Значение ролевых игр в учебном процессе

Форма обучения: очная

  • Введение 3

    Глава I. Основные понятия ролевой игры в учебном процессе 6

    • 1.1. Игра и история ее возникновения 6

      1.2. Формы ролевых игр на разных возрастных этапах 8

      1.3. Учебные функции ролевых игр 9

      1.4. Структура ролевых игр 11

      1.5. Обучающие возможности ролевых игр 13

    Глава II. Методика использования ролевых игр на уроках информатики 15

    • 2.1. Разработка ролевых игров обучающего характера 15

      2.2. Примеры ролевых игр. 17

    Глава III. Исследовательская часть 27

    • 3.1. Констатирующий эксперимент. 27

      3.2. Формирующий эксперимент 28

      3.3. Контрольный эксперимент 28

    Заключение 31

    Список литературы 32

    Приложение 34

Введение

Критическое положение с обучением информатике в школе сегодня очевидно. Проблема эта, конечно, многоаспектна. Она включает и подготовку учительских кадров, и состояние методической науки.

Среди учителей информатики немало людей, преданных своей профессии, подлинных энтузиастов своего дела. Но их энергия часто непродуктивно расходуется на кустарное изготовление пособий, подборку и размножение материалов. Остро стоит проблема повышения квалификации учителей.

Результат такого положения налицо. Выпускники школы не могут выполнять элементарные работы, которые они “изучали” годами. А в этом, по-моему, проблема не столько учеников, сколько проблема методики преподавания и возможность его использования.

Однако процессы, происходящие в современном мире, создают мощный стимул для изменения сложившейся ситуации. Мир развивается по пути интернационализации. Знание информатики сегодня – не только культурная, но и экономическая потребность. Это осознается во всех странах.

В обучении информатики сложилась уникальная обстановка, когда практика опережает теорию. Еще не переосмыслены цели и задачи преподавания, в стадии обсуждения находятся новые концепции и подходы, но в практику уже мощно вторгаются новые формы и методы, создается опыт, который настоятельно требует научного обобщения и осмысления.

Наиболее жизнеспособным в настоящий период оказался интенсивный метод. Иными словами, учащиеся не осознают, что они учатся, в силу того, что создается сильная иллюзия реальной коммуникации.

Интенсивный метод, объединяющий, как это ни парадоксально, учебную ситуацию с реальной коммуникацией, базируется на высокой мотивации. Эта мотивация достигается, в частности, использованием игровых стимулов, включенных во все виды учебных материалов.

Присвоение каждому учащемуся престижной социальной роли и постоянное внимание к его индивидуальной значимости помогают снять психологические барьеры, что является необходимым условием успешного обучения. Роль – маска помогает школьнику проявлять те стороны своей личности, которые он считает возможным открыть в коммуникации, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые учащийся не хотел бы делать достоянием коллектива

Занятия строятся таким образом, что доброжелательное отношение к ученику снимает страх перед возможной ошибкой. Проявление интереса к учащемуся как к значимому партнеру способствует снятию чувства неуверенности.

Итак, потребность в быстром и эффективном овладении информатикой, а также вышеназванные причины привели меня к выбору именно этой темы дипломной работы.

Ролевая игра – есть одна из форм организации учебной ситуации, используемой в учебных целях.Цель дипломного исследования: выяснить и анализировать роль ролевых игр при изучении информатики в общеобразовательной школе.Задачи дипломного исследования:

1. Изучение и анализ методической литературы по данной теме.

2. Рассмотрение некоторых ролевых игр и методику их применения на уроках информатики в школе.

3. Проведение дипломного исследования по рассматриваемому вопросу.Предмет исследования – методика использования ролевых игр при изучении информатики в общеобразовательной школе.Объект исследования – уроки информатики в базовом звене в общеобразовательной школе.Гипотеза – обучение будет успешной, если объединять учебную ситуацию с реальной коммуникацией с использованием игровых стимулов, включенных во все виды учебных материалов изучаемой дисциплины.Методы:

1. Метод сбора и анализа данных.

2. Анкетирование

3. Метод игровой терапии.

4. Метод диагностики.

5. Статистическо-матема ический метод обработки данных.

Данная работа может представлять интерес для учителей информатики.

Базой для проведения исследования являлось Ново-Крестьяновская средняя школа.Глава I Основные понятия ролевой игры в учебном процессе

Атрибуты и наглядный материал для игр

Существует множество идей, как разнообразить детские игры при помощи различных атрибутов, вариантов оформления. Предметы и игрушки-заменители для сюжетно-ролевой игры легко изготовить своими руками, в том числе из бросового материала. К пополнению материальной базы игрового уголка следует привлекать воспитанников и родителей.

Фотогалерея: готовые наборы для игр

Игрушки в готовых наборах функциональны: в кассовый аппарат встроен калькулятор, на кухонной плите загораются конфорки, фен шумит и дует, у дрели вращается сверло и т. д. Эти атрибуты для игр максимально точные копии реальных приборов и инструментов, они яркие и удобные.

Фотогалерея: атрибуты из бросового материала

Использование самодельных предметов в играх вызывает у детей неподдельный интерес и стимулирует воображение. Дети часто сами создают простые предметы-заменители для игр: палочки в качестве сабель, элементы из конструктора как инструменты для строительства и др. Бросовый материал используется для обогащения игровой среды: пузырьки и баночки — для игры в аптеку и процедурный кабинет, пустые бутылочки и коробки с этикетками — для наполнения полок продуктового магазина, флаконы из-под шампуней, лаков для ногтей — для салона красоты.

Фотогалерея: ролевые костюмы

Дети любят перевоплощаться, примерять элементы спецодежды: фуражки, строительные каски, фартуки, головные уборы. Ролевые костюмы для детских игр несложно сделать самостоятельно: добавить к фартукам символьное обозначение профессий, сделать шапочки или маски героев для сюжетных игр-инсценировок.

Случай из жизни автора статьи: детям придумывали игру про супергероев. Специальных масок или одежды дома не было, и тут же включилось воображение! Супергеройская маска получилась из отрезка тёмной ткани с прорезями для глаз. Костюм чудо-девочки сложился из маминой футболки и шляпы из пластикового листа.

Дети — невероятные фантазёры, из простых вещей они делают костюмы и могут вообразить себя кем угодно

Фотогалерея: оформление игровой среды

Как говорилось выше, игровая деятельность бурно развивается с использованием реальных предметов и бросового материала. Свои игры дети стараются максимально приблизить к действительности. Поэтому в оформлении игровой среды желательно использовать неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.

Обучающие возможности ролевых игр

Определение 1

Ролевая игра – это деятельность, в процессе которой участники принимают на себя определенную роль и в воображаемой ситуации действуют в соответствии с этой ролью. Сам игровой процесс состоит из моделирования группой людей определенной ситуации.

Ролевая игра может быть оценена в качестве самой точной модели общения, так как она предполагает подражание реальному миру в наиболее существенных его чертах. Также ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности к тому, что происходит.

Ролевые игры расширяют ассоциативную базу во время усвоения языкового материала. Необходимо помнить, что учебные пьесы строятся, как и театральные, то есть должна быть описана обстановка, характер действующих лиц, отношения между ними.

Ролевые игры формируют учебное сотрудничество и партнерство. Так как любое игровое действие предполагает охват определенной группы учащихся, которые должны находиться в слаженном взаимодействии, учитывать реакции друг друга и помогать друг другу

Распределяя роли, необходимо обращать внимание на языковые возможности учеников. Так, ученики со слабой подготовкой преодолевают робость и смущение, и постепенно смогут включиться в ролевую игру

Иными словами, ролевые игры имеют большие возможности в практическом, образовательном и воспитательном отношении.

Какие способности развивает малыш в сюжетно-ролевых играх?

В процессе игры ребенок приобретает определенный опыт и входит в роли взрослого мира. Вы можете наблюдать, как интерпретирует малыш внешний мир, мир взрослых. Ребенок проигрывает ситуации так, как он их видит и чувствует.  Так развивается его видение и понимание внешнего мира, а так же задач и ролей взрослых в повседневной жизни. Сюжетно-ролевые игры открывают безграничный простор для развития малыша по самым разнообразным аспектам. Именно в таких играх ребенок получает возможность многостороннего развития.

1. Умственное развитие

Сюжетно-ролевые игры – отличная площадка для умственного развития ребенка. Придумывание новых сюжетов и сценариев тренирует мышление и фантазию, помогает малышу генерировать новые идеи и показывать свое видение мира. Через сюжетно-ролевые игры помимо образного мышления тренируется так же логическое мышление. Например, играя в «Магазин», ребенок учится считать, а играя в «Школу» – писать. 

2. Физическое развитие

Часто ролевые игры связаны с определенной подвижностью. В игре развивается мелкая и крупная моторика ребенка и его общая физическая форма. Например, игры с мелкими предметами, которые необходимо переставлять, передвигать, заменять и т.д. отлично развивают мелкую моторику. А активные игры, например, в «Полицию», когда малышу приходится применять всю свою сноровку и скорость, чтобы «обезвредить преступника», прекрасно тренируют крупную моторику, т.е. навыки ребенка перемещаться в пространстве с одновременной концентрацией всех органов чувств, умение координировать свои движения.

3. Нравственное развитие

В ролевых играх могут присутствовать как злые, так и добрые герои. Нравственное развитие ребенка в ходе игры строится на понимании, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок усваивает модели поведения положительных героев и учится давать оценку чужому поведению. 

4. Эмоциональное развитие

В игре ребенок учится выражать свою точку зрения, свое видение мира. Эмоциональное развитие происходит благодаря играм в группе, когда ребенок усваивает принципы игры в группе, учится воспринимать чужое мнение и договариваться с другими детьми.

Требования к ролевой игре

К построению ролевых игр предъявляют ряд требований:

  • игра должна стимулировать мотивы учения, вызывать интерес и желание выполнить задание хорошо;
  • игру необходимо хорошо подготавливать с позиций содержания, формы и четкой организации;
  • ролевую игру должна принять вся группа учащихся;
  • игра проводится только доброжелательной творческой атмосфере, вызывая у учащихся чувство радости и удовлетворения. Чем более свободно себя чувствует ученик в ролевой игре, тес более инициативным он будет в общении;
  • игру организуют так, чтобы при активном речевом общении ученики могли максимально эффективно использовать речевой материал, подлежащий отработке;
  • учитель сам должен верить в эффективность ролевой игры, чтобы добиться хорошего результата ее применения;
  • большое значение имеет умение педагога устанавливать контакт с детьми. Благоприятная и доброжелательная атмосфера – важнейший фактор.

Учитель в игре обычно берет себе небольшую роль в начале, когда для школьников такой тип работы еще в новинку. В дальнейшем такая необходимость отпадает. Учитель только управляет процессом общения.

Ролевые игры предоставляют возможность активизировать учебный процесс. Ролевая игра является условным воспроизведением ее участниками реальных практических действий людей, создавая условия для реального общения. Эффективность обучения зависит от взрыва мотивации, повышенного интереса к предмету.

Ролевой игрой мотивируется речевая деятельность, то есть ученики попадают в ситуацию, когда актуализируется потребность что-то говорить, спрашивать, выяснять и доказывать. Иными словами, центр внимания партнеров в игре – содержание беседы, что представляет положительный фактор. Дети наглядно убеждаются в том, что иностранный язык может использоваться в качестве средства общения.

Ролевой игрой активизируется стремление детей контактировать между собой и с учителем, создаются условия равенства в речевом партнерстве, разрушается традиционный барьер между учителем и учениками.

Игра для робких и неуверенных в себе учащихся дает возможность говорить, преодолевая барьер неуверенности. В игре у каждого есть роль и каждый должен стать активным партнером в речевом общении. В игре школьники овладевают умением начинать беседу, поддерживать ее, прерывать собеседника в нужный момент, соглашаться с ним или опровергать его, целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и пр.

Можно сделать вывод, что ролевая игра оказывает положительное воздействие на процесс формирования познавательного интереса, способствуя осознанному освоению иностранного языка. Она помогает развивать самостоятельность детей, инициативность, воспитывает чувство коллективизма. Ученики в игровой деятельности работают активно и увлеченно, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей: учитель только направляет учебную деятельность.

Ролевая игра как средство развития коммуникативных умений

Общение в игре спонтанное, школьникам приходится вырабатывать такую модель поведения, которая предполагает формирование следующих коммуникативных умений:

  • готовность к сотрудничеству;
  • толерантность;
  • терпимость к чужому мнению;
  • умение вести диалог;
  • умение находить компромиссное решение.

В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни. Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях. Проигрывание ситуации несколько раз дает возможность школьникам поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести рефлексию деятельности.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

Анисимова Татьяна Ивановна (Кандидат педагогических наук, доцент)

Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; РОЛЕВАЯ ИГРА; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; PROFESSIONAL ACTIVITY; ROLE PLAY; EDUCATIONAL TECHNOLOGIES.

Аннотация: Важным моментом в современном образовании является внедрение новых активных образовательных технологий в учебный процесс бакалавров: мастер-классов, деловых и ролевых игр, интерактивных лекций, метода проектов. В работе рассмотрена ролевая игра как одна из наиболее распространенных форм активного обучения.

Современное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных самостоятельно творчески и критически мыслить; быть коммуникабельными, самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня. В связи с этим возникает необходимость внедрять в учебный процесс различные инновационные формы и методы обучения, например, ролевые игры.

Ролевая игра характеризуется тем, что ее участники (студенты) разыгрывают ситуацию, взятую из профессиональной деятельности. Игра отличается от других интерактивных методов тем, что позволяет участникам приобрести некоторый опыт реальной работы, при правильной организации стимулирует активное участие студентов и вовлекает в процесс даже наиболее пассивных.

При организации и проведении ролевой игры преподаватель должен обладать следующими качествами:
– коммуникабельность, заинтересованность в обсуждении точек зрения участников игры, готовность принимать неожиданные предложения и идеи;
– умение организовать и держать под контролем процесс игры, анализировать и корректировать ход обсуждения в группе;
– желание помогать обучающимся проявлять самостоятельность;
– умение создавать ситуации, побуждающие обучающихся активизировать усилия для решения поставленной задачи .

Рассмотрим применение данного интерактивного метода обучения в подготовке будущих учителей . Ролевая игра «Математика в жизни одного школьного дня», которая проводится со студентами в рамках освоения дисциплины «Математика и основы математической обработки информации» (МиОМОИ), позволяет им выступить в разных ролях:
– заместителя директора по учебной работе;
– учителей предметников (математика, литература, история, физкультура);
– классных руководителей.

В рамках ролевой игры студенты под руководством учителя и преподавателя «проигрывают» один день из школьной жизни. При этом студентам даются задания в соответствии с назначенной ролью:
1. «Классным руководителям» составить отчет по классу (успеваемость и посещаемость занятий учащихся, статистическая отчетность об учащихся класса и др.).
2. «Заместителю директора по учебной работе» обработать данные отчеты.
3. «Учителям предметникам» провести математический количественный и процентный подсчет успеваемости и качества знаний обучающихся, сравнить с прошлыми результатами, представить результаты в виде таблиц, диаграмм.
4. «Заместителю директора по учебной работе» внести изменения в расписание уроков на один день по заданным данным от «учителей-предметников».

После проведения игры в ходе совместной рефлексии участниками были сделан вывод, что ролевая игра помогает формировать у студентов следующие профессиональные навыки:
– формулировка и высказывание собственного мнения,
– анализ чужой точки зрения,
– самостоятельность в поиске вариантов решения поставленной задачи.

Суть и структура сюжетно-ролевой и деловой игры

Сюжетно-ролевые и деловые игры имеют социальную природу. Их суть заключается в искусственном погружении детей в условия, возможные в реальной жизни. Главное в проведении таких игр — дать возможность детям проявить инициативу, представить свою модель социальных отношений.

Младшие школьники уже имеют представление о том, как именно ведут себя взрослые в схожих ситуациях. Поэтому, несмотря на предлагаемую свободу действий, в большинстве случаев дети пытаются копировать их поведение. Задание организатора игры состоит в том, чтобы подталкивать ребят к поиску своих вариантов поведения, нестандартных решений возникающих проблем.  

Структура этого типа игры довольно противоречива. С одной стороны, в процессе игры ребенок должен чувствовать себя абсолютно свободно. С другой стороны, ход игры строго регламентируется:

  • определен круг ролей, которые должны играть школьники;
  • указаны условия и обстановка, в которой происходят воображаемые события;
  • описаны правила игры, которые необходимо выполнять;
  • существуют моральные и этические установки, которые обязаны использовать участники.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий