Воспитание искусством

Эстетическое воспитание средствами искусства

Эстетическое воспитание детей – основа культурного развития. Под словом «эстетическое» мы имеем в виду не только музыкальный слух, художественные способности, восприятие, эмоциональную отзывчивость. Это еще основы нравственности, эстетика быта, отношения между людьми, культура внешнего вида и внутреннего мира.

Эстетическое воспитание осуществляется всеми художественными средствами (музыка, театр, живопись и т.д), поэтому роль искусства в эстетическом воспитании играет первоначальную роль. Цель его – гармонично развитый, культурный, грамотный, а также прогрессивный человек. Используя художественные и музыкальные средства, эстетическое воспитание формирует личность не для самого искусства, а для его полноценного развития и жизни.

Понятие эстетического воспитания

Развивается эстетический вкус не вдруг, а на протяжении многих лет. Он возникает в процессе работы над эстетическим ростом личности ребенка, когда родители и педагоги стараются развить в нем творческие способности.

Эта сфера воспитания имеет комплексное воздействие на личность, пронизывает все области деятельности, влияет на глубину мышления и чувств, жизненные установки, избирательность. Она тесно взаимосвязана со всеми сферами воспитания, особенно нравственной, поскольку имеет эмоциональное воздействие, заставляет испытывать гамму сложных чувств, выступает организатором духовного роста, регулятором поведения.

О развитости эстетической культуры личности говорит отсутствие в поведении пошлости, способность оценить поэзию высоких чувств, отношений, творческого труда.

Детям не только необходимо иметь потребность в эстетической деятельности, но и активно применять усвоенную систему знаний и навыков в повседневной жизни. Детское творчество тренирует память, формирует мыслительные реакции, учит планированию. Самые первые уроки эстетики на примерах явлений природы и родного края зарождают основы патриотизма, любви к близким, Родине.

Положительное влияние искусства на развитие детей

В процессе развития ребенка, как правило, родителями, воспитателями и педагогами много внимания уделяется письму, счету, развитию логики, изучению языков, чтению. За все это отвечает левое полушарие.  Для развития правого полушария, следует заниматься музыкой, танцами, живописью и другими видами искусства.

Искусство как форма отражения и освоения действительности, форма чувственного познания,  как элемент культуры,  оказывает влияние на развитие личности, помогает проявляться и развиваться творческим способностям человека.

А именно:

Происходит формирование личности
Благоприятно влияет на интеллектуальный потенциал
Способствует формированию социально-приемлемых нравственных ориентиров
Помогает ребенку учиться мыслить творчески
Занятия творчеством способствуют формированию положительной самооценки и уверенности в себе
В процессе знакомства с искусством, ребенок учится наблюдать, анализировать, размышлять, интерпретировать
Учится переводить язык чувств и эмоций в словесную форму
Развивается нестандартное мышление, память, речь, внимание
Искусство, как элемент культуры помогает расширить кругозор и познакомиться с культурной средой всего мира
Искусство — хороший помощник при решении эмоциональных или психологических проблем

Средства и способы эстетического развития

В основе познавательной мотивации ребенка, его этических установок, отношения к окружающим и Родине лежит его активная практика. Продуктивность эстетического воспитания зависит от степени связи с ним предметной деятельности. Развитие личности происходит тем успешнее, чем раньше она будет включена в творчество.

Игра – наиболее продуктивный способ развития творческого потенциала. Посредством игровой деятельности ребенок включается в общение, овладевает элементами культуры, накапливает эстетические впечатления. В процессе игры происходит подготовка к тому, чтобы войти в мир искусства, превратить его в средство познания всего, что окружает.

Занятия по развитию речи формируют представления о многообразии языков и культур родной страны, пробуждают любовь к чтению, дают навыки культуры общения. Особое место занимают походы в театр, кружки выразительного чтения.

На занятиях по окружающему миру воспитывают любовь к природе, патриотизм. Особая роль отводится школьному музею, внимания требует формирование традиций учебного заведения.

Внеурочная деятельность по изучению культуры народов России, проведение совместно с родителями мероприятий, праздников, участие в народных играх и театрализованных представлениях, обрядах дает возможность комплексного решения задачи эстетического развития детей и одновременно их духовно-нравственного воспитания.

Планирование уроков по искусству приобретает особенно важную роль. Они органично продолжаются во время внеклассной деятельности. Приобретенные на уроках по искусству знания ребята с успехом применяют в реальной творческой практике на занятиях в драматических кружках, группах изобразительного искусства.

С этой воспитательной областью тесно связаны походы в театры и кино, экскурсионные поездки, общение с деятелями культуры, искусства.

Обратите внимание
Жизненный опыт детей на каждой стадии развития достаточно мал. Они нескоро смогут выделять эстетические явления из общей массы

Приобщение к творчеству воспитывает у ребенка эстетические потребности, умение наслаждаться искусством, пробуждает интерес к нему, развивает эстетический вкус.

Художественное воспитание и его влияние

Чтоб понять, почему так важно художественное воспитание, вспомним, как устроен наш мозг. Левое полушарие (умное) отвечает за логику, аналитические процессы, усвоение школьной программы

Правое же активно участвует во всем творческом, что творится у нас в голове – эмоции, чувства, интуиция, восприятие прекрасного. Именно это полушарие включается в работу, когда ребенок слушает музыку, любуется картиной или тянет ножку в хореографической композиции. Занятия в школе стимулируют и развивают именно левое полушарие, оставляя правое праздно расслабляться. Для полноценного развития и функционирования мозга работать должны оба полушария в равной степени. Потому так важно воздействие, стимулирующее чувства, эмоциональный отклик. Теперь-то понимаете?

Значение эстетического воспитания

Его актуальность человечество начало понимать еще со времен древности. Многие мыслители и поэты утверждали, что с его помощью можно установить общество гармонии и справедливости что «красота спасет мир».

Воспитательная сила искусства заключена в том, что с его помощью человек способен переживать такие насыщенные чувства как радость и грусть, любовь и ненависть, восхищение и разочарование. Испытанные однажды по прочтении сказки или театральной постановки, они переносятся ребенком на реальные жизненные явления.

Культура, литература играют в духовной жизни общества роль не меньшую, чем наука. С их помощью молодежь тоже познает мир, развивает свое сознание, укрепляется во взглядах и убеждениях.


Потенциал природных эстетических возможностей не всегда реализуется, если чувства не «очеловечиваются» воспитанием. Имея безукоризненный слух, можно не понимать красоты музыкального произведения, обладая замечательным зрением, не быть способным оценить шедевр изобразительного искусства или великолепие природы.

Задачей воспитателей является формирование у обучающихся способности воспринять и оценить прекрасное в окружающей природе, труде и даже быту.

Театральное искусство, как средство воспитания

«Весь мир – театр, а люди в нем – актеры» – сказал великий классик Шекспир, и в чем-то был прав. Стремление воссоздать события истории или литературы стремились еще самые древние люди. Есть в этом и психологический смысл – играя роль, мы проживаем жизнь героев, что позволяет нам не только понять их характер, но и самих себя.

Для детей театр – самое любимое искусство. Магия перевоплощения увлекает и помогает детям справиться с довольно сложными психологическими проблемами, такими как: непринятие себя, стеснение, боязнь публики. Детские постановки сопровождаются музыкальным фоном, цветными декорациями и, часто, хореографическими композициями. Это позволит сказать, что театр включает другие жанры, и несет максимум пользы для маленького актера.

Патриотическое воспитание через искусство

Патриотическое воспитание – основа духовно-нравственного развития личности. Будучи составляющими одной образовательной системы, патриотическое воспитание тесно связано с эстетическим. И не просто связано, а сплетено в единое целое. Воспитание любви к родной культуре начинается со знакомства с песнями, сказками, танцами и произведениями народного прикладного искусства. Только пропустив через сердце можно понять глубину народных песен. Только пропустив через собственные руки, можно представить, как работали наши предки. Искусство не просто средство для патриотического воспитания, это оно и есть.

Арт-воспитание тогда и сейчас

О том, что культурное наследие позитивно влияет на подрастающее поколение, знали еще в прошлых веках. Только в те незабвенные времена воспитание искусством не было чем-то особенным – просто часть повседневной жизни. Дети прошлого (особенно дети благородных сословий) уже с рождения попадали в культурную среду. Живая музыка, ласкающая (не раздражающая) слух, театральные спектакли, как развлечение. Да, о чем говорить, даже игрушки, мебель, одежда, предметы интерьера – все было сделано руками человека, окутывая его жизнь, проникая в сердце.

Сегодня ситуация изменилась. Все живое, человеческое, становится роскошью, уступая место шаблонному и фабричному. Арт среду приходится создавать вручную, обеспечивая постоянный контакт детей с миром прекрасного – миром искусства.

Место эстетической культуры воспитания в социуме

Эстетическая культура – один из элементов общественной культуры, одна из самых старых ее форм, которая возникла еще в эпоху первобытного человека. Лишь со временем она приобрела несколько самостоятельное значение, но и сейчас выступает в форме некоей философии, отражающей богатое отношение человека к миру, его стремление к совершенству, идеалу.

Издавна представление о красоте трактовалось довольно широко: красивым признавалось здоровье, богатство, все то, что было полезно. Красоту рассматривали не только с точки зрения эстетики, но и этики, экономики, признавали красивым совершенный предмет или состояние.

В нашем обществе хорошо заметен разрыв между социальной значимостью эстетической культуры и реальным ее состоянием. Традиционные культурные и нравственные ценности подменяются рационально-логическими, что приводит к дефициту эмоциональности в отношениях, грубости и цинизму, примитивизации жизненных ориентиров.


В зависимости от конкретной жизненной эпохи, представления о прекрасном могут меняться. Понятие красоты присуще, скорее, внешней форме. Прекрасное же не зависит от времени и несет в себе гармонию, совершенство, гуманистические духовные составляющие.

Современный занятой перенаселенный мир в воспитательном плане несостоятелен. Он производит только образованных потребителей, а принцип эстетического воспитания предполагает создание условий для развития, творческое раскрытие каждой индивидуальности.

Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно прикладное искусство

В отличие от музыки, танца и театра, финальный продукт декоративно-прикладной деятельности можно потрогать, увидеть, показать другим и сохранить на память. Есть и еще одно преимущество перед музыкой и танцем – здесь дети выступают в роли творца, создают, пропуская идею через сердце и руки. Творить – большая ответственность, дети это понимают. Воплощение мысли в материю – в этом есть большой смысл, в том числе и воспитательный. Средствами изобразительного искусства решаются множественные задачи, в числе которых художественное развитие, развитие мелкой моторики, эстетического вкуса. Что создают дети? В программе воспитания детских садов тематикой прикладного искусства чаще всего выступает фольклор, поэтому идет нога в ногу с патриотическим воспитанием. В художественных школах дети не только учатся творить, но и знакомятся с шедеврами художников, скульпторов и архитекторов всех времен.

Здоровье общества и эстетическое воспитание

Нынешняя образовательная система несостоятельна. В интересах государства заменить ее на такую, которая позволит максимально раскрыться каждой индивидуальности, поможет детям определить свои пристрастия в искусстве, науке, выбрать любимое ремесло.

Кружки и группы развития должны включать не более 5-7 человек, начиная лет с 5. Находясь вдали от тусовок, подрастающее поколение будет развиваться в культурной среде, учиться чувствовать и думать.

Мышление, речь многих современных детей неразвиты, они не способны выразить свои чувства, переживания. Самым маленьким необходимо начать с музыки и танцев, освоить чтение стихов. Детям постарше нужны занятия в балетных, театральных, художественных студиях, знакомство с риторикой, шахматами, астрономией, изучение биологии, археологии, антропологии.

Откуда возникает творческое общество, грамотные наставники, способные воспитать нравственную личность, имеющую широкий гуманитарный кругозор? Нужны энтузиасты, вооруженные не только теорией, с разработанными программами, имеющие четкие представления о целях эстетического воспитания. Процесс длительный, но неизбежный, иначе обществу грозит вырождение.

Как нельзя заставить любить, так понимать красоту тоже невозможно принудительно. Эрмитаж с Русским музеем, книги по искусству не должны быть в планах каждого воскресенья. Детей можно «наполнить» знаниями. Но целью эстетического воспитания не может быть набор знаний. Это понятие предполагает, прежде всего, способность видеть, создавать вокруг себя красоту.

Как сделать искусство частью жизни ребенка?

Пусть искусство будет доступно для ребенка. Слушайте музыку, танцуйте, рисуйте, пойте.
Занимайтесь творчеством вместе. Если вы не обладаете глубокими знаниями и не знаете, как увлечь ребенка, начните с того, что интересно вам и ребенок потянется вслед за вами.
Организуйте зону, где будут храниться необходимые материалы для творческой деятельности: мелки, краски, карандаши, кисти, альбомы, цветная бумага, клей, пластилин, масса для лепки.
Выделите полку для книг, связанных с искусством и повествующих о нем.
Читайте книги о художниках, музыкантах, архитекторах, скульпторах и предметах искусства.
Рассматривайте репродукции. Обсуждайте, задавайте вопросы, побуждайте ребенка думать и размышлять.
Посещайте музеи, театры, выставки, концерты

Обращайте внимание ребенка на уличное творчество.
Устройте дома мини-выставку детских работ. В качестве места для таких мини-выставок подойдут пробковая доска, магнитная доска, дверь, стена и даже холодильник

С течением времени меняйте рисунки, поделки.
Заведите специальную папку (подойдет папка с файлами на кольцах) или коробку для хранения произведений искусства вашего ребенка. Пусть ребенок видит и чувствует, что он является создателем и близкие люди это ценят. Это способствуют формированию уверенности в себе и положительной самооценки.
Сделайте традиционными домашние спектакли, мюзиклы, музыкальнее концерты.
Если вы заметили, что ребенок интересуется определенным видом искусства, запишите его в тематический кружок, где он сможет узнать больше и приобрести необходимые навыки.

Музыкальное воспитание

У музыки – первое место в воспитании. Обучение игре на музыкальном инструменте решает несколько задач одновременно:

  1. Эстетическая. В процессе обучения музыке формируется и корректируется вкус, развивается музыкальный слух. Участие в концертах воспитывает внутреннюю культуру, как внешнего вида, так и поведения.
  2. Эмоциональная. Периодическое прослушивание и исполнение произведений композиторов-классиков стимулирует эмоциональную отзывчивость.
  3. Воспитательная. Регулярные занятия на музыкальном инструменте вырабатывает усидчивость, волю и целеустремленность.
  4. Физиологическая. Занятия музыкой стимулируют мелкую моторику рук, координацию движений, что напрямую влияет на умственную деятельность ребенка.
  5. Психологическая. Участие в концертах и конкурсах помогает избавиться от страха публичного выступления
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий