Тематика занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей младших групп ДОУ
Работа по ознакомлению с окружающим миром легче планируется, если ее разделить на разделы и тематические группы. В эти группы будут входить набор заданий, упражнений и игр.
Разделы, которые изучают дети во второй младшей группе, делятся на предметное окружение и окружающие явления.
- Одежда.
- Мебель.
- Транспорт.
- Техника (бытовая техника для дома, радио, телефон, и прочие).
- Урожай (овощи и фрукты).
- Материалы (эту тему можно поделить на ткани, дерево, песок, глина и другие).
Раздел «Окружающие явления» делится на такие темы, как:
- Семья (изучение имен, состава семьи).
- Работа (знакомство с работой папы или мамы, сущность и значение работы).
- Воспитание (представление о таких понятиях, как вежливость, уважение).
- Здоровье (в этой теме можно рассказать, как правильно мерить температуру градусником, зачем осматривают горло, почему нужно мыть руки перед едой).
- Чистый дом (знакомство с уборкой: зачем пылесосить, протирать пыль, стирать, мыть посуду и гладить).
- Мой город (дать представление о деревнях и селах, о многоэтажных и одноэтажных домах).
- Космос (изучение планет, звезд).
Некоторые занятия можно приурочить к значимым датам и событиям: Дню космонавтики, Дню матери, Дню рождения писателя или художника, Дню России. Также интересно устраивать сезонные праздники: осень золотая, весна идет, забавы для зимы и зеленое лето.
Все эти темы не только развивают ребенка, но удовлетворяют его потребность в исследовании окружающего мира, коммуникациях и изучении окружающих предметов. В отличие от современных мультфильмов, где можно найти ответы на любые интересующие ребенка вопросы, живое занятие позволяет подключать различные отделы мозга и формировать новые нейронные связи, необходимые для обогащения знаний об окружающем мире.
Обратите внимание! Важным моментом считается наглядность и осязаемость изучаемой темы. Для темы здоровья можно использовать игрушечные градусники, для мебели картонные стульчики, для посуды пластиковые тарелочки а для материалов кусочки тканей и бруски из дерева)
Также для темы семьи можно попросить детей принести семейные фотографии.
Во второй младшей группе у детей идет активное становление речи и накопление словарного запаса
Важность ознакомления с окружающим миром обусловлена этими возрастными особенностями. Интересные, яркие и запоминающиеся занятия по ознакомлению с окружающим миром станут основой для общего интеллектуального развития ребенка в дальнейшем
Конспект примерного занятия по ознакомлению с окружающим миром в младших группах ДОУ
Занятие по теме «Семья»
Цель: формировать представления о семье, воспитывать интерес к именам.
Дополнительный материал: семейная фотография, клей и одноразовые тарелочки по количеству детей в группе.
Виды памяти у детей дошкольного возраста
Мотивационная часть: Загадки про семью, или беседа о том, кто является частью семьи у детей (мама, папа, брат, сестра, бабушки, и другие). Воспитатель наводящими вопросами вовлекает в занятие всех детей
Важно каждому ребенку дать слово или оформить небольшой стенд с фотографиями, с которыми смогут познакомиться ребята из группы
Содержательная часть: Вместо воспитателя задавать вопросы может сказочный персонаж: мягкая игрушка, или кукла. Ставится проблемная ситуация, или зачитывается рассказ о том, что вся семья персонажа собралась за большим столом на ужин и только одно место осталось не занятым. Задается вопрос, почему отсутствует член семьи, кто может отсутствовать, по каким причинам. Далее переход к семьям детей. Разговор о том, что такое семья и какие традиции, кроме вечернего ужина, есть у семьи.
;Обратите внимание! В этой части занятия можно использовать пальчиковую гимнастику (как мама готовила кашку, как папа работал, как бабушка вязала, как братик катал машинку, и так далее). Пальчиковую гимнастику можно разбавить общими физическими упражнениями и таким образом заменить физминутку
В процессе занятия проговорить детям о чувствах, которые испытывают другие члены семьи, когда кого-то нет дома. Обязательно заключение. У сказочного персонажа кто-то должен вернуться на пустое место, чтобы наглядно показать весь состав семьи.
Рефлексия: После рассказа можно создать рамочку для фотографии. Дети приклеивают фото на тарелочку и могут дома поставить рамку на видное место и поделиться впечатлениями от проведенного занятия. В конце дети рассказывают о своих чувствах и отвечают на вопросы о том, что они запомнили, что такое семья, какие эмоции они испытывали, когда персонажу не хватало одного из членов семьи, каким радостным стал день, когда вся семья оказалась в сборе.
Нормативы и рекомендации ФГОС по организации НОД
Для реализации непосредственно образовательной деятельности Федеральный Государственный образовательный стандарт диктует несколько рекомендаций и нормативов. Нормативная правовая база должна включать в себя следующие документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольному учреждению;
- Федеральный закон «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Дошкольники получают новую информацию об окружающем мире
На основании этих документов составляются все рабочие программы и планы, а также строится все содержание образовательной деятельности.
Среди рекомендаций выделяют этапы реализации НОД:
- Мотивационный этап (создание интереса и мотивации).
- Содержательный этап (индивидуальное или групповое обучение и воспитание).
- Заключительный этап (рефлексия).
Для успешного воспитательного процесса во ФГОС прописаны принципы организации НОД (здоровьесбережение, ориентированно-личностное и развивающее обучение, заинтересованности и другие). А также требования СанПиН, тематические, дидактические и организационные требования.
Обратите внимание! Среди организационных требований выделяют структуру, время и продолжительность, а также условия и материально- техническое оснащение для проведения занятий
Структура занятия
Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе проводится 1 раз в две недели. Один урок включает в себя несколько этапов:
- Вступительная часть, мотивация. Продолжительность 1-2 минуты. В этой части используются познавательные загадки, короткие стихи, вопросы и сказки. Также воспитатель в этой части должен наладить контакт с группой, чтобы все дети были включены в познавательную деятельность.
- Основная часть. Длится около 10-12 минут. На данном этапе дети узнают новое, воспроизводят и закрепляют полученную информацию.
- Заключительная часть. Продолжительность около 1,5минут. Ведется рефлексия, подводятся итоги.
Важно! Для младшей возрастной группы необходимо подбирать формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям детей. Это должна быть сменяющаяся деятельность, отсутствие многочисленных вопросов, наличие дидактического и наглядного материала
Наличие дидактического и наглядного материала
Временные нормативы проведения занятия
Во второй младшей группе дети еще не умеют надолго сосредотачиваться на предлагаемом материале. По возрастным нормам одно занятие должно составлять не более 15 минут. Недельная нагрузка составляет 11 занятий, то есть одно—два коротких упражнения в день. Занятие с повышенной интеллектуальной активностью следует проводить в первой половине дня и в дни наиболее высокой познавательной активности. Также рекомендуется в середине занятия проводить физминутки, или музыкальные паузы, что делает развитие бережным и не допускает переутомления.
Ход занятия.
(Групповая комната оформлена декорациями леса)
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: Вот сегодня я хотела бы вас пригласить в путешествие в сказочный
лес. Как вы думаете, ребятки, на чем мы можем поехать.
Дети: На машине, автобусе, полететь на самолете.
Воспитатель: То, что вы назвали, как можно назвать одним словом.
Дети: Это транспорт.
Воспитатель: В наше путешествие я предлагаю отправиться на поезде, становимся
друг за другом.
(Исполняется песенка «Поезд». Дети имитируют два поезда).
Воспитатель: Вот мы и приехали. Выходите. Перед нами, ребятки, красивый лес,
полон сказок и чудес. Давайте сядем на полянке, (дети садятся на
стульчики, и полюбуемся природой (включается аудиозапись «Шум леса»).
Игра «Веселый язычок» (звуки «А-У»).
Игра «Эхо».
Воспитатель: Вот по лесу мы идем и грибок сейчас найдем (находят гриб).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Дидактическая игра «Что бывает таким?»
Воспитатель: Ребятки, посмотрите и птички-невелички прилетели, радуются нам, распевают, напевно свои песенки.
«Песенки – загадки»
(Снимают с дерева 3 кружочка разного цвета)
Воспитатель: В нашем лесу живут животные, а какие по загадкам вы должны
отгадать (показывает поочередно кружки, дети отгадывают).
Воспитатель: Как называют животных живущих в лесу.
Дети: Их называют дикими животными.
Воспитатель: А почему?
Дети: Они сами добывают себе пищу, заботятся о себе.
Воспитатель: Дети вспомните животных, которые живут дома?
Дети: Их называют домашними, потому что тони живут рядом с человеком и
он о них заботится.
Воспитатель: Молодцы!
(Воспитатель подходит к домику и стучится).
Воспитатель: ой, ребятки, никто не отзывается. Кто же там интерес но живет?.
Тихонечко зайдем.
(Внутри домика стоит мольберт, на котором расположены 3 коричневых
кружка, разной величины).
Воспитатель: Дети, вы догадались кто здесь живет?
Дети: Это 3 медведя из сказки.
Воспитатель: как зовут этих медведей
(Поочередно указывает на кружочки и дети называют медведей).
Воспитатель: Перед нами комната, давайте присядем за столы, а я вам напомню
эту сказку.
Как же называется эта сказка?
Дети: Три медведя.
(Воспитатель рассказывает первую часть сказки, дети по ходу рассказывают,
поднимая при этом нужные кружочки).
Подвижная игра «У медведя во бору».
Воспитатель: ребятки, я вас приглашаю во вторую комнату, где живут медведи.
(Дети садятся за столы).
Воспитатель: Ребятки, у меня есть красивые чашки, тарелочки, как их можно
назвать одним словом.
Дети: Посуда.
Воспитатель: Правильно. Ребятки, я думаю пока наши медведи не вернулись,
давайте мы приготовим для них вкусную кашу.
Аппликация «Угостим мишек».
(В конце аппликации дети называют по величине тарелки, и для кого
приготовлена каша).
Воспитатель: Молодцы! Вот обрадуются медведи, придя из леса, а у них на столе и
каша готова. Пока медведи гуляют по лесу и нам надо возвращаться в
детский сад, игрушки наверное нас заждались.
(По дорожке дети уходят).
Литература:
1. Венгер Л. А. «Показательные занятия по программе «Развитие» для детей II
младшей группы»\ Методическое пособие.
2. Венгер Л. А., Пимогина Э. Г. Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры
ребенка»\ М. «Просвещение», 1988 г.
Ход НОД 1. Организационный момент. Игровой момент.
– Ребята к нам в гости пришла кукла Алёна. Она приехала из города Москва. И хочет, чтобы мы рассказали ей о нашем городе.
2. Рассказ о городе.
– В каком городе мы живём (хоровые ответы и индивидуальные). Правильно, в городе Волхове.
– На какой реке стоит наш город?
– Какие дома у нас в городе? (высокие) Их много? Правильно, много.
– А что еще есть в нашем городе? (улицы, магазины, дороги, машины и т. д.)
– На какой улице вы живёте?
– Ребята, кукла Алёна хочет узнать, какие у нас в городе есть интересные места. Где ей можно погулять? Я буду показывать красивые фотографии нашего города, а вы будете рассказывать.
1фото. Это наш город. Он красивый. Здесь много высоких домов.
2 фото. На улицах много деревьев.
3 фото. В городе много дорог. По ним ездят автобусы, автомобили. Много магазинов.
4 фото. Это – река Волхов. Здесь очень красиво.
5 фото. Можно погулять в парке. Покидать камни в воду.
6 фото. В парке можно покататься на горках.
8 фото. В парке можно с папой позаниматься на тренажерах.
9 фото.
10 фото. В кинотеатре «Джалиль» можно посмотреть интересные мультики, кино.
11 фото. Любим ходить в музей «Графтио»,
3. Музыкальная игра «Поехали» (Е. Железнова)
– А сейчас, давайте отправимся в путешествие по нашему городу на автобусе. Вы согласны? Поехали.
(Дети садятся на стульчики, составленные в виде автобуса).
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
И в окошечко глядим
Все глядим!
Глядим назад, глядим вперед
Вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везет
Не везет?
Колеса закружились
Вот так, вот так
Вперед мы покатились
Вот так вот!
А щетки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясет
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем все вперед
Вот так вот!
4. Закрепление с детьми ПДД.
а) – Ребята, давайте поможем Копатычу перейти через дорогу. (На доске передвижные картинки с улицей города).
– Как вы думаете, ему можно перейти дорогу в этом месте.
– А почему нельзя? (Здесь нет пешеходного перехода).
Воспитатель изменяет картинку.
– А что сейчас изменилось? (Появился пешеходный переход и светофор).
– На какой сигнал светофора можно Копатычу перейти дорогу? А на какой нельзя?
б) – Я предлагаю дальше путешествовать по городу пешком. Принимаете мое предложение?
– Тогда в путь!
– Посмотрите, перед нами дорога. Как перейти на другую сторону?
– Рядом с нашим пешеходным переходом светофор.
Воспитатель флажками трех цветов светофора регулирует движение.
– Что значит этот сигнал? (вопрос на каждый сигнал)
Дети переходят дорогу по пешеходному переходу на сигнал зеленого флажка и садятся на стульчики.
5. Физминутка «Строим дом».
– А давайте сейчас мы все станем строителями и будем строить свой дом.
Дом большой построю я.
(Показать крышу)
Будет рада вся семья.
(Руки вперед)
Кухня, ванна, коридор.
(Загибают пальчики.)
А вокруг большой забор.
(Руки в стороны)
Развалился домик мой
(Шлепки по коленям)
Что же делать ой -ой –ой.
(ладошками держим щёчки) .
Будем строить новый дом,
(показываем крышу)
Чтоб уютно было в нём.
(Развести руки)
6.Итог:
Методические приемы педагога
Во время занятий по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе используются следующие приемы:
- Вербальные (рассказ, беседа, диалоги, чтение).
- Демонстрационные (показ иллюстраций, видеороликов, презентаций, изучение натуральных объектов и гербариев, экскурсии).
- Практические (опыты, игра, совершение каких-либо действий с предметами и материалами).
Работа по ознакомлению с окружающим миром
Игра занимает приоритетное место в методах работы педагога. Именно через игру ребенок получает эмоциональный опыт и быстрее запоминает. Сюжетные игры по мотивам сказок, игры в ферму и зоопарк с домашними и дикими животными, изучение времен года с куклами дает возможность ребенку не только изучать новое, но и закреплять полученные знания.
Например, предложив ребенку игру «Кто что ест», можно познакомиться с дикими и домашними животными, изучить лесных зверей, насекомых и птиц, узнать, что такое съедобные и несъедобные растения и грибы, определить, на каких растениях растут плоды для корма разным животным.
Занятие по рисованию на тему «Красивая птичка» в средних группах
Игры могут быть сюжетно- ролевыми, двигательными, творческими, трудовыми и дидактическими играми природоведческого характера. Каждое занятие может превратиться в маленькое путешествие и доставить ребенку удовольствие от изучения нового.
Обратите внимание! Все занятия в детском саду проводятся соответственно требованиям ФГОС
Ход НОД
1. Организационный момент. Дети входят, встают стайкой.
2. Сюрпризный момент. Здравствуйте, дети. К нам пришла кукла Маша. Давайте познакомимся. Я кукла Маша, а тебя как звать?
3. Основная часть.
Посмотрите какая кукла нарядная, красивая.
Маша пойдёт на день рождение. Ей хочется нарядную ленточку. Маша думает, из чего же ей эту ленточку сделать? Ответы детей
Воспитатель вытаскивает бумажную ленточку.
Маше очень понравилась красная ленточка.Маша говорит: Сделайте мне, пожалуйста, бантик из бумаги. Как вы думаете, получится у нас бантик из бумаги? Ответы детей. Почему? Интересно! Давайте, посмотрим. Присядьте.
4. Опыт 1. Раздать детям бумажные ленточки по две штуки на каждого ребёнка. Потрогайте ленточки. Какая бумага на ощупь? (гладкая, шершавая, мягкая).
Бумага разная на ощупь: гладкая, шершавая, мягкая.
Эти свойства бумаги я обозначу символами.
Какая бумага по цвету? (Разноцветная)
Сейчас мы поиграем. Нужно поднять ленточку того цвета, который я назову.
5. Д/игра «Покажи правильно» поднимите бумагу красного цвета, жёлтого, синего, зелёного.
Это свойство бумаги я обозначу символом на доске.
Ленточка замаралась. Что делать? (Постирать)
Как вы думаете, а что будет, если ленточку опустить в воду? (Намокнет).
Пойдёмте, посмотрим.
6. Опыт 3. Работа у стола.Оборудование: емкость с водой, ленточки.
Опустите ленточки в водичку. Что происходит? Бумага намокла.
Попробуйте взять ленточки в руки. Что произошло?
Вывод: бумага размокла и порвалась. Бумага боится воды.
Дети, давайте покажем кукле Маше, как мы справляемся со стиркой платочков.
7. Физкультминутка
Я платочек постираю,
В кулачках его потру,
А потом прополоскаю,
Крепко-крепко отожму.
Я встряхну платочек ловко,
Чтобы высох быстро –
Прищеплю его к веревке.
Как вы думаете, бумага может летать? Полосочку держите. Подуйте. Какая бумага: лёгкая или тяжёлая?
А ещё бумагу можно мять. Сожмите её, сделайте шарик. На что похоже (На цветок) Мы из этих шариков сделаем подарок, с которым Маша пойдёт на день рождение?
Дети садятся.
8. Продуктивная деятельность. Коллективная работа.
У нас есть ваза и стебелёчки. Сделаем цветочки? Намазываем клеем, крепко прижимаем. Красивые цветочки у нас получились! Подарок сделали, а бантик не завязали.
Получится завязать бантик из бумаги? Завязываем бантик. Что случилось? Порвалась бумага. Бумага рвётся. Не получается завязать бантик из бумажной ленточки. Машеньке так хотелось прийти красивой на день рождение.
Воспитатель показывает детям ленточку из ткани.
Попробуйте на прочность, что это? Потяните. Рвётся она? Прочная ленточка, потому что сделана из ткани. Из такой ткани нам шьют одежду. Давайте, мы Маше теперь завяжем бантик, который не рвётся. Маше бантик нравится. Какая Маша красивая пойдёт на день рождения, с цветами. Какие мы молодцы!
7. Итог. Давайте, вспомним что мы узнали про бумагу (Дети подходят к доске и по условным обозначениям проговаривают, что узнали про бумагу.)