аквапарк, купить игрушку или дать деньги на карманные расходы. И поначалу этот тип мотивации фактически работает. Вот только характер заинтересованности ребенка совсем не тот, что хотелось бы родителям. Его интерес лежит не в познавательной области, а в желании получить награду. При таких условиях он будет искать самый простой и даже обманный способ выполнения задания. А это не приведет к большей эрудированности или творческому развитию уж точно

Поэтому крайне важно родителям сохранить мотивацию внутреннюю, когда интерес к обучению малыша вызван самим предметом

Как мотивировать друга на похудение. Продумать систему наказания и поощрения

Система наказания и поощрения позволяет держать лень под контролем , а весь процесс похудения превратить в некую игру. Главное — устанавливать действенные для себя поощрения и наказания.

Как можно себя поощрять (несколько примеров):

  • покупка приятных личных вещей, например, бижутерии;
  • посещение салона красоты (массаж, маникюр, коррекция бровей);
  • поход в кино (без попкорна!) или в другое приятное для себя место (боулинг, дельфинарий, музей);
  • монетизация – за каждый «правильный» день вкладывать в копилку небольшие деньги, а накопленную недельную сумму приятно тратить;
  • интересное проведение выходных – выезд загород, в гости, на природу или в другую страну.

Примеры, как себя «наказывать»:

  • отказ от покупок и развлечений на месяц (или больше);
  • ежедневная уборка;
  • каждодневный контрастный душ;
  • дополнительные тренировки вместо времени для отдыха;
  • дарение части своей зарплаты (коллегам, мужу, друзьям).

Обратите внимание! Мотивацией для похудения также может стать поощрение в виде любимых лакомств. Однако это не самый лучший стимул на каждый день, и эффективно использовать его можно только 1 раз в 1-2 недели. Главное при этом — контролировать возможность срыва

Главное при этом — контролировать возможность срыва.

Что такое мотивация?

Начать разговор о том, как мотивировать ребенка на какие-то важные для него свершения и постижение новых знаний, стоит с того, что такое — мотивация? Для чего она нужна? Сейчас уже почти не говорят о том, что ребенок «ленивый». Ни для кого не секрет, что причина «лени» кроется в недостаточной мотивации, а, значит — в непонимании ребенка, какую пользу принесет ему то или иное дело. Будет ли оно для него радостным? Зачем ему нужно прилагать усилия?

Мотивация — это важный внутренний импульс, толчок, который заставляет нас покидать зону комфорта и преодолевать трудности ради перспективы возможного счастья. Мотивация — это не внешние обстоятельства, которые вынуждают нас что-то делать, а внутренний настрой, без которого ни одно задание не будет выполнено с энтузиазмом.

Виды мотивации — какие они бывают

Устойчивая и неустойчивая

Устойчивая мотивация учиться появляется как результат внутренней заинтересованности ребенка. Он знает, что ему необходимо усвоить данный материал, стремится к успеху, желает стать лучшим.

Неустойчивая мотивация возникает как кратковременная увлечённость чем-либо. Ребенок легко загорается идеей научиться чему-то новому, но так же быстро теряет интерес к учёбе. В результате он может менять кружки и секции, так и не овладев знаниями. Так же может пропасть интерес к школьному предмету.

Внешняя и внутренняя мотивация

Внешняя мотивация не зависит от желания ученика, он поддается влиянию извне. Например, готовится успешно сдать зачёт, чтобы порадовать родителей. Также примером внешней мотивации может являться обещание родителей купить ученику ценный подарок за хорошую отметку.

Внутренняя мотивация зависит от желания самого школьника изучать материал, который ему нравится. Он находит удовольствие от познания нового, открывает удивительный мир науки.

Значимые мотивы для учеников

Большое значение для учащихся имеют следующие мотивы:

  • стать эрудированным, больше всех знать;
  • расширить круг общения за счёт повышения своего статуса как эрудированного интеллектуала;
  • повышение самооценки за счёт хорошей успеваемости.

Некоторые учащиеся стремятся к саморазвитию, потому что находят определенный смысл. Возможно, они стремятся подражать своим кумирам

Возможно, стремятся привлечь к себе внимание, стать лучше всех. Такие мотивы появляются уже у старших школьников, желающих быть особенными

Кто-то покоряет других физической силой, а кто-то оттачивает ум для завоевания симпатии других.

План дня

Для действительного достижения целей необходимо помочь ребёнку правильно распределить время. Родителям, составляющим собственный план, стоит показать его ребёнку, а также помочь в составлении детского плана. Пусть чадо само всё составит и напишет, задачей родителя будет только подсказать, как правильно расставить приоритеты и определить, насколько значимо какое-то из дел.

Следует записать также общие дела, такие как обед в кругу семьи, посещение кинотеатра, экскурсии в музей, поход по местным достопримечательностям, посещение общегородских праздников, поездки к друзьям или родственникам.

В конце дня просмотрите вместе с ребенком. Какие дела он успел выполнить, а какие нет и почему.

Неэффективная мотивация или как не ошибиться

Порой неправильная мотивация не только не работает, но и напрочь убивает в ребёнке желание что-то делать. Причём виноваты в этом зачастую сами родители. И вот их самые распространённые ошибки:

  1. Некоторые папы и мамы не учитывают реальные возможности своих детей и переоценивают их, требуя того, чего ребёнок просто не может сделать. В итоге достижение цели становится невозможным, а самооценка чада понижается.
  2. Сравнение с другими. Хотя дух соперничества приветствуется, но соревновательный момент должен быть уместным и приятным. Если же ставить других выше собственного ребёнка, то это может негативно повлиять на самооценку и испортить отношения.
  3. Давление, например, угрозы, крики, оскорбления. Прессинг, возможно, и сыграет определённую роль и даже послужит мотивацией, но исключительно принудительной. А постоянное и систематическое давление может довести ребёнка до нервного срыва или депрессии.
  4. Отсутствие цели. Ребёнок должен знать, что следует делать, а не выполнять бессмысленные действия только ради того, чтобы получить желаемое или избежать неприятных последствий.
  5. Разные, особенно противоречащие друг другу стимулы. Мама и папа должны придерживаться одной политики, иначе ребёнок запутается, а авторитет родителей подорвётся.
  6. Отсутствие внимания к интересам ребёнка. Если не учитывать то, что хочет чадо, то можно вызвать в нём безразличие и отсутствие стремления к чему-либо, а также нарушить гармоничное развитие.

Остаётся лишь пожелать всем родителям не только выбрать подходящий способ мотивации ребёнка, но и уважать его интересы и стремления, а также показывать любовь к нему.

Причины нежелания учиться

Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога зачастую предлагают целый спектр вариантов воздействия) необходимо решать, опираясь на первоначальные причины возникновения у него нежелания получать новые знания.

Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога родителям подскажут, как вести себя в этой непростой ситуации

Наиболее частыми обстоятельствами, имеющими существенное влияние на потерю интереса к учебе, являются:

Причины нежелания учиться
На что обратить внимание родителям в первую очередь для исправления ситуации
Чрезмерный стресс, эмоциональное или физическое переутомление
Пересмотреть распорядок дня ребенка и, обсудив с ним, отказаться, например, от посещения одной из дополнительных секций.
Обострение заболеваний или спонтанное возникновение физического дискомфорта (головные боли, вздутие живота и так далее), связанного с переполняющим ребенка волнением в преддверие посещения учебного заведения
Поговорить со школьником, внимательно его выслушать и выявить, что конкретно заставляет возникать мысли о нежелании посещать конкретное учебное заведение.
Негативное восприятие учителя (конфликты, излишняя строгость, грубость, требовательность со стороны педагога)
Уточнив обстоятельства, вынуждающие ребенка бояться педагога, обсудить с учителем его способы мотивации подрастающего поколения
Ссоры или недопонимания с одноклассниками или детьми других возрастов, также посещающими данное учебное заведение
Совместно с ребенком проработать несколько возможных вариантов выхода из конфликтных ситуаций, которые он сможет проявить на практике в своей школьной жизни
Отсутствие поощрения за успехи со стороны родителей
Обращать внимание на заслуги и старания школьника, пусть даже недостаточные для получения отличной оценки от педагога
Страхи, связанные с неумением ребенка находится в коллективе и искать точки соприкосновения со сверстниками
Помочь ребенку найти общие интересы со своими одноклассниками, предложив ему, например, сходить в кинотеатр на фильм, который обсуждается сейчас молодежью
Сложности в обучении, в частности недостаточное количество знаний у конкретного ребенка, необходимых для того, чтобы справиться с простейшими заданиями
Самостоятельно попытаться подтянуть ребенка, заполнив пробелы в знаниях соответствующей информацией

В случае отсутствия возможности у родителей своими силами помочь ученику, необходимо обратиться к услугам репетитора
Отсутствие заинтересованности в отдельном предмете или нежелание тратить время на обучение, которое можно потратить на развлечения
Привести аргументы, способные доказать ребенку конкретного возраста важность саморазвития для его дальнейшей жизни
Например, связать необходимость изучения конкретного предмета с получением соответствующего высшего образования по окончанию школы
Неготовность к посещению образовательного учреждения, в частности его психологическая составляющая
Как можно чаще в разговорах с ребенком положительно отзываться о его учебном заведении, акцентируя внимание на моментах, считающимися достоинствами школы для ученика конкретного возраста
Непонимание причин своего нахождения в стенах учебного заведения
Помочь подрастающему человеку грамотно расставить приоритеты, направив его к финальному выводу о необходимости посещать школу для достижения поставленных жизненных целей. Выяснив обстоятельства, родителям после консультации с психологом необходимо как можно скорее приступить к исправлению ситуации

В противном случае ребенок может замкнуться в себе, навсегда оборвав связующую нить с потерявшими в его глазах авторитет мамой и папой

Выяснив обстоятельства, родителям после консультации с психологом необходимо как можно скорее приступить к исправлению ситуации. В противном случае ребенок может замкнуться в себе, навсегда оборвав связующую нить с потерявшими в его глазах авторитет мамой и папой.

Объясняйте свое поведение ребенку

Основные типы понимания. Типов нет, но ребенок понимает происходящее в силу своего опыта и картины мира. Родители ссорятся? – Они разведутся. У мамы недовольное лицо? – Я в чем-то виноват. В острой эмоциональной ситуации пропасть между вашим и его пониманием становится еще больше.

Когда очевиден: в откровенном разговоре в спокойной обстановке

Как определить? 

  • Спросить, как подросток понял ваши слова. 
  • Помнить, что подросток живет здесь и сейчас и принимает все на личный счет.

Например: Когда родитель ругается по поводу плохой оценки, он переживает о будущем ребенка. Ребенок же либо думает, как эту оценку исправить в ближайшем будущем, чтобы родители не ругались, либо накручивает себя негативом “я ни не могу”, “родители меня ненавидят”.

В чем связь с мотивацией? Взрослым стоит проговаривать четче, почему они негодуют, ругаются и т.п., если они хотят, чтобы ребенок понял их правильно. Тогда их слова будут работать на его мотивацию.

Мотивация в зале и дома

Достижение успеха требует большого проявления воли спортсмена. Волевые качества формируются на протяжение длительного времени. Интенсивная воспитательная работа способствует укреплению воли устойчивой мотивации к занятиям.

Тренер, понимая психологию юных спортсменов учитывает психологические и физические особенности ребят. Их некое сопротивление новому режиму, силовым нагрузкам, опаска и стеснение других детей в группе.
Деятельность тренера и проявление в процессе работы с детьми положительных  личностных качеств — сильнейшая мотивация для ребёнка.

Намного проще не водить в спортивную школу ребёнка, чем водить. Ведь для того, чтобы посещать секцию карате родителям придётся подстраиваться под тренировочный процесс. Менять своё расписание, тратить время и силы, приобретать спортивную одежду и следить за её опрятным состоянием, переживаться за неудачи и сталкиваться с ленью ребёнка и ещё многие многие факторы. Решая эти «проблемы» взрослый человек знает для чего это нужно ему и его ребёнку, родитель мотивирован и ведёт своё чадо к определенной цели. Именно эту цель и нужно донести до ребёнка понятным, детским языком.

 Любой родитель начинает придумывать различные методы привлечения сына или дочки заниматься чем-то ещё помимо школы. Сталкиваясь с нежеланием ребенка заниматься в каком либо кружке или секции.  Все мы прекрасно знаем и понимаем, что ребенок очень непостоянен в своих желаниях и выборе.

Желание ребенка заниматься должно рождаться не от страха наказания, не от сюрпризов и денежного поощрения, а от искреннего стремления.

Ребёнок не хочет учиться: причины

Отношение к учёбе у младших школьников, подростков и студентов разное. Поэтому причины нежелания обучаться тоже разные. Если первоклассники с удовольствием посещают школу и радуются похвале учителя, то в средних классах ситуация меняется. С одной стороны, это связано со сменой учительского состава. С другой стороны, отношение к ученикам тоже меняется: с них требуют намного больше, относятся строже.

Ребенок не хочет учиться

Если младших школьников можно мотивировать на учёбу интересным материалом либо игровой формой подачи материала, то для старшеклассников такой подход безрезультативен. Подростки стремятся продемонстрировать миру, что они становятся взрослыми.

Приведем основные причины, почему ребенок не хочет учиться:

  • возрастное несоответствие;
  • конфликты с учителями;
  • конфликты с учениками;
  • физические дефекты;
  • семейные конфликты;
  • давление со стороны родителей.

Возрастное несоответствие

Некоторые родители загораются идеей вырастить вундеркинда, нагружают маленького человека всевозможной информацией с целью удивить всех. Мамы и папы стремятся отдать чадо учиться как можно раньше, отнимая беззаботное детство. Это эгоистический подход к собственному дитя, которое становится заложником амбиций взрослых людей.

Образумить родителей могут только школьные психологи, которые видят, что ребёнок не готов к школе психологически. Умственное развитие не всегда сочетается с готовностью высидеть без движения длительное время

Ребёнок может учиться, но ему трудно удерживать внимание длительное время

Конфликты с учителями

Некоторым детям достаточно неосторожного слова либо некорректного замечания, чтобы обидеться. Учащийся держит обиду внутри, переживает, с трудом усваивает материал

Учитель не всегда понимает причину неуспеваемости. Если ещё и дома добавятся нравоучения и наказание за плохие отметки, то маленький человек может замкнуться, возненавидеть учёбу.

Конфликты с учениками

Через это проходит каждый ребенок. Кто-то может дать отпор и обозначить свое личное неприкосновенное пространство, а кто-то становится посмешищем для одноклассников. Родители должны внимательно следить за поведением ребенка, успеваемостью, душевным состоянием. Если упустить проблему, психологическая травма может негативно сказаться не только на учёбе. Особенно это касается подростков, у которых часто страдает самооценка.

Ребёнок не хочет учиться из-за проблем в семье

Daughter ignoring her unhappy parents

Если у ученика нет взаимопонимания с родителями, то наладить процесс обучения будет непросто. Школьник оказывается между двух огней: в школе его ругают за плохую подготовку к урокам, а дома он получает наказание за плохие отметки. В такой атмосфере наладить мотивацию ребёнка на учёбу проблематично: он закрывается от мира, считает жизнь несправедливой.

Физические дефекты

Дети подросткового возраста отличаются исключительной жестокостью к различным физическим недостаткам своих одноклассников. Не все, но многие. Они безжалостно высмеивают телесные дефекты, дразнятся, обижают. Достается заикам, детям в очках, высоким ростом, детям нескладного телосложения. Часто ученики с телесными дефектами боятся посещать школу, не хотят учиться, страдают из-за своей внешности либо речевых особенностей. Такого школьника следует обязательно показать психологу, профессионал постарается избавить его от эмоциональной травмы.

Давление со стороны родителей

Некоторые родители настолько увлечены успеваемостью детей, что не замечают, как начинают подавлять своими требованиями ребёнка. Они заставляют чадо быть лучше всех, грозят наказаниями за плохие отметки. Некоторые из них ругают даже за четвёрки, требуя исключительно отличных отметок. Такая ответственность ложится непосильным грузом на плечи маленького человека, он теряет интерес к получению знаний и мотивацию. Это защитная реакция психики от родительского деспотизма.

Мама ругает ребенка за «тройки» в учебе

Как мотивировать ребёнка к учёбе: советы психолога

Специалисты предлагают несколько способов, как мотивировать школьника учиться:

1. Обучение в игровой форме. Этот педагогический инструмент знаком всем воспитателям и учителям. Он помогает ненавязчиво доносить информацию до детей, а те, в свою очередь, гораздо легче её воспринимают. Если ребёнок не желает учиться, или испытывает трудности, можно придумать квест, для прохождения которого нужно выполнять ваши задания. Форма игр может быть разной. Соревнования, тренинги, упражнения иллюстрируют школьникам их уровень, и они сами видят пробелы в знаниях. Такая совместная деятельность побуждает к познавательной активности. При этом в игре не должно быть стандартной оценки знаний ребёнка. Такая форма занятий способна заинтересовать даже тех, кто не успевает в учёбе.

2. Поддержка увлечений ребёнка. Не нужно навязывать свои интересы, занятия

Важно позволить детям заниматься своим хобби. Задача родителей — раскрыть таланты или развить те, что уже начали пробуждаться

Пусть ребёнок имеет возможность самостоятельно выбирать то, что их увлекает.

3. Маленькие поощрения важнее больших наград. За хороший результат нужно хвалить, замечать успехи, но не нужно делать это в форме дорогостоящих презентов и денежных сумм. Родители совершают ошибку, когда вводят денежный тариф на разные оценки. Лучше заменить их сладостями или совместными развлечениями.

4. Нужно интересоваться тем, что ребёнок узнал, а не только тем, какие он получил оценки

Для детей важно понимать, что полученные знания могут пригодиться, а родители должны это показать

5. Сведите эмоциональное напряжение к минимуму. Правильная мотивация к учёбе включает участие родителей. Можно рассказать ребёнку о своих трудностях в детстве, это повысит уровень доверия.

Видео: мотивация учиться

То, что влияет на интерес к учёбе, имеет отношение к жизни в целом. Если ребёнок испытывает неуверенность, страх, подавленность, он не сможет успешно учиться. Информация о том, как мотивировать ребёнка учиться, советы психолога, могут лишь служить руководством, но всё зависит от доверия между вами, и вашей готовности помогать ребёнку в этом нелёгком труде.

Каковы итоги?

Мотивация является важной частью любого процесса. Быть мотивированным — значит, верить во что-то настолько сильно, чтобы быть готовым много работать и пройти трудный путь для достижения поставленных задач и конечной цели. Хотя некоторые ученики и студенты врожденно более мотивированы, чем другие, есть много методов, с помощью которых можно повысить уровень мотивации

Мотивация к обучению может быть приобретена самостоятельно либо привита кем-то. Исследования показывают, что можно влиять на собственные уровни мотивации и самоконтроля. Но нельзя забывать о безусловной роли взрослых — родителей и учителей. Однако родители часто не делают ничего, чтобы вызвать у собственного ребенка интерес к учебе. Процесс мотивации — это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей

Хотя некоторые ученики и студенты врожденно более мотивированы, чем другие, есть много методов, с помощью которых можно повысить уровень мотивации. Мотивация к обучению может быть приобретена самостоятельно либо привита кем-то. Исследования показывают, что можно влиять на собственные уровни мотивации и самоконтроля. Но нельзя забывать о безусловной роли взрослых — родителей и учителей. Однако родители часто не делают ничего, чтобы вызвать у собственного ребенка интерес к учебе. Процесс мотивации — это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей.

В детском возрасте не так сложно создать мотивацию к познанию нового, к учебе. Способствовать повышению мотивации учения в подростковом возрасте уже сложнее. В такой период, когда рушатся все идеалы и появляются новые авторитеты, сложно найти общий язык с подростками, не говоря уже о том, чтобы мотивировать их к учебе. Во всем этом процессе главное — правильный подход. В случае если родители чувствуют, что не справятся с такой задачей самостоятельно, лучше обратиться к специалистам. По вопросу, как мотивировать ребенка на учебу, советы психологов идентичны

Самое важное — не допускать применения таких методов, как шантаж, запреты и наказания. Потеря доверия только усугубит проблему. В таких ситуациях эффективны различные методы мотивации, с помощью которых можно повысить интерес и стремление к учебе

В таких ситуациях эффективны различные методы мотивации, с помощью которых можно повысить интерес и стремление к учебе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий