Психологические проблемы подросткового возраста

Проблемы пубертатного периода

Гормональные всплески, физиологические изменения становятся причиной непослушания, дерзости. Это приводит к тому, что родители перестают понимать своего отпрыска, рождается агрессия. Взрослые пытаются сохранить лидерство за собой и не дать сесть себе на шею. Все это приводит к неизбежным конфликтам.

Наименование

Описание

Тревожность

Основной причиной является тревога по поводу того, как примут в группе сверстников, установить свою значимость

Стыд, страх

Боязнь вызывают физиологические изменения, боязнь сказать что-то глупое, казаться маленьким, смешно выглядеть

Злость, агрессия

Возникает в результате повышенной выработки тестостерона

Неуверенность в себе

Расстраивают внешность, разлад в отношениях с родителями, неудачи в учебе. Самый большой страх – не понравиться сверстникам, противоположному полу

Снижение успеваемости

Пониженная концентрация внимания, ухудшение памяти

Особенности развития

Скачок роста, полового созревания может длиться до двух лет. Однако, такое положение дел может вызывать насмешки у более развитых сверстников

Подростки стараются изучать свои способности. Поэтому их поведение может быть вызывающим, рискованным.

Причины конфликтов

Разногласия между родителями и подростками в семье возникают из-за нежелания родителей понимать свое чадо, находить компромиссы, быть терпеливыми. Проявляться ссоры могут в следующем:

непослушание, хамство, грубость по отношению к родителям. Это происходит потому что ребенок специально стремиться обесценить авторитет старших. Грубость проявляется в том случае, если родители продолжают давить на подростка, соблюдая строгую модель воспитания;

вседозволенность. При отсутствии внимания, понимания, участия со стороны взрослых возможен суицид

Детям в этом возрасте важно понимать что их все так же любят, как и раньше;

требование купить то же, что у других. Все это является желанием быть таким как все сверстники, не выделяться, идти в ногу со временем

Пытаться достучаться до ребенка, что одежда, гаджеты не являются главными – бесполезно;

снижение успеваемости сопровождается отсутствием мотивации, подражанию авторитетам-сверстникам;

смена имиджа. Не всегда новый стиль ребенка приветствуется родителями. Для ребенка – это способ самовыражения, чтобы выделиться среди сверстников.

Монахова Альбина Петровна

клинический психолог • Стаж 17 лет

Запишитесь на онлайн консультацию, если вас беспокоит взаимоотношения с вашим ребенком-подростком. Наши психологи на дистанционной консультации проведут психокоррекцию страхов, тревог ребенка, помогут ему справиться с подростковым периодом, научат родителей коммуницировать с детьми. Наши психологи работают для вас круглосуточно.

Юношеская шизофрения

Кроме депрессивных расстройств и расстройств личности, в этом возрасте также довольно часто развиваются и такие тяжёлые заболевания, как шизофрения. Мы говорим о такой ее форме, которая называется юношеская шизофрения. Эта форма возникает крайне редко и является эксклюзивной.

Тем не менее, если такое несчастье всё-таки происходит, и болезнь начинается, то она, как правило, протекает катастрофически. То есть это злокачественная форма, при которой психика разрушается стремительным образом, ее крайне сложно остановить. Течение этой болезни разрушает психику за какие-то там 2–3 года.  Ребёнок становится за это время инвалидом.

Невротические расстройства подростков

В отдельном числе случаев мы наблюдаем в этом возрасте и расстройства, связанные с какими-то органическими заболеваниями, связанными с неврологической, соматической патологиями.

Конечно, мы не можем обойти стороной и невротические расстройства подростков. Ведь именно на исходе этого возраста они сталкиваются, пожалуй, с самым тяжелым для себя и для своей психики испытанием – с единым государственным экзаменом, значимость которого преувеличена настолько, что для большинства подростков вопрос сдачи или несдачи этого экзамена – это вопрос жизни и смерти.

И много-много других проблем и вопросов, которые тесно переплетаются с психологическими и социальными аспектами.

Психология подростка

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. О наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

12 лет — уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет – возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше

Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место

Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться – это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

Социальные особенности подросткового возраста

В этом возрасте подростки учатся общаться и строить устойчивые отношения. До определенного момента дети не очень разборчивы в выборе друзей, а их отношения неустойчивы и недолговечны

Иными словами, ребенок общается с тем, кто оказывается рядом, привлекает его внимание и готов играть с ним в игру. Конечно, это не резкие изменения и, например, малышам в песочнице все равно с кем вместе копать ямку, лишь бы им не мешали, а в начальной школе детки уже делят группу на тех, с кем им нравится дружить, а с кем нет

Но если ребенка переведут в другой класс, то он едва ли сохранит прежние связи. Все меняется постепенно, по мере взросления. В подростковом возрасте человек осваивает искусство построения устойчивых отношений. Он уже более внимателен к выбору друзей, у него появляются определенные предпочтения по убеждениям, интересам, поведению и т.п., которое он ожидает от своего окружения. И уже на этом этапе подросток целенаправленно может структурировать свое время, назначать время и идти на «тусовку» с друзьями. Но избирательность подростка пока еще не достаточна, поэтому часто ребенок может попасть в «плохую компанию», и последствия могут быть печальны.

Помощь родителей подросткам

Родители, если хотят быть в курсе жизни своего ребенка, должны быть очень не навязчивы, больше спрашивать и интересоваться. Не поучать и не критиковать ребенка. Стоит помнить, что запреты в этом возрасте действуют уже не на всех детей и многие попросту перестанут рассказывать о том, что твориться в их жизни, только чтобы «предки не психовали», а делать все равно будут по-своему. Родителям, хотят они этого или нет, пора привыкать к тому, что они больше не могут контролировать свое чадо всецело — у подростка появляется определенное личное пространство, куда он может пускать только тех, кого хочет. Чтобы родители были вхожи в этот мир ребенка им придется проявить тактичность, терпимость к решениям подростка и готовность быть скорее другом нежели ментором и наставником.

Важно помнить, что подросток по-прежнему нуждается в родителях, их поддержке и одобрении, но при этом он хочет чтобы его «принимали таким, какой он есть». Если родители готовы, ребенок будет им очень благодарен, а они смогут помочь ему вовремя избежать опрометчивых шагов и непоправимых ошибок

Подростковый возраст занимает важное место в жизни человека, детям в этом возрасте нужна помощь и поддержка родителей и близких. Проявляйте терпение и показывайте свою любовь друг к другу и к младшим

Порой даже между самыми близкими и любящими людьми могут возникать конфликты, а в отношениях наступать кризисы. Помните, Вы всегда можете обратиться к семейному психологу за консультацией по сложной ситуации в отношениях с подростком. Будьте счастливы!

Когда лучше сходить с подростком к психологу

Иногда бывает трудно понять, является ли поведение вашего ребенка следствием типичных переживаний пубертата или пора обращаться к специалистам. Вот список «красных флагов», которые говорят о том, что подростку, а возможно и всей семье, нужна помощь специалиста:

  • подавленное настроение, которое длится две недели и больше: такое состояние может говорить о наличии клинической депрессии. Сюда входят такие признаки, как тоска, апатия, отсутствие интереса к прежним увлечениям и любым другим вещам
  • признаки нарушения пищевого поведения: потеря или набор веса, регулярный отказ от еды или переедание с последующим вызыванием рвоты. В этом случае необходимо исключить наличие анорексии, булимии и других опасных синдромов
  • расстройства сна и снижение жизненной энергии: бессонница, патологическая сонливость и постоянная вялость могут быть признаками заболеваний нервной системы
  • трудности в управлении эмоциями: замкнутость и уход в себя или, наоборот, чрезмерная раздражительность и конфликтность, что часто сопровождается стремлением и угрозами уйти из дома. Чтобы вовремя сгладить проблему и предотвратить опасные последствия в виде несчастных случаев из-за рискованного поведения подростка, необходимо обратиться к психологу
  • регулярное употребление алкоголя, наркотиков и сигарет — эксперименты с химическими веществами распространены в подростковом возрасте, но если ваш ребенок регулярно возвращается домой под воздействием алкоголя или других психоактивных веществ, нужно действовать немедленно
  • мысли о смерти, самоповреждение или попытки самоубийства — в этом случае нельзя считать, что вы справитесь с ситуацией самостоятельно. В связи с повышением уровня самоубийств среди подростков, отнеситесь к проблеме серьезно и покажите ребенка психотерапевту

Это основные признаки, при наличии которых следует обращаться к специалистам. В остальных случаях вы сами можете сделать так, чтобы период взросления прошел как можно более гладко и безболезненно. Вот некоторые советы:

Спланированный режим труда и отдыха: способствует лучшей концентрации и продуктивной учебе

Кроме того, усталый вид может негативно сказываться на внешности, что особенно важно для девочек-подростков
Интересный досуг и хобби: если подростку нечем заняться после учебы, то он будет все больше углубляться в свои внутренние проблемы. Занятия спортом помогают выплеснуть накопившуюся энергию и агрессию
Помощь специалистов: не бойтесь посещать педиатра, терапевта, психолога или эндокринолога, особенно если видите, что настроение и самочувствие ребенка ухудшается

При воспитании подростка следует помнить, что этот непростой период не зря назван переходным. Скоро вы вместе преодолеете трудности взросления, и взаимоотношения наладятся. Не забывайте, что ребенок любит вас и нуждается в вашей поддержке, а его не всегда приятное поведение на 90–100% обусловлено недостаточно совершенными структурами нервной системы и гормональным дисбалансом.

Подростковый возраст и родители

Родители могут в данной ситуации занять три возможных позиции:

Постараться задавить индивидуализм ребенка (который он, естественно в этот период проявляет вычурно и чрезмерно). Тогда любое разногласие перетекает в скандал, когда последним аргументом становится «Я тебя кормлю, ты живешь в моей квартире, так что не имеешь права на СВОЕ мнение!» и подросток будет замыкаться и отдаляться от родителей. Ведь он уже понял, что у него есть свое мнение и он будет искать место и компанию, где он сможет его выразить.
Проявлять интерес к мнению и идеям подростка, интересоваться что он думает по тому или иному поводу. Если же их мнения не совпадают, то постараться наладить диалог и подискутировать

При этом очень важно уметь остаться «каждому при своем», а для этого родителям придется запастись огромным терпением! (ведь ни для кого не секрет, что в современном обществе, к сожалению, далеко не все умеют принять тот факт, что совершенно чужой человек не разделяет их мнения, не говоря уже о собственном ребенке. Многие живут по принципу «Есть два мнения: мое и неправильное!»)

Здорово, если родители смогут хотя бы иногда соглашаться с ребенком и проявлять искренний интерес к его идеям, пусть даже они и оказываются порой очень радикальны, нигилистичны и т.п.

Детерминанты психического здоровья

Подростковый возраст – важнейший период развития социальных и эмоциональных навыков, важных для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и обучение эмоциональному самоконтролю. Большое значение имеют безопасные, благоприятные условия в семье, школе и сообществе в целом.

На психическое здоровье подростка влияет целый ряд факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Повышать уровень стресса в подростковом возрасте могут, в частности, воздействие неблагоприятных факторов, желание быть таким же, как ровесники, и поиск идентичности. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья являются качество жизни в семье и взаимоотношения со сверстниками. Признанными факторами риска для психического здоровья являются насилие (особенно сексуальное насилие и издевательства со стороны сверстников), жесткие методы родительского воспитания и социально-экономические проблемы.

Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации, социальной изоляции либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. В эту категорию входят подростки, живущие в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подростки, страдающие хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, нарушениями интеллектуального развития и другими неврологическими расстройствами; беременные подростки, подростки, ставшие родителями или вступившие в ранний или принудительный брак; сироты; и подростки из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.

Факторы окружающей среды, влияющие на психологию подростков

В отличие от биологических или психологических причин, факторы окружающей среды, как правило, порождают стресс или трудности, с которыми подростки сталкиваются ежедневно. Они имеют психологическую природу, но при этом они присутствуют в жизни человека (сохраняются в течение более длительного времени). А основы психологии и педагогики — стресс и сон можете прочитать в других наших статьях. Факторы окружающей среды, влияющие на психическое состояние подростков могут стать следствием стресса. Известными источниками стресса в подростковом возрасте являются социальная тревога, изоляция и злоупотребление психоактивными веществами. Другие известные причины включают:

  • Травмы — сексуальное, физическое и эмоциональное насилие;
  • Издевательства в школе;
  • Автомобильная авария;
  • Завышенные требования в школе;
  • Проблемы с телом (акне, лишний вес);
  • Хронические заболевания;
  • Стихийное бедствие;
  • Нестабильная или неблагополучная домашняя обстановка — грубость и насилие в доме;
  • Ранняя потеря (потеря брата, сестры или родителя);
  • Небезопасные условия жизни;
  • Акты насилия (стрельба в школе);
  • Негативные чувства (гнев, одиночество, низкая самооценка и тревога;
  • Наличие другого человека в окружении, переживающего травмирующее событие;
  • Социальные ожидания (если привлекательность связывается с худобой, может быть фактором, приводящим к расстройствам пищевого поведения).

Особенности воспитания девочки в переходном возрасте

Очень важно, чтобы в мир женственности девочку вводила мама, но не менее важна в этот период поддержка отца. Поддержка должна быть адекватной, не критика, не отстранение (как часто у нас бывает, когда отцы пугаются взрослеющих дочерей) или чрезмерная опека и забота, возникающая из-за страха, что дочь выберет не тот путь, к которому готовили ее родные, а именно понимание и терпение со стороны отца

Папа – это первый любящий мужчина в жизни девочки. От того, как складываются отношения отца и дочери, зависит и то, как будут складываться у девочки отношения с противоположным полом в будущем.

Изменения во внешности

Наиболее ярким признаком переходного возраста являются изменения во внешности девочки. Ей самой очень сложно привыкнуть к тому, что ее тело становится другим.

Мозг ребенка еще не осознает, что тело изменилось, отсюда появляется некоторая угловатость, что очень смущает девочку

Очень важно, чтобы родители могли относиться к дочери в этот период снисходительно, спокойно наблюдать за теми изменениями, которые происходят в ней

Постарайтесь объяснить дочери, что происходит с ней в данный момент. Очень хорошо будет, если объяснения будут подкреплены примерами из собственной жизни, про то, как сама мама или папа переживали этот период.

Сексуальность и готовность к сексуальной жизни

Вместе с изменившимися пропорциями тела, девочка может обнаружить какие-то сексуальные импульсы, интерес к себе и противоположному полу. Часто тема о сексуальности с подрастающим ребенком является очень сложной для родителей. Не зная, как поговорить об «этом», родители начинают острее контролировать дочь, ограничивать в общении с мальчиками, чтобы не допустить с ее стороны какого-либо необдуманного шага.

Ребенок не понимает, почему родители начинают ужесточать рамки, считая, что таким образом родители показывают свой авторитет, свою власть над дочкой и прочее. Зачастую родителям действительно очень трудно подобрать нужные слова, чтобы открыто разговаривать на тему сексуальности.

Объясните ребенку, что сексуальные отношения – это не пропуск во взрослый мир

Очень важно, чтобы они строились на взаимном уважении, согласии, доверии. Нужно объяснить девочке, что торопиться скорее войти с этот мир не стоит

Она должны понимать, что если она не готова для такого рода отношений, то всегда может отказаться от них, и это не будет признаком «не взрослости», скорее, напротив.

Узнать о типичных ошибках родителей при разговоре с ребенком о сексе, вы можете из нашей статьи: Как объяснить ребенку, как появляются дети?
 

Изменения в мышлении девочки

Мышление девочки в переходном возрасте устроено таким образом, что она не может видеть того, что одно и то же событие происходит амбивалентно.

На самом деле подросток мыслит абсолютами: то что происходит либо однозначно плохо, либо однозначно хорошо. Понятия «золотой середины» для нее в этом возрасте отсутствует. Из-за этого у девочки могут случаться резкие перепады настроения, она может чересчур рьяно отстаивать свои права.

Задача родителей – мягко указывать на этот оттенок серого между белым и черным

Очень важно помогать дочери справляться с ее категоричностью, объяснять, что любое событие может иметь как негативные стороны, так и позитивные. Это помогает ребенку взрослеть

Изменения в отношениях с родителями

Подростковый возраст часто называют трудным. Так как в этот период отношения ребенка и родителей становятся мягко говоря сложными. Ребенок начинает понимать, что он уже не тот малыш, но и то, что он еще не до конца взрослый – он тоже пока не понимает. Иными словами, подросток требует больше прав, но как это реализовать от не знает. И сами родители не всегда понимают, как признать взрослость дочери, но при этом не превратит эти отношения во вседозволенность.

Важно показывать своему ребенку, что взрослость – это не только безграничные возможности или увеличение прав. За каждым толики свободы следует и увеличение ответственности

Подрастающая девочка требует автономности, хочет изучать этот мир самостоятельно, но в тоже время ей страшно делать выбор самостоятельно.

Важно суметь выдерживать баланс: если мы даем ребенку в чем-то больше свободы, то и требовать должны большей ответственности с него. Если разрешать в чем-то принимать решение или делать выбор, то и вся ответственность за этот выбор должна быть на ребенке

Только так ребенок учится взрослеть, понимая, что свобода и ответственность являются взаимодополняющими составляющими.

Узнать об особенностях подросткового возраста и о том, с чем связаны сложности в воспитании, вы можете из нашей статьи: Воспитание подростков: типичные ошибки родителей
 

Осложнения

Возрастные изменения у подростка могут превышать возможности нервной и эндокринной систем адаптироваться к новым условиям жизни. Родители тоже не всегда могут помочь своему ребенку пережить возрастной кризис безболезненно. В таком случае нередко развиваются осложнения.

Поведенческие расстройства, типичные для аномально протекающего подросткового возраста, встречаются довольно часто:

  • повторяющиеся истерики;
  • самовольные уходы из дома;
  • пристрастие к сигаретам и употреблению психоактивных веществ;
  • алкогольная зависимость;
  • воровство и любые другие формы криминального поведения;
  • отсутствие интереса к общению с ровесниками;
  • девиантное поведение с криминальными наклонностями;
  • суицидальные попытки.

Психические расстройства — следствие выраженного кризиса подростка:

  • неврозы;
  • тики и заикание;
  • депрессивные настроения;
  • психопатия.

Наиболее сложно поддаются коррекции девиантное и суицидальное поведение.

Если родители не справляются с аномалиями поведения ребенка, не нужно пытаться решить такие проблемы самостоятельно, стоит доверить их специалистам.

Консультация психолога и психотерапевта нужны при:

  • выраженных признаках негативизма у подростка;
  • повышенной конфликтности;
  • пониженном интересе к учебе при нормальных природных способностях;
  • низкой успеваемости в школе;
  • подозрении на наличие у ребенка зависимостей.

Первые симптомы зависимости от наркотических веществ сходны с проявлениями подросткового кризиса. Явные изменения в поведении, приступы немотивированной агрессии, которые сменяются апатией и сонливостью, утрата прежних увлечений и смена молодежной компании всегда настораживают. Разобраться в неясных симптомах может профессиональный психолог или психотерапевт.

Проработка личных травм

Далеко не у каждого родителя было собственное безоблачное детство. На кого-то кричали, обесценивали. Кого-то строго наказывали, применяли физическую силу.

Если ваше детство было плохим, но вы все стерпели, смолчали, пережили – это не говорит о том, что подход ваших родителей был правильным, что ваш собственный ребенок морально и физически переживет подобные испытания. Да и нужны ли они ему? Вы бы сами хотели такого отношения, если бы снова стали беспомощными и зависимыми от родных?

Постарайтесь оставить прошлое в прошлом. Не используйте личную боль как аргумент в пользу деструктивных методов воспитания. Откажитесь от этих фраз:

Ваш ребенок – новая история. Пусть в ней не будет боли прошлого.

Стадии и классификация

По определению известного психолога Выготского Л.С., существуют 3 стадии кризиса подросткового возраста (фазы):

  1. Негативная фаза – негативная. Первый этап кризисного периода начинается в 9-10 лет. Ребенок начинает постепенно переходить к другой системе взаимоотношений с миром. Старые ценности постепенно утрачиваются, ломаются стереотипы. Возникают первые разногласия с родителями, появляется новый круг общения среди сверстников.
  2. Собственно кризис. Пик проявлений отмечается в 13-15 лет. Симптомы кризисного возраста самые разнообразные. Полностью меняются интересы, подросток пытается выразить свое мнение по любому поводу, ускользает от родительской опеки. Повышенная конфликтность проявляется в школе и дома.
  3. Посткризис, положительные сдвиги. Переходный возраст завершается. У подростка четко просматриваются ценности и предпочтения в общении. Заканчивается половое созревание, окончательно определяется место в общественной жизни. Подросток развивает свои интересы, определяется с профессией.

Длительность каждой фазы у каждого ребенка своя, различается и выраженность протестных настроений. При отсутствии должного контакта с родителями кризис задерживается во второй стадии и приводит к явным отклонениям в поведении.

При первых признаках девиантного (отклоняющегося) поведения у подростка и невозможности разрешить трудную ситуацию в пределах школы или семьи нужно обратиться к профессиональным психологам и психотерапевтам.

Специалисты клиники психического здоровья оказывают квалифицированную помощь подросткам и их родителям, помогают предупредить опасные деформации личности.

В зависимости от возраста ученые выделяют 2 критических периода подросткового кризиса:

  • Большой кризис при смене возраста от младшего школьника к младшему подростку. По времени соответствует предподростковому возрасту. Границы этого периода — от 8 до 12 лет. По определению американского психолога Стэнли Холла, это время перехода “от дикости к цивилизации”. Отечественные авторы Выготский и Эльконин называют младший возраст школьника “вторым периодом детства”.
  • Малый — переход от младшего подростка к старшему. Это кризисный возраст от 13 лет и старше до окончания взросления.

По преобладающему типу поведения подростков различают 2 основных варианта:

Кризис зависимости. Главная его характеристика — удивительное послушание ребенка. Подросток ведет себя как человек, полностью зависимый от мнения старших и более сильных, возвращается к детским привычкам и увлечениям.

Обращение к стилю поведения в младшем возрасте обеспечивает чувство защищенности и уверенности. Старая система отношений гарантирует благополучие в эмоциональном, физическом и материальном отношениях.

Кризис независимости. Его проявления общеизвестны. Таким подросткам присущи негативизм в общении, своенравность, протестные и бунтарские настроения. Всем своим поведением подросток показывает, что он уже не ребенок.

Далеко не всегда можно четко определить, какой тип кризиса и поведения преобладает у конкретного подростка. Его манера общаться и совершать определенные действия видоизменяется в зависимости от ситуации. Подростки обладают способностью приспосабливаться к непрерывно меняющимся обстоятельствам.

Что же является причиной подростковых проблем?

Перед тем, как попытаться нейтрализовать подростковые проблемы, нужно со всем вниманием вникнуть в их корни. Проблема считается решенной только тогда, когда обнаружена и устранена их причина

Основные причины сложностей в подростковом возрасте:

  1. Неправильное воспитание. Некоторые родители не считают нужным учитывать при выборе воспитательных мер психологические и физиологические особенности своего чада.
  2. Интенсивный рост организма. Физический облик ребенка меняется на глазах. Появляются проблемы с кожей.
  3. Половое созревание, сопровождающееся гормональной перестройкой. В конце этого периода будет окончательно сформирована репродуктивная система.
  4. Появление ощущения взрослости. Желание доказать себе и окружающим свою самостоятельность. Родительский контроль воспринимается как обуза, от которой нужно избавиться.
  5. Тяга к компании сверстников. Желание подростка стать таким же, как и все остальные подростки, составляющие его окружение.
  6. Отсутствие необходимого опыта жизни и взаимодействия с социумом. При этом подросток активно делает вид, что все знает и все умеет.

Чаще всего подростковые проблемы являются следствием неправильного воспитания. Многие родители предпочитают решать проблемы со своим ребенком при помощи давления, тогда как ребенок нуждается в поддержке и понимании.

Как проявляются подростковые девиации

Поводом инициировать работу с трудными подростками у психолога в школе или на индивидуальной основе, могут быть заметные отклонения в их поведении:

  • участившиеся конфликтные ситуации с родителями, учителями, сверстниками;
  • нарастающий кризис в учебе, вызванный ухудшением когнитивных функций, плохая успеваемость, пассивность выполнения общественных задач (участие в спортивных, внеклассных мероприятиях);
  • нарушение административного кодекса, правил общественного порядка, наконец, норм морали, этикета;
  • полное отсутствие коммуникаций со сверстниками, нежелание/неспособность общаться;
  • незрелость эмоций — срывы, неспособность контролировать выражение чувств, девиантная демонстрация;
  • ускоренная эмансипация — стремление к автономности от взрослых, бродяжничество, отсутствие интереса к бытовым, семейным делам;
  • высокий интерес к субкультурам, слепое подражание, соблюдение норм поведения, внешнего вида, жизненных ценностей, принятых ограниченными группами за истину в последней инстанции;
  • увлеченность предметами, взлетевшими на пик моды, но не несущими эстетической, культурной нагрузки: тупой просмотр роликов, компьютерных игр, стримов, мощное эмоциональное включение.

Также о кризисе формирующейся личности говорит отсутствие целей профессионального порядка.

В норме к 15-17 годам у ребенка формируется четкое понимание увлеченности, склонности к определенным занятиям, виду науки. Сложные подростки не имеют таких интересов, они плохо представляют, чем будут заниматься, как обеспечивать себя.

Все это должно заставить педагогов или родителей привлечь профессионального психолога к решению проблемы. Чем быстрее это произойдет, тем выше шанс возвращения школьника в здоровый социум.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий