В школу с 6 лет: все «за» и «против»
Определенный возраст начала поступления в школу тщательно продуман и выверен детскими психологами и педагогами. Против раннего обучения они приводят следующие доводы:
- у подавляющего большинства шестилетних детей низкий уровень физической, мотивационной, психологической, эмоциональной готовности к обучению;
- сами школы не готовы принять шестилеток, поскольку в учреждениях нет практически никаких условий для дневного сна;
- поведение детей шестилетнего возраста не всегда произвольно, они руководствуются сиюминутными желаниями, предпочитая играть, а не слушать педагога, к тому же им сложно усидеть на одном месте в течение стандартных 40 минут;
- ребенку придется «напрягать спинку» минимум четыре часа (4-5 уроков в день), что приводит к неправильной осанке и даже сколиозу, не забудьте и о портфеле с учебниками и тетрадками.
И все же некоторые родители приводят аргументы в защиту раннего поступления в школу. Они уверены, что:
- лишний год в детсадовской группе способен затормозить психологическое развитие одаренного малыша, особенно если он по всем параметрам подготовлен к школьному обучению;
- напротив, в начальных классах шестилетки тянутся за более взрослыми одноклассниками, стремясь узнать как можно больше новой информации, что затруднительно в условиях детсадовской группы.
Влияет ли пол на готовность к школе
Да, влияет. Родители ошибочно полагают, что мальчиков стоит отдавать в школу раньше, чем девочек. На деле юные представительницы прекрасной половины человечества созревают гораздо раньше: в более раннем возрасте они обладают лучшим интеллектуальным и эмоциональным развитием, коммуникативными навыками и способностью адаптироваться к новому ритму жизни.
При этом девочки более покладисты, учителя редко испытывают с ними серьезные проблемы. Мальчики же созревают позднее – часто они имеют игровую мотивацию к поступлению в начальную школу. Они могут воспринимать ее как новую игровую площадку. В сравнении с девочками они менее ответственные и покладистые, нередко ввязываются в ссоры и драки, имеют проблемы с коммуникацией и установлением адекватных отношений в коллективе.
С какого возраста ребенок может посещать школу в зависимости от пола? Согласно данному критерию девочек можно отправлять в 1-й класс при достижении ими 6 лет и 6 месяцев, а вот мальчикам лучше начинать заниматься после 7 лет. Исключения из правил есть и их достаточно много. Половой фактор рекомендуется учитывать, но не ставить во главу угла. Основными должны оставаться критерии уровня эмоционального, интеллектуального и физического развития.
Готовность к школе складывается из:
- Интеллектуальной — сюда относятся уровень развития высших психических функций ребенка: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления. А так же развитие моторики ребенка, его знания и навыки и т.д;
- Эмоционально-волевой — умение управлять своим поведением и эмоциями, следовать правилам, установленным в школе и дома;
- Коммуникативной — умение находить общий язык со сверстниками и взрослыми, комфортно чувствовать себя в коллективе, решать конфликтные ситуации;
- Мотивационной — адекватное отношение к школе, готовность учиться, принятие “позиции ученика”.
Все эти факторы одинаково важны.
К сожалению, чаще всего, при принятии решения родители ориентируются только на интеллектуальную готовность, т.е. на то, умеет ли ребенок читать, писать, считать и как быстро усваивает информацию.
Но проблема в том, что умение читать и считать еще не означает, что ребенок готов делать это ежедневно, по графику, в коллективе из 25-30 детей.
Гораздо важнее, с точки зрения готовности ребенка к школе, чтобы он умел удерживать внимание во время урока (даже когда материал не очень интересен), соблюдать правила поведения на уроке, не терять интерес к занятию через несколько минут после начала. Практика показывает, что детей, которые по-настоящему готовы идти в школу в 6 — 6,5 лет, очень мало
А некоторые и в 7 лет еще по этим критериям не готовы начать учиться. И тогда лучше подождать до 8
Практика показывает, что детей, которые по-настоящему готовы идти в школу в 6 — 6,5 лет, очень мало. А некоторые и в 7 лет еще по этим критериям не готовы начать учиться. И тогда лучше подождать до 8.
Как законно перевестись на семейное обучение
Иногда ребёнок не может ходить в обычную школу из-за серьёзных проблем со здоровьем (то есть по медицинским показаниям), или же они возникают уже во время учёбы. В этом случае ученик переводится на надомное образование: он находится дома, но к нему регулярно приходят школьные учителя, объясняют новые темы, задают домашние задания, проверяют их, проводят контрольные работы. То есть школьник официально закреплён за конкретным образовательным учреждением, именно оно отвечает за его обучение и аттестацию.
Семейное же образование — совершенно другая форма обучения, здесь функцию педагогов берут на себя родители (или же они нанимают репетитором по всем или некоторым предметам). На домашнее самообразование детей в этом случае переводят по семейным обстоятельствам:
- Ребёнок серьёзно занимается спортом или, например, музыкой, часто ездит на соревнования, участвует в конкурсах. Из-за этого он не может регулярно посещать школу.
Школьник имеет высокий уровень умственных способностей. Ему скучно на уроках, ведь программа рассчитана на среднего ученика. Это негативно сказывается на процессе обучения. Характер работы родителей предполагает частые переезды (например, отец — военный). Постоянные переводы из школы в школу отрицательно отражаются на успеваемости и психическом состоянии ребёнка.
Алгоритм перевода на домашнее обучение
Процедура перехода на семейное обучение достаточно проста. Здесь есть два варианта.
Ребёнок ещё не ходит в школу:
- Родители должны проинформировать о своём решении не отдавать ребёнка в школу орган местного управления в сфере образования (департамент).
- Департамент предоставит список школ, куда можно прикрепить ученика для сдачи итоговых экзаменов.
- Родители заключают договор с выбранным образовательным учреждением. Там отражаются права и обязанности двух сторон, указывается число промежуточных и итоговых аттестаций, их сроки.
Сроки экзаменов могут совпадать с аттестацией у учеников конкретного класса, возможен и индивидуальный план оценки знаний. Кроме того, учащийся может пройти аттестацию экстерном.
Ребёнок уже учится в школе:
- Необходимо обратиться к её директору с написанным заявлением о переходе на семейное обучение.
- Школа издаёт приказ о переводе данного ученика на семейную форму обучения и исключает его из списка обучающихся в конкретном классе.
- Родители аналогично заключают договор со школой (см. п. 3 предыдущего списка).
Многих родителей, решившихся не отдавать ребёнка в школу, интересует вопрос о финансовом обеспечении, в частности, оплатит ли им государство расходы на учебники. Данный вопрос решается на муниципальном уровне: по усмотрению субъекта РФ, в котором проживает семья, назначаются денежные компенсации на обучение. Конкретные цифры могут сильно отличаться, а в некоторых регионах такие выплаты вовсе не предусмотрены.
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
Немного истории
Семейное образование — это вовсе не современное новшество, а давняя традиция русского общества в досоветский период. Она пришла к нам из Византии с принятием христианства. Дети из богатых семей штудировали дома церковные книги (Евангелие, Псалтырь, Часослов).
Широкое же распространение домашнее образование получило в Петровскую эпоху. В качество учителей часто привлекались иностранцы, а к отдельным особам — и русские талантливые литераторы (к примеру, поэт В. А. Жуковский был наставником цесаревича Александра Николаевича — будущего российского императора Александра II). В целом целью семейного обучения было дать элементарные познания в математике, письме, иностранных языках, научить выражать свои мысли в устной и письменной форме, привить хорошие манеры. Ребёнка готовили к следующей ступени получения знаний — академической.
В советское же время учить детей стали исключительно в школах. Таким образом государство полностью регулировало воспитательный процесс юного поколения. Сегодня же отдельные родители снова задумываются о домашнем образовании и применяют его на практике.
Возрастные особенности
- Если появляется желание отдать ребенка в первый класс в возрасте пяти лет, стоит учитывать плюсы, которые в большей степени сходятся к выгоде взрослых. Ведь, у них появится больше времени на самих себя. Кроме того, у родителей появится возможность похвастаться тем, что ребенок развит не по годам, такой маленький, а уже пошел в первый класс. А вот минусов гораздо больше:
- малыш может быть интеллектуально развит наравне с детьми шести – семи лет, однако, стоит учитывать, что в пятилетнем возрасте он является менее устойчивым эмоционально;
- у ребенка возникнет осознание того, что он самый младший в классе, ему будет некомфортно находиться в этих условиях, появится риск развития комплекса неполноценности, возможно появление неврозов;
- физическое развитие пятилетки будет хуже, чем у остальных детей, он худее, слабее — могут появиться проблемы на уроках физкультуры;
- малыш будет вынужден длительное время сидеть, вследствие этого возможно неправильное развитие внутренних органов и сколиоза (парты неприспособленные для данной возрастной категории);
- карапуз, который рано лишился детства, может потерять интерес к школе.
- Если ребенку шесть лет, его можно отдать в школу, если замечаете, что он:
- хорошо читает, возможно, умеет писать;
- здоров, не считается часто болеющим;
- отсутствуют задержки психического и физического развития;
- социально адаптирован, умеет ориентироваться в окружении;
- владеет нормальной речью, отсутствует заикание;
- характерна низкая тревожность, эмоциональная возбудимость невысокая, адекватная самооценка;
- дорога в школу занимает не больше 20 минут.
- Семь лет — самый оптимальный возраст для обучения в школе:
- Если решаете подождать до восьми лет, то должны учитывать следующее:
Согласно наблюдениям девочки шести лет гораздо проще адаптируются к школьному процессу. С точки зрения половой принадлежности считается, что маленьким принцессам лучше идти в первый класс в шесть с половиной, а мальчикам — ближе к восьми годам. Стоит учитывать и индивидуальные особенности каждого отдельно взятого ребенка, может быть с точностью да наоборот.
Кто поможет сделать выбор
Часто родителям трудно самостоятельно определить, готово ли их шестилетнее чадо к школе. В этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам:
- Воспитатель детского сада. Педагог, работающий в группе, всегда сможет сразу выделить наиболее «взрослых», развитых детей, которым вполне можно пойти в школу в шесть лет. Это становится понятно уже в среднем звене. Таких ребят можно порекомендовать перевести в группу постарше за год до их выпуска (из средней сразу в подготовительную).
- Психолог. Специалист поможет оценить эмоциональную зрелость ребёнка, его темперамент, укажет на возможные психические проблемы, даст ценные указания.
- Педагог на курсах подготовки к школе. Даже если родители сомневаются, отдавать ли в будущем году своё чадо в первый класс, можно в любом случае пойти на «подготовку». Занятия покажут, как малыш справляется с обучением. Учитель, работающий там, также поможет семье сделать выбор.
Помочь определиться помогут специалисты — например, воспитатель группы, которую посещает ребёнок
Этот и другие интересные и полезные материалы для родителей есть на нашем канале melkie в Яндекс Дзен.
Каждый ребёнок уникален, и никто не знает его лучше, чем родители. Если малыш хочет в школу, демонстрирует высокие параметры развития, то можно отдать его в первый класс и в 6 лет. Однако иногда взрослым лучше умерить свои амбиции и дать сыну или дочери подольше насладиться беззаботным детством — это бывает необходимо для гармоничного становления личности.
Плюсы и минусы семейного обучения
Преимущества семейного обучения очевидны:
Комфортная организация процесса: с ребёнком можно заниматься в любое время суток, в любом месте (например, на даче или в путешествии)
Если сын или дочь неважно себя чувствует, занятия можно пропустить, а потом наверстать материал.. Возможность углубляться в интересующие предметы
Нет страха перед ежедневными оценками. Возможность получать знания из разнообразных источников: электронных книг, видеоуроков и пр. Высвобождается время на отдых, полезные увлечения (спорт, танцы, музыка и пр.)
Возможность углубляться в интересующие предметы. Нет страха перед ежедневными оценками. Возможность получать знания из разнообразных источников: электронных книг, видеоуроков и пр. Высвобождается время на отдых, полезные увлечения (спорт, танцы, музыка и пр.).
Ребёнок общается только с теми, с кем ему действительно интересно, нет стресса от пребывания в навязанном коллективе, от выполнения дисциплинарных требований.
Что касается потенциальных недостатков семейного обучения в сравнении со школой, то можно выделить следующие моменты:
- Отсутствие социальной адаптации. Опять-таки это спорный вопрос, с которым согласны далеко не все родители. Ведь главное — не изолировать ребёнка от обещания с друзьями, а, наоборот, поощрять его.
- Некоторым детям (например, выраженным экстравертам) трудно обучаться вне коллектива.
- Критика со стороны знакомых, родственников. Не все способны понять такую форму обучения, например, бабушки, выросшие в советский период.
Сколько лет должно быть ребенку для поступления в школу?
Система образования предусматривает предварительную подготовку детей, которая проводится в детских садах или специальных группах, чтобы дать детям возможность адаптироваться к новым условиям обучения и социализации. Это помогает ребенку успешно адаптироваться к учебе в школе, развивать умения и навыки, необходимые для успешного обучения.
Поступление в школу | 6 лет |
Предварительная подготовка | детский сад или специальные группы |
Возрастное ограничение для поступления в школу является важным моментом в жизни ребенка и его родителей. Родители должны быть готовы поддерживать ребенка во время его адаптации к новой среде обучения и помогать ему справиться с возможными трудностями. Вместе с тем, ребенок должен быть готов к учебе и обладать некоторыми базовыми навыками и знаниями, чтобы успешно функционировать в школьной среде.
Как понять, готов ли ребенок к школе?
Психофизиологическая готовность выражается в способности:
удерживать внимание на учебной деятельности (даже не очень интересной); произвольно запоминать и воспроизводить определенное количество информации; владеть такими мыслительными операциями, как синтез, анализ, обобщение, классификация и т.д. Ключевым здесь является слово “произвольно”, т.е
целенаправленно, через волевое усилие
Ключевым здесь является слово “произвольно”, т.е. целенаправленно, через волевое усилие
В возрасте пяти-шести лет память и внимание непроизвольны, это особенность возраста. Все учебные навыки, полученные ребенком до шести лет, усваиваются через игровую, а не учебную деятельность
Формирование произвольности редко происходит до шести с половиной лет
Именно поэтому существует законодательно закрепленное правило не брать ребенка в школу ранее этого возраста. Исключения допускаются в очень редких случаях, после заключения целой комиссии специалистов: психолога, логопеда, педагога
Формирование произвольности редко происходит до шести с половиной лет. Именно поэтому существует законодательно закрепленное правило не брать ребенка в школу ранее этого возраста. Исключения допускаются в очень редких случаях, после заключения целой комиссии специалистов: психолога, логопеда, педагога.
И эту комиссию интересуют совсем не знания и умения малыша, а его общая готовность учиться. Люди, работающие в школе, знают: многие дети не могут произвольно усваивать программу не только в шесть с половиной лет, но и в более старшем возрасте.
Разве вам не встречались очень развитые и умные малыши, которые не могут и пяти минут усидеть на месте? Их знания и умения поражают, но в классе такому ребенку работать очень тяжело. Он постоянно отвлекается, играет, поет, сползает под парту и т.д. “Вроде умный, но постоянно отвлекается, поэтому учиться хорошо не может” — так чаще всего в устах учителей звучит заключение о психофизиологической незрелости ребенка.
Мотивационная готовность — это интерес к учебе, желание узнавать что-то новое, учиться и преодолевать трудности даже тогда, когда что-то не получается. Мотивационная готовность выражается в самостоятельном желании ребенка идти в школу, для того чтобы научиться читать, писать и получать новые знания. У детей пяти-шести лет часто наблюдается интерес к внешним школьным атрибутам (портфель, школьная форма, учебники и тетради) или к общению в школе (друзья из детского сада идут в первый класс). Учебная мотивация в этом возрасте — явление очень редкое.
Социально-коммуникативная зрелость обеспечивает малышу успешную адаптацию в коллективе. Она выражается в умении соблюдать нормы поведения в обществе, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками, отстаивать свою точку зрения и находить компромиссные решения в сложных конфликтных ситуациях.
Возраст: плюсы и минусы
Шестилетки
В нашей стране настоятельно рекомендовано отдавать детей в школу с 6 лет. К сожалению, это продиктовано не интересами детей, а экономическими интересами государства, так как содержание ребенка в детском саду обходится дороже, чем содержание первоклассника. При этом родителей уверяют, что программы школьного обучения специально разработаны для детей именно такого возраста: и оценок им не ставят, и домашних заданий нет. И ведь так оно и есть: оценок не ставят первые два года, а в третьем классе у детей возникает весьма неоднозначное к ним отношение и масса переживаний по этому поводу, ведь они не привыкли к тому, что в школе их оценивают подобным образом. Что касается заданий на дом, то делать их рекомендовано по желанию. На деле же, не имея подкрепления дома, школьные знания быстро исчезают. В настоящее время в моей семье два первоклассника, и все прелести начальной школы мы переживаем в полном объеме.
Плюсы возраста: дети очень любознательные, активные в налаживании дружеских контактов.
Минусы: большинство первоклашек этого возраста с трудом высиживают 35 минут урока, плохо концентрируют внимание, быстро забывают информацию, очень болезненно переживают неудачи и становятся тревожными. Семилетки
Семилетки
Семилетние дети, на мой взгляд, в большинстве своем лучше подготовлены к школьной жизни. Они легче справляются с «непослушными крючочками и палочками», так как их мелкая моторика развита намного лучше. Знаю об опасениях мам о том, что ребенок более старшего возраста среди шестилеток будет выглядеть как объект насмешек. Ничего подобного ни в одном из первых классов нашей школы не наблюдается, а таких классов у нас шесть (я сама работаю в школе и отвечаю за младшие параллели, поэтому информация на этот счет у меня довольно объективная). Что касается непосредственно социализации и налаживания контактов с другими детьми, то, вне зависимости от возраста, от этого не застрахован ни один ребенок.
Плюсы возраста: эти дети более усидчивы, по этой причине лучше усваивают материал, дольше способны концентрировать свое внимание, без труда выдерживают продолжительность уроков, у них более устойчивая нервная система. Минусы возраста: если ребенку пришлось «пересиживать» лишний год в детском саду, в другой группе, это не совсем хорошо
Также есть опасность «перегорания», в случае если первоклассник идет очень хорошо подготовленным к школе, ему очень скоро станет неинтересно двигаться в среднем темпе вместе со всеми
Минусы возраста: если ребенку пришлось «пересиживать» лишний год в детском саду, в другой группе, это не совсем хорошо. Также есть опасность «перегорания», в случае если первоклассник идет очень хорошо подготовленным к школе, ему очень скоро станет неинтересно двигаться в среднем темпе вместе со всеми.
Личный опыт: своих мальчишек однозначно планировала отдать в школу с 7 лет и не прогадала, как мне сейчас видится, несмотря на то, что одному из них в октябре первого класса исполнилось 8 лет. К школьным удачам и неудачам относятся довольно объективно, с заданиями справляются, шли подготовленными, но без фанатизма, поэтому хорошо успевают «в ногу» со всем классом.
Мнения специалистов, в том числе Е.О. Комаровского, о лучшем возрасте для старта
- Педиатр Дмитрий Чеснов, зав. приемным покоем 3-й детской клинической больницы Минска, утверждает, что ребенка нужно отдавать в школу после 7 лет. По его мнению, к этому времени «дозревает» нервная система, перестраивается иммунная, проставлен весь набор профилактических прививок.
- Валерий Станчик, учитель начальных классов жодинской школы № 6 говорит, что ребенок в 6 лет и в 7 – это два разных человека. Многие родители ошибочно считают, что умение писать и читать для школы достаточны.
На самом деле гораздо важнее школьная зрелость, включающая в себя указанные выше параметры. Бывает, даже в 7 лет ребенок к школе не готов. И если родители отдают его в школу, надеясь, что там все выровняют, этого не произойдет. А будет лишь насилие над личностью. И это обязательно негативно отзовется в старших классах.
- Психолог минской гимназии № 3 Молодечно Оксана Степанова по этому вопросу думает следующее. В 5–6 лет у детей превалирует игровая деятельность. Это видно по их поведению на переменках: катают по подоконнику машинки, играют в куклы. Также в 6 лет хуже развито абстрактное и образное мышление, нет чувства долга. Шестилетка может уйти с урока, потому что надоело, а в 7 лет у ребенка уже есть понимание – «не хочу, но должен».
- Доктор Комаровский говорит, что в 6 лет кости и внутренние органы активно растут. Физическая двигательная активность в этом случае очень важна. Но вместо этого ребенка заставляют сидеть в классе, в компании детей, где не все здоровы.
Лучший возраст для школы – 7 лет. Если ребенок все же пошел в школу в 6 лет, то родители должны обеспечить ему высокую физическую активность: игры на свежем воздухе, прогулки, занятия спортом в секциях. И хотя уроки первоклашкам задавать не должны, им часто рекомендуют дома почитать, выписать буквы или позаниматься математикой. Комаровский настаивает, что выполнение уроков должно занимать минимум времени и проходить после физической активности, но не поздно вечером.
Важно! Мнение всех специалистов однозначно: позже лучше, чем раньше. Итак, по закону в школу идут с 6,5 до 8 лет
Критерием определения готовности должен быть уровень школьной зрелости. А это уже развитие ребенка по всем параметрам – физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное и психологическое. Нелишним будет подтверждение готовности ребенка консультацией психолога, педагога и врача
Итак, по закону в школу идут с 6,5 до 8 лет. Критерием определения готовности должен быть уровень школьной зрелости. А это уже развитие ребенка по всем параметрам – физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное и психологическое. Нелишним будет подтверждение готовности ребенка консультацией психолога, педагога и врача.
В каких случаях лучше повременить с поступлением в школу?
Существует ряд «противопоказаний» для начала учебы ранее 7 лет:
1. Психологические:
- отсутствие мотивации к учебе, явное предпочтение игры обучению;
- появление в доме новорожденного одновременно с поступлением ребенка в 1 класс;
- тяжелый период в жизни семьи (ссоры, развод, безденежье и др.).
2. Социальные:
- большое количество взрослых, участвующих в жизни ребенка (это чревато излишним прессингом на малыша);
- выбор родителями для обучения гимназии, частной школы или лицея с высокими требованиями программы, необходимостью ежедневных (возможно, длительных) поездок туда и обратно.
3. Медицинские:
- психические заболевания;
- недавно перенесенные травмы головного мозга, позвоночника;
- хронические болезни;
- слабый иммунитет.
«Обученность» или интеллект?
Умение писать, читать и считать, увы, еще не признак готовности ребенка к школе. Это скорее «вынужденная обученность» в угоду родителям. Одно дело, когда ребенок сам старается выучить буквы, постоянно подходит к родителям с вопросами, самостоятельно начинает читать книги, пересказывать их всем желающим и нежелающим, делиться информацией, которую можно почерпнуть только из книг или бесед, удивляет окружающих своими интересными высказываниями. И совсем другое, когда ребенок ходит на занятия по подготовке к школе и родители постоянно тестируют его на предмет «чему научился сегодня». Согласитесь, заинтересованность у детей в приобретении знаний разная в обоих случаях. Но даже если малыш сам научился читать и удивляет своим багажом знаний, еще не факт, что в школе ему будет легко и спокойно. Есть вероятность, что ему может быть скучно и неинтересно вначале, а возможно, он будет непоседой в силу своего возраста и характера. И это тоже надо учитывать, отправляя ребенка в школу.
Личный опыт: уж очень мне хотелось, чтобы мои дети были отличниками хотя бы в начальной школе. Старшие шли очень подготовленными, но уже к середине первого класса их интерес к учебе практически иссяк. Свою пятую барышню я к школе практически не готовила, решила, что учитель научит лучше, и опять ошиблась. Моя дочка «разлюбила» школу со второго дня, плакала и боялась преподавателя. И это говорит лишь о том, что надо было просто следовать за интересами ребенка, а не за своими амбициями, решив, что я «знаю все лучше всех».
Традиционные опасения
С одной стороны, нам, родителям, хочется видеть своего ребенка умным, образованным и успешным. При этом большинство полагает, что чем раньше начать процесс обучения, тем лучше будет результат. По этой причине некоторые малыши попадают в активную развивающую среду прямо с пеленок: карточки Глена Домана, система Монтессори и т.п. И вроде бы стараемся для малыша (даем самое лучшее, на наш взгляд), а сами оглядываемся на мамочек рядом с нами – все ли мы успели из того, что успели они? Нередко детки идут в школу «очень подготовленными»: и писать умеют, и считать, и читают почти бегло… И все же опасения остаются. И они имеют под собой вполне себе реальные основания.
Личный опыт: моя старшая доченька знала буквы уже в 5 лет, читала и считала довольно неплохо. В то время перед приемом в первый класс было обязательное тестирование у психолога. После всех картинок и табличек полагалось собеседование. На вопрос, хочешь ли ты идти в школу, мой ребенок (в марте ей исполнилось 6 лет) отвечал утвердительно. На вопрос, что бы ты с собой взяла, чтобы тебе там было хорошо, моя дочка ответила: «куклу». Разумеется, в школу нас не взяли: сказали: «не укорачивайте детство, пусть еще поиграет с куклами». Ух, как я обиделась! решила, что это удар по самолюбию, ведь и писать, и читать умеет, при чем тут куклы! И напрасно. Моя девочка пошла в школу в 7 лет, успешно ее закончила, отучилась в БГУ, теперь она программист и мама двоих замечательных мальчишек.