Физиологические особенности новорожденного ребенка

Как из темперамента вырастает характер

Вслед за западными учеными связью между темпераментом младенцев и характером подросших детей занялись и российские исследователи. Это были (минутка региональной гордости!) Елена Слободская и Елена Козлова из новосибирского Института физиологии и фундаментальной медицины. Они опросили 45 родителей и попросили их оценить темперамент своих детей. когда им было несколько месяцев, а через восемь лет повторили анкетирование.
Оказалось, что из младенцев-интровертов выросли школьники, склонные к неврозам, а улыбчивые младенцы в школе проявляли большую эмоциональную устойчивость. Если до года ребенок был способен контролировать свое поведение и не отвлекаться от игры с психологом на посторонние факторы, то в школе он оказывался одним из самых аккуратных учеников.

А вот другое исследование, проведенное чешскими учеными. И снова на него были затрачены годы жизни, все-таки люди – не лабораторные мыши… Здесь на старте изучали детей от года до трех лет, а повторную проверку (оцените терпеливость чешских ученых) провели спустя почти сорок лет. 

Ну и еще одно исследование, на это раз от британских ученых, которые, как известно, самые ученые ученые мира. Научный коллектив Института психиатрии в Лондоне в 1975-1976 изучил тысячу (!) детей трехлетнего возраста, а затем этих же детей, но спустя 23 года.

Оказалось, что время ничего не изменило, во всяком случае – для юных британцев. Уверенные дети стали взрослыми с самым высоким уровнем экстраверсии, а у «зажатых» детей этот показатель, напротив, был самым низким.

Какой вывод можно из этого сделать? Увы, сколько не вырабатывай и не закаляй характер, это лишь наработка масок, не меняющая нашей истинной сути. К примеру, если вы застенчивы, можно научиться быть приветливым и дружелюбным с незнакомыми людьми, но для вас это всегда будет работой, требующей волевых усилий. А если тревожны, то обретенное умение «держать себя в руках» только переведет эмоциональное напряжение в соматическое заболевание.

Любите себя, а главное – своих детей такими, какие они есть. Помните, что в знаменитом советском романе «Как закалялась сталь» речь все-таки идет о закалке изначально стального характера, и пытаться воздействовать таким образом на чистое золото – значит, идти против природы!

20.05.2020Подготовила Антонина Рыбакова

По мотивам публикации BBC 
  

АФО и особенности пищеварительной системы у новорожденных

Многие органы пищеварительной системы новорожденного еще недостаточно развиты к моменту появления на свет. В то же время на нее приходится очень большая нагрузка в связи с высоким обменом веществ в детском организме. Поэтому даже небольшие нарушения диеты и режима питания кормящей грудью матери приводят к расстройству пищеварения у младенца.

Язык новорожденного относительно большой. В целом строение его полости рта приспособлено для сосания: на поверхности губ есть небольшие возвышения, так называемые подушечки, в толще щек располагаются специальные скопления жировой ткани — комочки Биша. Одна из особенностей пищеварительной системы у новорожденных – недоразвитость слюнных желез, поэтому в первое время слюны у ребенка выделяется очень мало.

Мышцы, закрывающие место перехода пищевода в желудок, развиты недостаточно, поэтому у малышей часто возникают срыгивания. Для того чтобы их избежать, рекомендуется после кормления подержать малыша 15-20 минут в вертикальном положении, прислонив его головку к груди матери. Желудок также развит недостаточно к моменту рождения. В первый день жизни ребенка его вместимость составляет всего 7 мл, на 4-е сутки она увеличивается до 40-50 мл, а к 10-му дню составляет уже 80 мл.

Ещё одна анатомо-физиологическая особенность (АФО) пищеварительной системы новорожденного ребенка – недостаточное развитие толстого кишечника, особенно мышц его стенки. Поэтому пища продвигается по нему замедленно, и новорожденных нередко мучает скопление в кишечнике газов и вздутие живота — метеоризм. Нередко у малышей по той же причине бывают запоры.

Появление мекония является очень важным признаком правильности формирования и проходимости желудочно-кишечного тракта и оценивается врачами в роддоме.

Если в эти сроки меконий не появляется, значит, у ребенка есть порок развития желудочно-кишечного тракта, требующий немедленного хирургического вмешательства.

В первые дни жизни кишечник новорожденного заселяется пищеварительной микрофлорой, налаживается работа пищеварительных желез, и характер стула меняется. Теперь это масса желтоватого цвета, состоящая из слюны, пищеварительных соков и остатков пищи. Особенность пищеварительной системы новорожденного ребенка такова, что при грудном вскармливании стул ребенка практически не имеет запаха.

Типы характеров

Американские педиатры выделяют три типа темперамента у младенцев, а также промежуточные случаи.Ребёнок с легким темпераментом отлично приспосабливается к условиям извне, им легко привыкнуть к режиму, они спокойны, их очень легко уложить спать.Такие дети прекрасно себя чувствуют на руках мамы и папы, среди игрушек, лояльны к посторонним, зачастую они даже минуют «страх чужаков».

После того, как ребёнок вырастает, не возникает проблемы отнимания от груди и отучения от пустышки.Таких малышей можно назвать наградой для родителей. Когда они взрослеют, они уравновешенные – флегматики и сангвиники, они доброжелательны, им легко влиться в коллектив, они доброжелательные.Следующий тип – средней тяжести, они немного хуже переносят перемены, несколько негативны к чужим людям, но в целом особых проблем с ними нет.

Заставить заснуть самостоятельно такого малыша на первом году жизни практически невозможно.Тяжёлые дети всегда считались проблемным явлением, считались «наказанием».Некоторые книги, близкие к сфере психологии, писали о будущих проблемах в подростковом возрасте, о том, что такие дети вырасту истеричными, непослушными эгоистами, даже писали о криминальных наклонностях.

Произошла реабилитация тяжёлых детей благодаря педиатру Уильяму Серзу. Он не стал давать термин «трудное дитя», вместо этого он называет таких детей, имеющими повышенные психологические потребности. Уильям Серз говорит о положительных качествах таких детей. Это эмоциональность, способность к переживаниям, сильная воля, в будущем развитая эмпатия, способность к пониманию смысла вещей. Для проявления таких положительных качеств необходимо грамотно подойти к воспитанию дитя, быть чутким с ним.

Периоды адаптации новорожденных детей

В периоде новорожденности в связи с особенностями ребенка условно выделяют два периода.

1. Ранний неонатальный период. Этот физиологический период новорожденности длится от перевязки пуповины до 7-х суток жизни;

2. Поздний неонатальный период. Этот период длится с 8-го по 28-й день жизни.

В это время происходит адаптация организма новорожденных детей к новым условиям обитания. Этот физиологический процесс при неблагоприятных условиях может принимать неблагополучное течение. Возникают пограничные состояния, не требующие специального лечения. В момент родов у младенца отмечается «синдром только что рожденного ребенка», который характеризуется обезвоживанием, глубоким вдохом, криком, повышенным мышечным тонусом, позой новорожденного ребенка с согнутыми, приведенными к туловищу руками, кистями, сжатыми в кулачки.

Адаптация новорожденных в оба периода к новым условиям жизни – процесс непростой. Ощущения ребенка складываются из внутриутробного опыта и впечатлений от нового, незнакомого мира. Единственным источником привычных эмоций является мать, поэтому малышу необходимо симбиотическое единство с ней, включающее уход и удовлетворение физиологических потребностей младенца. Новорожденный помнит, что в утробе он находился в полной безопасности. После рождения он чувствует себя защищенным только в случае близости матери. Самым важным условием адаптации младенца является физиологический контакт с матерью: тепло, ношение на руках, материнское прикосновение, поглаживание и т. д. Физиологический контакт матери и ребенка необходим для полноценного развития эндокринной, иммунной и других систем.

АФО костно-мышечной системы у новорожденных детей

Имеет свои анатомо-физиологические особенности (АФО) и костно- мышечная система новорожденных: масса мышечной ткани младенца по отношению к общей массе тела значительно меньше по сравнению с взрослым человеком. Распределение ее в организме также особое: большая часть мышечной ткани приходится на мышцы туловища, меньшая — на мышцы конечностей. Поэтому новорожденный ребенок кажется существом с очень большим животом и головой и тонкими ручками и ножками. Постепенно это соотношение костно-мышечной системы у новорожденных меняется, мышцы конечностей тренируются, и строение тела приближается к взрослому.

У новорожденных повышен тонус мышц, сгибающих конечности, поэтому в первое время их ручки и ножки находятся преимущественно в согнутом состоянии, ребенок как бы по привычке сохраняет внутриутробную позу.

Мышцы шеи в первое время практически не развиты, поэтому новорожденный не удерживает головку. Движения рук и ног беспорядочные, размашистые.

Костная ткань новорожденного содержит небольшое количество солей, поэтому кости малыша непрочные, гибкие и легко искривляются при неправильном уходе.

Особенностью черепа малыша является наличие родничков — неокостеневших участков черепа. Различают два основных родничка и несколько малых. К основным относятся передний (большой) и задний (малый) родничок. Большой родничок находится надо лбом ребенка, в месте соединения лобных и теменных костей. Он имеет вид ромба и размеры от 1,5х 2 до 3 х 3 см и закрывается полностью к 1-1,5 годам. Малый родничок расположен в затылочной области на месте соединения теменных и затылочной костей. Он имеет вид треугольника и закрывается на 1-2-м месяце жизни младенца.

Позвоночник новорожденного прямой и не имеет физиологических изгибов, свойственных позвоночнику взрослого. Шейный изгиб формируется после того, как ребенок начинает держать голову. Грудной изгиб начинает формироваться в 6-7 месяцев, когда ребенок уже может сидеть. Поясничный начинает складываться с 9-12 месяцев, когда ребенок учится ходить. В целом формирование позвоночника заканчивается примерно к 20-ти годам.

8 ролевых типов характера

А некоторые психологи считают, что всех детей следует делить не на 4, а на 8 подгрупп:

  • руководитель;
  • тайный вождь;
  • художник;
  • ночной сторож;
  • охотник;
  • хранитель очага;
  • политик;
  • работяга.

Руководитель – это типичный лидер, модели поведения которого рассматривались выше: инициативен, свободолюбив, решителен.

Интересен тип «тайного вождя». Это не умеющий руководить лидер, он мечтает завоевать власть, но сам неактивен и не обладает ни одним необходимым для этого качеством. Обычно реализует он свою тягу к властвованию в семье. Это – семейный тиран

И родителям стоит обратить на это факт особое внимание. Ведь именно из таких типов детей получаются маньяки, домашние садисты, преступники. Поэтому иной раз следует даже поработать с психологом, чтобы предотвратить нежелательные последствия

Поэтому иной раз следует даже поработать с психологом, чтобы предотвратить нежелательные последствия.

Художник – творческая личность. Часто в коллективе бывает «белой вороной». Но с близкими людьми – родными, друзьями, любимыми – художники бывают нежны безмерны.

Ночной сторож – это «сова», активная по вечерам, с трудом просыпающаяся по утрам, часто мнительная и боязливая натура.

Охотник – личность жёсткая, властная, быстрая, активная. По сути, это лидер, но не ощущающий стремления к руководству. Поэтому, несмотря на то, что часто он как раз и возглавляет команду, вполне может действовать в одиночку.

Хранитель очага – это тот самый рецептивный тип размеренного, педантичного исполнителя. Ненавидит новшеств, любит животных, детей, порядок во всём.

Политик – ярко выраженный коммуникативный тип. Общителен, падок на похвалу, умеет сглаживать конфликты и легко решает жизненные проблемы. Но может от скуки создать сам интригу, сделать скандал «из ничего». Хорошо учится, но только по тем предметам, которые ему интересны. Требует внимательного отношения к себе, так как никогда нельзя быть уверенным в том, что придёт в голову «политику» в следующую минуту.

Работяга – ребёнок физически сильный, но с некоторыми отклонениями в умственном и иногда нравственном развитии. Подвижен и драчлив, достаточно смел. При недостатке внимания со стороны воспитателей и родителей может вырасти в хулигана и забияку. Но по сути добр. Поэтому при правильном воспитании из него вырастает прекрасный семьянин, хороший исполнитель – работяга, одним словом.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что все типы характеров переплетаются между собой, что каждый ребёнок – индивидуум. Поэтому не существует конкретных строгих правил на все случаи жизни. Воспитатель – творец личности, скульптор души. Поэтому от того, как точно он подберёт подход к конкретному ребёнку, зависит результат.

Голова у новорожденных

Голова у новорожденных отличается преобладанием мозгового черепа над лицевым. Обычно, после прохождения родовых путей, лицо у новорожденного ребенка отечное. На голове могут образоваться гематомы. Иногда можно наблюдать тремор (видимую дрожь) в области челюстных суставов. Все эти особенности очень быстро пройдут при правильном уходе. Голова новорожденного обычно запрокинута, что также обуславливает внутриутробное положение ребенка.

Роднички у новорожденных

Роднички у новорожденных – это анатомические образования из перепончатой ткани, расположенные на головке малыша. Благодаря наличию родничков головка может беспрепятственно проходить через родовые пути, изменяя свою форму (конфигурацию).

Большой родничок у новорождённого

Большой родничок у новорожденного —  это самый заметный из родничков. Он  расположен на макушке между лобными и теменными костями. Получил свое название не зря. Размер его достаточно крупный и составляет в среднем 3 см. Форма большого родничка ромбовидная, а при внимательном рассмотрении можно увидеть пульсацию.

Маленький родничок у новорождённого

Маленький родничок у новорождённого расположен в месте соединения теменных и затылочных костей. Выглядит этот родничок как треугольник размером около 5 мм. Часто рождаются дети с уже закрытым малым родничком, у остальных он закрывается течение одного-двух месяцев.

Сосцевидные и клиновидные роднички

Два парных родничка можно обнаружить в височных областях. Это клиновидные роднички. Ещё одна пара родничков, сосцевидных, обнаруживается позади уха. Все они закрываются вскоре после рождения ребёнка и диагностической значимости не имеют. Функции родничка у новорожденных

Родничок играет важную роль во время родов. Благодаря родничкам головка малыша сжимается и легче проходит через родовые пути.

Размер головы у новорожденных

У здорового доношенного ребенка окружность головы составляет 32- 38 см. Она составляет ¼ общей длины тела. Если сравнить с пропорциями взрослого человека, то у взрослого голова составляет  1/8 часть от длины тела. Лицевая часть черепа у новорожденных сравнительно небольшая. Шея у новорожденных короткая и поэтому кажется, что голова у них расположена прямо на плечах.

Форма головы у новорожденных

В зависимости от особенностей протекания родов форма головы может быть различной: долихоцефалической (вытянутой спереди назад), брахицефалической (вытянутой вверх) или неправильной (асимметричной). Нормальная форма головы, как правило, восстанавливается в течение первой недели жизни.


1-норма, 2-ассиметричная, 3-брахицефалическая, 4 -долихоцефалическая форма

Признаки недоношенного новорожденного ребенка

Недоношенным новорожденным считается ребенок, который родился в период между 28-й и 37-й неделями развития, с массой тела 1000-2500 г и ростом 35-46 см. Чем раньше до положенного срока родился малыш, тем более заметны его отличия от доношенного младенца.

Причинами недоношенности могут быть рождение двойни, возраст матери меньше 18 и больше 35 лет, ее недостаточное питание и заболевания, в том числе инфекционные (сифилис, герпес, цитомегаловирусная инфекция, даже ОРВИ и грипп), стресс, профессиональные вредности, злоупотребление алкоголем и курение, пороки развития плода, различные внутриутробные заболевания плода, патология беременности, токсикозы.

Недоношенные дети в первое время довольно заметно отличаются от доношенных как по внешнему виду, так и по функциональным признакам.

Как же выглядят недоношенные дети при появлении на свет? Внешними признаками недоношенного новорожденного являются:

1. У недоношенных слой подкожно-жировой клетчатки развит в меньшей степени или полностью отсутствует, поэтому такие младенцы выглядят очень худенькими, иногда похожи на морщинистых старичков.

2. Одна из анатомо-физиологических особенностей недоношенных новорожденных – непропорционально большая голова при слишком коротких и тонких ножках. Дело в том, что на том сроке беременности, когда родился малыш, все дети выглядят именно так. Это один из этапов нормального развития плода.

3. Мозговой отдел черепа больше лицевого, большой родничок имеет большие размеры, швы между костями черепа открыты.

4. Густые пушковые волосы покрывают всю поверхность тела, и даже лицо.

5. Ещё одна особенность недоношенных новорожденных – мягкие, податливые, плотно прижатые к черепу ушки.

6. У девочек большие половые губы не закрывают полностью половую щель, у мальчиков яички не опущены в мошонку.

Есть значимые отличия в работе различных органов и систем организма недоношенного ребенка, связанные с их недостаточной зрелостью. Степень выраженности этих признаков недоношенного ребенка зависит от срока беременности, в который малыш родился. Особое значение при уходе за недоношенным ребенком имеют незрелость дыхательной, пищеварительной систем и системы терморегуляции. В связи с этими отличиями есть некоторые особенности домашнего ухода за недоношенными малышами. Если ребенок родится глубоко недоношенным, то после рождения его помещают для выхаживания в специальную камеру — кувез (инкубатор). В ней поддерживаются определенные температура и влажность, имитирующие внутриутробные условия. Малыша кормят в особом режиме, защищают от попадания инфекции, и таким образом он растет и развивается до тех пор, пока не сможет существовать в обычных условиях. Сроки пребывания в кувезе зависят от степени недоношенности и общего состояния младенца. Наиболее крепкие находятся там от нескольких часов до 2-4-х дней. Малышей с массой при рождении менее 1500 г выхаживают в кувезе 8-14 дней, а от 1500 до 1750 г — 8 дней. После этого их переводят в отделение для недоношенных. Детей массой более 2000 г дольше наблюдают в роддоме в специальных отделениях, и если они чувствуют себя нормально, их отпускают домой.

Посмотрите на фото, как выглядят недоношенные дети, рожденные раньше срока:

Физиология печени у новорожденных

Вследствие незрелости ферментов печени в физиологии новорожденных, они подвержены холестазу и передозировке лекарственных веществ. Например, незрелость и дефицит фермента глюкуронилтрансферазы, ответственного за конъюгацию и экскрецию билирубина, может привести к физиологической желтухе на 1-й неделе жизни ребенка. При быстром нарастании уровня неконъюгированного билирубина требуется проведение фототерапии или, редко, обменного переливания крови. Обменное переливание проводится для предотвращения ядерной желтухи, токсичной для ЦНС и обусловленной отложением несвязанного билирубина в базальных ганглиях. Ядерная желтуха может проявляться судорогами, потерей слуха, умственной отсталостью и центральными параличами.

Иммунология новорожденных

Бактериальная колонизация начинается во время родов. К третьему дню жизни кожа и верхние отделы дыхательной системы заселяются грам-положительными микроорганизмами. В возрасте 1 недели грамотрицательные, аэробные и анаэробные бактерии заселяют ЖКТ. У госпитализированных детей происходит заселение более вирулентными штаммами микроорганизмов, которые присутствуют в детском отделении и на медицинском инструментарии, поэтому у таких детей имеется высокий риск развития системной инфекции. Слизисто-кожный барьер в физиологии новорожденных, состоящий из целостной слизистой оболочки, продуцируемой слизи, иммуноглобулинов, местной флоры, координированной перистальтики, кислого содержимого желудка, различных ферментов, может быть ослаблен у новорожденных, особенно у недоношенных, и не способен предотвратить оппортунистическую инфекцию вследствие бактериальной колонизации. Основное заболевание и медицинские манипуляции, например, интубация или катетеризация, увеличивают риск инфекционных осложнений.

Для физиологии новорожденных характерен клеточный и гуморальный иммунодефицит. У нейтрофилов и макрофагов снижена хемотаксическая и адгезивная способность; система комплемента работает на 50% активности взрослого; снижена Т-клеточная активность. У большинства новорожденных также наблюдается и относительный иммунодефицит при рождении, который обусловливает увеличение риска инфицирования инкапсулированными микроорганизмами и вирусами. В первые месяцы жизни грудное молоко может компенсировать большую часть иммунной недостаточности

Грудное молоко важно для физиологии новорожденных, и содержит сегментоядерные лейкоциты, макрофаги, лимфоциты, комплемент, ферменты, лактоферрин, лизоцим, интерферон и различные ростовые факторы. Перечисленное обеспечивает пассивную защиту новорожденного до момента созревания его собственной иммунной системы

Пятый месяц

В пятый месяц своей жизни ребенок оттачивает физические навыки:

  • может уверенно переворачиваться в разные стороны;
  • лежа на животе, поднимается на локти или ладони;
  • занимает позу «подготовки к сидению»: полулежа на бедре, опираясь на одну из ручек;
  • пытается дотянуться до интересующего предмета;
  • может стоять, если его поддерживать за подмышки;
  • захватывает себя за ступни, тянет их в рот, облизывает.

В пятый месяц развития ребенка у него появляется важный социальный навык: он начинает отделять своих от чужих. Малыш с удовольствием сидит на ручках у родителей, но может нахмуриться или даже заплакать, если к нему обратится или попробует взять другой человек.

В 5 месяцев ребенок умеет сам играть с различными предметами: брать их в ручки, бросать, стучать, облизывать и т. д. На пятом месяце жизни малыша может заинтересовать книжка с картинками. Детки любят разглядывать лица, особенно с различными выражениями. Интересуются цветными журналами.

Рассказывайте, что изображено на страницах, читайте простые стишки. Так вы не только надолго займете свое чадо, но и поспособствуете развитию речи малыша.

В этом возрасте уже можно учить ребенка простым словам: «мама», «папа», «баба». Некоторые малыши в пятимесячном возрасте уже повторяют их.

В 5 месяцев детки вовсю выражают свою радость улыбкой, умеют заливисто хохотать, сердиться и грустить; продолжают осваивать весь спектр эмоций. Если ему не хватает внимания взрослых, ребенок может закапризничать.

Узнайте, что должен уметь ребенок в 5 месяцев>>>

Особенности строения костей и мышц

У грудного ребенка соотношение мышц к общей массе тела намного меньше, чем у взрослого человека. Именно поэтому у новорожденного ребенка животик значительно больше остальной части туловища. При детальном осмотре можно также отметить тонкие ручки и ножки. По мере взросления данные показатели приближаются к нормальным, ведь начинают регулярно тренироваться. Благодаря этому малыш начинает сначала ползать, а затем и ходить.

Сразу после появления на свет у грудного ребенка все мышцы находятся в тонусе. На фоне этого конечности не могут разогнуться полностью. Малышу намного комфортнее находится в позе зародыша. У детей также плохо развиты мышцы шеи, поэтому они не могут самостоятельно ее удерживать. Родители могут наблюдать хаотическое движение ручек и ножек.

Дополнительно следует отметить, что в костях содержится большое количество солей. Именно поэтому они еще не прочные и могут легко быть повреждены. Нормализация данной системы происходит в течение первого года жизни. Родители в этот период должны обеспечить кроху необходимым питанием и активностью. Благодаря этому удастся снять чрезмерный тонус мышц.

У новорожденного свои особенности имеет и череп. На нем можно с легкостью рассмотреть участки, которые еще не окостенели. Родители сами смогут отыскать большой и малый родничок. Эта зона уязвима, поэтому следует беречь ее от повреждений и механического воздействия.

Позвоночник не отличается особенностями после родов. Все его изгибы соответствуют строению системы взрослого человека. Грудной изгиб заканчивает свое формирование только к шести месяцам. Как только кроха начинает ходить, то это свидетельствует о нормальном функционировании поясничной зоны. Дополнительно следует отметить, что опорно-двигательная система будет полностью сформирована только к 20 годам.

Физиология почек у новорожденных

Вся жидкость организма в физиологии новорожденных делится на внутриклеточную и внеклеточную; к 32 нед гестации вода составляет около 80% массы плода; к рождению ее доля уменьшается до 70%. В течение 1-й недели жизни новорожденный ребенок быстро теряет от 5 до 10% общего объема жидкости. У недоношенных детей из-за большего общего объема жидкости при рождении, чаще встречаются симптомы перегрузки жидкостью в течение 1-й недели жизни вследствие неадекватного выведения ее избытка. Большой объем циркулирующей жидкости может увеличить вероятность функционирования артериального протока, недостаточности левого желудочка, РДС, некротизирующего колита. К концу первого года жизни общий объем жидкости достигает уровня, характерного для взрослого человека (около 60% массы тела).

Функция почек в физиологии новорожденного значительно отличается от функции почек взрослого человека. Скорость клубочковой фильтрации (СКФ) у новорожденного составляет четвертую часть от СКФ взрослого. Вследствие того, что почечная регуляция уровня калия зависит от СКФ, новорожденные, особенно недоношенные, входят в группу риска развития гиперкалиемии. Концентрационная способность почек новорожденного также ниже вследствие низкой чувствительности к антидиуретическому гормону.

Почки доношенных новорожденных способны концентрировать мочу до 600 мОсм/кг, а у взрослых концентрационная способность достигает 1200 мОсм/кг. Почки новорожденного способны задерживать натрий путем экскреции разведенной мочи (ниже 30 мОсм/кг против 100 мОсм/кг у взрослых). Эти две особенности объясняют подверженность физиологии новорожденного к гипернатриемии

Поэтому очень важно разумное введение жидкостей и электролитов детям, не получающим перорального питания. В первые сутки начинают введение с 5% раствора декстрозы, а затем вводят 5% декстрозу, разведенную пополам физиологическим раствором

Новорожденный должен выделять 1-2 мл/кг мочи в час осмоляльностью примерно 250 мОсм/кг.

Особенности строения подкожной клетчатки

Ребенок появляется на свет полностью окутанный сыровидной смазкой. Она состоит из жира и холестерина. Благодаря данному веществу ребенок хорошо защищен и легко проходит по родовым путям. У младенца кожа тонкая и имеет характерный розовый цвет. На ней также можно рассмотреть сетку из кровеносных сосудов. Эпидермис светлый, поскольку в организме меланин вырабатывается в недостаточном количестве. Ситуация полностью изменится на протяжении первого месяца жизни крохи.

Благодаря коже все внутренние органы хорошо защищены, поэтому если ее слой истончается, то заметно увеличивается риск проникновения внутрь организма вирусов и инфекций. Достаточно часто у таких детей возникают опрелости из-за чрезмерного количества влаги или неправильно подобранной одежды.

Кожный покров – это один из самых главных органов чувств. Благодаря ему у крошки формируется необходимая связь с матерью и внешним миром. Данный орган используется для выведения остатков продуктов обмена веществ.

Подкожно-жировая клетчатка младенца полностью отличается от взрослого человека. Прежде всего ее процентное соотношение к общей массе тела намного больше. Благодаря этому организм крохи может качественно противодействовать внешним негативным факторам. Главная задача клетчатки – избежать переохлаждения. У новорожденного она практически полностью состоит из бурой жировой ткани. Дело в том, что организму крохи необходимо оградить себя от переохлаждения. Задача всех обменных процессов – предотвратить такую ситуацию.

По мере взросления жировой ткани и волосков станет намного меньше, ведь тельце крохи больше не нуждается в сборе дополнительного количества тепла.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий