Звуковая культура речи в средней группе детского сада

Развиваем фонематический слух

Развитие фонематического слуха позволяет детям четче различать фонемы в речи. Другими словами, этот вид слуха способствует пониманию смысла, сказанного собеседником. Если слух нарушен, то дошкольник не сможет правильно запоминать и писать без ошибок.

Обратите внимание! Развить фонематический слух нужно как можно раньше, чтобы в школе не было проблем. Если дошкольник не слышит правильность произношения, то и грамотность развить невозможно

При это звук может вообще не слышаться (луг—уг) или слышаться неправильно (жук-щук).

Развивать фонематический слух можно, применяя:

  • игры на определение первого звука в слове;
  • игры на определение места звука в слове;
  • наглядность (картинки) в играх;
  • игры на соответствие картинки и слова;
  • на поиск звука (где звук «З»? Кошка и заяц).

Дизартрия препятствует развитию звуковой культуры

При игре нужно проверять, понял ли игрок значение слова. Поэтому можно задавать наводящие вопросы:

  • для чего это нужно?
  • какого это цвета?
  • из чего сделано? ит.д.

Также нужно подбирать слова с сильной согласной: суП, но не зуБ. Также для развития фонематического слуха в средней группе нельзя использовать гласные, дающие два звука в некоторых позициях: Я (й, а), Е (й, э), Ю (й, у), Ё (й, о). Если дошкольник путается в слове, то необходимо советовать родителям обратиться к логопеду, так как проблема может оказаться глубже (дизартрия).

Готовимся к школе

Весь первый класс дети работают над умением выделять звуки в слове. Учебно-методические комплексы школы составлены таким образом, чтобы дети закрепили этот материал. Поэтому в класс дошкольник должен прийти уже подготовленным, знающим и умеющим определять основные звуки.

Определяем количество слогов в слове

Игры на определение количества слогов различны:

  • «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» — дидактическая игра с дорожной картой и карточками со словами;
  • «Слоговая линейка (конверт с линейкой и кружочками, где кружки — части слова);
  • «Слова потерялись»— словесная игра. Педагог говорит слово нараспев, а участник должен определить, что за слово потерялось в этих слова: ма-ма-ла-па-пал-ка-ли-са и т.д.;
  • «Сосчитай слоги» — дидактическая игра. Взрослый произносит слово, а дети выкладывают счетные палочки по количеству слогов.

Важно! В работе должны использоваться игры разных видов. Это позволит наиболее полно развивать навыки звуковой речи

Ход занятия.

– Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Девочки сделайте пружинку, мальчики поклон.

1. Эмоциональный настрой.

-Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки нам помогают,

Ножки нам не мешают.

2. Загадка.

-Ребята, вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно.

-Если б не было его,

Не сказали б ничего.

-Для чего нужен язык?

-Где находится язык?

-Что еще находится во рту?

-Как работает язычок, покажите.

3. Артикуляционная гимнастика.

(дети берут свое зеркало)

-Больше всего язычок любит играть. Поиграем?

1) ,заборчик” (улыбаются, показывая зубы_на счет от 1 до 5)

2, слоник” (вытягивают как можно дальше губы на счет от 1 до 5))

3) чередуем,заборчик” – ,слоник”

4) ,качели” (язычок сначала за верхние зубы, потом за нижние)

5) ,лошадка” (щелкают язычком, нижняя челюсть не двигается)

6) ,грибок” (язычок упирается в небо, напряжен на счет от 1 до 5))

4. Основная часть.

-Ребята, кто принес эту коробку? Не знаете?

-Что же в ней?

-Я, кажется, догадываюсь, что в ней лежит!

-Ты, дружок, меня послушай!

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете.

Знает каждая дворняжка

Это – друг крокодила Гены ….

-Ребята, Чебурашка сочинил сказку. Она называется,Сказка о язычке”.

-Хотите послушать?

-Однажды увидел паровоз (показываю картинку, который подъехал к станции и громко пел ч-ч-ч-ч. Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял кончик языка, сделал шаг назад в своем домике и стал стучать в потолок. У него получилось ч-ч-ч-ч. Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза. Послушаем, как поет песенку язычок у Никиты. А теперь паровозик поехал быстро. Как он запоет эту песенку Машенька?

5. Физкультминутка.

-Предлагаю вам прокатится на паровозике.

-Я- паровозик Чух – чух, Чух – чух

По рельсам я стучу, стучу (дети идут по кругу).

Сначала я вперед бегу (идут в круг,

Потом назад качусь (идут назад).

Теперь звоню в звонок дзинь – дзинь (звонят в воображаемй колокольчик,

Теперь в свисток свищу (свистят в воображаемый свисток, говоря,ту- ту”).

Ой, неужели я наделал шум? (держатся за щеки и качают головой).

6. Игра,Громко – шепотом”, ,быстро -медленно”.

-Я- говорю, вы – слушаете, а потом повторяете.

Чу-чу-чу – я гулять хочу (громко,

Чи-чи-чи – пироги в печи (шепотом,

Чо-чо-чо – как горячо (быстро,

Ач-ач-ач – прилетел грач (медленно,

Уч-уч-уч – у меня ключ (громко,

Оч-оч-оч – скоро ночь (шепотом).

7. Игра,Чудесный мешочек”.

-Чебурашка не только сказку сочинил, но еще принес с собой чудесный мешочек.

– Я из мешочка буду доставать предметы, а вы определите, есть ли в слове звук , где он стоит в начале или в конце? (достаю предметы: часы, чеснок, рыбка, чайник, ключ, телефон, черепаха, мяч).

8. Итог.

-Чью песенку научился петь ваш язычок?

-А как он ее поет?

-Молодцы! Похвалите себя! (гладят по головке).

Ход НОД:

Дети, сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).

-Сейчас я вам хочу загадать загадки.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет,

Что же это? (Самолёт).

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На\бруски надел я планки,

Дайте снег. Готовы…. (санки).

Видишь: белая зима,

Видишь: в инее дома,

Чтобы не застыли ножки,

Обувай скорей …. (сапожки).

Дразнишь- она кусается,

Смотришь- уже ласкаешься

На цепи она сидит,

Дом всегда сторожит. (собака).

-Что объединяет все эти слова?

-На какой звук они начинаются?

(Ответы детей: на звук «с»)

-Правильно, на звук «с».

Какой интересный звук. Зубки передние сомкнём, язычку выйти не дадим. Кончик языка коснётся нижних передних зубов. И выдохнем воздух, произнося «с-с-с-с.».

-Теперь давайте с вами проведём артикуляционную гимнастику.

Мы подуем высоко: с-с-с (встаём на носочки).

Мы подуем низко: с-с-с (присесть).

Мы подуем далеко: с-с-с,

Мы подуем близко: с-с-с. (руки ко рту).

-Молодцы, садитесь на свои места. Теперь внимательно слушаем и повторяем вместе со мной.

Са-са-са- под сосной сидит лиса.

Су-су-су– суп собаке я несу.

Сы-сы-сы- встал слонёнок на весы.

Со-со-со- сыплет снег на колесо.

Ос-ос-ос- на палубе матрос.

Ис-ис-ис- я ем рис.

-Какой звук чаще всего мы произносили?

Ответы детей: чаще всего произносили звук «с».

Правильно. Сейчас мы поиграем. Я буду произносить звуки, слоги, слова, а вы хлопните, если услышите звук «с».

-с, к, в, м, с;

-са, ма, су, ву, ты;

-сок, мак, рис, кот, сор, дом.

-Какое же сейчас время года?

Ответы детей: весна.

-Какие признаки весны вы знаете?

Ответы детей: растаял снег, набухли почки, появилась травка, распустились листья.

-Почему же это произошло?

Ответы детей: Это произошло потому, что солнышко начало пригревать землю.

-давайте проведём солнечную физминутку.

Вот как солнышко встаёт,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх, потянуться).

К ночи солнышко зайдёт,

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки, руки опустить на пол).

Хорошо, хорошо солнышко смеётся.

А под солнышком нам весело живётся.

(Прыгаем на месте, хлопаем в ладоши).

-Вот только солнышко у нас грустное. Оно растеряло все слова из лукошка и очень расстроилось. Как же ему помочь? В лукошке лежали слова со звуком «с», они потерялись. Вы будете придумывать слова со звуком «с», брать кружочек и называть слово, а потом кружочек класть в лукошко.

Дети придумывают слова со звуком «с», называют их, а затем кладут кружочки в лукошко. В конце воспитатель подсчитывает количество кружочков.

-Молодцы! Сколько слов со звуком «с» вы знаете. И наше солнышко снова стало весёлым. (Переворачиваю солнышко и теперь оно «улыбается»).

Теперь давайте расскажем солнышку стихотворение, но не обычное, а по картинкам. (Чистоговорка с показом).

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са.

Стол, самолёт, сковородка, лиса.

Санки, смородина, миска, носок.

Сыр, самокат, абрикос, колосок.

Стул, снеговик, самосвал, колбаса.

Мы знаем звук С: са-са-са, са-са-са.

Солнышко приготовило нам игру «Солнечные зайчики»

Ведущий выходит и чётко говорит следующие слова, обращая особое внимание на слова со звуком «с»

«Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе»

После этого с помощью зеркала пускает солнечных зайчиков, а все остальные их пытаются поймать. (Игра повторяется 2-3 раза).

Рефлексия.

-Что мы сегодня делали на занятии?

Ответы детей: – Познакомились со звуком «с»;

-проговаривали его, играли в различные игры со звуком «с»;

– проговаривали чистоговорки.

Картотека игр по звуковой культуре речи в средней группе

Картотека игр обязательна для средних групп. Игры должны отбираться по требованиям ФГОС ДО:

  • подходить возрасту детей;
  • быть разнообразными;
  • быть безопасными;
  • быть доступными для детей и т.д.

Подбирая задания для упражнений, педагог должен подготовить и наглядные пособия. Дети среднего дошкольного возраста с легкостью запоминают вещи, которые преподносятся ярко, с опорой на зрительное подкрепление. Педагог должен проводить упражнения краткосрочно. А играть можно индивидуально или в группе

При этом детям с ограниченными возможностями здоровья требуется отдельное внимание и больше времени

Игры для картотеки можно изготовить самостоятельно, а можно приобрести. Сегодня специализированные магазины предлагают большой выбор пособий по развитию речи. Если в группе есть сложные дети, то стоит пригласить логопеда для соответствующей диагностики.

Применение игр для развития ЗКР

Ведущим видом деятельности у детей среднего дошкольного возраста является игровая. Поэтому развитие речевой культуры должно происходить в соответствующей форме.

Что развивают игры по ЗКР?

Истоки неправильной речи закладываются еще до рождения ребенка, а также в период его роста в раннем возрасте. Перед тем, как приступить к упражнениям, необходимо развивать и мелкую моторику руки. Развитие мышц верхних конечностей сильно влияет на речь.

Звуковая культура речи

Задачи развития культуры речи:

  • правильное произношение звуков и решение логопедических проблем;
  • постановка хорошей дикции;
  • развитие силы голоса и умения управлять темпом, громкостью речи;
  • формирование уверенности в себе, в своих коммуникативных навыках;
  • формирование фонематического восприятия;
  • развитие органов дыхания;
  • развития интонационных средств.

Игровые приемы включаются в различные виды деятельности детей. Педагог должен способствовать развитию речевой культуры в течение всего дня в саду: в режимных моментах, в непосредственной образовательной деятельности, на прогулках, досуговых мероприятиях и т.д.

Существует определенная последовательность развития речевой культуры:

  • развитие фонематического слуха;
  • уточнение и закрепление звука;
  • закрепление звуков в словах;
  • подбор слов по заданному звуку.

Развитие фонематического слуха

Данная последовательность применяется в средней группе. При этом упражнения всех четырех этапов нужно повторять весь учебный год.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий