Оформление уголка природы в старшей группе детского сада

Анализ уголка природы в ДОУ

Анализ уголков должен начинаться с оценки соответствия требованиям ФГОС ДО. Среди параметров:

  • безопасность;
  • доступность;
  • полифункциональность;
  • соответствие возрасту детей;
  • разнообразие;
  • дизайн.

Конкурс уголков природы

После выставления оценок по карте предметной среды, можно перейти к оценке внешних параметров уголка: наглядность, эстетичность, удобство расположения экспонатов. Также следует продиагностировать наличие пособий для педагогов по устройству уголков.

Большое значение имеют конкурсы, которые проводятся многими детсадами. Конкурс заключается в том, что в течение месяца группы готовят уголки к смотру: подбирают мебель, приводят в порядок растения и т. д. Заведующая ДОУ определяет членов жюри, в число которых обязательно входят представители других садов. По баллам определяется класс победителя.

Полезно! Выигрывают, как правило, группы, не только соответствующие требованиям ФГОС, но и отличающиеся уникальностью, особым творческим подходом к презентации.

Смотру может предшествовать ряд мероприятий — лекторий, семинар, обмен опытом, где педагоги делятся опытом по организации уголка природы, шаблонами. Оформить уголок несложно, но к конкурсу нужна презентация, для представления его комиссии. Оформлять ее можно и как распечатку.

Таким образом, экологический уголок, созданный в детском общеобразовательном саду, является средством формирования ценностного отношения к природе. Это одна из главных целей ФГОС ДО. Поэтому организация работы в заданном направлении должна осуществляться только после тщательной подготовки педагогов.

Уголок природы и календарь наблюдений – Мастер-класс по созданию календаря природы «Наблюдение за погодой дня» для младших дошкольников

Публикация «Мастер-класс по созданию календаря природы «Наблюдение за погодой…» Календарь – это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям и моделирующей…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Календарь наблюдения за погодой Календарь природы является методическим игровым пособием. Соответствует ФГОС ДО и обеспечивает содержание программы в области «познавательное развитие». Отражает один из аспектов образовательной среды, т. е, непосредственно, предметно-пространственная развивающая среда….

Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста. Центр экспериментирования «Любознательный малыш» ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ” ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ МАЛЫШ” ЦЕЛЬ: – Развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счет приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через…

Информационный уголок, папка-передвижка «Эколята-защитники природы» В нашем детском саду творческая жизнь очень разнообразна и плодотворна. Оформление помещений детского сада, фойе, групп, музыкального зала всегда готовится всём дружным коллективом педагогов. Но всегда интересно делать что то новое, в первый раз. И вот этим то новым и очень…

Уголок природы и календарь наблюдений – Календарь природы своими руками

Статья «Календарь природы своими…» Календарь природы своими руками. Согласно программы ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с…

Фотоотчёт «Наш уголок природы» Мы с детьми подготовительной группы, каждый день ведём с детьми работу в уголке природы. Ухаживая за комнатными растениями, мы увидели, что нашим цветочкам нужна наша помощь. Вот и мы решили им помочь. Наша цель: пересадать, добавить свежей земли, удобрения. Дети были в…

Изготовление календаря природы для детей младшего дошкольного возраста В младшем возрасте дети учатся характеризовать, описывать и узнавать явления природы. А чтобы каждый день отмечать погоду ,которая происходит за окном предлагаю вам сделать календарь природы для младшего дошкольного возраста в виде дерева с цветочками. 1.Приготовьте шаблоны и…

Оформление уголка природы Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Какое значение имеет уголок природы? Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление…

Страницы: …

Уголок природы в детском саду

Идеи для оформления своими руками природной зоны

К сожалению, а может быть и к счастью многих родителей, санитарные нормы запрещают размещение в детском саду настоящих животных и аквариумов. И что делать? Ведь, все мы – часть природы, поэтому становится грустно от таких запретов. Несколько вариантов заполнения уголка природы предложено на сайте.

Педагоги и воспитатели делятся своими идеями и наработками. Например, если в аквариуме нельзя держать живых рыбок, это не значит, что там не может поселиться игрушечный заяц, у которого есть настоящая избушка и садик около дома. Причем, педагог меняет декорации в соответствии со временем года и в течении суток. Я уверена, что детям будет интересно наблюдать за такой панорамой.

Другой педагог предлагает макеты природных зон и варианты их изготовления. Очень интересно и необычно! У дошкольников, благодаря этой идеи развивается мировоззрение, а так же любознательность и наблюдательность. Макеты разнообразны и привлекательны, создавая и описывая их, ребенок не только получает новые знания, но и обобщает информацию то есть происходит развитие связной речи детей.

Можно просто нарисовать на стене модуль уголка живой природы. Педагог предлагает менять внешний вид и окружение уголка в зависимости от сезона. Осенью растения желтеют и листья с деревьев опадают, а весной наоборот – в уголке появляются цветы и новые растения, которые крепятся к стене с помощью обычного скотча. Зимой – белоснежные снежинки, изготовленные непосредственно детьми красиво кружатся в уголке и подозреваю, что плавно ложатся на заснеженный пол.

Слайд 4На протяжении всего учебного года, я провожу с детьми ежедневный

уход за комнатными растениями и животными (рыбками) в уголке природы.С

точки зрения экологического воспитания наибольшее значение для ухода за Комнатными растениями и животными являются утренние часы (до завтрака).В уголке ежедневно дежурят по два ребёнка.Один ребёнок поливает цветы и протираетпыль(влажной мягкой тряпочкой или губкой)и опрыскивание цветов другой кормит рыбок. Поливка цветов – один из сложныхдля детей приёмов. Нужно научить детей тому, что не все цветы одинаково поливают. Одни цветы болеют от излишней влаги, другие от её недостатка. Так же учим учитывать время года, во время усиленного роста – поливают усиленно, во время покоя – поливку сокращают, а также учитывается роль света, тепла и влаги в жизни растений. Вместе со мной производим, при надобности, рыхление земли, подкормку. Правильное моё общение с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дети учатся видеть, какие условия необходимы растениям и животным, учатся определять, чего им не хватает в данный момент, учатся выполнять трудовые действия и овладевают орудием труда, а я, в своё время, помогаю испытывать радость от хорошо выполненной работы. Дети сами уже умеют распределять между собой обязанности. Моё общение сводится к доброжелательному пояснению, чёткому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. В беседах с детьми, углубляю и закрепляю знания дошкольников о разнообразии растений на земле. Чтобы закрепить впечатления, я использую художественное слово, народные приметы, загадки. И обязательно я нахожу возможность похвалить ребёнка, не один раз, а несколько раз на протяжении всего мероприятия. Такое педагогическое общение в совместной деятельности, очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Какие уголки должны быть в группе?

В группе ДОУ в зависимости от размеров помещения располагаются такие уголки как; ОБЖ, живой уголок, уголок социального развития, ИЗО, ППД, МУЗО, физической культуры, сенсомоторного развития и др. В оформлении игровых и обучающих зон, педагоги используют сюжеты народных сказок, полюбившихся детям персонажей.

Какие цветы должны быть в уголке природы в старшей группе?

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие : -четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие: обыкновенная (или зональная) герань; фуксия; вечноцветущая бегония; бальзамин («огонек»); азалия; китайский розан.

Что должно быть в уголках в средней группе?

В средней группе уголки должны быть уже более сложные. Наполнение для этих зон: бытовая детская техника, муляжи продуктов, корзины для супермаркетов, кассовый аппарат, весы и многое другое. Куклы, машинки и прочие игрушки по гендерным признакам (игрушки для мальчиков и игрушки для девочек).

Что должно быть в уголке уединения?

Полезно положить в уголок уединения дидактические игры, шнуровки, пластилин и т.п

— все то, что способно отвлечь внимание ребенка на некоторое время. Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции

Слайд 8Значение уголка природы в ДОУ Познавательное развитие: расширяются

знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление

узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение

Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе). Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Перечень растений уголка природы:

В младшей группе: герань обыкновенная, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайский розан, аукума, колеус, аралия, фикус, лимон.

В средней группе к растениям младшей группы добавляют: алоэ или агаву (растения с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань.

В старшей группе к растениям средней группы добавляют: 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, 1 – 2 вида кактусов, цикламен, примула, амариллис, кливия и др..

В подготовительной к школе группе к растениям старшей группы добавляют папирус (влаголюбивое растение), 1 – 2 кактуса, примулу, узамбарскую фиалку (умеренный полив), растения из семейства лилейных (корень – луковица):амариллис, кливия и др.(зима для этих растений – период покоя).

Воспитание уважения к природе

Целью уголка природы является формирование у детей уважения к природе, понимания важности ее сохранения и бережного отношения к окружающей среде. Ведь именно природа обеспечивает нам всё необходимое для жизни: пищу, воду, кислород и многое другое

Методы работы в уголке природы:

1. Наблюдение. Дети учатся наблюдать и анализировать природные явления: рост и развитие растений, поведение животных, смену времен года и т.д

Важно научить их видеть красоту природы и понимать ее ценность

2. Эксперименты. Дети проводят простые эксперименты, чтобы понять, как работает природа. Например, они могут изучать, как растения растут и развиваются в различных условиях или как животные адаптируются к своей среде обитания.

3. Творчество. В уголке природы дети могут заниматься различными творческими заданиями, связанными с природой: рисовать, лепить из глины, создавать коллажи из природных материалов и т.д. Это развивает их воображение и творческие способности.

Примеры заданий для уголка природы:

1. Калейдоскоп природы. Дети собирают предметы из природы различных форм, цветов и текстур, а затем создают из них калейдоскопы. Задача — научить детей замечать и ценить красоту многообразия природы.

2. Мини-эксперимент. Дети изучают, как вода влияет на различные материалы. Например, они могут намочить кусочек ткани, бумаги и дерева, чтобы увидеть, как они меняются под воздействием воды. Цель — понять, что вода может иметь разные свойства и использоваться в разных целях.

В итоге, уголок природы в старшей группе по ФГОС является важным инструментом для формирования у детей уважения к природе и бережного отношения к окружающей среде. Он помогает детям лучше понять и оценить красоту природы, а также научиться использовать ее ресурсы с умом и ответственностью.

Для чего нужен?

Местечко, которое ознакомит малышей с окружающим миром, должно быть во всех группах. Его оформлению, ведению воспитатели, сами дети уделяют много внимания. А для чего это нужно?

Целей работы с таким наглядным материалом много:

проводится экологическое воспитание. К тому же, уголки природы в детских садах
формируют у малышей аккуратность, чувство ответственности;
такие места воспитывают, формируют эстетические чувства. Создав необходимые условия, можно вырастить комнатные цветы разных видов. Это позволяет детям наслаждаться разнообразием красоты. Дошкольники, видя это, испытывают эстетическое удовольствие;
одна из целей создания- образовательная. Малыши под присмотром воспитателей трудятся, ухаживают за растениями и наблюдают за тем, как меняются они на протяжении всего года. У них формируется связь с ними и с явлениями

Учатся поливать цветы, обращая внимание на то, какое время года. Если лето, то полив должен быть обильным, если зима – то объем воды сокращается;
это место формирует навыки по уходу за цветами

Малыши учатся ухаживать за ними, поливать, вытирать пыль с подоконников, другим видам работ;
наличие такого места – возможность украсить помещение группы, сделать его интереснее, веселее для игрового процесса.

Слайд 5В нашем уголке природы имеются такие растения: каланхоэ, фикус, аглаонема,

эухарис, сансевиерия Хана, пеларгония (герань), кактус и др. Когда в

уголке природы зацветают те или иные растения, я учу детей оценивать особенную красоту цветущих растений, бережно относиться к ним во время ухаживания за ними, т.к. они требую т более внимательного отношения к себе (изменение условий для нормального их роста и развития: большее количества света, уменьшение или увеличение поливки).Дети знают о пользе комнатных растений, поэтому с удовольствием ухаживают за ними: опрыскивают, поливают, протирают.Уход за комнатными растениями способствует эколого-эстетическому развитию ребёнка. Мы постарались создать такие условия (разнообразие комнатных растений по происхождению, по разнообразию семейств, по размеру), чтобы дети видели красоту растений, разнообразие их красок и форм, предпочтение живым растениям перед искусственными.У детей формируются нравственные качества, т.е. регулярное ухаживание, умение сохранить окружающую красоту природы.

Сенсорное развитие и природные материалы

Природные материалы для сенсорного развития

Природные материалы являются отличным инструментом для развития органов чувств детей. Они позволяют осязать, рассматривать, слушать, нюхать и пробовать, что помогает детям лучше понимать окружающий мир.

Песок и галька. Дети могут ощущать текстуру песка и галек, использовать их для построения и игры. Это не только развивает осязание, но и способствует развитию мелкой моторики рук.

Разные виды травы и листьев. Дети могут ощупывать различные виды травы и листьев, чтобы познакомиться с их текстурой и запахом. Это также способствует развитию осязания и обоняния.

Природные материалы разных форм и размеров. Камни, шишки, палочки и другие природные материалы предоставляют возможность детям изучать разные формы и размеры. Это помогает развитию зрения и осязания.

Важно помнить, что при использовании природных материалов необходимо обеспечить безопасность детей и следить за тем, чтобы они не попали в рот или не причинили травмы. Сенсорное развитие через работу с природными материалами позволяет детям лучше воспринимать и понимать окружающий мир

Оно способствует развитию органов чувств и моторики рук, а также учит детей наблюдать и анализировать природные явления

Сенсорное развитие через работу с природными материалами позволяет детям лучше воспринимать и понимать окружающий мир. Оно способствует развитию органов чувств и моторики рук, а также учит детей наблюдать и анализировать природные явления.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:

  • В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.
  • В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.
  • В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.
  • В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

Физическое развитие и активная игра

Значение физической активности

Физическая активность является основой для развития здоровья и физической формы детей. Она способствует формированию правильной осанки, развитию силы, выносливости и гибкости. Активные игры позволяют детям осваивать новые двигательные навыки, учиться ориентироваться в пространстве и взаимодействовать с другими детьми.

Регулярная физическая активность также способствует улучшению психического состояния детей, помогает им справляться с эмоциональным напряжением, улучшает настроение и общую жизнеспособность.

Организация активных занятий

Для развития физических навыков и активной игры необходимо организовывать специальные занятия и подготавливать специальное оборудование. В группе должно быть достаточно места для свободного движения детей. Необходимо также предоставить разнообразные игрушки и спортивные приспособления, которые помогут детям развивать координацию и силу.

Важным аспектом в организации активных занятий является грамотное руководство со стороны педагога. Педагог должен проводить разминку с детьми, объяснять правила игр, следить за безопасностью и поддерживать интерес детей к активной игре.

Активные занятия должны проводиться регулярно, чтобы развивать физические навыки и активность детей. Педагог должен варьировать игры и упражнения, чтобы дети могли развивать разные аспекты физического развития

Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому необходимо учитывать его особенности и потребности при выборе активностей

Таким образом, развитие физических навыков и активная игра являются важными компонентами старшей группы по ФГОС. Активные занятия способствуют развитию здоровья, координации движений, силы и гибкости детей, а также помогают им научиться взаимодействовать с окружающим миром.

Слайд 3В старшей группе уголок природы находится в специально отведённом, хорошо

освещённом место. Он находится напротив окон, на специальных тумбах и

на стене, на экране из деревянных реек. В нём размещены природные объекты для ухода и наблюдений. В уголке природы находятся: комнатные растения, мини огород, аквариум, природный материал, инвентарь для ухода за растениями и животными, художественная литература, календарь природы, альбомы на темы «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Комнатные растения», «Рыбы», «Деревья и кустарники» и др., папки раздвижки со стихами, пословицами, загадками, потешками, природными приметами, детскими рисунками и детские поделки.

Что такое уголок природы в ДОУ

Уголок — часть развивающей предметно-пространственной среды. Он оформляется в каждой группе либо располагается в отдельной комнате детского сада. Создавая предметно-развивающее пространство экологической направленности, педагог должен учесть, что СанПиН 2.4.1.3049-13 не позволяет следующее:

  • размещение в группах живых существ: птиц, животных и рыб;
  • размещать растения на подоконниках и в спальне;
  • живые существа на территории ДОУ должны быть безопасными и здоровыми.

Уголок природы в ДОУ

Важно! Перед созданием пространства педагог должен ознакомиться с требованиями ФГОС ДО к данной деятельности, а также изучить программы и методики экологического воспитания

Что такое групповой уголок природы?

Автор — Коротаева Ольга Анатольевна, воспитатель детского сада № 22, г. Воткинск

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

  1. У каждой группы детского сада есть свой уголок природы.
  2. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами.
  3. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11.

не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями.

Растения уголка природы старшей группы:

Продолжать формирование умений наблюдать за объектами, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основное: рост и развитие растений, изменение их по сезонам. Дети должны знать, что для роста и развития растениям необходимы: свет, влага, тепло и почвенное питание; но разным видам растений нужно разное количество света, влаги и тепла. Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей и цветков. Закрепляется умение выбора способа ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля. Детей знакомят с вегетативным способом размножения – стеблевыми черенками. В уголок природы дополнительно вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы и т.д.: 2 – 3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, 1 – 2 вида кактусов, цикламен, примула, амариллис, кливия и др.. В старшей группе вводятся дежурства по уголку природы: дети дежурят 3-4дня.

Психологическое благополучие

В уголке природы старшей группы создается атмосфера, способствующая развитию позитивных эмоций и укреплению психического здоровья. Здесь дети могут наслаждаться общением с природой, наблюдать за растениями, животными, исследовать окружающий мир.

Работа с природными материалами, такими как песок, камни, палочки, листья, способствует развитию тактильных ощущений и моторики рук

Это важно для гармоничного физического и эмоционального развития ребенка

Важным аспектом психологического благополучия является умение ребенка общаться с другими детьми и взрослыми, а также развитие эмпатии и эмоционального интеллекта

В уголке природы старшей группы предусмотрены игровые ситуации, способствующие развитию коммуникативных навыков и умения принимать во внимание чувства и потребности других людей

Участие детей в создании и уходе за уголком природы также способствует развитию внутренней ответственности и самодисциплины. Дети отвечают за полив и уход за растениями, уборку и поддержание чистоты в уголке природы. Такие действия формируют важные навыки самоорганизации и учат детей заботиться о своем окружении.

Психологическое благополучие детей – одна из важных составляющих их общего развития. Создание уголка природы в старшей группе по ФГОС способствует развитию эмоциональной сферы, формированию позитивных эмоций и психического здоровья.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий