Важность и методы экологического воспитания детей всех возрастов

Эксперименты и дидактические игры

Дети по своей натуре всегда исследователи, поэтому особое внимание следует уделить изучению природных явлений через проектную деятельность. Ребенок учится ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы и проверять их, анализировать и систематизировать полученные результаты

Примерами таких проектов могут служить любые физические и биологические процессы — испарение и замерзание воды, развитие растения под влиянием солнца, рост рыбки от малька до взрослой особи, простейшие химические опыты и пр

Ребенок учится ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы и проверять их, анализировать и систематизировать полученные результаты. Примерами таких проектов могут служить любые физические и биологические процессы — испарение и замерзание воды, развитие растения под влиянием солнца, рост рыбки от малька до взрослой особи, простейшие химические опыты и пр.

Один из самых действенных методов по экологическому воспитанию дошкольников — проведение дидактических игр. Такие занятия учат ребенка целому комплексу важных компетенций: рассуждение, анализирование, умение запоминать, самостоятельность и др. Формируется экологическая культура.

Примеры игр, применяемых при экологическом воспитании дошкольников:

  1. «Пищевые цепочки». Воспитатель предлагает карточки с изображением животных и растений, дети выкладывают из них пищевые цепи.
  2. «Как вести себя в лесу». Воспитатель по очереди показывает предметы или картинки (спички, рогатка, радио, ружье и т.д.), дети по очереди объясняют, почему нельзя ходить в лес с этими предметами.

В каком возрасте начинают применять экологическое воспитание?

Многие считают, что ребёнка в частном мини-саде, а позже в школе научат основам экологического образования. Это конечно верно, но начинать нужно раньше. Уже с 3-4 лет ребёнок начинает активно познавать окружающий мир, его интересуют животные, растения и различные явления природы. Это идеальный период, когда можно привить знания и навыки бережного отношения к окружающей среде.

В раннем возрасте основные воспитательные процессы возлагаются на родителей и частично на воспитателей детского сада, который посещает малыш

Важно понимать, что дети подсознательно перенимают основную модель поведения от взрослых. Соответственно, родители должны на собственном примере показывать заботу растениях, животных и природе в целом

Экология и воспитание — суть понятий

Часто самым непонятным кажется наиболее очевидное. Понятие «экология» давно уже стало обычным, привычным, а главное — универсальным. Проблема состоит в том, что экология — это очень сложная наука, сформировавшаяся на стыке биологии, географии, химии и, в некоторой степени, физики. А если еще точнее, то экология — это частное проявление общей теории систем.

Если спросить человека, далекого от науки, что такое экология, то обычно мы получим ответ: « Это что-то про чистоту на планете». Как-то так получилось, что это понятие от сложной системной науки низвели до действий по очищению территории от мусора.

Не вдаваясь в подробности такой трансформации, приведем сугубо научное определение экологии: это наука о закономерностях функционирования экологических систем. Логично продолжить это определение понятием экологических систем. Это такие живые системы, функциональными единицами которых являются организмы разных видов в их взаимодействии друг с другом и с компонентами неживой природы. Таким образом, объектом науки экологии является вся живая материя планеты.

Однако не стоит путать биологию с экологией. В биологии объектом является организм во всех его проявлениях кроме психики. В экологии объектом является процесс взаимодействий организмов друг с другом. Поскольку эти взаимодействия носят постоянный характер, они и образует экологическую систему.

Таким образом, если упростить определение, то экология — это система знаний о том, как организмы, взаимодействуя друг с другом, образуют экологическую систему.

Прежде чем перейти к проблемам экологического воспитания, необходимо затронуть еще одно понятие — экологическая среда. Многие полагают, что экологическая и окружающая среда — это синонимы. Однако это не так. Окружающая среда — это понятие не совсем корректное. Среда — это то, что посередине, что окружает объект. Таким образом, мы получаем тавтологию.

Корректнее было бы применять термин экологическая среда, который трактуется как специфическая среда, созданная взаимодействием живых объектов. Поскольку любой организм может жить только в такой среде, то это определение можно трактовать несколько иначе. Экологическая среда — это такие параметры внешней для данного организма среды, которые сформированы деятельностью различных организмов в их взаимодействии друг с другом.

А понятие «окружающая среда», несмотря на свою некорректность, вошла в учебники и законы. По этой причине оно является скорее юридическим термином, касающимся безопасности жизни человека, чем научным понятием.

Как это выглядит на практике?

За всеми этими, казалось бы, мудреными понятиями скрывается незаметная для ребенка ежедневная работа. Особенности формирования мышления, как мы помним, в этом возрасте выражены предметностью и наглядностью. Поэтому, выходя на прогулку или выезжая на природу, родители просят ребенка оценить, какие изменения в природе произошли в последнее время (расцвели цветы, «поседели» одуванчики, на деревьях щебечут птенцы, стало слякотно, улетели птицы, выпал снег и т. д.).

Работая в саду или огороде, малыш получает знания о том, в какой период года какие работы должны проводиться для того, чтобы расцвели цветы, созрели фрукты, овощи. При этом ему можно объяснить, для чего нужны бабочки, летающие вокруг, жуки, муравьи, птицы, какова их польза и взаимосвязь. Рассказать, что у них у всех есть свой дом, у родителей есть малыши, о которых они заботятся и очень волнуются, когда с ними что-то случается – так же, как и люди.

Своим примером взрослые показывают созидательное отношение к природе (полить, подкормить, взрыхлить), объясняют, что давить жуков, ловить бабочек, ломать ветки просто так – негуманно (и сами не делают этого). При этом можно трогать траву, нюхать цветы, наслаждаться пением птиц, ежедневно наблюдать за изменениями, которые происходят (вот и календарик пригодится), делать выводы о законах природы.

Во время семейных экологических акций дети узнают, для чего нужны деревья, почему так важно о них заботиться, почему нельзя засорять окружающую среду отходами и так важно подкармливать зимой птиц в саду, во дворе, парке. Хорошо, если ребенок начинает задавать множество вопросов об этом, чтобы расширить круг имеющихся знаний, систематизировать полученную информацию

Хорошо, если ребенок начинает задавать множество вопросов об этом, чтобы расширить круг имеющихся знаний, систематизировать полученную информацию.

Когда ребенок заботится о комнатном цветке или животном, взрослые также учат его созидать, сохранять, помогать. Их рассказы, сопровождаемые наглядными живыми картинками, не воспринимаются ребенком как поучение. Это – естественный процесс. Формирование экологического сознания в дошкольном детстве должно проходить незаметно.

Специфика экологического воспитания у дошкольников

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста имеет особую специфику. Хороший педагог, конечно, может объяснить пятилетнему ребенку даже теорию относительности. Однако в детской психике останется лишь мутное представление о том, что мир неоднозначен и весьма странно устроен.

Можно объяснить малышу и что такое экосистемы. На образном уровне это делается очень просто. Ведь для этого есть хорошая палочка-выручалочка — трофическая пирамида, которая понятна даже трехлетнему малышу, если правильно ее объяснить.

Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста состоит из следующих правил и принципов:

1. Любой теоретический посыл должен подкрепляться действием или бездействием. Например, если объяснить ребенку, что растения выделяют кислород, которым мы дышим, то поджигать опавшие листья нельзя. Этот не очень логичный с первого взгляда запрет основан на том, что растениям нужна почва, которая формируется из гниющих опавших листьев.

2. Трофическая пирамида как основа основ экологической системы объясняется очень просто: если в природе существует какой-то вид, то значит он природе, то есть экосистемам нужен. Пример: зачем нужны пауки? Они едят насекомых, среди которых очень много тех, кто ест растения. Если бы не было пауков, то растительноядные насекомые размножились бы и съели все растения, которые, как известно, выделяют кислород. Мотивация к действию: пауков и прочих хищников убивать нельзя, потому что они приносят пользу экосистеме, а значит и нам.

3. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста должно быть основано на принципе неприемлемости деления организмов на вредных и полезных. В природе все полезно. Есть только организмы, опасные непосредственно для человека. Яркий пример — комары. Они кусаются и переносят болезни, но в природе являются кормовой базой большого количества животных. Поэтому их нельзя убивать, но от них нужно обороняться.

4. Обычно в систему экологического воспитания детей младшего возраста входит вывешивание кормушек и всяких скворечников. Однако часто здесь телега ставится впереди лошади. Зачем кормить птичек, если они сами находят себе корм? Зачем вешать всякие скворечники, если гнездо можно устроить в другом месте? Здесь нужна связь с человеком: он так разрушил среду обитания птичек (рубка деревьев, строительство домов, земля, закрытая асфальтом и т.д.), что без нашей помощи они погибнут.

Вся методика экологического воспитания детей дошкольного возраста держится на соблюдении связи отдельных экологических правил с правилами человеческого поведения.

В заключении нужно сказать еще несколько слов о том, чего ни в коем случае нельзя делать при экологическом воспитании детей дошкольного возраста:

1. Нельзя собирать букеты цветов, поскольку после этого растения не могут размножаться

Поскольку культ цветочных букетов неистребим, заострите внимание детей хотя бы на том, что нельзя срывать дикие цветы

2. Нельзя собирать всякие гербарии, ловить бабочек сачком. Причина та же, что и при сборе цветов.

3. Нельзя убивать какое-либо животное, если оно вдруг покажется вам неприятным. Например, к этой категории относятся паучки, многоножка-мухоловка, уховертка и т.п. Исключение составляют только животные, представляющие собой реальную и непосредственную опасность для ребенка: клещ, кусающие комары и т.п.

Подведем итоги. Экологическое образование для малышей — это система правил, направленных на сохранение природных объектов, а также почитание всего живого как особой ценности на нашей планете.

Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

В XXI веке одними из самых сложных задач, стоящих перед человечеством, являются загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов. Решать данные глобальные проблемы нужно комплексно, меняя не только хозяйственно-бытовую деятельность человека, но и его мышление.

Основы отношения к миру закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте, поэтому начинать учить бережно относиться к природе надо как можно раньше. Уже с момента поступления ребенка в детский сад ему следует прививать базовые навыки экологического мышления и поведения.

Определение

Экологическое воспитание в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях) — это формирование у детей дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе с опорой на основополагающие знания из области экологии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Теоретические аспекты, для чего нужно, актуальность

Экологическое воспитание дошкольников включает следующие компоненты:

  1. Теоретический уровень — состоит в формировании базовых представлений об объектах и явлениях природы.
  2. Практический — заключается в приобретении навыков и умений бережного обращения с природными объектами, в том числе на бытовом, хозяйственном и трудовом уровне.
  3. Нравственный — воспитание морально-нравственных компонентов, отвечающих за общую экологическую культуру личности: ответственность, осознанность, бережливость, гуманность, эмпатию.
  4. Эстетический — взращивание эстетического чувства по отношению к природе, умения восхищаться и ценить ее в самых разнообразных проявлениях.

Основные задачи:

  1. Сформировать базовые экологические знания.
  2. Развивать познавательный интерес к миру природы.
  3. Заложить основы экологической культуры личности, включая такие компоненты, как экологическое сознание, мышление и поведение.
  4. Направлять активную деятельность дошкольников на охрану явлений и объектов природы.
  5. Укреплять любовь к природе на основе нравственных, эстетических и иных компонентов.

Для успешного экологического воспитания в ДОУ необходимо соблюдать следующие правила:

Приоритетность

Создавать атмосферу важности и значимости экологических проблем. Систематичность

Занятия должны быть не разовыми и случайными, а вписываться в единую систему

Систематичность. Занятия должны быть не разовыми и случайными, а вписываться в единую систему.

Личный пример

Воспитатели и родители должны своим примером показывать образцы бережного отношения к природе.

Самосовершенствование. Педагогам следует постоянно повышать свой уровень экологических компетенций.

Материально-техническая база. В ДОУ должна быть обширная, постоянная пополняемая база для проведения экологических занятий. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей и быть органичным компонентом образовательно-воспитательного пространства.

Диагностика и контроль. Необходимо систематически проводить диагностику сформированных знаний, умений и навыков в области экологии. В случае недостаточного уровня усвоения программы следует повторить и закрепить отдельные темы.

Средства экологического воспитания — это набор материалов и приспособлений для проведения занятий экологической направленности:

  • литература о природе;
  • иллюстрации;
  • карточки с изображениями животных и растений;
  • модели природных объектов;
  • «живой уголок»;
  • «ботанический сад»;
  • «зеленая зона»;
  • экологические игрушки и развивающие игры.

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что:

  • в современном мире экологические проблемы выходят на первый план;
  • необходимо переориентировать сознание человека с потребляющего типа на природосообразный и созидательный;
  • фундамент отношения к окружающему миру закладывается в возрасте до 7 лет;
  • пробелы в экологическом воспитании, сделанные в дошкольном возрасте, потом очень трудно восполнить;
  • воспитание экологической культуры влияет на всю структуру личности.

Сущность модели экологического воспитания детей дошкольного возраста

Именно поэтому модель экологического воспитания детей дошкольного возраста будет нежизнеспособна без личного примера родителей и педагогов, демонстрирующих разумное и гуманное отношение к окружающей среде, и по мере сил и возможностей участвующих в природоохранной деятельности. Кроме того, отношение взрослых и их эмоциональный настрой также ложатся в основу экологического сознания малышей. Удовольствие от полезного труда, оценка результатов своей деятельности, ощущение нужности и востребованности своих действий помогает закрепить ассоциативные связи между природой и радостью, отличным настроением, получением позитивных эмоций. Соответственно, во многом – практически на 70-80% — успешность формирования положительного экосознания детей зависит от окружающих их взрослых – родителей и педагогов.

Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста

Методы экологического воспитания детей дошкольного возраста построены на совместной деятельности обучаемых деток и непосредственно воспитателя. Педагог знакомит своих подопечных с природой, используя для этого:

1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр кинофильмов, диапозитивов. Считается, что именно эти методы наиболее эффективны в случае с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные – очень яркие – представления о природе

2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируя таким образом свои знания и переводя их в практическую сферу деятельности.

3. Словесные методы:беседы, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и/или воспитателя. Основная функция их – расширение знаний о природе а также формирование положительного отношения к ней.

Полноценное экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста подразумевает широкое использование всех указанных выше методов. В каждом отдельном случае выбор соответствующих методов и сочетание их с другими элементами эковоспитания определяется педагогом. При этом обязательно учитывается возраст детей и суть изучаемого на определенном занятии явления или объекта природы. Допускается проведение импровизированных уроков, когда объектом наблюдения становится то, что в данный момент окружает детей, однако более эффективным считается предварительная подготовка занятия, подкрепленная иллюстрациями и живыми примерами.

Проведение открытых мероприятий на экологическую тему

Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.

Примеры конспектов для проведения открытых занятий по экологии в разных группах

  • Белякина Е. «Сказка про водичку» (вторая младшая группа).
  • Савина А. «Путешествие в весенний лес» (средняя группа).
  • Наширванова Р. «Наши друзья — деревья» (старшая группа).
  • Поливахина Г. «Будь природе другом» (подготовительная группа).

Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе

Смотрите это видео на YouTube

Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.

Экологическое воспитание взрослых

Поскольку вопросом экологической культуры в России начали заниматься недавно, многие взрослые люди мало знакомы с основными правилами и понятиями рационального пользования ресурсами природы

Поэтому внимание уделяется просвещению трудоспособного населения страны. В организациях регулярно проводятся субботники, задача которых – очищать от мусора не только территорию предприятий, но и разные части города

Некоторые компании устанавливают специальные баки для сортировки мусора, приучая сотрудников отдавать на переработку то, что может быть ей подвергнуто.

Отдельная форма работы со взрослыми – это экологическое волонтерство. Оно включает уборки на территории города и участие в других популярных программах. Во многих частях России организуются пункты по сбору пластика (наиболее известно в этом плане движение «Добрые крышечки») или использованных батареек.

Волонтеры проводят тематические встречи и занимаются просвещением населения. Главная цель таких встреч – научить всех граждан страны рациональному пользованию природными ресурсами.

Что входит в понятие «экология»?

Исходим из того, что экология – это наука о взаимодействии всех звеньев в природе и влиянии на нее человеческой деятельности. Тогда экологическое воспитание – это, прежде всего, формирование у ребенка позитивного восприятия окружающей среды как единого целого, его убежденности, что необходимо относиться к природе бережно, разумно используя ее ресурсы.

Концепция экологического воспитания в дошкольном возрасте включает в себя:

  • нравственное воспитание (привитие сострадательного отношения к окружающему миру природы);
  • духовное развитие (объяснение таких понятий, как неповторимость экосистемы нашей планеты, взаимосвязь всего живого на ней, созидающая роль человека);
  • воспитание чувства прекрасного – понимания ценности красоты родной природы;
  • интеллектуальнее развитие – формирование в сознании ребенка целостной системы экологических знаний;
  • формирование у ребенка экологического миропонимания и желания защищать природу, оказывать ей помощь.

Понятно, что для решения всех этих задач недостаточно будет знаний, полученных малышом в дошкольном учреждении: концептуальная цепочка должна начинаться с семьи, ведь именно здесь ребенок черпает первые понятия об устройстве мира, роли человека в социуме, природе, о стереотипах поведения и т. д.

  • Все живые существа в природе (и человек тоже) взаимосвязаны: все друг другу для чего-то нужны, зависят друг от друга.
  • Растения и животные – живые, им тоже можно сделать больно, а уничтожение хотя бы одного вида растений или животных приведет к нарушению в биологической цепочке.
  • Нельзя засорять окружающую среду, мусор выбрасывают только в урны.
  • Человек должен помогать природе, не уничтожать растения, не убивать животных и т. д.
  • Природа – наш общий дом, и то, что вредит ей, вредит и человеку.

Нам, взрослым, важно постоянно показывать детям, что человек должен оберегать природные богатства, прикладывать немало труда для сохранения красоты лесов, рек, животных и растений

Экологическое воспитание на своем примере (правильные семейные ценности в разрезе экологии)

Государственные учреждения занимаются просвещением дошкольников и учеников, рассказывая им о важности сохранения природы, но бережное отношение к окружающему миру начинается с семьи. Пример родителей дети перенимают в качестве модели поведения: если мать не бросает мусор мимо урны, ребенок тоже нарочно этого не сделает

Поэтому взрослым необходимо тщательно следить за собой и уделять внимание вопросам охраны окружающей среды

Формировать правильное экологическое поведение можно и дома. Среди таких способов:

  • беседы и изучение профильной литературы;
  • знакомство с богатством окружающего мира на экскурсиях, походах;
  • просмотр тематических фильмов и мультфильмов;
  • совместная волонтерская работа.

Чтобы у ребенка сформировался высокий уровень экокультуры, недостаточно просто запрещать ему делать неправильные вещи (бросать пластиковые бутылки в реку). Нужно объяснить, к каким последствиям приводит такое поведение.

С этим подходом дети осознают, насколько природа хрупкая. Появляется понимание того, что человек оказывает на планету настолько негативное влияние.

Его значение и цели

После осознания миром проблемы глобального загрязнения окружающей среды, переоценить значимость экологической культуры стало сложно.

Поэтому основная цель экологического воспитания – объяснить детям, что окружающий мир нужно беречь, научить их способам рационального пользования природными ресурсами.

Чтобы воплотить эту идею в жизнь, педагогу необходимо:

  • познакомить с экологическими проблемами современности;
  • объяснить, что каждый человек влияет на мир;
  • научить сознательно относится к природе;
  • рассказать о конкретных методах сохранения экологии, которые может использовать любой человек.

Практические занятия со школьниками – оценка состояния воды

Поскольку дети уже живут в непростой экологической обстановке, их можно активно привлекать к практической деятельности.

Методы экологического воспитания

Для лучшего восприятия программ природной направленности разрабатывается методика для дошкольных учреждений и школ. Педагоги на практике применяют 3 метода.

Наглядные методы

Включают в себя:

  1. Наблюдение. Детям предлагается отслеживать поведение животного Изменение форм, характеристик, структуры растения. В процессе устанавливают цель, сроки и способ наблюдения.
  2. Иллюстративные материалы. Литература, изображения, картины, плакаты – наглядный способ познакомить детей с животными, растениями и явлениями природы, недоступными для наблюдения в привычной обстановке.

Наглядный метод помогает привлечь внимание учеников к проблемам экологии

Практические методы

Для полного погружения в экокультуру необходимы практические действия:

  • моделирование;
  • эксперименты;
  • тематические игры.

Практика создает общее представление о природных объектах.

Словесные методы

Любой метод подкрепляется беседой, чтением художественной литературы. Преподаватели проводят беседы на уроках, перед конкурсами, играми, в процессе опытов и экспериментов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий