Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе
Внеклассная образовательная деятельность – основная форма патриотического воспитания в общеобразовательной школе. Цель проведения внеклассных мероприятий в том, чтобы дать учащимся возможность осмыслить значимость определенных исторических событий в жизни нашей страны и ее народа.
Школьные мероприятия могут иметь следующие формы:
- Праздник (концерта);
- Тематический урок;
- Экскурсии к памятным местам или монументам;
- Конкурсы (внутри класса и между классами);
- Тематические выставки;
- Организация школьного музея и музейные уроки;
- Открытые уроки;
- Тематические классные часы;
- Показ патриотических и документальных фильмов.
Примерные темы мероприятий по патриотическому воспитанию в СОШ
Форма мероприятия | Примерные темы |
---|---|
Тематические уроки | 1. Уроки Памяти «Недаром помнит вся Россия …» (1-11 кл) |
2. Диспут “Дети блокадного Ленинграда” по книге Е. Верейской “Три девочки” (6-7 классы) | |
3. Урок мужества “Ленинградская победа” (7-8 классы) | |
4. Уроки Мужества «Колокола нашей памяти», посвященные битве за Москву (1-11 классы) | |
5. Урок мужества: «И шли на войну девчата…» «У войны не женское лицо…» с приглашением ветеранов войны и труда | |
Конкурсы | 1. Конкурс рисунков «Оружие, доспехи 1812 г.» (1-4 классы) |
2. Конкурс кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (5-8 классы) | |
3. Конкурс творческих работ «История моей семьи в Великой Отечественной войне». Рукописная книга памяти (старшие классы) | |
4. Конкурс ретро-фотографий «Загляните в семейный альбом» – история одной фотографии. «Дню Пионерии посвящается» | |
5. Конкурс кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (5-8 классы) | |
6. Участие в конкурсе «Защитники Отечества» среди военно-патриотических объединений школ | |
Классные часы 1-4 класс | 1. «Дети военной поры» |
2. «Первая победа в Великой Отечественной войне» | |
3. «О подвигах, о доблести, о славе» | |
Классные часы 5-8 классы | 1. «Помни имя свое!» |
2. «Русский характер» | |
3. «Есть слово такое – выстоять!» | |
4. «Наш край в годы войны» | |
5. «Помни, что когда-то шли на бой ребята» | |
Классные часы 9-11 классы | 1. «Они сражались за Родину!» |
2. «Героические подвиги наших земляков» | |
3. «Он тогда не вернулся из боя» | |
4. «Полководцы Великой Отечественной Войны» | |
Выставки, уроки в школьном музее | 1. Организация в библиотеке тематической экспозиции, посвященной 200- летию победы России в Отечественной войне 1812 г. |
2. Музейные уроки «Колокола нашей памяти» | |
3. Участие в смотре-конкурсе залов, музеев, экспозиций боевой славы. | |
Экскурсии, участия в городских мероприятиях | 1. Экскурсии в краеведческий музей, в историко-художественные музеи г.Москва, г. Зарайск, г. Коломна, к памятникам и мемориалам, обелискам |
2. Акции «Милосердие», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка», «Мы граждане России», «Свет в окне» – шефство над ветеранами | |
3. Трудовая вахта памяти по благоустройству памятников военной истории «Подвиг в камне и бронзе» | |
Открытые мероприятия | 1. Открытое мероприятие на параллель «Бессмертен тот, кто Отечество спас!», посвященное победе в Отечественной войне 1812 г |
2. Открытое мероприятие на параллель «Я – гражданин России!», посвященное Дню Конституции. | |
3. Открытое мероприятие на параллель «Есть такая профессия – Родину защищать!» ко Дню защитника Отечества. | |
Музыкальные мероприятия | 1. Конкурс инсценированной песни «Споемте, друзья!» |
2. Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам!», посвященная Дню Победы. |
Гражданско-патриотическое воспитание в школе
В общеобразовательной школе этот процесс становится целенаправленным, нравственно обусловленным и комплексным. Он готовит учащихся к жизни, к взаимодействию, труду и полноценному функционированию личности в обществе, к участию в социальной жизни государства. Формирует чувство ответственности за свой нравственный и правовой выбор (в том числе, политический), за развитие своих способностей и достижений жизненных целей.
Как видите, цели у воспитания глобальны, поэтому государственная образовательная система уделяет гражданскому воспитанию столь большое внимание
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в школе ведется на протяжении всего учебного процесса. Она планируется при организации учебных занятий, классной (на уроках и на классных часах) и внеклассной работы в соответствии с заявленной учебной программой.
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников
Программа выделяет свои цели и задачи, как приоритетное направление в системе образования в целом. В содержании программы излагаются идеи, которые определяют направленность, ценности и другие составляющие гражданской позиции учеников.
Цель программы – создание условий для развития личности будущего гражданина – патриота своей Родины, формирование у него нравственных ценностей, взглядов, установок, мотивов деятельности.
Задачи программы:
- Формирование у учащихся чувства ответственности, твердой гражданской позиции, стремления к самосовершенствованию;
- Повышение качества условий для реализации гражданско-патриотического воспитания;
- Развития его форм и методов с использованием новых технологий;
- Воспитания у учащихся толерантности по отношению к представителям другой национальности;
- Формирование чувства гражданского долга;
- Формирование патриотических чувств по отношению к Родине, любви к своей культуре, чувства гордости за историю, традиции и достижения своего народа.
Гражданско-патриотическое воспитание делится на три возрастных этапа, каждый из которых отличается своими методами и особенностями.
Возрастные этапы | Методы |
---|---|
Начальная школа |
|
Среднее звено |
|
Старшие классы |
|
Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в школе
Работа по гражданскому воспитанию в школе ведется не отдельно, само по себе, а в полном взаимодействии с учебным процессом и внеклассной работой. Задачи гражданского воспитания реализуются в учебной деятельности (на уроках истории, литературы, родного языка, музыки, изобразительной деятельности) и во внеклассной работе. Мероприятия эти планируются как каждым из педагогов отдельно, так и всей школьной системой в целом:
- Тематические классные часы;
- Курс обществознания;
- Экскурсии по школьному музею и в музеи города;
- Изучение истории семьи и семейных традиций;
- Изучение истории своего народа, традиции и обычаи, характерные для той местности, где проживают учащиеся;
- Работа краеведческих, военно-патриотических и других кружков;
- Встречи с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий (в горячих точках);
- Экскурсии по городам России;
- Школьные мероприятия, концерты, конкурсы, организованные в течение года.