Укладывание младенцев спать: секреты от Трейси Хогг

Для сохранения нервной системы мамы и малыша придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Вне тихого часа занимайте малыша не только игрушками, но и занятиями по возрасту: например кубиками и конструктором, рамками-вкладышами и пазлами, лепкой и рисованием. Устраивайте активные игры, физические занятия, ходите гулять. Детям иногда не хватает активности чтобы устать и уснуть.
2. Во время предполагаемого отдыха соблюдайте привычные малышу правила укладывания: снижение активности, кормление, ритуал.
3. Не ругайтесь и не кричите на ребенка. Он делает это не специально.
4. Поддерживайте режим «тихого часа»: если малыш не хочет спать, полежите вместе – это тоже вариант отдыха. Подойдут также чтение, тихие игры, аудиосказки

Важно хотя бы на время замедлите активность в течение дня.

Пример из жизни 

Наш малыш стал периодически отказываться от дневного сна два месяца назад. Сначала я нервничала и пыталась уложить его всеми способами: пела колыбельную за колыбельной, гладила по часу, даже пыталась качать. Все было бесполезно – сын вроде и хотел спать, но не засыпал. Зато ближе к вечеру мог уснуть, сидя где угодно. Тогда я стала делать так: мы обедали, делали ритуал, задвигали шторы, а дальше просто лежали вместе и отдыхали. Затем могли почитать, иногда сын все-таки засыпал, а иногда нет. 

Следующим этапом я стала приучать Мирона к тому, чтобы во время сончаса он лежал в кроватке сам, выходить не разрешаю. Когда лежать совсем не хотел- включала аудиосказки на минимальную громкость, а сама прикрывала дверь и выходила из комнаты. Иногда Мирон стал засыпать слушая сказки или просто лежать, отдыхая.

Теперь сын спит днем 2-3 раза в неделю, в остальные дни укладываю пораньше. Наш педиатр объяснила мне, что если ночью ребенок спит хорошо, а вечером ложиться рано без слез, то отсутствие дневного сна это проблема. В итоге сын стал отдыхать днем таким образом, а я перестала нервничать по этому поводу“.

Мария Ермакова, 32 года. Сын Мирон 2 года 6 месяцев. 

5. Полезно менять обстановку гулять и ходить в гости. Сидение в четырех стенах утомляет не только маму, но и малыша: ребенок скучает, не получает впечатлений и не устает.
6. Во время бодрствования малыша делайте все домашние дела вместе: готовьте, стирайте, убирайтесь. Пусть кроха возится рядом с тряпочкой, кухонными ложками, пылесосом. Лет до 7 им это нравится – пользуйтесь этим и прививайте навыки ведения домашнего хозяйства, в подростковом возрасте будет проще.
7. Если Вам необходимо несколько часов в день для работы или личных дел– договоритесь с близкими чтобы они забирали малыша на это время. Если такой возможности нет, пригласите няню поиграть и занять малыша на 2-3 часа.
А еще можно несколько раз в неделю отводить ребенка в группу неполного дня в детском саду: там детей не кормят и не укладывают спать, а просто играют и занимаются несколько часов. Туда берут деток от 1,5 до 3х лет. Малыш будет общаться и развиваться, а Вы спокойно сделаете свои дела.
8. Если ребенок не поспал днем, уложите его вечером спать пораньше. Не бойтесь сделать это в семь вечера или раньше, если это потребуется ребенку.
Раннее укладывание поможет малышу доспать свою норму и не накопить вредный для здоровья недосып. Так ребенок и мама будут оставаться в хорошем расположении духа весь день. То есть даже если малыш не поспит днем – это не станет для него стрессом, а для мамы трагедией.

Выводы:

  1. Дети отказываются от дневного сна около трех лет. Если малышу около трех лет, он хорошо себя чувствует без дневного отдыха, а вечером спокойно засыпает, возможно спать днем ему уже не нужно.
  2. Для того чтобы уложить ребенка на дневной сон без слез, вычислите правильное время для отдыха и создайте условия: проветрите комнату, подготовьте удобную одежду. Обязательно покормите малыша и сделайте ритуал перед сном. Это создаст крохе «сонные условия»
  3. Поддерживайте режим «тихого часа»: даже если малыш не уснул в предполагаемое время, замедлите активность на этот период: полежите вместе, почитайте или поиграйте в тихие игры, включите аудиосказки. Это тоже вариант отдыха.
  4.  Ребенок спит не когда требуется маме, а когда он устал. Ежедневно предлагайте малышу игры по возрасту, физическую активность и прогулки. Иногда ходите в гости и меняйте обстановку. Так вы дадите возможность выхода детской энергии.
  5. Если Вам необходим дневной сон ребенка как возможность поработать или заняться своими делами, договоритесь о сидении с малышом на несколько часов в день с близкими или пригласите няню. Есть также вариант посещать группу неполного дня в детском саду. Два-три часа ребенок будет занят играми и занятиями, а Вы спокойно сделаете свои дела.
  6. Если малыш не поспал днем, уложите его пораньше – так он доспит свою норму и будет пребывать в хорошем расположении духа.

(
оценок; рейтинг статьи )

Техника засыпания по Элизабет Пэнтли

Главное здесь – изменение ассоциаций со сном. Например, если малыш привык укладываться только в обнимку с твоей рукой или на руках, замени этот ритуал на любимую игрушку, платок с твоим запахом, пустышку и т.д. Элизабет также советует не бросаться ночью к кроватке чада по первому писку или шороху.

Читай также: Как быстро уложить ребенка спать? Оригинальный способ от мамы-тренера по йоге

Сначала убедись, что ребенок нуждается именно в тебе – притворись спящей, не реагируй на кряхтения и переворачивания чада (подробнее можно прочитать в книге Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез»).

Что рекомендует Комаровский?

Известный педиатр советует укладывать малыша в одно и то же время, при этом не пренебрегая дневным сном. Попробуй раннее укладывание: дело в том, что в промежуток с 19-00 до 20-30 в организме ребенка наблюдается наибольшая концентрация мелатонина, который способствует быстрому и беспроблемному засыпанию. Важный момент: Евгений Олегович настаивает на том, чтобы у крохи была отдельная кроватка.  

Способ укладывания по Ферберу

Методы этого американского профессора в свое время вызвали целый шквал критики в обществе. Однако главным было достижение желаемого результата, поэтому многие родители просто смирились с некоторой жесткостью способов укладывания на сон. Суть СЗ по Ферберу – научить малыша опираться на собственные силы. Ты искупала ребенка, покормила его, кладешь в кроватку – и уходишь. Малыш, конечно, будет протестовать – тогда тебе придется возвращаться обратно, поглаживать его по спинке, тихонько шипеть и напевать песенки. Но ни в коем случае нельзя вынимать кроху из кроватки!

Читай также: Совместный сон с ребенком: все «за» и «против»

При этом заходить в комнату нужно, только если ребенок громко кричит: если же он просто тихонько хнычет и попискивает, лучше оставаться за пределами помещения. Профессор Фербер уверен, что его метод срабатывает: младенец учится засыпать один. А вот многие психологи считают, что такое самостоятельное засыпание – прямой путь к невротическим реакциям, повышенной тревожности и даже трудностям с коммуникацией в будущем. У маленького человека снижается базовое доверие к людям – в самом деле, о каком доверии может идти речь, если на плач малыша никто не откликался?..

Методика самостоятельно засыпания малыша Трейси Хогг

Основа ее методики – ритуалы на сон. Например, искупать ребенка, задернуть в комнате шторы, сесть в кресло, положить малыша на подушку для кормления, покормить его, спеть песенку, уложить в кроватку. Здесь главное – предсказуемость и повторяемость, чтобы ребенок понимал: раз его несут на подушку и поют песенку, а в комнате темно, то наступила ночь и нужно спать. Подробнее – в книге Трейси «Секреты высыпающейся мамы».

Елена Свирская

Методика «Обнял–положил» Трейси Хогг

Подходит для родителей, которые не могут остаться безучастными и предпочитают поддерживать малыша во время освоения нового навыка всеми доступными способами. Это самая постепенная и длительная методика, которая требует физических и моральных усилий со стороны родителей. Ведь малыша приходится доставать из кроватки для успокоения множество раз за укладывание. Однако метод достаточно эффективный при правильных действиях со стороны родителя. 

Методика «Обнял–положил» Трейси Хогг заключается в достаточно медленном отказе от прежней ассоциации на сон, когда мама работает над ослаблением этой ассоциации, снижая для начала амплитуду качания. Далее ребенка кладут в кроватку, но при его негодовании снова берут на руки, успокаивают и вновь кладут обратно. Ребенок может часто проситься на руки, и повторять действия нужно будет много раз. Для получения первых результатов может потребоваться неделя и более, но при этом дает возможность контролировать негодования ребенка.

Действуют ли эти методики при засыпании ребенка?

Стоит учесть, что подготовка ребенка к самостоятельному засыпанию — достаточно важный этап. Ведь обретение любого навыка сопряжено с расходованием внутренних ресурсов организма. Потому и к обучению самостоятельного засыпания ребёнок должен быть подготовлен. В таком случае гигиена сна налажена, режим отточен и определенные ритуалы внедрены.

К сожалению, ни одна из методик не гарантирует отсутствие слёз, но при корректных и правильных действиях родителей прогресс обязательно будет. Родители должны быть полны решимости последовательно действовать в рамках методики, изучить и соблюдать все её детали, а самое главное — знать, зачем это нужно делать.  

Было бы ошибочно утверждать, что самостоятельное засыпание ребёнка — это то, что необходимо каждой семье. Малыш может спать в разных условиях, и традиции народов мира это подтверждают. Если семью устраивает определенная методика засыпания ребёнка — можно ее придерживаться. Некоторые родители применяют тот или иной способ самостоятельного засыпания в угоду моде. Мы же рекомендуем придерживаться правильной и действующей методики для своего малыша.

Как приучить ребенка спать в своей кроватке?

Существуют различные методики, помогающие ребенку заснуть самому, без помощи родителей. Их нередко применяют в качестве немедикаментозного лечения инсомнии (нарушения сна) у детей раннего возраста — от 1 до 3 лет4.  Ниже описаны примеры таких методик. Выбор подходящей для вашего малыша нужно обсудить вместе со специалистом по детскому сну.

Один из способов преодоления расстройств сна — это поведенческая терапия. С ее помощью изменяют неправильные ассоциации и установки сна у ребенка4,7. В поведенческой терапии используют метод оставления. При нем родители сразу оставляют ребенка в кроватке и уходят из детской. При этом они не возвращаются, услышав его крики или зов, давая ему возможность заснуть самостоятельно4. Но психологи не рекомендуют применять такой подход, если малышу еще нет 6 месяцев, и он на грудном вскармливании4, так как это может негативно сказываться на состоянии малыша.

Кроме того, метод оставления подходит далеко не всем родителям. Желающим быть рядом или успокоить плачущего младенца4 специалисты рекомендуют другие методики — «проверка и выдержка» или «постепенное погашение»4,7.

«Проверка и выдержка»

При подготовке ко сну родитель какое-то время проводит с ребенком, затем укладывает его в кроватку и уходит из комнаты либо ложится в свою постель, если она в детской. При этом в течение 15-20 минут к младенцу не подходят и не реагируют на его плач или крик. Этот период называют «выдержкой»7

Когда положенные 20 минут истекут, родитель подходит к ребенку, поправляет его постель и снова возвращается к себе. Это часть называется проверкой7.

Очень важно не вынимать его из кроватки и не кормить его, когда он просыпается. Исключение составляют дети, которым требуются ночные кормления по возрасту или медицинским показаниям

Во всех остальных случаях родитель просто подходит к кроватке на короткое время, выполняя проверку, а затем снова уходит на 15-20 минутную «выдержку»7.

Постепенно — в течение нескольких ночей — интервал «выдержки» увеличивают до 30 минут7.

«Постепенное погашение»

Эта методика призвана «погасить» протесты и манипуляции ребенка7. Есть 2 варианта «постепенного погашения» — в присутствии родителя и без него4. 

Классический вариант заключается в том, чтобы оставить младенца в спальне одного на определенное время, постепенно приучая его засыпать самостоятельно. В отличие от метода «проверка и выдержка», ребенка можно успокаивать. Но возвращаться к его кроватке нужно не по первому зову, а через определенное время. После того, как ребенок успокоится, нужно снова уйти, увеличивая интервалы, когда он пытается заснуть без вас7. Этот вариант подходит для младенцев старше 6 месяцев4. 

До полугодовалого возраста используют метод «постепенного погашения» в присутствии родителя. Он выполняется поэтапно4:

  • Родитель укладывает малыша в кровать, а сам садится возле нее. Если кровать большая, можно прилечь рядом с ребенком.
  • В последующие ночи мама или папа все еще остаются рядом с младенцем, но постепенно сокращают количество прикосновений, меньше общаются с ним, показывая ему, что они заняты каким-либо делом, например, читают или убирают в комнате.
  • Укладывая ребенка спать, родитель не ложится с ним рядом, а садится на стул неподалеку от кроватки, примерно в 5 метрах от нее, продолжая сидеть, пока младенец не заснет.
  • На следующем этапе расстояние между кроваткой и стулом увеличивают, постепенно отодвигая его.
  • Чуть позже можно ненадолго выходить из детской комнаты, но обязательно возвращаться до того, как ребенок заплачет.

Если ребенок проснется, повторите те же действия, которые вы выполняете на данном этапе методики. Этапы можно растягивать на несколько дней, чтобы малыш успевал привыкнуть к каждому4.

Как мы до этого “докатились”

“Максимка у меня парень веселый, очень активный, любит покричать и похулиганить в свои 7 месяцев

С рождения я понимала, как важно научить моего ребенка засыпать самостоятельно, так как просыпался он по ночам очень часто, далеко не всегда засыпал на груди, поэтому практически с первых дней жизни я его не качала, укладывала в детскую кроватку, немного шишикала и оставляла засыпать. Все было отлично, но в одну прекрасную ночь (месяца в 3) он не стал засыпать ни сам, ни с моей рукой и я, совсем измученная часами убаюкиваний, взяла его к себе в кровать

Заснул он мгновенно. Прочитав 100 преимуществ совместного сна и рассказы подруг про то, как это здорово, мы стали спать вместе. Не всегда конечно, был период, когда я болела и сильно кашляла по ночам, он спал в своей кроватке. На дневные сны мы, по совету моей мамы, укладывались в кроватку запеленованные и укаченные, хотя ему на тот момент было уже 5 месяцев. Все было замечательно и я была довольной и выспавшейся.

Cон ребёнка от 2 до 5 лет

Для организации правильной системы сна и отдыха ребенка 2-5 лет жизни рекомендуется:

  • Укладывая ребенка спать необходимо проявлять твердость и последовательность, придерживаться заведенного ритуала, давая почувствовать, что это не прихоть, а объективная необходимость.
  • Перед сном следует избегать чрезмерной физической активности, игр, споров, страшных рассказов.
  • Ночник или любимая игрушка, приятная музыка поможет ребенку уснуть.
  • Если у ребенка отмечаются ночные кошмары, его необходимо успокоить, сказать, что родители рядом, и вернуть его в его кровать.
  • Нарушения сна происходят вследствие того, что ребенок вступает в новый период развития и начинает испытывать определенные трудности, связанные с отделением от родителей, и агрессией как проявлением тревоги, связанной с этим разделением.
  • Появлению ночных страхов, ночных кошмаров могут способствовать: появление второго ребенка в семье, переезд на другую квартиру, страшный фильм.
  • Ребенок должен ежедневно проводить много времени в обществе родителей, чтобы у него не возникало острой потребности в их внимании, когда нужно отходить ко сну.

У детей дошкольного возраста и подростков нарушения сна, в большей степени это обуславливается психоэмоциональным напряжением, проблемами в школе с родителями, первой влюблённостью

Поэтому очень важно найти и скорректировать ситуацию.. В коррекции расстройств сна у детей разного возраста определяющими являются правильные режимно-воспитательные моменты, правильная организация питания

Вопросы назначения медикаментозной терапии для коррекции нарушений сна следует обсуждать с врачом, если проблемы сна начинают влиять на психическое или эмоциональное развитие ребенка. Существование правильного ритма сон– бодрствование является залогом нормального гармоничного развития малыша.

В коррекции расстройств сна у детей разного возраста определяющими являются правильные режимно-воспитательные моменты, правильная организация питания. Вопросы назначения медикаментозной терапии для коррекции нарушений сна следует обсуждать с врачом, если проблемы сна начинают влиять на психическое или эмоциональное развитие ребенка. Существование правильного ритма сон– бодрствование является залогом нормального гармоничного развития малыша.

Четвертная причина, которая иногда может усложнять засыпание ребенка, — это отсутствие навыка самостоятельного засыпания

Бывает, что ребенок не умеет засыпать сам, а может делать это, например, только при кормлении грудью или укачивании. Иногда из-за этого родители оказываются в ловушке, если старый способ, по ряду причин, перестал работать, а засыпать сам ребенок не умеет. В этом случае есть смысл задуматься об обучении ребенка самостоятельному засыпанию, особенно если он часто просыпается ночью или утром появились сверхранние подъемы.

Я рассказала вам значительную часть приемов из арсенала сомнолога, однако все дети и семьи разные, а одна и та же проблема у разных малышей может решаться разными способами. Если общие советы не помогли, обращайтесь за квалифицированной помощью!

На этом наш сегодняшний подкаст заканчивается. Я и вся команда Хаггис желаем вам и вашему малышу крепкого сна и самых приятных сновидений! До встречи в следующих выпусках!

Метод PU/PD (Взять на руки/ Положить в кроватку) Трейси Хогг

Об этом методе я прочитала в книге “Секреты высыпающейся мамы” Трейси Хогг.Философия: 

  • Выполняем все ритуалы перед сном (купание, кормление, сказки, тихая музыка, колыбельные и т.д.), спокойно говорим ребенку, что пришло время отдохнуть, восстановить силы и поспать (объясняйте ваши действия вне зависимости от того, сколько ребенку месяц или год), целуем, кладем в кроватку. 
  • Если ребенок начинает хныкать(поскуливать, подхныкивать, постанывать, подвывать)- кладем на него руку и ритмично шшшшкаем, поглаживаем по спинке, похлопываем, покачиваем, слегка «придавливаем» особо активных (что-то одно!), избегая визуального контакта. 
  • Как только начинает успокаиваться – убираем звук шшшш, похлопывания, руку оставляем (т.е. мы немного успокоили и даем ребенку возможность дальше успокоиться самому), через несколько секунд и руку убираем. Самое главное, научить ребенка успокаиваться самостоятельно и засыпать, а не укачивать рукой или колыбельной, это то же самое что и на руках.
  • Если сильно плачет(громко со слезами, рыдает, истерит, извивается) – берем на руки, утешаем, сразу после того как успокоился, кладем обратно в кроватку. 
  • Если у вашего малыша к моменту обучения уже много зависимостей (засыпал только с мамой, засыпал на груди, на руках), возможно, вам придется и 20 и 100 раз взять на руки и положить обратно и займет это процедура час-два, будьте к этому готовы. После трех таких дней результат будет очень заметен, поверьте. Таким же способом укладываем и на дневной сон.

ТЕХНИКА KARITANE после 4 месяцев

1. Поймайте первые признаки усталости.

2. 5-10 минут спокойных занятий.

3. Уложите малыша в кровать в предпочтительную позу.

4. Недолго поглаживайте (похлопывайте, слегка покачивайте одной рукой — выберите для себя что-то одно) и, напевая колыбельную или звук «шшш-шш-шшш», выйдите из комнаты.

5. Если ребенок расплакался когда вы ушли— дайте ему поплакать в течение 1-3 минуты.

6. Вернитесь в комнату и успокойте ребенка (похлопывания, покачивания кровати, пение колыбельной) в течение 3 минут.

7. Снова выйдете из комнаты на 3 минуты. Если вам кажется, что это слишком долго, увеличивайте время вне комнаты с 1 — до 3 минут.

Некоторым малышам, чтобы не просыпаться, помогает негромкий монотонный звук в комнате — это может быть увлажнитель, радио, играющее тихо, колыбельные, любая спокойная и расслабляющая музыка.

8. Повторите пункт 6.

9. Повторите пункт 7. В зависимости от возраста ребенка и от того, как вы и ваш партнер чувствуете себя во время плача ребенка, время вашего отсутствия постепенно увеличиваться по 1 минуте. 

В возрасте 4-6 месяцев рекомендуется не покидать комнату дольше, чем на 5 минут

В возрасте 7-9 месяцев7 минут.

Шаги 4-9 можно продолжать делать не дольше 45 минут. Если ваш малыш по истечении 45 минут не успокоился и/или не заснул, выйдите с ним на прогулку, сделайте ему мягкий массаж или расслабляющую ванну. Это должно занять не больше 30 минут. Затем повторите все действия сначала. 

Прислушайтесь к характеру плача вашего малыша и решайте по ситуации — как скоро войти в комнату и повторить шаг 6. Если ребенка плачет настолько сильно, что вы не можете его успокоить — возьмите его на руки и утешьте привычным способом (кроме кормления). Старайтесь не допускать, чтобы ребенок уснул у вас на руках; как только ребенка успокоиться — положите его обратно в кроватку и повторяйте всю процедуру сначала.

Авторские методики

Вопросом, как правильно укладывать ребёнка спать, задаются не только родители, но и специалисты – сомнологи или педиатры. Они предлагают свои собственные методики, которые предполагают или самостоятельное быстрое засыпание малыша, или выполнение матерью определённых последовательных действий.

Метод Харви Карпа

Уже несколько десятилетий методику американского педиатра Карпа применяют на практике родители по всему миру. Она состоит из 5 действенных приёмов:

  • укачивание;
  • пеленание;
  • использование соски;
  • укладывание на бочок;
  • включение «белого шума».

Все эти шаги можно использовать комплексно или по отдельности. Кому-то удаётся отправить малыша на дневной сон или уложить ночью уже после укачивания, другие родители отмечают, что ребёнок мгновенно успокаивается при шипении над его ушком («белый шум»).

Метод Эстивиля

Эта методика испанского педиатра больше подойдёт для деток старше полутора лет, которые уже немного понимают произносимые родителями слова. Для новорождённых такой способ укладывания неприемлем.

Метод самостоятельного засыпания от доктора Эстивиля состоит в том, что мать в течение светлого времени суток регулярно говорит малышу, что тот сегодня спит в своей собственной кроватке без укачивания и напоминания.

В вечернее время мама укладывает кроху в постель, желает приятных снов и говорит, что зайдёт проверить его через минутку. Затем она выходит из комнаты и запирает дверь. Эти 60 секунд необходимо выдержать, хотя малыш будет громко плакать.

В течение недели продолжительность уединения ребёнка увеличивается. При этом матери не нужно жалеть его, а объяснять одними и теми же словами, почему он теперь спит в своей кроватке. Педиатр даже разработал специальную табличку промежутков, через которые малыша проведывают.

Эта методика засыпания имеет как последователей, так и противников. Поэтому ориентироваться стоит не на мнение других родителей в сети, а на своего собственного ребёнка.

Метод Натана Дайло

Можно ли уложить грудничка спать за минуту? Оказывается, и такое возможно, если подходить к делу с определённой фантазией. Так, молодой отец из Австралии на видео показал, как за 40 секунд погрузил в спокойный сон своего двухмесячного сынишку, проводя по его лицу бумажной салфеткой.

Как объясняют специалисты, ничего экстраординарного в этом нет, поскольку многие новорождённые дети подобным образом реагируют на прикосновение мягкого предмета к лицу, ушам. Также нередко срабатывает прикосновение к ногтям на руках или ногах.

Естественно, гарантированный способ убаюкивания младенца или ребёнка постарше отыскать нелегко. То, что подходит одному малышу, может не подействовать на другого. Отыскать наиболее подходящий вариант поможет метод проб и ошибок.

Метод Эствиля “контролируемого плача”

Я думаю, этот метод известен практически всем родителям, скорее всего вам о нем рассказывал кто-то из родственников или знакомых. В чем он заключается: вы кладете ребенка в кроватку и уходите из комнаты, дожидаясь пока он “накричится” и сам уснет

В теории, вы должны не обращать внимание на крик, а он будет около часа, и не заходить в комнату, естественно ребенок должен быть сыт, здоров, в чистом подгузнике и т.д. Достаточно трех ночей при условии, что вы не срывались и не начинали утешать малыша

Я категорически против этого метода, объясню почему.

  • Даже абсолютно здоровый ребенок может накричать себе рвоту или температуру.
  • Не представляю, как можно вынести дикий крик своего малышочка больше 5 минут, разве что с наушниками.
  • Плач – это единственный способ для ребенка выразить свои потребности, страхи и эмоции. Если он еще не умеет говорить, вы не можете наверняка утверждать, что у него все в порядке на 100%.
  • Маленький ребенок не понимает, куда и зачем ушла мама, если сейчас, когда она ему так нужна, ее нет, значит она может совсем не вернется.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий