Развиваем фонематический слух
Развитие фонематического слуха позволяет детям четче различать фонемы в речи. Другими словами, этот вид слуха способствует пониманию смысла, сказанного собеседником. Если слух нарушен, то дошкольник не сможет правильно запоминать и писать без ошибок.
Обратите внимание! Развить фонематический слух нужно как можно раньше, чтобы в школе не было проблем. Если дошкольник не слышит правильность произношения, то и грамотность развить невозможно
При это звук может вообще не слышаться (луг—уг) или слышаться неправильно (жук-щук).
Развивать фонематический слух можно, применяя:
- игры на определение первого звука в слове;
- игры на определение места звука в слове;
- наглядность (картинки) в играх;
- игры на соответствие картинки и слова;
- на поиск звука (где звук «З»? Кошка и заяц).
Дизартрия препятствует развитию звуковой культуры
При игре нужно проверять, понял ли игрок значение слова. Поэтому можно задавать наводящие вопросы:
- для чего это нужно?
- какого это цвета?
- из чего сделано? ит.д.
Также нужно подбирать слова с сильной согласной: суП, но не зуБ. Также для развития фонематического слуха в средней группе нельзя использовать гласные, дающие два звука в некоторых позициях: Я (й, а), Е (й, э), Ю (й, у), Ё (й, о). Если дошкольник путается в слове, то необходимо советовать родителям обратиться к логопеду, так как проблема может оказаться глубже (дизартрия).
Готовимся к школе
Весь первый класс дети работают над умением выделять звуки в слове. Учебно-методические комплексы школы составлены таким образом, чтобы дети закрепили этот материал. Поэтому в класс дошкольник должен прийти уже подготовленным, знающим и умеющим определять основные звуки.
Определяем количество слогов в слове
Игры на определение количества слогов различны:
- «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» — дидактическая игра с дорожной картой и карточками со словами;
- «Слоговая линейка (конверт с линейкой и кружочками, где кружки — части слова);
- «Слова потерялись»— словесная игра. Педагог говорит слово нараспев, а участник должен определить, что за слово потерялось в этих слова: ма-ма-ла-па-пал-ка-ли-са и т.д.;
- «Сосчитай слоги» — дидактическая игра. Взрослый произносит слово, а дети выкладывают счетные палочки по количеству слогов.
Важно! В работе должны использоваться игры разных видов. Это позволит наиболее полно развивать навыки звуковой речи
Ход занятия.
– Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Девочки сделайте пружинку, мальчики поклон.
1. Эмоциональный настрой.
-Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
2. Загадка.
-Ребята, вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно.
-Если б не было его,
Не сказали б ничего.
-Для чего нужен язык?
-Где находится язык?
-Что еще находится во рту?
-Как работает язычок, покажите.
3. Артикуляционная гимнастика.
(дети берут свое зеркало)
-Больше всего язычок любит играть. Поиграем?
1) ,заборчик” (улыбаются, показывая зубы_на счет от 1 до 5)
2, слоник” (вытягивают как можно дальше губы на счет от 1 до 5))
3) чередуем,заборчик” – ,слоник”
4) ,качели” (язычок сначала за верхние зубы, потом за нижние)
5) ,лошадка” (щелкают язычком, нижняя челюсть не двигается)
6) ,грибок” (язычок упирается в небо, напряжен на счет от 1 до 5))
4. Основная часть.
-Ребята, кто принес эту коробку? Не знаете?
-Что же в ней?
-Я, кажется, догадываюсь, что в ней лежит!
-Ты, дружок, меня послушай!
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете.
Знает каждая дворняжка
Это – друг крокодила Гены ….
-Ребята, Чебурашка сочинил сказку. Она называется,Сказка о язычке”.
-Хотите послушать?
-Однажды увидел паровоз (показываю картинку, который подъехал к станции и громко пел ч-ч-ч-ч. Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял кончик языка, сделал шаг назад в своем домике и стал стучать в потолок. У него получилось ч-ч-ч-ч. Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза. Послушаем, как поет песенку язычок у Никиты. А теперь паровозик поехал быстро. Как он запоет эту песенку Машенька?
5. Физкультминутка.
-Предлагаю вам прокатится на паровозике.
-Я- паровозик Чух – чух, Чух – чух
По рельсам я стучу, стучу (дети идут по кругу).
Сначала я вперед бегу (идут в круг,
Потом назад качусь (идут назад).
Теперь звоню в звонок дзинь – дзинь (звонят в воображаемй колокольчик,
Теперь в свисток свищу (свистят в воображаемый свисток, говоря,ту- ту”).
Ой, неужели я наделал шум? (держатся за щеки и качают головой).
6. Игра,Громко – шепотом”, ,быстро -медленно”.
-Я- говорю, вы – слушаете, а потом повторяете.
Чу-чу-чу – я гулять хочу (громко,
Чи-чи-чи – пироги в печи (шепотом,
Чо-чо-чо – как горячо (быстро,
Ач-ач-ач – прилетел грач (медленно,
Уч-уч-уч – у меня ключ (громко,
Оч-оч-оч – скоро ночь (шепотом).
7. Игра,Чудесный мешочек”.
-Чебурашка не только сказку сочинил, но еще принес с собой чудесный мешочек.
– Я из мешочка буду доставать предметы, а вы определите, есть ли в слове звук , где он стоит в начале или в конце? (достаю предметы: часы, чеснок, рыбка, чайник, ключ, телефон, черепаха, мяч).
8. Итог.
-Чью песенку научился петь ваш язычок?
-А как он ее поет?
-Молодцы! Похвалите себя! (гладят по головке).
Ход НОД:
Дети, сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).
-Сейчас я вам хочу загадать загадки.
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет,
Что же это? (Самолёт).
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На\бруски надел я планки,
Дайте снег. Готовы…. (санки).
Видишь: белая зима,
Видишь: в инее дома,
Чтобы не застыли ножки,
Обувай скорей …. (сапожки).
Дразнишь- она кусается,
Смотришь- уже ласкаешься
На цепи она сидит,
Дом всегда сторожит. (собака).
-Что объединяет все эти слова?
-На какой звук они начинаются?
(Ответы детей: на звук «с»)
-Правильно, на звук «с».
Какой интересный звук. Зубки передние сомкнём, язычку выйти не дадим. Кончик языка коснётся нижних передних зубов. И выдохнем воздух, произнося «с-с-с-с.».
-Теперь давайте с вами проведём артикуляционную гимнастику.
Мы подуем высоко: с-с-с (встаём на носочки).
Мы подуем низко: с-с-с (присесть).
Мы подуем далеко: с-с-с,
Мы подуем близко: с-с-с. (руки ко рту).
-Молодцы, садитесь на свои места. Теперь внимательно слушаем и повторяем вместе со мной.
Са-са-са- под сосной сидит лиса.
Су-су-су– суп собаке я несу.
Сы-сы-сы- встал слонёнок на весы.
Со-со-со- сыплет снег на колесо.
Ос-ос-ос- на палубе матрос.
Ис-ис-ис- я ем рис.
-Какой звук чаще всего мы произносили?
Ответы детей: чаще всего произносили звук «с».
Правильно. Сейчас мы поиграем. Я буду произносить звуки, слоги, слова, а вы хлопните, если услышите звук «с».
-с, к, в, м, с;
-са, ма, су, ву, ты;
-сок, мак, рис, кот, сор, дом.
-Какое же сейчас время года?
Ответы детей: весна.
-Какие признаки весны вы знаете?
Ответы детей: растаял снег, набухли почки, появилась травка, распустились листья.
-Почему же это произошло?
Ответы детей: Это произошло потому, что солнышко начало пригревать землю.
-давайте проведём солнечную физминутку.
Вот как солнышко встаёт,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх, потянуться).
К ночи солнышко зайдёт,
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки, руки опустить на пол).
Хорошо, хорошо солнышко смеётся.
А под солнышком нам весело живётся.
(Прыгаем на месте, хлопаем в ладоши).
-Вот только солнышко у нас грустное. Оно растеряло все слова из лукошка и очень расстроилось. Как же ему помочь? В лукошке лежали слова со звуком «с», они потерялись. Вы будете придумывать слова со звуком «с», брать кружочек и называть слово, а потом кружочек класть в лукошко.
Дети придумывают слова со звуком «с», называют их, а затем кладут кружочки в лукошко. В конце воспитатель подсчитывает количество кружочков.
-Молодцы! Сколько слов со звуком «с» вы знаете. И наше солнышко снова стало весёлым. (Переворачиваю солнышко и теперь оно «улыбается»).
Теперь давайте расскажем солнышку стихотворение, но не обычное, а по картинкам. (Чистоговорка с показом).
Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са.
Стол, самолёт, сковородка, лиса.
Санки, смородина, миска, носок.
Сыр, самокат, абрикос, колосок.
Стул, снеговик, самосвал, колбаса.
Мы знаем звук С: са-са-са, са-са-са.
Солнышко приготовило нам игру «Солнечные зайчики»
Ведущий выходит и чётко говорит следующие слова, обращая особое внимание на слова со звуком «с»
«Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе»
После этого с помощью зеркала пускает солнечных зайчиков, а все остальные их пытаются поймать. (Игра повторяется 2-3 раза).
Рефлексия.
-Что мы сегодня делали на занятии?
Ответы детей: – Познакомились со звуком «с»;
-проговаривали его, играли в различные игры со звуком «с»;
– проговаривали чистоговорки.
Картотека игр по звуковой культуре речи в средней группе
Картотека игр обязательна для средних групп. Игры должны отбираться по требованиям ФГОС ДО:
- подходить возрасту детей;
- быть разнообразными;
- быть безопасными;
- быть доступными для детей и т.д.
Подбирая задания для упражнений, педагог должен подготовить и наглядные пособия. Дети среднего дошкольного возраста с легкостью запоминают вещи, которые преподносятся ярко, с опорой на зрительное подкрепление. Педагог должен проводить упражнения краткосрочно. А играть можно индивидуально или в группе
При этом детям с ограниченными возможностями здоровья требуется отдельное внимание и больше времени
Игры для картотеки можно изготовить самостоятельно, а можно приобрести. Сегодня специализированные магазины предлагают большой выбор пособий по развитию речи. Если в группе есть сложные дети, то стоит пригласить логопеда для соответствующей диагностики.
Применение игр для развития ЗКР
Ведущим видом деятельности у детей среднего дошкольного возраста является игровая. Поэтому развитие речевой культуры должно происходить в соответствующей форме.
Что развивают игры по ЗКР?
Истоки неправильной речи закладываются еще до рождения ребенка, а также в период его роста в раннем возрасте. Перед тем, как приступить к упражнениям, необходимо развивать и мелкую моторику руки. Развитие мышц верхних конечностей сильно влияет на речь.
Звуковая культура речи
Задачи развития культуры речи:
- правильное произношение звуков и решение логопедических проблем;
- постановка хорошей дикции;
- развитие силы голоса и умения управлять темпом, громкостью речи;
- формирование уверенности в себе, в своих коммуникативных навыках;
- формирование фонематического восприятия;
- развитие органов дыхания;
- развития интонационных средств.
Игровые приемы включаются в различные виды деятельности детей. Педагог должен способствовать развитию речевой культуры в течение всего дня в саду: в режимных моментах, в непосредственной образовательной деятельности, на прогулках, досуговых мероприятиях и т.д.
Существует определенная последовательность развития речевой культуры:
- развитие фонематического слуха;
- уточнение и закрепление звука;
- закрепление звуков в словах;
- подбор слов по заданному звуку.
Развитие фонематического слуха
Данная последовательность применяется в средней группе. При этом упражнения всех четырех этапов нужно повторять весь учебный год.