Проведение открытого логопедического занятия в детском саду

Математика. Математические представления, ФЭМП – Математическое развлечение «Загадочное путешествие»

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект НОД по ФЭМП «Первые волшебные цветы для пчёлки Жужи» в средней группе для детей 4–5 лет Конспект нод по фэмп « Первые волшебные цветы для пчёлки Жужи» в средней группе ( дети 4-5 лет) в соавторстве с Пятницкой В.В. Цель: развитие интеллектуальных способностей детей через развивающие игры В. В. Воскобовича. Задачи: • Познавательные: – расширять знания детей о…

Конспект НОД «Путешествие в страну математики с Машей и Медведем» с использованием ИКТ для детей старшей группы Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшей группы. Тема: « Путешествие в страну математики с Машей и медведем». Цель – закрепление порядкового счета в пределах 7. Задачи: обучающие: закрепить порядковый счет в пределах 7; учить соотносить цифры с количеством предметов….

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в космос. Состав числа 10» Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в космос» Тема: «Состав чисел из двух меньших чисел в пределах 10. Решение простых арифметических задач» Цель: Совершенствование умений составлять числа из двух меньших чисел в пределах 10 и…

Статья «Дидактическая математическая игра из фетра «Готовим пиццу» для детей…» Дидактическая математическая игра из фетра “Готовим пиццу” для детей среднего дошкольного возраста. Формировать элементарные математические представления у детей среднего дошкольного возраста нужно с учётом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и…

Развитие элементарных математических представлений посредством игровой деятельности РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Для современной педагогики характерно широкое использование игры как средство воспитания и развития дошкольников. При целенаправленном и…

Конспект занятия по математическому развитию «Юные спасатели» в подготовительной к школе группе Занятие по математическому развитию на тему «Юные спасатели» в подготовительной к школе группе. Цель: закрепить математические знания, умения и навыки посредством игровой формы и занимательных заданий. Задачи: Образовательные: – продолжать учить классифицировать предметы по…

Страницы: …

Конспекты занятий по математике

Занятие с детьми в детском саду очень важно. Ведь, пока ребенок маленький в его голове ровными рядами укладываются основные понятия и знания

Именно потом на этом фундаменте будет возводиться шикарный дворец, под названием «личность»

Конечно, коррекции подлежит все, но насколько проще будет строить на ровной основе, чем потом постоянно выпрямлять кривые углы

Именно потом на этом фундаменте будет возводиться шикарный дворец, под названием «личность». Конечно, коррекции подлежит все, но насколько проще будет строить на ровной основе, чем потом постоянно выпрямлять кривые углы.

Именно поэтому особое внимание стоит уделить занятиям педагогов уже в дошкольном учреждении. Развитие речи, логики и математики может проводиться в игровой форме и восприниматься малышом, как веселое времяпрепровождение

Особенно сейчас очень удобно заниматься с малышами, когда под рукой есть Интернет

В сети можно выкладывать свои собственные разработки и одалживать у коллег отличные варианты и интересные находки

Особенно сейчас очень удобно заниматься с малышами, когда под рукой есть Интернет. В сети можно выкладывать свои собственные разработки и одалживать у коллег отличные варианты и интересные находки.

Особенно много конспектов по математике. Ведь занятия в детском саду, которые посвящены этой точной науке очень полезны. В зависимости от программы мероприятия, дети могут учить, а затем успешно повторять числа, а так же учатся красиво и аккуратно их писать. Ребята получают первые навыки сложения и вычитания, закрепляют знания количественного и порядкового счёта.

Чуть позже дети научаться понимать, какие цифры больше, а какие меньше и даже смогут составлять пары. Ближе к школе, математические занятия будут направлены на развитие логического мышления и пространственного воображения, так как дошкольника уже будут задавать настоящие математические задачки. Дети все больше будут узнавать о сложных геометрических фигурах и знакомиться с многоугольниками.

Открытый урок для аттестации логопеда

Каждый педагог в своей деятельности сталкивается с тем, что его работу оценивают. Это позволяет подтвердить его уровень профессиональных знаний.

Открытое занятие подразумевает то, что на нем будут присутствовать другие педагоги. Это позволяет специалистам обмениваться опытом. Логопед на таком мероприятии должен продемонстрировать новые технологии.

Урок должен строиться с учетом индивидуальных особенностей малышей

Представители комиссии оценивают организацию занятия, его этапы, дидактическую деятельность педагога, характеристики воспитанников. На открытом занятии у логопеда могут присутствовать и родители — это позволяет им наглядно увидеть детали обучения.

Важно! Логопеду не стоит бояться проверок, так как цель состоит в выявлении сильных и слабых сторон. Молодые специалисты на три года освобождаются от аттестации. За это время они должна научиться вести занятия и в этом им помогают старшие коллеги

Для проведения открытого мероприятия нужно выбрать тему урока, которая соответствует учебному плану ДОУ

За это время они должна научиться вести занятия и в этом им помогают старшие коллеги. Для проведения открытого мероприятия нужно выбрать тему урока, которая соответствует учебному плану ДОУ

Молодые специалисты на три года освобождаются от аттестации. За это время они должна научиться вести занятия и в этом им помогают старшие коллеги. Для проведения открытого мероприятия нужно выбрать тему урока, которая соответствует учебному плану ДОУ.

Согласно ФГОС логопед должен использовать принципы дидактики, следовать целям занятия, оптимально подбирать методы и мотивировать детей.

Подобное мероприятие позволяет педагогу проявить всю свою креативность

Добровольно аттестация проводится в год получения квалификационной категории. В остальных случаях раз в пять лет. Поэтому ему нужно постоянно развиваться и накапливаться конспекты занятий.

Ход логопедического занятия в старшей группе

I. Организационный момент

1. Приветствие с использованием самомассажа

Привет мой носик

Привет мой ротик

Привет мои щечки

Привет мои губки

Мы не будем унывать

Начнем сразу играть.

2. Сядет тот, кто стоит справа, слева, стоит между…

II. Основная часть занятия логопеда

1. Дети, посмотрите вокруг, разбросано много одежды, туфель…

2. Давайте назовем что вы видите.

Дети: Обувь: валенки, босоножки, туфли, сапоги, ботинки и т. д.

Головные уборы: косынка, шляпа, берет, бейсболка, платок, кепка и т. д.

Какую одежду и обувь надевают на улицу?

Куртку, пальто, шапку, шарф, сапоги, валенки, варежки и т. д.

Какая это одежда?

Одежду для выхода на улицу называют верхней.

Картинки: трусы, майка, ночная рубашка, пижама. Какая это одежда?

Иначе как можно назвать эту одежду? Нижнее белье.

А какую одежду вы еще знаете?

Игра «Какая одежда?»

Дети: Верхнюю, детскую, взрослую, мужскую, женскую, спортивную, сезонную, весеннюю, осеннюю, зимнюю, демисезонную, грязную, чистую, повседневную, нарядную, праздничную и т. д.

Для чего нужна одежда? Где люди берут одежду?

Логопед. Дети, а вы хотите поиграть с мячом?

Шарф, рубашка, носок, перчатка, шапка, юбка.

Упражнение «Исправь ошибку»

— Я буду называть, что изображено на картинке. Если я сделаю ошибку, вы меня поправите.

Моя сапоги. Мое перчатки. Моя шарф. Мой куртка.

Игра «Скажи наоборот» (развитие речевого дыхания)

Надо посмотреть на картинку и назвать противоположное действие: надевать — снимать, обувать — разувать, покупать — продавать, завязать — развязать, застегнуть — расстегнуть, гладить — мять, повесить — снять, зашить — порвать, постирать — вымазать и т. д.

Игра «Скажи какой?»

Образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал:

ОБУВЬ из резины — резиновая

Из кожи — кожаная

Из замши — замшевая

ОДЕЖДА из шерсти — шерстяная

Из шелка — шелковая

Из ситца — ситцевая и т. д.

Швея в дом к нам пришла,

Мне ножницы дала,

Я ткани и бумагу

Режу, режу как могу.

Отгадаем загадки для дошкольников на тему одежда

Не надевают их мальчики, как принцессы в них девушки. (Платье)

Воротничок и рукава, больше нужны для мальчиков они. (Рубашка)

От воды не промокает, нас от дождика скрывает. (Дождевик)

Две дороги,

Надену на ноги.

Стрелки ровненько идут,

И показывают путь. (Брюки)

На голову одеваем, ушки защищаем. (Шапка)

Хоть хатка маленькая, но уютная и тепленькая: как мороз кусается, пять братьев там скрываются. (Варежка)

10. «Волшебные рукавицы»

С использование биоэнергопластики.

11. Составим предложение с отгадками

Вычеркнем схемы предложений, но сначала выполним гимнастику.

Гимнастика для глаз

1. Глаза плотно мы закрыли –

это один, два, три, четыре.

Затем шире открываем,

Вдали что-то разглядываем.

И пока мы вдаль смотрели

До шести посчитали.

2. Глаза быстро по кругу ведем,

Головою не вращаем.

Влево раз, два, три, четыре.

Вправо столько же повторили.

3. По кругу глаза ведем

И все вокруг рассматриваем.

Раз круг, два и три, четыре.

Плотнее глаза мы закрыли.

На пять и шесть их подержали

И снова все начали.

Что делали?

Что было трудно?

Мимическая гимнастика «Покажи настроение»

Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Детский сад»

Цели логопедического занятия:

  • Активизация словаря: предметного, глагольного, признаков, наречий.
  • Образование существительных в разных падежах, единственного и множественного числа.
  • Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.
  • Употребление приставочных глаголов.
  • Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
  • Развитие моноло­гической речи.

Организационный момент.

Демонстрация презентации «Детский сад».

Логопед читает стихотворение Ларисы Зиминой «Детский сад».

Садик — это второй дом,
Мы здесь дружно все живём.
Праздники встречаем,
Спим, поём, играем, буквы изучаем,
Очень скоро подрастём
И все в школу мы пойдём!

Логопед: О чем это стихотворение?

Игра «Вопрос – ответ»

Логопед. Наш детский сад какой? (Красивый, большой, светлый, яркий, детский, веселый)

– Для чего вы ходите в детский сад? (Играть, заниматься)

– Что нужно соблюдать в детском саду? (Режим, правила поведения)

– Кто работает в детском саду? (воспитатели, заведующая, логопед, мед. сестра, повар, прачка, физрук, муз. работник, уборщица, дворник, электрик) Как зовут воспитателей, няню, логопеда?

– Чему вас учат в детском саду? (Вырезать, клеить, рисовать, танцевать, петь, здороваться, прощаться, спать). Что вы любите делать в детском саду? (Играть, рисовать, гулять, бегать)

– В группе сделали ремонт и поэтому в ней…(как?) — уютно, теп­ло, нарядно, красиво.

– В детском саду много чего? (Групп, игрушек, кабинетов, воспитателей).

– Воспитатели заботятся о ком (о чем)? (О детях, растениях, животных в природном уголке).

Игра «Посчитай».

Давайте посчитаем, сколько групп в нашем саду. Одна группа, две группы, пять групп. Сколько машинок, игрушек, столов…

Игра «Пришел, ушел, подошел».

Логопед: Утром Данила в детский сад …что сделал? (Пришел). К столу Денис что сделал? (Подошел). Вечером Максим из детского сада домой что сделал? (Ушел).

Игра «Что делают, что сделали?»

Логопед: Дети с игрушками что делают? Играют. Они с игрушками что делали? Играли.

– Когда дети закончили играть с игрушками, они что делают? (Убирают игрушки).

– Когда игрушки убраны, дети что сделали? (Убрали игрушки)

Физминутка.

Логопед: В спортивном зале и на площадке вы будете много двигаться, прыгать, бегать.

И сейчас мы с вами разомнемся.

Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три, (дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу)
Да не упади, смотри.
Наклоняемся вперед.
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету. (наклоны вперед)
Полетели, полетели,
Вперед руками завертели.
А потом наоборот –
Назад помчался самолет. (вращение прямыми руками вперед и назад)
А сейчас давайте вместе
Будем мы ходить на месте. (ходьба на месте)

Составление рассказа о детском саде.

Логопед: Давайте расскажем о нашем детском саде. Ответьте на мои вопросы.

– Какой наш детский сад? Что есть в детском саду? Кто работает в детском саду?

Подведение итогов логопедического занятия.

Долженко Ольга Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с № 134,
г. Калининград

Наглядные методы и приемы

Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.

Наблюдение

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.

1. Распознать, определить характеристики.

Например:

  • на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;
  • на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;
  • на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).

2. Определить характер изменений или преобразование предмета.

Например:

  • на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
  • на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.

3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.

Например:

  • на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.

В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.

Демонстрация

Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:

  • предметы, натуральные объекты;
  • предметные или дидактические картинки;
  • книжные иллюстрации;
  • репродукции;
  • макеты.

Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:

  • Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы используются в детском саду на занятиях по ИЗО. Например, перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу детям показывают, предлагают хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.  
  • Демонстрация образца. Например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т.д.
  • Демонстрация способа выполнения действий. Наиболее часто применяется на занятиях  по ручному труду (как раскатать «колбаску» или сделать шар из пластилина, вырезать полоску, приклеить кружочек и т.д.) и на занятиях по физкультуре (как наклоняться, прыгать и т.д.).
  • Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.

Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:

  • диафильмы;
  • слайды;
  • видеофильмы;
  • компьютерные программы.

Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.

Ход занятия:

1. Вводная часть. Дети стоят в кругу.

– Ребята, сегодня у нас на занятии гости – ваши родители и педагоги детского сада. А занятие, я думаю, у нас будет необычное.

Я пришла на работу и увидела письмо, на нем написано: «Детям старшей логопедической группы «Семицветик». Это вы? Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, наши юные друзья! Я Фея города Красивой речи и обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник заколдовал наш город. Помогите его расколдовать и вернуть городу все, что исчезло. Задания найдете в письме, а к письму прилагаю карту нашего города!»

Ребята, поможем Фее города Красивой речи расколдовать его и вернуть все, что исчезло? (да) Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей) Правильно, и вы постарайтесь говорить красиво и правильно!

Вот и город на карте, только здесь ничего не видно.

Попробуем выполнить первое задание.

2. «Назови ласково». Я буду называть слова и бросать вам мяч, а вы назовете слова ласково.

Солнце – … (солнышко)

Река – … (речка)

Дом – … (домик)

Птица – … (птичка)

Ветер – … (ветерок)

Воробей – … (воробышек)

Перо – … (перышко)

Цветок – … (цветочек)

Поляна – … (полянка)

Пчела – … (пчелка)

Туча – … (тучка)

Дождь – … (дождик)

Молодцы, посмотрите на карте города появилось озеро ласковых слов, значит мы его расколдовали. А как мы это сделали? (называли ласковые слова). Дети садятся.

3. «Какими звуками отличаются слова?” Ребята, когда мы говорим, то произносим звуки. Какие бывают звуки? (гласные, согласные).

Какие гласные звуки вы знаете? (дети отвечают)

Злой волшебник считает, что гласные звуки не важны и не нужны.

Давайте выполним второе задание. Среди картинок найдите пару слов и скажите, какими гласными звуками они отличаются. (дом – дым, кот – кит, веник – венок, лук – лак, рука – река, стол – стул).

Молодцы, вот вы и доказали, как важны гласные звуки. Посмотрите, появился замок гласных звуков!

4. «Раздели слова на слоги». Злой волшебник заколдовал улицу. На улицу стоят дома, но жителей там нет. Расселите жителей по домикам, разделив слова на слоги. Четко и правильно проговаривайте слова. (дети делят слова на слоги, «расселяют» жителей в соответствующие слоговые домики).

Посмотрите, в городе появилась улица!

5. «Цветочная поляна». Перед следующим заданием нужно немного размяться, чтобы сосредоточиться! (проводится физминутка)

На лугу растут цветы,

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы,

С ними потянись и ты!

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по-прежнему цветут!

(дети выполняют соответствующие движения)

Что-то загрустили цветочки, нужно оживить их, рассадив на их лепестки насекомых. На это цветок насекомых, в которых слышится звук К, а на этот – в которых слышится звук М (Мь).

(дети выполняют задание)

Молодцы, смотрите, в городе появилась цветочная поляна!

Выполним пальчиковую гимнастику про насекомых:

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек,

И веселый мотылек.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Полетали, пожужжали,

От усталости упали!

(дети выполняют соответствующие движения)

Что-то не хочется уходить с такой красивой цветочной поляны. Садитесь на пригорке, расскажем веселые скороговорки.

(дети рассказывают скороговорки)

Съел Слава сало, да сала было мало!

Пошел спазаранку Назар на базар, купил там козу и корзину Назар.

Предложил жучок пчеле ежевичное желе,

Я, жучок, желе не ем, предложи мне, лучше, джем!

6. «Исправь предложение». Осталось выполнить одно задание. Злой волшебник запутал все слова в предложениях. И теперь люди говорят вот так:

Коля, рыба, удочка, ловить.

Озеро, на, утята, плавать, с, утка.

Катя, клумба, цветы, на, поливала.

Кошка, мышкой, гонится, за.

Груша, бабушка, внучка, давать.

(дети исправляют предложения)

7. Молодцы, ребята, теперь карта города восстановилась!

Все на своем месте.

– Кому вы сегодня помогали?

– Что вы смогли расколдовать?

– Какие задания выполняли, чтобы расколдовать город?

Фея города красивой речи передала вам угощение за ваши старания!

Формы занятий в старшей группе

Коррекция речевых нарушений занимает много времени. Поэтому в течение недели дети каждый день занимаются со специалистом — фронтально, по маленьким группам и индивидуально.

Коллективно рассматриваются только лексические темы, например, «Посуда». Перед этим с каждых дошкольников отдельно проводятся подготовительные мероприятия.

При необходимости проводятся занятия в раннем возрасте — это актуально для тяжелых речевых нарушений.

Фронтальное занятие

Сложнее всего логопеду работать с целой группой детей. Для удержания их внимания используют игрушки Фиксиков или сказочных персонажей.

Чем красочнее и ярче материал, тем лучше — это привлекает малышей

Для разбора основных видов транспортных средств передвижения тоже используют маленькие игрушки. Ход занятий достаточно стандартный:

  • организационный момент;
  • введение;
  • основная часть;
  • физкультминутка;
  • продолжение основной части№
  • заключение.

В теме «Рыба» можно предложить детям сделать рисунки или аппликации. Главная цель фронтальных занятий — изучение новой лексики.

Таким образом, фронтальное занятие по логопедии в старшей группе позволяют работать по определенному плану с детьми. Здесь представлены основные темы открытого занятия и правила их проведения.

https://youtube.com/watch?v=JEM8dwc5hB4

Как подготовить и провести открытое логопедическое занятие в ДОУ

Открытое занятие отличается от обычного тем, что разрабатывается и проводится по специально заготовленной форме организации, где педагог может продемонстрировать коллегам свои методы и приёмы работы, которыми он успешно пользуется для достижения качественных результатов. Для воспитанников же это обычное занятие, не отличающееся от ряда других, за исключением присутствия посторонних людей.

Для проведения логопедических занятий потребуется набор зеркал, чтобы дети могли самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений

При подготовке открытого занятия логопед опирается на технологическую карту, включающую описание цели, задач, каждого этапа занятия. По результатам проведённого мероприятия в документ заносятся сведения о полученных результатах и оценка работы детей на занятии.

Технологическая карта поможет при подготовке открытого занятия, а в дальнейшем и при анализе результатов

Картотека тем

Каждая тема включает в себя новые слова, которые должны расширить словарный запас ребёнка. На занятиях изучаются существительные, глаголы, признаки предметов (времён года, погоды, животных, людей и т. д.), наречия, предлоги. Список тем, которые логопед может реализовывать в течение года:

  • Осень. Деревья.
  • Лес. Грибы и ягоды.
  • Огород. Овощи.
  • Фрукты. Сад.
  • Осень (обобщённые знания об осени, её погоде, месяцах, поведении животных и птиц в это время года).
  • Тело человека.
  • Дикие животные.
  • Животные холодных и жарких стран.
  • Домашние животные.
  • Птицы перелётные и зимующие.
  • Одежда, обувь, головные уборы.
  • Новогодний праздник.
  • Зима.
  • Дом. Строительство.
  • Квартира. Мебель.
  • Посуда. Продукты.
  • Весна.
  • Семья.
  • Домашние растения.
  • Профессии.
  • Рыбы. Мир океана.
  • Транспорт.
  • Космос.
  • Наш город.
  • Наша страна.
  • Цветы.
  • Насекомые.

Для проведения индивидуальных открытых логопедических занятий с воспитанниками, можно воспользоваться соответствующей картотекой.

Временной план занятия

Как и любое другое, логопедическое занятие в детском саду состоит из нескольких этапов:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение темы занятия.
  3. Описание и характеристика звука, который будет изучаться.
  4. Произношение нужных звуков в слогах, словах, предложениях.
  5. Физкультминутка.
  6. Работа над произношением.
  7. Использование звука в связной речи, диалоге, рассказе.
  8. Итог занятия.

В разных возрастных группах продолжительность занятий различная (от 10 до 30 минут), чтобы дети не уставали, не теряли интереса к образовательной деятельности. Так, младшие группы дошкольников должны заниматься не более 10 (первая младшая) или 15 (вторая младшая) минут, средние — не больше 20 минут, старшие группы — 25, в подготовительной группе занятия длятся до получаса. Эти же требования относятся и к проведению открытых занятий.

В середине занятия рекомендуется проведение физкультминутки с элементами логоритмики

Таблица: примеры временного плана занятий в разных возрастных группах

Возрастная группаВводный этап, мотивирующее началоДидактические игрыФизкультминутка или подвижная играРечевые упражненияПодведение итогов
Младшая2 минуты.3 минуты.2 минуты.7 минут (в игровой форме).1 минута.
Средняя3 минуты.3 минуты.3 минуты.10 минут.2 минуты.
Старшая3 минуты.4 минуты.3–5 минут.
  • Упражнения на постановку звуков и произношения — 5 минут.
  • Задания на письмо, работа с прописями — 5 минут.
2 минуты.
Подготовительная
  • Вводный этап — 3 минуты.
  • Беседа — 5 минут.
5 минут.5 минут.
  • Устная речевая работа — 5 минут.
  • Работа с прописями — 7 минут.
2–3 минуты.

Примеры конспектов открытых логопедических занятий

Ниже приведены варианты логопедических занятий для разных возрастных групп. Каждый этап подробно расписан, указаны цели и задачи занятия. Есть примеры игр, литературных произведений, необходимого оборудования и материалов. Показано, как подводить итоги занятия, какие методы и приёмы может использовать педагог.

  • Конспект занятия в младшей группе «Весна пришла» с элементами логоритмики (Ушакова Н. А.).
  • Конспект занятия в средней группе «Путешествие за волшебным цветком» (Гусева Н.).
  • Конспект занятия в старшей группе «Путешествие на весеннюю полянку» (Фёдорова Е.).
  • Конспект занятия в подготовительной группе «Весна» (Мухаметгареева Р.).
  • Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи «Перелётные птицы».
  • Сценарий логопедического праздника «Правильной речи» (Богателия И. Н.) практически полностью создан в стихотворной форме, что может повысить интерес детей к выполнению заданий и оказать влияние на эстетическое развитие (вызвать желание самим сочинять стихи, изучать художественную литературу вместе с родителями и воспитателем).

Структура логопедического занятия по постановке звука

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика:

  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

7. Развитие фонематического слуха:

  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Логопедические сказки и скороговорки

Четкое произношение звуков тесно связано с постановкой хорошей дикции. У многих детей старшего дошкольного возраста наблюдается проблема с дикцией. Речь часто смазанная и неясная. Причина этому — вялые движения губами, неэнергичное движения языком. Нижняя челюсть малоподвижна. Из-за того, что рот недостаточно открывается — гласные звучат нечетко.

Все эти дефекты речедвигательного аппарата можно исправить с помощью игр на звукосочетание. Проще это сделать у детей младшего возраста. У дошкольников с малоподвижными губами, процесс приучения проходит значительно сложнее. Логопед, показывая как нужно произносить звуки, делает четкие движения ртом и слегка протягивает гласные.

Логопедические скороговорки для детей 6-7 лет

Для улучшения дикции используют скороговорки. Сначала новая скороговорка произносится медленно, четко, с выделением значимых звуков. Логопед должен прочитать ее несколько раз, тихо, ритмично, без резких перепадов интонации. Затем ребенок должен сам попробовать повторить скороговорку. Сначала медленно и четко, а со временем ускорять темп.

Чтобы детям было интересней запоминать скороговорки — они должны быть смешными и забавными. Вот несколько примеров на проработку самых проблемных звуков:

Логопедические скороговорки

Для детей 5-6 лет тоже можно использовать скороговорки как метод исправления дикции.

Примеры скороговорок, для коррекции произношения конкретных звуков можно найти в работах Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Жуковой Н. С., Куликовской Т. А.

Чем интересней и понятней будет скороговорка, тем лучше и быстрее малыш ее запомнит. Родители могут самостоятельно проговаривать с ребенком скороговорки по дороге в сад. 5-7 минут в день в итоге дадут заметный результат.

Логопедические сказки для развития речи

Все дети любят сказки. Через сказки они познают мир, различие добра и зла. С помощью сказок развивается воображение и пробуждаются эмоции. Логосказки — еще один занимательный метод работы с детьми с ОНД и коррекции различных речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Благодаря такому подходу, дети воспринимают обучение как игру, они лучше усваивают информацию.

Важно! Дети развиваются эмоционально, благодаря общению со сказкой, повышается развитие детской речи в монологах и диалогах. Помимо этого дети приобщаются к красоте художественного слова, создается здоровая образовательная атмосфера

Логопедическое занятие в форме сказки можно провести в несколько этапов:

  1. Осмысливается сюжет сказки. Дети узнают новые выражения и речевые повороты. По интонации должны догадаться о настроении героев сказки. Происходит развитие артикуляционного аппарата благодаря интонированию голосам героев, использованию звукоподражательных слов, голосов животных.
  2. Обучение детей управлению эмоциями с помощью словесных описаний. Дети пересказывают понравившиеся эпизоды. Описывают свое отношение к тем или иным событиям в сказке. Логопед в это время следит за полнотой и правильностью предложений.
  3. Логопед предлагает детям разыграть эпизод из сказки. Целью такого задания является обучение словесной импровизации, передаче аффективного состояния мимикой и словами.

Логопедические сказки преподаватель-логопед может обыгрывать на уроках самостоятельно. А можно брать готовые. Целая серия логосказок есть у Савченко С. Ф. и Петровой Е. А. Например сказка «Теремок» является прекрасным пособием для детей, с нарушениями речи и интеллектуального развития разной степени.

В форме сказки можно также проводить артикуляционную гимнастику. В интернете очень много сказок о язычке, вот пример одной из них:

Сказка о язычке

Во время занятий по материалам сказок отрабатываются упражнения на развитие голоса, внимания, речевого дыхания. Для большей наглядности используются игрушки, картинки, костюмы. После проведения занятия дети могут нарисовать рисунок на тему только что проработанной логосказки. Детям также можно предложить рассказать сказку дома родителям.

Логопедические занятия — Конспект подгрупповой логопедической НОД (5–7 лет) «Зимующие птицы»

Публикация «Конспект подгрупповой логопедической НОД (5–7 лет) «Зимующие…» Тема: Зимующие птицы. Цель: Развитие связной речи, согласно лексической теме «Зимующие птицы». Задачи: Коррекционно-образовательная: Обогащать пассивный и активный словарь по лексической теме «Зимующие птицы».Учить детей подбору слов с противоположным значением; составлять…

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы «Город Профессий»


Ход занятия: I.Организационный момент. 1.Беседа с детьми на тему «Профессия моих родителей» Цель: 2. Получение письма с приглашением в Город Профессий. Стук в дверь. Почтальон – ребенок заносит письмо. Ребенок: Здравствуйте. Я веселый почтальон! Детям я давно знаком! Много писем…

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в математику» в подготовительной логопедической группе Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной логопедической группе «П» Задачи: Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи по числовому примеру. Закреплять умения сравнивать два числа используя знаки сравнения «больше», «меньше», «равно». Закреплять…

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Осень. Звук , буквы М, м» Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности Образовательная область: Речевое развитие Тема: «Осень. Звук , буквы М, м» Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словарного запаса детей….

Публикация «Открытое индивидуальное логопедическое занятие „Скажем вместе правильно“» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Логопедические занятия
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015

Коррекционно-развивающие:

• Автоматизировать и дифференцировать звуки Ж и Ш в слогах, словах и фразах.

• Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата.

• Развивать фонематический слух, восприятие, память, воображение, зрительное восприятие.

• Расширять словарный запас детей (шлемофон, этажерка, абажур) .

• Учить согласовывать прилагательное с существительным в соответствии с числом и родом имени существительного.

• Учить составлять предложения.

• Развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

• Воспитание отзывчивости, заботливости, желание сделать приятное.

• Развитие стремления качественно выполнять задания.

Методы и приё мы:

• Игротерапия

• элементы телесной терапии

• сказкотерапия

Оборудование:

«Волшебная палочка», картонные фигурки Жужжалочки и Шипелочки, д/игра «Чаепитие», д/игра «Коллекция, простой и цветные карандаши», д/игра «Живое- неживое, д/игра «Путаница», пластилин, доска для пластилина.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий