Методика проведения занятий по валеологии в детском саду

Содержание

  • Слайд 1

    Инструкторы по физической культуре:
    Кузнецова Л.В.,
    Дразкова Е. В.
    ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВАЛЕОЛОГИИ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППА

  • Слайд 2

    «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера
    в свои силы»

    В.А. Сухомлинский

  • Слайд 3

    На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных, физическое развитие в контексте реализации ФГОС ДО является одной из важнейших задач в охране укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Каждый ребенок должен реализовать себя как субъект в сферах жизнедеятельности, самостоятельно находить и применять необходимые знания и умения, продемонстрировать активность, инициативность направленность на результат.

  • Слайд 4

    Валеология
    – это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни!

    Термин “Валеология” происходит от латинских слов “вале”, что означает “быть здоровым” и “логос” – “наука.

  • Слайд 5

    Цель валеологического
    образования в ДОУ:
    формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье;
    повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.

  • Слайд 6

    Задачи валеологического образования в ДОУ
    формировать знания о человеке, о его болезнях, ценностях человеческой жизни;

    формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;

    формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья;

    воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;

    воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретённые теоретические знания и элементы практических привычек.

  • Слайд 7

    Принципывалеологического образования в ДОУ
    Принцип систематичности и последовательности.
    Принцип связи теории с практикой.
    Принцип повторения умений и навыков. 
    Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. 
    Принцип доступности. 
    Принцип успешности. 
    Принцип активного обучения.
    Принцип активного обучения. 
    Принцип коммуникативности.
    Принцип взаимодействия детского сада и семьи. 
    Принцип результативности. 

  • Слайд 8

    Формы проведения образовательной деятельности по валеологии
    в виде занятий, экскурсий и наблюдений;

    в виде викторин, сюжетно – ролевых и дидактических игр;

    творческая и практическая деятельность с простейшими физиологическими опытами;

    моделирование и чтение специальной литературы.

  • Слайд 9

    Словесные методы обучения

  • Слайд 10

    Наглядные методы обучения

  • Слайд 11

    Практические методы обучения

  • Слайд 12

    Наглядные методы обучения
    Практические методы обучения

  • Слайд 13

    Виды занятий
    Экскурсии
    Консультации
    Игры
    Путешествия
    Лабораторные работы, эксперименты, работы с проблемными ситуациями;
    Праздники, конкурсы, викторины и т.д.

    Таким образом, формы работы должны соответствовать возрастным особенностям ребёнка
    и способствовать развитию его познавательных способностей.

  • Слайд 14

    Развивающая среда

  • Слайд 15

    Образовательная деятельность по валеологии в соответствии с ФГОС строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
    Выводы

  • Слайд 16

    Использованная и рекомендуемая литература:
    Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2001. – 256с.
    Кувшинова И. А. Здоровьесбережение в условиях педагогического эксперимента: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 56с.
    Орехова Т. Ф. Организация процесса здоровьетворящего образования в современной школе: Монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 355с.
    Тарасова Т. А., Власова Л. В. Пособие «Я и моё здоровье» Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста. – Челябинск, 1997. – 71с.
    Терпугова Е. А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 254с.

Посмотреть все слайды

Аннотация

Вопрос охраны жизни и здоровья детей был и остается самым актуальным в дошкольной педагогике. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования указано, что у ребенка к концу дошкольного возраста должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки, заботливое отношение к здоровью окружающих и своему здоровью, стремление оказать поддержку по мере своих сил другим людям .

Задача воспитателя – формирование культуры здоровья воспитанника, приоритета здоровья, чувства ответственности за него на основе овладения знаниями, практическими навыками и умениями с раннего возраста. Этому способствует партнерская деятельность в процессе проведения мероприятий по валеологии, по физкультуре, по основам безопасности жизнедеятельности.

Качества воспитателя для проведения работы по валеологическому воспитанию обучающихся: высший уровень валеологической культуры, знание основ здоровья, здоровьесберегающих технологий, прогнозирование своей деятельности для достижения положительного результата.

Ключевые слова: валеология, валеологическое образование, здоровье, здоровый образ жизни, педагогика оздоровления.

Цель – расширение теоретических знаний и практических умений воспитателей по валеологическому воспитанию через активные формы работы.

Задачи:

активизировать педагогический потенциал, способствовать осмыслению важности вопроса валеологического воспитания детей;
закрепить теоретические знания основ валеологии в практической деятельности;
поощрять профессиональную инициативность педагогов;
повысить интерес к проблеме сохранения и укрепления здоровья.

Интеграция областей развития: социально-коммуникативное, речевое, познавательное.

Материал: мультимедийная доска, картинки-ребусы, цветные карандаши, полоска бумаги 10х28 см, ларчик, альбомные листы ½ А4 и А3, подбор иллюстративного материала из журналов.

Ход занятия:

Каждый человек должен знать строение своего своего тела, ведь это поможет ему быть здоровым.
Вы уже знаете, что наше тело устроено так: сверху – голова, затем шея и туловище. У туловища есть верхние конечности – руки и нижние конечности – ноги.

Но это то, что мы видим, а ведь внутри нашего тела много разных органов. Их мы не видим, но благодаря им живем, дышим, думаем, едим и многое другое. Мы познакомимся сегодня с самыми важными органами.
Перед вами рисунок-схема, на котором изображены эти органы. После знакомства с каждым органом, вы закрасите его цветными карандашами и постараетесь запомнить.

Мозг

Один из самых главных органов – мозг. Он как начальник над всеми органами, он все знает и за все отвечает. В него, как по проводам, приходят сигналы из внешнего мира, а он отдает приказы всему организму, как реагировать на эти сигналы. Мозг помогает человеку быть человеком. Думать. Ходить. Делать разную работу.

Дидактическое упражнение «Выполни приказ»

Дети выполняют действия по командам.

Наш мозг отдыхает ночью, когда темно и мы спим. Но отдыхает не весь мозг, есть у него дежурные клеточки, которые работают даже ночью. Ведь ночью мы видим сны. А вы можете рассказать, что вам снится?

Мозг очень хрупкий. Хорошо, что твердый череп надежно защищает мозг от повреждений. Но все-таки старайтесь не ударяться головой. От сильного удара бывает сотрясение мозга.

Сердце

— Сердце похоже на большой насос, который качает кровь. По всему телу «бегает» кровь по разным сосудам. Главная задача крови — накормить все тело. А качает кровь, помогает ей двигаться очень важный орган — сердце. Сердце работает постоянно, даже когда человек спит.

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.

— Находится сердце в центре груди, почти посередине, а размером с кулак. Сложите руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого размера ваше сердце. А теперь сжимайте и слегка разжимайте кулак — так работает сердце: когда оно сжимается, то толкает кровь. А вы слышите стук сердца.

— Какого цвета наша кровь. Как вы узнали об этом? Когда у вас из ранки течет кровь, то взрослые спешат обработать ранку и остановить кровь

Это очень важно, так как терять кровь очень опасно. А как вам обрабатывают ранки?
Сердце нужно беречь. Но если человек решит все время лежать и ничего не делать, чтобы поберечь сердце, то очень сильно ошибется и только навредит своему сердцу

Сердце нужно тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь, сердце быстрее работает. Стучит и качает кровь

Но если человек решит все время лежать и ничего не делать, чтобы поберечь сердце, то очень сильно ошибется и только навредит своему сердцу. Сердце нужно тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь, сердце быстрее работает. Стучит и качает кровь.

Эксперимент

Сейчас мы это докажем. Приложите ладонь к сердцу и прислушайтесь. А теперь попрыгайте, побегайте на месте, наклонитесь вперед, назад. Теперь снова приложите руку к сердцу. Что изменилось? Сердце забилось сильнее.

Как составить конспект урока

Урок валеологии строится по такому же плану, как и другие виды НОД:

  • длительность для старшей группы — 25 минут,
  • структура состоит из трёх этапов.
Этап
Вводный— Ребята, мы с вами в течение дня занимаемся различными делами. Что мы делаем?(Играем, гуляем, кушаем, пьём, занимаемся).— Верно, мы делаем множество разных дел. А можем ли мы всё время, например, играть, рисовать? (Нет, долго нельзя, устанешь, надоест).— Согласна, от всего можно устать. Вот, например, чтобы жить человеку надо есть, пить, что-то делать. А он делает это постоянно? (Нет, всё время есть нельзя).
Основной&lt,… Миша, лёжа на печиЕл коржи и калачи.А во время передышкиЕл вареники и пышки.Вскоре вся деревня МишуДоставала через крышу.— Вот, что может произойти, если всё время есть. А вот однажды, я знаю, люди оказались долгое время без пищи и воды, но потом их спасли и все они остались живы. А вам случалось долго не кушать? (Ответы детей из личного опыта).— А сейчас мы с вами вот что сделаем. Давайте закроем крепко рот и зажмём пальцами нос, и посидим так, кто дольше?— Почему вы открыли рот и нос?(Задохнулись, воздуха не хватает, тяжело).— Так без чего же человек не может прожить и нескольких минут?(Без воздуха, он не может не дышать, он может задохнуться)…&gt,
&lt,… Опыт: — Мы делаем с вами вдох и выдох. При вдохе воздух попадает к нам в организм, а при выдохе, — выходит из него. Положите руку к себе на грудь и сделайте глубокий вдох. Что произошло?(Ответы детей).— Обобщение: грудная клетка поднимается, она становится больше.— А теперь ещё раз глубоко вдохните и выдохните. Что произошло?(Грудная клетка опустилась).— Ребята, куда же попадает воздух при вдохе?(Там есть лёгкие)…&gt,
Закрепление материала&lt,… — Да, воздух загрязняется от выхлопов машин, когда из труб идёт дым, когда много курят. Как же мы будем дышать таким воздухом, чтобы было легче?(Через нос, приложив платочек).— А ещё почему надо дышать носом?(Чтобы не заболеть, когда холодно).— А что происходит с воздухом, когда он проходит через нос?(Он согревается в носу, ещё там есть волоски, на них остаётся пыль и микробы)…&gt,
Заключительный этап&lt,…Педагог благодарит детей за работу.

Заключительный момент может включать сюрприз, то есть поощрение участников занятия, например, конфетами, игрушками и пр

Конспект занятия по валеологии в старшей группе детского сада, тема: «Какие мы внутри»

Цели:

Познакомить детей с основными органами человеческого организма (мозг, сердце, легкие, желудок), их названиями, расположением и функциями.
Учить детей опытным путем подтверждать полученные знания (в ходе простых экспериментов).
Вызвать у детей желание больше узнать о своем организме.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Оборудование:

Цветные карандаши.
Листы бумаги с нарисованным силуэтом человека и внутренних органов.
Зеркальца, надутые ранее и сдутые воздушные шары.
Картинки с изображением продуктов питания.
Небольшие перья.
Стаканы с водой, соломинки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий