Формирование здорового образа жизни у дошкольников: что необходимо учитывать родителям

Нужен ли ребёнку ЗОЖ? Или сам потом научится?​

Термин ЗОЖ, или, иначе, здоровый образ жизни, чаще используется по отношению ко взрослым, чем к детям. Взрослые учатся правильно питаться, приучают себя к регулярному спорту, стараются больше спать. Но переучиваться не очень-то и просто. Уже сформированы привычки есть всё подряд, ложиться спать глубокой ночью, проводить выходные с пивом перед телевизором, «закуривать» стрессы

Поэтому очень важно заниматься формированием привычек ЗОЖ у детей уже дошкольного возраста. И тогда у наших детей, когда они вырастут, не будет проблемы, как перестать объедаться на ночь или как выспаться за 4 часа

Разовьем любовь к спорту и физической активности

Записаться на консультацию

Дети редко осознают ценность своего здоровья, поэтому просто говорить о том, что «нужно беречь здоровье смолоду» — бесполезно. Но можно, с помощью личного примера или технологии изменения поведения 7Spsy, привить своим детям полезные привычки, которые повлияют на сохранение здоровья, дать информацию о том, как работает организм и от чего ломается. А пользу от этих навыков дети смогут оценить, когда повзрослеют.

Внимание к гигиене

Важнейшим компонентом здорового образа жизни является чистота. Чтобы привить ребенку любовь к гигиеническим процедурам, родители могут воспользоваться следующими практическими рекомендациями:

  • Купаться, мыть голову, чистить зубы должно быть приятно. Поэтому шампуни, мыло, зубную пасту лучше приобретать совместно с малышом, выбирать те вкусы и ароматы, которые ему нравятся. Щетку также лучше всего приобрести вместе с ребенком, сейчас есть большое количество ярких и необычных моделей, которые помогут привлечь малыша и вызовут желание «поработать» с собой.
  • Каждая гигиеническая процедура должна быть пояснена ребенку. Ему не интересно чистить зубы в борьбе с непонятым кариесом, зато он с удовольствием будет бороться с кариозными монстрами, атаковавшими ротовую полость и вредящими зубам.
  • Нельзя кричать на малыша, если он категорически отказывается идти в ванную, лучше применить хитрость: купить интересные игрушки, например, несколько пластмассовых уточек и предложить ребенку устроить конкурс – какая из них плавает быстрее. Игра – вот лучший мотиватор для дошкольника.
  • Использовать соревновательный эффект. Можно провести с малышом своеобразное состязание, например, кто лучше почистит зубы, причем родителю желательно проиграть.

Конечно, не стоит забывать и о необходимости хвалить ребенка за успех или за старание, в таком случае он будет стараться еще раз порадовать родителей.

Правильное питание для детей

Ребёнку в дошкольном возрасте рекомендуется четырёхразовое питание. Три раза в день  необходимо есть горячую еду

Сбалансированное меню очень важно, но не меньшее значение имеет подход к еде. Стоит дать ребёнку понять, что еда — это то, что даёт силы, питает нас, делает наше здоровье крепким, а настроение хорошим

Но главное — не заставлять ребёнка есть и доедать всё до конца. 

Хороший способ формирования грамотного отношения ребёнка к еде — диалог. Ответы на вопросы «Что бы ты хотел на ужин?» и «Сколько тебе положить?» взращивают в малыше чувство ответственности и самостоятельности с ранних лет. Естественно, ребёнок не всегда будет доедать всю порцию, которую заказал. Но, если он выработает  привычку решать, что ему нужно, с малых лет, в будущем это поспособствует принятию ответственных решений.

Рекомендации по составлению рациона питания ребёнка: 

  • Половина рациона должна состоять из некрахмалистых овощей (помидоры, огурцы, морковь, капуста, брокколи, шпинат, бобовые культуры и т. д.).
  • Четверть рациона должна состоять из крахмалосодержащих продуктов (цельнозерновой хлеб, картофель, кукуруза, горох, каши, рис и т. д.).
  • Оставшаяся часть рациона — это нежирное мясо (курица, индейка или постная говядина) и рыба.

К меню добавляйте фрукты и нежирное молоко.

Не стоит запрещать ребёнку употреблять вредные продукты: газировку, чипсы, фастфуд и т. д. Запретный плод сладок — не давая возможности детям пробовать то, что им хочется, мы провоцируем их на срыв. В будущем это может привести к перееданию и различным заболеваниям пищеварительного спектра. Разрешайте ему в умеренных дозах есть то самое вредное. Хороший способ — приурочить обед в ресторане быстрого питания к какому-то мероприятию, например к сеансу в кино или походу к врачу. 

Какие факторы влияют на здоровье детей?

Здоровый образ жизни определяется сразу несколькими факторами, на каждом из которых хотелось бы заострить ваше пристальное внимание.

1. Рациональное питание

Принято выделять несколько моментов, которые должны учитываться, как родителями, так и работниками дошкольных заведений при формировании здорового образа жизни ребенка. И, прежде всего, это ежедневный рацион ребенка, который должен быть полноценным и разнообразным, а именно – включать в себя в необходимом количестве основные микроэлементы и полезные вещества, поскольку специалисты утверждают, что однообразное питание является вредным для здоровья человека.

Это связано с тем, что при однообразном питании ребенок не получает огромное количество жизненно необходимых ингредиентов, обеспечивающих его полноценное развитие. В результате чего, у дошкольника могут появиться различные расстройства, той или иной степени тяжести. Правильное рациональное питание имеет большое значение именно в детском и подростковом возрасте, когда как организм подрастает и развивается, а недостаток важных веществ может привести к дисбалансам в его развитии.

Помимо этого, следует обратить внимание на количество употребляемой пищи. Регулярное недоедание и переедание в процессе развития ребенка неизбежно приведет к ухудшению его самочувствия, а также к уменьшению продолжительности его жизни

В частности, недоедание приводит к недостатку питательных веществ, а переедание – это прямой путь к ожирению. Это заболевание, в первую очередь, нарушает работу сердечнососудистой системы, функций органов дыхания. Кроме того, достаточно часто при ожирении встречаются поражение печени и нарушение метаболизма, которые, в последствии, могут негативное повлиять на опорно-двигательный аппарат.

Меню детского сада учитывает все эти особенности питания детей, поскольку над его разработкой работали специалисты Института питания РАМН при участии ведущих диетологов страны, а соответствие объемов питания и качество продуктов контролируется сотрудниками СЭС и специальной комиссией, которая время от времени проверяет блюда, подаваемые детям. В домашних условиях родителям также следует придерживаться правил здорового питания и никогда не забывать, что во время еды противопоказано просмотр телевизионных передач, работа за компьютером, чтение и прочие действия, которые могут отвлекать ребенка от употребления пищи.

2. Физическое развитие

Наверняка, каждый знает о том, что даже абсолютно здоровый человек в самом расцвете сил, в жизни которого отсутствуют физические нагрузки (то есть, если он не занимается спортом или не делает зарядку), при самых незначительных физических работах значительно учащается сердцебиение и дыхание. Кроме того, доктора утверждают, что у таких людей чаще встречаются всевозможные заболевания и их самочувствие, в целом, неудовлетворительное. А все потому, что работоспособность сердца напрямую зависит от развития всей мускулатуры человека. Именно поэтому систематические физические нагрузки в детском саду позволяют укрепить опорно-двигательную, дыхательную и сердечнососудистую систему ребенка с раннего возраста. Также, физическая активность оказывает благоприятное влияние на нервную систему дошкольника.

Важно понимать, что ежедневные физкульт-минутки должны быть неотъемлемой частью жизни каждого человека, старающегося поддерживать свое здоровье в порядке. Еще лучше, если это войдет в привычку, как умывание и чистка зубов по утрам

Ну, а регулярные тренировки и посещение всевозможных секций могут стать залогом крепкого здоровья для каждого из нас. Сумев привить ребенку в раннем возрасте понимание того, что физические нагрузки обязательны для его здоровья, Вы можете быть уверены, что эта привычка сохранится и в будущем.

3. Сон и отдых

Для нормального функционирования нервной системы, впрочем, как и всего организма, огромное значение имеет своевременный отдых, а также полноценный сон. Еще академик Павлов указал, что сон защищает нервную систему человека от излишнего напряжения и переутомления. Поэтому стоит заботиться о том, чтобы сон детей дошкольного возраста был регулярным и глубоким. В частности, для детей младшего возраста очень важен тихий час, который в детском саду длится не менее 2-2,5 часов. И родителям необходимо придерживаться этого правила и дома, независимо от того, охотно ребенок ложиться отдыхать или нет.

Запреты

Каждый взрослый понимает, что очень важно правильно питаться, выполнять ежедневно физические упражнения, закаливать свой организм. Но для детей вся эта информация является новой, поэтому нужно все детально им объяснить

При этом важно избегать таких ошибок:

Нудные беседы-лекции, например, зачем нам нужно каждый день чистить зубы. В лучшем случае вежливый ребенок все внимательно послушает, но в силу возраста мало что осознает, в худшем – будет откровенно зевать. О значимости любого компонента ЗОЖ лучше всего рассказать в форме игры, создать конкретную ситуацию, которая поможет малышу все понять на доступном для него уровне.
Отсутствие собственного примера. Редкий ребенок будет стараться умываться ежедневно, если его родители этого не делают.
Негатив. Если малыш что-то сделал неправильно, нельзя кричать на него, нервничать, даже если поступил он так назло. Нужно объяснить ребенку его ошибки, поговорить, поинтересоваться о причинах, побудивших нарушить режим дня, внимательно выслушать. Только так можно найти конструктивный выход из положения

Невнимание. Не стоит надеяться на то, что воспитатели, а потом – учителя, научат кроху всему необходимому

Самым лучшим учителем являются именно любящие родители, которым хочется привить своему ребенку все важнейшие навыки и умения.

Только с учетом этих запретов можно вырастить здорового и гармонично развивающегося ребенка, готового к школе и дальнейшей взрослой жизни.

Родителям дошкольников необходимо уделять должное внимание формированию и закреплению у ребенка привычек ЗОЖ, только в этом случае дети смогут нормально учиться в школе, сохранят свое здоровье и хорошее самочувствие на долгие годы. Ребятам, которым соответствующие навыки не привили с детства, в дальнейшем будет очень сложно перестроиться

Как составить отчёт по ЗОЖ в детском саду

Отчёт по любому виду деятельности в ДОУ составляется на основании проведённых мониторингов. Периодичность их организации определяется методическим советом ДОУ, но не реже одного раза в год. Мониторинг сформированности культуры и безопасного и здорового образа жизни подразумевает:

  • медицинскую оценку состояния здоровья каждого воспитанника (контроль уровня заболеваемости, регулярное измерение роста, взвешивание и пр.);
  • педагогическую диагностику (оценка уровня овладения основными движениями, освоение КГН, показателей двигательной активности);
  • изучение режима питания;
  • анализ случаев травматизма в ДОУ;
  • оценка наполнения предметно-развивающей среды;
  • диагностика эффективности осуществления образовательной деятельности (анализ занятий, развлечений, проведения режимных моментов);
  • изучение результатов просветительской работы с семьями воспитанников.

Каждый из перечисленных критериев фиксируется в отдельной диагностической карте. На основе этих карт составляется итоговая таблица «Диагностика сформированности основ ЗОЖ», куда входят следующие показатели, обозначенные баллами от 1 до 3:

  • наличие интереса к спорту;
  • осознанное отношение к ЗОЖ;
  • навыки ЗОЖ;
  • навыки основ безопасности жизнедеятельности.

Диагностические карты и образец итоговой таблицы можно найти здесь.

Отчёт по ЗОЖ даёт возможность судить об общем уровне сформированности физических качеств у детей

Воспитание привычки к ЗОЖ является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Этот вектор взаимодействия с малышами реализуется через все формы образовательной деятельности при помощи различных методов и приёмов, в том числе и в проектной деятельности. Результаты этой работы фиксируются в отчёте по сформированности представлений о ЗОЖ у детей.

Как заниматься?

Рассмотрим, что могут сделать родители, чтобы приучить ребенка к здоровому образу жизни

Очень важно начать делать это в дошкольном возрасте, поскольку проведенные исследования доказали: малыши, с которыми занимаются закаливанием, гимнастикой, много гуляют, растут более крепкими и реже болеют. Поэтому к поступлению в первый класс у ребенка уже должен быть хороший иммунитет и устойчивость к простудным заболеваниям

В противном случае ему придется оставаться на больничном, пропускать, а потом – нагонять, что станет дополнительной нагрузкой и стрессом.

Необходимо передать малышу определенные теоретические знания и практические навыки вовремя. Какие же формы работы могут выбрать для себя родители?

Посещение с малышом спортивных соревнований и участие в них.
Активные прогулки на свежем воздухе.
Тематические прогулки в парке. Можно не просто гулять, а знакомить ребенка с окружающим миром, рассказывать о погоде, растениях и животных.
Использование проблемных ситуаций

Чтобы малыш навсегда запомнил важность того или иного компонента ЗОЖ, нужно, чтобы он сам до него дошел. Родители могут сыграть с ним увлекательную игру, например, «Почему у куклы Маши заболели зубы»

Сначала задается игровая ситуация – у куклы болят зубы, ребенку необходимо выяснить, почему это произошло. Задавая вопросы, он узнает, что Маша не чистит зубы дважды в день. Таким образом будет сделано маленькое открытие, малыш убедится в важности обязательной гигиенической процедуры. После этого нужно закрепить знания, посмотрев видеофильм о том, как правильно пользоваться щеткой.

Родители могут использовать карточки, развесив их по всей квартире, чтобы у ребенка всегда перед глазами были важнейшие правила ЗОЖ, проиллюстрированные его любимыми сказочными или мультипликационными персонажами.

Прочие полезные советы

Формирование у дошкольника правильного отношения к здоровому образу жизни должно быть комплексным, поэтому важно уделить внимание всему – и питанию, и гигиене, и спорту, и закаливанию. Научить малыша всему этому не так просто, но можно воспользоваться некоторыми хитростями:

  • Чтобы ребенок с удовольствием ел полезную пищу, ее можно красиво оформить, например, сделать яичницу в форме забавной рожицы. Также несложно приобрести веселые столовые приборы, которыми ребенок будет пользоваться с удовольствием.
  • Дошкольники обожают слушать сказки, поэтому мама может придумать собственную историю, в которой будет рассмотрен наиболее трудный для ребенка аспект ЗОЖ. Например, если малыш ненавидит водные процедуры, можно рассказать ему историю о том, как Зайчик не любил принимать ванну, поэтому стал грязным и черным, даже родная семья не узнала его и прогнала. В результате долгих скитаний герой понял, что мыться и быть чистым хорошо, после чего вернулся домой и был принят. Ребенок в ненавязчивой форме получит важный урок гигиены.
  • Режим дня лучше всего составить вместе с ребенком, чтобы у него не возникло ощущения, что мама заставляет его жить по определенному расписанию. От родителей потребуется мудрость и такт, чтобы малыш был уверен – свой распорядок дня он придумал себе сам.
  • Помощники родителей – различные плакаты, на которых любимые ребенком сказочные персонажи пропагандируют ЗОЖ, их можно разместить в комнате малыша.

Все это поможет привить дошкольнику полезные для здоровья навыки.

Запреты

Каждый взрослый понимает, что очень важно правильно питаться, выполнять ежедневно физические упражнения, закаливать свой организм. Но для детей вся эта информация является новой, поэтому нужно все детально им объяснить

При этом важно избегать таких ошибок:

Нудные беседы-лекции, например, зачем нам нужно каждый день чистить зубы. В лучшем случае вежливый ребенок все внимательно послушает, но в силу возраста мало что осознает, в худшем – будет откровенно зевать. О значимости любого компонента ЗОЖ лучше всего рассказать в форме игры, создать конкретную ситуацию, которая поможет малышу все понять на доступном для него уровне.

Отсутствие собственного примера. Редкий ребенок будет стараться умываться ежедневно, если его родители этого не делают.

Негатив. Если малыш что-то сделал неправильно, нельзя кричать на него, нервничать, даже если поступил он так назло. Нужно объяснить ребенку его ошибки, поговорить, поинтересоваться о причинах, побудивших нарушить режим дня, внимательно выслушать

Только так можно найти конструктивный выход из положения.

Невнимание. Не стоит надеяться на то, что воспитатели, а потом – учителя, научат кроху всему необходимому

Самым лучшим учителем являются именно любящие родители, которым хочется привить своему ребенку все важнейшие навыки и умения.

Только с учетом этих запретов можно вырастить здорового и гармонично развивающегося ребенка, готового к школе и дальнейшей взрослой жизни.

Родителям дошкольников необходимо уделять должное внимание формированию и закреплению у ребенка привычек ЗОЖ, только в этом случае дети смогут нормально учиться в школе, сохранят свое здоровье и хорошее самочувствие на долгие годы. Ребятам, которым соответствующие навыки не привили с детства, в дальнейшем будет очень сложно перестроиться

Внимание к гигиене

Важнейшим компонентом здорового образа жизни является чистота. Чтобы привить ребенку любовь к гигиеническим процедурам, родители могут воспользоваться следующими практическими рекомендациями:

  • Купаться, мыть голову, чистить зубы должно быть приятно. Поэтому шампуни, мыло, зубную пасту лучше приобретать совместно с малышом, выбирать те вкусы и ароматы, которые ему нравятся. Щетку также лучше всего приобрести вместе с ребенком, сейчас есть большое количество ярких и необычных моделей, которые помогут привлечь малыша и вызовут желание «поработать» с собой.
  • Каждая гигиеническая процедура должна быть пояснена ребенку. Ему не интересно чистить зубы в борьбе с непонятым кариесом, зато он с удовольствием будет бороться с кариозными монстрами, атаковавшими ротовую полость и вредящими зубам.
  • Нельзя кричать на малыша, если он категорически отказывается идти в ванную, лучше применить хитрость: купить интересные игрушки, например, несколько пластмассовых уточек и предложить ребенку устроить конкурс – какая из них плавает быстрее. Игра – вот лучший мотиватор для дошкольника.
  • Использовать соревновательный эффект. Можно провести с малышом своеобразное состязание, например, кто лучше почистит зубы, причем родителю желательно проиграть.

Конечно, не стоит забывать и о необходимости хвалить ребенка за успех или за старание, в таком случае он будет стараться еще раз порадовать родителей.

Правильное питание: что это такое?

Если физические нагрузки дети дошкольного возраста получают в силу своего возраста и природной потребности в движении, то с питанием все обстоит совсем не так радужно. Виноваты в этом, прежде всего, родители, поскольку ни один ребенок не появляется на этом свет в качестве поклонника тяжелой, жирной пищи, в которой содержится максимум калорий и минимум полезных веществ.

Поэтому так важно с самого детства приучать детей к здоровой, натуральной пище, которая способна снабжать организм качественным «топливом», а не бесполезным «мусором» в виде различных полуфабрикатов и фаст-фуда

Прочие полезные советы

Формирование у дошкольника правильного отношения к здоровому образу жизни должно быть комплексным, поэтому важно уделить внимание всему – и питанию, и гигиене, и спорту, и закаливанию. Научить малыша всему этому не так просто, но можно воспользоваться некоторыми хитростями:

  • Чтобы ребенок с удовольствием ел полезную пищу, ее можно красиво оформить, например, сделать яичницу в форме забавной рожицы. Также несложно приобрести веселые столовые приборы, которыми ребенок будет пользоваться с удовольствием.
  • Дошкольники обожают слушать сказки, поэтому мама может придумать собственную историю, в которой будет рассмотрен наиболее трудный для ребенка аспект ЗОЖ. Например, если малыш ненавидит водные процедуры, можно рассказать ему историю о том, как Зайчик не любил принимать ванну, поэтому стал грязным и черным, даже родная семья не узнала его и прогнала. В результате долгих скитаний герой понял, что мыться и быть чистым хорошо, после чего вернулся домой и был принят. Ребенок в ненавязчивой форме получит важный урок гигиены.
  • Режим дня лучше всего составить вместе с ребенком, чтобы у него не возникло ощущения, что мама заставляет его жить по определенному расписанию. От родителей потребуется мудрость и такт, чтобы малыш был уверен – свой распорядок дня он придумал себе сам.
  • Помощники родителей – различные плакаты, на которых любимые ребенком сказочные персонажи пропагандируют ЗОЖ, их можно разместить в комнате малыша.

Все это поможет привить дошкольнику полезные для здоровья навыки.

Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха.

Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», велосипедные прогулки в лес и т.д. – благотворно действуют на дошкольников и их родителей. Родители совместно с детьми могут:

  1. В зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры.
  2. В весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми.
  3. В летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице.
  4. Устраивать совместные семейные чтения о здоровом образе жизни. (Например, стихотворение А.Барто «Девочка чумазая» вызывет желание малышей умываться и мыть руки с мылом, произведение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» поможет побороть плохой аппетит, стихотворение С. Михалкова «Про мимозу» расскажет о необходимости закаливания и т.п.)

В заключение хочется предложить родителям сформулированные семейные правила, касающиеся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни.

Внимание к физической подготовке

Для того чтобы научить малыша физической активности, следует проводить с ним зарядку вместе, ребенок будет в восторге от того, что мама или папа двигаются под музыку вместе с ним, поэтому капризничать не будет, а постарается выполнить упражнения как можно лучше. Занимаясь у открытого окна, можно убить одним выстрелом двух зайцев – ребенок одновременно будет и закаляться.

В утреннюю гимнастику лучше всего включить простые упражнения для всех групп мышц: прыжки, бег на месте, подъемы рук и ног, приседания

Если у малыша наблюдается нарушение осанки, следует уделить внимание ее своевременной корректировке. Кроме того, для дошкольного возраста будут полезны и такие комплексы упражнений, которые следует вписать в режим дня:

  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой, направленная на развитие дыхательного аппарата.
  • Пальчиковая гимнастика поможет улучшить мелкую моторику ребенка.
  • Полезен будет и самомассаж кистей и пальцев, выполняемый при помощи граненого карандаша или ореха. Необходимо показать малышу, как делается маччаж, а далее – предложить попробовать.
  • В зимнее время нужно всей семьей отправиться на прогулку на лыжах, покататься на санках, ватрушках. Если ребенку уже исполнилось 5 лет, можно научить его кататься на коньках.
  • Укрепить иммунитет поможет посещение бассейна, кроме того, плавание улучшает осанку, развивает мышцы спины, создает мышечный корсет.

Если ребенку интересно, можно записать его на танцы или в спортивную секцию, главное, чтобы малыш сам изъявил желание посещать такие занятия, а не безропотно выполнял волю родителей, тогда результат будет положительным.

Методика разработки проекта по ЗОЖ

Одной из форм работы в рамках практического метода является проект. Его миссия заключается, прежде всего, в реализации творческого потенциала малышей и поощрении инициативности маленьких воспитанников. Кроме того, проекты приобщают родителей к активному креативному сотрудничеству с ДОУ. В контексте воспитания привычки к ЗОЖ проекты могут быть двух видов:

уточняющие, закрепляющие определённый вопрос темы и не требующие много времени на разработку, то есть краткосрочные (рисунки, стенгазеты, буклеты, поделки, например, посвящённые здоровому питанию и пр.);
разрабатывающие практический аспект темы после детального и всестороннего изучения теоретической составляющей, а также после рассмотрения результатов мониторинга развития детей, то есть долгосрочные (к примеру, долгосрочный проект «Остров здоровья» в подготовительной группе, призванный повысить уровень осведомлённости детей и родителей о мерах закаливания, важности физических процедур и рационального питания).

Разработка долгосрочного проекта требует тщательной методической подготовки.

Алгоритм разработки долгосрочного проекта

Подготовка такого рода проекта включает три этапа:

  • вводный или подготовительный, то есть этап сбора материала по теме (например, для разработки описанного выше проекта «Остров здоровья» с детьми проводились мониторинги, призванные выявить объективные показатели здоровья и уровня знаний относительно ЗОЖ, родители участвовали в анкетировании по теме);
  • внедренческий или основной, то есть осуществление задач проекта (проведение занятий, внеурочных мероприятий и пр.);
  • итоговый, предполагающий составление творческого отчёта, «продукта», по изученной проблеме (подготовка презентации, фотоотчёта, методических пособий, например, серии дидактических игр).

Примерами долгосрочных проектов могут быть:

  • «Малыши-крепыши» в первой младшей группе;
  • «Неболейка» во второй младшей группе;
  • «Будь здоров!» в средней группе;
  • «Быть здоровым — это здорово» в страшей группе;
  • «Остров здоровья» для подготовительной группы.

Полноценный сон для ребенка

Малыши не только растут во сне, но и восстанавливают свои силы. Тихий час дома устраивать можно всей семьей. В европейских странах это называется — сиеста. Однако давать малышу пересыпать не стоит, так как работа организма сбивается. Действовать можно по принципу детского сада — 1,5 час в обед в период с 13 до 15 часов дня.

Здоровье ребенка – одна из главных забот его родителей. Каждый из них мечтает видеть свое чадо полным сил и энергии, довольным жизнью и счастливым. А ведь основа всего этого – хорошее здоровье.

О нем стоит подумать уже на этапе планирования беременности, ведь иммунитет малыша закладывается в утробе матери и во многом зависит от состояния ее организма.

А вот после рождения ребенка залог его отличного самочувствия – формирование здорового образа жизни, что должны обеспечить родители.

Как заниматься?

Рассмотрим, что могут сделать родители, чтобы приучить ребенка к здоровому образу жизни

Очень важно начать делать это в дошкольном возрасте, поскольку проведенные исследования доказали: малыши, с которыми занимаются закаливанием, гимнастикой, много гуляют, растут более крепкими и реже болеют. Поэтому к поступлению в первый класс у ребенка уже должен быть хороший иммунитет и устойчивость к простудным заболеваниям

В противном случае ему придется оставаться на больничном, пропускать, а потом – нагонять, что станет дополнительной нагрузкой и стрессом.

Необходимо передать малышу определенные теоретические знания и практические навыки вовремя. Какие же формы работы могут выбрать для себя родители?

Посещение с малышом спортивных соревнований и участие в них.
Активные прогулки на свежем воздухе.
Тематические прогулки в парке. Можно не просто гулять, а знакомить ребенка с окружающим миром, рассказывать о погоде, растениях и животных.
Использование проблемных ситуаций

Чтобы малыш навсегда запомнил важность того или иного компонента ЗОЖ, нужно, чтобы он сам до него дошел. Родители могут сыграть с ним увлекательную игру, например, «Почему у куклы Маши заболели зубы»

Сначала задается игровая ситуация – у куклы болят зубы, ребенку необходимо выяснить, почему это произошло. Задавая вопросы, он узнает, что Маша не чистит зубы дважды в день. Таким образом будет сделано маленькое открытие, малыш убедится в важности обязательной гигиенической процедуры. После этого нужно закрепить знания, посмотрев видеофильм о том, как правильно пользоваться щеткой.

Родители могут использовать карточки, развесив их по всей квартире, чтобы у ребенка всегда перед глазами были важнейшие правила ЗОЖ, проиллюстрированные его любимыми сказочными или мультипликационными персонажами.

А как быть со сладостями?

Любимые детьми сладости, естественно, не должны заменять «серьезную» пищу. Из кондитерских изделий для повседневного питания лучше выбирать наиболее здоровые «вкусняшки» – зефир, пастилу, мармелад, в которых практически не содержится жира. Еще лучше доказать ребенку, что гораздо вкуснее и слаще многих конфет и пирожных — финики, курага, чернослив, изюм и другие сухофрукты.

Конечно, не нужно делать домашнее меню излишне строгим. Иногда можно включать в рацион и более «тяжелые» и жирные сладости – пирожные и торты. Если ребенок много двигается, большого вреда подобные произведения кондитерского искусства его здоровью не нанесут.

Основы здоровья дошкольников

Для многих родителей формирование здорового образа жизни у дошкольников ограничивается лишь физическим развитием ребенка, тогда как организм малыша — это сложная система. Нормальная жизнедеятельность молодого организма обеспечивается совмещением нескольких компонентов:

  • биологического;
  • психического;
  • социального.

Эти компоненты тесно взаимодействуют друг с другом. Образ жизни ребенка — это половина его биологического здоровья. Однако на вторую половину влияют такие факторы, как генетическая предрасположенность, качество медицинского обслуживания, состояние окружающей среды.

Часто биологическое здоровье ребенка напрямую зависит от образа жизни его родителей. Вредные привычки папы и мамы вредят развитию малыша еще в его внутриутробной жизни. Негативно сказывается на развитии плода и чрезмерная двигательная активность женщины во время беременности, переедание, плохой сон, эмоциональные перегрузки.

Если экологическая среда, в которой растет и развивается ребенок, не может быть изменена одним человеком, то психическое и социальное здоровье малыша находится полностью в руках его родителей. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста должно начинаться с родительского примера. Спокойная обстановка в семье, адекватная реакция на возникающие трудности, помощь друг другу — все это станет основой для нормального психического развития дошкольника.

Социальные основы здоровья дошкольника и младшего школьника закладываются в общении не только с родителями, но и друзьями. Неблагополучное окружение отрицательно повлияет на развитие личности

Поэтому так важно найти для ребенка такое окружение, которое влияло бы на него положительно. Кроме того, у самого малыша должны быть развиты необходимые качества для комфортного взаимодействия с окружающими его людьми

Это формирование нравственных идеалов и ценностей, а также социальная адаптация. Все это является важным составляющим основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Одним из лучших средств укрепления социального здоровья является трудовая деятельность. Именно приобщение малыша к работе дает ему чувство нужности и принадлежности к обществу.

Как заниматься?

Рассмотрим, что могут сделать родители, чтобы приучить ребенка к здоровому образу жизни

Очень важно начать делать это в дошкольном возрасте, поскольку проведенные исследования доказали: малыши, с которыми занимаются закаливанием, гимнастикой, много гуляют, растут более крепкими и реже болеют. Поэтому к поступлению в первый класс у ребенка уже должен быть хороший иммунитет и устойчивость к простудным заболеваниям. В противном случае ему придется оставаться на больничном, пропускать, а потом – нагонять, что станет дополнительной нагрузкой и стрессом

В противном случае ему придется оставаться на больничном, пропускать, а потом – нагонять, что станет дополнительной нагрузкой и стрессом.

Необходимо передать малышу определенные теоретические знания и практические навыки вовремя. Какие же формы работы могут выбрать для себя родители?

Посещение с малышом спортивных соревнований и участие в них.
Активные прогулки на свежем воздухе.
Тематические прогулки в парке. Можно не просто гулять, а знакомить ребенка с окружающим миром, рассказывать о погоде, растениях и животных.
Использование проблемных ситуаций

Чтобы малыш навсегда запомнил важность того или иного компонента ЗОЖ, нужно, чтобы он сам до него дошел. Родители могут сыграть с ним увлекательную игру, например, «Почему у куклы Маши заболели зубы». Сначала задается игровая ситуация – у куклы болят зубы, ребенку необходимо выяснить, почему это произошло

Задавая вопросы, он узнает, что Маша не чистит зубы дважды в день. Таким образом будет сделано маленькое открытие, малыш убедится в важности обязательной гигиенической процедуры. После этого нужно закрепить знания, посмотрев видеофильм о том, как правильно пользоваться щеткой.

Сначала задается игровая ситуация – у куклы болят зубы, ребенку необходимо выяснить, почему это произошло. Задавая вопросы, он узнает, что Маша не чистит зубы дважды в день

Таким образом будет сделано маленькое открытие, малыш убедится в важности обязательной гигиенической процедуры. После этого нужно закрепить знания, посмотрев видеофильм о том, как правильно пользоваться щеткой.

Родители могут использовать карточки, развесив их по всей квартире, чтобы у ребенка всегда перед глазами были важнейшие правила ЗОЖ, проиллюстрированные его любимыми сказочными или мультипликационными персонажами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий