Воспитание детей. Педагогические взгляды Демокрита

Демокрит

Демокрит

Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) – представитель материалистического направления в древнегреческой философии. В. И. Ленин считал Демокрита наиболее ярким выразителем материализма древности. Демокрит был ученым-энциклопедистом, занимавшимся математикой, физикой, анатомией, медициной, историей и другими науками. По свидетельству древнегреческих писателей, ему принадлежало до 70 различных сочинений. К сожалению, из них полностью не сохранилось ни одного.

В работах других авторов встречаются многочисленные цитаты из сочинений Демокрита. В них есть очень много интересных высказываний по вопросам воспитания. Демокрит одним из первых высказал мысль о необходимости сообразовать воспитание с природой ребенка

Сопоставляя важность сообщения детям разнообразных знаний и развития у них мышления, он отдает предпочтение второму. Ему принадлежит высокая оценка роли упражнения в воспитании и обучении

Считая любознательность детей глазной пружиной обучения, он все же считал, что нельзя обойтись и без элементов принуждения. Исключительно большое значение в воспитания детей Демокрит придавал воздействию родителей.

Фрагменты о воспитании

430. “Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться”.

435. “Многие многознайки не имеют ума”.

436. “Должно стараться не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума”.

551. “Лучшим с точки зрения добродетели будет тот, кто побуждается к ней внутренним влечением и словесным убеждением, чем тот, кто законом и силой. Ибо тот, кого удерживает от несправедливого закон, способен тайно грешить, а тому, кто приводится к исполнению долга силой убеждения, не свойственно ни тайно, ни явно совершать что-нибудь преступное. Поэтому-то всякий, кто поступает правильно с разумением и с сознанием, тот вместе с тем бывает мужественным и прямолинейным”.

552. “Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда, дурные же вещи сами собой производятся без труда. Ибо часто человека, у которого от природы весьма плохое состояние души, это заставляет помимо его воли быть дурным”.

553. “Могут быть юноши умные и старики глупые. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа”.

554. “Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки”. 577. “Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей”.

615. “Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу”.

616. “Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель,- стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд”.

617. “Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье”.

618. “Постоянный труд делается легче благодаря привычке”.

619. “Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы”.

620. “Дети скупых , если они выросли в невежестве, подобны танцующим между мечами . Они погибают, если при прыжке не попадают в то единственное , где следует поставить ноги. Однако трудно попасть в то единственное место, так как оставляют подошвы ног. Точно так же и эти дети: если они уклонятся от следования отцовскому примеру – от заботливости и бережливости, то обыкновенно гибнут”.

621. “Отчего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней, Вместе с тем найдено средство – обучение плаванию”.

622. “У людей зло вырастает из добра, когда не умеют управлять и надлежащим образом пользоваться добром. Неправильно было бы подобные вещи относить к числу зол, считать их благами. Добром можно пользоваться, если кто захочет, и для отражения зла”.

624. “Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим”.

“Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности”. М., Соцэкгиз, 1935, стр. 211-236.

Демокрит

Мысли древнегреческого философа Демокрита, который жил в 460-370 гг. до н.э., оказали серьезное влияние на педагогическую историю. Он первым выдвинул теорию о материалистической концепции развития личности человека. Философ постоянно делает упор на то, что формирование личности зависит от природы человека и его воспитания. Под «воспитанием» Демокрит имел в виду и обучение

Он всегда отмечал, как важно учиться

Полностью труды Демокрита не сохранились до наших дней, но из выявленных фрагментов точно известно, что философ считал, что воспитание необходимо начинать с малых лет. Сейчас это стало нормой, но в Древней Греции все было иначе. Важную роль в воспитании детей играют родители, при этом подражание взрослым – лучший путь педагогики в семье. Демокрит считал, что взрослые должны быть примером для детей, воспитывать их через свои поступки.

Несмотря на то, что Демокриту досталось богатство в наследство от отца, он много лет путешествовал по разным городам, изучал греческую и египетскую философию. Он отказался от богатств и посвятил себя науке.

Сократ

Еще один древнегреческий философ Сократ также внес немалый вклад в педагогику. Его педагогические суждения основывались на ом, что в списке основных целей человека должно быть самосовершенствование. Философ учил своих учеников, что каждый человек обладает разумным сознанием, которое направлено на добро и истину.

Сократ отмечал, что достичь счастья можно только путем устранения противоречия между личным и общественным мнением. При этом философ считал, что общественные интересы должны быть впереди личных интересов и потребностей. Он придерживался этого принципа и даже трижды принимал участие в боевых действиях. Сократ показал себя отважным воином, хотя умер в возрасте 70 лет от яда. Жители Афин обвинили философа в том, что он не признает богов, и назначали ему смертное наказание.

Древнегреческий философ не вел записей всю свою жизнь. О его работах известно только из трудов его учеников. Сейчас никто не будет отрицать, что Сократ сделал переворот и в философии, и в педагогике.

Платон

Ученик Сократа Платон провозглашал принцип всеобщего обязательного образования. Он считал, что процесс обучения должен длиться не менее трех лет, и даже пытался объединить спартанское и афинское образование

 Платон говорил, что при обучении важно обеспечивать «свободу признания», то есть учитывать индивидуальные особенности ученика

Основные тезисы педагогики Платоны изложил в своей работе «Законы», где отметил важность социальных функций воспитания. Он утверждал, что от правильного воспитания зависит способность человека подчиняться или начальствовать

Для Платона воспитание было неким фундаментом для человека. Он считал, что от этого зависит, в каком направлении человек будет двигаться в будущем, его отношение к окружающему миру. Правильное воспитание помогает ученику прийти к миру идей. При этом Платон считал, что наставником должен быть человек преклонных лет, и обучать ученика пожизненно.

Аристотель

Самым близким учеником Платона был Аристотель. Удивительно, что он с одной стороны поддерживал идеи своего учителя, но в некоторых вопросах был с ним полностью не согласен, имел совершенно другое мнение. К примеру, он не принял теорию учителя о разделении мира на две составляющие – мир идей и мир вещей. Позже философ разработал ряд материалистических положений. Аристотелем был создан лицей «Ликей» в Афинах. Древнегреческий философ успешно им руководил 12 лет.

Аристотель считается одним из влиятельных философов древности. Кроме этого, он известен в истории, как воспитатель Александра Македонского. Философ придавал особое значение государственному воспитанию. Он считал, что ребенок может воспитываться дома до 7 лет, а потом государство должно контролировать процесс его воспитания. При этом воспитание детей до 7-летнего возраста должно базироваться на музыке, играх, сказках, беседах.

Аристотель оказал сильное влияние на развитие педагогики. В отличие от других древнегреческих философов он считал, что воспитание должно проводиться в нравственном, умственном и физическом направлении.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий