Занятия по ПДД в подготовительных группах детских садов

О важности тематического планирования

Невозможно добиться хоть сколько-нибудь значимого результата без комплексного подхода, лучший способ учесть многочисленные детали – подготовить добротный календарный план. В ДОУ он составляется на учебный год (с сентября по май включительно) и содержит весь спектр мероприятий (беседы, игры, викторины, экскурсии, работа с родителями…). Чем подробнее, тем лучше.

Удобны варианты, где каждый месяц посвящен широкой проблеме, каждая неделя предполагает изучение некой важной составляющей этой проблемы, и на каждый день запланировано подходящее мероприятие, призванное раскрыть определенный её аспект. Естественно, необходимо учитывать время года

Зимой актуально заострить внимание на запрете кататься с горы в сторону дороги, рассказать о светотражающих элементах, объяснить принцип увеличения тормозного пути авто на льду. Ближе к лету уместно систематизировать знания детей о правилах, касающихся управления велосипедом

Важно! Педагог должен сам знать, уважать и соблюдать ПДД, не допускать ошибок в терминологии, не пользоваться устаревшим материалом. В противном случае он может научить детей неправильным, опасным действиям, либо спровоцировать пренебрежительное отношение к нормам безопасности

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята я хочу вам расскажу про одно происшествие, которое произошло у нас в городе Старый Оскол (как будто бы читает это в газете)

(статья) По вине двух мальчиков-учеников первого класса чуть не произошло ДТП. Водитель машины едва успел затормозить перед выезжавшими на проезжую часть санками, на которых катились два мальчика. После опроса испуганных ребят выяснилось, что они решили прокатиться с горки и даже не подумали о том, что рядом дорога. А в последствии выяснилось, что мальчики вообще не знают правил дорожного движения.

Воспитатель: ребята что вы думаете об этом случае?

Дети: (удивленно возмущаются) Так нельзя! Они нарушили правила! Их могла сбить машина! Надо им помочь!

Воспитатель: А вы знаете правила дорожного движения?

Дети: (хором) конечно!

Воспитатель: сейчас мы это проверим, играя (игра «Доскажи словечко»правила игры такие: нужно подобрать нужную рифму к стихотворению.

Заучи закон простой,

Красный свет зажёгся – … (стой)

Жёлтый скажет пешеходу

Приготовиться к … (переходу)

А зелёный впереди

Говорит он всем – … (иди)

Воспитатель: да, вы действительно знаете правила дорожного движения, так как же мы поможем ребятам?

Дети: (обсуждают и принимают решение) Надо обучить их правилам дорожного движения, чтобы они их больше никогда не нарушали.

Воспитатель: Но как нам это сделать?

Дети: (обсуждают)первый -Давайте пригласим их к нам в гости в детский сад!

Второй -Но мы не знаем где они живут?

Воспитатель: Что же делать?

Дети: А давайте мы позвоним в редакцию газеты и попросим дать номер телефона мальчиков. Потом позвоним им и пригласим.

Воспитатель: перед тем как это сделать предлагаю размяться!

Физминутка «Пешеходы»

Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте).

Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)

Пешеход, ты погоди (Руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка)

Приглашает нас идти (Шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)

Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)

Воспитатель: вот теперь будем звонить в редакцию газеты (берет телефон и начинает как будто бы звонить в редакцию газеты)

Голос в телефоне: Вас приветствует редакция газеты «Добрая дорога детства». Чем мы можем вам помочь?

Воспитатель: (сообщает о прочитанной в газете статье и просит дать номер телефона мальчишек.)

Голос в телефоне: Мы рады, что вы такие отзывчивые и внимательные (диктует номер телефона)

Воспитатель: (благодарит их) Ну вот ребята, теперь мы можем позвонить мальчикам и позвать их в гости по нашему адресу. Вы же знаете адрес нашего детского сада?

Дети: (хором)город Старый Оскол, м-н приборостроитель, д. 8

Воспитатель: Молодцы!

Дети: Да это все правильно, но как же они к нам будут добираться, ведь по пути к детскому саду надо соблюдать правила дорожного движения, а они их совсем не знают.

Воспитатель: (задумался)

Дети: А давайте расскажем как мы ходим каждый день в детский сад и соблюдаем правила дорожного движения.

Воспитатель: Хорошо тогда мы наверное будем составлять рассказы. Я ваши рассказы буду записывать на диктофон, а потом отправлю мальчикам по голосовому сообщению. Они их прослушают и поймут как нужно добраться до детского сада, не нарушая правил дорожного движения. Итак с чего начнем составлять рассказ?

Дети: нужно придумать план!

Воспитатель: Это правильно! А еще что нужно сделать перед составлением плана?

Дети: придумать название рассказа!

Воспитатель: Правильно! Как бы вы хотели назвать рассказ?

Дети: (совещаются) «Дорога в детский сад», «Приключения по дороге в детский сад». «Безопасная дорога в детский сад»

Воспитатель: теперь переходим к составлению плана.

Дети: (Думают, предлагает один из них) Можно план нарисовать!

Воспитатель: (спрашивает мнение детей, дети согласны, они все вместе садятся за столы и начинают рисовать план-схему для составления рассказа)

воспитатель: Кто готов рассказать рассказ по своей схеме?

Дети: (нарисовали план, заслушиваются рассказы нескольких детей, воспитатель записывает их на диктофон и звонит мальчикам)

Голос мальчика в телефоне: (выслушав все рассказы и предложение посетить детский сад) Большое Вам спасибо! Мы обязательно к вам прийдем и вы нам подробно расскажете и покажите какие знаки дорожного движения бывают и зачем они нужны! Нам очень стыдно, но больше это не повториться!

Варианты тем для занятий

Исходя из задач обучения ПДД, педагог формулирует темы занятий. Можно выделить следующие блоки:

  • «Улицы моего города», «Дети и дорога», «Зебра», «Путешествие в страну Светофорию».
  • «Безопасная дорога к дому», «Мы — пешеходы».
  • «Дорожные знаки» («Знаки-помощники», «Дорожная азбука»).
  • «Все профессии важны: инспектор ГИБДД».
  • «Такие нужные фликеры», «Стань заметным на дороге», «Как вести себя в общественном транспорте», «Я — пассажир».

Таблица: фрагменты конспектов занятий по ПДД в подготовительной группе

Автор и название занятияХод занятия
Королькова Н.Д. «Путешествие в страну Светофорию»Воспитатель предлагает дошкольникам совершить увлекательное путешествие в страну Светофорию, чтобы показать там свои знания, а по дороге узнать много полезных вещей. А чтобы узнать, кто правит этим государством, нужно отгадать загадку:

Жители Светофории — транспортные средства. Предлагаются загадки про них (по ходу отгадывания выставляются картинки):

  • Для этого коня еда — Бензин, и масло, и вода. На лугу он не пасётся, По дороге он несётся. (Автомобиль)
  • Дом по улице идёт, На работу всех везёт. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус)
  • Этот конь не ест овса, Вместо ног два колёса, Сядь верхом и мчись на нём. Только лучше правь рулём. (Велосипед)
  • Что за птица песен не поёт, гнёзд не вьёт, людей и груз везёт? (Самолёт)
  • Две дорожки так узки, две дорожки так близки, И бегут по тем дорожкам домики на круглых ножках. (Трамвай)

Педагог предлагает поехать в Светофорию на автобусе, повторяет с детьми нормы поведения в транспорте. Проводится физкультминутка.

Завели мотор (круговые движения руками), Едем, едем, едем, едем. Очень длинный этот путь (крутят руль). Скоро, скоро мы доедем (наклоняются, имитируя поворот), Там мы сможем отдохнуть.

Ребята приехали в вымышленную страну Светофорию. Воспитатель повторяет с ними правила дорожного движения, беседует по вопросам: где должны идти пешеходы, с какой стороны тротуара, где едут машины, можно ли играть на проезжей части, в каком месте следует переходить дорогу, на какое животное похож пешеходный переход и почему. Обсуждается вопрос, как перейти дорогу, если нет светофора.Проводится игра «Кто внимательный?». Педагог показывает карточки с цветами светофора, а дети выполняют определённые движения: красный — поднять руки вверх, жёлтый — сложить их вместе, зелёный — вытянуть руки вперёд.Появляется постовой — инспектор ГИБДД (демонстрируется картинка). Ребята рассматривают форму постового и его жезл. Педагог читает стихотворение:

Здесь на посту в любое времяДежурит ловкий постовой,Он управляет сразу всеми,Кто перед ним на мостовой.Никто на свете так не можетОдним движением рукиОстановить поток прохожихИ пропустить грузовики.

Путешествие подошло к концу. Дети едут обратно домой.

Буханенкова О.О. «Засветись» в темноте и стань заметным на дороге»

Занятие начинается с загадки про фликер:

  • Запев: На улице дождик, на улице слякоть, а нам всё равно. Мы всё равно вместе, мы всё равно учим ПДД. Маленькая девочка маленькому мальчику задаёт вопрос, Что такое фликер, что такое знаки, что такое пе-ше-ход.
  • Припев: Ты правила учишь? – Ага. Ты фликеры носишь? – Ага. Так будем мы вместе, Так будем мы рядом с тобою всегда.
Цит. по: http://kladraz.ru/blogs/blog19678/-zasvetis-v-temnote-i-stan-zametnym-na-doroge.html
Вавакина И.Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»В начале занятия ребята вспоминают известные им правила дорожного движения, признаются, соблюдают ли они их вместе с родителями.Воспитатель предлагает дошкольникам прослушать интересный рассказ Н. Носова «Автомобиль» о двух друзьях, которые поступили необдуманно, и этот поступок едва не привёл их к несчастью.Проводится физкультминутка:

Чтение рассказа.Беседа по содержанию:

  • понравился ли ребятам рассказ;
  • кто его главные герои;
  • почему они решили покататься на автомобиле;
  • какие ошибки Мишка допустил при описании составных элементов машины;
  • правда ли он такой специалист, каким хотел представить себя другу;
  • как можно оценить поступок героев;
  • что могло бы с ними случиться.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-oznakomleniyu-detei-s-hudozhestvenoi-literaturoi.html

Досуг на тему правил дорожного движения

Любые развлечения, творческие занятия, игры на свежем воздухе, в группе или в спортзале, чтение, прогулка – всюду найдется возможность упомянуть о дорожной безопасности. Например, создавая светофор своими руками, ребенок, скорее всего, прочно запомнит расположение его цветов

Педагогу важно «нарастить» конкретную информацию: как быть пешеходу, когда «зеленый» вдруг замигал? Чем отличается светофор для машин от пешеходного? Полезны активные игры на внимательность и ориентацию в пространстве: дошкольник должен накрепко запомнить, где лево и право

Обратите внимание! Любое из перечисленных занятий может усилить появление действующего сотрудника Госавтоинспекции. Проведение занятий в ДОУ – одна из форм профилактической работы инспекторов

Стоит наладить с ними взаимодействие, в том числе приглашать на родительские собрания.

Чтобы досуг прошел интересно и полезно, нужно готовиться заранее

Нужно позаботиться о наличии методических и наглядных материалов, комплектов дорожных знаков, лэпбуков, сценариев открытых уроков и пр. Лучше всего, если воспитатель найдет время самостоятельно изучить отдельные главы ПДДРФ, тогда он не повторит досадных ошибок из сценариев, распространенных в интернете. Ниже приведены несколько примеров.

Учить ПДД в движении – весело

Физминутка – короткая активность, «перебивка», которая позволяет детям отдохнуть, переключиться с одного занятия на другое. Она также важный элемент НОД (непосредственной образовательной деятельности), занимает место между изучением нового материала и его закреплением. Обычно воспитатель зачитывает небольшое стихотворение на тему ПДД, сопровождая его подходящими по смыслу движениями, которые дети повторяют. Целесообразно давать детям и пальчиковую гимнастику.

Спортивные развлечения очень нравятся подвижным малышам. Они одинаково хорошо проводятся и в спортзале, и на улице. Даже на пустой площадке можно продумать небольшую трассу, которую дети смогут пробежать или проехать. Но гораздо удобнее, если у детского сада есть площадка, размеченная под автогородок, несколько самокатов или велосипедов, или крупные машинки.

Уголок

Творчество

Лепка, рисование, моделирование – любая творческая работа может быть посвящена дорожной безопасности. Заранее нужно выбрать предмет или создать образец и подготовить подходящие материалы: акварель или пальчиковые краски, соленое тесто или пластилин. Изобразить можно светофор, инспектора за работой, улицу, дорожный знак, автобус – такой процесс легко можно насытить полезной информацией, которую дети хорошо запомнят, так как будут использовать различные органы чувств.

Эффективные виды занятий

Для обучения дошкольников «дорожной грамоте» в ДОУ с успехом используют следующие разновидности занятий:

  • беседы;
  • открытые занятия;
  • разнообразный досуг на тему ПДД.

Дорожные знаки

Беседы о дорожной безопасности

В подготовительных группах плодотворно проходят беседы по тематике ПДД. Дети учатся делать выводы, исходя из собственного опыта, выражать свою позицию, подбирая аргументы, а значит, вспоминая то, чему он уже научился на занятиях. Беседа в целом подталкивает его лексическое, коммуникативное развитие. В то же время она требует минимум подготовки. В 25 минут должно уместиться:

  • Вступление от педагога, которое привлечет детей и настроит их на конкретную тему.
  • Основная часть, где рассуждения детей должны составлять около трех четвертей всего времени.
  • Формулирование выводов, которые под руководством воспитателя делают сами дети.

Формальным поводом для беседы может быть любое, даже вымышленное событие. Например, воспитатель якобы видел, как мальчик неправильно перешел дорогу и его чуть не задавили.

Обратите внимание! Удобно проводить беседу после просмотра подходящего по смыслу мультфильма или чтения рассказа. Можно обсуждать рисунок или смоделировать ситуацию из игрушечных машинок и кукол, и т

д.

Открытые занятия в подготовительной группе

Это событие для дошкольников, почти праздник. Оно может включать активные тематические игры, просмотр мультфильмов, элементы представления, квеста, викторины, беседы с настоящим автоинспектором и пр. Цель – добиться максимальной наглядности, вовлечь детей в события и помочь полному запоминанию важных правил. Неплохо начинать открытое занятие с появления любимых детьми сказочных персонажей, которым по сюжету нужна помощь в освоении ПДД.

Прогулка

На такие мероприятия в качестве пассивных зрителей нередко приглашают малышей из средней и старшей группы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий