Общеобразовательные занятия в контексте образовательной деятельности в детском саду

Условия и способы

Используются такие методы обучения по ФГОС в детском саду, как:

  1. Фронтальный урок. Подходит для больших групп и физической деятельности. Педагог находится лицом ко всем детям, а они синхронно повторяют какое-либо действие. При этом сохраняется взаимодействие воспитателя и детей, соблюдается условие индивидуального подхода.
  2. Индивидуальное занятие. Это тоже форма группового занятия, но задание дети выполняют не одновременно, а по очереди. Пока один делает, другие наблюдают и анализируют. Рекомендуется использовать этот формат в старших группах.
  3. Поточное. Все дети включены в процесс выполнения задания, меняется только оборудование, условия и само задание. При такой форме урока педагогу сложно проследить за правильностью выполнения задачи у каждого воспитанника.
  4. Групповое. Дети делятся на группы, выполняют задание, после чего меняются задачами. Такая форма способствует развитию чувства ответственности, коллективизма. Но недостаток в том, что педагог не может следить за активностью каждого ученика.

Непосредственная образовательная деятельность тоже делится на подвиды. В классификации их четыре: комбинированная, интегрированная, комплексная, нетрадиционная деятельность. Каждый из способов организации образовательного процесса имеют свои особенности:

  1. Комбинированные занятия состоят сразу из нескольких видов деятельности: музыкальной, игровой, изобразительной и т. д.
  2. Интегрированные уроки раскрывают только одну тему, но разными средствами. На усвоение одной деятельности, раскрытие одной темы может уйти несколько занятий.
  3. Комплексные уроки посвящены одному виду деятельности и закреплению уже имеющихся знаний и навыков по одной теме. Используется много дидактического, демонстрационного материала.
  4. Нетрадиционная форма проведения занятий предполагает обсуждение одной темы, развитие одного вида деятельности, но в нестандартной форме: соревнование, викторина, конкурс, виртуальная экскурсия.

Какие формы обучения детей применяют в доу

Современные формы обучения в дошкольных учреждениях наполнены элементами игры, однако их можно классифицировать в соответствии со стандартами учебной деятельности. В детских садах проводят:

  1. Фронтальные занятия. Одновременно обучается вся группа детей, при этом по ходу занятия каждый выполняет задание самостоятельно.
  2. Индивидуальная работа. Используется, если ребенок по ряду причин слабо усвоил определенный материал на занятии.
  3. Занятия по подгруппам. При большой наполняемости групп это эффективный способ обучения. Педагогу легче обеспечивать индивидуальный подход к воспитанникам.
  4. Самостоятельная работа. Когда происходит самообучение дошкольника в развивающей среде.

Фронтальные занятия и выполнение заданий небольшой группой – по сути, это коллективная форма работы. То, что дети привыкают обучаться в коллективе, является важнейшим приобретением для предстоящего периода школьной жизни. Таким образом, подготовка к школе в детском саду подразумевает не только освоение ребенком определенного багажа знаний и умений, но и адаптацию к разным формам обучения.

Групповое обучение

Рассмотрим, как могут быть организованы занятия, нацеленные на коллективное обучение дошкольников. Особое место в воспитательно-образовательном процессе в детском саду занимают:

  • Проектная деятельность, когда педагогический процесс организуется в рамках конкретной темы и активного использования окружающей среды.
  • Экспериментирование в «Детской лаборатории», позволяющее детям постигать признаки предметов и явлений.
  • Наблюдение за объектом на прогулке, огороде на окне, цветочной клумбе. Широко используется для этой цели экологическая тропа.
  • Игры, развивающие познавательные процессы.
  • Рассказ педагога на запланированную или интересующую детей тему с последующим обсуждением и ответами на вопросы.
  • Сюжетно-ролевые игры, в которых дети знакомятся с основами профессий.
  • Беседы, в ходе которых дошкольники делятся своими мыслями, идеями, знаниями.
  • Познавательно-исследовательская деятельность, благодаря которой дети учатся постановке вопросов, формулированию гипотез, рассуждениям и пр.
  • Конструирование, погружающее детей в практическое изучение форм и размеров и развивающее пространственное мышление. Тема может быть по замыслу ребенка или предложена педагогом.
  • Проблемные ситуации. Дошкольники ищут решение предложенной проблемы. Например, Петя оказался в незнакомом городе. Ему нужно найти зоопарк. Он не знает дороги. Как ему найти зоопарк?

Групповая форма обучения воспитанников в ДОУ – это опыт получения знаний в коллективе сверстников, возможность развить навыки сотрудничества у детей. Дошкольники учатся слушать и слышать педагога, взаимодействовать друг с другом, оценивать результаты деятельности. Эти умения необходимы детям для обучения в школе.

Индивидуальная форма обучения

Индивидуальная форма обучения в ДОУ имеет свои плюсы и минусы. Достоинства индивидуальных занятий:

  • педагог работает с ребенком по индивидуальной траектории развития;
  • дошкольник лучше усваивает сложный материал;
  • воспитанник сразу получает ответ на возникший вопрос;
  • ребенок учится ставить конкретную цель и стремиться к ее достижению.

Недостатки могут проявиться как непосредственно в обучении, так и в личностном развитии ребенка:

  • не формируются навыки работы в коллективе сверстников;
  • отсутствует возможность сравнить свои достижения с успехами других детей в определенный отрезок времени;
  • вытесняется мотив обучаться вместе со всеми («мне не нужно слушать, что рассказывает всем воспитатель, так как мне потом объяснят отдельно»);
  • возможен эмоциональный дискомфорт (например, страх включиться в групповую работу).
  • уверование в свою исключительность, эгоцентричность.

Индивидуальная работа с воспитанниками проводится вне занятий: в утренние часы приема детей, на прогулке, после сна, в вечернее время. Такая форма должна использоваться в ДОУ при объективной необходимости – если учебный материал вызывает трудности, необходима работа по звукопроизношению, заучиванию стихотворения к утреннику или развлечению и т.д.

Давать детям четкие инструкции

Еще одна ошибка, которую допускают педагоги на занятии, – дают детям нечеткие инструкции. Вроде бы педагог что-то сказал, но никто ничего не понял. При этом он еще и не отрывается от конспекта. В этой ситуации не должно быть вопросов к детям. Все вопросы к педагогу, его роли, уровне подготовленности и как он себя ведет на занятии.

Часто педагоги в помощь себе используют различные спецэффекты – для антуража. Например, оформляют группу по теме занятия, загромождают помещение различными декорациями. На детей все наваливается, и они не знают, как им действовать. Воспитанникам нужен не антураж, а четкие инструкции: педагог сказал, и они уже представили, что в лесу. В при этом никаких елок в группе нет. Есть педагог, есть дети, а все остальное – какие-то приспособления для самого педагога. Например, сумочка, в которой нужные для занятия картинки.

Уметь давать детям четкие инструкции – очень важный навык. Он нужен и для занятий в группе по плану, и когда педагог показывает открытое занятие или проводит занятие с детьми в другом детском саду в рамках конкурсного соревнования.

Маркер для воспитателя. Занятие можно считать успешным, если педагог дает детям четкие инструкции, и они им следуют. При этом педагог хорошо подготовлен – свободно общается с воспитанниками и не подглядывает в конспект. Для решения задач он использует необходимые материалы и оборудование, которые не отвлекают детей.

Это тоже фрагмент занятия, где я использую открытые вопросы и вовлекаю детей в совместное обсуждение

Обратите внимание, что воспитанники чувствуют себя свободно, а не сидят «по струнке ровно»
Фрагмент с семинара для педагогов. На этом фото – конец занятия

Я провожу рефлексию. Вместе с детьми подводим итоги, решаем, что получилось, а что нет. Высказываются все дети, я обобщаю их ответы

Физическое развитие

Физическое воспитание в детском саду должно содержать следующий перечень мероприятий:

  • организация двигательной деятельности;
  • выполнение упражнений на координацию и гибкость;
  • правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
  • развитие моторики;
  • формирование представлений о видах спорта.

Все перечисленные задачи должны быть направленны на формирование правильного поведения по здоровому образу жизни.

Охрана и укрепление здоровья

Стандарты образованию включают в себя мероприятия по полноценному развитию детского здоровья. Полноценное физическое развитие влияет на эмоциональное состояние. Охрана и укрепление предусматривает комплекс мероприятий, включающих в себя:

  • воздушные ванны;
  • пальчиковую гимнастику;
  • утреннюю зарядку;
  • физкультминутки;
  • спортивные игры на свежем воздухе.

Важно! В течение всего года с родителями проводятся профилактические беседы о правилах укрепления здоровья детей

Физкультминутка в ДОУ

Развитие физических качеств

Под физическими качествами понимается состояние ребенка, его конституция, физиологическое строение. Для его развития в детских садах разрабатываются комплексы упражнений в зависимости от возраста.

Формирование представлений о здоровом образе жизни

Занятий по формированию основных правил здорового образа жизни должны быть комплексными и затрагивать различные виды деятельности. Рекомендуется для закрепления материала использовать творческие методы, например, предложить детям нарисовать рисунок на тему закаливания.

Большую роль в изучении норм здорового образа жизни играет пример родителей. Поэтому работа должна вестись не только в детском саду, но и закрепляться дома. Родители должны действовать совместно с педагогами.

Использование всех пяти областей в образовательном процессе дошкольников позволяет сформировать у детей необходимые знания для дальнейшего успешного освоения школьной программы.

Картотека приветствий

Приветствие для детей в детском саду перед занятием может подразделяться на утреннее, дневное и вечернее (в зависимости от того, когда в группе появляется новый педагог). Делится приветствие для младшей, старшей группы, средней и подготовительной групп (в зависимости от возраста малышей, так как каждый год происходят изменения), занятий для дошкольников.

Приветствие детей перед началом занятия в детском саду

Ритуал приветствия для дошкольников перед занятием влияет на ход мероприятия и его результат в целом. Оно способствует созданию настроя на восприятие новой информации, созданию благоприятной эмоциональной атмосферы.

Утреннее приветствие в детском саду в старшей группе

Утреннее приветствие ценно тем, что оно задаёт тон всему дню дошкольника в детском саду.

Детям, которые каждый раз тяжело расстаются со взрослым, провожающим его в детский сад, правильно подобранное приветствие позволяет снизить тревожность и помочь настроиться на полезное и приятное времяпровождение.

Важно приветствие от воспитателя. Он не просто должен поздороваться, а подчеркнуть, что это утро, пожелать, чтобы оно было добрым

Отличным приветствием может стать энергичная и весёлая музыка (мелодия из песни «Танец маленьких утят», песня «Утро начинается», «По дороге с облаками», «Утренний привет» и другие).

Приветствие в средней группе для начала занятия

Для малышей 4-5 лет большую роль будут играть эмоции. Нужно суметь с помощью приветствия создать нужный эмоциональный настрой, сохранив при этом дисциплину, потому что младший возраст детей сложнее удержать на месте.

Отличным вариантом будет игра «Дай пять!». Дети стоят или сидят в кругу. Первый малыш «даёт пять» (хлопает по ладошке) рядом сидящему и произносит вежливое или ласковое слово, которое хотел бы сказать этому ребёнку.

Приветствие в подготовительной группе перед занятием

Приветствие в подготовительной группе перед занятием приобретает более информационную окраску ввиду того, что возраст детей составляет уже 6-7 лет. Отличным продолжением после традиционного приветствия будут вопросы, демонстрирующие эрудицию малышей. Лучше, если эти вопросы будут связаны с темой самого занятия.

Чтение стихов по утрам на открытом воздухе бодрит

Как начать занятие в коррекционной школе (приветствие и знакомство)?

Начать занятие или урок с детьми по ФГОС облучающимися в коррекционной школе рекомендуется с простых слов приветствия

После того как психолог сможет привлечь внимание учеников, можно прочесть веселый стих «Чудесное слово Здравствуй!». Задать вопрос про различие слов «привет» и «здравствуй»

Спросить, как часто дети используют эти слова в жизни, кому и когда они их говорят. Первым начать может более старший ученик.

Знакомство желательно начать с короткого рассказа учителя о себе, а после предложить каждому сказать несколько слов (как зовут, сколько лет, любимое дело, питомец и прочее), максимально ярко характеризующих школьника. Коррекционный класс нуждается в повышенном внимании со стороны учителя.

Очень часто бывает так, что педагог жалуется на плохое поведение учеников и урок не получается из-за непослушных детей.

На самом деле дети не виноваты в том, что что-то не получилось. «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми», — сказал Оскар Уайльд. Поэтому педагогам необходимо знать не только приёмы и методы обучения, но и помнить о некоторых секретах управления детским коллективом на занятии.

Секрет 1. Настройте учащихся на занятие.

Секрет2. Просьбы формулируйте четко и следите за тем, чтобы они выполнялись.

Секрет 3. Используйте невербальные сигналы: мимика, жесты, телодвижения.

Секрет 4. Отработайте технику реагирования: культура мышления, умение слушать, умение сдерживать первичную реакцию.

Секрет 5. Замечайте признаки утомления учащихся, предпринимайте попытки их ликвидировать.

Секрет 6. Используйте различные способы восстановления внимания (шутка, картинка, разминка, анекдот, психологическое упражнение).

Секрет 7. Не теряйте времени!

Секрет 8. Привлекайте учащихся к организации учебного процесса.

Ошибки при составлении педагогом конспекта занятия в ДОУ

Составление конспекта занятия в дошкольной образовательной организации является необходимым условием реализации любого вида и направления детской деятельности. Однако, при составлении конспектов, часто, допускаются ошибки. Они возможны даже при соблюдении всех правил составления конспекта и следовании алгоритму.

Типичными ошибками, возникающими при составлении конспекта занятия в ДОУ, являются:

  1. Отсутствие единства программного содержания. Оно возникает в том случае, когда не учитывается связь между образовательными, воспитательными и развивающими целями занятия. Это нарушает четкость отражения содержания деятельности и нарушает ее целостность.
  2. Не соответствие содержания занятия, конкретного вида деятельности поставленным целям и задачам. Например, задачи могут быть отражены в программе, но не отражаются в ходе занятия т.е. на занятии не предполагается решение данных задач. Иногда, воспитатель может не отразить в конспекте решение конкретной задачи, тогда как она решается в ходе занятия.
  3. Отсутствие четкости и последовательности методов реализации занятия. Педагоги не всегда продумывают оптимальность использованных методов на том или ином занятии, их разнообразие, актуальность использования для конкретной возрастной группы и связь с другими методами. Кроме того, методы должны учитывать интеграцию различных видов деятельности дошкольников, реализуемых в течение одного занятия.
  4. Излишнее количество информации, представляемой педагогом детям. Дети должны самостоятельно добывать знания и делать открытия. Поэтому, нельзя включать в конспект огромные объемы готовой информации для дошкольников по тому или иному направлению деятельности.
  5. Нелогичное и непоследовательное использование методов проблемного обучения. Они должны придавать занятию развивающий характер, активизируя работу каждого дошкольника. Однако, зачастую, одни дети находят решение проблемы, а другие оказываются за рамками познавательного процесса, не понимая его сути.
  6. Преемственность деятельности. В зависимости от конкретной деятельности, занятие по которой конспектируется, требуется обеспечение связи между занятиями, как предыдущими, так и последующими. Это редко соблюдается педагогами.
  7. Не уделение внимания словарному развитию дошкольников. Словарная работа должна быть включена в каждое занятие, независимо от его направленности. Словарь ребенка дошкольного возраста требует активного расширения и обогащения.
  8. Отсутствие дифференциации и индивидуализации обучения в конспекте. Как правило, проектируется общий ход занятия, без учета отдельных индивидуальных особенностей и потребностей дошкольников конкретной возрастной группы.

Краткая характеристика работы

Для рецензирования представлена методическая разработка: «Открытый урок музыкального руководителя в ДОУ «Угадай мелодию! И спаси Фею музыки!» Максименковой Анастасии Андреевны. В конспекте рассматривается игровое мероприятие, предполагающее интеграцию образовательных областей: познавательное и социально-коммуникативное развитие. Мероприятие рассчитано на детей дошкольного возраста и предусматривает развлекательные испытания музыкального характера. В структуру методической разработки входят следующие структурные компоненты: цель, задачи, ход занятия. Каждый элемент методической разработки наполнен информационным материалом содержательного характера.

Открытые занятия. Конспекты – Конспект открытого занятия по сенсорному развитию в средней группе «Путешествие в «Страну игр»

Публикация «Конспект открытого занятия по сенсорному развитию в средней группе…»
Тема: Путешествие в «Страну игр» Цель: обогащение сенсорного опыта, создание игровых условий для развития интеллектуальных способностей. Задачи: 1) Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности. 2) Совершенствовать восприятие детей путем активного…

Конспект открытого занятия «Мишке о зиме» во второй группе раннего возраста
Цель: Продолжить работу над формированием представления детей о сезонных изменениях в неживой природе в зимний период. Задачи: Образовательные: – Уточнить у детей представление о времени года зима – Закрепить знания о свойствах снега через экспериментальную деятельность. -…

Открытое занятие по ФЭМП и сенсорному развитию в первой младшей группе «Зайка в гостях у ребят»
Цель: развитие у детей интеллектуального интереса через формирование элементарных математических представлений Задачи приоритетной образовательной области Познавательное развитие (ФЭМП) : -учить детей различать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина. -закреплять умение…

Открытое занятие в средней группе «Сказочный город»
Открытое занятие в средней группе «Сказочный город» Подготовила: Пронина Анна Евгеньевна, воспитатель первой категории. Цель: закрепление знаний детей о количественном счете, названиях геометрических фигур, временных представлений и ориентирование в пространстве. Задачи:…

Открытое занятие по экологии «Природа — наш друг» в средней группе
Занятие по экологии в средней группе «Природа наш друг” Цель: Воспитание любви к родной природе, формирование ценностных основ отношения к окружающему миру. Задачи: Образовательные: • Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения в…

Открытое занятие по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Эмоциональный интеллект (ЭИ) у детей включает в себя 4 компонента: 1. Восприятие — способность определять собственные эмоции и эмоции других людей по выражению лица, голосу, жестам, мимике и т.д. 2. Понимание — установление причинно-следственной связи между эмоцией и событием,…

Конспект НОД открытого занятии по познавательному развитию «Фруктовый салат для мамы» в подготовительной группе
1. Группа: подготовительная группа 2. Место проведения: групповая комната 3. Продолжительность занятия: 30 минут 4. Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательная деятельность», «Социально – коммуникативное» 5. Тема: «Фруктовый салат для мамы» 6. Тип занятия, форма…

Страницы:
Главная …

Конспекты открытых занятий

Этот раздел содержит конспекты, целью которых является знакомство родителей и коллег с формой проведения занятий в ДОУ. Это привычная практика для многих детских садиков, в которых родители принимают активное участие в воспитании и развитии детей. Именно такие мероприятия дают возможность мама и папам намного ближе познакомиться с методами и принципами обучения их малышей.

Занятия можно проводить по любому направлению. Главным условием, как обычно, является заинтересованность детей, а предложенные в разделе готовые конспекты помогут воспитателям составить свой индивидуальный план-конспект. В разделе есть тематические занятия, посвященные праздникам, таким как: Пасха, 8 марта, День урожая. Есть интересные мероприятие для деток, изучающих английский язык. Малыши не только закрепят полученные знания, но и весело проведут время с увлекательным дидактическим материалом, а родители с удовольствием понаблюдают за развитием своих малышей. Кроме того, очень интересными будут для работников детских дошкольных учреждений конспекты открытых занятий по развитию речи, математике, лепке, рисованию… Ведь всем этим направлениям уделяется довольно много внимания, и родителям, наверняка, будет интересно посмотреть на своих заинтересованных и играющих малышей.

Приемы и методы обучения

Приемы и методы обучения в ДОУ по ФГОС зависят от возраста воспитанников. У всех дошкольников ведущая деятельность игровая, но игры бывают разными.

У старших дошкольников предметно-манипулятивная игра сменяется на сюжетно-ролевую. В таких играх они осваивают социальные роли, нормы поведения. Педагог должен позаботиться о том, чтобы игры носили исследовательский характер. Играя, дети осваивают навыки самообслуживания и бытового труда.

У старших дошкольников проводятся уроки речи, истории, фольклора, литературы, искусства (анализ музыкальных произведений, поэм и стихов, организация мероприятий). Занятия должны развивать тягу дошкольника к познанию и труду, подготавливать к самообразованию и саморазвитию в будущем.

Памятка для педагогов

Здоровьесберегающее обучение

Цель. Направлено на создание условий для развития и укрепления не только психического, но и физического здоровья дошкольников.

Принципы. Опирается на:

  • научность;
  • креативность;
  • личностно-деятельностный метод обучения;
  • системность.

Средства. Достигаются через:

  • здоровьесберегающее обучение;
  • активизацию физического развития;
  • пропаганду здорового образа жизни.

Результат. Приводит к постоянному посещению занятий и уменьшению пропусков по болезни; предотвращение усталости и переутомления;

Зависит от:

  • Личного примера педагогов в здоровом образе жизни.
  • Применение различных педагогических технологий.
  • Информационных данных.

Педагогу необходимо учитывать время работоспособности дошкольников:

  • 1 – 4 минуты – усваивается 60% материала;
  • 5 – 23 минуты – 80%;
  • 24 – 34 минуты – 45 – 50%;
  • 35 – 45 минуты — 6%.

Форма и методы обучения. При планировании следует помнить:

1. Учащиеся удерживают в памяти:

  • 10% того, что читают;
  • 26% того, что слышат;
  • 30% того, что видят;
  • 50% того, что видят и слышат;
  • 70% того, что обсуждают с другими;
  • 80% того, что основано на личном опыте;
  • 90% того, что проговаривают в то время, как делают;
  • 95 % того, чему обучаются сами.

2.Чередование различных видов деятельности через 7-10 минут.

3. Физминутка является обязательной частью занятия (на 15-20 минуте занятия по 1-2 минутной физической паузе).

4.Снижение учебной активности происходит за 10-15 минут до окончания занятия.

Автор — логопед Модель Наталья.  

Типы занятий в детском саду

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС классифицируются в соответствии с типом организуемых занятий. Классические занятия с дошкольниками сводятся к изучению новой темы, выполнению практических заданий и проверки результатов. Комплексные занятия сочетают в себе несколько видов деятельности. Тематические занятия в детском саду организуются в соответствии с заданной темой — «пожарная безопасность», «этикет», «правила дорожной безопасности», «экология». Итоговые занятия направлены на проверку знаний воспитанников детского сада и усвоение полученной информации.

Занятия экскурсионного типа предполагают посещение зоопарков, выставок, парков отдыха. В целях трудового воспитания воспитатели организуют посадку саженцев на территории детского сада, прививают интерес к труду через наблюдение и заботу о всходах.

Повысить эффективность мероприятий по основным направлениям — задача методиста дошкольного учреждения. Именно он помогает воспитателю в выборе формы занятия, источников раскрытия темы.

В целях развития инновационных педагогических технологий специалист, осуществляющий методическую работу, привлекает педагогов к участию в открытых уроках в присутствии руководства, коллег и родителей воспитанников. Методом повышения качества образовательной деятельности может являться и самостоятельное творческое развитие педагога.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий