Какие цели преследуют задачи для подготовительной группы по математике
Основная цель решения заданий по математике — формирование положительного отношения к школе, а также стремление к выполнению определенных задач.
Дети в детском саду
Задания по математике в подготовительной группе преследующие различные задачи.
Образовательные:
- закрепление способностей называть числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого числа в ряду;
- закрепление умений составлять задачи и записывать их решение;
- формирование способностей выделять условие и вопрос;
- формирование знаний о ряде чисел, о предыдущем и последующем;
- формирование навыков количественного и порядкового счета;
- при решении заданий формирование умений выбора правильного арифметического действия;
- формирование умений решения в одно действие на сложение, вычитание, а также умений пользоваться знаками «=», «+», «-».
Развивающие:
- развитие сообразительности, внимательности, логического мышления и памяти;
- формирование мыслительного процесса;
- развитие речи;
- формирование умений высказывать свои мысли;
- развитие творческих навыков и воображения.
Воспитательные:
- развитие интереса к математике;
- формирование умений решать все самостоятельно;
- формирование стремлений к оказанию помощи другим.
Ход занятия
– Ребята, любите ли вы встречать гостей? Как вы готовитесь к их приходу? Что делаете? (Ответы детей)
– Да, сначала нужно гостей пригласить. А как? Мы с вами сейчас приготовим пригласительные открытки. Пройдите на свои места. У вас на столах лежат листочки. Сложите их пополам, чтобы получилась открытка и соедините точки на открытке так, чтобы получился предмет. (Дети выполняют работу цветными фломастерами)Индивидуальные вопросы по ходу выполнения задания: Какой предмет у тебя получился? Из каких геометрических фигур? (4-5 ответов детей)
– Сейчас я соберу ваши открытки-приглашения. Никита, иди, опусти открытки в почтовый ящик. А мы подготовимся к приходу гостей, украсим группу.
– Какое время года сейчас? (Осень). Да, за окошком осень, но очень хочется, чтобы вокруг было ярко и солнечно. Поэтому я принесла осенние цветы. Догадались, какие? Да, астры и гладиолусы. (Цветы лежат на подносе).
– Давайте на верхнюю полоску прикрепим 6 астр. (Один ребенок выполняет задание у доски, дети проверяют правильность выполнения.Вопросы: Сколько астр ты поставил?Вопросы к детям: Почему Дима поставил 6 астр? Сколько Дима поставила астр).
– У меня есть еще одна астра. Если я к 6 добавлю еще 1 астру, сколько получится? (7)
– Ребята, а эти цветы как называются? (Гладиолусы) Поставьте на нижнюю полоску столько гладиолусов, сколько астр. Иди, Катя, расставляй и считай вслух. Сколько ты поставила гладиолусов(7)
– Ребята, правильно ли Катя выполнила задание? Почему вы так думаете?
– У меня есть еще 1гладиолус. Если я к 7 прибавлю 1гладиолус, сколько получится? (8) Как получилось число 8? (Мы к 7 прибавили1)
– Что больше, 7 или 8? На сколько больше? (на1)
– Как по-другому можно получить число 8 (Из цветов двух видов)
(Можно взять 7 астр и 1гладиолус, 6 астр и 2 гладиолуса и т. д.)
– А теперь давайте посмотрим в окно: не идут ли гости.
Гимнастика для глаз «Далеко – близко, высоко – низко»
Даю задание: Посмотрите за веранду. Посмотрите на солнышко на окошке. Посмотрите на дорожку. И снова на солнышко. На божью коровку на окошке. И снова вдаль… А теперь зажмурьтесь, откройте глаза, поморгайте.
– Не идут гости? Тогда у нас есть время сделать гостям подарки.Дети возвращаются к столам и выполняют задание: Составьте число 8 из игрушек двух видов на своих тарелочках.
(Индивидуальные вопросы к детям: Как у тебя получилось число 8? «Чтобы получить число 8, я взял 3 утки и 5 мышек» и т. д.) Спросить 4-5 детей.
– Какие же вы молодцы! Вы правильно составили число 8. (Показ цифры 8).
К этой цифре ты привык,
Это цифра-снеговик.
Лишь зима сменяет осень,
Дети лепят цифру 8.
Только к цифре ты, дружок,
Третий не лепи кружок.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз, два – встать пора,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – всем присесть,
Семь, восемь – встать мы просим.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
– Молодцы, ребята. Вы были очень внимательны и правильно сделали все упражнения физкультминутки. Поднимите руки те, кто может сосчитать от 1 до 10? (Слушаем 2 детей). А в обратном порядке от 10 до 1кто может считать? Давайте посчитаем все вместе.А теперь я вам считать буду: 1, 2, 3 (открываю ширму, а там игрушки). А вот и гости пришли! Идите сюда, встречайте! Какие игрушки красивые, нарядные! Здравствуйте! Как мы вам рады! Ребята, берите игрушки, и я всех вас приглашаю потанцевать. Но как только музыка прекратится, нужно сразу остановиться. И рассказать, кто или что находится слева, справа, сзади и спереди вас.
(Игра проводится 3-4 раза)
– Ох, натанцевались мы! Давайте отдохнем и вспомним, как мы готовились к приходу гостей. (Дети рассказывают) Мы соединяли точки, чтобы получился предмет, считали до 10 и обратно,научились составлять число 8 из игрушек двух видов: к 6 прибавляли 2, к 5 прибавляли 3, к 4 – 4 и т. д. Очень хорошо ориентировались в пространстве. А теперь гостей нужно угостить. Вы знаете, игрушки днем разговаривают так тихо, что мы, люди, их не слышим. Но у них есть медальоны с цифрами. Игрушки вам подсказывают, сколько печенья они хотят получить. У моего зайчика на медальоне цифра 7, значит, он хочет 7 штук печенья. Подойдите к столу, возьмите блюдечки и выполните желание гостей. (Дети выполняют задание).
– Сколько печенья у тебя, Света? Почему ты взяла столько? (Спрашиваю 3-4 детей).
А сейчас возьмите своих друзей и блюдечки с печеньем и проходите в «банкетный зал» на пиршество.
Составление и решение математических заданий в детском саду
Во время математического развития детей дошкольного возраста особое значение играет составление и решение математических задач. В детском саду для подготовки к обучению в начальной школе осуществляется предварительная работа по формированию у ребенка навыков к вычислению при сложении и вычитании.
В школе обучение вычислению проводят с помощью решения примеров и арифметических задач. В дошкольных учреждениях детей знакомят с простейшими арифметическими задачами на основе простых. В них включаются связи между данными числами и между данными и искомыми. Они являются определяющим фактором при выборе конкретного математического действия. Когда ребенок умеет устанавливать данные связи, он начинает понимать смысл таких понятий, как «вычитание», «сложение», «получается», «остается».
Важно! Когда дети решают математические задания, у них совершенствуется знания в проведении анализа и синтеза, они учатся умению выделять главное в тексте и отбрасывать все ненужное. Это помогает ребенку учиться рассуждать, доказывать, объяснять свои действия
Он начинает понимать, что нужно прибавить, а что вычесть.
Главное, чтобы содержание задачи соответствовало реальной жизни. Это способствует воспитанию вдумчивого отношения к фактам, учит их анализировать и помогает усваивать логические связи. Когда дети работают над решением, у них формируется дисциплинированное поведение.
Задачи, которые используются в работе с дошкольниками, можно разделить на несколько групп:
- простые, при решении которых усваивается основой смысл арифметического действия. В них нужно найти сумму двух чисел или остаток.
- при решении которых необходимо понять связь между компонентами и результатами. Они требуют найти неизвестный компонент;
- связанные с понятием разностных отношений: увеличить число на несколько единиц; уменьшить число на несколько единиц.
В зависимости от применения наглядного материала задачи подразделяются на:
- задачи-драматизации. Они отражают жизнь детей, то есть то, что они обычно делают. Особой ценностью обладают данный вид на начальных этапах. У детей формируются навыки составления задач про самих себя, умение рассказывать о действиях друг друга;
- задачи-иллюстрации с картинками и игрушками. Они развивают воображение, стимулируют умения самостоятельного составления задач.
Картотека дидактических игр по математике для вторых младших групп
Помимо этого, в течение года воспитатель проводит с ребятами развивающие занятия. Они посвящены рисованию в тетрадях в клеточку. Дети обводят клетки, пишут графические диктанты, рисуют разные фигуры.
Графический диктант
Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по математике. Но чтобы отправится , нужно получить пригласительный билет. А для этого надо правильно ответит на мои вопросы.( дети садятся на места выполняют задание с счетным материалом)
«Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на свое место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему».
Ребята составляют числовой ряд от 1 до 10.
– , посчитай числа по порядку, как ты их расставил;
– , какое число ты поставил после числа 4?
– , какое число у тебя число стоит перед числом 10?
– , назови число, которое больше 5 на 1.
– , назови соседей числа 8.
-цифра 3 между какими цифрами стоит?
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием, и мы с вами получили пригласительный билет в сказочную страну. И можем отправляемся в путь.
Организационный момент:
А теперь всем детям встать,
Руки высоко поднять.
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули мы немножко
И отправились в дорожку.
Воспитатель Вставайте друг за другом и мы отправимся по этой тропинки в путешествие. Дети тропинка у нас какая?
Дети: ответ детей
(Дети идут по тропинке)
Задание 1: На столе лежит оранжевый конверт. Задание: Это волшебные часы: по ним определяем не время, а день недели. Давайте ответим на вопросы:
Первый день недели называется? –понедельник….
Сколько всего дней недели?
Сколько рабочих?
Сколько выходных?
- Какой сегодня день недели? Какой был вчера день недели?
- Какой будет завтра день недели?
- Какой день недели будет послезавтра ?
- Какие времена года знаете? Назовите.
- Сколько месяцев в году? Назовите.
Назовите части суток.
Молодцы?
И с этим заданием вы справились!
Воспитатель: Перед нами дорога. Дорога какая у нас?
Дети:ответы детей
Дети идут на дороге.
Задание 2. На столе лежит фиолетовый конверт. В нем лежит квадрат в грустным лицом. Что случилось? Почему такой грустный? « Злой волшебник заколдовал дом в моем городе, он распался на 4 части. А какие были дома, какой формы? Ребята, а вы догадались Дети: Квадратной. Помогите мне, пожалуйста!» Ребята, на каждом столе лежат известные вам части, давайте поможем Квадрату и соберем дом? Какой геометрической формы он будет? Дети отвечают, что квадратной формы. Работа за партами: 1 группа собирает квадрат из 4 квадратов, 2 группа – из четырех треугольников.
– Молодцы!
Отправляемся дальше. Перед нами извилистая тропа надо по ней пройти аккуратно.
Дети идут по веревке.
Задание 3. Это игра-испытание «Верно- неверно» поможет исправить ошибки.
– Если вы услышите то, что считаете верным, хлопайте, а неправильно – качайте головой.
– утром солнышко встает;
– вечером люди завтракают;
– днем ярко светит луна;
– утром дети идут в детский сад;
– в неделе семь дней;
– после понедельника идет среда;
– всего 6 времен года;
– зима наступает после осени.
Молодцы! А теперь перед нами болото и только виднеются маленькие остравки. Нужно по ним пройти не упасть в болото, а то утонете.
Задание 4:А теперь давайте немного разомнемся и поиграем в мяч. Бросаю мяч ребенку и задаю вопросы. Сколько «глаз» у светофора? Сколько хвостов у четырех котов? Сколько ног у воробья? Сколько лап у двух медвежат? Сколько в комнате углов? Сколько ушей у двух мышей? Сколько хвостов у двух коров? Сколько рук у двух ребят?
Молодцы, ребята.
«Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математике.